Сун-Дай Вьетнамская война
Сун-Дай Вьетнамская война | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Династия Сун | Дай Вьет | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Император Шэньцзун Сун Го Куй (Го Куй) Чжао Се (赵禼) Чжан Шоуцзе † Су Цзянь † |
Ли Нхан Тонг Ли Туонг Киет Нунг Тон Дан Тан Кан Фук Луу Унг Ки ( военнопленный ) | ||||||
Сила | |||||||
Вьетнамское вторжение в Западный округ Гуаннань : 100 000 поездов снабжения [ 4 ] 100,000–870,000 [ 5 ] [ 6 ] регулярные войска и люди [ 7 ] |
Вьетнамское вторжение в Западный округ Гуаннань: | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Вьетнамское вторжение: 14 в. Вьетнамский источник: [ 11 ] 100 000 убиты в Гуанси [ 12 ] Песня «Контратака» : 12 в. Китайский источник: [ 13 ] 200 000 смертей [ 14 ] 13 в. Китайский источник: 150 000 смертей [ 15 ] Современные источники: не менее 250 000–400 000 военнослужащих и мирных жителей (включая резню в Юнчжоу): более половины солдат Сун умерли от болезней во время контрнаступления против Чи Вьет. [ 16 ] [ 6 ] | Неизвестный |
Вьетнамская война Сун -Дай , также известная как война Ли-Сонг . [ 4 ] нунг над на государственного / чжуан их контроля Война была вызвана изменением лояльности племенных народов, таких как , пограничных приграничных территориях, а также усилением администрация. В 1075 году император Ли Нхан Тонг приказал превентивно вторгнуться на территорию династии Сун с участием более 80 000 солдат, разрушив город Юнчжоу после 42-дневной осады. В следующем году Сун ответила 300-тысячной армией. В 1077 году войска Сун почти достигли столицы Дай Вьет Тханг Лонга, прежде чем были остановлены генералом Ли Тхионг Кьетом на реке Нхой Нгует в современной провинции Букнинь .
После продолжительной тупиковой ситуации и больших потерь с обеих сторон Ли Тхионг Кьет принес извинения за вторжение, а командир Сун Го Куй согласился вывести свои войска, положив конец войне. В последующие годы были проведены дальнейшие переговоры, которые укрепили границу между двумя империями.
Фон
[ редактировать ]Восстания Нунг Три Цао
[ редактировать ]
В 1040-х и 1050-х годах восстания Нонг Чжигао Нунг лидера Чжуан Нунг Три / Цао (C. Nong Zhigao) в Куанг Нгуене (К. Гуангюань; ныне провинция Цао Бонг ) и его попытка создать независимое государство на приграничных землях Đại Cồ Việt и Династия Сун привела к обострению отношений между двумя государствами. Неудачные восстания Нунг Три Цао и поражение от вьетнамских войск и генерала Сун Ди Цин (1008–1061) привели к удалению племенной буферной зоны между Ди Ко Вьетом и Сун. Его окончательное поражение от Сун также привело к подчинению значительной части этой зоны прямому контролю Сун. Вьетнамский суд не вмешивался в дело, и в течение 20 лет после восстаний Нунг Три Цао вдоль границы царил общий мир. Однако региональный баланс сил был утрачен. В страну прибыли ханьские китайские военные поселенцы, и новые лидеры захватили уцелевшие общины. Несколько влиятельных лидеров Нунг встали на сторону вьетнамского двора. [ 17 ] Решающее влияние на подготовку к событию оказала новая политика, спонсируемая двором Сун , продвигаемая Ван Аньши , и усилия суда Ли по консолидации периферийных вотчин. [ 18 ]
Сун и Дай Ко Вьет по-разному относились к своим приграничным народам. Традиционно китайская система Джими стремилась познакомить «некультурных» варваров с благами «цивилизованного» центра. С другой стороны, руководство Вьетнама создавало отношения «покровитель-клиент», используя брачные союзы и военные экспедиции для поддержания «спутниковых» партнеров. Последующие вьетнамские суды считали извлечение ресурсов у приграничных вассалов мерилом своей эффективности. Однако к 11 веку и китайский, и вьетнамский дворы рассматривали границу как источник доступных войск, известных своей свирепостью. К 1065 году Сун из этих общин набрала около 44 500 ополченцев. [ 19 ]
Расширение песни
[ редактировать ]
Беспорядки на границе возобновились в 1057 году, когда Нунг Тонг Шан (К. Нонг Зонгдан), родственник Нонг Три Цао, вошел на территорию Сун. Пограничный администратор Ван Хан посетил лагерь Нонг Тонг Дана в Лейхуо (в Куанг Нгуене), чтобы отговорить его от стремления к включению в династию Сун, поскольку это расстроило бы вьетнамский двор. Вместо этого он предложил ему остаться за пределами территории Сун в качестве лояльного лидера пограничного ополчения. Ван опасался, что возрождение клана Нунг создаст проблемы на границе. Суд Сун проигнорировал его опасения и предложил Нунг и другим общинам статус «внутренней зависимости». К 1061 году император Жэньцзун из Сун (годы правления 1022–1063) сожалел о своем решении и сетовал на то, что «бандит Нунг» и его родственники отошли далеко от своих пограничных обязанностей и, возможно, никогда не будут включены в администрацию Сун. Однако в 1062 году, когда Нунг Тонг Шан попросил включить его территорию в состав империи Сун, Ренцонг принял его просьбу. Согласно проектам документов, касающихся официальных вопросов песни Нонг Тонг Дан считался в Сун префектом префектуры Лэйхуо, переименованной в «Умиротворенную префектуру» ( Шуньаньчжоу ), и имел титул «Личный генерал-хранитель правых». Нунг Три Хои (К. Нонг Чжихуэй), брат Нунг Три Цао, получил титул «Личный страж левых». Другие члены клана Нунг в Темо, такие как Нунг Бинь, Нанг Лунг и Нунг Хо Кхань, поклялись в верности Сун. [ 20 ] Бывшие генералы Нунг Три Цао Лу Бао, Ле Мао и Хоанг Чонг Кхань также получили официальные титулы. [ 21 ]
По мнению суда Сун, эти титулы были не просто почетными назначениями. Местное ополчение в юго-западной приграничной зоне было реорганизовано в 1065 году под руководством префекта Гуйчжоу Лу Шена. В 45 гротах вдоль рек Ю и Цзо были назначены лидеры ополчения гротов. Комиссар обследовал регион на наличие трудоспособных мужчин, которые будут организованы под командованием командира охраны, выбранного из известных семей района, который получил специальный сигнальный баннер, обозначающий отличие их группы. Группы по 30 человек были организованы в подразделения местного управления, известные как «десятины ( цзя )», которые были организованы в группы по пять человек под командованием коменданта отряда ( дутоу ), группы по десять человек во главе с командиром-аборигеном ( чжицзюньси ) и в группы 50 во главе с главнокомандующим ( дужидзюнши ). Возможно, именно в этом усилении защиты границ вьетнамский двор почувствовал угрозу, поскольку увидел, что его собственные системы местного контроля разрушаются. [ 22 ]
Ученые также отмечают, что к концу 11 века произошел резкий рост населения на юго-западной границе династии Сун. В конце X в. эта область насчитывала всего 17 760 дворов, тогда как в 1078-85 гг. эта же площадь увеличилась до 56 596 дворов. Население Западного округа Гуаннань в 1080 году составляло 287 723 домохозяйства, что на 133% больше, чем при переписи населения Тан , составлявшей 742 человека. Частично этот прирост можно объяснить включением коренного населения и улучшением методов регистрации, но тенденция увеличения поселений ханьских китайцев очевидна. [ 23 ] С увеличением ханьского населения Китая также появилось больше культурных практик, ориентированных на север. [ 24 ]
До Тан этот уезд был заселен варварами Мяо. Никаких следов ханьских поселенцев не было. В 1053 году «Великий военный вождь» Ди (Цин) подавил восстание варвара Куанг Нгуена Нунг Три Цао, войска, следующие за экспедицией генерала, остались в регионе, чтобы открыть и заселить пустоши. Их поселения простирались по всему графству. [ 23 ]
- Записи округа Фэншань
Вьетнамская экспансия
[ редактировать ]Суд Ли также находился в процессе укрепления своих границ. В 1059 году были предприняты попытки взять под прямой контроль границу и ее рабочую силу. Северная граница в районе реки Цзо - Ю была разделена на новые административные единицы: Нго Лонг, Во Тинг, Лонг Док, Тхон Дьен, Бонг Тхань, Бо Тхонг, Хынг Лок и Ван Тиоп. За каждым из этих подразделений было закреплено должностное лицо. Среди местных общин были созданы отряды милиции. иероглиф «Армия Сына Неба» ( тяньцзы цзюнь Призывникам на лбу вытатуировали ). Это отражало характерный для Юго-Восточной Азии способ контроля над региональной рабочей силой. [ 25 ]
Пограничные конфликты
[ редактировать ]
В начале 1060-х годов вдоль границы Сун-Вьет начали возникать пограничные конфликты. Весной 1060 года вождь Лонг Чау и зять императора Тхан Тхиу Тхау перешли на территорию Сун, чтобы совершить набег на скот. Тиу Тхау захватил в ходе атаки командира династии Сун Ян Баокая. Осенью 1060 года войска Сун также пересекли границу, но не смогли вернуть Яна. Бои, устроенные туземцами во главе с Тиу Тау, унесли жизни пяти военных инспекторов. Военный комиссар Ю Цзин обратился за помощью к Чампе для совместного нападения на Куанг Нгуен. Суд Ли узнал об этом и начал напрямую обхаживать местных лидеров. [ 26 ]
Несмотря на усиление военной напряженности, суд Ли попытался разрядить ситуацию, отправив делегацию во главе с Би Зя До в Юнчжоу . Власти Сун просили вернуть Ян Баокая, но получили отказ. Император Жэньцзун также опасался дальнейшего роста напряженности и поручил местным военным комиссиям воздерживаться от сбора войск. 8 февраля 1063 года два посланника-данника двора Ли подарили императору Сун девять ручных слонов. 7 апреля 1063 г. новый император Сун Инцзун (годы правления 1063–1067) прислал в дар двору Ли каллиграфические композиции Жэньцзуна. [ 27 ]
В тот же день, когда посланник Вьетнама Ли Ко Тьен готовился покинуть Кайфэн , пришло известие, что Тхан Тхиу Тха напал на поселения в Западном округе Гуаннань. Официальный представитель Гуаннани потребовал немедленного возмездия против южных злоумышленников. Однако суд Сун попытался дистанцировать действия Тхиу Тхау от суда Ли. Прибыл посланник Танг Лонга , прося прощения за нападение. Инцзун решил не мстить. [ 28 ]
18 ноября 1064 года префект Гуйчжоу Лу Шен сообщил, что военная делегация из Танг Лонга пересекла границу в поисках Нонг Нхут Тана, сына Нунг Тонг Шана. Он также сообщил, что делегация проявила интерес к вторжению на территорию Сун, в том числе на Вэньмэнь-дун ( Хурунь , деревня в Цзинси, Гуанси ). Суд Сун не предпринял никаких особых действий, но Лу был полон решимости расширить военное присутствие Сун на юге. Лу собрал 44 500 солдат из 45 вождей аборигенов в районе реки Цзо-Ю и приказал им отремонтировать и укрепить военную оборону. Чтобы завоевать доверие местных жителей, он потребовал изготовить специальные печати для лидеров его ополчения и освободить регион Цзо-Ю от налогов. Официальные лица Вьетнама были обеспокоены этим развитием событий и отправили в Кайфэн посла, чтобы напомнить двору Сун о роли Вьетнама в урегулировании пограничных вопросов. Тем временем Лу предложил ежегодно проводить специальную программу обучения и идеологической обработки для местных вождей, которая позволила бы им войти в официальную бюрократию через три года. [ 28 ]
Смена альянсов
[ редактировать ]В конце 1065 года Нунг Тонг Дан отказался от верности Сун и предложил союз с Ли Тхань Тонгом (годы правления 1054–1072) и вождём Гуанъюань Луу Ки (К. Лю Цзи). Лу Шен сообщил об этом в суд, но Инцзун не предпринял никаких действий, кроме как передать титулы Нунг Тонг Дану. [ 29 ] Чтобы компенсировать бегство Тонг Дана, Сун даровал титулы Нунг Три Хою и признал его единоличным лидером Куанг Нгуена. [ 30 ]
Император Шэньцзун Сун (годы правления 1067–1085) продолжал уделять особое внимание вьетнамским посланникам в январе и феврале 1067 года. Он преподнес посланникам великое множество подарков: 200 лянов серебряных слитков, 300 рулонов шелка, двух лошадей, и седло с инкрустацией золотом и серебром. Он назвал Ли Тхань Тонга «королем Южного Тихоокеанского региона». [ 29 ] В то же время чиновники Сун на южной границе готовились к военным действиям. К концу 1067 года префект Гуйчжоу Чжан Тянь сообщил, что Лю Ки поддерживал связь с Ло Бао, который перешел на территорию Сун в поисках личной славы. Чжан хотел напасть на Ло Бао, но суд Сун отклонил этот образ действий. Однако к 1069 году Ли Бао выразил свою преданность Сун, в то время как Лю Ки остался в Куанг Нгуене и номинально находился под контролем Танг Лонга. [ 30 ]
В конце 1071 года военный комиссар Гуаннани Сяо Гу сообщил, что Лу Ки был замечен недалеко от Шуньаньчжоу (в Куанг Нгуене) во главе более чем 200 человек. Суд Сун выразил обеспокоенность тем, что варвары накапливают силы. [ 31 ]
2 февраля 1072 года Ли Тхань Тонг умер. Новому правителю Ли Нхан Тонгу (годы правления 1072–1128) было всего шесть лет. Его регенты, такие как главный защитник Ли Тхионг Кьет , консолидировали власть, объявив всеобщую амнистию для всех преступников в охраняемых префектурах. Сообщалось, что местный вождь Лонг Чау Донг Конх Тонг принес ко двору белого оленя в качестве дани и был награжден титулом «Великий страж». [ 32 ]
В 1073 году группа «Пяти кланов» направила ко двору Сун большое дань-посольство численностью 890 человек. [ 33 ]
Новая политика
[ редактировать ]В конце 1060-х годов Ван Аньши и новая политика преобладающие настроения ирредентизма при дворе Шэньцзуна привели к новым способам управления. Политика Вана рассматривала каждую часть общества как часть большего целого, и поэтому государство должно принимать более целостное и всеохватывающее участие в управлении. Одна из реформ Ванга, Закон о сбалансированной поставке , призвала налоговых интендантов в шести южных округах игнорировать квоты на предметы дани и покупать и продавать товары в соответствии с ценами на открытом рынке. Верных сторонников искали для помощи в добыче этих ресурсов. Ли Тхионг Кьет рассматривал изменение экономических отношений между Сун и приграничными народами как отказ от традиционной парадигмы дани. Ван призвал к военным действиям имперские войска Сун. [ 34 ]
В начале 1075 года Танг Лонг потребовал возвращения горного вождя, перешедшего на сторону Сун с 700 последователями. Сун отказались, заявив, что они подчинились Сонгу. [ 9 ]
Весной 1075 года Шэньцзун послал двух чиновников, Шэнь Ци и Лю И, управлять Гуйчжоу. Им было поручено обучить местных жителей ведению речной войны и запретить им торговать с подданными вьетнамского двора. [ 33 ] Тхонг Кьет обвинил Сун в подготовке солдат для нападения на Танг Лонг. [ 9 ] Некоторые ученые утверждали, что Ван планировал расширение территории Сун на юг. [ 35 ]
Конфликт
[ редактировать ]Вьетнамское вторжение
[ редактировать ]
В 1075 году вождь Гуанъюань Луу Ки предпринял нападение на Юнчжоу и был отбит Нунг Чи Хой. [ 33 ]
Предвидя нападение с севера, Ли Тхионг Кьет разделил свою армию на две части. План заключался в том, чтобы первая группа, включавшая сильный контингент горцев и возглавляемая Нунг Тонг Аном, вторглась и привлекла внимание войск в Юнчжоу. Вторая группа, основная армия, представляла собой береговой отряд, предназначенный для захвата незащищенных мест. В октябре 1075 года Нунг Тонг Шан повел 23 000 солдат вдоль реки Цзо на территорию Сун и захватил гарнизоны Гувань, Тайпин, Юнпин и Цяньлун. Тем временем военно-морские силы Тхонг Кьота захватили Циньчжоу и Ляньчжоу . Тхонг Киот представил себя освободителем в поисках мятежника и стремился освободить китайцев от Ван Аньши . репрессивных реформ [ 36 ]
Обе армии прибыли в Юнчжоу ранней весной 1076 года. Они разбили силы ополченцев во главе с Чжан Шоуцзе, генерал-губернатором Западного округа Гуаннань . Он был обезглавлен в битве на перевале Куньлунь . Затем они осадили Юнчжоу. После 42-дневной осады 1 марта оборона Юнчжоу была прорвана и взята штурмом. Трехтысячный гарнизон был разбит, а городская крепость сровнена с землей. Командир города Су Цзянь убил собственную семью и отказался покинуть горящее здание, покончив жизнь самоубийством. [ 37 ] [ 38 ] Су Цзянь сказал: «Я не умру от рук этих воров». [ 39 ] По оценкам некоторых источников, общее число людей, убитых вьетнамскими войсками во время этой кампании, составило 80 000–100 000 человек. [ 16 ] [ 40 ] [ 41 ]
Когда прибыла большая армия Сун, силы Тхонг Киота отступили, взяв с собой большое количество добычи и тысячи пленных. [ 42 ]
Песня контратаки
[ редактировать ]
До вторжения в Сун Ли Тхионг Кьет вел успешную войну против Чамов в 1069 году, поэтому в 1076 году Сун призвала Кхмерскую империю и Чампу начать войну против Дай Вьета. [ 6 ]
В конце 1076 г. полководец Сун Го Куй (1022–1088) начал собирать силы на границе с Вьетнамом. Ему потребовался месяц, чтобы добраться до границы, и еще два месяца, чтобы собрать свои силы. Помощник офицера Чжао Се критиковал медленную кампанию. Он считал, что авангард должен был продвинуться прямо через горы в сторону Танглонга (современный Ханой ), но его мнение было проигнорировано. Наконец, ближе к концу года они привели объединенные силы Сун из 50 000 солдат и 100 000 носителей снабжения на территорию Чи Вьет. [ 4 ] Отряд кавалеристов под командованием Тао Би (1015–1078) вошел в район реки Цзо . Сун быстро взяла Куанг Нгуен и в процессе захватила Лю Ли, который напал на Юнчжоу в 1075 году. Лю Ки направил слонов против сил Сун, которые использовали косы, чтобы перерезать себе хоботы, заставив их топтать свои собственные войска. [ 6 ] Поселения донг были снесены. [ 42 ]
К 1077 году Сун разгромила силы Ко Ланга и Куьет Ли и двинулась к столице Ди Вьет в Танг Лонге. Войска Сун собрались у реки Нху Нгует (в современной провинции Букнинь ). Тхонг Киот считал защиту этой реки решающей для военных действий, поскольку она давала последний шанс защитить регион дельты, где находились могилы бывших правителей и деревня основателя династии. Тхонг Киот приказал своим людям возвести на южном берегу реки большой земляной вал, защищенный рядами бамбуковых свай. Тем временем его флот пересек устье реки Бочонг, чтобы не дать военно-морским силам Сун оказать поддержку действиям. [ 42 ] Существовал также «водный барьер», закрывающий устье реки Бохонг. Никаких подробностей морских сражений не сохранилось, за исключением того, что «многие морские сражения» начались за несколько месяцев до того, как произошли какие-либо сухопутные сражения. [ 4 ]
Чжао Се приказал своим солдатам построить катапульты и плавучие мосты. Армия Сун собралась за рекой на холме, где вьетнамцы не могли их видеть. Обстрел катапульт очистил реку от вьетнамских судов, освободив место для мостов Сун. Нескольким сотням солдат Сун удалось переправиться до того, как мосты были сожжены. Они подожгли бамбуковые оборонительные стены, но было слишком много слоев, чтобы их можно было прорвать. Авангардный кавалерийский отряд проехал в нескольких километрах от Танг Лонга. [ 43 ] Когда войска Сун перешли в наступление, вьетнамцам пришлось удержать линию фронта. Ли Тхионг Кьет пытался поднять боевой дух своих солдат, процитировав перед своей армией стихотворение под названием « Нам куок сан ха ». [ 40 ] Стихотворение настолько воодушевило его силы, что вьетнамцы предприняли успешную контратаку, оттеснив силы Сун через реку. Войска Сун снова попытались переправиться, но Тхионг Киот ранее построил защитную систему из шипов под руслом реки Нхой Нгует, и они снова были отброшены, в результате чего погибло 1000 человек. Тем временем атака военно-морского флота Сун была сдержана береговой обороной Вьетнама и не оказала никакой помощи Го Кую. [ 42 ]
Го Куй повел армию Сун в другом направлении, к близлежащему региону Фу Лунг, где они обстреляли позиции Тхоонг Кьота. Тхонг Киот продержался месяц, отразив многочисленные попытки войск Сун пересечь реку. Он стал самоуверенным и решил провести лобовую атаку, чтобы рассеять армию Сун. Он под покровом ночи повел свою армию через реку и атаковал силы Сун. Поскольку линия фронта Сун находилась под угрозой обрушения, прибыло подкрепление и оттеснило вьетнамскую армию обратно через реку. Вьетнамский генерал был взят в плен, а два принца утонули в бою на реке Као Тук. [ 5 ] [ 43 ]
Согласно китайским источникам, «тропический климат и свирепствующая болезнь» серьезно ослабили вооруженные силы Сун, в то время как вьетнамский двор опасался последствий затяжной войны так близко к столице. [ 5 ] [ 38 ] Перед отступлением силы Сун потеряли около 50–60%, половина из них умерла от болезней. [ 44 ] Однако силы Сун продолжали оккупировать пять спорных регионов Гуанъюань (переименованные в Шуньаньчжоу/Шуньчжоу или Туан Чау), Ту Ланг Чау , Мон Чау , Су Мау Чау и Куанг Лан. Вьетнамские войска также продолжали оккупировать Юнчжоу, Циньчжоу и Ляньчжоу. [ 5 ]
Мирное соглашение
[ редактировать ]В результате растущих потерь с обеих сторон Ли Туонг Киет в 1077 году предпринял мирные переговоры с Сун; Командующий Сун Го Куй согласился вывести свои войска, но сохранил за собой пять спорных регионов: Куанг Нгуен (переименованный в Шуньаньчжоу / Шуньчжоу или Туан Чау), Ту Ланг Чау, Мон Чау, Су Мау Чау и Куанг Лан. Эти территории в настоящее время включают большую часть современных вьетнамских провинций Каобанг и Лангшон . Дай Вьет контролировал Юнчжоу, Циньчжоу и Ляньчжоу. [ 5 ]
Мелкие столкновения продолжали происходить. Весной 1077 года солдаты Сун совершили набег на священный храм и захватили скульптуру Амитабхи, но бросили ее в лесу, когда бежали из засады вьетнамцев. Считалось, что Будда пропал, пока пожар во время засушливого сезона не уничтожил лес, и жители деревни не сообщили о чуде королю, и он с большими почестями вернул статую Будды в храм Фот Тич. [ 45 ] В 1079 году Сун арестовал и казнил лидера Нунг Нунг Три Сюана (К. Нонг Чжичунь), взяв его семью в заложники. [ 46 ] В 1083 году вьетнамцы напали на Гуйхуа под предлогом преследования Нунг Три Хои, брата Нунг Три Цао. Три Хои умолял военного комиссара Сюн Бена предоставить свежие войска для отражения наступления Вьетнама, но вместо этого был задержан на допрос. [ 46 ]
В 1082 году, после длительного периода взаимной изоляции, император Ли Нхан Тонг из Дай Вьет вернул Юнчжоу, Циньчжоу и Ляньчжоу обратно властям Сун вместе с военнопленными, а взамен Сун отказалась от контроля над четырьмя префектурами и графством. включая дом клана Нунг в Куанг Нгуен, Бо Лок и Сусанг. [ 5 ] Дальнейшие переговоры проходили с 6 июля по 8 августа 1084 года в гарнизоне Юнпин на юге Гуаннани, где директор по военному персоналу Дай Вьет Ле Ван Тхун (фл. 1038–1096) убедил Сун исправить границы двух стран между Куанг Нгуеном и Гуйхуа. префектуры. [ 47 ] [ 48 ]
Наследие
[ редактировать ]Результатом войны стало соглашение между обеими сторонами, фиксировавшее границы двух стран ; современная граница практически не изменилась по сравнению с образовавшейся демаркационной линией. [ 49 ]
Вьетнам
[ редактировать ]Современный национализм
[ редактировать ]Революционные вьетнамские ученые в Демократической Республике Вьетнам с 1954 года почти без отклонений изображали вьетнамское общество XI века как наполненное кинь (этническими вьетнамцами) и некиньами в «Едином фронте» против китайской агрессии. В то же время они изображали подданных под китайским правлением, обладающих разнообразными интересами. Хотя такой вывод можно легко сделать на основе существующих источников, такая интерпретация, несомненно, окрашена националистической предвзятостью. Патриотический 20 век. Вьетнамские ученые были заинтересованы в противодействии французской колониальной концепции регионального и этнически разделенного Вьетнама, которую французы использовали для объяснения того, как они так легко завоевали его. По словам Патриции Пелли, «чтобы преодолеть эту характеристику, революционные писатели должны были повторять разглагольствующие клише о существенном единстве и однородности (Вьетнама) и его неукротимом духе в борьбе с иностранной агрессией». [ 50 ]
Одним из важнейших проявлений этого стала работа историка Хоанг Суан Хана (1908–96), написавшего в 1949 году свою основополагающую работу «Ly Thường Kiệt» , в которой династия Ли приписывала особую способность интегрировать горных жителей и использовать их для продвижения Дои Вьета. интересы. По замыслу книги, клан Нунг был местным представителем двора Ли, а занимаемые ими земли были суверенной территорией Вьетнама. Хотя Нунг Тонг Лан обратился к династии Сун и предложил поселения Лейхуо и Цзичэн (оба в Куанг Нгуене), это все еще считалось вьетнамской территорией, потому что «семья Тонг Лана все еще сохраняла контроль над своей старой территорией, которая, следовательно, была территорией, которая все еще оставалась вьетнамской территорией. принадлежал Вьетнаму». [ 51 ] Другие вьетнамские историки подчеркивают высокое положение Нунг Тина в армии Ли и его участие в войне против династии Сун. В результате многие ученые утверждают, что руководство Ли выиграло больше от своих отношений с горцами, чем от Сун. Одним из особых мнений является Джеймс А. Андерсон, который утверждает, что все было наоборот, и суд Ли почувствовал угрозу со стороны растущих связей Сун с последователями Нонг Чжигао и поэтому выбрал упреждающую атаку как лучший военный вариант. [ 52 ]
Первая Декларация независимости Вьетнама
[ редактировать ]Согласно буддийскому писанию XIV века Тхиен Уен Тап Ань , во время защиты Вьетнама от контрнаступления Сун, в ходе которого силы Сун почти достигли столицы Дайвьетна Тханлонга, генерал Ли Тхыонг Кьет написал знаменитое стихотворение под названием Нам Куок Сон Ха . [ 53 ] Он прочитал стихотворение перед своей армией, чтобы поднять боевой дух своих людей перед битвой на реке Нху Нгует. Стихотворение, получившее задним числом название первой Декларации независимости Вьетнама, утверждало суверенитет правителей Ши Вьет над своими землями. Стихотворение гласит: [ 54 ] [ 55 ]
Литературный китайский | Китайско-вьетнамский | Персонажи Хан Нома | Вьетнамский перевод | английский перевод |
---|---|---|---|---|
Наньгошань в провинции Хэнань 河Императорская резиденция 截Определенно определено Небес в Книге 如Как вторгнуться против врага 侵 и другие будете разочарованы . Вы |
Южная страна южных гор и рек находится в Южной империи. Абсолютно суждено попасть в книгу небес Как озорной и навязчивый человек Руки и ноги хана были разбиты. |
Водопад 𡶀Киннан 𤤰nan 𤋶𤋶Решено в книге𡗶 Поэтому шумное𠎪弋𨖅нарушение Все чиновники были избиты𧛷𢱎 |
Реки и горы Юга, где живет Царь Юга Очевидно, судьба находится в небесной книге. Почему оккупанты вторглись? Теперь они будут избиты до полусмерти. |
Над горами и реками Юга царствует Император Юга. Как это написано навечно в Книге Небес Как посмели эти варвары вторгнуться на нашу землю? Ваши армии будут безжалостно уничтожены. |
По мнению К.В. Тейлора, если история стихотворения правдива, то стихотворение не могло быть исполнено в той форме, в которой оно существует сегодня. Стихотворение написано на классическом китайском языке по правилам Танского стиля, которые было бы трудно понять вьетнамским солдатам. Это также будет единственное известное литературное произведение, написанное Ли Тхионг Кьотом, который не был литератором. История о пении в храмах для поднятия боевого духа перед битвой вполне правдоподобна, но ответить на вопрос, пелось ли именно это стихотворение, невозможно. Возможно, оно было написано уже после события. [ 53 ]
Китай
[ редактировать ]В Китае осада Юнчжоу во время вьетнамского вторжения была изображена в книге Ляньхуаньхуа , которая представляет собой небольшую книжку с картинками размером с ладонь, содержащую последовательные рисунки, разработанные в Китае в начале 20 века. Иллюстрация на странице 142, нарисованная Сюн Конг Ченгом (熊孔成), описывает храбрость Су Цзяня, который, имея всего лишь три тысячи человек, смог оказать ожесточенное сорокадвухдневное сопротивление вьетнамским войскам, прежде чем, наконец, поддался значительно превосходящие цифры. [ 37 ]
Чжуан/Нунг
[ редактировать ]После окончания войны в 1078 году исторические тенденции чжуан / разошлись нунг тайскоязычных . Первоначально единая этническая группа стала известна под разными названиями в Китае и Вьетнаме. В Китае произошла большая ассимиляция чжуанов в основное ханьское китайское общество, в то время как нунг во Вьетнаме оставались довольно автономными до позднего современного периода. [ 56 ] [ 57 ] В результате нунг получили больше возможностей выражать независимую политическую этническую идентичность посредством поклонения Нунг Три Цао (К. Нонг Чжигао). Многие семьи с фамилией Нонг (В. Нунг) в Цао Бонг заявляют о своем происхождении от Нонг Чжигао и спонсируют публичные проявления гордости за лидера 11 века через храмы и памятники. Существует больше свидетельств празднования Нонг Чжигао в Цао Бонг, чем в Гуанси, особенно до современной эпохи, после чего местный лидер был включен в националистическую историю, как если бы он был гражданином Китая или Вьетнама. [ 58 ]
Физических свидетельств поминовения Нонг Чжигао в Китае до 18 века практически нет. была обнаружена стела, датируемая 1706 годом Однако в 1956 году в уезде Тяньденг . Он посвящен строительству храма в деревне Чжунсю Дуцзюнь и описывает, как Нонг Далиншэнь Дянься (Его Высочество Нунг Великий Дух) стал господином, доблестно сражался и превратился в духа, защищающего регион. Основными покровителями храма были кланы Хуан, Линь и Чжао. После поражения Нонг Чжигао клан Нонг был вынужден взять фамилию Чжао. [ 59 ] В сентябре 1952 года Китайская Народная Республика признала чжуанцев национальным меньшинством и учредила Гуанси-Чжуанский автономный район. Общественные мероприятия, такие как весенний фестиваль и фестиваль песни Саньюэсань, продвигались правительством, но к 1980-м годам они стали скорее туристическими достопримечательностями, чем символом этнической солидарности для чжуан. Продвижение культуры чжуан столкнулось с проблемами, связанными с разными приоритетами между сельскими и городскими общинами чжуан. [ 60 ]
В 1970-е годы Нонг Чжигао был реабилитирован в национальном сознании. Хуан Сяньфана Нонг Чжигао изобразил его как китайского лидера, а после китайско-вьетнамской войны в 1979 году Хуан интерпретировал Нонг Чжигао как местного лидера, который боролся против коррумпированного суда Сун, который отказался предоставить местным жителям защиту от мародерствующих банд из Ди Вьет . К концу 1980-х годов были опубликованы сборники фольклора, содержащие рассказы о героизме Нонг Чжигао. 8 января 1997 года группа потомков Нонг Чжигао в Цзинси установила стелу в честь его рождения. [ 61 ] Чжуаны из Вэньшаня Чжуан и автономной префектуры Мяо идентифицируют себя как выжившие в повстанческом движении Нонг Чжигао, а другие группы в городах Дали , Сишуанбана и северном Таиланде утверждают, что произошли от Нонг Чжигао. Во многих песнях Чжуана он упоминается как «Король Нонг». [ 62 ]
В отличие от нунгов в Китае, жители Дайвьота, говорящие на тайском языке, оставались в отношениях покровителя и клиента с вьетнамским двором. Они жили в горных районах Вьет-Бука , и большая часть их взаимодействия с вьетнамцами осуществлялась через торговцев, которые торговали в обмен на дань двору. Ассимиляции с более широким вьетнамским обществом не произошло, и вьетнамский двор управлял приграничным регионом через тридцать автономных местных правителей. Эти чиновники занимали наследственные должности и были де-факто правителями, обладавшими абсолютной властью на своих территориях. Они отдали дань уважения властям Китая и Вьетнама. Еще в XIX веке имперское утверждение власти династии Нгуен над этими территориями часто встречало ожесточенное сопротивление местных жителей. [ 56 ] Когда Вьетминь захватил регион ВьетБок в 1953 году, большинство общин Нунг все еще имели самоуправление. [ 57 ]
Французский колониальный протекторат Тонкин рассматривал нунгов как потенциальных новообращенных в колониальный порядок. Во время движения Кон Вонг за восстановление независимости Вьетнама нунг не проявляли особого интереса к поддержке равнинных Кинь Вьетс против французов. [ 63 ] Некоторые горные народы поддержали Армию Черного Флага , воевавшую против французов, другие встали на сторону французов. [ 64 ] Коммунистическая партия Индокитая предлагала предоставить горным народам и меньшинствам полную автономию после свержения французского колониального порядка, но уделяла им мало внимания до 1941 года, когда поддержка со стороны этих общин стала стратегической необходимостью. Нунг помогал Хо Ши Мину в его деятельности. В результате антифранцузских действий храмы Нунг Три Цао были разрушены. [ 65 ] Во время войны во Вьетнаме деревни Нунг в регионе Вьет-Бук избежали опустошения других горных поселений в Центральном нагорье. Демократическая Республика Вьетнам контролировала спонсируемую государством миграцию в горные районы, но на севере не наблюдалось массового притока Кинь Вьетс, поэтому этнический баланс вокруг храмов Нонг Три Као оставался довольно стабильным. [ 66 ]
Нунг Три Цао и члены его семьи были обожествлены Нунгами как три. Поклонение Нунг Три Цао было широко распространено в 19 веке. В 1897 году сообщалось, что местные лидеры совместно с кланом Нунг организовали реконструкцию храма Ком Сам. В десятый день первого лунного месяца вокруг храма устраивался праздник. Другой фестиваль, посвященный торговле, проводился вокруг храма в третьем лунном месяце во время Тхань Миня ( Фестиваль Цинмин ). [ 67 ] После китайско-вьетнамской войны поддержку Нунг Три Цао можно было рассматривать как антикитайскую, поскольку его в основном считали мятежником против китайской власти. [ 66 ] Все хранители храма Ком Сам носят фамилию Нунг. Хотя для языка нунг была создана латинизированная письменность, прихожане храма предпочитают китайский язык, похожий на чжуан в Китае, а иногда и вьетнамский. Храм Ком Сам был отремонтирован где-то до 2001 года, чтобы придать ему более националистический имидж. Внешние и внутренние колонны храма были ретушированы, а надписи китайскими иероглифами спереди и надписи Куок нгу на стенах были удалены. Ссылки на «короля Нунга», который «высоко поднял знамя, провозглашающее независимость», были заменены цветочными узорами и изображениями лошадей, общими символами, связанными с местными героями. Большая вывеска указывает на храм как на историческую достопримечательность. [ 68 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Андерсон 2008 , стр. 208–209.
- ^ «История династии Сун» Туотуо и др., Том 446, Биография 250, Страница 13157.
- ^ «Хроники династии Сун: Том 15: Инцидент в Цзяочжоу — электронный проект текстов китайской . » философии
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тейлор 2013 , с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Андерсон 2008 , с. 209.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кирнан 2019 , с. 158.
- ↑ Ли Тао «Сюй Цзы Чжи Тонг Цзянь Чан Бянь», том 274, страница 6700.
- ^ «Краткая история Юэ» (том 466 «Исторического отдела Цинь Дин Си Ку Цюань Шу»), страница 588.
- ^ Перейти обратно: а б с Тейлор 2013 , с. 81.
- ^ Пан Хуили и др. Глава 1: Лунно-русская победа «Несколько стратегических решающих сражений в истории вьетнамской нации». Перевод Дая Келаи. Пекин: World Knowledge Press.
- ^ История Дай Вьета
- ^ В «Краткой истории Юэ» записано, что в Гуанси «было убито сто тысяч человек».
- ^ Сюй Цзычжи Тунцзянь Чанбянь
- ↑ Сюй Цзычжи Тунцзянь Чанбянь В 300-м томе «Чанбяня» записано, что среди отправленных войск было «двести тысяч погибших». преступление, Го Куй не смог отрезать его, поэтому он вернул его после того, как оно было завершено. Сегодня Гуанъюань - это земля, охваченная бедствиями, и я ничего не выиграл от этого, и я не причинил ей никакого вреда, и я выиграл. ничего. Я по-прежнему отвечаю за Мин, а как насчет смерти пяти или шести зол из десяти? «Продолжение Цзыжи Тунцзянь Чанбянь · Том 300».
- ↑ В 193 томе «Нефритового моря» говорится, что «300 000 солдат, выдержав жару, погрузились в миазмы, и более половины из них погибли».
- ^ Перейти обратно: а б Шапюи 1995 , с. 77
- ^ Андерсон 2008 , с. 195.
- ^ Андерсон 2008 , с. 191.
- ^ Андерсон 2008 , с. 194-195.
- ^ Андерсон 2008 , с. 126.
- ^ Андерсон 2008 , с. 196-197.
- ^ Андерсон 2008 , с. 197.
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон 2008 , с. 198.
- ^ Андерсон 2008 , с. 198-199.
- ^ Андерсон 2008 , с. 199.
- ^ Андерсон 2008 , с. 199-200.
- ^ Андерсон 2008 , с. 200.
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон 2008 , с. 201.
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон 2008 , с. 202.
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон 2008 , с. 203.
- ^ Андерсон 2008 , с. 203-204.
- ^ Андерсон 2008 , с. 205.
- ^ Перейти обратно: а б с Андерсон 2008 , с. 207.
- ^ Андерсон 2008 , с. 206-207.
- ^ «Чжуан 08» . mcel.pacificu.edu . Архивировано из оригинала 8 февраля 2007 года . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ Андерсон 2008 , с. 207-208.
- ^ Перейти обратно: а б «Мультяшное окно ─ Кровавая битва в Юнчжоу» (на китайском языке).
- ^ Перейти обратно: а б Кодес, Джордж (1966). Становление Юго-Восточной Азии . Издательство Калифорнийского университета. п. 84. ИСБН 9780520050617 .
- ^ История песни , том. 446
- ^ Перейти обратно: а б Чан Чонг Ким 1971 , с. 43
- ^ Барлоу 1987 , с. 264.
- ^ Перейти обратно: а б с д Андерсон 2008 , с. 208.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 2013 , с. 84.
- ^ Кирнан 2019 , с. 158-9.
- ^ Тейлор 2013 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон 2008 , с. 210.
- ^ Андерсон 2008 , с. 209-210.
- ^ Андерсон (2008), 210.
- ^ Андерсон 2008 , с. 191-192.
- ^ Андерсон 2008 , с. 192.
- ^ Андерсон 2008 , с. 193.
- ^ Андерсон 2008 , с. 194.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 2013 , с. 85.
- ^ Джеймс Андерсон Логово повстанцев Нунг Три Цао: Верность и идентичность 2007 с. 214 примечание 88
- ^ Вувинг, Александр Л. (июнь 2000 г.). «Сведения о вьетнамских государствах и механизмы мирообразования» (PDF) . Сайт Asienkunde.de. Архивировано из оригинала (PDF) 18 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон 2012 , с. 163-165.
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон 2012 , с. 171.
- ^ Андерсон 2012 , с. 152-153.
- ^ Андерсон 2012 , с. 156.
- ^ Андерсон 2012 , с. 160-161.
- ^ Андерсон 2012 , с. 162-163.
- ^ Барлоу 1987 , с. 268.
- ^ Андерсон 2012 , с. 168.
- ^ Андерсон 2012 , с. 168-170.
- ^ Андерсон 2012 , с. 170-171.
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон 2012 , с. 172-173.
- ^ Андерсон 2012 , с. 167.
- ^ Андерсон 2012 , с. 177-178.
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Джеймс А. (2008), Реальные и воображаемые фронты битвы: война, граница и идентичность в средний период Китая , Пэлгрейв Макмиллан
- ——— (1987), «Чжуанские меньшинства на китайско-вьетнамской границе в период песни», Журнал исследований Юго-Восточной Азии , 18 (2): 250–269, doi : 10.1017/s0022463400020543 , JSTOR 20070970 , S2CID 163042066 .
- Андерсон, Джеймс А. (2012) [2007], Логово повстанцев Нунг Три Као: лояльность и идентичность на китайско-вьетнамской границе , University of Washington Press, ISBN 978-0-295-80077-6 .
- Шапюи, Оскар (1995). История Вьетнама: от Хонг Банга до Ту Дыка . Издательская группа Гринвуд. ISBN 0-313-29622-7 .
- Кирнан, Бен (2019). Вьетнам: история с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780190053796 .
- Тейлор, К.В. (2013). История вьетнамцев . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-24435-1 .
- Чан Чонг Ким (1971). Краткая история Вьетнама (на вьетнамском языке). Сайгон: Центр школьных материалов.
- Войны с участием династии Сун
- Бои с участием Вьетнама
- Китайско-вьетнамские отношения
- Конфликты 1075 года
- Конфликты 1076 года
- Вторжения Китая
- Вторжения Вьетнама
- Войны между Китаем и Вьетнамом
- Войны с участием Вьетнама
- 11 век в Китае.
- 11 век во Вьетнаме.
- Военные кампании с участием Вьетнама
- Войны с участием Дай Вьета