Терем (Россия)

« Терем » ( русский : Терем) относится к отдельным жилым помещениям, занимаемым элитными женщинами Великого Княжества Московского и Российского Царства . Также верхний этаж дома или замка, часто со скатной крышей. В более широком смысле этот термин используется историками для обсуждения элитарной социальной практики женского уединения, которая достигла своего апогея в семнадцатом веке. Женщин из королевских или знатных семей не только помещали в отдельные помещения, но и лишали возможности общаться с мужчинами, не входящими в их ближайшие родственники, и их защищали от глаз общественности в закрытых каретах или в сильно скрывающей одежде.
Это слово не следует путать с Теремным дворцом в Москве , расширенной частью Большого Кремлевского дворца , которая не была занята исключительно женщинами.
Этимология
[ редактировать ]Хотя происхождение этой практики до сих пор является предметом споров среди историков, общепринято считать, что слово «терем» происходит от праславянского корня *term (жилище). [ 1 ] [ 2 ] Его использование в русском контексте датируется временами Руси или Древнерусского государства . [ 3 ] Слово «терем» никоим образом лингвистически не связано с арабским словом «гарем» , как ошибочно предполагали иностранные путешественники, посетившие Россию в тот период, а также русские историки девятнадцатого века, которые считали, что оно напрямую происходит от исламской практики огораживания территории. женщины-члены домашнего хозяйства. [ 3 ] Были проведены параллели между теремом и южноазиатской практикой женского физического уединения, пурда . [ 4 ] но это также проблематично из-за отсутствия доказательств того, что терем произошел от иностранных культурных практик (см. «Происхождение и историография»). [ 3 ] Современные российские источники часто используют слово «покой», но историки XIX века популяризировали слово «терем», которое стало синонимом общей практики элитного женского уединения. [ 5 ]
Упражняться
[ редактировать ]Как женские кварталы
[ редактировать ]
В шестнадцатом и семнадцатом веках затворничество аристократических женщин в отдельные помещения стало обычной практикой среди царских и боярских семей. Терем часто представлял собой замкнутое помещение в доме или замке, обычно на верхнем этаже или в отдельном крыле, из которого был запрещен любой контакт с посторонними мужчинами. [ 6 ] Будучи отдельным зданием, женские помещения могли быть соединены с мужскими только открытым переходом. [ 6 ] Особенно благоустроенными были женские помещения царского дворца, оборудованные отдельным двором, столовой и детскими покоями, а также большой группой служанок, кормилиц, нянек и фрейлин. [ 6 ] Даже в конце XVII века, когда для определенных целей стали выделять разные помещения, в дворянских хозяйствах сохранялись отдельные помещения для мужчин и женщин. [ 6 ]
Дочери часто рождались и воспитывались исключительно в пределах терема, где их изолировали в соответствии с восточно-православными учениями о добрачной девственности . Их матери и другие родственницы учили их становиться женами, проводя большую часть своих дней в молитве или рукоделии. [ 6 ] Действительно, за исключением коротких экскурсий, женщины не покидали своих жилищ до замужества. [ 6 ] хотя им разрешалось принимать посетителей и покидать свои комнаты для ведения домашнего хозяйства. [ 7 ] С другой стороны, детей мужского пола обычно забирали из-под опеки матери примерно в возрасте семи лет, чтобы получить формальное обучение у частных репетиторов или членов семьи мужского пола.
Как политический и социальный институт
[ редактировать ]Практика терема строго отделяла русских аристократических женщин как от представителей противоположного пола, так и от внимания общественности в целом. В рамках института терема аристократические мужчины и женщины были отнесены к совершенно отдельным сферам . [ 8 ] Элитные женщины полностью подчинялись своим мужьям и не могли занимать государственные должности или власть. [ 5 ] Даже царицы не короновались вместе со своими мужьями: первой женщиной-соправительницей стала Екатерина I в 1724 году. [ 5 ] Однако в некотором смысле женщины действительно имели преимущество перед своими западными коллегами в том, что они могли владеть собственностью и распоряжаться собственным приданым . [ 5 ] Но что наиболее важно, матерям были предоставлены большие полномочия при заключении браков, что часто имело неоценимые политические и экономические последствия. Традиционно они имели огромное влияние на выбор брака для своих детей, как мужского, так и женского пола, и даже проводили собеседования с потенциальными кандидатами. Например, приход Романовых к власти в 1613 году зависел от брачного союза, заключенного между Анастасией Романовной и Иваном IV в 1547 году, союза, контролируемого матерями обеих сторон. [ 5 ] Большинство прошений, поступивших к царице, по сути были просьбами о разрешении жениться. [ 6 ] Таким образом, женщины смогли выразить некоторую степень политического влияния, и этот факт заставил некоторых недавних историков, таких как Изольда Тире, усомниться в степени, в которой женщины подвергались политическим репрессиям со стороны института терема. [ 9 ] Помимо этих проблем, тот факт, что это учреждение наложило крайние ограничения на мобильность женщин, остается неоспоримым.
Основная функция терема была политической, поскольку он предназначался для защиты ценности женщины на брачном рынке. [ 10 ] Как и в исламском и ближневосточном обществах, ношение чадры и изоляция женщин позволяли ей лучше контролировать выбор брака, что часто имело огромные политические и экономические последствия. [ 5 ] Уединение женщин и практика договорных браков были довольно распространены в средневековой и ранней современной европейской истории , хотя русские женщины были ограничены в большей степени. [ 5 ] Хотя православная вера подчеркивала важность девственности, в большей степени девственность ценилась как мера ценности женщины при установлении политических и экономических союзов посредством брака. [ 6 ] Матери традиционно играли роль в заключении этих браков по расчету, что было одним из немногих способов проявления женской политической власти в рамках института терема. Православные верования относительно менструации также могли использоваться для оправдания изоляции женщин. Церковные правила запрещали женщинам с менструацией входить в церковные здания и участвовать в других видах деятельности, что еще больше оправдывало сегрегацию женщин, которые были «ритуально нечисты». [ 6 ]
Степень, в которой мобильность женщин была ограничена теремом как институтом, регулирующим женское поведение, очевидна из нескольких различных источников. XVI века В путевых записках немецкого дипломата Сигизмунда фон Герберштейна , в которых приводится первое упоминание о женском уединении в России, отмечается, что:
- «Ни одна женщина, идущая по улице, не считается целомудренной или порядочной. Таким образом, богатые и важные люди держат своих женщин в таком затворении, что никто не может их видеть или говорить с ними; они не доверяют им ничего, кроме шитья и прядения. Женщины ведут свои домашние дела самостоятельно, с помощью слуг-мужчин… Женщинам редко разрешается ходить в церковь и гораздо реже навещать друзей, если только они не стали настолько старыми, что стали вне внимания и подозрений». [ 11 ]
Столетие спустя немецкий ученый Адам Олеарий также заметил степень регулирования женского движения:
- «После свадьбы женщины уединяются в своих покоях и редко появляются в компании. Их чаще посещают друзья, чем разрешают посещать их... из-за того, что им не доверяют, их редко выпускают из дома, даже в церковь». [ 12 ]
Это распространялось на изоляцию от социальных и политических дел внутри королевского двора. Как отмечала историк Бренда Михан-Уотерс, «приличия требовали, чтобы, если русский развлекает лиц, не связанных с ним родственников, хозяйка дома не появлялась вообще или только перед ужином, чтобы принять гостей радушно». Поцелуй и чашка бренди, после чего она делает свой Поклан или Вежливость и снова уходит с дороги». [ 13 ] Институт терема нашел отражение даже в дипломатической практике, в частности при заключении брачных союзов. Строгое разделение сохранялось даже между сужеными. Например, во время бракосочетания Ивана III дочери Елены Ивановны с Александром великим князем литовским было настояно, чтобы Елена пользовалась собственной каретой и даже стояла на отдельном ковре при встрече с будущим мужем. [ 14 ] Терем как социальный идеал проявлялся и в женской одежде шестнадцатого и семнадцатого веков. Женщины традиционно носили хорошо скрывающую одежду с высоким воротником и длинными рукавами. Они часто были многослойными и свободными. Замужним женщинам всех статусов полагалось покрывать голову головным убором наподобие кокошника , а окутывание или вуаль было обычным явлением. [ 15 ] Терем также имел определенную социальную ценность. Уединение считалось знаком чести среди аристократических женщин и привилегией, недоступной низшим классам. [ 6 ] Внутри теремных стен женщины были защищены от нападений и оскорблений, а также от контактов с людьми, которые могли «очернить их характер». [ 6 ]
Важно отметить, что это была социально узкая практика, а это означало, что строгая сегрегация женщин практиковалась только в отношении дочерей и жен богатых бояр и царской семьи. Женщины из провинциального дворянства, купцов и крестьян не имели «экономических средств и политических стимулов» для практики женского уединения и часто должны были нести те же экономические обязанности, что и мужчины. [ 10 ] В этом отношении крестьянкам и городским женщинам предоставлялась большая свобода передвижения. [ 5 ] Как заметил Адам Олеарий, говоря о строгой сегрегации аристократических женщин, «эти обычаи, однако, не соблюдаются строго среди простого народа. Дома женщины ходят бедно одетыми, кроме тех случаев, когда они появляются по приказу мужей, чтобы оказать честь чужому гостю, припивая к нему чашку водки, или когда они идут по улицам, например в церковь; затем они должны быть великолепно одеты, с густо накрашенными лицами и горлами». [ 12 ]
Однако, поскольку уединение воспринималось как знак чести, [ 6 ] все женщины «подражали цели уединения скромной одеждой и поведением в общественных местах, а также поддерживая четко сформулированную систему чести», на которую глубоко повлияло православное учение. [ 10 ]
В фольклоре
[ редактировать ]Мотив терема часто упоминался в фольклоре . Одна история увековечивает одинокую дочь царя, которая «сидит за трижды девятью замками; она сидит за трижды девятью клавишами; где никогда не дул ветер, никогда не светило солнце и никогда ее не видели юные герои». [ 6 ] В популярных песнях также много намеков на таинственное и символическое уединение женщин. В одной свадебной песне упоминается символическое появление добродетельной девушки из заточения терема, подчеркивая неприкосновенность женской сферы: «Так из терема, терема, С ярмарки, терема высокого, Яркая, высокая, яркая, Из-под опеки матери, Вышла прекрасная дева, Вышел, поспешил, Милая прекрасная девица Авдотюшка. [ 16 ]
Истоки и историография
[ редактировать ]Происхождение терема до сих пор является предметом исторических споров среди ученых. К сожалению, из-за нехватки источников позднемосковско-раннерусского периода историкам особенно сложно определить культурные истоки практики сегрегации элитных женщин или время, когда она стала частью социального мейнстрима. [ 17 ]
Хронологическое происхождение
[ редактировать ]Историки девятнадцатого и начала двадцатого веков предположили, что терем был заимствован из практики Монгольской империи во время оккупации Золотой Орды в тринадцатом веке.
Самый ранний источник, в котором упоминается терем, появился только в шестнадцатом веке, но неизвестно, как долго он практиковался на практике до написания отчета Сигизмунда фон Герберштейна о России в 1557 году (см. Выше, «Практика»). По словам Герберштейна, историки «постулируют радикальное изменение статуса женщин во времена Ивана III», хотя маловероятно, что столь драматические социальные изменения произошли так внезапно. [ 5 ]
Эти доказательства побудили нескольких современных историков, в том числе Нэнси С. Коллман, указать на конец пятнадцатого века истоки женского уединения в России. Это подтверждается еще и тем, что великие княжны XV века Софья Витовтовна и Софья Палеологина принимали иностранных послов в 1476 и 1490 годах соответственно. [ 5 ] Элитное общество, управляемое строгой сегрегацией полов, как в более поздний период, не позволило бы женщинам такого участия в политических делах. По словам Натальи Пушкаревой, женщины в раннюю московскую эпоху «активно участвовали в государственных делах, принимали послов, возглавляли дипломатические миссии, распространяли знания и работали врачами». [ 6 ] Действительно, королевским женщинам следующего столетия явно не хватало того уровня политического участия, который был у их коллег пятнадцатого века. Как указывает Коллманн, женщины обсуждаются примерно одинаково на протяжении всего периода с четырнадцатого по семнадцатый века, что позволяет предположить, что терем был принят постепенно с течением времени, но положение элитных женщин было ограничено на протяжении всего московского периода. [ 5 ] Другие современные историки придерживаются мнения, что терем был относительно недавним нововведением, а некоторые даже зашли так далеко, что назвали его «недолговечным» и едва ли предшествовавшим Смутному времени . [ 6 ]
Культурное происхождение
[ редактировать ]Другой историографический вопрос, который доминирует в дискуссиях по этому поводу, заключается в том, была ли сама практика заимствована из другой культуры или была уникальной для московского общества. Историки ранее считали, что терем был практикой женского уединения, заимствованной у монголов примерно в тринадцатом веке. Однако эта точка зрения сейчас устарела и в целом дискредитирована, поскольку предполагала «ориентализирующие» стереотипы русской культуры, распространенные в популярной литературе того времени. Русский историк Виссарион Белинский , писавший о реформах Петра Великого , связывал терем и другие «отсталые» институты, такие как «закапывание денег в землю и ношение лохмотьев из страха раскрыть свое богатство», как вину татарского влияния. [ 18 ] Эта тенденция связывать репрессивные культурные практики с монгольским влиянием, утверждает Чарльз Дж. Гальперин, представляет собой попытку объяснить «недостатки России», возложив вину на монгольских оккупантов. [ 3 ] Другие утверждения, связывающие терем с исламским гаремом или южноазиатской пурдой, ошибочны, если не полностью необоснованны.
Предположение о том, что москвичи заимствовали женское уединение у монголов, невозможно, как указывает Гальперин, потому что монголы никогда не практиковали женское уединение, [ 3 ] Эту точку зрения также поддержали Коллманн и Островский. [ 5 ] [ 18 ] Фактически женщины династии Чингисидов , а также жены и вдовы хана пользовались относительно более высокой политической властью и социальной свободой. [ 3 ] Альтернативная теория предполагает, что эта практика была заимствована из Византийской империи . Хотя византийские женщины не были изолированы после одиннадцатого века, этот идеал оставался высоко восхваляемым, и его легко могли перенять посещавшие московские церковники, уже находящиеся под глубоким влиянием православных учений о гендере и женских ролях. [ 18 ]
Хотя точное происхождение этой практики остается загадкой, большинство историков теперь признают, что терем на самом деле был местным нововведением, скорее всего, разработанным в ответ на политические изменения, произошедшие в шестнадцатом веке. [ 3 ] [ 5 ]
Проблемы с зарубежными источниками
[ редактировать ]Поскольку многие источники, описывающие терем, были написаны иностранными путешественниками, многие ученые скептически относятся к их достоверности и к тому, насколько они лишь увековечивают европейские стереотипы о русской «отсталости». Например, историк Нада Босковска утверждает, что россиянин Григорий Котошихин , написавший в семнадцатом веке отчет о России во время правления Алексея Михайловича для короля Швеции , возможно, просто воплощал в жизнь европейские стереотипы русского «ориентализма», когда описывал женщин уединяют в «тайных покоях» ( тайные покой ). [ 19 ] Подобные обвинения были предъявлены и путевым отчетам Олеария и фон Герберштейна, написанным в шестнадцатом веке. Однако, поскольку большинство сохранившихся источников, описывающих практику использования терема, были написаны иностранными путешественниками, трудно полностью отвергнуть представленные ими доказательства.
История и эволюция
[ редактировать ]Шестнадцатый и семнадцатый века
[ редактировать ]Первые отчеты иностранных путешественников, таких как Адам Олеарий и Сигизмунд фон Герберштейн, описывающие институт терема, впервые появились в шестнадцатом веке. Хотя отсутствие источников затрудняет сравнение с предыдущими веками, историки в целом согласны с тем, что практика терема достигла своего апогея в семнадцатом веке, во времена ранней династии Романовых. [ 5 ] В это время политическое значение женщин из высшего сословия, даже тех, которые были членами царской семьи, явно начало снижаться, поскольку власть становилась все более централизованной в лице самодержца. [ 5 ] [ 6 ] Во многих отчетах иностранных путешественников описывалось, что женщины находились почти в постоянном уединении, а женщины и дети в процессии были замечены как окутанные. [ 5 ] Российское правительство также стало более формализованным и бюрократизированным. В результате традиционные должности, обычно предоставляемые женщинам императорской семьи, такие как чтение петиций царицы, вместо этого были переданы придворным чиновникам. [ 6 ]
Однако, по крайней мере для царской семьи, терем просуществовал относительно недолго, и к концу века ограничения, наложенные на женщин-членов царской семьи, были смягчены. Строгие правила внешнего вида женщин были несколько смягчены после женитьбы царя Алексея на Наталье Нарышкиной в 1671 году. [ 15 ] Наталья, его вторая жена, поспешила отказаться от езды в закрытом экипаже, что спровоцировало публичный скандал. [ 4 ] Когда Алексей умер, у него осталось шесть дочерей от первого брака, большинство из которых стали появляться на публике и одеваться более по-европейски. [ 6 ] Регент Софья (1682-1689), хотя и сильно ограниченная в своих полномочиях, также имела возможность участвовать в государственной деятельности и принимать иностранных послов. [ 15 ] Однако она тоже проводила большую часть времени в своей квартире, а затем была изгнана в монастырь. [ 13 ] Тем не менее, к концу 1670-х и 1680-х годов женщины начали появляться на публике без одежды, и женщины начали играть более важную роль в социальных функциях государства. [ 15 ]
Царствование Петра Великого и упразднение Терема
[ редактировать ]В 1718 году Петр Великий (1682-1725) официально объявил вне закона затворничество аристократических женщин в тереме и приказал им участвовать в общественном функционировании нового двора западного типа в Петербурге . В этот период Петр стремился превратить дворянство из наследственного класса в класс, статус которого зависел от службы государству. Таким образом, нападки на семейные нормы были лишь частью его постоянной программы по разрушению «клановой политики» его королевства и «созданию служилой знати по образцу западной». [ 7 ]
Однако насильственное внедрение женщин в социальный организм суда встретило сопротивление на определенных фронтах. Конечно, не все женщины были рады посещать придворные собрания, организованные Петром, и перенимать новые стили одежды, радикально отличавшиеся от традиционно скрывающих предметов одежды. Традиционно женщины были облачены в сильно скрывающую одежду и часто закрывались вуалью, но по велению Петра женщины королевской семьи начали носить одежду, которая очень имитировала откровенные платья и корсеты в западном стиле . [ 15 ] Факты также свидетельствуют о том, что в течение многих лет присутствие дворянок на придворных мероприятиях практиковалось только в Санкт-Петербурге. [ 13 ] Во многих частях эта практика умирала медленно, потому что, в глазах консерваторов, на карту были поставлены честь и репутация жен и дочерей. [ 13 ] Еще в 1713 году иностранные путешественники заметили, что русских аристократических женщин по-прежнему держали «крайне уединенными». [ 13 ]
Однако в целом отмена терема значительно улучшила правовое и социальное положение дворянок в России. Это решение последовало вслед за указом Петра 1714 года, который отменил различие между военными земельными пожалованиями и наследственными поместьями, предоставив женщинам возможность наследовать все земли мужа. [ 17 ] Социализация и новые формы досуга и роскоши уничтожили терем и женское уединение как институт. Женщинам по закону теперь было разрешено иметь право голоса при выборе своих брачных партнеров, а образование элитных женщин стало приоритетом, что позже было осуществлено Екатериной Великой .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ терем - Wiktionary
- ^ Пайпс, Ричард (1974). Россия при старом режиме . Нью-Йорк: Чарльз Скрибнер. п. 205 . ISBN 978-0-684-14041-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гальперин, Чарльз (1985). Россия и Золотая Орда: влияние монголов на средневековую русскую историю . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы . п. 116 . ISBN 978-0-253-35033-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Хингли, Рональд (1968). Цари, 1533-1917 . Нью-Йорк: Макмиллан. п. 100 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Коллманн, Нэнси (1983). «Затворничество элитных москвичек». Русская история . 2. 10 : 172.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Пушкарева, Наталья (1997). Женщины в истории России: от десятого к двадцатому веку . Нью-Йорк: М. Е. Шарп. п. 89.
- ^ Перейти обратно: а б Воробец, Кристина (1991). Барбара Альперн Энгель; Кристин Д. Воробец ; Барабара Эванс Клементс (ред.). Российские женщины: приспособление, сопротивление, трансформация . Беркли: Издательство Калифорнийского университета . стр. 18–19.
- ↑ Пушкарёва, стр.83.
- ^ Тирет, Изольда (2001). Между Богом и царем: религиозная символика и царственные женщины Московской Руси . Декалб: Издательство Университета Северного Иллинойса . п. 90.
- ^ Перейти обратно: а б с Мид, Тереза А.; Мерри Э. Виснер-Хэнкс (2004). Компаньон гендерной истории . Молден, Массачусетс: Блэквелл. п. 366 .
- ^ Фон Герберштейн, Сигизмунд (1969). Описание Москвы и Московии, 1557 год . Нью-Йорк: Барнс и Ноубл. стр. 40–41.
- ^ Перейти обратно: а б Олеарий, Адам (1967). Сэмюэл Х. Бэрон (ред.). Путешествие Олеария по России XVII века . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета . п. 169 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Михан-Уотерс, Бренда (1982). Самодержавие и аристократия: Русская служилая элита 1730 года . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса . п. 99.
- ^ Кроски, Роберт М. (1987). Московская дипломатическая практика в царствование Ивана III . Нью-Йорк: Гарленд. п. 264 . ISBN 978-0-8240-8053-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Линдси Хьюз (2001). « От кафтанов к корсетам: портняжное преображение женщин в эпоху Петра Великого» ». У Петра I. Барта (ред.). Гендер и сексуальность в русской цивилизации . Нью-Йорк: Ратледж. п. 19.
- ^ Ралстон, Уильям (1872). Песни русского народа: на примере славянской мифологии и русской общественной жизни . Эллис и Грин: Лондон. п. 301.
- ^ Перейти обратно: а б Диксон, Саймон (1999). Модернизация России, 1676-1825 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 103 .
- ^ Перейти обратно: а б с Островский, Дональд (1998). Московия и монголы: межкультурные влияния на степной границе, 1304–1589 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 81.
- ^ Босковска, Нада (2000). «Московские женщины XVII века». Исследования по истории Восточной Европы . 56:47 .