Фердинанд Феллманн
Фердинанд Феллманн | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 28 октября 2019 г. | ( 79 лет
Альма-матер | Университет Мюнстера Университет Павии |
Эра | Современная философия |
Область | Западная философия |
Школа | Континентальная философия Феноменология Герменевтика философия жизни |
Основные интересы | Философская антропология |
Известные идеи | Символический прагматизм Воображаемый поворот Пара как эротическое оправдание мужчины |
Фердинанд Фельманн (14 декабря 1939 — 28 октября 2019) — немецкий философ. После изгнания семьи в 1946 году из Хиршберга (ныне Еленя-Гура , Польша ) Фельманн вырос в Хамельне/Везере (Германия).
Биография
[ редактировать ]Феллманн учился в Мюнстерском университете и Университете Павии при поддержке «Studienstiftung des Deutschen Volkes» (Немецкого национального фонда заслуг). В 1959 году окончил факультет английского и романских языков и литературы. С 1962 по 1965 год Фельманн продолжал обучение в Гиссене (Германия). Он учился там у своих самых влиятельных профессоров: профессора романских языков и литературы Ганса Роберта Яусса и профессора философии Ганса Блюменберга . Из-за конфликта между Яуссом, бывшим эсэсовцем, и Блюменбергом, ставшим жертвой преследований со стороны нацистского режима, Фельманн стремился найти свой собственный образ мышления. В 1967 году Фельманн защитил докторскую диссертацию в Бохуме, а в 1973 году он закончил докторантуру («Хабилитация») в Мюнстере. Представление о его отношении к Блюменбергу можно найти в журнале «Информационная философия» (2008, выпуск 3, 49–54).
Фельманн был назначен профессором философии Мюнстерского университета в 1980 году. В 1985 году он занимал должность приглашенного профессора в Неаполе (Италия) и переводил тексты Джордано Бруно , Джамбаттисты Вико и Бенедетто Кроче . Позже он отошел от историзма и обратился к систематическим темам. Вопреки доминированию аналитической философии в немецких университетах, Фельман оставался приверженцем континентальной («alteuropäisch», старой европейской) философской традиции. В 1994 году он был назначен «Gründungsprofessor» философии в Технологическом университете Хемница, где работал над синтезом идеалистических и материалистических форм мышления. Его концепция философии как практической ориентации изложена в его книге под названием «Ориентирующая философия: была sie kann, была sie will» [Философия ориентации: что она может сделать, чего она стремится достичь], впервые опубликованной в 1998 году. Некоторые коллеги Фельмана выступили против книгу, назвав ее разрушительной для академической традиции. Став почетным профессором в 2005 году, Феллманн работал приглашенным профессором в Вене (Австрия) и Тренто (Италия). Последние годы своей жизни он провел в основном в Мюнстере. Как нетрадиционный мыслитель, он не принадлежит к какому-либо определенному философскому сообществу. На своей домашней странице он иронически называл себя Accademico di nulla Accademia, «Академик без Академии».
Академическая работа
[ редактировать ]Мысль Фельмана развилась от философии истории к философской антропологии. Человек всегда находится в фокусе своего интереса, но перспектива всегда меняется от перевернутой, от идеи истории, к снизу вверх, от человеческого мира жизни. Выделяют четыре фазы:
1. Философия истории
Вступление Фельмана в академическую дискуссию последовало после публикации его книги Das Vico-Axiom: Der Mensch macht die Geschichte [Вико-Аксиома: Человек делает историю] (1976). Вопреки влиятельной идеалистической концепции истории, представленной в философии духа Гегеля, Фельман интерпретирует «Новую науку» Джамбаттисты Вико в свете культурной антропологии. Таким образом, человек является единственным творцом истории, однако он не может управлять ходом истории ни волей, ни сознанием. Концепция истории Фельмана подверглась резкой критике как со стороны идеалистов, так и со стороны материалистов. Для идеалистов его концепция истории была слишком натуралистической, а марксисты обвиняли его работы в «шпатбюргерлихерском» ревизионизме. В настоящее время Фельман трактует философию истории формально как теорию исторического сознания. [1]
2. Феноменология и герменевтика
В 1980-е годы Феллманн переключил свое внимание на феноменологическое объяснение теории сознания. В «Феноменологии als ästhetische Theorie» (1989) он интерпретирует учение Гуссерля о феноменологическом идеировании («Wesensschau») на примере фотографического снимка как случая эстетического восприятия общего в частном. Дальнейшее развитие феноменологии как общей теории медиа Феллманном представлено в его книге Phänomenologie zur Einführung (3-е издание, 2015 г.). В своей теории мысленных образов («Bildbewusstsein») Фельман выступает против популярного догмы об исключительно языковом построении мира. Во многих эссе он разрабатывает логику образа как автономной, символической формы, расположенной между знаком и языком. [2] (1991) он объясняет примат образного сознания В своей книге «Symbolischer Pragmatismus: Hermeneutik nach Dilthey» как « образный поворот » (отличный от нынешнего «изобразительного поворота»), указывая этим термином, что образы обладают магическим измерение, которое не может быть полностью разрешено в интенциональности. В недавней статье «Гермес и Пандора» Фельман показывает, что мифическая подоплека все еще присутствует в современной герменевтической философии. [3]
3. Философия жизни, искусство жить
Понимание ограниченности эпистемологической теории сознания привело Фельмана после 1990 года к поворотному моменту в его мышлении в направлении современной философии жизни . В своей книге «Философия жизни. Elemente einer Theorie der Selbsterfahrung (1993) ясно видно, что он не верит, что разрушение разума составляет ядро «Lebensphilosophie». Скорее, он видит, что человеку как разумному существу всегда придется иметь дело с неконтролируемыми желаниями и эмоциями, которые расстраивают разумные намерения. Эти эмоции не могут и не должны трансформироваться в причины, поскольку они предлагают человеку стабильность и поддержку в поведении. Такой подход к философии жизни привел Фельмана к этике с сильными утилитарными и гедонистическими чертами. В Die Angst des Ethiklehrers vor der Klasse. Является ли Мораль лербаром? (2000) и в «Философии жизни» (2009) он ясно дает понять, что практическая этика может быть разработана только на основе реалистической идеи человеческой жизни. Феллманн недавно перевел ключевой текст Конфуция на немецкий язык, чтобы обосновать свой взгляд на жизнь через межкультурную перспективу. [4]
4. Философская антропология
Философская антропология Фельмана нашла свое условно определенное выражение в широко обсуждаемой книге «Das Paar». Eine erotische Rechtfertigung des Menschen [Пара: эротическое оправдание человека] (2005). По аналогии с учением Павла об оправдании ( justificatio sola fide ), Фельман трактует оправдание как эмоциональную связь с любимым человеком, которую невозможно заменить рациональными причинами. [5] В этом отношении концепция эмоционального оправдания Фельмана противостоит эпистемической концепции оправдания и истины, которой придерживается Юрген Хабермас. [6] С точки зрения Фельмана, эпистемического оправдания отдельных действий недостаточно для поддержки человека как существа, постоянно нуждающегося в оправдании своего случайного существования. Он реконструирует эротическую любовь с точки зрения генетической феноменологии как источника самосознания, и эту позицию он недавно пытался обосновать с помощью социобиологии. [7] В своих более поздних эссе Феллманн утверждает, что «эксцентричная позиционность» человеческого самосознания является результатом его исключительной сексуальности, а именно постоянной эротической восприимчивости помимо деторождения. [8] Его попытка соединить биологию и философию получила признание. [9] Недавно он ввёл термин «Эрософ» (Эрософер) по аналогии с философом, который сочетает Логос с Эросом. Этот неологизм был положительно воспринят широкой общественностью. [10]
Философская позиция Фельмана выдающаяся в немецкой академической традиции благодаря его попытке превратить фундаментальные вопросы метафизики и онтологии в антропологические описания и практические приемы. Его работа демонстрирует основательное историческое знание, переформулированное в рамках реалистической реконструкции человеческого мира жизни, включая различные формы символической репрезентации. Таким образом, он избегает натуралистической редукции, уравновешивающей трансцендентальный идеализм и прагматический реализм. Философ, на которого Фельман ссылается в большинстве своих текстов, — это Шопенгауэр , отец современной философии жизни , рассматривающий мир как волю и представление. [11] [12]
Публикации
[ редактировать ]- Эрософ. Философская автобиография , Вюрцбург 2019.
- Пара. Интимные отношения в новом ключе. Серия: Развитие в гуманитарных науках , Вена, 2016 г.
- Философия искусства жизни для введения , Гамбург, 2009 г.
- Код любви. Ключ к гендерной полярности , Берлин, 2007 г.
- Феноменология для введения , Гамбург, 2005 г., 3-е изд.
- Пара. Эротическое оправдание мужчины , Берлин, 2005 г.; 2-е изд. Фрайбург/Мюнхен, 2014 г.
- Страх учителя этики перед классом. Можно ли научить нравственности? , Штутгарт 2000 г.
- Философия ориентации. Что она может, чего хочет , 2-е издание, Рейнбек б. Гамбург 2000
- История философии XIX века , Рейнбек б. Гамбург 1996 г.
- философия жизни. Элементы теории самоопыта , Рейнбек Б. Гамбург 1993.
- Символический прагматизм. Герменевтика по Дильтею , Рейнбек б. Гамбург 1991 г.
- Феноменология как эстетическая теория , Фрайбург/Мюнхен, 1989 г.
- Живая философия в Германии. Формы мышления в феноменологии жизненного мира и критической теории , Фрайбург/Мюнхен, 1983.
- Феноменология и экспрессионизм , Фрайбург/Мюнхен, 1982 г.
- Аксиома Вико: Человек творит историю , Фрайбург/Мюнхен, 1976 г.
- Схоластика и космологическая реформа , Мюнстер, 1971, 2-е изд.
Английские статьи
[ редактировать ]- Феллманн, Фердинанд. 2018. «Благополучие Востока и Запада». Открытый журнал социальных наук, 6, 84–93.
- Феллманн, Фердинанд и Эстер Редольфи. 2017. «Аспекты половых различий: социальный интеллект против творческого интеллекта». Достижения в антропологии , 7 (4), 298–317.
- Феллманн, Фердинанд. 2017. «От социальной психологии к культурной психологии: искупление личности». Психология , 8 (10), 1586–1600.
- Феллманн, Фердинанд. 2017. «Память и вневременное время Эроса». Психология , 8 (7), 963–977.
- Феллманн, Фердинанд и Ребекка Уолш. 2016. «От сексуальности к эротике: формирование человеческого разума». Достижения антропологии , 6 (1), 11–24.
- Феллманн, Фердинанд и Ребекка Уолш. 2013. «Эмоциональный отбор и человеческая личность». Биологическая теория , 8 (1), 64–73.
- Феллманн, Фердинанд. 2010. «Происхождение человека за завесой невежества: психобиологический подход». Биологическая теория , 5 (3), 240–245.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Феллманн, Ф. (2015) Историческое сознание в постмодернистском жизненном мире, в: St. Haas, Cl. Вишерманн (ред.): Реальность истории. Штутгарт (Франц Штайнер Верлаг), 113–126.
- ^ Внутренние образы в свете образного поворота , в: Клаус Сакс-Хомбах (ред.): Образы в духе. Философия и репрезентация, том. 3, Амстердам – Атланта, Джорджия (Родопи), 1995, 21–38.
- ^ Феллманн, Ф. (2017) Гермес и Пандора. Перспективы философской герменевтики. Статья в прессе.
- ^ Конфуций, Книга мер, пер. и представлено Ф. Фельманном, Штутгарт, 2015 г.
- ↑ Обсуждение концепции эротического оправдания Фельмана с богословской точки зрения см. в книге Ингольфа Далферта «Больше, чем два». Из логики отношения к герменевтике третьего, в: Archivio di Filosofia/Archives of Philosophia LXXIV, Пиза/Рома, 2006, 123–137.
- ^ Сравните Юргена Хабермаса, «Правда и оправдание» , MIT Press, 2003, с «Парой». Эротическое оправдание мужчины , Берлин (Парерга), 2005 г., гл. 2: Оправдание – забытая концепция.
- ^ Феллманн, Ф. (2009) Пара как источник личности. О социобиологических основах философской антропологии, Немецкий философский журнал 57/5, 745–756.
- ^ Феллманн, Ф. (2010) Происхождение человека за завесой невежества: психобиологический подход. Биологическая теория 5 (3), 240–245.
- ^ Феллманн, Ф. (2013) Эмоциональный отбор и человеческая личность. Биологическая теория, 8 (1), 64-73.
- ^ Феллманн, Ф. (2019) Эрософ. Философская автобиография.
- ^ Феллманн, Ф. (2016). От cogito к жизненному миру. Турникет Шопенгауэра. Шопенгауэр и интерпретация существования, изд. Т. Регели, Д. Шуббе, Штутгарт, 9–18.
- ^ Феллманн, Ф. (2010) Жизнь. Ключевые понятия философии ХХ века, под ред. Хр. Бермес, У. Диерс, Гамбург (Феликс Майнер), 189–206.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- http://www-user.tu-chemnitz.de/~ferdi/ Архивировано 28 сентября 2011 г. в Wayback Machine.