Jump to content

Баттервортская эскадрилья

Шакал 1792 г.
История
Великобритания
Имя Шакал
Владелец Священнический
Запущен 1782 г., в Америке.
Судьба Последний раз внесен в реестр Ллойда в 1796 году.
Общие характеристики
Класс и тип тендер Баттерворту
Тонны нагрузки 86 ( бм )
План паруса шлюп
Принц Ли Бу 1792 г.
История
Великобритания
Имя Принц Ли Бу
Владелец Священнический
Запущен 1791 год на Темзе
Общие характеристики
Класс и тип тендер Баттерворту
Тонны нагрузки 56 (бм)
План паруса шлюп

Эскадра Баттерворта , — британская коммерческая группа из трёх судов: «Баттерворт» « Шакал » и «Принц Ли Бу» , отправившаяся в Тихий океан из Лондона через мыс Горн в конце 1791 года. [ 1 ] Руководителями, финансировавшими экспедицию, были олдермен Уильям Кертис , лондонский судовладелец Теофил Притцлер и, вероятно, Джон Перри, судостроитель из Блэкволла. Руководителем экспедиции был капитан Уильям Браун, известный китобойный капитан Гренландского китового промысла. Сигизмунд Бакстрём , натуралист, ранее плававший в качестве секретаря сэра Джозефа Бэнкса Хирургом экспедиции был . Во время первой части путешествия Бакстрем сделал ряд рисунков, некоторые из которых существуют до сих пор. [ 1 ]

Экспедиция примечательна жестоким конфликтом с народом Тла-о-ки-ахт на острове Ванкувер и еще одним зарегистрированным конфликтом на Формозе . [ 2 ] [ 3 ] Баттерворту , Шакалу и Принцу Ли Бу часто приписывают то, что они были первыми европейскими судами, вошедшими в гавань Гонолулу . [ 4 ]

Шакал и принц Ли Бу также примечательны тем, что приняли участие в войне между Каланикупуле и его дядей Каэокулани на острове Оаху . [ 5 ] за выстрел, убивший Джона Кендрика на борту «Леди Вашингтон» , [ 6 ] и за участие в неудавшейся атаке Каланикупуле на Камеамеху .

Эскадра состояла из трех судов: «Баттерворт» полностью оснащенного корабля, в четыре-шесть раз превосходившего по размерам два шлюпа сопровождавших ее . Роль каждого из двух шлюпов, «Шакал» и «Принц Ли Бу» , заключалась в том, чтобы действовать как корабельный тендер , вести разведку на мелководье или отправляться по делам. Оба шлюпа принадлежали человеку по имени Пристли.

Баттерворта Груз составлял от 390 до 400 тонн. Груз Джекалла 86 тонн; Принц Ли Бу весил 56 тонн. ( Ноша была объемной мерой грузоподъемности, хотя и выражалась в тоннах.) Как свидетельствуют ее ноша и несколько отчетов, принц Ли Бу был несколько меньше Шакала . [ 7 ]

Как это было типично для того времени, все три судна были вооружены. Баттерворт нес шестнадцать орудий; между двумя меньшими судами было девять орудий.

Баттерворт

[ редактировать ]

«Баттерворт» — бывшее французское судно, построенное в 1778 году и перешедшее в руки британцев в 1784 году. В руках британцев оно стало китобойным судном . [ 8 ] Ее хозяином был капитан Уильям Браун, «способный и опытный моряк, регулярно занимавшийся китобойным промыслом». Браун и Баттерворт были китобоями из Гренландии. консультировал его Браун пользовался большим уважением в своей области, и член Королевского общества по поводу возможности приближения к Северному полюсу. [ 4 ] [ 8 ]

Шакал (иногда пишется «Джакал» или «Джек Холл») был спущен на воду в Америке в 1782 году. [ 9 ] На одном из ее современных изображений изображен шлюп с румпелем , съемным бушпритом и легкой мачтой, которые обычно встречаются на баркасах и катерах, предназначенных для перевозки на палубе или буксировки за кормой более крупных судов. Она «показывала ряд иллюминаторов на носу и на корме. Большая часть из них была фальшивыми или только нарисованными, но они имели такой хороший вид, что на некоторое время мы пришли к выводу, что это королевский катер или тендер какого-то военного корабля. ". [ 2 ]

Александр Стюарт служил капитаном « Шакала» с момента его отъезда из Лондона в конце 1791 года до тех пор, пока капитан Браун не принял командование в конце 1793 года. [ 4 ] [ 10 ] После смерти капитана Брауна в 1795 году командование « Шакалом» принял Джордж Лэмпорт . [ 11 ]

Принц Ли Бу

[ редактировать ]

Корабль «Принц Ли Бу» был спущен на воду по Темзе в 1791 году. [ 12 ] Она была названа в честь принца Ли Бу , молодого жителя острова Палау , который отправился в Лондон в 1784 году.

Мастерами принца Ли Бу были мистер Ричард Шарп, а позже Роберт Гордон. [ 4 ] [ Примечание 1 ] После смерти Роберта Гордона в 1795 году Уильям Боналлак принял командование принцем Ли Бу . [ 11 ]

Путешествие 1791–1795 гг.

[ редактировать ]
Лагерь тюленей экспедиции Баттерворта на Статен-Айленде, рисунок Сигизмунда Бакстрома

Хотя Сигизмунд Бакстрем в письме сэру Джозефу Бэнксу в августе 1791 года утверждал, что экспедиция была коммерческим предприятием, направленным на возвращение «ценных лекарств или натуральных продуктов» и совершенно «независимым от новой торговли мехом между Нуткой и Китаем», [ 1 ] нет никаких свидетельств того, что оно занималось чем-либо, кроме прибыльной морской торговли мехом и тюленеводства на Огненной Земле . [ 1 ]

В 1791 году, когда организовывалась экспедиция Баттерворта, олдермен Кертис активно участвовал в дебатах об открытии торговых монополий для торговли в Тихом океане, проводимых Компанией Южных морей и Ост-Индской компанией , особенно в свете недавней Нуткинской конвенции с Испанией, которая открыло северо-западное побережье Тихого океана для британских торговцев. [ 14 ]

Запечатывание / китобойный промысел

[ редактировать ]
Клубящиеся тюлени на Статен-Айленде, фрагмент из Бакстрома

В начале 1792 года Баттерворт бросил якорь в Новогодней бухте на Стейтен-Айленде , Огненная Земля , где они «построили большую хижину и оставили там офицера с несколькими людьми, чтобы они убивали тюленей и кипятили нефть». [ 1 ]

Баттерворт не вернулся за этими людьми до конца 1793 года, когда Баттерворт был «отправлен в Англию с указанием ловить китов и тюленей при прохождении через Тихий океан и на Статен-Айленд, где г-н Браун основал временное учреждение». [ 10 ]

Северо-западное побережье

[ редактировать ]

От мыса Горн эскадра Баттерворта направилась к Маркизским островам и далее к острову Ванкувер , достигнув залива Клейокуот в конце июля 1792 года. [ 1 ]

В начале августа капитан Браун заявил, что произошло неспровоцированное нападение народа Тла-о-ки-ахт , в результате которого один из членов его команды был убит и двое других серьезно ранены, но другие суда, присутствовавшие в то время, рассказали другую историю.

«Английские моряки высадились в деревне, чтобы ограбить туземцев и фактически срезать несколько шкур со спин туземцев. Увидев, что они собираются защищаться, моряки открыли по ним огонь, в результате чего, по их словам, были убиты четыре человека. Это было раньше туземцы были вооружены, но они обнаружили свою ошибку, как только появились воины Виканинниша , которые на двух каноэ заставили вельботы лететь. Если бы капитан Маги [корабля Маргарет ] не произвел между ними пушечный выстрел, они бы наверняка это сделали. были отрезаны... Однако англичане... отомстили после того, как они вышли из порта... они напали на несколько каноэ, ловящих рыбу, вытащили из них людей и заставили их избить. самым беспощадным образом со стороны жителей Сандвичевых островов, которые были у него на борту. После этого он бросил их в море, а корабль «Дженни» … находившийся сзади, открыл по ним огонь и положил конец трагедии». [ 2 ] Один из убитых был братом вождя виканиннишей. [ 2 ]

Каноэ Нутка, деталь из Бакстрома

Затем эскадра Баттерворта направилась на север, к Нутка и Хайда-Гвайи, и в октябре вернулась в Нутка-Саунд. Сигизмунд Бакстрем , хирург и натуралист Баттерворта , покинул Баттерворт в Нутке 15 октября 1792 года «из-за плохого и подлого обращения со мной со стороны капитана У. Брауна и его офицеров». [ 1 ] Принца Ли Бу часто использовали для измерения глубины раньше Баттерворта . она была отдана в аренду капитану Джорджу Ванкуверу Для этой цели в проливе Королевы Шарлотты в 1793 году. [ 10 ]

Во время своего первого визита на Северо-Западное побережье эскадрилья не закупила много мехов. Они перезимовали на Гавайских островах и вернулись в начале следующего года, весной 1793 года. На второй год они добились большего успеха, и в конце осени капитан Браун отправил Баттерворта вернуться в Англию вокруг мыса Горн, забрав отряд тюленей. он ушел оттуда с тюленьими шкурами, которые они должны были раздобыть. Затем Браун отплыл в Кантон на корабле «Принц Ли Бу» со всеми мехами, собранными на трех кораблях. [ 3 ] По словам капитана Джорджа Ванкувера, Шакал и принц Ли Бу совершили путешествие в Кантон. [ 10 ]

Эскадра Баттерворта впервые перезимовала на Гавайских островах в феврале 1793 года, когда контроль над островами был разделен между Камехамеха , который контролировал Гавайи и большую часть Мауи, и Кахекили , который контролировал острова к западу от Мауи, включая Оаху и Кауаи. Браун торговал оружием как с Камеамеа, так и с Кахекили, но решительно отдавал предпочтение последнему. В частности, он заключил договор с Кахекили, передающий Брауну право собственности на остров Оаху вместе с четырьмя островами с наветренной стороны в обмен на оружие и военную помощь, подавив восстание на Кауаи. [ 3 ] [ 4 ] [ 10 ] Джеймс Коулман, моряк, оставленный в Ниихау капитаном Кендриком, который позже присоединился к силам Кехикили, получил управление землей для капитана Брауна и полномочия по внешней торговле во время отсутствия Брауна. [ 15 ] Хотя точная дата под вопросом, вероятно, именно в этот период союза с Кахекили эскадра Баттерворта стала первыми европейскими судами, которым разрешили войти во внутреннюю гавань Гонолулу. По гавайской традиции этот контракт распался бы после смерти Кахекили в 1794 году. [ 4 ]

Битва при Кукияху

[ редактировать ]

Шакал и принц Ли Бу вернулись на Оаху 21 ноября 1794 года и обнаружили ситуацию, совершенно отличную от той, из которой они уехали. После смерти Кахекили его сын Каланикупуле стал его преемником на посту правителя Оаху, а сводный брат Кахекили Каеокулани, сохранивший контроль над группой островов Мауи, вторгся на Оаху. Эта война стала известна как Кукияху и велась с 16 ноября по 12 декабря 1794 года. [ 5 ]

Когда Шакал и принц Ли Бу прибыли в Гонолулу, Каланикупуле попросил их помощи в битве. Взамен Браун должен был получить 400 свиней и, по некоторым данным, власть над островом Оаху. Восемь человек под командованием Джорджа Лэмпорта, помощника «Шакала», присоединились к силам Каланикупуле в серии сражений на берегу, в то время как капитан Браун и оставшаяся команда защищали береговую линию от « Шакала» и принца Ли Бу . [ 4 ] [ 5 ]

Шакал стреляет в леди Вашингтон

[ редактировать ]
Гавайское двойное каноэ, деталь из Бакстрома

3 декабря 1794 года, во время конфликта, американская снежная леди Вашингтон прибыла в Перл-Харбор, где ее «встретил очень дружелюбный прием капитан Браун». [ 6 ] 6 декабря произошло сражение, победу одержал Каланикупуле.

Сведения о том, что произошло дальше, расходятся. По словам капитана британского корабля «Рубин» Бишопа , Каланикупуле «отошел и отдал дань уважения Брауну, как и раньше, и по возвращении его отсалютовал один из кораблей, одно из орудий случайно выстрелило, что прошило каюту американского корабля». шлюп [так в оригинале] и убил бедного Кендрика за его столом». [ 3 ]

По словам капитана Бойта с американского шлюпа « Юнион» , Кендрик «сообщил капитану Брауну, что на следующий день он должен заставить поднять флаг Соединенных Штатов и дать федеральный салют, на который, как он просил, могли бы ответить два англичанина, и Соответственно, это было согласовано, и капитан Браун приказал для этой цели расстрелять три орудия, и около десяти утра следующего дня корабль «Шакал» начал отдавать честь, но, подойдя к третьему орудию, обнаружилось, что оно заряжено. Было снято четвертое огнестрельное оружие, которое было выпущено и застрелено патронами и картечью, оно пронзило бок леди Вашингтон и убило капитана Кендрика, когда он сидел за своим столом, а также убило и ранило многих на палубе». [ 6 ]

Джеймс Роуэн, в то время помощник леди Вашингтон , позже скажет, что «после смерти капитана Кендрика он поклялся, что не будет приветствовать ни одно спешащее судно, кроме как на безопасном расстоянии». [ 16 ]

Тело капитана Кендрика было похоронено на берегу. Вскоре после этого леди Вашингтон отплыла в Кантон. [ 6 ]

Поимка Шакала и принца Ли Бу

[ редактировать ]

Силы вторжения Каэокулани потерпели поражение 12 декабря. Вскоре после этого между капитаном Брауном и Каланикупуле возник спор по поводу того, что причиталось Брауну в отношении его претензий на Оаху и его обязательств перед Каланикупуле. Точный характер этого спора четко не описан, но было высказано предположение, что Каланикупу, возможно, просил Брауна и его людей помочь Каланикупулу в нападении на Камехамеха на Гавайях, и Браун, возможно, отказался. Если бы у Брауна действительно были претензии на землю от Каланикупуле, это традиционно требовало бы от него службы во время войны, а отказ считался бы восстанием, караемым смертью. [ 4 ]

Затем Каланикупуле решил убить капитана Брауна и захватить Шакала и принца Ли Бу . По совету своего генерала он согласился заплатить 400 свиней. 1 января 1795 года свиней согнали на пляж, чтобы зарезать и засолить в бочках. Но для этой задачи требовалось большое количество соли, поэтому группу людей и лодку отправили на некоторое расстояние, чтобы собрать ее. Как вскоре после этого рассказали эту историю друзья Шакала и принца Ли Бу :

«Когда большая часть команды « Шакала» находится на берегу, соляя свинину, а остальная часть ушла на своей лодке за солью, за исключением [капитана Брауна] и одного человека, а также часть команды «Принца Ле Бу» также на берегу при исполнении служебных обязанностей, что туземцы указанного острова около десяти часов утра 1 января напали на указанное судно с помощью нескольких каноэ, убили командира Уильяма Брауна и Роберта Гордона, ранили нескольких других и завладели судном». [ 11 ]

Затем Каланикупуле и его генералы решили атаковать силы Камеамеа на Гавайях. 3 января захваченный экипаж был занят подготовкой судов к выходу в море, а 11 января они были готовы к отплытию на Гавайи. Каланикупуле приказал погрузить все оружие и боеприпасы на два захваченных судна вместе со всей захваченной командой, хотя генерал посоветовал ему разделить их между каноэ. Это оказалось фатальной ошибкой. [ 5 ]

По словам Лэмпорта и Боналлака, присутствовавших на мероприятии,

12 января... около трех часов дня вожди приказали судам выйти из гавани и идти в бухту Вайкики, где около 16 часов мы остановились и пролежали до десяти часов вечера, и, имея на борту всех людей, мы оба атаковали туземцы, ранили и выгнали их за борт и завладели обоими судами, когда мы направились на остров Гавайи. [ 11 ]

Другая ранняя рукопись дает более подробную информацию:

На следующий день г-н Боналлак, помощник капитана «Ли Бу», поднявшийся на борт «Шакала», договорился с г-ном Лэмпортом попытаться вернуть корабли в 11 часов той же ночи. Ли Бу взял на себя инициативу и добился успеха. Мистер Лэмпорт, услышав до назначенного часа выстрел из пистолета с этого судна, выбежал из каюты на палубе, крикнул своим людям внизу, что смерть или победа должны произойти через пять минут, и, имея только троих из них вооруженных, атаковал двадцать - трое вооруженных индейцев на юте, приберегая огонь до близкого расстояния, а затем набросились на них прикладами своих мушкетов, которые вскоре сломались. Из сорока двух туземцев, которых они насчитали на борту еще до наступления темноты, они очистили корабли за десять минут». [ 17 ]

Когда Каланикупуле, его жена и четверо их сопровождающих были заключены в хижине Шакала , Шакал и принц Ли Бу отплыли на Гавайи, освободив Каланикупуле, его жену и одного сопровождающего в каноэ, когда они проходили мимо Даймонд-Хед на рассвете. [ 5 ] [ 17 ]

Когда они прибыли на Гавайи, Лэмпорт и Боналлак проинформировали Джона Янга и Камехамеха о планах вторжения Каланикупуле и о своих намерениях «немедленно отправиться в Китай, поскольку наша бедственная ситуация не позволит нам продвинуться вокруг мыса Горн». Они смогли обменять продовольствие, передав в качестве оплаты оружие и боеприпасы Каланикупуле. [ 5 ] [ 11 ]

Завершение путешествия

[ редактировать ]

Шакал и принц Ли Бу прибыли в Китай и, как сообщается, были проданы там. [ 11 ] Последний раз принц Ли Бу внесен в реестр Ллойда за 1794 год.

Некоторые члены экипажа «Шакала» и «Принца Ли Бу» остались в Тихом океане, в частности капитан Александр Стюарт и Джон Харботтл, которые оба были офицерами эскадры Баттерворта и стали видными офицерами военно- морского флота Королевства Гавайи . Стюарт оставил Шакала в Макао в 1793 году и вернулся на Гавайи, чтобы жениться, вероятно, в 1795 году. [ 4 ] Позже Харботтл плавал на корабле «Наутилус» и был серьезно ранен, когда команда подверглась нападению на Формозе, как сообщается, в отместку за предыдущие грабежи капитана Брауна, когда эскадра Баттерворта посетила остров в 1793 году. [ 3 ]

Баттерворт успешно вернулся в Англию 3 февраля 1795 года вместе с магистром Шарпом. На борту судна было 85 тонн китового жира и 17 500 тюленьих шкур. [ 18 ] Затем она совершила еще несколько китобойных рейсов. В «Списке Ллойда» сообщалось, что Баттерворт , капитан «Фолджер», пропал 13 июля 1802 года у Сент-Джаго, направляясь к Южному рыболовному промыслу. Один человек утонул, остальные члены экипажа были спасены и вернулись в Портсмут. [ 19 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В реестре Ллойда имя хозяина принца Ли Бу указано как Э. Шарп. Однако более вероятно, что это Ричард Шарп, который был мичманом на борту «Антилопы» , потерпевшего крушение в Палау. [ 13 ] Капитан Генри Уилсон из «Антилопы» взял с собой принца Ли Бу в Англию, где Ли Бу умер.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Коул, Дуглас. Рисунки Сигизмунда Бакстрема на северо-западном побережье и отчет о его любопытной карьере . Журнал исследований Британской Колумбии, лето 1980 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Ингрэм, Джозеф. Журнал бригантины «Надежда» во время путешествия к северо-западному побережью Америки 1790–92 гг . Imprint Society, Inc., 1971 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Роу, Майкл изд. Журнал и письма капитана Чарльза Бишопа на северо-западном побережье Америки, в Тихом океане и в Новом Южном Уэльсе 1794–1799 гг . Общество Хаклайт, 1967 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Стоукс, Джон Фрэнсис Грей. Гонолулу и некоторые новые умозрительные этапы истории Гавайев . Годовой отчет Гавайского исторического общества, 1933 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Камакау, Сэмюэл М. Правящие вожди Гавайев. Издательство школ Камеамеа, 1992 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Бойт, Джон (редактор Эдмонда Хейса). Журнал Союза, замечательное путешествие Джона Бойта 1794–1796 гг . Историческое общество Орегона, 1981 г.
  7. ^ Хоуэй, Фредерик В. Список торговых судов морской торговли мехом, 1785–1825 гг . Под редакцией Ричарда Пирса. Кингстон, Онтарио, 1973 год.
  8. ^ Перейти обратно: а б Баррингтон, Дэйнс и Бофой, Марк. Подтверждена возможность приближения к Северному полюсу [1]
  9. ^ Регистр Ллойда (1792), Seq. №П3.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Ванкувер, Джордж (Лэмб, редактор Кей). Путешествие Джорджа Ванкувера 1791–1795 , Общество Хаклюйта, 1984 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Блоксам, Эндрю. Дневник Эндрю Блоксама, натуралиста о «Блондинке» 1824–25 . Музей Бернис П. Бишоп, специальное издание 10. 1925 г.
  12. ^ Регистр Ллойда (1792), Seq. №П302.
  13. ^ Моррисон (1788), стр.2.
  14. ^ Бирнс, Дэн. Перспективы промысла южных китов в Англии, 1784–1800 гг ., Большой круг, октябрь 1988 г., [2]
  15. ^ Мензис, Арчибальд. Здесь, на Гавайях, 128 лет назад . Гонолулу 1920 г.
  16. ^ Хоуэй, Ф.В. Корабль «Элиза» на Гавайях. Годовой отчет Гавайского исторического общества за 1799 год, 1934 год.
  17. ^ Перейти обратно: а б «Рукопись преподобного С. Грейтхида», Друг . Гонолулу. 2 июня 1862 года. [3] Архивировано 30 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
  18. ^ «Университет Халла — Британский промысел южных китов — Путешествия: Баттерворт » . Архивировано из оригинала 26 ноября 2016 г. Проверено 26 ноября 2016 г.
  19. ^ Список Ллойда №4289. По состоянию на 25 ноября 2016 г.
  • Клейтон, Джейн М. (2014) Суда, занятые промыслом китов в Южном море из Великобритании: 1775–1815: Алфавитный список судов . (Группа Берфортс). ISBN   978-1908616524
  • Моррисон, Р. (1788) Рассказ о кораблекрушении антилопы Ост-Индского пакета на островах Пелев ... в августе 1783 года
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 407570a49012e46fbcd4b969aeb1dd2f__1719496260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/2f/407570a49012e46fbcd4b969aeb1dd2f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Butterworth Squadron - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)