Марика Станкович
Марика Станкович | |
---|---|
Рожденный | 31 декабря 1900 г. |
Умер | 8 октября 1957 г. (56 лет) Загреб |
Место захоронения | Мирогой |
Национальность | хорват |
Другие имена | Мария |
Образование | Высшая педагогическая академия (ныне педагогический факультет ) |
Род занятий | школьный учитель , общественный деятель , писатель |
Годы активности | 1920–1957 |
Организация(и) | Ассоциация хорватских орлиц Сестринство Великого Крестоносца |
Известный | основатель Соратников Христа Царя |
Движение | Хорватское католическое движение |
Награды | За церковь и понтифика (1942) |
Веб-сайт | https://maricastankovic.hr/ |
Марица (Мария) Станкович (урожденная Врагович; [ 1 ] 31 декабря 1900 — 8 октября 1957), известная как «Сестра Марика» ( хорватский : Sestra Marica ), [ 2 ] был хорватским школьным учителем , писателем, католиком- мирянином и основателем Общества сподвижников Христа-Царя ( Suradnice Krista Kralja ). Наряду с Иваном Мерцем она была среди наиболее видных участников и инициаторов католических движений в Хорватии в первой половине 20 века. [ 3 ] С октября 2006 года считается Слугой Божией . [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы и образование
[ редактировать ]Станкович родился 31 декабря 1900 года в Загребе в семье Враговичей. [ 1 ] Она была крещена в церкви Святого Марка 1 января 1901 года. [ 1 ] Она посещала подготовительную школу сестер милосердия , где также была членом Конгрегации Марии. [ 2 ] Станкович начала публиковать свои первые литературные произведения и статьи в различных католических журналах в возрасте 18 лет. [ 2 ] Она изучала хорватский язык и историю в Высшей педагогической академии (сегодня педагогический факультет ) в Загребе. [ 2 ]
В 1920 году она познакомилась с идеями католического светского движения. [ 1 ] особенно хорватского католического движения во главе с епископом Антуном Махничем и его девизом «Хорватия возрождается во Христе». [ 2 ] На сборе молодежи Европейской Орао в Мариборе , где она представляла свою школу, [ 1 ] она встретила Ивана Мерца , и эта встреча изменила ее духовную жизнь: [ 3 ]
Лишь с приездом доктора Мерца из Парижа моя более или менее традиционная и риторическая христианская жизнь постепенно стала подвергаться влиянию богатства его католической культуры и, в еще большей степени, интуитивного ощущения, что Мерц — это душа, в которой Бог проявляется в особом путь, более глубокий, более интенсивный, более мощный, более проницательный, более радикальный.
Преподавательская, общественная и католическая деятельность
[ редактировать ]В 1921 году работала учительницей в Срачинце под Вараждином . В 1923 году она переехала в Донья Воча . [ 1 ] В 1924 году она меняет фамилию с Врагович на Станкович. [ 1 ] В 1925 году она поступила в Высшее педагогическое училище в Загребе. На общем собрании в Шибенике была основана Ассоциация хорватских орлиц, и Марица вошла в первый комитет в качестве специалиста по образованию. [ 1 ] В 1926 году она стала главным редактором ежемесячного журнала «За вьеру и дом» ( hr ) Конгрегации учителей Загреба и занимала эту должность до 1945 года. [ 1 ] Во время паломничества членов Ассоциации хорватских орлиц в Риме в 1926 году она посетила светский институт оперного кардинала Феррари, где познакомилась с принципами и деятельностью Католического действия. [ 3 ] После двух лет обучения в Высшем педагогическом училище, в 1927 году она поступила к Слатине преподавателем гражданского училища. На собрании Ассоциации хорватских орлиц в Сараево она была избрана президентом. [ 1 ]
В 1929 году она продолжает обучение в Высшем педагогическом училище и едет в Прагу на общий сбор Орлов. [ 1 ] В том же году указом Александра I были упразднены все гимнастические общества, за исключением проправительственного Югославского Сокола (Сокол), а также хорватские мужские (HOS) и женские Орлы (SHO). [ 5 ] В 1930 году она была избрана лидером сестричества Великих крестоносцев. [ 1 ] женское отделение организации крестоносцев, основанное на принципах орлиного корабля в 1930 году. [ 6 ] В 1931 году она закончила учебу и начала работать учителем в Чаковце . [ 1 ] В 1933 году ее перевели в Грачац , затем в Кутину , а в 1935 году в Загреб. [ 1 ]
В 1938 году она вместе с шестью коллегами-женщинами участвует в семинаре крестоносцев и восьмидневных духовных упражнениях в Баня-Луке по случаю 10-й годовщины смерти Мерца. По поощрению о. Томислав Поглаен, приехавший из Бельгии , где он сотрудничал с организацией католических рабочих (JOC), она посвятила упражнениям на распознавание своих идей об организации мирян. В ходе учений ею был написан проект Правил и предложено название будущего института. [ 7 ] Вернувшись в Загреб, она представила свои идеи кардиналу Алоизию Степинацу . Основание института она объяснила влиянием Ивана Мерца в ее жизни. [ 8 ]
В 1942 году она была награждена наградой Pro Ecclesia et Pontifice за работу по продвижению Католического действия. [ 1 ] [ 9 ]
В 1944 году она опубликовала книгу «Младость ведрине» («Молодежь безмятежности»). [ 1 ]
Преследование, арест и суд
[ редактировать ]После образования СФРЮ после Второй мировой войны подверглась католическая церковь в Хорватии гонениям. Организация крестоносцев была распущена в 1945 году. [ 6 ] 2 июня 1945 года новые коммунистические власти созвали собрание педагогов в зале Рабочей палаты Загреба под руководством Марко Белинича и собрало около 2500 участников. [ 10 ] Наряду с учительницей Марией Гргич, Станкович был единственным, кто встал на защиту архиепископа Степинаца: [ 10 ]
Я протестую от имени католической общественности против такой клеветы. Такая клевета на того, кто гремел с кафедры на тех, кто преследовал евреев и православных, кто превратил свой цветник в приют для детей, родителей которых утащили в лагеря, кто увещевает католиков города Загреба идти в Иеронима, чтобы собрать детей преследуемых и укрыть их в своих домах, чтобы их не настигла смерть. Присутствует большое количество людей, которые могут это подтвердить и поблагодарить своих друзей за жизнь. Алоизие Степинац. Поэтому я с отвращением говорю трижды: фу, фу, фу – чтобы допустить подобные клеветы на собрании элиты города Загреба, на собрании педагогов.
В 1947 году были арестованы девять женщин-участниц бывшего Католического движения и его священник Анте Радич. [ 11 ] Станкович был арестован 1 сентября 1947 года. [ 11 ] До ареста она провела восемь дней на духовных упражнениях в кармелитском монастыре в Брезовице . [ 1 ] После шестимесячного предварительного заключения Загреба . 24 и 25 января 1948 года состоялся показательный процесс в окружном суде [ 11 ] На обвинения в сотрудничестве с «врагом народа» она ответила: [ 12 ]
Я категорически отрицаю, что крестоносство было какой-либо формой деятельности усташей. Это ложь и обман. Точно так же видеть в моем творчестве какую-то усташскую концепцию – значит быть злонамеренным. Повторяю, единственное мое представление о жизни — это Иисус Христос, Его учение и Его Евангелие и ничего больше. (...) Вся моя работа была направлена на сохранение веры и укрепление веры в душах молодежи. У меня никогда не было политических взглядов.
После того как ее выступление было прервано, она завершила свою защиту следующими словами: [ 12 ]
Когда я не могу сказать все, что хочу, я заканчиваю теми лозунгами, которым служил всю свою жизнь: «Да здравствует Христос Царь!» Да здравствует Святой Отец Папа! Да здравствует христианская Европа!»
Ее приговорили к пяти годам заключения в женском лагере в Пожеге . После оглашения приговора она спела хорал вместе с восемью другими подсудимыми: Christus vincit, Christus regnat, Christus imperat! [ 1 ] [ 12 ]
Тюремное заключение
[ редактировать ]1 апреля 1948 года ее перевезли из тюрьмы в Загребе в исправительный дом для женщин в Пожеге для отбытия наказания. [ 1 ] Она была вынуждена работать на осушении Лоньского поля . Воспоминания о тюремных днях она написала в книге Godine teške i bolne («Трудные и мучительные годы»), опубликованной посмертно. [ 13 ] Пока она находилась в тюрьме, ее соратники работали над каноническим признанием Ассоциации. [ 12 ]
В письме из тюрьмы в 1951 году своим соратникам Христа-Царя в Загребе она писала: [ 13 ] «Жить гораздо легче, можно справиться с гораздо большим и совсем по-другому взглянуть на жизнь, если есть радость внутри нас... Радость не вне нас. Радость в нас, если Бог в нас». нас. Такую радость невозможно потерять. Никто не может подавить ее рост...»
Каноническое признание, болезнь и смерть
[ редактировать ]Пока она еще находилась в тюрьме, 18 мая 1951 года Конгрегация монахов передала ей свое «да будет основано» из рук рядового sede impedíto Салиса-Сивиса. [ 12 ] Отбыв наказание, она покинула лагерь 1 сентября 1952 года. В тот же день в приходском храме в Пожеге она исповедовалась и причастилась Евхаристии . впервые за пять лет [ 1 ] На следующий день она приезжает в Загреб и поселяется в доме своих соратников в Храстоваце. [ 1 ] Она посвятила себя гармонизации правил организации с руководящими принципами документов Святого Престола о светских институтах Provida Mater Ecclesia и Primo Feliciter . [ 12 ] Кардинал Степинац поддержал ее усилия в письмах, которые он написал из-под домашнего ареста в Крашиче . [ 14 ]
18 октября 1953 года был канонически учрежден светский институт «Соратники Христа Царя»; Правила были утверждены без изменений, Святой Престол признал епископское значение учреждения, а архиепископ Загребский был назначен ординарным. [ 15 ] После создания она пишет тексты о жизни и деятельности Соратников. В феврале 1955 года она также завершила свой тюремный учет. В конце года ее здоровье резко ухудшается, и ей приходится ложиться в больницу. [ 1 ] В 1956 году она написала комментарий к Правилам. [ 1 ]

В начале 1957 года ее здоровье снова ухудшилось. 8 октября она умерла в окружении коллег в своей комнате в Храстоваце. [ 1 ] Похоронена 11 октября в Мирогое . На похоронах ее желание из завещания исполнилось: [ 15 ] «Если церковные власти позволят, пусть одна девушка носит мою папскую награду на подушке перед моим гробом. Я также хотела бы, чтобы мои похороны стали молчаливым проявлением внимания Папы». Погребальные обряды возглавил архиепископ Франьо Шепер .
В речи на похоронах преподобный Иван Козель сказал: [ 15 ]
С Марикой исчезает среди нас великий, яркий, прежде всего необыкновенно сильный и богатый характер христианской девушки и женщины, какой редко встретишь в жизни... Жизнь ее выстроена, глубоко сплетена и неразрывно связана с самым красивое и плодотворное произошло в хорватском католицизме за последние полвека... Сестра Марика, наряду с доктором Мерцем, была самым сильным сторонником и инициатором католического движения в Хорватии. Добротой и любовью она завоевала сердца нашей молодежи для Божественного Учителя и Царя. Ей двигали не какие-то земные или личные мотивы, а живая и глубокая вера во Христа. Учитель очень деликатно попросил сестру Марику пострадать за Него и Его Царство. Она осталась героически верной Ему даже в страданиях и неся крест!
Беатификация
[ редактировать ]Еще до начала официальной процедуры кардинал Франьо Кухарич публично провозгласил ее Слугой Божией. [ 16 ] Конференция хорватских епископов назначила Милана Пушеца постулатом по ее делу в 2005 году. [ 9 ] После получения заявления о nihil obstat от Конгрегации по делам святых в Риме 10 июня 2006 г. [ 4 ] Архиепископ Загреба Йосип Бозанич опубликовал декларацию по этому поводу 19 октября 2006 г. [ 4 ] и открыла процесс ее беатификации 16 ноября 2006 г. [ 9 ] С 2008 года Postulature издает журнал Poruka vedrine ( hr ) о жизни и творчестве Станкович, а также новости о процедуре ее беатификации. [ 17 ] Винко Мамич, ОКР ( HR ), был назначен новым постулатом 31 октября 2011 года. [ 17 ]
Воспоминание
[ редактировать ]- Ежегодные «Дни Марицы Станкович» проводятся в Маджарево и Нови Мароф с 2015 года. [ 18 ]
Литература
[ редактировать ]- Черай, Саша (2016). «Историческое развитие и значение деятельности хорватских орлов» . Обновленная жизнь (на хорватском языке). 71 (1): 39–53. ISSN 0351-3947 .
- Тушкан, Славица (1997). «Иван Мерц, Марица Станкович и группа Сподвижники Христа-Царя» [Иван Мерц, Марица Станкович и группа Сподвижники Христа-Царя]. Обновленная жизнь (на хорватском языке). 52 (3/4): 315–324. ISSN 0351-3947 .
- Тахмина, Стелла (2006). Марица Станкович (1900–1957): биография и библиография [ Марица Станкович (1900–1957): биография и библиография ] (на хорватском языке). Загреб: христианское настоящее. ISBN 9789531101899 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х «Жизнь Марицы Станкович» [Жизнь Марицы Станкович]. maricastankovic.hr (на хорватском языке) . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тушкан 1997 , с. 315.
- ^ Перейти обратно: а б с Тушкан 1997 , с. 316.
- ^ Перейти обратно: а б с Бозанич, Йосип (19 октября 2006 г.). «Прокламация: Дело беатификации Слуги Божией Марицы (Марии) Станкович, основательницы светского учреждения «Сподвижник Христа Царя»» . maricastankovic.com.hr (на хорватском языке). Загребская архиепархия . Проверено 2 января 2024 г. Архивировано Хорватским веб-архивом (HAW).
- ^ Серай 2016 , стр. 51.
- ^ Перейти обратно: а б Серай 2016 , с. 52.
- ^ Тушкан 1997 , с. 317.
- ^ Тушкан 1997 , с. 318.
- ^ Перейти обратно: а б с «Начинается каноническая процедура беатификации профессора Марицы Станкович » Старт Мариче Станкович]. ika.hkm.hr (на хорватском языке). Информационное католическое агентство. 16 ноября 2006 г. Проверено 2 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тушкан 1997 , с. 319.
- ^ Перейти обратно: а б с Тушкан 1997 , с. 320.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Тушкан 1997 , с. 321.
- ^ Перейти обратно: а б Бихар, Весна (31 декабря 2019 г.). « Послания спокойствия Марицы Станкович». hkm.hr (на хорватском языке). Хорватская католическая сеть . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ Тушкан 1997 , с. 321-322.
- ^ Перейти обратно: а б с Тушкан 1997 , с. 322.
- ^ Тушкан 1997 , с. 323.
- ^ Перейти обратно: а б «Proces beatificacije» [Процесс беатификации]. maricastankovic.hr (на хорватском языке) . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ «Дни Марицы Станкович» продолжаются в Нови Марофе и Маджарево. Послание бодрости (на хорватском языке). Но. 14. 2018. с. 18. ISSN 1847-9839 .