Градецкий мост
Градецкий мост, Погребальный мост | |
---|---|
Градецкий мост на своем нынешнем месте в Трново. | |
Координаты | 46 ° 02'40 "N 14 ° 30'21" E / 46,044356 ° N 14,50575 ° E |
Кресты | Река Любляница |
Местный | Любляна , Словения |
Характеристики | |
Дизайн | Чугунный арочный мост |
Общая длина | 30,8 метра (101 фут) |
Ширина | 6,42 метра (21,1 фута) |
История | |
Открыто | 18 октября 1867 г. |
Расположение | |
![]() |
Градецкий мост ( словенский : Hradeckegamost ) — пешеходный мост через реку Любляница в Любляне . [ 1 ] столица Словении . Он соединяет улицу Хренова в районе Трново с районом Пруле Центрального района . [ 1 ]
Один из первых навесных арочных мостов в мире. [ 2 ] и первый [ 3 ] (и единственный сохранившийся) чугунный мост в Словении, [ 4 ] это было оценено как техническое достижение [ 5 ] [ 6 ] при его постройке в 1867 году, а также за его элегантность, современность и экономичность. [ 6 ] Модульная конструкция моста облегчила его перемещение, и его дважды перемещали. Благодаря своему расположению на маршруте, по которому перевозили умерших из главной больницы Любляны в городской морг (между 1931 и 2010 годами), он получил мрачное прозвище « Мост мертвых» ( Мртвашки мост ). [ 3 ] который остается в разговорной речи.
Мост был изготовлен по чертежам инженера Иоганна Германа из Вены на чугунолитейном заводе Ауэрсперг во Дворе близ Жужемберка , [ 6 ] и был установлен как первый чугунный мост в Любляне в 1867 году, заменив деревянный мост Сапожников . [ 7 ] Он имеет три шарнирные арки . [ 3 ] каждая из них состояла из двух секций, соединенных болтом в самой высокой точке арки. [ 6 ] Элементы соединены винтами вместо клиньев, а вместо цельных пилонов использованы арматурные стержни и полые элементы, что позволяет сделать мост значительно легче, сохраняя при этом устойчивость. [ 6 ] Конструкция представляет собой несколько важных технических достижений по сравнению с чугунными мостами первого поколения, такими как Железный мост 1781 года через Северн в Англии. [ 6 ]
Мост был официально назван в честь мэра Любляны 1820-1846 годов Иоганна Непомука Градецкого , но был (на своем первоначальном месте) широко известен как Мост сапожников . [ 6 ] В 1931 году архитектор Йоже Плечник спроектировал нынешнюю версию Моста Сапожников . [ 3 ] перенос Градецкого моста дальше по Люблянице на участок возле бывшего Люблянского морга на улице Залошка, [ 3 ] после этого он также заменил оригинальные газовые лампы по углам на бетонные шпили в стиле сецессион, на которых размещены электрические уличные фонари. [ 6 ] В 2004 году мост (который никогда не предназначался для движения автомобилей) был признан небезопасным и закрыт для движения транспорта, а в 2009 году рядом с ним построили временный пешеходный мост. [ 3 ] В 2010 году мост был разобран, отремонтирован и перенесен на нынешнее место, соединив Краковскую набережную ( Krakovski nasip ) и Грудновую набережную ( Grudnovo nabrežje ). Он вновь открылся в 2011 году. [ 5 ] как пешеходный мост только для пешеходов и велосипедистов.
-
Мост на своем первоначальном месте в центре Любляны, на месте сегодняшнего Моста Сапожников.
-
Мост на втором месте возле Медицинского центра Люблянского университета . Трубопровод централизованного теплоснабжения отмечает свой внешний вид.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «365: Любляна - Градецкий мост» [365: Любляна - Градецкий мост]. Реестр недвижимого культурного наследия (на словенском языке). Министерство культуры Словении. Архивировано из оригинала 19 марта 2013 года . Проверено 13 марта 2012 г.
- ^ Хумар, Горазд (сентябрь 2001 г.). «Всемирно известные арочные мосты в Словении: 6. Чугунный одношарнирный арочный мост в Любляне (1867 г.)» . В Чарльзе Абдунуре (ред.). Arch'01: Третья международная конференция по арочным мостам в Париже . Париж: Presses des Ponts. п. 126. ИСБН 2859783474 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сливник, Лара (2010). Юванец, Борут (ред.). «Здания с железными и стальными конструкциями в Словении» ( PDF) . АР: Архитектура, исследования ( на словенском и английском языках) (1). Институт архитектуры и космоса, архитектурный факультет Люблянского университета [Институт архитектуры и космоса, архитектурный факультет, Люблянский университет]: 38–39. ISSN 1581-6974 . Архивировано из оригинала (PDF) 30 июля 2013 г.
- ^ «Точки Полянского предместья» [Точки Полянского предместья]. Geopedia.si (и словенский). Synergise, doo Градецкега мост [Градецкий мост].
- ^ Jump up to: а б «Градецкий мост» . Любляна.si . Муниципалитет Любляны. 12 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 19 марта 2013 г. . Проверено 13 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Трбижан, Милан (12 мая 2011 г.). «Третья жизнь Градецкого моста через Любляницу» . Delo.si (и словенский). ISSN 1854-6544 . КОБИСС 256579584 .
- ^ Хабич, Марко (1997). Столица Любляна тогда и сейчас: Мост Сапожника [ Живописная хроника столицы: Мост Сапожника ]. Национальное издательство Словении. Синергия, ООО ISBN 8634120074 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Градецким мостом, на Викискладе?
46 ° 2'39,68 "N 14 ° 30'20,70" E / 46,0443556 ° N 14,5057500 ° E