Унганьанцы
Угаунцы [ 1 ] или уганнийцы [ 2 ] ( Эстонский : ugalases ; [ 3 ] По-латышски : ugauņi упоминаемый как Чудес , ), в самых ранних русских летописях [ 4 ] были историческим финским народом, населявшим южный эстонский уезд Уганди ( лат . Ungannia ; [ 5 ] также Угания , Угауния ), ныне Тартуский , Пылваский , Выруский и Валга уезды Эстонии .
Название и территория
[ редактировать ]В современной эстонской литературе провинция Угауния называется Уганди или Угала . Название Уганди происходит от связи Угаунии с названием Уандимяги холма недалеко от Отепя . На латышском языке Эстония до сих пор называется Игауния в честь угаунцев, их древних соседей.
Считается, что центр силы угаунцев находился в укрепленной крепости Отепя ( по-южно-эстонски «голова медведя»; по латыни : Caput Ursi , по-русски : Медвежья голова ) на современном холме Линнамяги в городе Отепя. Холм действительно имел форму головы медведя. Медведь был, вероятно, священным животным для угаунцев.
Другим важным оплотом угаунцев был Тарбату на берегу реки Эмайыги (буквально «Мать-река»). Он был построен около 600 года нашей эры на восточной стороне холма Тооме (Тоомемяги) на территории современного Тарту .
В эстонском фольклоре угаунцы ( угаласед ) — вражеские воины и разбойники. Например, народная песня из Вильянди призывает ускорить уборку урожая, потому что угаунцы могут напасть. «Угалан» также использовалось как пренебрежительное слово для неискушенного деревенского человека.
История Угаунии
[ редактировать ]Войны против Руси
[ редактировать ]Благодаря своему расположению Угауния всегда принимала на себя основной удар нападений восточных славян на чудес, как они называли финские народы вокруг своих северо-восточных границ. В 1030 году киевский князь Ярослав I Мудрый организовал военный поход против чудес, разгромил их и основал крепость Юрьев (буквально «Юрий» - Юрий - христианское имя Ярослава) на территории современного Тарту . [ 6 ] Киевское господство Угаунии, возможно, продолжалось до 1061 года, когда, согласно русским летописям, Юрьев был сожжён сосолами (вероятно, сакальцами , эселянами или харионенсами ). [ 7 ]
Правители Новгорода и Пскова в XII веке совершали частые набеги на угаунцев, но так и не сумели их подчинить. Форт Медвежья Голова был завоеван в 1116 и 1193 годах, Тарбата – в 1134 и 1192 годах. Сами угаунцы совершили несколько набегов на Псков.
Северный крестовый поход
[ редактировать ]В начале 13 века появился новый могущественный враг. Немецкие крестоносцы закрепились в устье реки Даугавы и начали расширять и крестить местные племена. Южные соседи угаунцев, латыши , видели в крестоносцах потенциальных союзников против своих традиционных противников. Угаунцы хотели продолжить перемирие со своими новыми соседями, но у крестоносцев был список предварительных условий. Они потребовали от угаунцев выплатить компенсацию за давний инцидент. Много лет тому назад угаунцы по совету ливонцев ограбили караван немецких купцов на реке Даугаве.
В 1207 году крестоносцы отправили в Угаунию священника по имени Алабранд с требованием компенсации, но не получили ответа. В следующем году латыши и ливонские меченосцы отправили в Угаунию новую делегацию и вернулись с угаунскими послами. Угаунцам предлагался «вечный мир», если они примут христианство и вернут все, что награбили у немцев и латышей. Угаунцы отказались и ушли, пригрозив латышам «очень острыми копьями».
Крестоносцы и латыши пошли войной на угаунцев. Они сожгли Отепя и вернулись с пленниками и добычей. Угаунцы и сакальцы ответили, совершили набег на территории латышей и заживо сожгли своих злейших врагов. Ливы и рижский епископ хотели мира и отправили священника Алабранда в Отепя для переговоров. Алабранд использовал собрание угаунцев, чтобы проповедовать им христианство. Некоторые язычники-угауны хотели убить его из-за его проповедей, но его защищал статус посланника епископа. Угаунцы заключили мир с рижским епископом, предводителем Ливонского крестового похода .
В 1210 году новгородский князь Мстислав и его брат Владимир, полоцкий князь, послали войско против угаунцев. Они осадили Отепя и сражались там восемь дней. Защитники форта испытывали нехватку еды и воды и были вынуждены просить мира. Угаунцам пришлось принять православное крещение и заплатить дань в размере 400 марок «ногата». ( Ногат или Нахад по-эстонски означает шкуры).
Тем же летом угаунцы Отепя сдались командиру крестоносцев Бертольду Венденскому . Угаунцы продолжали совершать набеги на латышские территории. Войны между угаунами и латышами продолжались целое десятилетие. У старейшин угаунцев и латышей были глубокие личные распри. Когда угаунцы захватили Таливалдиса из Триката в 1215 году и сожгли его заживо, его сыновья сожгли заживо всех угаунских мужчин, которых они смогли поймать, чтобы отомстить. Они также пытали угаунцев, заставляя их показывать укрытия в лесу.
Когда все угаунские губернии были сожжены, оставшиеся в живых люди отправили в Ригу гонцов с просьбой о мире и обещали принять крещение. Они рассказали, что все, кто был причастен к ограблению немецких купцов, уже убиты. Крестить их были посланы священники Отто и Петер Какувальды.
Услышав об этом, псовский князь Владимир напал на угаунцев. Угаунцы и немецкие крестоносцы укрепили Отепя и отомстили русским, совершая набеги на земли Пскова и Новгорода. После этого угауны выступили с крестоносцами, ливонцами и латышей против эстонских языческих провинций Иервия и Вирония . Князь Владимир Псковский отправил гонцов через всю Эстонию, чтобы осадить немцев и угаунцев в Отепя. Пришли харрианцы и эзелийцы и даже уже крестили сакалийцев.
Пока 20-тысячные войска русских и эселянцев атаковали Отепя, угаунцы вместе с крестоносцами совершали набеги на новгородцев, виронцев и вотианцев .
В 1220 г. угаунцы восстали против немцев. Сакальцы послали угаунцам Тарбаты и Отепя окровавленные мечи, которыми они убивали немцев. В Тарбате жребием решали, принести ли в жертву богам быка или их жреца Хартвига, который был столь же толст. К счастью для священника, жребий выпал на быка.
Угаунцы решили встать на сторону новгородцев. Русские князья Псковские, Новгородские и Суздальские отправили в Угаунию огромные войска численностью 20 000 человек. Жители Тарбаты прислали им большие подарки, и Отепя тоже их приветствовал. Русские оставили Вячко (Вецеке) своим князем, чтобы он управлял угаунцами и любой другой эстонской провинцией вокруг, с которой он мог собирать налоги.
В 1224 году крестоносцы отвоевали все провинции материковой Эстонии. После жребия епископу Герману Буксгевденскому было поручено управлять Угаунией, а Сакала – ордену. Отепя был доволен правлением епископа Германа, но Тарбатой по-прежнему правили Вецеке и его русские. Однако позже в том же году Тарбата была завоевана, а все ее угаунские и русские защитники убиты.
Епископ Герман начал укреплять Отепя и Тарбату. Своей резиденцией он выбрал Тарбату/Дерпт. Епископ Герман и его угаунские подданные часто воевали против Новгорода и потерпели поражение от князя Александра Невского в битве на Чудском озере в 1242 году.
Угауния впоследствии стала называться Дерптской епархией .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Унганьцы в Хрониках Генриха Ливонского. ISBN 0-231-12889-4
- ^ Исторический словарь угандийцев Эстонии ISBN 0-8108-4904-6
- ^ Использование угаласеда в современных источниках
- ^ До- и протоисторические финны Джона Аберкромби стр.141
- ^ Унгания в Хрониках Генриха Ливонского. ISBN 0-231-12889-4
- ^ Тваури, Андрес (2012). Период миграции, эпоха довикингов и эпоха викингов в Эстонии . стр. 33, 59, 60 . Проверено 27 декабря 2016 г.
- ^ Мяэсалу, Айн (2012). «Может ли Кедипив в восточнославянских летописях быть городищем Кеава?» (PDF) . Эстонский археологический журнал . 1 (16 поставщиков): 199. doi : 10.3176/arch.2012.supv1.11 . Проверено 27 декабря 2016 г.