чуд
Чудь или Чуде ( древневосточнославянский : чудь , латинизированный: čudǐ , финский : tšuudi , северносаамский : čuhti ) — термин, исторически применявшийся в ранних восточнославянских летописях к нескольким балтийским финским народам на территории нынешней Эстонии , Карелии. [ 1 ] и Северо-Запад России . [ 2 ] Оно также использовалось для обозначения других финно-угорских народов . [ 3 ] [ 4 ]
Возможно, самое раннее засвидетельствованное письменное использование слова «чудь» для описания балтийских финских народов (предположительно ранних эстонцев ) датируется ок. 1100 г., в древнейших восточнославянских летописях. [ 5 ] Согласно « Первой летописи» , вторгшиеся войска Ярослава I Мудрого разгромили «чудь» в битве в 1030 году, а затем основали крепость «Юрьев» (на территории нынешнего Тарту , Эстония ).
Согласно древневосточным славянским летописям, чудь входила в число основателей государства Русь . [ 5 ]
Этимология
[ редактировать ]Существует ряд гипотез относительно происхождения этого термина. Чудь могла произойти от славянского слова tjudjo («чужой» или «чужой»), которое, в свою очередь, происходит от готского слова, означающего «народ» (сравните с тевтонским ). Другая гипотеза состоит в том, что этот термин произошел от трансформации финно-угорского названия глухаря . Еще одна гипотеза утверждает, что оно происходит от саамского слова tshudde или cuđđe , означающего врага или противника ( фин . vanolainen ). [ 6 ] [ 7 ] Однако для этого потребовалось бы заметное присутствие саамов в торговых центрах вокруг Ладожского озера . [ 7 ]
Личность
[ редактировать ]Традиционно считалось, что чуди принадлежат к группе балтийско-финских народов, хотя были некоторые споры о том, к какой именно группе. После первой встречи с чудью славяне стали называть чудью другие финноязычные народы, и таким образом это стало собирательным названием для финно-угорских соседей в русской культурной традиции. Многие авторы утверждают, что чуди были вепсами , Фасмер полагает, что они проживали в Карелии, а Смирнов предполагает, что сету являются потомками чуди. [ 6 ] В недавних исследованиях топонимии водосборов рек Луги финский фенноуголог и Волхова Паули Рахконен пришел к выводу, что финский язык в этом районе был только в районе южного побережья Ладожского озера и Финского залива . но выше по течению от двух рек этот язык, судя по гидронимам в этом районе, представлял другие финно-угорские языки, кроме финских. [ 8 ] Однако чуди -заволошки в водосборном бассейне Белого моря , судя по всему, говорили на финских языках, основываясь на данных субстратной топонимии на севере России, недавно проведенных финским финно-угристом Янне Саарикиви. [ 9 ]
Чуди в летописях
[ редактировать ]Восточнославянская «Первая летопись» описывает чуди как соучредителей государства Русского каганата наряду с кривичами , вепсами , ильменскими славянами и викингами . В других древних восточнославянских летописях термин «чудь» относится к нескольким финским племенам, в частности к раннеэстонским группам. В 1030 году киевский князь Ярослав Мудрый выиграл военную кампанию против чуди и основал крепость в Юрьеве (ныне Тарту , на юго-востоке Эстонии ). [ 10 ] Киевские правители тогда собирали дань с чудей окружавшего их древнего эстонского уезда Угауния . [ нужна ссылка ] возможно, до 1061 года, когда, согласно летописям, Юрьев был сожжён эстонским племенем сосолов (вероятно, сакалийцев , эселианцев или харионенсов ). [ 11 ] Большинство набегов на чудь, описанных в средневековых восточнославянских летописях, происходят на территории современной Эстонии. Пограничное озеро между Эстонией и до называется Чудским русски Россией сих пор по - . Однако многие древние [ нужна ссылка ] упоминания о чуди говорят о народах очень далеких от Эстонии, типа чуди Заволошки между мордвой и коми .
Чудь в фольклоре
[ редактировать ]В русских народных сказаниях чудь описывалась как возвышенная и красивая. Одной из характеристик чуди было «белоглазость», что означает светлоокрашенные глаза.
Русские былины напоминают об уничтожении чуди во время оккупации ее территорий славянами. Во время нападения на чудский поселок чудские женщины утопились вместе со своими драгоценностями и детьми, чтобы избежать грабежа или изнасилования. [ нужна ссылка ]
В летописях, повествующих об основании Руси, чудь упоминается как одна из рас-основателей, наряду со славянами и варягами (варягами).
Народная этимология происходит от древнеславянского языка ( чужой , «чужой»; или чудной «странный»; или чудь «странный») или, альтернативно, от чудный , чудесный, чудесный, превосходный, привлекательный.
Чуды или Чуды - традиционные злодеи в некоторых саамских легендах. [ нужна ссылка ] , а также в саамском фильме «Следопыт» 1987 года, во многом основанном на подобных легендах. [ 12 ]
Использование термина в исторические времена
[ редактировать ]Позже слово чудь чаще использовалось для более восточных финских народов, вепсов и голосов в частности , в то время как некоторые производные от чуди, такие как чухна или чухонец, применялись к более западным финнам и эстонцам . После завоевания Россией Финляндии в 1714–1809 годах и расширения контактов между финнами и Санкт-Петербургом финны восприняли слово «чудь» как пренебрежительное и намекающее на крепостное право , которое, как считалось, русские считали подходящим для финнов. Однако в качестве пренебрежительного слова именно чухна применялась и к финнам и эстонцам еще во время Зимней войны 1939–1940 годов между Советским Союзом и Финляндией . [ нужна ссылка ]
В современном русском языке слово чухна часто используется для обозначения вепсов. Название чудь (или северная чудь) некоторые антропологи использовали для обозначения вепсов. [ нужна ссылка ]
В мифопоэтической традиции коми словом чудь можно обозначать также коми богатырей и язычников; старообрядцы; другой народ, отличный от коми; или грабители — последние два являются типичными легендами саамского фольклора. В действительности легенды о чудьх (Чуджите) охватывают большую территорию Северной Европы от Скандинавии до Урала, ограниченную на юге Ладожским озером , северными и восточными уездами Вологодской губернии и проходящую мимо Кировской области, далее в Коми-Пермяцкий округ . Отсюда он распространился в Зауралье при посредничестве мигрантов с Европейского Севера. [ нужна ссылка ]
Чудь области стала ругательным словом в Архангельской . Еще в 1920 году жители этого края использовали легенды о чуди, чтобы пугать маленьких непослушных детей. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Линд, Джон Х. (2004). «Политико-религиозный ландшафт средневековой Карелии» . Фенния . 182 (1). Хельсинки: 3–11.
- ^ Рябинин Е.А. (1987). «Чудь Водской пятины в свете новых открытий» (PDF) . Фенноскандия Археологика : 87–104.
- ^ Яэтс, Индрек (2009). «Коми, этнические стереотипы и национальная политика в позднеимперской России» . Русское обозрение . 68 (2): 199–220. ISSN 0036-0341 .
- ^ Элиот, Чарльз (1911). . Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). стр. 388=393.
- ^ Jump up to: а б Аберкромби, Джон (1898). До- и протоисторические финны . Д. Нут. п. 13 .
- ^ Jump up to: а б с Дранникова, Наталья; Ларсен, Роальд (30 сентября 2008 г.). «Представления чуди в норвежском и русском фольклоре». Акта Бореалия . 25 (1): 58–72. дои : 10.1080/08003830802302893 . S2CID 162346917 .
- ^ Jump up to: а б Уино, Пирджо (1997). Древняя Карелия . Хельсинки: Периодический сборник Финского общества древностей, 104. стр. 101.
- ^ Рахконен, Паули (2011). «Финно-угорские гидронимы водосборов рек Волхов и Луга» (PDF) . Журнал финно-угорского общества — Journal de la Société Finno-Ougrienne . 93 . Хельсинки: Финно-угорское общество: 205–266.
- ^ Саарикиви, Янне (2006). Уральский субстрат. Исследования финно-угорского субстрата в северорусских диалектах (PDF) (Диссертация). Тарту: Издательство Тартуского университета . hdl : 10138/19635 . ISBN 978-9949-11-474-0 . Архивировано из оригинала (PDF) 30 августа 2017 г. (также ISBN 9949-11-474-8 )
- ^ Тваури, Андрес (2012). Период миграции, эпоха довикингов и эпоха викингов в Эстонии . стр. 33, 59, 60 . Проверено 27 декабря 2016 г.
- ^ Мяэсалу, Айн (2012). «Может ли Кедипив в восточнославянских летописях быть городищем Кеава?» (PDF) . Эстонский археологический журнал . 1 (16 поставщиков): 199. doi : 10.3176/arch.2012.supv1.11 . Проверено 27 декабря 2016 г.
- ^ Хьорт, Метте; Линдквист, Урсула (2016). Компаньон скандинавского кино . Уайли-Блэквелл . ISBN 978-1118475287 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). 1911. с. 322. .
- Савиньяк, Давид (пер.). Псковская 3-я летопись . Архивировано из оригинала 31 августа 2020 г. Проверено 12 апреля 2017 г.