Клайв Мэтсон
Клайв Мэтсон | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Лос-Анджелес, Калифорния, США | 13 марта 1941 г.
Занятие | Поэт, преподаватель творческого письма |
Образование | Средняя школа Виста , 1958 год. |
Альма-матер | Колумбийский университет , МИД, 1989 г. |
Жанр | Лирическая поэзия |
Литературное движение | Бит-литература |
Годы активности | 1962-настоящее время |
Известные работы | Равные в желании, хлюпающие сапоги, изнутри |
Супруги | Эрин Блэк (1964–1969) Гейл Форд (1993–2008) |
Дети | Эзра Джон Мэтсон-Форд |
Веб-сайт | |
матсонпоэт |
Клайв Мэтсон (родился 13 марта 1941) - американский лирический поэт прямого выражения. [ нужны разъяснения ] и преподаватель творческого письма.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Клайв Мэтсон родился в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, в 1941 году и был средним ребенком из пяти лет. Его отец, Рэндольф Мэтсон, инженер-электрик авиационной промышленности, в 1948 году перевез свою семью в сад авокадо в округе Сан-Диего. Его мать, Эвелин Винсент Мэтсон, была образованной женщиной, дочерью Клемента Винсента, линотиписта и владельца типографии в Лос-Анджелесе. Коммунист, Винсент издавал газету на испанском языке, полагая, что будущее Калифорнии принадлежит ее латиноамериканскому населению. В детстве Мэтсон интересовался горными породами, изучал » Джеймса Дуайта Даны и «Систему минералогии находил кристаллы на холмах за пределами фермы. Его интерес к науке изменился в четырнадцать лет, когда он написал стихотворение для урока английского языка. Он был очарован. Мэтсон получил полную стипендию Чикагского университета в 1958 году, но бросил учебу через год, чтобы заняться поэзией. Знаменательное событие произошло, когда Мэтсон предположил, что Джон Мильтон написал «Потерянный рай » «Потому что в жизни есть такие конфликты», вместо того чтобы дать литературный ответ, что Мильтон вновь возвращается к своим проблемам с королем Англии. После непродолжительного обучения в Калифорнийском университете в Риверсайде Мэтсон путешествовал автостопом по стране, а затем пешком совершил поездку по Европе, прежде чем поселиться в Нью-Йорке в 1962 году.
Участие в битах
[ редактировать ]Мэтсон был привлечен в Ист-Виллидж после того, как услышал, как Аллен Гинзберг читал Хаула в Чикагском университете во время спора о запрете публикаций авторов-битников в The Chicago Review в 1959 году , и был принят в поколение битников . Он получил широкое руководство от Дианы ди Прима и Гинзберга, а Ирвинг Розенталь познакомил его с поэзией Джона Винерса и Майкла МакКлюра . Дружба с Джоном Сили , Мартой Мухс и Дэвидом Греем Рэттреем привлекла его внимание к Олдену Ван Баскирку , и Мэтсон помог в подготовке LAMI Ван Баскирка . [ 1 ] На протяжении середины 1960-х годов наибольшее влияние на Мэтсона в писательской деятельности и в жизни оказывал Герберт Ханке . Они обсуждали писательство, этику, наркотики, джаз, битников и гуляли по улицам Манхэттена, разговаривая с самыми разными людьми — от бездельников и воров до рабочих, художников и представителей высшего общества. Окружающая среда была идеальной для далеко идущих исследований себя и мира. В компании Эрин Блэк и друзей Мэтсон употреблял марихуану, тяжелые наркотики и психоделики и искал вдохновения в литературе, культурах коренных народов, восточной религии, музыке и собственных творческих порывах. Письмо было инструментом Мэтсона для формулирования идей. Друзья стремились отделиться от господствующей культуры и развить свои более родные, аутентичные черты. С публикацией « Основной линии к сердцу » Мэтсон начал проявлять себя. В 1968 году он отправился в Англию (поездка планировалась вместе с Ханке, который отказался в последнюю минуту) и читал стихи на университетских фестивалях искусств по всему Соединенному Королевству. Mainline была конфискована британскими властями и позже выпущена как «порнография на грани». [ 2 ]
Мэтсон придерживался и развивал свои юношеские инстинкты, и эти усилия были поддержаны несколькими парадигмами битников: во-первых, стихотворение формируется дыханием поэта - восприятие, расширенное Чарльзом Олсоном как «проективный стих». [ 3 ] Гинзберг распространил аналогичную идею от Уильяма Карлоса Уильямса , который посоветовал ему в 1940-х годах «Слушать ритм своего собственного голоса. Действуйте интуитивно, на слух». [ 4 ] Вторая парадигма предполагает, что источником поэзии является сама жизнь. Жизнь, прожитая на улицах, на работе, в отношениях, в группах медитации, на фермах и в горах, а не что-то найденное с помощью учености или абстракции. «Нет идей, кроме вещей» [ 5 ] также перешла от Уильямса и Роберта Крили «Форма никогда не бывает более чем продолжением содержания». [ 6 ] были важные мысли в разговоре. Уличная мудрость также подсказала чувствительности битов, что бездомный пьяница с большей вероятностью увидит Бога, чем профессор. Третье и в значительной степени непризнанное изречение битников заключается в том, что письмо — это общение. Ханке много раз спрашивал: «Что вы под этим подразумеваете?» Вопрос был закономерным, хотя в то время среди интеллектуалов были ощутимы скрытые тенденции переосмыслить поэзию как тайное искусство и подготовить ее для захвата академиями. Первоначальное стремление Мэтсона общаться с другими людьми, образованными или нет, осталось для него как добродетель здравого смысла. Четвертая особенность чувствительности битников — стремление расширить сознание — послужила движущей силой многих экспериментов Мэтсона. Это желание было повсеместным среди молодых художников и нашло четкое выражение в книге Тимоти Лири « Включи, настройся, выпадай» . Этот кодекс выражал широко распространенное недовольство основной культурой и давал право на восстание. Формулировка Лири, а также зарождающаяся этика хиппи держали политические интересы предков Мэтсона на переднем плане. Для некоторых за этими парадигмами лежит интуиция о том, что ощущения в теле имеют первостепенное значение, наряду с тем, что человек наблюдает собственными глазами. Детское изучение минералов повлияло на чувства Мэтсона, поскольку ранняя наука Даны предполагала, что видимые свойства кристаллов раскрывают их сущность. Видение и описание с ясностью плавно отражались в его письме. Слабость культурных императивов делала это поле открытым, плодородным и по большей части неописанным.
В 1968 году Мэтсон начал многолетнее отделение от битников. Семена были очевидны в дискуссии с Гинзбергом, когда Мэтсон заявил, что «каждый пользователь — это толкатель». Гинзберг возразил: «Это не совсем так», по крайней мере, в глазах судебной системы. [ 7 ] Опыт Мэтсона, особенно с Ханке и Эрин Блэк, заставил его усомниться в элитарности битников и их патриархальных, антифеминистских предубеждениях. Отойдя от предвзятого мнения, что дикие аспекты являются вершиной нашей личности, Мэтсон открыл более широкий ландшафт. На Мемориале Ханке в 1996 году Мэтсон ответил на побуждение Ханке: «Единственное, что можно сделать с внутренней болью, — это лечить ее лекарствами. Это дерьмо, Херб». Грегори Корсо пожаловался, что Мэтсон критикует поведение битов, и Мэтсон ответил, что доступны и другие варианты. [ 8 ] К тому времени Мэтсон стал заядлым участником программ 12 шагов. Самыми влиятельными учителями Мэтсона, помимо поэзии и Ханке, были женщины. «Я человек!» Эрин Блэк заявила в 1964 году с протофеминистской точностью. Эйла Коккинен , знакомая с битниками, представила сбалансированную точку зрения и включила психоаналитические идеи. Отношения с Мартой Мухс и Мэгги Клогерти , а также общая атмосфера 1970-х годов породили ощущение, что любая стратегия, сработавшая для Мэтсона, должна была включать женщин. Стратегии должны работать и для женщин. Фундаментальные темы преобладают во всей работе Мэтсона: стремление к честности и в первую очередь уделять внимание сообщениям тела. Благодаря обучению у бит-поколения была подготовлена почва для развития его писательского мастерства и его карьеры. Эволюция Мэтсона прямо указывает на его недавнюю концепцию «Палеопоэзии» и примитивного сердца.
Карьера
[ редактировать ]Мэтсон переехал в район залива Сан-Франциско в 1968 году, поселившись в Окленде и сосредоточив основное внимание на написании стихов. Он подрабатывал случайными заработками: складским клерком в Сан-Леандро; в качестве водителя такси в рабочем кооперативе Berkeley's Taxi Unlimited; в качестве разнорабочего у нескольких грузчиков мебели; и он учился на печатника высокой печати у Клиффорда Берка в Cranium Press в Сан-Франциско. Мэтсон приобрел высокую печатную машину с ручным рычагом у Гарольда Адлера , следуя по стопам своего деда, а затем печатную машину с ножной педалью и валиком 8x12 у Free Press Ирвинга Розенталя в Сан-Франциско. Помимо визитных карточек, плакатов и четвертого выпуска Кооператива поэтов Беркли , [ 9 ] он напечатал и переплел свою собственную книгу «Героин» и Джона Сили в «Страна не пугает» качестве издателя Neon Sun. [ 10 ] Он обнаружил, что потребность в небольших издательствах подрывает его писательскую энергию, поэтому он позволил этому предприятию распасться и оставил печатание заказов в качестве подработки. он выпускал прекрасные визитные карточки, плакаты, объявления и несколько буклетов для Пола Мэрайи из ManRoot Press. В 1980-х и начале 1990-х годов [ 11 ]
пригласил его В 1978 году, когда Мэтсон читал лекции на Северо-Западе, Джек Эстес провести семинар в Государственном колледже полуострова в Порт-Анджелесе , штат Вашингтон. Мэтсон попросил совета. «Это легко», ответил Эстес, «дайте упражнение, которое Дэвид Ваггонер дал в прошлом месяце. Он разделил психику на те же три части, что и транзактный анализ, и переименовал их: Редактор, Писатель и Ребенок. Скажите редактору и писателю прогуляться и пусть Дитя пишет все, что хочет». Когда Мэтсон вошел в класс, каждый комментарий соответствовал этим голосам: аналитический – от редактора; понимание процесса – от Писателя; а импульсивный или эмоциональный – от Ребенка. Мэтсон чувствовал себя хранителем творчества каждого. [ 12 ] Он вернулся в район залива , взял на себя семинар Джона Оливера Саймона по написанию «Приложений к обучению» и опробовал различные артикуляции «Детского» голоса, в конечном итоге остановившись на «Crazy Child». Это назначение стимулировало самые энергичные и оригинальные произведения. В 1985 году Мэтсон начал преподавать в расширенном отделении Калифорнийского университета в Беркли , специализируясь на начальных курсах «Развитие вашего творческого стиля письма» и «Исследование вашего творческого писательского потенциала». Он делал заметки для своего урока « Пусть пишет сумасшедший ребенок!» (опубликовано Библиотекой Нового Мира в 1998 г.). [ 13 ] Он преподавал в других местах: в колледже Пасифик-Оукс в Пасадене, Калифорния; Университет Джона Ф. Кеннеди в Оринде ; Летний лагерь искусств Окленда в Сьерре; и проводил писательские экскурсии в Шотландию, Италию, Коста-Рику и восточную Сьерру. Мэтсон вернулся в Нью-Йорк в 1987 году и поступил на программу писательского мастерства в Колумбийском университете . Он работал с Робертом Монтгомери , Шэрон Олдс , Робертом Хассом и труппой Куинси . Он получил степень магистра искусств в области поэзии в Школе искусств Колумбийского университета в 1989 году, и его диссертация легла в основу сборника стихов Squish Boots . Он присоединился к Алану Солдофски и Сьюзен Лурье в организации чтений в Cody's Books в Беркли с 1979 по 1981 год; участвовал в семинарах с Сольдофски, Жозефиной Майлз , Робертом Хассом, Дианой О'Хехир и Марком Линенталем ; присутствовал на конференции писателей Скво-Вэлли в 1973 году; и несколько лет встречался со сверстниками из Скво-Вэлли. Вместе с Полом Геффнером , Гленном Ингерсоллом и Кэтрин Харер он провел серию чтений «Поэзия и пицца» в Сан-Франциско с 1998 по 2010 год. В 2013 году он начал серию чтений «Поэзия без границ» с Ричард Лорангер и Гарольд Адлер в галерее и культурном центре Art House в Беркли, который продолжается и сегодня. В 1993 году Мэтсон основал небольшой восьмистраничный ежеквартальный журнал The Scribbler , который редактировали участники семинара. Сегодня оно продолжает оставаться одним из старейших литературных изданий в районе залива и в стране. Блоги на веб-сайте Мэтсона, matsonpoet.com, с 1998 года по настоящее время готовятся к книге Write Your Way In , продолжению книги «Пусть сумасшедший ребенок пишет!» После трагических терактов 11 сентября Мэтсон написал «Башни вниз», опубликованные в виде сборника вместе с «Записками Дайаны Ди Примы к поэме революции» ( Eidolon Editions , Сан-Франциско, 2002). с Алленом Коэном Затем Мэтсон вместе отредактировал книгу «Око за око делает весь мир слепым: поэты 11 сентября», подборку стихов более чем 100 американских поэтов. [ 14 ] В 2009 году Мэтсон переиздал свой первый том стихов под названием «Основная линия к сердцу и другие стихи», добавив в сборник более поздние стихи для дальнейшей похвалы. [ 15 ] В 2013 году он начал вести ежемесячную колонку «On Words» в Berkeley Times о местных площадках, от хип-хопа и разговорной речи до постмодернистской поэзии в Калифорнийском университете в Беркли. На протяжении всей своей карьеры Мэтсон подтверждал, что то, как стихотворение воспринимается при чтении вслух, дает подсказку о том, как его лучше всего переработать, а также является показателем его успеха. Мэтсон продолжает 40-летнюю традицию частых открытых чтений в районе залива, чтобы устно экспериментировать со стихами. Чтения поэзии в Северной Калифорнии, часто в сопровождении виолончелиста Гаэля Алкока , включают такие мероприятия в районе залива, как LitCrawl , Bay Area Generations и Literary Death Match .
Поэзия
[ редактировать ]Приверженность эмоциональной честности и искренним чувствам влияет на образность и стиль стихов Мэтсона. Марк Хофштадтер расположил свой язык «на стыке сознания и бессознательного». [ 16 ] Вместо этого Мэтсон предположил бы, что это обычное состояние, о котором мы редко осознаём. В своих записных книжках Мэтсон называет поэтический аппарат «машинным языком», то есть компьютерным языком, порождающим языком, находящимся под сознанием. Mainline to the Heart выразила обеспокоенность Мэтсона хипстерскими фразами и модным жаргоном того времени под влиянием Ван Баскирка и Джона Винерса. [ 17 ] «Состояние ума, о существовании которого большинство людей даже не подозревает», — писал Джек Фоули. [ 18 ] В этот период он начал писать двухстрочные стихотворения, отрывки из куплетов Джона Винерса и фрагментов Сафо , и продолжает их до сих пор. Они сочувствуют «Американским предложениям» Гинзберга. [ 19 ] сформулирован как западная и практичная версия японских форм. Space Age (Croton Press, NY: 1969) добавила свободные сатирические портреты, частично вдохновленные стихами Боба Дилана и апокалиптическими видениями Ван Баскирка. Политическая осведомленность Мэтсона нашла более широкое выражение, в основном в форме критики или насмешек над культурой, в этом томе, а также в более коротких стихотворениях, написанных в 1970-е годы. [ 20 ] Героин («Неоновое солнце», 1972) рассказывает о путешествии Мэтсона с тяжелым наркотиком, подчеркивая положительные аспекты того, чему учит этот наркотик. Психологические иронии и проблемы находятся в постоянном центре внимания, и книга включает в себя продолжительные размышления о том, как извлечь пользу из наркотика и как избежать ловушек как физической, так и психологической зависимости. [ 21 ] [ 22 ] Гинзберг, услышав более короткие стихотворения, назвал их «прямым выражением». [ 23 ] Они стали материалом для разделов книги «Внутри» (Cherry Valley Editions, Нью-Йорк: 1982). Этот том представляет собой обзор прогрессивных усилий после того, как беспорядки 1960-х годов исчезли из общественного сознания. Это во многом интуитивная оценка областей, в которых происходят жизнеспособные изменения, и заканчивается наблюдением, что сотрудничество надежно лежит в основе человеческого взаимодействия. [ 24 ] Мэтсон видит в этом надежду на прогрессивные изменения, и эта мысль подтверждается недавними исследованиями. [ 25 ]
Мэтсон нашел ценную поддержку в медитации Випассана В течение последних десятилетий и обширной психотерапии. Оба начинания придали глубину стихам об отношениях. Equal in Desire (ManRoot, Сан-Франциско, 1982 и 1983) также расширил стиль прямого выражения до любовных стихов, в то же время включая осознание гендерных и профеминистских проблем. [ 26 ] «Песочные часы» (Seagull Press, Окленд, Калифорния: 1987) представляет собой серию восьмисложных линейных сонетов с рифмовыми и полурифмовыми схемами, каждый из которых содержит рассказ о творческом процессе в прозе. Все стихотворения прославляют медитацию и связь разума и тела, а также борьбу, присущую установлению практики. Они пришли, когда его медитация укрепилась и расцвела. Начав семинары «Сумасшедший ребенок», Мэтсон обнаружил, что он один из многих, кто, приоткрыв дверь в творческое бессознательное, был захлестнут потоком образов. Хаотичные первые наброски в конечном итоге превратились в Squish Boots (Broken Shadow Publications, Окленд, Калифорния: 2002), посвященные детству и основным семейным проблемам. Этот процесс соответствует учению Уильяма Карлоса Уильямса: «Красота письма — это… открытие того, чего вы НЕ знаете, а не синтез [или] повторение того, что вы уже знаете. Это прыжок вперед в жизнь, неизведанную». будущая жизнь…». [ 27 ] Эмоциональная смелость и открытость помогли этим усилиям стать голосом Chalcedony Songs (Minotaur Press, WA: 2007, 2009). Это произошло в знак протеста одной из женских героинь Мэтсона из незаконченного рассказа, которая имитировала свой оргазм. Халцедон открыто и легко исследует сложные слои любви и отношений. Мэтсон принял вызов. Он писал с женской точки зрения и позволил этому голосу расшириться. [ 28 ] Этот стиль, добавленный в сознание Squish Boots , превратился в самый аутентичный голос Мэтсона на сегодняшний день. На заднем плане перекликаются его знания у древнегреческих классиков, Уильяма Шекспира, Уолта Уитмена, Раньера Марии Рильке, Пабло Неруды и Руми, а также у современных поэтов. Голос помог создать гибкую структуру для серии стихотворений « Военные союзники» , вдохновленных трудными политическими временами конца 20-го века, событиями 11 сентября и вторжением маркетинга в нашу частную жизнь. Сборник планируется выпустить в издательстве Torean Horn Press из Сономы, штат Калифорния, в 2018 году. Эти стихи, наряду с «Халцедоном» и текущими работами, указывают на то, что в основе усилий Мэтсона лежит примитивное сердце. Его стихи развиваются примерно по прямой линии от лирики битников к прямому выражению на более глубоком уровне языка, затрагивающем примитивное сердце и лимбическую систему . Краткое эссе «Присутствие: палеопоэзия» появилось благодаря помощи Мари Мартин, художницы и друга детства, и Джона Пейджа (ранее Сили), который оставался проницательным советником с 1964 года. именно термин «Палеопоэзия».
Почести и награды
[ редактировать ]В 2003 году Мэтсон вместе с соредактором Алленом Коэном выиграл литературную премию ПЕН -клуба Окленда/Жозефины Майлз за редактирование книги «Око за око делает весь мир слепым — поэты 11 сентября» . [ 29 ] Лучший учитель письма, Best of the East Bay 2006. [ 30 ] В 2012 году город Беркли наградил его Премией за заслуги в области поэзии. [ 31 ]
Библиография
[ редактировать ]Тома стихов:
- Вторые десять песен Халцедона (2009) ISBN 978-1879457966
- Основная линия к сердцу и другие стихи (2009) ISBN 978-1587901393
- Первые десять песен Халцедона (2007) ISBN 978-1879457706
- Хлюпающие сапоги (2002) ISBN 0-9636156-2-9
- Око за око делает весь мир слепым , соредактор с Алленом Коэном (2002) ISBN 978-1587900341
- Песочные часы (1987)
- Равные в желании (1983)
- Внутри (1982)
- Героин (1972)
- Космическая эра (1969)
- Магистральная линия к сердцу (1966)
Стихи вошли в более чем дюжину антологий, в том числе:
- Страстные сердца (Библиотека Нового Мира, 1997)
- Держитесь вместе (Hanging Loose, 1987)
- Любовь и т. д. (Doubleday, 1973)
- 31 новый американский поэт (Хилл и Ван, 1969)
Стихи опубликованы более чем в ста журналах, в том числе:
- Оле (журнал) , Великое общество , Berkeley Poetry Review , Blue Unicorn , Dalmo'Ma , Exquisite Corpse , Актер (Мехико), Hawaii Review , Intrepid , Jeopardy , Nimrod , Northern Contours , поэтический журнал.com , Rattle , Silver , Tattoo Highway , The Centennial Review , Vision International , Yellow Silk .
Сборники стихов:
- Towers Down с Дайаной ди Прима (Eidolon Editions, 2002)
- Побрился на рассвете с Джоном Саймоном (Aldebaran Review, 1984)
Вымысел:
- «Поиск» в Soundings East (Салемский государственный колледж, 2000 г.)
- «Асбест» в обзоре Санта-Клары (осень/зима 2003 г.)
- «Охранники» в Word 60 (Нью-Йоркская школа визуальных искусств, осень 2004 г.)
- «Кэш» в Tulane Review (весна 2005 г.)
Эссе (неполный список):
- «Вся поэтика локальна: Луи Кунео и фестиваль поэзии в Беркли» ( Caveat Lector , 2015)
- «Вспоминая Джона Винерса» ( «Montessart Review» , № 7, изд. Колдера Лоу: осень 2003 г.)
- «Мембрана пористая», « Дух письма » , изд. Уолдман (Тарчер, 2001)
- "Обнародование" ( Поэты и писатели , том 25, № 2, март/апрель 1997 г.)
- «Роберт Дункан и его публика» ( «Изысканный труп» , №57, 1996 г.)
- «Мэпплторп: Цензура чувств» ( Culture Concrete , 1992)
- «Дыхание вдохновения» ( Презумпции , 1987)
Том документальной литературы:
- Пусть сумасшедший ребенок пишет! (Библиотека Нового Мира, 1998) 257 стр.
Источники
[ редактировать ]- Хофштадтер, Марк, «Хлюпающие сапоги», «Основная линия к сердцу» в книге «Исцеление раскола», Сборник эссе Марка Элиху Хофштадтера 135–141. Издательство Dog Ear, (2011)
Внешние ссылки:
- Биография Клайва Мэтсона [1]
- Интервью http://www.blogtalkradio.com/the-jane-crown-show/2009/08/22/clive-matson
- https://web.archive.org/web/20161221104253/http://www.revisitations.com/spring_2010/fiction/Search_Clive_Matson.html
- https://archive.org/details/BeatPoetAldenVanBuskirkMemorial
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Смерть будет моим последним любовником» Гаррета Кейплза . 20 сентября 2021 г.
- ^ Санди Таймс , 03.12.1968, стр. 5
- ^ «Проективный стих Чарльза Олсона» . 20 сентября 2021 г.
- ↑ Крамер, Джейн, Аллен Гинзберг в Америке, Random House, Нью-Йорк, 1969, стр. 111.
- ^ Патерсон , Новые направления, Нью-Йорк, 1946 г.
- ^ Интервью с Леонардом Шварцем , http://jacket2.org/commentary/robert-creeley-conversation-leonard-schwartz.
- ^ Холладей, Хилари, Герберт Ханке: Хастлер с Таймс-сквер, вдохновивший Джека Керуака и поколение битников , стр. 117 Schaffner Press, Тусон, 2013, 2015 гг.
- ^ Герберт Ханке: Заключительное чтение и мемориал , DVD Thin Air Video, 2006, Нью-Йорк, Нью-Йорк
- ^ «Кооператив поэтов Беркли: история времени» .
- ↑ Сили, Джон, Страна не пугает , Neon Sun, Беркли, Калифорния, 1975.
- ^ Равные в желании , Полное собрание стихотворений Жана Жене , Кокто , Апогиатуры/Записки благодати
- ^ Пусть пишет сумасшедший ребенок! , Библиотека Нового Мира , Новато , 1998, стр. ix.
- ^ Обзор книги «Пусть сумасшедший ребенок пишет» http://www.goodreads.com/book/show/1910955.Let_the_Crazy_Child_Write_
- ^ Обзор книги «Око за око делает весь мир слепым» http://www.nthposition.com/aneyeforaneyemakes.php. Архивировано 3 августа 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Обзор Mainline to the Heart http://savvyverseandwit.com/2009/04/mainline-to-heart-other-poems-by-clive.html
- ^ Обзор Squish Boots , Хофштадтер, Марк, Исцеление раскола , Dog Ear Publishing, Индианаполис, Индиана, стр. 135-137
- ^ Обзор to the http://jacketmagazine.com/37/r-matson-rb-ring.shtml Mainline Heart
- ^ комментарии в журнале Mainline to the Heart and Other Poems , Regent Press, Беркли, 2009, стр. 1–2, впервые опубликовано издательством Poets Press Дайаны ди Прима в 1966 году.
- ^ «Американские предложения» . 30 октября 2011 г.
- ^ Чак Коэн, Berkeley Poetry Review , весна 1975 г., стр. 58
- ^ Джон Форд, Poetry Flash # 5, апрель 1973 г., стр. 2,
- ↑ Чарли Шайвли, Бостон Феникс, 18 декабря 1973, стр. 14
- ↑ Личное общение, кофейня Intersection, Сан-Франциско, 1973 г.
- ^ Браун Миллер, Обзор книг Сан-Франциско, 1982 г.
- ^ Кертис В. Марин, «Самые инвазивные виды из всех», Scientific American , август 2015 г., т. 313, № 2, стр. 32–39.
- ^ Макс Лернер, New York Post, 1982.
- ^ Крамер, стр. 173
- ^ Арманд Крофт, https://www.amazon.com/review/R3DXZS0E7PZGDD
- ^ «9-11-01: ПОЭЗИЯ, ВДОХНОВЛЕННАЯ НАПАДЕНИЯМИ / Наполняя небо словами и смыслом / Писатели стремятся 'выразить невыразимое' » . 10 сентября 2002 г.
- ^ «Искусство и культура» , East Bay Express , Беркли, Калифорния: 3–9 мая 2006 г., стр. 34
- ^ «КЛАЙВ МЭТСОН НАГРАЖДЕН НА 10-М ЕЖЕГОДНОМ ФЕСТИВАЛЕ ПОЭЗИИ В БЕРКЛИ: награда за выдающиеся достижения в субботу, 5 мая» . Май 2012.
- Американские поэты XXI века
- Поэты из Калифорнии
- Писатели из Лос-Анджелеса
- Выпускники Калифорнийского университета в Риверсайде
- Выпускники Школы искусств Колумбийского университета
- 1941 года рождения
- Живые люди
- Поэты из Нью-Йорка (штат)
- Писатели из Нью-Йорка
- Лауреаты литературной премии ПЕН-клуба Окленда/Жозефины Майлз