Выращивание фиников в Дар-эль-Манасире

Финиковые пальмы выращивают в Судане от египетской границы на севере вдоль реки Нил к югу от Хартума до Сеннара. Помимо берегов Нила, единичные экземпляры культурных финиковых деревьев встречаются на холмах Красного моря в окрестностях Порт-Судана , в Кассале , вдоль реки Атбара , в пустынях вокруг Донголы и далеко на юго-западе в Дарфуре , например в Вади Кутум, Вади Меллит и Барра. Во всех этих местах пальмы зависят от доступных грунтовых вод или орошения. Воду для орошения берут либо из колодцев, либо из реки Нил, куда в настоящее время ее подают дизельные насосы.
Судан входит в число стран, производящих финики хорошего качества. Билад аль-Махас , Сукут , Донгола , Дар аль-Шайкия , Дар аль-Манасир , Дар аль-Рубатаб и районы вокруг Бауки и Бербера вдоль Нила могут похвастаться обширными финиковыми рощами. определенный состав сортов пальм, включая эндемичные виды . В каждом регионе выращивания фиников выращивается [ 1 ] Во времена англо-египетского кондоминиума (1899–1955) Дар аль-Манасир описывался как самая южная граница выращивания фиников в Судане. [ 2 ]
Классификация земель
[ редактировать ]При приближении к Дар-эль-Манасиру из окружающих пустынь самой поразительной особенностью пейзажа является внезапная зеленая узкая полоса пальм, окаймляющая берега Нила. Эта полоса земли называется Ашу (أشو), ее ширина обычно не превышает 20 метров. Он расположен между сезонно затопляемой землей на берегу реки под названием Гериф (جرف) и традиционной «землей водяного колеса» под названием Сакия (ساقية). [ 3 ]

Финиковые пальмы и пальмы Дум ( Hyphaene thebaica ) идеально адаптированы к региональному климату Дар-эль-Манасира. Они устойчивы к засухе и могут выдерживать исключительно жаркое, сухое и бездождливое лето, а также холодную сухую зиму. Близость земли Ашу к реке Нил делает уровень грунтовых вод доступным для глубоко проникающих корней взрослых пальм в течение всего года, что делает эту землю наиболее ценным классом. [ 4 ] Поскольку финики являются наиболее востребованной товарной культурой в Дар-эль-Манасире, их выращивание не ограничивается только землей Ашу , но распространяется вдоль ирригационных каналов земли Сакиа . В последние годы финиковые деревья даже заменяют сезонно орошаемые культуры, такие как пшеница, фасоль и бамия, на традиционных землях Сакиа .
Распространение
[ редактировать ]Для увеличения количества плодоносящих деревьев традиционное размножение отводками практикуется на всем протяжении Нила в Судане. Нижние побеги, называемые Шатла (شتلا), развиваются из пазушных почек нижней части ствола родительской пальмы и срезаются ранней весной. Хорошо выбранное ответвление не только гарантирует женское плодовое дерево, но и унаследует те же качества материнского растения. [ 5 ] Финиковые деревья в районе Четвертого водопада достигают возраста до 150 лет и чаще всего состоят из нескольких побегов из одного комка, называемого Бура или Хуфра (بؤرة или حفرة). [ 6 ] Удовлетворительный срок производства прекращается с возрастом от 90 до 100 лет. С увеличением возраста и высоты на пальму становится все труднее забраться, чтобы опылить ее и собрать урожай.
Опыление
[ редактировать ]Опыление женских плодов проводится в конце февраля и начале марта, что, согласно коптскому календарю, до сих пор используемому Манасиром в сельскохозяйственных целях , это конец месяца Амшир . [ 7 ] В течение этого сезона толстые мужские побеги расщепляются, и их соцветия достигают зрелости. Свежие нити цветов аккуратно выдергиваются из мужских гроздей и упаковываются в две нити, называемые Рабета Каруа (ربطة قرعة). Манасир считают сорт мощного мужского сеянца неважным и опыляют все свои женские соцветия с одного и того же мужского дерева. Процесс опыления называется Каффес (قفّز) и может быть осуществлен любым человеком, физически способным подняться на пальму. В каждой побеге женских соцветий между плодоносящими колосками заложено около 8-15 пакетиков. Взрослая женская пальма дает от 15 до 25 побегов, каждый из которых содержит от 150 до 200 колосков с финиками. [ 5 ]
Этапы роста
[ редактировать ]Финики должны пройти пять стадий роста, прежде чем превратиться в спелые плоды ( Тамр , تمر), которые собирают в августе и сентябре:
- Тамим (تميم): В течение первых 15 дней до одного месяца проявляющиеся плоды бесполезны.
- Дафик (دفيق): последующий зеленый этап длится около 2 1 ⁄ Прошло месяца, а растущие плоды все еще горькие. В зависимости от сорта определенное соотношение плодов преждевременно опадает. Эти зеленые финики скармливают домашнему скоту.
- Айфануна (عيفنونة): Этот интервал длится от 10 до 15 дней , в течение которых плоды приобретают сладость. Дети начнут есть фрукты, которые вот-вот упадут.
- Сафури (صفوري): В течение следующего месяца созревающие плоды больше не опадают. Некоторые сорта фиников уже можно собирать.
- Умм Ра (أم رأس): эту заключительную стадию созревания также называют Рутаб (رطب). Плоды становятся коричневыми от конца к околоцветнику. Манасир никогда не срезал всю гроздь плодов, называемую Шахлуб (شخلوب), а только отдельные колоски, в результате чего грозди прореживались, а оставшиеся плоды увеличивались в размерах.
Урожай
[ редактировать ]После того, как финиковое дерево успешно посажено, оно превращается в экономичное растение, приносящее хорошие ежегодные урожаи при небольших затратах труда. Зрелое финиковое дерево, снабженное достаточным количеством воды и натуральных удобрений ( Сибала , زبالة), дает от двух до трех мешков ( Шаваль , شوال) каждый по 75 килограммов (1 шавал = 15 руба = 123,75 литра). [ 8 ] Точное количество сильно зависит от сорта фиников, конкретных условий выращивания и возраста пальмы. Обследование региона, проведенное в 1995 году, показало, что в среднем на одно домохозяйство приходится 26 финиковых деревьев, что дает около 900 кг урожая в год. [ 9 ]
Традиционно урожай хранят в старых кувшинах для воды ( Сэр , زير или Герр , جرّ), предварительно выложенных золой. Дополнительный слой золы сверху запечатывает его и защищает плоды от личинок ( Сус , سوس), (ср. Материальная культура Манасира ). [ 10 ]
Культурная значимость и традиции
[ редактировать ]Каждое фермерское домохозяйство в Дар-эль-Манасире владеет или, по крайней мере, разделяет несколько финиковых деревьев. [ 11 ] Они являются жизнеспособным источником дохода и питания.
Финиковая пальма и пальма Дум важны не только из-за их съедобных плодов. Побочные продукты этих деревьев составляют необходимое сырье для местных инструментов и ремесел (см. « Материальная культура Манасира »).
Кроме того, семена фиников ( нава , نوى) и плоды дафика в качестве корма используются . Их рекомендуют для улучшения вкусовых качеств как мяса, так и молока скота. Семена измельчают на нижних жерновах ( Tāhunah , طاحونة — первоначально использовались для помола муки). Излишки продаются на еженедельном местном рынке Сук Саламат и являются самым дорогим видом корма.
Финиковые деревья также являются постоянным источником гордости и принадлежности. Особая связь между Манасиром и их пальмами отражена в местных традициях и поговорках:
Всякий раз, когда сажают новый побег финика, этот процесс сопровождается традиционным заклинанием; следует За Бисмаллой предложение: «Намерение (نية) белое, а почва (طين) черная. Плоды этого дерева свободно предлагаются (صدقة) нищему, свободно предлагаются ворю». То есть дерево должно давать милостыню во имя Аллаха тому, кто в ней нуждается, и поэтому должно находиться под Его защитой.
Салих записал подобное высказывание в Бирти: «Ее посадили для голодных, проходящих мимо гостей, путников, воров, искателей доброй воли, врагов и друзей». [ 12 ] Автор также обращает внимание на обычай, который позволяет каждому в Дар аль-Манасире собирать плоды фиников для немедленного употребления. Этот обычай, обычно применяемый только к финикам, упавшим на землю, а также к женщинам и детям, отличается от национального исламского и статуарного права. по этому вопросу [ 13 ]
Денежная оценка и компенсация
[ редактировать ]Упомянутые экономические, культурные и социальные факторы приводят к практической невозможности продажи пальм как реального имущества среди манасиров . Ситуация двадцатых годов прошлого века, описанная Личем (1919) следующими словами, во многом актуальна и сегодня;
«…человек, нуждавшийся в деньгах, но не желавший расставаться со всем своим имуществом, мог продать половину дерева. Однако это было очень редким явлением, и к нему прибегали лишь изредка, в случаях настоящей нужды и только в […] самой бедной части провинции […] В обычных обстоятельствах было позором продавать землю или финиковые деревья». [ 14 ]
Цитируя Мансури Абдаллу Ахмада аль-Хасана Абу Куруна (Абдулла Ахмад Аль-Хасан Абу Курун) в 2005 году:
«Я видел почти весь Дар аль-Манасир и знаю, что в [соседних] странах Шайкия и Рубатаб продавались целые сады. Но я знаю не более двух случаев, когда мансури когда-либо продавал свои пальмы. И в в обоих случаях они продали только одно, два или три дерева, реагируя на чрезвычайную ситуацию. Обычно в таких ситуациях финансовых трудностей люди просят человека набраться терпения, пока им коллективно не удастся найти необходимые деньги. Вы не сможете назначить цену пальме; финиковые деревья не имеют цены! Ваши пальмы и ваше потомство считаются одним целым (التمر دي و جناك واحيد)».
Такое отношение Манасира отражено в практике местных купцов, выдающих кредиты крестьянам в обмен на ожидаемый урожай определенных деревьев.
Поэтому для большинства Манасира немыслимо получить денежную компенсацию в обмен на свои пальмы, которые будут затоплены вместе с их деревнями и другими сельскохозяйственными угодьями в результате возведения высокой плотины Хамдаб (проект многоцелевой гидроэлектростанции Марави). . По данным аль-Хакема (1993:6), около 675 000 продуктивных финиковых деревьев будут потеряны в результате затопления водохранилища. Информационная брошюра Комитета Манасир [ 15 ] говорит о 250 000 продуктивных и 300 000 мужских или еще не плодоносящих финиковых деревьях в 2003 году (оценка плодоносящих финиковых деревьев в 2003 году нашей эры = примерно 250 000 пальм и оценка неплодоносящих пальм в 2003 год нашей эры = примерно 300 000 пальм).
Весной 2005 года еще не было никакой достоверной информации, и поэтому среди местного населения возникла большая путаница по поводу того, какие пальмы (в зависимости от статуса земли, возраста деревьев и суммы ранее уплаченных налогов) в конечном итоге будут компенсированы. и за сколько. Помимо денежной компенсации, каждые 120 финиковых деревьев на частной собственности предполагается компенсировать одним федданом (4200 м2) . 2 ) земли в новых районах переселения. [ 16 ]
Поскольку местным крестьянам до сих пор неясно, каков реальный уровень водохранилища и его последствия для водного режима Нила и берегов искусственного озера, многие питают надежду, что смогут и дальше жить и возделывать свою родину. В результате всего за несколько месяцев до принудительного переселения новые побеги финиковых деревьев пересаживаются на более высокие места и с большим усилием орошаются.
Даже в маловероятном случае разумной денежной компенсации потеря финиковых деревьев создаст трудности, особенно для пожилых Манасиров, которые кропотливо выращивали эти деревья, чтобы иметь возможность жить за счет урожая в старости, когда они не смогут работать. в сельском хозяйстве уже нет. [ 17 ]
Финиковые сорта
[ редактировать ]Манасир сортов известен по всему Судану выращиванием широкого спектра финиковых пальм . Любое небольшое фермерское хозяйство склонно выращивать разнообразные финики, чтобы быть менее уязвимым как к ежегодно меняющимся рыночным ценам, так и к болезням, поражающим только определенные виды. [ 18 ]
Люди очень гордятся вкусом, сладостью и питательными свойствами своих фиников и верят, что они происходят из их каменистой земли, содержащей особые минералы. [ 19 ] Финики из Дар-эль-Манасира хорошо сравниваются с финиками из других регионов Судана, хотя в более ранних отчетах они характеризуются как имеющие более низкое качество, не соответствующие рыночной цене фруктов из (Старой) Халфы и Донголы. [ 2 ]
Сорта фиников и средняя оптовая цена за сезон сбора урожая 2004 г.
( Динаров за мешок шаваля , шаваля – около 75 кг; 1 шаваль = 15 руб (четверть) = 123,75 литра): [ 20 ]
Вад Лакай | (и встреча) | Сдин. 60 |
Вад Хатиб | (Вад Хатиб) | Сдин. 50 |
Баракави | (Баркави) | Сдин. 75-80 |
' Абид Рахим | (Абдул Рахим) | Сдин. 75-80 |
Бур | (отверстие) | Сдин. 60 |
Бирир | ( шиповник ) | Сдин. 60 |
Кундейл | (фонарь) | Сдин. 75-80 |
Бит Тамудха | (немного моды) | Сдин. 65 |
ночь | (идти) | Сдин. 45-50 |
(цены сообщил Аль-Тайиб Бабикир Ахмад Мухаммад из Мидеймира, местный житель, который изучал сельское хозяйство в течение 4,5 лет в Халфах аль-Гадида.)
Мишрик (яркий)
[ редактировать ]Финики Мишрик — самый распространенный и любимый сорт в Дар-эль-Манасире . Различают два типа; Вад Лакай и более распространенный Вад Хатиб , ранее также называемый Умм Лакай и Умм Хатиб . [ 2 ] Оба типа не нубийские и происходят из этого региона. [ 21 ] Деревья Мишрик требуют большего полива, чем другие пальмы.
Вад Лакай
[ редактировать ]Тип Вад Лакай в основном встречается в верховьях Дар-эль-Манасира и в соседней стране Рубатаб вокруг Абу-Хаммеда. По словам Юсифа (1995:274), его полное имя - аль-Машрик Валид Лакаи (المشرق ولد لقاي), что буквально переводится как « на восток сына Лакая ». Автор далее утверждает, что этот сорт был завезен сыном человека по имени Лакаи, который импортировал его из Хигаза в Саудовской Аравии , где финики называются Сукари (السكري). Вад Лакай, очевидно, был завезен в Судан в окрестностях острова Мукрат .
Вад Лакай считается одним из лучших фиников в Судане, обладающим непревзойденной мягкостью и свежим вкусом. Некоторые пожилые люди Манасир все еще предпочитают пить чай с горстью фиников Вад Лакай в качестве традиционного заменителя сахара. Финики следует оставлять сохнуть на дереве, поскольку трудно удалить спелые плоды, не вызывая соседних фиников из одной и той же грозди ( Шахлуб преждевременного опадания , شخلوب). Еще одна особенность сорта Вад Лакай заключается в том, что его плоды не следует опылять до достижения зеленой стадии ( Дафик , دفيق). Они также считаются наиболее чувствительными, и поэтому их трудно собирать. Если выбраны свежие финики, остальные легко превращаются в Кармуша. [ 22 ]
Плоды имеют мягкую консистенцию, и из них можно приготовить лепешку под названием « Агва» (عجوة). Образцы плодов, взятые из Аль-Атаманина на острове Шири (العطمانين في شري), короткие (около 3 см), компактные (ширина около 1,5 см) и красноватого цвета. По словам Юсифа (1995:274), плоды Вад Лакаи также могут становиться довольно продолговатыми, достигая размера указательного пальца.
Листья пальмы Вад Лакай широкие и широкие. По форме дерево похоже на сорт Кундейл .
Хатиб Вад
[ редактировать ]Вад Хатиб — это тип пальм Мишрик, лучше всего приспособленный к каменистой и часто мелкой почве региона Четвертого водопада . Юсиф (1995:274) вспоминает, что Вад Хатиб был представлен из Саудовской Аравии человеком из Хигаза по имени Башир бин Хатиб (بشير بن خطيب), очевидно, потомком Имама аш- Шафии (رجل من الشوفعة). Вад Хатиб — наиболее распространенный сорт финиковых деревьев в Дар-эль-Манасире и соседней стране Рубатаб.
Качество фиников Вад Хатиб обычно уступает финикам Вад Лакай . Деревья Вад Хатиб рекомендуется опылять раньше, чем деревья типа Вад Лакай . Часть их урожая традиционно используется для производства местного алкоголя.
Образцы плодов из Сулхи на острове Шерари (صلحة في شرري) еще короче и кажутся менее красноватыми по цвету, чем плоды из Вад Лакаи . Околоцветник их плодов прочнее прикреплен к колоскам плодовой грозди.
Внешний вид пальмы Вад Хатиб отличается от другого типа Мишрик главным образом наличием немного более широких листьев.
BarakawiБаракави
[ редактировать ]Финики Баракави в настоящее время считаются многими Манасиром самым прибыльным сортом фиников.
Деревья баракави все чаще высаживают на землях Сакиа , традиционно предназначенных для сезонно орошаемых культур. Баракави пользуются большим спросом на национальном рынке и, по словам Юсифа (1995:274), даже экспортируются в Египет , где их также называют Ибрими (ابريمي) и Сакути (سكوتي). Баракави не входят в число самых распространенных пальм в Дар-эль-Манасире , но их количество значительно увеличивается к концу нижнего течения и в соседней стране Шайкия с центром выращивания в районе Каримы . ЮСИФ (1995:274) далее утверждает, что финики Баракави были завезены из Махаса и страны Шайкия через Дар аль-Манасир в страну Рубатаб в начале 20 века. [ 2 ]
Образцы плодов из Сулхи на острове Шерари (صلحة في شرري) имеют удлиненную форму, их пропорции (около 5 сантиметров в длину и 1,5 сантиметра в ширину) немного длиннее и не такие тонкие, как у среднего сорта Абид Рахим . Их глубокий красновато-коричневый цвет меняется от центра плодов к околоцветнику на светло-желтый.
Пальмы Баракави — одни из самых высоких разновидностей пальм в Дар-эль-Манасире.
Абид Рахим
[ редактировать ]Сорт Абид Рахим популярен в Восточном Судане. Говорят, что эти финики вызывают метеоризм при употреблении в больших количествах.
Образцы плодов из Сулхи на острове Шерари (صلحة في شرري) отличаются от аналогичного в других отношениях сорта Баракави тем, что они длиннее (около 6 сантиметров), тоньше (1-1,5 сантиметра) и легче по весу. Их цвет варьируется от светло-желтого до красновато-коричневого.
Деревья Абид Рахима высокие и потенциально дают самый высокий урожай по сравнению с другими сортами Дар-эль-Манасира. Форма пальмы несколько ограниченная, листья более вертикальные.
BurБур
[ редактировать ]Сорт Бур существует только в районе Четвертого порога . [ 23 ] Бур Пальмы , а также сорта Бирейр и Кундейл дают лишь ограниченное количество урожая, поскольку значительная часть их плодов преждевременно опадает с деревьев на ранних стадиях роста. Из-за этой неблагоприятной характеристики количество культивируемых деревьев Бура остается ограниченным.
Финики Бур легко отличить от других типов фиников по почти черному цвету. Образцы плодов из Сулхи на острове Шерари (صلحة في شرري) выглядят пропорциональными, длиной около 4 см и мясистыми. Финики можно есть как свежими, так и сушеными, но употреблять их следует только в небольших количествах.
Пальмы Бур — одни из самых высоких пальм в Дар-эль-Манасире .
BireirБирейр
[ редактировать ]бирейр Деревья , как и сорта Мишрик и Бур, имеют ненубийское происхождение. [ 21 ] Их плоды хвалят за качество: мякоть плотно прилегает к семени, поэтому долгое время остается мягкой и сочной. Их вкус называют «горячим», то есть очень сладким и вкусным. Юсиф (1995:277) цитирует местную поговорку из соседней страны Рубатаб, согласно которой птица, питающаяся слишком большим количеством фиников сорта Бирейр , будет страдать от сухости желудка и в конечном итоге заставит ее упасть замертво с неба. Бирейр Финики , такие как финики Вад Лакай, можно продавать в виде прессованного пирога под названием « Агва» (عجوة). Финики Бирейра также традиционно используются для производства местного вина ( Хумур , خمور).
Юсиф (1995:279) выделяет четыре сорта типа Бирейр в соседней стране Рубатаб;
- Мадини , похожая на Мишрика и мать типа Тамуд . Бар
- Барни , предположительно привезенный из Медины ( Саудовская Аравия ) шейхом Мухаммадом бин аль-Газули.
- Куллима (الكلّمة), похожая на разновидность Кундейл , но более круглая и большего размера.
- Дахул (دهول), очень напоминающий сорт Бур .
Пальмы Бирейр — одни из самых высоких пальм в Дар-эль-Манасире .
QundeilКундейл
[ редактировать ]Сорт Кундейл был завезен в Дар аль-Манасир из регионов Махас и Сукут к северу от Донголы в течение последних десятилетий. [ 24 ] Подобно сортам Бур и Бирейр, их урожайность в районе Четвертого водопада ограничена тем фактом, что значительная часть их плодов преждевременно опадает.
Плод крупный, вкус не очень сладкий.
Бит Тамудха (Бит Тамудха)
[ редактировать ]Сорт Бит Тамудха редко можно встретить в Дар-эль-Манасире , он был завезен из района Махас к северу от Донголы . [ 2 ]
Тамарат Мухаммед
[ редактировать ]Тамарат Мухаммед альтернативно называется Дикис (دقس) и Акиш (عكيش) и входит в число необычных разновидностей в Дар аль-Манасире . Известно, что его деревья приносят большое количество фруктов.
Гау (Го)
[ редактировать ]Финики гау могут происходить из самосевных деревьев или сортов фиников, которые вернулись в свой вид из-за неблагоприятного окружения, неправильного выращивания, недостаточного количества воды или по другим причинам. [ 2 ] Финиками гау скармливают скоту и продают на рынке по низкой цене.
Плоды образца очень маленькие (около 1,5 сантиметра в длину и 1 сантиметр в ширину) и легкие. Их цвет варьируется от светло-желтого до желтовато-красного. Деревья гау часто состоят из пучка побегов одного корня, который называется Бура (بؤرة) или Хуфра (حفرة). [ 6 ]
KarmushКармуш
[ редактировать ]Любой безвкусный сорт фиников, который стал сухим, но при этом остался прикрепленным к грозди, называется Кармушем . Как и Гау плоды , финики Кармуша используются в качестве корма. [ 25 ]
Еда и напитки
[ редактировать ]Финики питательны, сладки и могут храниться круглый год. Манасир . верят, что люди могут выжить годами, если у них достаточно фиников и воды [ 26 ] Бедуины Манасир альтернативно называют финики аз-Зад аль-Негид (الزاد النجيض), что означает «настоящую» еду для путешествий.
Сухие финики моют, смачивают в воде и предлагают между двумя ежедневными приемами пищи и после них. Плоды фиников являются традиционным заменителем сахара и употребляются с чаем.
На кухне Манасира финики также используются для приготовления следующих блюд:
- Мадида Балах (مديدة بلح) — финиковый пудинг. Финики варят до загустения, а затем дают остыть. Сверху можно добавить сливочное масло.
- Кураса аль-Балах (كراسة البلح) — это простое блюдо, состоящее из традиционного свежего хлеба Кураса, покрытого небольшими кусочками фиников. Его можно хранить несколько дней, и бедуины Манасир используют его в качестве хлеба для путешествий.
- « Барбур» (بربور) — традиционная диета женщин в течение первых трех дней после родов. Никакие другие приемы пищи не допускаются, чтобы « выпустить кровь ». Кусочки сушеных фиников варят в воде до консистенции, напоминающей пудинг и суп.
Во время фестивалей традиционно употреблялись алкогольные напитки из фиников:
- Шарбут (شربوت) — обычное финиковое вино. Финики замачивают в воде и ферментируют в закрытом сэре (см. «Материальная культура Манасира» ) в течение трех-пятнадцати дней.
- Набид (نبيد): Набид — более сильная разновидность Шарбута . Горсть зерен сорго , только что достигших стадии прорастания, сушат на солнце и добавляют в молодой Шарбут вместо дрожжей.
- Бакания (بقنية) — финиковое пиво. Мелкие высушенные проросшие семена сорго смешивают с финиками и раскладывают на политом берёзе (см. Материальная культура Манасира ). Через пару дней « Бирш» процеживают и полученную жидкость охлаждают в сэре . Напиток считается разрешенным (حلال) и его дают больным старикам. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ см . Джозеф 1995: 273-274.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джексон, ХК (1926)
- ^ Салих (1999:99)
- ^ см . Лич (1919:101), Салих (1999:47,99)
- ^ Перейти обратно: а б ср. Заид (2002)
- ^ Перейти обратно: а б ср. Лич (1919:102)
- ^ см . Салих (1999:162)
- ^ см . Коркилл (1948:126)
- ^ Салих (1999:48)
- ^ информация Абдаллы Ахмада аль-Хасана Абу Куруна из Мидеймира (Абдуллы Ахмада аль-Хасана Абу Куруна из Мидеймира) и Абд аль-Хафида из Аль-Дума (Абдуллы Ахмада из Аль-Дума, Шарари) на острове Шерари
- ^ (ср. Салих (1999: 47-48)
- ^ Салих (1999:47)
- ^ Салих (1999: 47-48,200)
- ^ Лич (1919: 99-100)
- ^ Лагна (2005:6)
- ^ см . Бек (1997:84)
- ^ см . Бек (1997:85)
- ^ см . Лич (1919:104), Салих (1999:260)
- ^ (ср. САЛИХ 1999:48)
- ^ см . КОРКИЛЛ 1948:126).
- ^ Перейти обратно: а б (ср. АЛЬ-ХАКЕМ 1993:6)
- ^ последняя информация Халида Х.А. Сиддига, Шири, 2005 г.
- ^ (ср. ЮСИФ 1995:275, САЛИХ 1999:48)
- ^ Джексон, ХК (1926), ЮСИФ (1995:275)
- ^ информация Абдаллы Ахмада аль-Хасана Абу Куруна (из Мидеймира Ахмеда аль-Хасана Абу Каруна Абдуллы) и Аль-Тайиба Бабикира Ахмада Мухаммада (доброго Бабикира Ахмада Мухаммада из Мидеймира) из Мидеймира, Тальхи из Сулхи (Тальхи из Салхи в Шарари) ) и Абд аль-Хафид из Аль-Дума (Абд аль-Хафид из Аль-Дума в Шарари) на острове Шерари: все опытные местные производители фиников
- ^ (ср. САЛИХ 1999:47)
- ^ информация Абдаллы Ахмада аль-Хасана Абу Куруна из Мидеймира и Мухаммада аль-Мансури из Аль-Атаманина на острове Шири (Мухаммад аль-Мансури из Аль-Атаманина в Шири)
Ссылки
[ редактировать ]- Аль-Хакем, AMA (1993): Высокая плотина Мерове (Хамдаб) и ее последствия. В: Куш XVI. 25р.
- Бек К. (1997): Кто знает Хамдаба? Проект плотины в Судане. В: Пёртге, К.-Х. (ред.): Исследования в Судане. Эрфуртские географические исследования, Том 5. стр. 79–88.
- Коркилл Н.Л. (1948): Весовой эквивалент суданских продуктов питания, продаваемых по вместимости. В: Суданские заметки и записи, Том 29. стр. 126–127.
- Иннес, Н. МакЛ. (1930): Страна Монасир. В: Суданские заметки и записи, Том 14. стр. 185–191.
- Джексон, ХК (1926) «Поход в район Абу-Хамед». Суданские заметки и записи . 9(2)
- Лагна ат-Танфидхия лил-Мутатирин (2005): Хасан аль-Хамдаб ва Киссах Тахгир Ахали аль-Манасир. 20р. (Исполнительный комитет помощи пострадавшим (2005 г.): Водохранилище Аль-Хамдаб и история перемещения жителей Манасира)
- Лич, Т. А. (1919): Финиковые деревья в провинции Халфа. В: Суданские заметки и записи, Том 2. стр. 98–104.
- Касим, А.Ш. (2002): Камус аль-Лахга аль-Амия фи аль-Судан. 3-е изд. п. 1076. (Аун Аль-Шариф Касим (2002): Словарь разговорного диалекта в Судане. Третье издание. Суданский книжный дом. S. 1076)
- Салих, А.М. (1999): Манасир Северного Судана: Земля и люди. Речное общество и нехватка ресурсов. 282стр.
- Юсиф, А.А. (1995): «Ан-Нахиль (Первая часть).