Дисциплины
Агаунум был форпостом в римской Швейцарии , предшественником современного города Сен-Морис в кантоне Вале , на юго-западе Швейцарии . Он использовался Римской империей для коллекции Quadragesima Galliarum . [1] В христианской традиции Агаунум известен как место мученической гибели Фиванского легиона . [1]
Этимология
[ редактировать ]Слово Agaunum происходит от галльского acaunum , что означает «saxum, камень, точильный камень». [2] Слово акауна также встречается в составных существительных, относящихся к слову «камень», например, как сообщает Плиний . [3] В конечном счете, это слово происходит от протоиндоевропейского корня *h 2 ekmōn , означающего «камень» на нескольких дочерних языках. [4] [5]
Это имя также засвидетельствовано как божество по имени Акауно или Акаунус , что побуждает ученых утверждать, что в этом месте, вероятно, существовал культ речного божества. [6]
Название Agaunum , вероятно, является источником французского топонима Agonès , коммуны на юге Франции. [7]
В более поздней христианской традиции
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2022 г. ) |
Агаунум примечателен тем, что монахи монастыря Агаунум совершали постоянные молитвы с момента его основания в 522 году королём Сигизмундом . [8]
Рядом с Агаунумом, в месте, которое до сих пор идентифицируется как бывший храм Меркурия , бога путешественников, недавно раскопанный за нынешним святилищем аббатства, откровение привело к открытию костей мучеников во времена Теодора , епископа Октудурума (ныне Мартиньи ). , занимавший должность 350. Этиологическое повествование, объясняющее тайник с человеческими останками, привело к культу целого римского легиона, легендарного Фиванского легиона , замученного на месте, когда этот целиком христианский легион отказался принести жертву императору Максимиану и был казнить путем децимации по одному из десяти, пока все не умрут мученической смертью. Их предводителем по легенде был Сен-Морис .
Мартиролог написал Евхерий, епископ Лионский , умерший в 494 году. Он написал
- «Мы часто слышим, не правда ли, что та или иная местность или город пользуется большим почетом из-за одного-единственного мученика, умершего там, и совершенно справедливо, потому что в каждом случае святой отдавал свою драгоценную душу Всевышнему Богу. Насколько более следует почитать это священное место, Агаунум, где столько тысяч мучеников были убиты мечом ради Христа».
Изложение легенды Евхерием сообщает, что святыня, воздвигнутая Феодором, уже в его время была базиликой , являвшейся местом назначения паломников. Он находился в пределах епархии епископа Сиона . Фактическое место мученичества (или тайника с костями) было указано паломникам как «истинное место» vrailieu , имя, которое оно до сих пор носит, как Верролье, согласно местной этимологии .
В 515 году базилика стала центром монастыря, построенного на земле, подаренной Сигизмундом Бургундским , первым королём бургундцев, перешедшим из арианства в тринитарное христианство. Его личное обращение не было навязано его бургундской знати. При сотрудничестве католических епископов Сигизмунд намеревался перестроить существующий хоспис и общину, которая уже обслуживала паломников вокруг святыни. Результатом стало уникальное для своего времени развитие: монастырь создавался ex nihilo под патронажем, а не тот, который органически развивался вокруг личности почитаемого монаха. Между 515 и 521 годами Сигизмунд щедро пожертвовал свой королевский фонд и перевел монахов из других бургундских монастырей, чтобы обеспечить постоянное проведение литургии. Литургия, известная как laus perennis, «вечное восхваление» эстафет хоров, была нововведением для Западной Европы, импортированным из Константинополя ; это было характерно для аббатства Сен-Морис, и оттуда эта практика широко распространилась.
Аббатство Святого Мориса в Агаунуме было главным аббатством Бургундского королевства. В 10 веке сарацины Фраксинета . основали недалеко от аббатства заставу для контроля над альпийскими перевалами В 961 году мощи Мориса и мучеников были перенесены в новый собор, возведенный в Магдебурге императором Оттоном I, но аббатство продолжало процветать.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сен-Морис (муниципалитет) на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .
- ^ Де Жюбенвиль, Х. Д'Арбуа. «ЭТИМОЛОГИЯ ЛАТИНСКОГО НАЗВАНИЯ AGAUNUM СЕН-МОРИС-АН-ВАЛЕ». Revue Archéologique 20 (1869): 188-90.www.jstor.org/stable/41736653.
- ^ Доттин, Г. «Язык древних кельтов». В: Revue des Études Anciennes . Том 7, 1905, № 1. с. 41. [DOI: https://doi.org/10.3406/rea.1905.1374 ]; www.persee.fr/doc/rea_0035-2004_1905_num_7_1_1374
- ^ Лакруа, Жак. Имена галльского происхождения: Боевая Галлия . 2-е издание переработанное, исправленное и дополненное. Предисловие Вацлава Круте. Париж: Издания Errance. 2012.стр. 123-124. ISBN 978-2-87772-479-1
- ^ Мэллори, JP; Адамс, DQ Запись «*h 4 éḱmōn», в Оксфордском введении в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Издательство Оксфордского университета. 2006. с. 121. ISBN 0-19-928791-0
- ^ Де Торренте, Линда. «Вокруг значения Акауна (Агауна)». стр. 301-308.
- ^ Барруол, Гай. «Беспрецедентная преданность Агонесу (Эро)». В: Археологический обзор Нарбонны , том 19, 1986. с. 369 (сноска № 1). [DOI: https://doi.org/10.3406/ran.1986.1302 ] www.persee.fr/doc/ran_0557-7705_1986_num_19_1_1302
- ^ Католический словарь Уильяма Э. Аддиса, Томаса Арнольда, 2004 г. ISBN 0-7661-9380-2 стр. 656
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Агаунум , Католическая энциклопедия
- Уильям Б. Свитсер-младший, «От Диоклетиана до Ленина и далее: постоянное свидетельство святого Мориса»
- Официальная домашняя страница Сен-Мориса
- Фотографии: Аббатство Св. Мориса , Аббатская икона , Украшение монастырской церкви.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Антонини, Александра. «У истоков паломничества Сен-Мориса д’Агона». В кн.: Церковное и литургическое пространство в средние века . Лион: Дом Востока и Средиземноморья Жан Пуйу, 2010. стр. 327-330. (Работы Дома Востока и Средиземноморья, 53) www.persee.fr/doc/mom_1955-4982_2010_act_53_1_3149
- Бессон М. «Дата основания аббатства Сен-Морис в Вале». В: Revue d'histoire de l'Église de France , том 1, № 1, 1910. стр. 50-55. [DOI: https://doi.org/10.3406/rhef.1910.1904 ]; www.persee.fr/doc/rhef_0300-9505_1910_num_1_1_1904
- О'Рейли, Дональд Ф. «Фиванский легион Святого Мориса». Христианский Уотч 32, вып. 3 (1978): 195-207. дои: 10.2307/1582882.