Децимация (наказание)

В армии Древнего Рима децимация ( от лат. decimatio «удаление десятой части» [ 1 ] ) представлял собой форму военной дисциплины , при которой каждый десятый человек в группе был казнен членами своей когорты. Эта дисциплина использовалась старшими командирами римской армии для наказания подразделений или больших групп, виновных в тяжких преступлениях , таких как трусость , мятеж , дезертирство и неповиновение , а также для усмирения мятежных легионов . Эта процедура представляла собой попытку сбалансировать необходимость наказания за серьезные правонарушения с реалиями управления большой группой правонарушителей. [ 2 ]
Процедура
[ редактировать ]Когорта (примерно 480 солдат) , отобранная для наказания путем истребления, была разделена на группы по десять человек. Каждая группа тянула жребий ( жеребьевку ), и солдат, которому выпал жребий с самой короткой соломинкой, был казнен своими девятью товарищами, часто путем забивания камнями , избиения дубинками или ножевых ранений . Оставшимся солдатам часто давали пайки ячменя вместо пшеницы (последняя была стандартным солдатским рационом) на несколько дней, и им приходилось в течение некоторого времени располагаться лагерем за пределами укрепленной охраны лагеря. [ 3 ]
Поскольку наказание распределялось по жребию, все солдаты в группе, приговоренные к уничтожению, потенциально подлежали казни, независимо от индивидуальной степени вины, звания или отличия.
Использование
[ редактировать ]Самый ранний [ нужна ссылка ] документально подтвержденное уничтожение произошло в 471 г. до н.э. во время Римской республики ранних войн против вольски и было записано Ливием . В инциденте, когда его армия была рассеяна, консул Аппий Клавдий Сабин Регилленсис наказал виновных за дезертирство: центурионов , знаменосцев и солдат, бросивших свое оружие, бичевали и обезглавливали по отдельности, а из остальных каждый десятый был казнен. выбрано по жребию и казнено. [ 4 ]
Полибий дает одно из первых описаний этой практики в начале III века до нашей эры:
- Если когда-нибудь то же самое произойдет среди большой группы людей... офицеры отвергнут идею избиения или убийства всех вовлеченных людей [как в случае с небольшой группой или отдельным человеком]. Вместо этого они находят выход из ситуации, выбирая посредством лотереи то пять, то восемь, то двадцать таких людей, всегда рассчитывая число в этой группе относительно всей группы правонарушителей так, чтобы эта группа составляла одну десятую часть все виновные в трусости. И этих людей, выбранных по жребию, беспощадно избивают описанным выше способом. [ 2 ]
Эту практику также использовал Александр Македонский против корпуса из 6000 человек. [ 5 ] [ сомнительно – обсудить ]
Эта практика была возрождена Марком Лицинием Крассом в 71 г. до н.э. во время Третьей рабской войны против Спартака , и некоторые исторические источники приписывают ей часть успеха Красса. Общее количество мужчин, убитых в результате децимации, неизвестно, но иногда оно варьировалось от 1000 до 10 000 человек и от 48 до 50 из когорты численностью около 500 человек. В конкретном случае Красс выбрал 500 человек из оставшихся в живых двух легионов, которые сломались и бежали в бою против восставших рабов. Они были разделены на группы по десять человек, одна из которых выбиралась по жребию независимо от реального поведения в бою. Девять оставшихся легионеров в каждой партии были затем вынуждены забить до смерти своего бывшего товарища. Двойная цель заключалась в том, чтобы ужесточить дисциплину в армии в целом и деморализовать врага. [ 6 ]
Юлий Цезарь угрожал уничтожить 9-й легион во время войны против Помпея , но так и не сделал этого. [ 7 ]
Плутарх описывает этот процесс в своем произведении « Жизнь Антония» . [ 8 ] После поражения в Медиа :
- Антоний был в ярости и применил наказание, известное как «децимация», к тем, кто потерял самообладание. Что он сделал, так это разделил их всех на группы по десять человек, а затем убил по одному из каждой группы, которого выбирали по жребию; остальным по его приказанию вместо пшеницы выдавался ячменный паёк. [ 9 ]
Децимация все еще практиковалась во времена Римской империи , хотя это было очень редко. Светоний сообщает, что его использовал император Август в 17 г. до н.э. [ 10 ] а позже Гальбой , [ 11 ] в то время как Тацит сообщает, что Луций Апроний использовал децимацию, чтобы наказать полную когорту III Августы после их поражения от Такфаринаса в 20 году нашей эры. [ 12 ] Г. Р. Уотсон отмечает, что «его обращение было обращено к тем, кто был одержим nimio amore antiqui moris » – то есть чрезмерной любовью к древним обычаям – и отмечает: «Однако сама децимация была в конечном итоге обречена, поскольку, хотя армия могла быть готова помочь вряд ли можно ожидать, что при казнях невинных рабов профессиональные солдаты будут сотрудничать в неизбирательной казни своих товарищей». [ 13 ] Император Макрин ввел менее суровую сентесимацию — казнь каждого сотого человека. [ 14 ]
Согласно легенде, Фиванский легион , возглавляемый Святым Морисом , был уничтожен в третьем веке нашей эры. [ 15 ] Легион отказался подчиниться приказу императора, и процесс повторялся до тех пор, пока никого не осталось. Они стали известны как Мученики Агаунума.
Император Восточной Римской империи Маврикий и в своем «Стратегиконе» другие запретил децимацию жестокие наказания. По его мнению, наказания, при которых рядовые видели, как их товарищи умирают от рук собственных соратников, могли привести к падению морального духа. Более того, это могло серьезно истощить личный состав боевого подразделения.
Постклассические экземпляры
[ редактировать ]16 век
[ редактировать ]Гугенотский гарнизон Бруажа сдался войскам роялистов в августе 1577 года во время Религиозных войн во Франции . Когда 800 выживших прибыли в Ла-Рошель, городские власти, посчитав их сдачу преждевременной, уничтожили их. [ 16 ]
17 век
[ редактировать ]полк фон Спарра Кирасирский в Готфрида Генриха графа цу Паппенгейма корпусе бежал с поля боя во время битвы при Лютцене (1632 г.) во время Тридцатилетней войны в Центральной Европе. Имперский командующий Валленштейн назначил военный трибунал, который приказал казнить командующего полковника Хагена вместе с подполковником Хофкирхеном, десятью другими офицерами и пятью солдатами. Их обезглавили мечом, а двое мужчин, признанных виновными в разграблении багажа, были приговорены к менее почетной смерти — через повешение . Остальные солдаты были уничтожены, каждый десятый кавалерист был повешен; остальных собрали под виселицей, избили, заклеймили и объявили вне закона. Их штандарты были сожжены палачом после того, как из ткани был вырезан вензель императора. [ 17 ]
Точно так же во время битвы при Брайтенфельде (1642 г.) под Лейпцигом кавалерийский полк полковника Мадло первым бежал, не нанеся ни единого удара. За этим последовало массовое бегство других кавалерийских частей, что стало первым поворотным моментом в битве. Оно закончилось решающей победой шведской армии под командованием фельдмаршала Леннарта Торстенсона над императорской армией под командованием эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского и его заместителя Оттавио Пикколомини , герцога Амальфи.
военный трибунал Леопольд Вильгельм собрал в Праге , который приговорил полк Мадло к примерному наказанию. Шесть полков, отличившихся в бою, были собраны во всеоружии и окружили полк Мадло, который был строго упрекнут за трусость и проступок и приказал сложить оружие к ногам генерала Пикколомини. Когда они подчинились этому приказу, их прапорщики (флаги) были разорваны на куски; и генерал, упомянув причины их упадка, и вычеркнув полк из списков императорских войск, вынес согласованный на военном совете приговор, приговаривая полковника, капитанов и лейтенантов к обезглавливанию, прапорщиков (младших офицеров) повесить, солдат уничтожить, а выживших с позором изгнать из армии. [ 18 ]
Девяносто человек (выбранных путем броска игральных костей) были казнены в Рокицанах , в западной Чехии , ныне в Чехии, 14 декабря 1642 года Яном Мидларжем (младшим), сыном Яна Мидларжа , знаменитого палача из Праги. В первый день казни шнуры полка [ нужны разъяснения ] были сломаны палачом. На второй день офицеров обезглавили, а отдельных людей повесили на деревьях по дороге из Рокицан в Литоглавы. Другая версия гласит, что солдат расстреляли, а их тела повесили на деревьях. Говорят, что их братская могила находится на Чёрном кургане в Рокицани, который и по сей день напоминает об уничтожении.
19 и 20 века
[ редактировать ]3 сентября 1866 года во время битвы при Курузу во время Парагвайской войны 10-й парагвайский батальон бежал, не сделав ни единого выстрела. Президент Лопес приказал уничтожить батальон, который был построен в линию и расстрелян каждый десятый человек. [ 19 ]
В 1914 году во Франции произошел случай, когда рота тунисских тиралеров (колониальных солдат) отказалась от приказа атаковать, и командир дивизии приказал ее уничтожить. Это включало казнь десяти человек. [ 20 ]
Итальянский генерал Луиджи Кадорна якобы применял уничтожение неэффективных частей во время Первой мировой войны . [ 21 ] Однако британский военный историк Джон Киган отмечает, что его «судебная жестокость» во время битвы при Капоретто приняла форму суммарных казней отдельных отставших, а не формального отсеивания целых отрядов. [ 22 ] Определенно, один конкретный случай фактического уничтожения действительно произошел в итальянской армии во время войны, 26 мая 1916 года. Это включало казнь каждого десятого солдата взбунтовавшейся роты численностью 120 человек 141-й пехотной бригады Катандзаро. офицеры, карабинеры Во время вспышки были убиты и солдаты, не поднявшие мятеж.
Во время немецкой революции 1918–1919 годов 29 человек из дивизии народной морской пехоты были казнены после того, как 300 человек пришли получить документы об увольнении и задолженность по заработной плате. [ 23 ]
Децимация также может быть использована для наказания врага. В 1918 году, во время Гражданской войны в Финляндии белые войска после завоевания красного города Варкаус , казнили около 80 пленных красных в ходе так называемой лотереи Хуруслахти . По некоторым сведениям, белые приказали всем пленным красным собраться в один ряд на льду озера Хуруслахти, отобрали каждого десятого пленного и казнили его на месте. Однако выбор не был полностью случайным, поскольку некоторые заключенные (в первую очередь красные лидеры) были специально выбраны для казни, а других намеренно пощадили. [ 24 ]
Современное использование слова
[ редактировать ]Термин «децимация» впервые был использован в английском языке для обозначения налога в размере одной десятой части (или десятины ). В результате процесса семантических изменений, начавшегося в 17 веке, это слово превратилось в обозначение любого крайнего сокращения численности населения или вооруженных сил или общего чувства разрушения и разорения, а не строго в карательном смысле или сокращения путем одна десятая. Несмотря на его историю, критика более широкого смысла была отмечена некоторыми экспертами по языку, в том числе Брайаном А. Гарнером , Х. У. Фаулером и Государственного университета Лейк-Супериор в 2008 году. ежегодным «Списком изгнанных слов» [ 25 ] [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]- Клубный дом
- Лахезис – измерила нить жизни своим жезлом; ее римским эквивалентом была Децима (десятая)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «уничтожить. Словарь английского языка американского наследия: четвертое издание. 2000 г.» . Словарь.reference.com . Проверено 22 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Полибий, Истории , книга 6, глава 38.
- ^ GR Watson, Римский солдат (Итака: издательство Корнельского университета, 1969), стр. 119
- ↑ Тит Ливий, Из основанного города , книга 2, глава 59.
- ^ Хэнсон, Виктор Дэвис (18 декабря 2007 г.). Резня и культура: знаменательные сражения на пути к власти Запада . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-42518-8 .
- ^ Филдс, Ник (21 июля 2009 г.). Спартак и война рабов 73-71 гг. до н.э. Блумсбери США. п. 32. ISBN 978-1-84603-353-7 .
- ↑ Голдсуорси, Цезарь: Жизнь колосса , 407 г.
- ^ Плутарха Параллельные жизни : «Антоний» ~ Архив интернет-классики
- ^ Плутарх: Антоний , ок. 39
- ↑ Светоний, Август , 24 года.
- ↑ Светоний, Гальба , 12
- ^ Тацит, Анналы , 3.
- ^ Уотсон, Римский солдат , с. 120
- ^ Пол, Стивенсон (10 июня 2010 г.). Константин: римский император, Кристиан Виктор (Первое изд.). Нью-Йорк. п. 68. ИСБН 9781590203248 . OCLC 489014421 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Codex Parisiensis , Bibliothèque nationale , 9550, воспроизведено Луи Дюпрасом, Страсти святого Мориса д'Агона: Очерк историчности традиции и вклада в изучение додиоклетианской армии (260-286) и поздних канонизаций из конец IV века (Фрибур, 1961), Приложение I. об историчности Фиванского легиона.
- ^ Календарь государственных документов по делам Англии в архивах Венеции, том 7, 1558–1580 гг . Лондон. 1890. стр. 558–564.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Брнардич, Владимир (2010). Имперские армии Тридцатилетней войны (2) Кавалерия . Midland House, West Way, Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. п. 8. ISBN 9781846039973 .
- ^ Составлено от оригинальных авторов. (1761). Современная часть всеобщей истории: из древнейших времен (ТОМ XXX. Изд.). Лондон. п. 260.
- ^ Томпсон, Дж., 1869, Война в Парагвае, Лондон: Longmans Green and Co., стр. 171-172.
- ^ Стр. 35, Раса и война во Франции, Ричард Фогарти, 2008 Johns Hopkins Press.
- ^ Хью Страчан (2003) Первая мировая война
- ^ Киган, Джон. Первая мировая война. стр. 375–376. ISBN 0 09 1801788 .
- ^ Конрад, Андреас (11 марта 2019 г.). «Ноябрьская революция: память погибших в мартовских беспорядках 1919 года в Берлине». Тагесспигель (на немецком языке) . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ http://web.varkaus.fi/Varkaus_1918/flash.html [ мертвая ссылка ]
- ^ «Блог граммафобии: Смерть, где твое жало?» . www.grammarphobia.com . 24 октября 2011 г. Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Циммер, Бен (3 января 2008 г.). «Следует ли уничтожить «Decimate»?» . ОУПблог . Проверено 23 мая 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Decimatio Смита. , статья в Словаре греческих и римских древностей
- Юлий Цезарь уничтожил легион? Архивировано 26 октября 2008 г. в Wayback Machine.
- Майкл М. Сейдж, Республиканская римская армия: справочник
- Джо-Энн Шелтон, Как это делали римляне: справочник по римской социальной истории