Jump to content

Джон Истумлин

Джон Истумлин
Портрет Джона Истумлина, датированный 11 мая 1754 года, изображающий Истумлина подростком.
Умер 1786
Место захоронения Церковь Св. Синхеерна, Инискинхаерн , Гвинед , Уэльс
Занятие Садовник

Джон Истумлин ( ок. 1738–1786 ), также известный как Жак Дю или Джек Блэк , был садовником 18-го века и первым хорошо известным чернокожим человеком Северного Уэльса .

Джон имел неопределенное происхождение, возможно, стал жертвой работорговли в Атлантике и был родом либо из Западной Африки , либо из Вест-Индии . В начале своей жизни семья Винн забрала его в поместье Истумлин в Криксиете , где его окрестили именем Джон Истумлин. Здесь местные жители научили его английскому и валлийскому языкам. Он научился садоводству и ремеслу, к которым у него были некоторые природные навыки, в саду поместья. Он работал садовником в поместье и со временем «вырос в красивого и энергичного молодого человека», примерно в это же время был написан его портрет. Обожаемый несколькими местными девушками, он завязал роман с местной горничной Маргарет Граффид.

Когда Маргарет перешла на другую работу, Истумлин последовал за ней, в конце концов сбежав с работы садовником, чтобы пожениться в 1768 году. У них было семеро детей, пятеро из которых выжили, а несколько их потомков все еще жили в этом районе по состоянию на 2019 год. . Первоначально они работали землевладельцами, но в конце концов Истумлин снова стал работать в семье Винн. В знак признания его заслуг Эллис Винн подарил Истумлину большой сад и коттедж в И Нхира Иса. Истумлин умер в 1786 году; его жена Маргарет прожила еще более сорока лет.

Истумлин при жизни пользовался большим уважением, и у него не было особых расовых предрассудков, хотя местные жители часто выражали удивление по поводу его незнакомой внешности. Через несколько лет после его смерти на месте его захоронения в церкви Святого Синхарна был установлен небольшой памятник . Спустя более чем сто лет после смерти Истумлина валлийский писатель Роберт Исаак Джонс опубликовал отчет о жизни Истумлина, составленный на основе различных местных устных записей . Эта работа, хотя ее также критикуют за «забывчивость» и «расовые стереотипы», служит «наиболее информативным» из существующих источников о жизни Истумлина. По словам Джонса, Истумлин был «очень честным человеком, без злобы, и его уважали как дворянство, так и простые люди».

Источники

[ редактировать ]

Зарегистрировано, что несколько чернокожих валлийцев жили в Уэльсе до Истумллина и в основном работали слугами и музыкантами у землевладельцев и аристократии, следуя моде в Британии. Валлийский историк Дэвид Моррис идентифицировал 29 чернокожих людей в Южного Уэльса приходских книгах в период с 1687 по 1814 год, в том числе валторниста из Эрдига , чей хозяин нарисовал свой портрет. Биограф Истумлина, Эндрю Грин , предполагает, что в Северном Уэльсе «еще предстоит открыть еще больше», даже если «их абсолютная численность была невелика». [1] описал Истумлин как первого чернокожего человека Северного Уэльса, «о котором мы имеем подробные сведения». Несмотря на это, Грин, писавший для Оксфордского национального биографического словаря , [1] О жизни Истумлина известно из трех источников, «все они замечательные», по словам Грина. [1]

Самая ранняя - небольшая картина маслом на дереве, написанная неизвестным художником-ремесленником, с датой и идентификационным номером у подножия: «Джон Истимлин, 11 мая 1754 года». На этом портрете показаны черты лица молодого человека, одетого в зеленую куртку, зеленый жилет на пуговицах и белый воротник - одежду, типичную для его рабочей должности. [1]

Могила Джона Истумлина в церкви Святого Синхарна

Следующим является его простой мемориал из песчаника на кладбище церкви Св. Синхеерна, Инискинхаерн, бывшей приходской церкви, ныне находящейся под управлением « Друзей церквей без друзей» . [2] Здесь Истумлин, возможно, был крещен и наверняка похоронен в 1786 году. Мемориал был установлен посмертно. В 1999 году это здание было внесено в список памятников архитектуры II степени , «как представляющее особый интерес в память о рабе, находившемся на службе в Уэльсе в последние годы C18 [18-го века], о котором, должно быть, думали достаточно хорошо, чтобы ему были предоставлены красивый памятник». [3] В надписи на мемориале указан его возраст на момент смерти - сорок шесть лет, но неправильно указана дата его смерти - 1791 год. На нем есть мрачный биографический английский , составленный из Пенриндеудрата музыкантом и поэтом Дафидом Сионом Сиамсом (1743–1831): [1] [4] [2] [5] : 7 

валлийский Английский

Я родился и вырос в Индии
Меня крестили в Уэльсе
Увидеть место под серым шифером
Я был заземлен в холодную черноту.

Я родился в Индии, в Уэльсе я приехал
Креститься
Посмотрите на это место, серые отметки
Мое холодное место отдыха. [4]

Последним из этих источников является короткая на валлийском языке брошюра John Ystumllyn neu 'Jack Black' (1888), написанная писателем Tremadog Робертом Исааком Джонсом (1813–1905), опубликованная под его бардским именем Аллтуд Эйфион. Написав спустя 102 года после смерти Истумлина, Джонс сопоставил различные устные предания о садовнике, которые передавались через его семью, в основном от его деда, который был врачом Истумлина ближе к концу его жизни. [1] [4] Эта публикация впоследствии была адаптирована к книге Джонса « Y Gestiana » (1892 г.) и переведена на английский местный каноник Том Моррис. [6] Грин признал неадекватность работ Джонса, часто «склонных к вариациям, вышивке и забывчивости», но, по его мнению, они остаются «самым информативным» и «откровенным» источником о жизни Истумлина. [1] Работа подверглась более резкой критике со стороны газеты Северного Уэльса The Daily Post , как «приправленной расовыми стереотипами» в биографии Истумлина, которая привела ее в редакционной статье как пример ранних расовых предубеждений против интеграции чернокожих в Уэльсе. [7] Валлийский историк Фион Мэйр Джонс соглашается с этим суждением, обращая внимание на «расистский подтекст» в описании Джонсом «укрощения» Черного Истумлина. [8]

Биография

[ редактировать ]

Роберт Исаак Джонс начинает свой рассказ о жизни Истумлина, признавая его неопределенное происхождение и прослеживая три рассказа о его прибытии в Уэльс.

Роберт Исаак Джонс (1813–1905), написавший биографическую брошюру об Истумлине на валлийском языке.

Первое он обращается к своей матери, утверждая, что член семьи Винн из Истумлин, возможно, Эллис Винн, «у которого была яхта, поймал мальчика в лесу в Африке и привез его домой в Истумлин», где «они судили ему было около восьми лет, и они отвезли его в церковь в Криксиете , или Инис [cynhaearn], чтобы окрестить, и назвали его Джоном Истумлином». [5] : 4, 5  Настоящее имя Истумлин при рождении неизвестно. [4] В другом рассказе, полученном от потомков Истумлина, «говорилось, что в Лондон прибыло несколько чернокожих мальчиков, и что Эллис Винн, сестра Истумлина, которая жила в Лондоне, отправила его в подарок своему брату». [5] : 5  Грин отмечает, что сестра Винн, Мэри, вышла замуж за Уильяма Холлиера, возможно, того самого Холлиера, который был первым секретарем Африканской торговой компании , важной фигурой в работорговле вокруг Золотого Берега . [4] В третьем сообщении, исходившем от самого Джона, утверждалось, что он был схвачен белыми людьми, когда «на берегу ручья среди леса пытался поймать камышницу » , был похищен и доставлен на свой корабль под «ужасающие вопли» своей матери. . [5] : 5  Грин скептически относится к каждой из этих историй, заявляя, что, хотя «не исключено, что Винн был напрямую замешан в работорговле», «гораздо более вероятно, что Джон происходил из семьи рабов в Вест-Индии», ссылаясь на ссылку на индийское происхождение на его надгробии. [1] Фион Мэйр Джонс, однако, более убежден рассказом о похищении, поскольку он подтверждается собственными воспоминаниями Истумлина о его детстве. [8]

Прибытие Джона в Истумлин ознаменовалось тем, что он не знал «никакого языка, кроме звуков, похожих на собачий вой», по словам Джонса; [5] : 5  Вероятно, это был западноафриканский язык , незнакомый местным жителям Уэльса. [1] Джонс говорит о том, что местные жители «приручили» Истумлина, столкнулись со «значительными трудностями в течение длительного времени», сначала держали его дома и – с помощью местных женщин – обучали его беглости и грамотности как на валлийском, так и на английском языке. Затем Истумлин был помещен в сад, где он проявил дар к ремеслам и садоводству , а также увлекся флористикой . [4] [5] : 5  По словам Тома Морриса, «было замечено, что у этой очень черной кожи были очень зеленые пальцы». [9] Он нашел работу в поместье Истумлин садовником, за что, по словам Морриса, платили очень низкую зарплату, а его содержание было «менее дорогостоящим, чем содержание скаковой лошади». [9] 11 мая 1754 года он сидел за своей картиной маслом, и, по оценкам Джонса, на тот момент ему было около шестнадцати лет. [4] [5] : 5 

По словам Джонса, здесь Истумлин «вырос в красивого и энергичного молодого человека», и «между [местными барышнями] было много соперничества за то, чтобы заполучить Джона в качестве поклонника». Одной незамужней горничной из Хендре Мюра, Траусфинидд , Маргарет Граффидд, было поручено принести Джону «немного хлеба, сыра и эля из Пласа ». Сначала она боялась Джона и убежала, увидев его, но со временем ей стало более комфортно рядом с ним, и у нее завязался роман. Когда Маргарет переехала в соседний особняк своих родственников, Инисгейн Бах, Криксиет, для работы по дому, Истумлин продолжил ухаживать за ней. Джонс вспоминает шок, который испытал хозяин дома в Истумлине, когда он наткнулся на Истумлин на кухне и был уверен, что он, должно быть, «Черный дьявол» из-за его темной кожи. Маргарет снова переехала в Долгеллау , где за ней последовал Истумлин. Чтобы преследовать ее дальше, Истумлин сбежал со своей работы в поместье Истумлин, а Маргарет последовала за ним на следующее утро. Они поженились 9 апреля 1768 года в Долгеллау на Гриффите Уильямсе, сыне местного викария, в качестве шафера Истумлина. [1] [4] [9] [5] : 5, 6 

Гравюра поместья Истумлин работы Джона Инглби , 1794 год.

После свадьбы Джон и Маргарет жили в Инисгейн-Фауре, к западу от Криксиета , где работали земельными управляющими. [5] : 6  У них было семеро детей, первые двое умерли в молодости, а остальные пятеро дожили до совершеннолетия. По состоянию на 2019 год в этом районе все еще живут несколько потомков семьи Истумлин. [4] Позже Джон работал в доме Мезинеад, недалеко от Тальсарнау , еще одном поместье семьи Винн. Ближе к концу своей жизни, в «признание за свою службу», Эллис Винн подарил Истумлину дом «И Нхира Иса» или «Нанхиран», небольшой коттедж с соломенной крышей, окруженный большим древним садом. [1] [4] [5] : 6, 7 

Истумлин умер от желтухи и был похоронен в церкви Святого Синхарна 2 июля 1786 года. [4] [8] Джонс вспоминает, что на смертном одре Истумлин сказал соседу, что «его главное сожаление заключалось в том, что он играл на корте по воскресеньям в Истумлин и Масинеуэдд». [5] : 8  Маргарет умерла в 1828 году в И-Нхира-Иса в возрасте восьмидесяти одного года, пережив Джона более чем на сорок лет. До этого момента она, очевидно, была в добром здравии, могла «уметь шить и вязать за несколько месяцев до своей смерти» и «была тихой и веселой старушкой». [5] : 7  Единственный сын пары, Ричард Джонс (ум. 1862), подробно описан в брошюре Джонса; он прожил до девяноста двух лет, служил под началом Спенсера Балкли Винна, 3-го барона Ньюборо, в течение пятидесяти восьми лет в качестве своего охотника и получал пенсию от барона в старости. [1] [4] [5] : 6 

Характер и репутация

[ редактировать ]

Джонс завершает свой рассказ об Истумлине несколькими анекдотами о его персонаже. [1] По словам Фиона Майра Джонса, эти истории «изображают человека с твердыми моральными принципами, который решительно реагировал на предубеждения своих современников о нем как о единственном чернокожем человеке в округе и который придерживался правды в любом случае совершения против него зла. или свой неверный шаг». [8] Сам Джонс согласился с тем, что Истумлин, по общему мнению, был «очень честным человеком, без злобы, и пользовался уважением как у дворянства, так и у простых людей». [5] : 8  «Старики считали его очень моральным человеком. [...] Цвет его кожи привлекал в те дни много внимания, а его положение среди самых важных дворян региона привлекало еще больше внимания. из простых людей, чем кто-либо другой». [5] : 8 

У местных жителей было много «странных представлений» об Истумлине из-за его черной кожи, что Джонс должным образом задокументировал; две служанки вслух задавались вопросом, «кровь этого человека красна, как кровь белых людей», встречая резкую реплику Истумлина: «Глупый дурак, ты убьешь черную курицу и белую курицу, и ты увидишь кровь из обоих красный». [5] : 7, 8  Местные дети, видимо, боялись его, «потому что раньше не видели чернокожего». [5] : 8  «Хотя присутствие чернокожего мужчины в Гвинеде неизбежно вызывало удивление и даже шок», по словам Грина, «нет никаких предположений о том, что кто-то придерживался расистского отношения к Джону». [1] Грин подробно цитирует один из анекдотов Джонса, который, по его словам, «много говорит о «слепоте» по крайней мере одного человека к этнической принадлежности:» [1]

Покойный Эллис Оуэн, Сефнмейсидд, рассказывал интересную историю о Маргарет Джонс и Нхайре на ярмарке в Пенморфе, когда ее сыну Ричарду (Ричарду Джонсу, Охотнику, Глинлифону, позже) было около двух лет, и она взяла его на руки. во второй половине дня Первомайской ярмарки, как это было принято в те дни, и Джон Истумлин отправился на ярмарку вечером. Ребенок увидел своего отца издалека и крикнул: «Дада, дада»; тогда мать его сказала своим друзьям: «видели ли вы такого умного ребенка, как этот, узнавшего своего отца среди стольких людей», не принимая во внимание, что его отец был черным, как сажа, среди белых людей; как гласит старая пословица – «Ворона видит своего птенца белым» ( Gwyn y gwêl y fran ei chyw ). [5] : 9 

Наследие

[ редактировать ]

В 1962 году Том Моррис описал историю Истумлина и Маргарет, выживших в Уэльсе, как «что-то вроде легенды; память об их храбрости, которая преодолела цветовые и классовые барьеры в Уэльсе 18-го века, все еще жива». [9] В 2018 году, отмечая Месяц черной истории в Великобритании, Джон Истумлин был включен в список 100 блестящих, чернокожих и валлийцев . [10] В октябре 2019 года, снова в честь Месяца черной истории, Оксфордский национальный биографический словарь представил 23 новые биографии чернокожих британцев, кураторами которых являются историки Миранда Кауфманн и Андерс Ингрэм . В этот выбор вошел Истумлин, которого Ингрэм назвал «самой символичной темой этого выпуска», человек, «чье оседлое существование в сельском Уэльсе напоминает нам о разнообразии исторического опыта чернокожих людей в Британии». [11]

Институт изучения валлийских поместий при Бангорском университете и Расовый совет Cymru организовали онлайн-конференцию, посвященную Джону Истумлину как отцу присутствия чернокожих в Северо-Западном Уэльсе, в рамках Black History Cymru 365 в сентябре 2021 года. [12]

В июне 2020 года в HortWeek была написана статья об Истумлине. [13] Зехра Заиди, участник кампании, которая создала организацию «Мы тоже построили Британию», чтобы рассказывать истории недостаточно представленных групп, чтобы показать, что у нас общего (чтобы затем также иметь возможность начать более глубокие разговоры). [14] В ходе своего исследования она обнаружила, что, несмотря на происхождение розы, никогда не было розы, названной в честь британского представителя этнического меньшинства. Поэтому она закончила свою статью предположением, что было бы прекрасно, если бы можно было создать розу и назвать ее в честь Джона Истумлин, поскольку «как Джон и Маргарет Истумлин, мы все в конце концов романтики». Статья стала вирусной и привела к тому, что представители общественности обратились к селекционерам роз, чтобы поддержать Заиди в создании новой розы. Редактор HortWeek познакомил Заиди с Harkness Roses , и они провели карантин, работая над новым сортом роз. Желтый цвет был выбран для дружбы, и Заиди и Харкнесс Роуз решили представить розу как символ дружбы, общности и толерантности.

Роза Джона Истумлина в музейном саду, Йорк.

В октябре 2021 года в честь Истумлин был выпущен новый сорт розы. Это была первая роза в Великобритании, названная в честь цветного человека. [15] [16] Роза John Ystumllyn — золотисто-желтая чайно-гибридная роза . [17] [18] Роза была упомянута в Палате общин Лиз Сэвилл Робертс , депутатом парламента от Плейд Саймру от района, где жил Истумлин, в просьбе о проведении дебатов по историям чернокожих. Лидер Палаты представителей Джейкоб Рис-Могг ответил: «Если бы роза Истумлин могла стать розой дружбы между политическими партиями, я думаю, мы могли бы посадить ее с гордостью». [18] Роза Джона Истумлина была посажена в дворца розарии Букингемского в мае 2022 года с приветственным заявлением королевы Елизаветы II : «Роза была выведена как знак дружбы и общности, и я надеюсь, что гости и посетители сада будут у меня будет возможность размышлять о том, что представляет собой эта роза, на долгие годы вперед». Заиди и Харкнесс Роуз также работали над созданием общественного сада одновременно с запуском розы, и каждый год компания Harkness Roses жертвовала 5000 роз на участки, общественные сады и благотворительные сады по всей стране, в том числе двадцать роз, высаженных вокруг библиотеки Криксиет. недалеко от того места, где жил Истумлин. [19]

Чернокожий британский автогонщик Льюис Хэмилтон 2024 года надел костюм, на Met Gala вдохновленный жизнью Истумлина. [20] который включал цитату из стихотворения «Садовник» Алекса Уортона, лауреата детской премии Уэльса, об Истумлине. [21]

См. также

[ редактировать ]
  • Сезар Пиктон (1755–1836), более поздний чернокожий британец, с аналогичной историей, связанной с валлийской семьей землевладельцев, но проживавший недалеко от Лондона.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Грин, Эндрю. «Джон Истумлин: африканец в Эйфионидде XVIII века» . Hair-блог . Проверено 11 октября 2019 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Сент-Синхеерн, Инисцинхаерн, Гвинед» . Друзья церквей без друзей . Проверено 11 октября 2019 г.
  3. ^ «Надгробие Джона Истимлина» . Британские памятники архитектуры . Проверено 28 октября 2019 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Грин, Эндрю. «Истумлин, Джон (ум. 1786)» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/odnb/9780198614128.013.112797 . Проверено 10 октября 2019 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Эйфтон, Алтуид . «Джон Истумлин или «Джек Блэк» » (PDF) . Гостиница «Блэк Бой» . Перевод Морриса, Тома . Проверено 11 октября 2019 г.
    Перевод Эйфтон, изгнание (1888). Джон Истумлин или «Джек Блэк» (PDF) (на валлийском языке). Тремадок: Р. Исаак Джонс. OCLC   19338961 .
  6. ^ Эдвардс, Пол; Уолвин, Джеймс (1983). Черные личности в эпоху работорговли . Лондон: Макмиллан Пресс. п. 218. дои : 10.1007/978-1-349-04043-8 . ISBN  9781349040452 .
  7. ^ «Являемся ли мы менее расистскими, чем остальная часть Британии?» . Ежедневная почта . 24 марта 2005 г. Проверено 11 октября 2019 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Фион Майр, Джонс (2021). «ИСТУМЛЛИН, ДЖОН («Джек Блэк») (ум. 1786), садовник и землевладелец» . Словарь валлийской биографии . Национальная библиотека Уэльса . Проверено 20 января 2022 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Моррис, Том (6 сентября 1962 г.). «Побег в Уэльсе XVIII века: Джек Блэк из Истумлина». Деревенская жизнь : 518.
  10. ^ Уайтвик, Эбби (28 сентября 2018 г.). «Блестящие, черные и валлийцы: праздник 100 африканских карибских и африканских валлийцев» . УэльсОнлайн . Проверено 11 октября 2019 г.
  11. ^ Ингрэм, Андерс (17 октября 2019 г.). «Ранняя история чернокожих британцев и Оксфордский DNB» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета . Проверено 17 октября 2019 г.
  12. ^ «Онлайн-мероприятие, посвященное присутствию Отца чернокожих в Северо-Западном Уэльсе | Мероприятия | Институт изучения валлийских поместий | Бангорский университет» . iswe.bangor.ac.uk . Проверено 18 сентября 2021 г.
  13. ^ https://www.hortweek.com
  14. ^ Статья в HortWeek о Джоне Истумлине
  15. ^ Бэтти, Дэвид (21 октября 2021 г.). «Новая роза, названная в честь одного из первых зарегистрированных чернокожих садовников Великобритании» . Хранитель . Проверено 21 октября 2021 г.
  16. ^ Хоппер, Бетани (24 октября 2023 г.). «Портрет Джона Истумлина (1754 г.) на выставке в Садовом музее» . Садовый музей . Проверено 8 мая 2024 г.
  17. ^ «Джон Истумлин Роуз» . Харкнесс Розы . Проверено 22 октября 2021 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б Херд, Джордж (21 октября 2021 г.). «Месяц черной истории: роза, названная в честь садовника XVIII века» . Новости Би-би-си . Проверено 21 октября 2021 г.
  19. ^ « Скрытая черная история»: роза королевских растений, названная в честь валлийского садовода XVIII века Джона Истумллина» . Нация.Cymru . 23 мая 2022 г. Проверено 4 июня 2022 г.
  20. ^ «Валлийский садовник вдохновил Гамильтона на создание образа Met Gala» . Новости Би-би-си . 7 мая 2024 г. Проверено 8 мая 2024 г.
  21. ^ Уортон, Алекс. Откройте для себя стихотворение Алекса Уортона «Садовник», вдохновленное жизнью Джона Истумлина . Проверено 8 мая 2024 г. - через Cadwwales www.youtube.com.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 48b8e532ec71c10e620246f1c7e85467__1715195040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/67/48b8e532ec71c10e620246f1c7e85467.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John Ystumllyn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)