Странный тон
Тонус перегринус , также известный как блуждающий тон , [1] или девятый тон — это тон псалма, используемый в григорианском пении .
Характеристики
[ редактировать ]В качестве тона чтения tonus peregrinus не соответствует ни одному из первоначальных восьми церковных ладов , поскольку стих, читаемый этим тоном, имеет в первой половине стиха другую ноту тенора, чем во второй половине стиха. [2] Именно это отклонение от одной ноты декламации и дало название peregrinus , буквально «бродячий». [1]
Традиционно нота тенора в первой половине куплета, исполняемая в соответствии с tonus peregrinus, находится на тон выше, чем нота тенора во второй половине куплета. Также обычно последняя нота tonus peregrinus мелодической формулы находится на идеальную квинту ниже первой ноты тенора. [2]
История
[ редактировать ]В григорианском пении tonus peregrinus существовал до того, как ладовая система вышла за пределы восьмого лада. Позднее девятый тон стал ассоциироваться с девятым ладом, или эоловым ладом , который в более современном понимании гармонии можно приравнять к стандартному минорному ладу . [3]
Tonus peregrinus — исключительный декламационный тон в григорианском пении: там он наиболее явно ассоциировался с псалмом 113 (в нумерации Вульгаты), традиционно исполняемым на вечерне . В лютеранстве tonus peregrinus связан с Magnificat (также обычно поющимся на вечерне): традиционная установка немецкого перевода Лютера Magnificat (« Meine Seele erhebt den Herren ») представляет собой немецкий вариант tonus peregrinus . [2]
Музыкальные настройки
[ редактировать ]Варианты иностранных тонов появляются в:
- «Он получил Израиль» из Магнификата ре мажор Иоганна Себастьяна Баха.
- Реквием Вольфганга Амадея Моцарта (используется во Вступлении) [4]
- Miserere Mei, Deus Грегорио Аллегри
- Соната № 4, соч. 98 Йозефа Райнбергера (гармонизированная версия используется как вторая тема во вступительной части) [5]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б Фишер, Эй Джей (2013). «История любопытного тона» . Ранняя музыка . 41 (3): 502–504. дои : 10.1093/em/cat056 .
- ^ Jump up to: а б с Лундберг, 2012, стр. 7–17.
- ^ Лундберг 2012 с. 45
- ^ Лундберг 2012 с. 275 и далее.
- ^ Руссаков 2017 с. 4
Источники
- Маттиас Лундберг. Tonus Peregrinus: История псалма и его использование в полифонической музыке , Ashgate Publishing, 2012, ISBN 1409455076 ISBN 9781409455073
- Марк Л. Русаков. Джозеф Габриэль Райнбергер, Сочинения для органа, Том 1 , Наксос, 2017 г.