Обрыв (роман Гончарова)
Автор | Ivan Goncharov |
---|---|
Оригинальное название | Обрыв |
Язык | Русский |
Издатель | Vestnik Evropy |
Дата публикации | 1869 |
Место публикации | Россия |
Тип носителя | печать ( в твердом и мягком переплете ) |
Обрыв ( русский : Обрыв , латинизированный : Обрыв ), также переводится как Малиновские высоты — третий и последний роман Ивана Гончарова , впервые опубликованный в январских–майских за 1869 год номерах журнала «Вестник Европы» . [ 1 ] Роман, задуманный в 1849 году, писался двадцать лет, и ему предшествовала публикация трех отрывков: «Софья Николаевна Беловодова» ( «Современник» , № 2, 1860), «Бабушка» и «Портрет» ( «Отечественные записки»). , №№ 1-2, 1861). Автор считал это своей самой законченной работой, в которой он полностью реализовал свои грандиозные художественные амбиции. Менее успешный, чем его предшественник «Обломов» (1859), «Обрыв» до сих пор считается одним из классиков русской литературы . [ 2 ] [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]По словам Гончарова, идея третьего романа пришла ему в голову в 1849 году, когда он вернулся в родной Симбирск после четырнадцатилетнего отсутствия. «Старые воспоминания ранней юности, новые встречи, пейзажи берегов Волги , местные сцены и ситуации, обычаи и нравы, – все это будоражило мои фантазии, и я нарисовал в голове план романа, дорисовывая «Обломова» . Оба проекта пришлось прервать, поскольку я отправлялся в кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» в 1852, 1853 и 1854 годах. И только после окончания этого путешествия и когда была написана и издана книга « Фрегат «Паллада»» , я смог вернуться к этим романам, оба еще только задуманным [...] В 1857-1858 годах я закончил и опубликовал «Обломова» и только после этого смог сосредоточиться на «Обрыве» , некоторые отрывки из которого я читал своим друзьям и другим. опубликовано в журналах в 1860–1861 годах», — вспоминал он. [ 4 ] Лишь в 1868 году, находясь в Германии и Франции, Гончаров завершил четвертую и пятую части романа. Вернувшись в Петербург, он отредактировал текст и добавил эпилог. [ 1 ]
On August 21, 1866, in a letter to Alexander Nikitenko Goncharov wrote:
Сейчас я скажу вам одну вещь, о которой никогда раньше никому не говорил. С того момента, как я начал профессионально писать (мне было 30 лет, и у меня уже был некоторый опыт), я имел в виду один художественный идеал — создание образа честного, доброго и симпатичного человека, законченного идеалиста, который всю жизнь боролся за истину, на каждом углу встречая только ложь, наконец потерял всякий интерес и впал в апатию, осознав, насколько он неадекватен и насколько слаба человеческая природа как таковая. Именно такая идея возникла у меня, когда я впервые подумал о Райском. Если бы у меня хватило сил воплотить это в жизнь, эта цифра могла бы вырасти в серьезную, но это была гигантская задача, и я был не в состоянии с ней справиться. Кроме того, эта волна негативизма прокатилась по нашему обществу и нашей литературе, начиная с Белинского и Гоголя . Я поддался этому и вместо того, чтобы приступить к серьезному изучению этого конкретного человеческого рода, начал набрасывать мимолетные портреты, выделив только уродливые и смешные черты. Такая задача оказалась бы трудной для любого таланта. Шекспир создал своего Гамлета , Мигель де Сервантес — своего Дон Кихота , и эти два гиганта поглотили почти всё, что было трагического и комического в человеческой природе. Итак, то, что осталось нам, пигмеям, было набором небольших идей, и даже те, которые нам сейчас слишком трудно реализовать. Поэтому нам приходится делать только намеки, не более того. Вот почему Райский выходит таким туманным. [ 1 ]
Один персонаж, Марк Волохов, претерпел значительную эволюцию. Первоначально, по мнению автора, «эта фигура никогда не должна была вписываться в основную схему романа, являясь частью фона, в тени», всего лишь «вводным лицом, служащим для более полного раскрытия образа Веры». Однако вскоре он оказался одной из самых ярких фигур романа. Среди черновиков «Обрыва » была краткая «биография» Волохова, показавшая его сначала «бытовым нигилистом», тщетно пытающимся реализовать в полной мере свой жизненный потенциал, затем эволюционировавшим в своеобразного идеолога, проповедующего «новое истина», материализм и атеизм. Позже Гончаров признался, что Волохов оказался непростой личностью и в конечном итоге стал камнем преткновения, тормозящим весь процесс. Сам автор позднее признавал, что «характер Волохова представлял собой кусок ткани, состоящий из двух частей: одна половина принадлежала к периоду до 1850-х годов, другая — к новому времени, когда начали появляться «новые люди». [ 5 ]
Гончаров считал «Обрыв» своим лучшим произведением, в котором ему удалось в полной мере реализовать свои художественные амбиции. «Мечты и стремления Райского для меня звучат звонким аккордом, восхваляющим Женщину, Родину, Бога и любовь», — писал он в письме Михаилу Стасюлевичу . [ 1 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]В «Обрыве» Гончаров сочетает разные жанры: роман о художнике, политический роман и любовный роман. Эта работа противопоставляет тогдашние новые идеи философского позитивизма, утилитаризма и атеизма романтическому идеализму и традиционным ценностям. Эти различные взгляды рассматриваются через характеры троих мужчин, стремящихся завоевать любовь героини Веры: Бориса Райского, художника-дилетанта; Марк Волохов, нигилист в традициях тургеневского Базарова; и Иван Тушин, традиционный, но просвещенный помещик.
Обрыв особенно известен своими женщинами. Героиня Вера — один из самых самостоятельных и умных женских персонажей русской литературы, не менее замечателен полнокровный портрет мудрой и сильной бабушки Райского. (AbeBooks)
Прием
[ редактировать ]Роман после выхода вызвал неоднозначную реакцию. Во времена резкого раскола в российской культурной элите критики стали оценивать роман каждый в соответствии со своей текущей политической позицией. Консервативный журнал «Русский вестник » не только хвалил то, как Гончаров якобы «поэтизировал старину», но и видел в этом главное достоинство романа. Критики, близкие к демократическому лагерю (среди них Николай Шелгунов и Мария Цебрикова), опубликовали негативные отзывы. Характерно, что Михаил Салтыков-Щедрин в своем очерке «Уличная философия» ( «Отечественные записки », 1869, № 6) сосредоточил внимание лишь на 6-й главе последней части романа. Внимательно всмотревшись в характер Волохова, он пришел к выводу, что этот тип человека никоим образом не может рассматриваться как образец для подражания русскому свободомыслящему человеку. Досадуя на то, что именно «домашнему нигилисту» Гончаров приписал статус «доктринера», критик усмотрел в этом признак тенденциозности романа и обвинил его автора в «склонности к абстрактному гуманизму». ." Традиционные ценности «добра» совершенно неактуальны для «новой России» с ее социальными проблемами, которые необходимо было решить, утверждал Щедрин. [ 1 ]
Несмотря на все это, «Обрыв» пользовался огромным успехом. очереди, Гончаров вспоминал: "Стасюлевич рассказывал мне, как каждый первый день месяца у дверей "Вестника Европы" выстраивались как у булочников, - это были курьеры, жаждущие прихватить экземпляры для своих подписчиков". [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Сочинения И.А.Гончарова в 6 томах. Библиотека «Огонек». Издательство «Правда». Москва, 1972. Том VI. Комментарии, стр. 749-750.
- ^ Сочинения И.А.Гончарова в 6 томах. Библиотека «Огонек». Издательство «Правда». Москва, 1972. Т.I. Комментарии С.Машинского, стр.3-50.
- ^ Nikolayev, P.A. "Goncharov, I.A." Russian Writers. Biobibliographical dictionary. Vol.1. Prosveshchenye Publishers, 1990 . Retrieved 2011-10-10 .
- ^ Гончаров А.И. "Цели, задачи и идеи романа " Обрыв ". Том VI, стр.522-525" . Художественная литература . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ I.A.Goncharov's letter to Ye.P.Maykova, р.69.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пропасть в проекте «Гутенберг»
- Аудиокнига The Precipice, являющаяся общественным достоянием, на LibriVox