Кундавай Пираттияр
Кому | |
---|---|
Принцесса Танджора | |
![]() Кундавай, изображенный в Калки «Поннийин Сельван» . | |
Рожденный | Алвар Шри Парантакан Шри Кундавай Начияр 945 г. н.э. Тирукойлур , Империя Чола (современный Тамил Наду , Индия ) |
Умер | Пажаиярай , Империя Чола (современный Тамил Наду , Индия ) |
Супруг | Валлаварайян Вандиядеван |
Династия | Чола (по рождению) Бана (по браку) |
Отец | Парантака II |
Мать | Ванаван Махадеви |
Религия | Индуизм ( секта шиваизма ) |
Кундавай Пираттияр , широко известная под мононимом Кундавай , была индийской принцессой Чола , жившей в десятом веке в Южной Индии . [ 1 ] Она была дочерью Парантаки II и Ванавана Махадеви. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Она родилась в Тирукойлуре и была старшей сестрой императора Чола Раджараджи I. Она носила титул Илаияпиратти Кундавай Начияр .
Однако, когда ее муж Валлаварайян Вандиядеван был коронован королем в своем родном городе Королевства Бана , она не приняла предложение стать королевой королевства и осталась принцессой Танджора . [ 5 ]
Жизнь
[ редактировать ]Кундавай (также транслитерируется как Кундхавай или Кунтхавай) родился в 945 году нашей эры. Она была единственной дочерью царя Чола Парантаки II и королевы Ванаван Махадеви. У нее был старший брат — Адита Чола II , и младший брат — Раджа Раджа Чола I.
Кундавай вышла замуж за Валлавараяна Вандиядевана , члена династии Бана , феодера Чола, упомянутого в Танджорских надписях. [ 5 ] Он также был командиром пехоты Чола, сражавшейся на Шри-Ланке во времена Раджараджи . Территория, находившаяся под его властью, была известна как «Валлавараянаду», а иногда и «Брахмадесам».
Вместе со своей двоюродной бабушкой Сембиян Махадеви Кундавай воспитывала своего племянника Раджендру I , который был сыном Раджараджи I и Тирипуваны Мадевияра , принцессы Кодумбалура . Раджендра I провел большую часть своего детства в Пажайарае с Кундаваем и Сембияном Махадеви.
В популярной культуре
[ редактировать ]Кундавай прославляется как наставник Раджараджи I. Ее влияние продолжалось и в следующем поколении, поскольку она помогла вырастить Раджендру Чолу . Уникально для ее эпохи, когда королевских женщин использовали для заключения союзов, отец Кундавай позволил ей проявить свою свободную волю, после чего принцесса решила оставаться в королевстве Чола всю свою жизнь. Кундаваи, уважаемая во всем королевстве Чола за свой вкус и образованность, попросили присматривать за дочерьми других королевских кланов, обучая их искусству, музыке и литературе.
Жизнь и творчество
[ редактировать ]
Кундавай построил множество храмов для Тиртханкаров , Вишну и Шивы . Она почитала многих джайнских монахов и ведантических провидцев. [ 6 ] [ 5 ] Она фигурирует в надписях Чола . [ 7 ] [ 8 ]

..сосуды и украшения из золота, серебра и жемчуга и подаренные храмам Кундавай-Виннагар-Альвар, Иравикуламаникка-Ишвара и Кундавай Джиналая, построенным принцессой Парантакан Кундавай Пираттияр, дочерью Понмалигаиттунджиядевара (Парантака Сундара Чола). [ 9 ]
Считается, что она построила множество джайнских храмов, но по крайней мере в двух джайнских храмах есть надписи, свидетельствующие о том, что они были построены ею: один в Раджараджешвараме , позже известный как Дарасурам , а другой в Тирумалая . [ 8 ] Она построила больницу в честь своего отца по имени Виннагар Атура Салай в Танджавуре и пожертвовала обширные земли для ее обслуживания. [ 10 ] [ 11 ] Она сделала щедрые пожертвования храму Брихадисварар в Танджавуре во время правления своего младшего брата Раджараджи Чолы I и племянника Раджендры Чолы I.
Одна из надписей гласит:
Записывает дар овец для ламп храму Кундавай-Виннагар-Альвар принцессой Пирантакан-Кундавай-Пираттияр. Также упоминается сенапати Муммуди-Чола Брахмамараяр, который отвечал за управление храмом. [ 12 ]
[ 13 ] Некоторые из изображений или идолов, созданных принцессой Кундавай, включают: [ 14 ]
Вот отрывок из 29-го года правления Раджараджи, в котором перечислены некоторые из ее даров храму Брихадисварар :
Град! Процветание! До двадцать девятого года (правления) Ко-Раджакесаривармана, он же Шри-Раджараджадева, который..-
Арвар Парантакан Кундавайяр, (которая была) почтенной старшей сестрой господина Шри-Раджараджадевы и великой царицы Валлавараяра Вандьядевара.
... дал три тысячи пятьсот каранджу золота, которое по пробе на четверть превосходило (золотой стандарт, называемый) дандавани, и одну тысячу пятьсот каранджу золота, которое на одну (градус) уступало по пробе дандавани, – всего пять тысяч каранджу золота. [ 15 ]
Град ! Процветание! До третьего года (правления) Ко-Паракешаривармана, он же господин Шри-Раджендра-Сорадева,-
Арвар Парантакан Кундавайяр, (которая была) почтенной старшей сестрой господина Шри-Раджараджадева (и) великой царицы Валлавараяра Вандьядевара, дала:
..Один священный пояс (тируппаттигай), (содержащий) девяносто семь с половиной каранджу, четыре манджади и девять десятых золота. Шестьсот шестьдесят семь крупных и мелких бриллиантов с гладкими краями, вставленных (в него), – включая такие, которые имели пятна, трещины, красные точки, черные точки и следы как от обжига, – весили два каранджу с четвертью и шестью -десятые доли (манджади). Восемьдесят три крупных и мелких рубина, а именно: двадцать два халахалама высшего качества, двадцать халахаламов, двадцать гладких рубинов, девять голубоватых рубинов, два саттама и десять неполированных рубинов, – включая такие, которые имели полости, прорези, отверстия, белые крапинки. , изъяны и те, что еще пристали к руде, – весили десять каранджу и три четверти, три манджади и две десятых. Двести двенадцать жемчужин, нанизанных или пришитых, включая круглый жемчуг, круглый жемчуг, полированный жемчуг, мелкий жемчуг, нимболам, амбумуду (жемчуг) из блестящей воды и красной воды, такие, которые были отполированы, все еще прилипая к должен, (и жемчуг с) линиями, пятнами, красными точками, белыми крапинками и морщинами, – весил восемнадцать каранджу и два манджади. Всего (пояс) весил сто двадцать девять каранджу и семь десятых (манади), что соответствует стоимости в четыре тысячи пятьсот касу.
Одно кольцо для стопы богини, содержащее семьдесят один каранджу, с половиной и два манджади золота. Четыреста пятьдесят девять бриллиантов, вставленных (в него), а именно четыреста пятьдесят бриллиантов с гладкими краями и девять маленьких квадратных бриллиантов с гладкими краями, в том числе с пятнами, трещинами, красными точками, черными точками и следы, как от горения, – весили (один) каранджу с половиной, три манджади и девять десятых. Тридцать девять больших и малых рубинов, а именно: десять халахалам высшего качества, восемь халахалам, девять гладких рубинов, три голубоватых рубина и девять неполированных рубинов, включая такие, которые имели полости, прорези, отверстия, белые выступы, изъяны и тому подобное. как все еще прилипшая к руде, — весила три каранджу и три четверти, три манджади и шесть десятых. В общей сложности (кольцо) весило семьдесят семьдесят семь каранджу, четыре манджади и (один) кунри, что соответствует стоимости в пятьсот касу. [ 15 ]
Последние дни своей жизни Кундавай провела со своим племянником Раджендрой I во дворце в Пажайярае . [ 11 ] [ 16 ] [ 17 ]
..run-tiru-amudu sëd-arulavaum ăga nlu padin kalam-aga ōrādaikku nellu nurru irubadin kalamum удайяр шри-Раджараджадеваркку мун пиранд-арулина шри альвар шри-Кундавай Пираттияр пиранд-арулина а витта-тирунал тингал ору нал тиру-вила элунд-арулаву . [ 18 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- «Поннийин Селван», исторический фантастический роман Калки Кришнамурти 1955 года, вращается вокруг первых дней правления Раджараджи , тайн, окружающих убийство Адиты Карикалан и последующее восшествие Уттамы на трон Чола .
- Триша Кришнан сыграла Кундаваи Пираттияра в фильмах «Поннийин Селван: I» и «Поннийин Селван: II» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лалит Кала, выпуск 15, стр. 34.
- ^ Раннее искусство Чола, стр. 183.
- ^ Топографический список надписей в штатах Тамил Наду и Керала: округ Танджавур, стр. 180
- ^ Поклонение Шиве в средневековой Индии: ритуал в колеблющейся вселенной, страница 5
- ^ Перейти обратно: а б с Южно-индийские надписи - Том II-Часть 1 (Надписи храма Танджора)
- ^ Женщины в индийской жизни и обществе, стр. 49.
- ^ Шринидхих: перспективы индийской археологии, искусства и культуры, страница 364
- ^ Перейти обратно: а б Энциклопедия джайнизма, стр. 1000.
- ^ Топографический список надписей в штатах Тамилнад и Керала, том 2, стр. 206.
- ^ Древняя система восточной медицины, стр. 96.
- ^ Перейти обратно: а б Великие женщины Индии, стр. 306.
- ^ Топографический список надписей в штатах Тамилнад и Керала, том 2, стр. 207.
- ^ Портретная скульптура на юге Индии, стр. 34.
- ^ Храмы Средней Чолы: от Раджараджи I до Кулоттунги I (985–1070 гг. Н.э.), стр. 42.
- ^ Перейти обратно: а б Южноиндийские надписи: Том 2, части 1–2
- ^ Энциклопедия статуса и расширения прав и возможностей женщин в Индии: Статус и положение женщин в древней, средневековой и современной Индии, стр. 176
- ^ Храмы Средней Чолы: от Раджараджи I до Кулоттунги I (985–1070 гг. Н.э.), стр. 381
- ^ Шанкарам: недавние исследования индийской культуры, стр. 97.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Великие женщины Индии Мадхавананда (Свами), Рамеш Чандра Маджумдар
- Лалит Кала, выпуск 15, Академия Лалит Кала, 1972 г.
- Храмы Средней Чолы: от Раджараджи I до Кулоттунги I (985–1070 гг. Н.э.), С.Р. Баласубрахманьям, Oriental Press, 1977 г.
- Шринидхих: перспективы индийской археологии, искусства и культуры К.Р. Шринивасан, К.В. Раман
- Энциклопедия джайнизма, том 1, Индоевропейский фонд джайнских исследований.
- Портретная скульптура на юге Индии. Автор Т.Г. Аравамутхан.
- Древняя система восточной медицины С.П. Верма
- Поклонение Шиве в средневековой Индии: ритуал в колеблющейся вселенной Ричард Х. Дэвис
- Женщины в индийской жизни и обществе Автор: Амитабха Мукхопадхьяна
- Топографический список надписей в штатах Тамилнад и Керала, том 7, ТВ Махалингам, Индийский совет исторических исследований, 1985 г.
- Шанкарам: недавние исследования индийской культуры С. Шанкаранарайанан, С.С. Рамачандра Мурти, Б. Раджендра Прасад, Д. Киран Крант Чоудари
- Южноиндийские надписи: Том 2, части 1–2. Автор Ойген Хульч, Индия. Археологическая служба, Индия. Кафедра археологии
- Энциклопедия статуса и расширения прав и возможностей женщин в Индии: Статус и положение женщин в древней, средневековой и современной Индии Радж Прути, Рамешвари Деви, Ромила Прути