Тиртханкара
В джайнизме Тиртханкара « ( IAST : tīrthaṅkara ; букв. создатель » брода ) — спаситель и высший духовный учитель дхармы ( праведного пути). [1] Слово тиртханкара означает основателя тиртхи . [2] переход вброд через самсару , море бесконечных рождений и смертей. По мнению джайнов, тиртханкары — это высшие проповедники дхармы победили сансару и проложили путь, по которому могут идти другие. , которые самостоятельно [3] Поняв истинную природу своего «я», или души, Тиртханкара достигает кевала-гьяны (всеведения). Тиртханкара предоставляет другим мост, по которому они могут следовать за ними от сансары к мокше (освобождению). [4]
В джайнской космологии колесо времени разделено на две половины: Утсарпини , восходящий временной цикл, и авасарпини , нисходящий временной цикл (говорят, что он актуален сейчас). В каждой половине цикла ровно 24 тиртханкары эту часть вселенной украшают . В прошлом было бесконечно много тиртханкар. [5] Первым тиртханкарой нынешнего цикла (Хунда Авсарпини) был Ришабханатха , которому приписывают формирование и организацию людей для гармоничной жизни в обществе. 24-м и последним тиртханкарой нынешнего полуцикла был Махавира (599–527 гг. до н.э.). [6] [7] [8] История фиксирует существование Махавиры и его предшественника Паршванатхи , 23-го тиртханкара . [9]
Тиртханкара монахов мужского организует сангху , четырехчленный орден и женского пола , шраваков (последователей-мужчин) и шравиков (последователей-женщин). [10]
составляют Учения тиртханкары основу джайнских канонов . Внутреннее знание тиртханкаров считается совершенным и идентичным во всех отношениях, а их учение не содержит противоречий. Степень проработки варьируется в зависимости от духовного развития и чистоты общества в период его руководства. Чем выше уровень духовного развития общества и чистоты помыслов, тем меньшая проработка требуется.
Хотя джайны документируют и почитают тиртханкаров , говорят, что их милость доступна всем живым существам, независимо от религии. [11]
Тиртханкары — это ариханты , которые после достижения кевала-гьяны (чистого бесконечного знания) [12] проповедуй Дхарму . Ариханта . также называют Джина (победитель), тот, кто победил внутренних врагов, таких как гнев, привязанность, гордость и жадность [4] Они обитают исключительно в сфере своей души и совершенно свободны от кашая , внутренних страстей и личных желаний. В результате этого неограниченные сиддхи им легко доступны , или духовные силы, которые они используют исключительно для духовного возвышения живых существ. Посредством даршана (божественного видения) и дешны (божественной речи) они помогают другим достичь кеваладжняны и мокши (окончательного освобождения).
Значение
[ редактировать ]Слово тиртханкара означает основателя тиртхи , прохода через сансару , море бесконечных рождений и смертей. [13] [14] [15] [16] Тиртханкаров по-разному называют «Богами-учителями», «Создателями бродов», «Создателями переправ» и «Создателями переправ через реки». [17] [16]
Тиртханкара-наам-карма
[ редактировать ]В джайнских текстах утверждается, что особый тип кармы , тиртханкара нама-карма , поднимает душу до высшего статуса тиртханкары . Таттвартха -сутра , основной джайнский текст, перечисляет 16 правил, которые ведут к бандхе (рабству) этой кармы : [18]
- Чистота правой веры
- почтение
- Соблюдение обетов и дополнительных обетов без нарушений.
- Непрестанное стремление к знаниям
- Вечный страх перед циклом существования
- Дарение подарков (благотворительность)
- Практика аскезы в соответствии со своими способностями.
- Устранение препятствий, угрожающих невозмутимости подвижников.
- Служение достойным, защищая от зла и страданий
- Преданность всеведущим господам, главным наставникам, наставникам и писаниям.
- Практика шести основных ежедневных обязанностей
- Распространение учения всеведущего
- Горячая привязанность к братьям, идущим по тому же пути.
Панч Кальянака
[ редактировать ]пять благоприятных событий, называемых Панча кальянака : отмечаются каждого тиртханкары В жизни [19]
- Гарбха кальянака (душа) тиртханкары (зачатие): Когда атман входит в утробу его матери. [20]
- Джанма кальянака (рождение): Рождение тиртханкары. Индра совершает церемониальное омовение на Тиртханкаре на горе Меру . [21] [22]
- Дикша кальянака (отречение): Когда тиртханкара отказывается от всего мирского имущества и становится аскетом.
- Кеваль Гьян кальянака (всеведение) : когда тиртханкара достигает кеваладжняны (бесконечного знания). сангха Там, где читают проповеди , возводится самавасарана (зал божественных проповедей), а после этого устанавливается тиртх (чатурвидх ) .
- Нирвана/мокша кальянака (освобождение): Когда тиртханкара покидает свое смертное тело, это называется нирваной . За ним следует окончательное освобождение, мокша , после чего их душа пребывает в Сиддхашиле .
Самавасарана
[ редактировать ]Достигнув кеваладжняны , тиртханкара проповедует путь к освобождению в самавасаране . Согласно джайнским текстам, дэвы (небесные существа) возводят небесный шатер, где дэвы , люди и животные собираются, чтобы послушать тиртханкару . [23] Самавасарана представляет собой трехуровневую структуру. Самый нижний уровень, сделанный из раджата (серебра), предназначен для парковки автомобилей. Второй уровень — сварна (золотой). Все животные обитают на уровне сварны, тогда как самый высокий уровень, состоящий из драгоценных камней, предназначен для различных важных фигур, таких как цари и их семьи, дэвы и аскеты. Люди и животные слышат речь тиртханкара на своем языке. Считается, что во время этой речи несчастий нет на многие мили вокруг места. [24]
Тиртханкары нынешней космической эпохи
[ редактировать ]Джайнизм постулирует, что время не имеет ни начала, ни конца. Он движется, как колесо телеги. Колесо времени разделено на две половины: Утсарпини (восходящий полупериод) и Авасарпини (нисходящий полупериод). 24 тиртханкары В каждой половине этого цикла рождаются . В джайнской традиции тиртханкары были царственными в своей последней жизни, и джайнские тексты содержат подробности этих жизней. Их клан и семьи также упоминаются в легендах. Согласно джайнским канонам, Ришабханатха , первый тиртханкара , [13] основал династию Икшваку , [25] из которого 21 другая тиртханкара со временем выросла . Два тиртханкары — Мунисуврата , 20-й, и Неминатха , 22-й — принадлежали династии Харивамсы . [26]
В джайнской традиции 20 тиртханкаров достигли мокши на горе Шикхарджи , в современном индийском штате Джаркханд . [27] Ришабханатха достиг нирваны на горе Аштапада (гора Кайлас), Васупуджья в Чампапури , Бихаре , Неминатха на горе Гирнар , Гуджарат , а Махавира, последний тиртханкара , в Павапури , недалеко от современной Патны . Говорят , что двадцать один из тиртханкар достиг мокши в кайотсарге (позе стоячей медитации), а Ришабханатха, Неминатха и Махавира, как говорят, достигли этого в Падмасане ( позе лотоса ). [17]
Список
[ редактировать ]Настоящий космический век
[ редактировать ]В хронологическом порядке названия, эмблемы и цвета 24 тиртханкар этого века: [1] [28] [29] [30]
Следующий космический век
[ редактировать ]Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Следующие 24 тиртханкары , которые родятся в возрасте утсарпини , это:
Нет. | Имя | Предыдущее рождение человека |
---|---|---|
1 | Падманабха | Король Шреника [32] |
2 | Сурдев | Дядя Махавиры Супаршва |
3 | Супаршва | Сын короля Кауника, король Удайин |
4 | Свампрабх | Аскетичный Поттиль |
5 | Сарванубхути | Шравака Дридхаядха |
6 | Devshruti | Шрешти Картика |
7 | Дайнатх | Шравак Шамха |
8 | Педхальпутра | Шравак Ананда |
9 | Поттиль | Шравак Сунанд |
10 | Шатак | Шаравак Шатак |
11 | Суврат | Сатьяки Махабхараты |
12 | Мама | Кришна |
13 | Шринишкашай | Сатьяки Рудра |
14 | Нишпулак | Брат Кришны Бальбхадра, также известный как Балрама. |
15 | Нирмам | Шравика Сулса |
16 | Читрагупта | Мать брата Кришны Рохини Деви |
17 | Самадхинатх | Ревати Гатхапати |
18 | Самварнатх | Шаравак Шаттилак |
19 | Яшодхар | Риши Двипаян |
20 | Виджай | Карна из Махабхараты |
21 | Малладев | Ниргрантхапутра или Малланарада |
22 | Девачандра | Шравак Амбад |
23 | Anantvirya | Шравак Амар |
24 | Бхадракат | Свати |
Иконография
[ редактировать ]Тиртханкара изображается либо в позе лотоса ( Падмасана ), либо в позе медитации Кхадгасана ( Кайотсарга ). [33] [34] Последняя поза, похожая на стойку по стойке смирно , сложна для длительного удержания, и ее предпочитают джайны, поскольку она сводит к минимуму количество тела, соприкасающегося с землей, и, следовательно, риск для разумных существ, живущих в ней или на этом. Если они сидят, их обычно изображают сидящими, скрестив ноги перед собой, пальцы одной ноги лежат на колене другой ноги, а правая рука лежит поверх левой на коленях. [1]
Изображения тиртханкаров не имеют отличительных черт лица, одежды или (в основном) причесок и дифференцируются на основе символа или эмблемы ( ланчхана ), принадлежащих каждому тиртханакару, кроме Паршванатхи . Статуи Паршванатхи имеют змеиную корону. Первого Тиртханкара, Ришабху , можно узнать по прядям волос, падающим ему на плечи. Иногда Супаршванатха изображают с небольшим змеиным капюшоном. Символы отмечены в центре или в углу постамента статуи. Джайнские секты Дигамбара и Шветамбара имеют разные изображения идолов. Изображения дигамбаров обнажены и не имеют каких-либо украшений, тогда как изображения шветамбаров одеты и украшены временными украшениями. [35] На изображениях часто изображены Шриватса на груди и Тилака на лбу. [36] Шриватса — один из аштамангала (благоприятных символов), который иногда напоминает геральдическую лилию , бесконечный узел , цветок или ромбовидный символ. [37]
Тела статуй тиртханкары исключительно стабильны на протяжении более чем 2000 лет исторических записей. Тело довольно худощавое, с очень широкими плечами и узкой талией. Даже в большей степени, чем это обычно бывает в индийской скульптуре, в изображении относительно мало внимания уделяется точному изображению мускулатуры и костей, а скорее моделированию внешних поверхностей в виде широких вздутий. Уши чрезвычайно удлинены, что намекает на тяжелые серьги, которые эти персонажи носили в молодости, до того, как они встали на путь просветления, когда большинство из них были богатыми, если не королевскими.
Скульптуры с четырьмя головами нередки в ранней скульптуре, но в отличие от сопоставимых индуистских изображений они представляют четыре разных тиртханакары , а не четыре аспекта одного и того же божества. избегают множества дополнительных рук На изображениях тиртханакар , хотя они могут быть у их сопровождающих или опекунов. [38]
В других религиях
[ редактировать ]Первый Тиртханкара , Ришабханатха, упоминается в индуистских текстах, таких как Ригведа , [39] Вишнупурана и Бхагвата Пурана . [40] В Яджурведе упоминаются имена трёх Тиртханкар: Ришабхи, Аджитнатхи и Ариштанеми. [41] «Бхагавата-пурана» включает легенды о Тиртханкарах, особенно о Ришабхе. [42] Йога Васишта, глава 15 «Вайрагья Кханда», шлока 8, приводит высказывание Рамы :
Я не Рама. У меня нет стремления к материальным вещам. Как и Джина, я хочу установить мир внутри себя. [43]
Чампат Рай Джайн , джайнский писатель 20-го века, утверждал, что « двадцать четыре старца », упомянутые в Книге Откровения (последняя книга христианской Библии ), — это «двадцать четыре тиртханкара ». [44]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Определение Britannica Tirthankar , Британская энциклопедия , заархивировано из оригинала 20 марта 2020 года , получено 5 февраля 2012 года.
- ^ Бэбб 1996 , с. 5.
- ^ «Тиртханкара | Определение, имена и факты» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 17 августа 2017 года . Проверено 9 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Сангаве 2006 , с. 16.
- ^ Дандас 2002 , с. 20.
- ^ Дандас 2002 , с. 19.
- ^ Талиаферро и Марти 2010 , с. 286.
- ^ Сангви, Вир (14 сентября 2013 г.), Rude Travel: Down The Sages , Hindustan Times , заархивировано из оригинала 18 мая 2015 г.
- ^ Циммер 1953 , с. 182-183.
- ^ Бальцерович 2009 , стр. 17.
- ^ Крылья 2010 .
- ^ Сангаве 2006 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б Упиндер Сингх 2016 , с. 313.
- ^ Бальцерович 2009 , стр. 16.
- ^ Сангаве 2006 , с. 169-170.
- ^ Jump up to: а б Чампат Рай Джайн 1930 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Циммер 1953 , с. 212.
- ^ Виджей К. Джайн 2011 , с. 91.
- ^ Палатка 2001 , стр. 110.
- ^ «HereNow4U.net :: Глоссарий/Указатель – Термины – Восточные термины – Чьявана Кальянак» , HereNow4u: Портал о джайнизме и сознании следующего уровня , заархивировано из оригинала 14 марта 2013 г. , получено 22 апреля 2015 г.
- ^ Уайли 2009 , с. 200.
- ^ Уайли 2009 , с. 246.
- ^ Виджей К. Джайн, 2015 , с. 200.
- ^ Прамансагар 2008 , с. 39-43.
- ^ Натубхай Шах 2004 , с. 15.
- ^ Виджей К. Джайн, 2015 , с. 151.
- ^ Osho 2016 , p. 4.
- ^ Донигер 1999 , с. 550.
- ^ Виджей К. Джайн, 2015 , с. 181-208.
- ^ «Тиртханкара (ЭМБЛЕМЫ ИЛИ СИМВОЛЫ) pdf» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 июля 2015 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х "Имя" . jainworld.com . Архивировано из оригинала 25 января 2021 года . Проверено 9 января 2021 г.
- ^ Дандас 2002 , с. 276.
- ^ Циммер 1953 , с. 209-210.
- ^ Умакант П. Шах 1987 , с. 79.
- ^ Корт 2010 .
- ^ «Фигура тиртханкары из красного песчаника» . Архивировано из оригинала 19 октября 2015 года . Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ Джайн и Фишер 1978 , с. 15, 31.
- ^ Шринивасан, Дорис, Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве , стр. 329-330, 1997, BRILL, ISBN 9004107584 , 9789004107588, книги Google. Архивировано 5 апреля 2023 г. в Wayback Machine.
- ^ Джордж 2008 , с. 318.
- ^ Рао 2007 , стр. 13.
- ^ Доктор К.Р. Шах 2011 , с. 9.
- ^ Рави Гупта и Кеннет Валпи (2013), Бхагавата Пурана, издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0231149990 , страницы 151–155.
- ^ «Взгляд великих людей на джайнизм» . Литературный центр джайнизма . Архивировано из оригинала 11 февраля 2021 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ Чампат Рай Джайн 1930 , с. 78.
Источники
[ редактировать ]- Бэбб, Лоуренс А. (1996), Отсутствующий Господь: аскеты и короли в джайнской ритуальной культуре , University of California Press, ISBN 9780520203242 , заархивировано 2 июля 2023 года , получено 16 августа 2019 года.
- Бальцерович, Петр (2009), Джайнизм и определение религии (1-е изд.), Мумбаи : хинди Грант Карьялай , ISBN 978-81-88769-29-2
- Берджесс, Джас (1874), Индийский антиквар , том. 2, Популярный Пракашан, заархивировано из оригинала 2 июля 2023 года , получено 16 августа 2019 года.
- Корт, Джон Э. (2010) [1953], Обрамление джины: повествования об иконах и идолах в истории джайнов , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-538502-1
- Корт, Джон Э. (2001), Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии , Oxford University Press , ISBN 9780195132342 , заархивировано 2 июля 2023 года , получено 26 сентября 2016 года.
- Донигер, Венди , изд. (1999), Энциклопедия мировых религий , Мерриам-Вебстер , ISBN 0-87779-044-2 , заархивировано 2 июля 2023 года , получено 16 августа 2019 года.
- Дандас, Пол (2002) [1992], Джайны (второе изд.), Лондон и Нью-Йорк : Routledge , ISBN 0-415-26605-Х , заархивировано 2 июля 2023 года , получено 26 сентября 2016 года.
- Флюгель, П. (2010). «Джайнский культ реликтовых ступ» (PDF) . Нумен: Международное обозрение истории религий . 57 (3/4): 389–504. дои : 10.1163/156852710X501351 . Архивировано (PDF) из оригинала 17 февраля 2022 года . Проверено 28 февраля 2021 г.
- Джордж, Венсус А. (2008), Пути к божественному: древние и индийские , том. XII, Совет по исследованию ценностей и философии , ISBN 978-1-56518-248-6
- Джайн, Чампат Рай (1930), Джайнизм, христианство и наука , Аллахабад : Индийская пресса ,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Джайн, Джьотиндра; Фишер, Эберхард (1978), Джайнская иконография, Часть 12 - Иконография религий: индийские религии , BRILL, ISBN 978-9004052598 , заархивировано 2 июля 2023 года , получено 16 августа 2019 года.
- Джайн, Раджниш (2016), Сущность спиритизма , Кришна Пракашан Медиа, ISBN 9788179332009 , заархивировано 2 июля 2023 года , получено 16 августа 2019 года.
- Джайн, Виджай К. (2015), Сваямбхустотра Ачарьи Самантабхадры: Поклонение двадцати четырех тиртханкаров , Vikalp Printers , ISBN 978-81-903639-7-6 , заархивировано 2 июля 2023 года , получено 26 сентября 2016 года ,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Джайн, Виджай К. (2011), Таттвартсутра Ачарьи Умасвами (1-е изд.), Уттаракханд : Vikalp Printers , ISBN 978-81-903639-2-1 , заархивировано из оригинала 2 июля 2023 года , получено 8 декабря 2015 года ,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Прамансагар, Муни (2008), Джайн Таттвавидья , Индия : Бхартия Гьянпит , ISBN 978-81-263-1480-5
- Рао, П. Рагхунадха (2007) [1988], Индийское наследие и культура , Sterling Publishers , ISBN 9788120709300
- Сангаве, Вилас Адинатх (2006) [1990], Аспекты джайнской религии (5-е изд.), Бхаратия Джнанпитх , ISBN 81-263-1273-4 , заархивировано 2 июля 2023 года , получено 5 июня 2016 года.
- Шах, КР (2011), Философия экономики благосостояния доктора Амартии Сена и джайнской философии , Trafford Publishing , ISBN 978-1-4269-5023-0 , заархивировано 2 июля 2023 года , получено 16 августа 2019 года.
- Шах, Натубхай (2004) [Впервые опубликовано в 1998 году], Джайнизм: Мир завоевателей , том. Я, Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-1938-1 , заархивировано 2 июля 2023 года , получено 26 сентября 2016 года.
- Умакант Премананд Шах (1987). Джайна Рупа Мандана — джайнская иконография . Публикация Абхинава. ISBN 81-7017-218-7 . ОЛ 2509818М . Викиданные Q40348271 .
- Сингх, Апиндер (2016), История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века , Pearson Education , ISBN 978-93-325-6996-6 , заархивировано 2 июля 2023 года , получено 16 августа 2019 года.
- Талиаферро, Чарльз ; Марти, Эльза Дж. (2010), Словарь философии религии , A&C Black , ISBN 978-1441111975
- Уайли, Кристи Л. (2009), Джайнизм от А до Я , Scarecrow Press , ISBN 9780810868212
- Циммер, Генрих (1953) [апрель 1952], Кэмпбелл, Джозеф (редактор), Philosophies Of India , Лондон : Routledge & Kegan Paul Ltd, ISBN 978-81-208-0739-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жизнь Тиртханкаров в исследовании философии джайнизма Дипы Баруа (2017)