Jump to content

Тиртханкара

(Перенаправлено с Тиртханкарса )

Джайнская миниатюра с изображением 24 джайнских тиртханкаров, Джайпур , ок. 1850 г.
24 Тиртханкары, образующие тантрический медитативный слог Хрим , рисунок на ткани, Гуджарат , ок. 1800 г.

В джайнизме Тиртханкара « ( IAST : tīrthaṅkara ; букв. создатель » брода ) — спаситель и высший духовный учитель дхармы ( праведного пути). [1] Слово тиртханкара означает основателя тиртхи . [2] переход вброд через самсару , море бесконечных рождений и смертей. По мнению джайнов, тиртханкары — это высшие проповедники дхармы победили сансару и проложили путь, по которому могут идти другие. , которые самостоятельно [3] Поняв истинную природу своего «я», или души, Тиртханкара достигает кевала-гьяны (всеведения). Тиртханкара предоставляет другим мост, по которому они могут следовать за ними от сансары к мокше (освобождению). [4]

В джайнской космологии колесо времени разделено на две половины: Утсарпини , восходящий временной цикл, и авасарпини , нисходящий временной цикл (говорят, что он актуален сейчас). В каждой половине цикла ровно 24 тиртханкары эту часть вселенной украшают . В прошлом было бесконечно много тиртханкар. [5] Первым тиртханкарой нынешнего цикла (Хунда Авсарпини) был Ришабханатха , которому приписывают формирование и организацию людей для гармоничной жизни в обществе. 24-м и последним тиртханкарой нынешнего полуцикла был Махавира (599–527 гг. до н.э.). [6] [7] [8] История фиксирует существование Махавиры и его предшественника Паршванатхи , 23-го тиртханкара . [9]

Тиртханкара монахов мужского организует сангху , четырехчленный орден и женского пола , шраваков (последователей-мужчин) и шравиков (последователей-женщин). [10]

составляют Учения тиртханкары основу джайнских канонов . Внутреннее знание тиртханкаров считается совершенным и идентичным во всех отношениях, а их учение не содержит противоречий. Степень проработки варьируется в зависимости от духовного развития и чистоты общества в период его руководства. Чем выше уровень духовного развития общества и чистоты помыслов, тем меньшая проработка требуется.

Хотя джайны документируют и почитают тиртханкаров , говорят, что их милость доступна всем живым существам, независимо от религии. [11]

Тиртханкары — это ариханты , которые после достижения кевала-гьяны (чистого бесконечного знания) [12] проповедуй Дхарму . Ариханта . также называют Джина (победитель), тот, кто победил внутренних врагов, таких как гнев, привязанность, гордость и жадность [4] Они обитают исключительно в сфере своей души и совершенно свободны от кашая , внутренних страстей и личных желаний. В результате этого неограниченные сиддхи им легко доступны , или духовные силы, которые они используют исключительно для духовного возвышения живых существ. Посредством даршана (божественного видения) и дешны (божественной речи) они помогают другим достичь кеваладжняны и мокши (окончательного освобождения).

Значение

[ редактировать ]

Слово тиртханкара означает основателя тиртхи , прохода через сансару , море бесконечных рождений и смертей. [13] [14] [15] [16] Тиртханкаров по-разному называют «Богами-учителями», «Создателями бродов», «Создателями переправ» и «Создателями переправ через реки». [17] [16]

Тиртханкара-наам-карма

[ редактировать ]
Изображения Тиртханкары в пещерах Сиддхачал внутри форта Гвалиор .

В джайнских текстах утверждается, что особый тип кармы , тиртханкара нама-карма , поднимает душу до высшего статуса тиртханкары . Таттвартха -сутра , основной джайнский текст, перечисляет 16 правил, которые ведут к бандхе (рабству) этой кармы : [18]

  • Чистота правой веры
  • почтение
  • Соблюдение обетов и дополнительных обетов без нарушений.
  • Непрестанное стремление к знаниям
  • Вечный страх перед циклом существования
  • Дарение подарков (благотворительность)
  • Практика аскезы в соответствии со своими способностями.
  • Устранение препятствий, угрожающих невозмутимости подвижников.
  • Служение достойным, защищая от зла ​​и страданий
  • Преданность всеведущим господам, главным наставникам, наставникам и писаниям.
  • Практика шести основных ежедневных обязанностей
  • Распространение учения всеведущего
  • Горячая привязанность к братьям, идущим по тому же пути.

Панч Кальянака

[ редактировать ]
Благоприятные сны, увиденные матерью тиртханкары во время беременности

пять благоприятных событий, называемых Панча кальянака : отмечаются каждого тиртханкары В жизни [19]

  1. Гарбха кальянака (душа) тиртханкары (зачатие): Когда атман входит в утробу его матери. [20]
  2. Джанма кальянака (рождение): Рождение тиртханкары. Индра совершает церемониальное омовение на Тиртханкаре на горе Меру . [21] [22]
  3. Дикша кальянака (отречение): Когда тиртханкара отказывается от всего мирского имущества и становится аскетом.
  4. Кеваль Гьян кальянака (всеведение) : когда тиртханкара достигает кеваладжняны (бесконечного знания). сангха Там, где читают проповеди , возводится самавасарана (зал божественных проповедей), а после этого устанавливается тиртх (чатурвидх ) .
  5. Нирвана/мокша кальянака (освобождение): Когда тиртханкара покидает свое смертное тело, это называется нирваной . За ним следует окончательное освобождение, мокша , после чего их душа пребывает в Сиддхашиле .

Самавасарана

[ редактировать ]
Самавасарана Тиртханкара Ришабхи ( храм Аджмер Джайн )

Достигнув кеваладжняны , тиртханкара проповедует путь к освобождению в самавасаране . Согласно джайнским текстам, дэвы (небесные существа) возводят небесный шатер, где дэвы , люди и животные собираются, чтобы послушать тиртханкару . [23] Самавасарана представляет собой трехуровневую структуру. Самый нижний уровень, сделанный из раджата (серебра), предназначен для парковки автомобилей. Второй уровень — сварна (золотой). Все животные обитают на уровне сварны, тогда как самый высокий уровень, состоящий из драгоценных камней, предназначен для различных важных фигур, таких как цари и их семьи, дэвы и аскеты. Люди и животные слышат речь тиртханкара на своем языке. Считается, что во время этой речи несчастий нет на многие мили вокруг места. [24]

Тиртханкары нынешней космической эпохи

[ редактировать ]

Джайнизм постулирует, что время не имеет ни начала, ни конца. Он движется, как колесо телеги. Колесо времени разделено на две половины: Утсарпини (восходящий полупериод) и Авасарпини (нисходящий полупериод). 24 тиртханкары В каждой половине этого цикла рождаются . В джайнской традиции тиртханкары были царственными в своей последней жизни, и джайнские тексты содержат подробности этих жизней. Их клан и семьи также упоминаются в легендах. Согласно джайнским канонам, Ришабханатха , первый тиртханкара , [13] основал династию Икшваку , [25] из которого 21 другая тиртханкара со временем выросла . Два тиртханкары Мунисуврата , 20-й, и Неминатха , 22-й — принадлежали династии Харивамсы . [26]

В джайнской традиции 20 тиртханкаров достигли мокши на горе Шикхарджи , в современном индийском штате Джаркханд . [27] Ришабханатха достиг нирваны на горе Аштапада (гора Кайлас), Васупуджья в Чампапури , Бихаре , Неминатха на горе Гирнар , Гуджарат , а Махавира, последний тиртханкара , в Павапури , недалеко от современной Патны . Говорят , что двадцать один из тиртханкар достиг мокши в кайотсарге (позе стоячей медитации), а Ришабханатха, Неминатха и Махавира, как говорят, достигли этого в Падмасане ( позе лотоса ). [17]

тиртханкары настоящего, предыдущего и следующего космических эпох (всего 72)

Настоящий космический век

[ редактировать ]
Скульптура джайна чаумуха в LACMA , VI век.

В хронологическом порядке названия, эмблемы и цвета 24 тиртханкар этого века: [1] [28] [29] [30]

Нет. Имя Эмблема Цвет
1 Ришабханатха [31] (Они закончили) Бык Золотой
2 Аджитанатха [31] Слон Золотой
3 Самбхаванатха [31] Лошадь Золотой
4 Абхинандананатха [31] Обезьяна Золотой
5 Суматинатха [31] Фламинго Золотой
6 Падмапрабха [31] Падма Красный
7 Супаршванатха [31] Свастика Зеленый
8 Чандрапрабха [31] Полумесяц Белый
9 Пушпаданта (Сувидинатх) [31] Крокодил или Макара Белый
10 Шиталанатха [31] Калпаврикша согласно Дигамбаре. Шриватса согласно Шветамбаре Золотой
11 Шрейанасанатха [31] Носорог Золотой
12 Васупуджья [31] Буффало Красный
13 Вималанатха [31] Кабан Золотой
14 Анантанатха [31] Дикобраз согласно Дигамбаре
Сокол согласно Шветамбаре
Золотой
15 Дхарманатха [31] Ваджра Золотой
16 Шантината [31] Антилопа или олень Золотой
17 Быть измотанным [31] Козел Золотой
18 Аранатха [31] Нандаварта или рыба Золотой
19 Маллинатха [31] Калаша Синий
20 Мунисуврата [31] Черепаха Черный/Темно-синий
21 Наминатха [31] Голубой лотос Золотой
22 И сети [31] Шанкха Черный/Темно-синий
23 Паршванатха [31] Змея Зеленый
24 Махавира [31] Лев Золотой

Следующий космический век

[ редактировать ]

Следующие 24 тиртханкары , которые родятся в возрасте утсарпини , это:

Нет. Имя Предыдущее рождение человека
1 Падманабха Король Шреника [32]
2 Сурдев Дядя Махавиры Супаршва
3 Супаршва Сын короля Кауника, король Удайин
4 Свампрабх Аскетичный Поттиль
5 Сарванубхути Шравака Дридхаядха
6 Devshruti Шрешти Картика
7 Дайнатх Шравак Шамха
8 Педхальпутра Шравак Ананда
9 Поттиль Шравак Сунанд
10 Шатак Шаравак Шатак
11 Суврат Сатьяки Махабхараты
12 Мама Кришна
13 Шринишкашай Сатьяки Рудра
14 Нишпулак Брат Кришны Бальбхадра, также известный как Балрама.
15 Нирмам Шравика Сулса
16 Читрагупта Мать брата Кришны Рохини Деви
17 Самадхинатх Ревати Гатхапати
18 Самварнатх Шаравак Шаттилак
19 Яшодхар Риши Двипаян
20 Виджай Карна из Махабхараты
21 Малладев Ниргрантхапутра или Малланарада
22 Девачандра Шравак Амбад
23 Anantvirya Шравак Амар
24 Бхадракат Свати

Иконография

[ редактировать ]
Дигамбара Махавира Свами Иконография
Шветамбара Симандхара Свами Иконография

Тиртханкара изображается либо в позе лотоса ( Падмасана ), либо в позе медитации Кхадгасана ( Кайотсарга ). [33] [34] Последняя поза, похожая на стойку по стойке смирно , сложна для длительного удержания, и ее предпочитают джайны, поскольку она сводит к минимуму количество тела, соприкасающегося с землей, и, следовательно, риск для разумных существ, живущих в ней или на этом. Если они сидят, их обычно изображают сидящими, скрестив ноги перед собой, пальцы одной ноги лежат на колене другой ноги, а правая рука лежит поверх левой на коленях. [1]

Изображения тиртханкаров не имеют отличительных черт лица, одежды или (в основном) причесок и дифференцируются на основе символа или эмблемы ( ланчхана ), принадлежащих каждому тиртханакару, кроме Паршванатхи . Статуи Паршванатхи имеют змеиную корону. Первого Тиртханкара, Ришабху , можно узнать по прядям волос, падающим ему на плечи. Иногда Супаршванатха изображают с небольшим змеиным капюшоном. Символы отмечены в центре или в углу постамента статуи. Джайнские секты Дигамбара и Шветамбара имеют разные изображения идолов. Изображения дигамбаров обнажены и не имеют каких-либо украшений, тогда как изображения шветамбаров одеты и украшены временными украшениями. [35] На изображениях часто изображены Шриватса на груди и Тилака на лбу. [36] Шриватса — один из аштамангала (благоприятных символов), который иногда напоминает геральдическую лилию , бесконечный узел , цветок или ромбовидный символ. [37]

Тела статуй тиртханкары исключительно стабильны на протяжении более чем 2000 лет исторических записей. Тело довольно худощавое, с очень широкими плечами и узкой талией. Даже в большей степени, чем это обычно бывает в индийской скульптуре, в изображении относительно мало внимания уделяется точному изображению мускулатуры и костей, а скорее моделированию внешних поверхностей в виде широких вздутий. Уши чрезвычайно удлинены, что намекает на тяжелые серьги, которые эти персонажи носили в молодости, до того, как они встали на путь просветления, когда большинство из них были богатыми, если не королевскими.

Скульптуры с четырьмя головами нередки в ранней скульптуре, но в отличие от сопоставимых индуистских изображений они представляют четыре разных тиртханакары , а не четыре аспекта одного и того же божества. избегают множества дополнительных рук На изображениях тиртханакар , хотя они могут быть у их сопровождающих или опекунов. [38]

В других религиях

[ редактировать ]

Первый Тиртханкара , Ришабханатха, упоминается в индуистских текстах, таких как Ригведа , [39] Вишнупурана и Бхагвата Пурана . [40] В Яджурведе упоминаются имена трёх Тиртханкар: Ришабхи, Аджитнатхи и Ариштанеми. [41] «Бхагавата-пурана» включает легенды о Тиртханкарах, особенно о Ришабхе. [42] Йога Васишта, глава 15 «Вайрагья Кханда», шлока 8, приводит высказывание Рамы :

Я не Рама. У меня нет стремления к материальным вещам. Как и Джина, я хочу установить мир внутри себя. [43]

Чампат Рай Джайн , джайнский писатель 20-го века, утверждал, что « двадцать четыре старца », упомянутые в Книге Откровения (последняя книга христианской Библии ), — это «двадцать четыре тиртханкара ». [44]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Определение Britannica Tirthankar , Британская энциклопедия , заархивировано из оригинала 20 марта 2020 года , получено 5 февраля 2012 года.
  2. ^ Бэбб 1996 , с. 5.
  3. ^ «Тиртханкара | Определение, имена и факты» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 17 августа 2017 года . Проверено 9 января 2021 г.
  4. ^ Jump up to: а б Сангаве 2006 , с. 16.
  5. ^ Дандас 2002 , с. 20.
  6. ^ Дандас 2002 , с. 19.
  7. ^ Талиаферро и Марти 2010 , с. 286.
  8. ^ Сангви, Вир (14 сентября 2013 г.), Rude Travel: Down The Sages , Hindustan Times , заархивировано из оригинала 18 мая 2015 г.
  9. ^ Циммер 1953 , с. 182-183.
  10. ^ Бальцерович 2009 , стр. 17.
  11. ^ Крылья 2010 .
  12. ^ Сангаве 2006 , с. 164.
  13. ^ Jump up to: а б Упиндер Сингх 2016 , с. 313.
  14. ^ Бальцерович 2009 , стр. 16.
  15. ^ Сангаве 2006 , с. 169-170.
  16. ^ Jump up to: а б Чампат Рай Джайн 1930 , с. 3.
  17. ^ Jump up to: а б Циммер 1953 , с. 212.
  18. ^ Виджей К. Джайн 2011 , с. 91.
  19. ^ Палатка 2001 , стр. 110.
  20. ^ «HereNow4U.net :: Глоссарий/Указатель – Термины – Восточные термины – Чьявана Кальянак» , HereNow4u: Портал о джайнизме и сознании следующего уровня , заархивировано из оригинала 14 марта 2013 г. , получено 22 апреля 2015 г.
  21. ^ Уайли 2009 , с. 200.
  22. ^ Уайли 2009 , с. 246.
  23. ^ Виджей К. Джайн, 2015 , с. 200.
  24. ^ Прамансагар 2008 , с. 39-43.
  25. ^ Натубхай Шах 2004 , с. 15.
  26. ^ Виджей К. Джайн, 2015 , с. 151.
  27. ^ Osho 2016 , p. 4.
  28. ^ Донигер 1999 , с. 550.
  29. ^ Виджей К. Джайн, 2015 , с. 181-208.
  30. ^ «Тиртханкара (ЭМБЛЕМЫ ИЛИ СИМВОЛЫ) pdf» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 июля 2015 года.
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х "Имя" . jainworld.com . Архивировано из оригинала 25 января 2021 года . Проверено 9 января 2021 г.
  32. ^ Дандас 2002 , с. 276.
  33. ^ Циммер 1953 , с. 209-210.
  34. ^ Умакант П. Шах 1987 , с. 79.
  35. ^ Корт 2010 .
  36. ^ «Фигура тиртханкары из красного песчаника» . Архивировано из оригинала 19 октября 2015 года . Проверено 7 апреля 2017 г.
  37. ^ Джайн и Фишер 1978 , с. 15, 31.
  38. ^ Шринивасан, Дорис, Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве , стр. 329-330, 1997, BRILL, ISBN   9004107584 , 9789004107588, книги Google. Архивировано 5 апреля 2023 г. в Wayback Machine.
  39. ^ Джордж 2008 , с. 318.
  40. ^ Рао 2007 , стр. 13.
  41. ^ Доктор К.Р. Шах 2011 , с. 9.
  42. ^ Рави Гупта и Кеннет Валпи (2013), Бхагавата Пурана, издательство Колумбийского университета, ISBN   978-0231149990 , страницы 151–155.
  43. ^ «Взгляд великих людей на джайнизм» . Литературный центр джайнизма . Архивировано из оригинала 11 февраля 2021 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
  44. ^ Чампат Рай Джайн 1930 , с. 78.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3039f40ed3ea592f32501eb4dc4f9df2__1721658840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/f2/3039f40ed3ea592f32501eb4dc4f9df2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tirthankara - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)