Jump to content

Хамза Хакимзаде Ниязи

Хамза Хакимзаде Ниязи
Хамза Хакимзаде Ниязи в 1920-е годы
Хамза Хакимзаде Ниязи в 1920-е годы
Родное имя
Хамза Хакимзада Ниязи
Хамза Хакимзода Ниязи
Хамза Хакимзада Ниязи
Рожденный 6 марта [ OS 22 февраля] 1889 г.
Коканд , Русский Туркестан.
Умер 18 марта 1929 г. ( 1929-03-18 ) (40 лет)
Шахимардон , Узбекская ССР , СССР.
Причина смерти забит камнями до смерти
Занятие автор, композитор, драматург, поэт, учёный и политический деятель
Заметные награды Народный писатель Узбекской ССР.
(1926) [ 1 ]

Хамза Хакимзаде Ниязи ( узбекский : حمزہ حکیم زادہ نیازی / Ҳамза Ҳакимзода Ниёзий / Хамза Хакимзода Ниёзий ) (6 марта [ OS 22 февраля] 1889, Коканд — 18 марта 1929, Шохимардон ) — узбекский писатель. композитор, драматург, поэт, учёный, педагог, политический деятель. Ниязи широко рассматривается как одна из ведущих фигур на раннем этапе развития современной узбекской литературной традиции. Его вообще считают первым узбекским драматургом, основоположником современных узбекских музыкальных форм, а также основоположником узбекского соцреализма . Во время русской революции он решительно поддерживал большевиков , поскольку они решительно выступали против системы феодального правления, преобладавшей в большей части Центральной Азии. Он был одним из первых узбеков, вступивших в Коммунистическую партию , и посвятил свою жизнь распространению грамотности и образования на родине, открытию школ и детских домов.

Помимо узбекского, Ниязи свободно говорил на нескольких других языках, включая арабский , персидский , русский и турецкий . Помимо написания учебников, научно-популярных произведений и газетных статей, Хамза писал пьесы, мюзиклы, стихи и романы. Среди его выдающихся произведений - повесть «Янги Саодат» , песня «Яша, Шоро» и стихотворение, увековечивающее память жертвы убийства Турсуной Саидазимовой как мученика. Его работы обычно касались социальных вопросов, таких как права женщин , социальное неравенство и распространенность суеверий .

Родившийся в набожной мусульманской семье, он со временем стал атеистом, поддерживая меры по борьбе с религиозным фанатизмом и суевериями в Центральной Азии. Путешествуя по деревням, он пытался помочь научить людей читать на узбекском языке, а также противодействовать насилию в отношении женщин и суевериям, а также пропагандировал худжум , организуя митинги. Находясь в Шохимардоне для помощи в выполнении пятилетнего плана, он знал, что храм Али в Шохимардоне не был фактическим местом упокоения Али, и намеревался снести его, поскольку местная элита использовала его для вымогательства у местных крестьян, требуя от них оплаты. милостыня к этому. Однако местное духовенство было возмущено его деятельностью по пропаганде худжума и попыткам донести до населения сомнительность святыни. Хамза был забит камнями до смерти В результате 18 марта 1929 года .

После его смерти Хамза был провозглашен мучеником в борьбе с феодализмом и религиозным фанатизмом. улицы, станция ташкентского метрополитена (позже переименованная), театр в Ташкенте, где он преподавал драматическое искусство, и литературная премия В его честь названы . Статуи, построенные по его подобию, были установлены во многих городах Узбекской ССР, а его персонаж был главным героем фильма 1961 года «Хамза» и сериала 1970-х годов « Огненные дороги» . Однако после обретения независимости Хамза стал значительно менее почитаемым, поскольку его политические взгляды, поддерживающие Советский Союз и противодействующие религиозной деятельности, рассматривались как неузбекские и антимусульманские, несмотря на то, что многие из обычаев, которые он призывал отменить, были заимствованы из из доисламских практик.

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Ниязи в 1906 году

Хамза Хакимзаде Ниязи родился в узбекской семье 6 марта [ OS 22 февраля] 1889 года в Коканде и был младшим из четырех детей. Его отец, Ибн Ямин Нийоз огли (1840–1922), был богатым аптекарем. Его отец получил образование в Бухаре , свободно говорил на узбекском и персидском языках , путешествовал по Индии и Синьцзяну , но был очень религиозен. [ 2 ] Его мать Джахонбиби также была очень религиозной. [ 3 ] В детстве Хамза начал свое образование в мактабе , затем посещал медресе . семь лет [ 2 ] Однако, когда благосостояние его семьи уменьшилось, он нашел работу на хлопчатобумажной фабрике. [ 4 ] Он начал писать стихи в 16 лет, комментируя социальные проблемы, с которыми сталкиваются узбеки, хотя публиковать свои стихи начал гораздо позже. [ 5 ] [ 6 ] Примерно с 1906 по 1907 год Хамза был заядлым читателем крымскотатарской газеты « Терциман» , которая вдохновила его начать подвергать сомнению социальные нормы узбекского общества и развить интерес к крупным социальным изменениям. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

В царские времена Хамза пытался продвигать образование и основал светские школы для сирот и детей из бедных семей, чтобы бесплатно обучать их чтению. Однако он столкнулся со многими неудачами, поскольку местные власти часто пытались закрыть школы. Школа, которую он открыл в Коканде в 1911 году, вскоре закрылась после того, как духовенство обвинило его в пропаганде атеизма. [ 10 ] но он вновь открыл ее и попытался открыть школы в других городах, таких как Маргилан . Однако местное духовенство было категорически против существования светских школ и пыталось воспрепятствовать их функционированию. [ 11 ] [ 12 ] Работая учителем, он является автором букварей и учебников на узбекском языке для детей, таких как «Енгиль адабийот» ( «Легкая литература» ) (1914), «О'киш китоби» ( «Чтение книги ») (1914) и «Кироат китоби» Чтение с интонацией ») (1915). [ 13 ] [ 14 ]

Послереволюционный период

[ редактировать ]

Ниязи горячо поддержал русскую революцию 1917 года. [ 15 ] Он вступил в Коммунистическую партию в 1920 году, став одним из первых узбеков в партии и часто занимаясь советской политикой. [ 16 ] Хотя в 1915 году Хамза носил одежду западного стиля, в 1920 году он вернулся к традиционной узбекской одежде. [ 17 ]

В ходе своей работы Хамза часто встречался с таджикским писателем Садриддином Айни , который до революции также был сторонником джадидского движения, а позже стал сторонником Советского Союза. [ 18 ] [ 19 ]

стал соучредителем узбекской театральной труппы В 1918 году Хамза вместе с Мухитдином Кориекубовым . [ 20 ] [ 21 ] Он продолжал работать над созданием других театральных трупп, таких как Кокандская труппа. [ 22 ] За свою деятельность и вклад в узбекско-советскую литературу в 1926 году ему было присвоено звание Народного писателя Узбекской ССР. [ 23 ]

Брак и дети

[ редактировать ]

В 1912 году Хамза женился на своей первой жене Аксинье. [ 23 ] (в некоторых источниках Зоя [ 24 ] ) Уварова, русская женщина, работавшая няней в богатой семье в Коканде. Уварова приняла ислам, чтобы их брак был законным, и взяла новое имя Зухра. Однако они пробыли вместе недолго: она и их сын Гийос в целях безопасности бежали в Тамбов после угроз со стороны фанатиков. У пары также родилась дочь, но девочка умерла в молодом возрасте. Гийос тоже умер, когда ему было всего десять лет.

В 1923 г. (в некоторых источниках 1922 г.) [ 25 ] ), Хамза женился на Зайнаб (Зине) Ахмаджоновой. [ 26 ] (в некоторых источниках Файзуллина [ 25 ] ), от которого у него родился сын Аббос. Его второй брак также был недолгим. Аббос погиб в бою во время Второй мировой войны в районе , входившем тогда в состав Орловской области РСФСР Карачевском . [ 27 ]

Путешествия

[ редактировать ]

Хамза работал писцом в офисе Обиджона Махмудова, одного из первых узбекских джадидов , прежде чем переехать в Бухару в 1910 году, чтобы улучшить свои арабского языка навыки . Вскоре он покинул город и некоторое время работал в типографии в Когоне , а затем переехал в Ташкент , где познакомился со школами джадидского типа. Хотя его родители хотели, чтобы он стал муллой, он выбрал более светский путь, проявив интерес к движению джадидов и, в конечном итоге, к коммунизму . [ 28 ]

Хамза впервые посетил Самарканд в 1909 году. [ 29 ] а также посетил Туркменистан в своих путешествиях. [ 30 ]

Получив резкое сопротивление со стороны духовенства за свою деятельность, Хамза совершил хадж в феврале 1913 года, что несколько улучшило его авторитет среди местных религиозных деятелей. По пути он отправился в Мекку через Афганистан и Индию , затем сел на корабль, направлявшийся в Аравию, а затем посетил Ливан , Сирию , Турцию и Украину, прежде чем, наконец, вернуться в Среднюю Азию. [ 23 ] [ 31 ] То, что он увидел во время своих путешествий, заставило его усомниться в местных обычаях и верованиях. Например, в то время в арабских мусульманских странах было принято электрическое освещение в мечетях, но в Бухаре даже керосиновые лампы не одобрялись как слишком современные. [ 32 ]

Спустя годы и смерть

[ редактировать ]

В августе 1928 года Хамза бросил музыкальную школу, в которой учился, и переехал в Шохимардон, чтобы помогать в выполнении пятилетнего плана. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] Шохимардон был очень консервативной деревней, где находилась святыня, которая, согласно местной легенде, была могилой Али , что сделало деревню местом паломничества, хотя среди мусульманских ученых существует твердое мнение, что Али не был похоронен в Шохимардоне. [ 36 ] Святыню охраняли десятки смотрителей и священнослужителей. Юлдаш Ахунбабаев и другие узбекские политики были хорошо осведомлены о сомнительном характере святыни и хотели превратить ее в курорт, и выбрали Хамзу, чтобы возглавить инициативу по просвещению населения о природе святыни в рамках своей работы по реализации пятилетний план. Перед смертью Хамза открыл школу, [ 37 ] чайный домик, [ 38 ] организовал коллектив, [ 38 ] установили памятник Владимиру Ленину , [ 39 ] и произнес пламенную речь на церемонии сожжения чадры, которую он организовал в честь Международного женского дня 8 марта, к большому возмущению местного духовенства. [ 37 ] [ 40 ]

Мавзолей Ниязи в Шахимардане

18 марта 1929 года, возглавляя группу, пытавшуюся разобрать святыню в Шохимардоне, Хамза был забит камнями до смерти разгневанной толпой жителей деревни. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] За убийство Хамзы казнили пять человек. [ 44 ] После его убийства правительство уничтожило фальшивую святыню Али, которую он пытался разобрать, но вскоре местные жители попытались ее восстановить. Его снесли в 1940 году, и правительство заменило его музеем атеизма. [ 45 ] В 1952 году в этом районе был построен музей, посвященный Хамзе. [ 44 ]

Хотя Хамза первоначально был похоронен в саду недалеко от того места, где он был убит, его останки перенесли десять лет спустя. [ 44 ] к мавзолею возле мемориала павшим воинам Красной Армии . [ 46 ]

Работает

[ редактировать ]

Ранние произведения Ниязи демонстрируют резкое осуждение социальной несправедливости. Его работы обычно касались социальных вопросов, таких как права женщин , социальное неравенство и распространенность суеверий . Свои первые стихи он написал под псевдонимом Нихоний. Его самый ранний сборник стихов, «Девони Нихоний» ( «Диван Нихони» ), был найден в 1949 году и содержал 197 стихотворений, написанных им с 1903 по 1904 год. [ 47 ]

Его первая крупная работа, повесть «Янги саодат » ( «Новое счастье ») (1915), превозносит преимущества образования через призму джадидов, где главные герои стремятся получить образование и пользуются преимуществами грамотности в условиях феодального общества, но недостаток образования в обществе к нехватке школ, а не самой религии. Хамза сказал, что целью книги было предоставить источник художественной литературы, не пропагандирующей суеверия. [ 48 ] [ 49 ]

В книге «Захарли хайот йоксуд ишк курбонлари » ( «Ядовитая жизнь или жертвы любви »), опубликованной в 1916 году, он изображает молодую пару, 18-летнего сына из зажиточной семьи и 17-летнюю дочь ремесленник. Любви пары мешает негибкое отношение родителей мальчика, которые твердо придерживаются своих жестких представлений о социальной структуре. Молодые люди в конечном итоге кончают жизнь самоубийством — становятся жертвами феодально-классового строя. [ 50 ]

Ниязи также написал «Boy ila xizmatchi» ( «Бей и слуга ») в 1918 году, в котором рассказывается главным образом о революционном перевороте в Западном Туркестане и институте договорных браков . По сюжету юная героиня кончает жизнь самоубийством после того, как ее заставили выйти замуж за человека, которого она не любит. Большая часть текста была утеряна, но позже была переработана Комилом Яшиным . [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]

«Яша, Шоро!» («Слава Советам!») — узбекская народная песня, сочиненная и написанная Ниязи.

Одной из его последних работ была «Паранджи сирларидан бир лавха йоки яллачилар иши» ( «Один эпизод из тайн завесы, или дело певцов яллы» ) (написанная в 1927 году), в которой описывается жестокость, с которой узбекские женщины столкнулись от рук религиозных авторитетов и их махрамов. . [ 54 ] Менее чем за год до смерти Хамза написал стихотворение «Турсуной марсияси» в честь певицы и жертвы убийства Турсуной Саидазимовой . [ 55 ]

Помимо своих явно политических романов, Хамза также известен своими антологиями народных песен и мелодий, а также писал народные песни, пропагандирующие революцию. [ 56 ] [ 39 ] Он также написал две комедии: клеветников» в «Наказание 1918 году и «Старые судьи в , или Дело Майсары» 1926 году. [ 57 ]

Ниязи также участвовал в спорных реформах узбекского языка 1920-х годов, целью которых было кодифицировать литературный узбекский язык вместо старого, увядающего чагатайского . Чагатай был доминирующей письменной формой на протяжении нескольких столетий. Реформы в конечном итоге привели к значительным изменениям в написании и произношении.

Полное собрание сочинений Хамзы в советский период издавалось дважды. Четырехтомник Хамзы Хакимзада Ниязи. Сборник совершенных произведений ( узб .: Хамза Хакимзода Ниёзи. Сборник совершенных произведений ) под редакцией Комила Яшина и др. был издан в 1981 году. Пятитомник Хамзы Хакимзада Ниязи. Полное собрание сочинений ( узб .: Хамза Хакимзода Ниёзи. Полное собрание сочинений ) под редакцией Наима Каримова и др. был опубликован в 1989 году.

Политические взгляды

[ редактировать ]

Ко времени Октябрьской революции Хамза решительно поддерживал дело коммунизма и видел в коммунизме единственный путь к модернизации. Широко признано, что он был одним из первых узбеков, заявивших о поддержке коммунизма. [ 58 ] и его стали называть «певцом революции». [ 59 ] и искренний сторонник этого. [ 60 ]

Он превозносил русскую революцию и был непосредственно связан с борьбой за социальную справедливость и освобождение в Узбекистане. Многие произведения Ниязи, в том числе его стихи, драмы и другие произведения, часто были написаны в суматохе революции и описывают его взгляд на пробуждение классового сознания узбеков. Романы Ниязи в целом носят моралистический характер и сосредоточены на демонстрации и осуждении тех аспектов узбекского общества, которые автор считал отсталыми и вредными как для индивидуального, так и для национального развития. [ 15 ]

Некоторые узбекские эмигранты относятся к Хамзе негативно, считая его «исправившимся джадидом». [ 61 ] Однако некоторые работы Хамзы со временем были изменены в советское время, чтобы уменьшить акцент на темах джадидов. [ 62 ]

Религиозные взгляды

[ редактировать ]

Хотя многие считали его атеистом [ 39 ] в более поздние годы Хамза изначально был мусульманином-джадидом, выступая за реформу религии, а не за контроль над ней. Социальные комментарии Хамзы были сосредоточены на отсталости общества того времени и необходимости лучшего образования и модернизации, а также указывали на основные различия в исламе, исповедуемом жителями Центральной Азии, по сравнению с верованиями турок и арабов. Однако со временем он стал гораздо более радикальным и светским, внешне осуждая духовенство за использование своей власти для эксплуатации бедных посредством страха. Дистанцируясь от джадидских позиций в пользу ленинского мировоззрения, он со временем стал главой Узбекского общества безбожников (Худосизлар джамияти), входящего в состав Советского общества атеистов . [ 63 ]

Наследие

[ редактировать ]

После смерти Хамзы правительство попыталось переименовать Шохимардона в Хамзобод, но это имя так и не получило особой поддержки. [ 64 ] Его памятники были установлены по всей Узбекской ССР. В честь его памяти в 1967 году ЦК Коммунистической партии Узбекистана учредил Государственную премию Хамзы за выдающиеся достижения в области литературы, искусства и архитектуры. [ 65 ] Многие учреждения Узбекистана, в том числе станция Ташкентского метрополитена (переименована в 2015 году), Узбекский государственный академический драматический театр, [ 66 ] а также в его честь были названы школы, клубы, фермы и улицы. [ 67 ] [ 68 ] В 1989 году в честь его 100-летия была выпущена советская монета с изображением Хамзы. [ 69 ]

Ниязи на советской памятной монете 1989 года.

Хамид Олимджон написал стихотворение «Шахимардон» в память о Хамзе. [ 38 ] Хамза изображен как главный герой фильма 1960 года «Хамза» режиссера Загида Сабитова, где его сыграл Олим Ходжаев. [ 70 ] а позже в сериале « Огненные дороги» , где его сыграл Олмас Аликсоджаев. [ 71 ] Комил Яшин , который часто писал о Хамзе в советских газетах и ​​участвовал в написании сценария « Огненных дорог», также написал о нем двухтомный роман, первый том которого был опубликован в 1979 году, а второй — в 1980 году. [ 72 ] В своей книге 1998 года «Политика мусульманской культурной реформы: джадидизм в Центральной Азии » Адиб Халид , чьи исследования сосредоточены на истории Центральной Азии, написал, что трудно представить историю современной центральноазиатской литературы без Ниязи.

Эдвард А. Олворт предположил, что Хамза был более полезен Советам после смерти, поскольку его смерть способствовала истории советского мученика. [ 43 ] Некоторые даже зашли так далеко, что заявили, что Хамза был бы убит во время Великой чистки, если бы его не забили камнями в 1929 году. [ 73 ] Однако советские ученые категорически отвергли это, указав на работу, которую Хамза проделал при жизни, по содействию социальному прогрессу. [ 74 ] Многие бывшие джадиды, с которыми Хамза тесно сотрудничал, такие как Садриддин Айни , [ 18 ] пережил Иосифа Сталина . [ 75 ] [ 76 ]

Хотя Хамза имел статус народного героя в Узбекской ССР, в независимом Узбекистане его прославляли значительно меньше. [ 77 ] Многие вещи, названные в его честь в советское время, с тех пор были переименованы. Вскоре после обретения Узбекистаном независимости в 1991 году Государственная премия Хамзы была прекращена. В 2001 году Государственный драматический театр имени Хамзы был переименован без его имени. [ 78 ] В 2015 году станция метро в Ташкенте его имени была переименована в «Новзу» . [ 79 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Хамза Хакимзада Ниязи». Энциклопедический словарь (на узбекском языке). Том. 2. Ташкент: Узбекская советская энциклопедия. 1990. с. 515. 5-89890-018-7.
  2. ^ Jump up to: а б Халид 1999 , с. 97.
  3. ^ Звезда Востока: орган Союза советских писателей Узбекистана (in Russian). Объединенное изд-во «Кзыл Узбекистан« «Правда Востока» и «Узбекистони суркх». 1985. p. 182.
  4. ^ Малкольмсон 1995 , с. 212-213.
  5. ^ Zotov, A. N. (1963). Города Ферганской долины: краткий справочник (in Russian). Gos. izd-vo Uzbekskoǐ SSR.
  6. ^ Вебер, Гутше и Роллберг 1977 , с. 201.
  7. ^ Исмаил Гаспринский и Туркестан (на русском языке). Издательство «Шарк». 2005.
  8. ^ Касимов, Бегали (2004). Узбекская литература периода национального возрождения (на узбекском языке). Духовность.
  9. ^ Узбекский язык и литература (in Russian). "ФАН" науке. 1973.
  10. ^ Экономика и жизнь (in Russian). Редакция журнала. 1974.
  11. ^ Виткович, Виктор (1954). Экскурсия по Советскому Узбекистану . Издательство иностранных языков.
  12. ^ Центральноазиатский обзор . Центральноазиатский исследовательский центр. 1954.
  13. ^ Каримов, Наим (2005). «Хамза Хакимзада Ниязи». Национальная энциклопедия Узбекистана (на узбекском языке). Ташкент: Национальная энциклопедия Узбекистана.
  14. ^ Сафаров, Охунжон; Ораева, Дармон; Курбанова, Манзила (2007). Этнография и фольклор народов Узбекистана: учебник для студентов, изучающих культуру и искусство профессиональных колледжей (на узбекском языке). Творческое издательство «Учитель». ISBN  978-9943-02-104-4 .
  15. ^ Jump up to: а б Летучая мышь, Лидия (1954). «Поэт узбекского народа» . Советская литература (3). Издательство иностранных языков: 131–134.
  16. ^ Жизнь и творчество Хамзы Хаким-заде Ниязи: материалы для выставки в школе и детской библиотеки : альбом (in Uzbek). Ўқитувчи. 1989.
  17. ^ Камп 2011 , стр. 281.
  18. ^ Jump up to: а б Библиотекарь» . Госкультпросветиздат. 1983.
  19. ^ Олкотт, Марта Брилл (2012). В вихре джихада . Издательство Брукингского института. ISBN  978-0-87003-301-8 .
  20. ^ Узбекская Советская Социалистическая Республика (in Russian). Глав. ред. Узбекской сов. энциклопедии. 1981.
  21. ^ Под знаменем ленинизма (in Russian). Советская Украина. 1972.
  22. ^ Berdnikov, Georgy (1983). История всемирной литературы в девяти томах (in Russian). Изд-во "Наука". ISBN  978-5-02-011423-4 .
  23. ^ Jump up to: а б с Малкольмсон 1995 , с. 213.
  24. ^ Ниёзи 1989 , с. 253.
  25. ^ Jump up to: а б "Память о Хамзе" . Письма о Ташкенте (in Russian). 2022.
  26. ^ Ниёзи 1989 , с. 356.
  27. ^ Каюмов, Лазиз (1973). Хамза (на узбекском языке). Ташкент: Издательство «Молодая гвардия». п. 260.
  28. ^ Nikolaeva, Elvira; Nikolaev, Ippolit; Lavrinenko, Tatyana (1996). Мой Узбекистан: материалы для чтения в начальных классах школ с русским языком обучения (in Russian). Ўқитувчи. ISBN  978-5-645-02658-5 .
  29. ^ История Самарканда: С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции (in Russian). Fan. 1969.
  30. ^ Fazylkhodzhaev, Kadyr (1968). Одна Родина, одна судьба: (К истории дружбы узб. народа с братскими народами СССР) (in Russian). Uzbekistan.
  31. ^ Вебер, Гутше и Роллберг 1977 , с. 200.
  32. ^ Адле 2005 , стр. 199.
  33. ^ Новое в жизни, науке, технике: Литература и искусство. VI Серия (in Russian). Знание. 1964.
  34. ^ I. M. Mŭminov nomidagi Falsafa va ḣuquq instituti (1963). История Советского государства и права Узбекистана: 1924-1937 гг (in Russian). Изд-во Академии наук Узбекской ССР.
  35. ^ В мире книг (in Russian). Книга. 1979.
  36. ^ Нортроп 2016 , с. 180.
  37. ^ Jump up to: а б Zotov, Aleksandr; Raimov, Tursun (1965). Города Узбекистана (in Russian). Узбекистан.
  38. ^ Jump up to: а б с Малкольмсон 1995 , с. 215.
  39. ^ Jump up to: а б с Bazarov, U.B. (1960). Идейные основы творчества Хамзы Хаким-заде Ниязи [ The ideological foundations of the work of Hamza Hakim-zade Niyazi ] (in Russian). Изд-во Академии наук Узбекской ССР.
  40. ^ Vitkovich, Viktor (1951). Путешествие по Советскому Узбекистану (in Russian). Молодая гвардия.
  41. ^ Знамя (in Russian). Гослитиздат. 1983. p. 107.
  42. ^ Кори-Ниязи, Ташмухаммад (1958). Социалистическая культура узбекского народа . Издательство восточной литературы. п. 43.
  43. ^ Jump up to: а б Олворт 1964 , с. 122.
  44. ^ Jump up to: а б с Малкольмсон 1995 , с. 214.
  45. ^ Нортроп 2016 , с. 141.
  46. ^ Литературное обозрение [ Literary review ] (in Russian). Izd-vo "Pravda.". 1983.
  47. ^ Хожиматов, Дж. (1986). Сатира в узбекской советской литературе: учебное пособие (на узбекском языке). Издание СамДУ.
  48. ^ Ужасно, Бедрих (1970). Восточный архив .
  49. ^ Университет и культура: том, посвящённый профессору Андрею Марге, к его 60-летию [ Университет и культура: том, посвящённый профессору Андрею Марге, к его 60-летию ]. Издательство Клужского университета. 2006. ISBN  978-973-610-433-6 .
  50. ^ Садик, Санжар (2006). Новая узбекская литература историческая: Учебник для заочных отделений высших учебных заведений (на узбекском языке). Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.
  51. ^ Каюмов, Лазиз (1989). Хамза: научные и художественные фотографии о его общественной и творческой деятельности (на узбекском языке). Молодая гвардия. ISBN  978-5-633-00213-3 .
  52. ^ Собиров, Т. (1963). Творческий путь Камиля Яши (на узбекском языке). Издательство Академии наук Узбекской ССР.
  53. ^ Султан, Иззат (1986). Литературная теория (на узбекском языке). Учитель.
  54. ^ Турапова, А. (1990). Хамза Хакимзада Хиези, 1889-1929: литературный деятель (на узбекском языке). Национальная премия Республики Узбекистан имени Алишера Навои.
  55. ^ Vladimirova, Ninel (1990). Хамза и современность (in Russian). Fan. p. 67.
  56. ^ Зуфаров, Комилжон, изд. (1980). «Хамза Хакимзада Ниязи». Узбекская советская энциклопедия (на узбекском языке). Том. 14. Ташкент:Издательство Узбекская советская энциклопедия. стр. 365–367.
  57. ^ Тошканов, С. (1987). сатирического характера в советской узбекской литературе ( Проблема на узбекском языке). Узбекская ССР Издательство "Фан".
  58. ^ Штурман, Джанет, изд. (2019). Международная энциклопедия музыки и культуры SAGE . Публикации SAGE. п. 1869. ISBN  978-1-4833-1774-8 .
  59. ^ Suleymanov, Sh. (1939). "Хамза Хаким-заде — певец революции" [Hamza Hakim-zade — Singer of the Revolution]. Guliston (5): 14.
  60. ^ Халид, Адиб (2007). Ислам после коммунизма: религия и политика в Центральной Азии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-24204-3 .
  61. ^ Олворт 1964 , с. 61.
  62. ^ Макфадьен 2006 , с. 90.
  63. ^ Малкольмсон 1995 , с. 213-214.
  64. ^ Научные труды Ташкентского государственного университета им. В.И. Ленина: Философские науки. Новая серия [ Scientific works of the Tashkent State University named after V.I. Lenin: Philosophical sciences. New series. ] (in Russian). Изд-во САГУ. 1957.
  65. ^ Зуфаров, Комилжон, изд. (1980). «Хамза». Узбекская советская энциклопедия (на узбекском языке). Том. 14. Ташкент: Узбекская советская энциклопедия. стр. 367–368.
  66. ^ Karimov, R. (1982). Партийное руководство развитием культуры Узбекистана (in Russian). Uzbekistan.
  67. ^ Bat, Lydia (1949). "Хамза Хаким-заде Ниязи" . Ogonyok (in Russian) (36): 25.
  68. ^ Каримов, Наим. «Хамза Хакимзада Ниязи (1889-1929)» . Зиюз (на узбекском языке) . Проверено 9 декабря 2014 г.
  69. ^ Larin-Podolsky, Igor (2014-03-19). Монеты СССР. Большая иллюстрированная энциклопедия [ Coins of the USSR. The Great Illustrated Encyclopedia ] (in Russian). Litres. ISBN  978-5-457-56040-6 .
  70. ^ Feldman, Yakov (1963). Алим Ходжаев (in Russian). Гос. изд-во худож. лит-ры. p. 29.
  71. ^ Vyatsky, Gennady (1983). "Каким он был, Хамза". Ogonyok (in Russian) (19): 18.
  72. ^ Краткая Российская энциклопедия (in Russian). Vol. 3. Большая Российская энциклопедия. 2003. p. 926. ISBN  978-5-329-00654-4 .
  73. ^ Халид 2015 , с. 363.
  74. ^ Laziz Qayumov (1976). "Тщетные усилия фальсификаторов". Voprosy literatury . pp. 203–211.
  75. ^ Халид 2015 , с. 53.
  76. ^ Абдуллаев, Камолудин; Акбарзахе, Шахрам (2010). Исторический словарь Таджикистана . Пугало Пресс. п. 22. ISBN  978-0-8108-6061-2 .
  77. ^ Рой, Оливье (2000). Новая Центральная Азия: Создание наций . Нью-Йорк Пресс. п. 165. ИСБН  978-0-8147-7609-4 .
  78. ^ "Узбекский Национальный академический драмтеатр отметит 100-летие" . gazeta.uz (in Russian). 22 January 2014.
  79. ^ «Две станции метро переименованы в Ташкенте» . Газета.uz. 16 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 12 августа 2015 г. Проверено 16 июня 2015 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4c3c8f940eaef8f1fdb55e5ef06f738f__1723061760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/8f/4c3c8f940eaef8f1fdb55e5ef06f738f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hamza Hakimzade Niyazi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)