Тематическая трансформация
Тематическая трансформация (также известная как тематическая метаморфоза или тематическое развитие ) — музыкальная техника, в которой лейтмотив или тема развивается путем изменения темы с помощью перестановок ( транспозиции или модуляции , инверсии и ретроградности ), увеличения , уменьшения и фрагментации. . Первоначально он был разработан Ференцем Листом и Гектором Берлиозом . Техника по существу является одной из вариаций . Основная тема повторяется на протяжении всего музыкального произведения, но претерпевает постоянные трансформации и маскировку и появляется в нескольких контрастирующих ролях. Однако трансформации этой темы всегда будут служить цели «единства в многообразии», какова была архитектурная роль сонатной формы в классической симфонии. Разница здесь в том, что тематическая трансформация может приспособить драматически заряженные фразы, ярко окрашенные мелодии и атмосферные гармонии, предпочитаемые композиторами-романтиками, тогда как сонатная форма была больше ориентирована на более объективные характеристики абсолютная музыка . [ 1 ] Кроме того, хотя тематическая трансформация аналогична вариации, эффект обычно отличается, поскольку преобразованная тема живет своей собственной жизнью и больше не является родственной исходной теме. [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]Лист был не первым композитором, применившим тематическую трансформацию. Людвиг ван Бетховен уже использовал тематическую трансформацию в своих Пятой симфонии и Девятой симфонии , где тема «Оды к радости» в какой-то момент трансформируется в турецкий марш, дополненный тарелками и барабанами . Франц Шуберт использовал метаморфозу, чтобы соединить воедино четыре части своей «Фантазии странника» , произведения, которое сильно повлияло на Листа. Однако Лист усовершенствовал эту технику, создавая целые структуры только за счет метаморфозы. [ 3 ] Возможно, у него уже был опыт превращения тем в различные формы в своих ранних оперных фантазиях и импровизациях. [ 4 ] К этой практике его также привел монотематизм Листа, который он использовал во многих своих оригинальных произведениях, включая большинство « Трансцендентальных этюдов» . [ 5 ]
Споры
[ редактировать ]Консервативные критики во времена Листа рассматривали тематическую трансформацию как просто замену повторением музыкального развития , которого требует сонатная форма . [ 6 ] Однако вызывающие воспоминания, атмосферные мелодии, которые предпочитали композиторы-романтики, такие как Лист, не оставляли ему выбора. Эти мелодии, законченные сами по себе, уже содержали в себе все эмоции и музыкальный интерес, которые они могли содержать; следовательно, они не могли развиваться дальше. Единственным очевидным выходом было заменить истинное развитие формой повторения — иными словами, сказать по-другому то, что уже было сказано, и довериться красоте и значению того, что по сути является вариациями, чтобы занять место раздела развития. востребована сонатной формой. [ 7 ] Более того, собственный взгляд Листа на повторение был более позитивным, чем взгляд его критиков. Он писал: «Ошибочно считать повторение бедностью изобретательности. С точки зрения публики оно необходимо для понимания мысли, тогда как с точки зрения Искусства оно почти тождественно требованиям ясности, структурированности». и эффективность». [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]Совершенствуя этот композиционный метод, Лист внес, по мнению некоторых критиков, значительный вклад в историю музыкальных форм. [ 9 ] поскольку тематическая трансформация стала регулярной частью музыки позднего XIX века, особенно в руках последователей Листа. [ 10 ] Авторитет Листа Хамфри Сирл указывает, что «серийные методы Шёнберга , например, используют именно методы тематической трансформации Листа в рамках совершенно другого [музыкального] языка». [ 11 ] Рихард Вагнер и Густав Хольст активно использовали тематическую трансформацию в своих композициях.
См. также
[ редактировать ]- Лейтмотив
- Гектор Берлиоз
- Иоганнес Брамс
- Антонин Дворжак
- Перестановка (музыка)
- Транспозиция (музыка)
- Модуляция (музыка)
- Инверсия (музыка)
- Ретроград (музыка)
- Аугментация (музыка)
- Уменьшение
- Фрагментация (музыка)
- Фауст-симфония
- Соната для фортепиано (Мука)
- Симфонические стихи (Лист)
Библиография
[ редактировать ]- Купер, Мартин, изд. Джеральд Абрахам, «Симфонии», Музыка Чайковского (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1946). ISBN нет данных.
- Макдональд, Хью , Эд Сэди, Стэнли, «Симфоническая поэма», Словарь музыки и музыкантов Нью-Гроув, первое издание (Лондон: Macmillan, 1980). ISBN 0-333-23111-2
- Рети, Рудольф , Тематический процесс в музыке . (Нью-Йорк: Макмиллан, 1951). ISBN 0-8371-9875-5
- Макдональд, Хью, Эд Стэнли Сэди, «Тематическая трансформация», Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание (Лондон: Macmillan, 2001). ISBN 0-333-60800-3
- Сирл, Хамфри, Музыка Листа, второе исправленное издание (Нью-Йорк: Dover Publications, Inc., 1966). Каталожный номер Библиотеки Конгресса США 66-27581.
- Сирл, Хамфри, изд. Алан Уокер, «Оркестровые произведения», Ференц Лист: Человек и его музыка (Нью-Йорк: Taplinger Publishing Company, 1970). ISBN 0-8008-2990-5
- Сирл, Хамфри, изд. Стэнли Сэди, «Лист, Франц», Словарь музыки и музыкантов New Grove, первое издание (Лондон: Macmillan, 1980). ISBN 0-333-23111-2
- Уокер, Алан, Ференц Лист, Том 2: Веймарские годы, 1848–1861 (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1989). ISBN 0-394-52540-X