Jump to content

Тематическая трансформация

(Перенаправлено с Тематической разработки )

Тематическая трансформация (также известная как тематическая метаморфоза или тематическое развитие ) — музыкальная техника, в которой лейтмотив или тема развивается путем изменения темы с помощью перестановок ( транспозиции или модуляции , инверсии и ретроградности ), увеличения , уменьшения и фрагментации. . Первоначально он был разработан Ференцем Листом и Гектором Берлиозом . Техника по существу является одной из вариаций . Основная тема повторяется на протяжении всего музыкального произведения, но претерпевает постоянные трансформации и маскировку и появляется в нескольких контрастирующих ролях. Однако трансформации этой темы всегда будут служить цели «единства в многообразии», какова была архитектурная роль сонатной формы в классической симфонии. Разница здесь в том, что тематическая трансформация может приспособить драматически заряженные фразы, ярко окрашенные мелодии и атмосферные гармонии, предпочитаемые композиторами-романтиками, тогда как сонатная форма была больше ориентирована на более объективные характеристики абсолютная музыка . [ 1 ] Кроме того, хотя тематическая трансформация аналогична вариации, эффект обычно отличается, поскольку преобразованная тема живет своей собственной жизнью и больше не является родственной исходной теме. [ 2 ]

Разработка

[ редактировать ]

Лист был не первым композитором, применившим тематическую трансформацию. Людвиг ван Бетховен уже использовал тематическую трансформацию в своих Пятой симфонии и Девятой симфонии , где тема «Оды к радости» в какой-то момент трансформируется в турецкий марш, дополненный тарелками и барабанами . Франц Шуберт использовал метаморфозу, чтобы соединить воедино четыре части своей «Фантазии странника» , произведения, которое сильно повлияло на Листа. Однако Лист усовершенствовал эту технику, создавая целые структуры только за счет метаморфозы. [ 3 ] Возможно, у него уже был опыт превращения тем в различные формы в своих ранних оперных фантазиях и импровизациях. [ 4 ] К этой практике его также привел монотематизм Листа, который он использовал во многих своих оригинальных произведениях, включая большинство « Трансцендентальных этюдов» . [ 5 ]

Консервативные критики во времена Листа рассматривали тематическую трансформацию как просто замену повторением музыкального развития , которого требует сонатная форма . [ 6 ] Однако вызывающие воспоминания, атмосферные мелодии, которые предпочитали композиторы-романтики, такие как Лист, не оставляли ему выбора. Эти мелодии, законченные сами по себе, уже содержали в себе все эмоции и музыкальный интерес, которые они могли содержать; следовательно, они не могли развиваться дальше. Единственным очевидным выходом было заменить истинное развитие формой повторения — иными словами, сказать по-другому то, что уже было сказано, и довериться красоте и значению того, что по сути является вариациями, чтобы занять место раздела развития. востребована сонатной формой. [ 7 ] Более того, собственный взгляд Листа на повторение был более позитивным, чем взгляд его критиков. Он писал: «Ошибочно считать повторение бедностью изобретательности. С точки зрения публики оно необходимо для понимания мысли, тогда как с точки зрения Искусства оно почти тождественно требованиям ясности, структурированности». и эффективность». [ 8 ]

Наследие

[ редактировать ]

Совершенствуя этот композиционный метод, Лист внес, по мнению некоторых критиков, значительный вклад в историю музыкальных форм. [ 9 ] поскольку тематическая трансформация стала регулярной частью музыки позднего XIX века, особенно в руках последователей Листа. [ 10 ] Авторитет Листа Хамфри Сирл указывает, что «серийные методы Шёнберга , например, используют именно методы тематической трансформации Листа в рамках совершенно другого [музыкального] языка». [ 11 ] Рихард Вагнер и Густав Хольст активно использовали тематическую трансформацию в своих композициях.

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Купер, Мартин, изд. Джеральд Абрахам, «Симфонии», Музыка Чайковского (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1946). ISBN нет данных.
  • Макдональд, Хью , Эд Сэди, Стэнли, «Симфоническая поэма», Словарь музыки и музыкантов Нью-Гроув, первое издание (Лондон: Macmillan, 1980). ISBN   0-333-23111-2
  • Рети, Рудольф , Тематический процесс в музыке . (Нью-Йорк: Макмиллан, 1951). ISBN   0-8371-9875-5
  • Макдональд, Хью, Эд Стэнли Сэди, «Тематическая трансформация», Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание (Лондон: Macmillan, 2001). ISBN   0-333-60800-3
  • Сирл, Хамфри, Музыка Листа, второе исправленное издание (Нью-Йорк: Dover Publications, Inc., 1966). Каталожный номер Библиотеки Конгресса США 66-27581.
  • Сирл, Хамфри, изд. Алан Уокер, «Оркестровые произведения», Ференц Лист: Человек и его музыка (Нью-Йорк: Taplinger Publishing Company, 1970). ISBN   0-8008-2990-5
  • Сирл, Хамфри, изд. Стэнли Сэди, «Лист, Франц», Словарь музыки и музыкантов New Grove, первое издание (Лондон: Macmillan, 1980). ISBN   0-333-23111-2
  • Уокер, Алан, Ференц Лист, Том 2: Веймарские годы, 1848–1861 (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1989). ISBN   0-394-52540-X
  1. ^ Купер, 25.
  2. ^ Макдональд, Нью-Гроув 2 , 25:694.
  3. ^ Уокер, 310.
  4. ^ Сирл, «Оркестр», 282.
  5. ^ Сирл, Нью-Гроув , 11:34.
  6. ^ Купер, 31.
  7. ^ Купер, 30.
  8. ^ Цитируется по Уокеру, 322.
  9. ^ Уокер, 309.
  10. ^ Макдональд, Нью-Гроув 2 , 25:694.
  11. ^ Сирл, Музыка , 61.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ef7021215a3046a5c1e5b6c3c79ea3f__1690728300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/3f/4ef7021215a3046a5c1e5b6c3c79ea3f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thematic transformation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)