Jump to content

Студийный монитор

Активный студийный монитор PreSonus Eris E4.5 HD

Студийные мониторы — это громкоговорители в корпусах динамиков , специально разработанные для профессиональных приложений по производству звука, таких как студии звукозаписи , кинопроизводства , телевизионные студии , радиостудии , а также проектные или домашние студии, где точное воспроизведение звука имеет решающее значение. Среди аудиоинженеров термин «монитор» подразумевает, что динамик предназначен для создания относительно плоских (линейных) фазовых и частотных характеристик . Другими словами, он демонстрирует минимальный акцент или ослабление определенных частот, громкоговоритель обеспечивает точное воспроизведение тональных качеств исходного звука («неокрашенный» и «прозрачный» — синонимы), и не будет относительного фазового сдвига. определенных частот, что означает отсутствие искажений в перспективе звуковой сцены для стереозаписей. Помимо требований к стереозвуковой сцене, линейная фазовая характеристика помогает импульсной характеристике оставаться верной источнику, не сталкиваясь с «размытием». Безоговорочное упоминание монитора часто относится к конструкции ближнего поля (компактному или ближнему полю). Это динамик, достаточно маленький, чтобы его можно было разместить на подставке или столе рядом со слушателем, так что большая часть звука, который слышит слушатель, исходит непосредственно из динамика, а не отражается от стен и потолков (и, таким образом, улавливает окраску и реверберация из комнаты). Динамики монитора могут включать в себя более одного типа драйверов (например, высокочастотный динамик и низкочастотный динамик ) или, для прослушивания низкочастотных звуков, таких как большой барабан дополнительные кабинеты сабвуфера , можно использовать .

Существуют также студийные мониторы, предназначенные для использования в средней или дальней зоне. Это более крупные мониторы с низкочастотными динамиками размером примерно 12 дюймов или больше, подходящие для больших студий. Они расширяют зону наилучшего восприятия, обеспечивая «точное стереоизображение для нескольких человек». [1] Их, как правило, используют в средах озвучивания фильмов, где важно моделировать большие площади, такие как театры. [2]

Кроме того, студийные мониторы сделаны более физически прочными, чем домашние громкоговорители Hi-Fi; в то время как домашние громкоговорители Hi-Fi часто должны воспроизводить только сжатые коммерческие записи, студийным мониторам приходится справляться с высокой громкостью и внезапными звуковыми всплесками, которые могут возникнуть в студии при воспроизведении неотделанных миксов.

Использование

[ редактировать ]
Основной монитор Quested HM412, Studio 9000, студии звукозаписи PatchWerk
Пассивный студийный монитор ближнего поля от Amphion Loudspeakers.

Организации телерадиовещания и звукозаписи нанимают звукорежиссеров, которые используют громкоговорители для оценки эстетических достоинств программы и настройки баланса путем звука микширования и мастеринга для достижения желаемого результата. Громкоговорители также необходимы на различных этапах цепочки обработки звука, чтобы инженеры могли гарантировать, что программа в достаточной степени свободна от технических дефектов, таких как звуковые искажения или фоновый шум. [3]

Инженер может смешивать программы, которые будут приятно звучать на самом широком спектре систем воспроизведения, используемых обычными слушателями (например, высококачественный звук , низкокачественные радиоприемники в радиочасах и « бумбоксах », в клубных акустических системах , в автомобильной стереосистеме или домашняя стереосистема). Хотя некоторые вещательные компании, такие как BBC, обычно верят в необходимость использования мониторов «наивысшего практического стандарта качества», [3] некоторые аудиоинженеры утверждают, что мониторинг следует проводить с помощью громкоговорителей посредственного технического качества, чтобы они были репрезентативными для обычных систем, конечные пользователи которые, скорее всего, будут слушать ; или что некоторые технические дефекты проявляются только при использовании высококачественного воспроизводящего оборудования и поэтому могут быть проигнорированы. [3] Однако, как общественная телекомпания, транслирующая большое количество живого материала, BBC придерживается мнения, что студийные мониторы должны быть «насколько это возможно свободны от дефектов, которых можно избежать». Утверждается, что реальные низкокачественные звуковые системы настолько различны, что было бы невозможно компенсировать характеристики каждого доступного типа системы; технические неисправности не должны быть очевидны даже для меньшинства слушателей, оставаясь незамеченными для обслуживающего персонала. Далее утверждается, что из-за технического прогресса в науке о передаче звука оборудование в студии, создающей программу, должно иметь более высокие стандарты производительности, чем оборудование, используемое при ее воспроизведении, поскольку первое имеет более длительный срок службы. [3]

Фактически, большинство профессиональных студий аудиопроизводства имеют несколько комплектов мониторов, охватывающих весь спектр систем воспроизведения, представленных на рынке. Это может включать в себя выборку больших, дорогих динамиков, которые можно использовать в кинотеатрах, динамиков Hi-Fi, автомобильных динамиков, портативных музыкальных систем, динамиков ПК и наушников потребительского класса. [ нужна ссылка ]

Усиление: Студийные мониторы могут быть « активными » (включая один или несколько внутренних усилителей мощности) или пассивными (требующими внешнего усилителя мощности ). Активные модели обычно имеют двухканальное усиление , что означает, что входной звуковой сигнал разделяется на две части активным кроссовером для низкочастотных и высокочастотных составляющих. Обе части усиливаются с помощью отдельных усилителей низкой и высокой частоты, после чего низкочастотная часть направляется на низкочастотный динамик , а высокочастотная часть — на твитер или рупор . Двойное усиление делается для того, чтобы можно было получить более чистое общее воспроизведение звука, поскольку сигналы легче обрабатывать перед усилением мощности. Потребительские громкоговорители могут преследовать или не преследовать эти различные цели проектирования.

1920-е и 1930-е годы

[ редактировать ]

На заре развития звукозаписывающей индустрии, в 1920-х и 1930-х годах, студийные мониторы использовались в первую очередь для проверки шумовых помех и очевидных технических проблем, а не для художественной оценки исполнения и записи. Музыканты записывались вживую, и продюсер оценивал выступление на основе этого, полагаясь на простые проверенные микрофонные приемы, чтобы гарантировать, что оно было адекватно записано; воспроизведение через мониторы использовалось просто для проверки того, что никакие очевидные технические недостатки не испортили оригинальную запись.

В результате первые мониторы, как правило, представляли собой обычные громкоговорители. Современные громкоговорители той эпохи представляли собой массивные рупорные системы, которые в основном использовались в кинотеатрах. Конструкция громкоговорителей высокого класса выросла из требований киноиндустрии, и большинство первых пионеров громкоговорителей работали в Лос-Анджелесе, где пытались решить проблемы кинозвука. Стереофонический звук находился в зачаточном состоянии: его впервые применил в Великобритании инженер, работавший в EMI . Разработка мониторов для студий звукозаписи не была главным приоритетом.

1940-е и 1950-е годы

[ редактировать ]

Первым высококачественным громкоговорителем, разработанным специально для студийных мониторов, был Altec Lansing Duplex 604, выпущенный в 1944 году. Исторически этот инновационный динамик считался результатом работы Джеймса Буллоу Лансинга , который ранее поставлял динамики для Shearer Horn в 1936 году. , динамик, который быстро стал отраслевым стандартом в области звука для кинофильмов. Он также разработал меньший по размеру монитор Iconic, который в то время широко использовался в качестве монитора для киностудий. Модель 604 имела относительно компактную коаксиальную конструкцию и через несколько лет стала отраслевым стандартом в Соединенных Штатах, и эту позицию она сохраняла в различных своих воплощениях (модель 604 претерпела одиннадцать изменений модели) в течение следующих 25 лет. Он был обычным явлением в студиях США на протяжении 1950-х и 60-х годов и непрерывно производился до 1998 года.

Сименс Студия звукозаписи c. 1956 , выставлен в Немецком музее в Мюнхене , Германия.

В Великобритании Tannoy представила собственную коаксиальную конструкцию Dual Concentric, которая взяла на себя ту же эталонную роль в Европе, что и Altec 604 в США. Исследователи Британской радиовещательной корпорации примерно в 1948 году провели оценку максимально возможного количества динамиков, но обнаружили, что коммерческие производители громкоговорителей мало что могли предложить, что отвечало бы их требованиям. BBC нужны были динамики, которые хорошо работали бы с программным материалом в реальных профессиональных и домашних условиях, а не просто выполняли технические измерения, такие как частотная характеристика, искажения, мониторы в безэховых камерах. Прежде всего, BBC требовала, чтобы мониторы звучали сбалансированно, были нейтральными по тону и не имели окраски. [4] Использование мониторов в отрасли было очень консервативным, с почти монопольной зависимостью от отраслевых «стандартов», несмотря на звуковые недостатки этих устаревших конструкций. У Altec 604 была заведомо неровная частотная характеристика , но почти все студии США продолжали использовать его, потому что практически каждый продюсер и инженер хорошо знали его звук и практиковались в прослушивании, несмотря на его звуковые ограничения.

Запись через незнакомые мониторы, какими бы технически продвинутыми они ни были, была опасной, потому что инженеры, незнакомые с их звуковыми характеристиками, могли принять неправильные производственные решения, и было финансово невыгодно давать производственному персоналу дорогостоящее студийное время для ознакомления с новыми мониторами. В результате каждая американская студия имела набор 604-х, а каждая европейская студия — пару Tannoy Dual Concentric. Однако в 1959 году, на пике своего доминирования в отрасли, Altec допустила ошибку, заменив модель 604 на модель 605A Duplex, конструкцию которой многие считали уступающей своей предшественнице. Некоторые звукозаписывающие компании и студии вызвали негативную реакцию, и это позволило конкуренту Altec, JBL (компании, первоначально основанной дизайнером 604 Джеймсом Б. Лансингом), проникнуть на рынок профессиональных мониторов.

Capitol Records заменила свои Altec мониторами JBL D50, а несколько лет спустя их британский филиал EMI также перешел на JBL. Хотя Altec повторно представила 604 как версию Super Duplex «E» в ответ на критику, теперь у них появился крупный конкурент в отрасли, с которым нужно было бороться. В течение следующего десятилетия большинство разработок в области дизайна студийных мониторов исходило от JBL.

Как общественная телекомпания Великобритании, BBC сыграла определяющую роль в определении отраслевых стандартов. Его известные исследовательские отделы вложили значительные ресурсы в определение студийных мониторов, подходящих для различных потребностей вещания, а также создали свои собственные модели на основе базовых принципов. В исследовательской работе 1958 года была определена цель звука в моноуральной системе:

Предполагается, что идеалом, к которому следует стремиться при проектировании системы воспроизведения звука, является реализм, т.е. слушатель должен иметь возможность представить себя в присутствии исходного источника звука. Конечно, существует простор для законного эксперимента в обработке воспроизведенных сигналов в стремлении улучшить природу, однако реализм или как можно более близкое к нему приближение, несомненно, следует рассматривать как нормальное состояние. и отклонения от этого состояния, которых можно избежать, хотя и оправданы в некоторых случаях, не должны становиться постоянной чертой системы. [3]

При разработке громкоговорителя BBC нашла компромисс между размером, весом и стоимостью. Двухполосные конструкции были предпочтительными из-за более простой кроссоверной схемы, но они были подвержены ограничениям технологии динамиков того времени - в то время было доступно несколько высокочастотных устройств, которые работали до 1,5 кГц, а это означало, что низкочастотный динамик должен работать предсказуемым образом примерно до 2 кГц. [5] В 1959 году BBC разработала двухполосный студийный монитор LS5/1, в котором использовались 58-мм твитер Celestion и 380-мм басовый блок Goodmans , но постоянно возникали проблемы с согласованностью басовых динамиков. Успешные испытания басового диффузора диаметром 305 мм, изготовленного из новых термопластов, привели к разработке и внедрению мониторов LS5/5 и LS5/6, которые занимали лишь 60% объема своего предшественника. [5]

Поскольку запись становилась все менее и менее «живой», а многодорожечная запись и наложение стали нормой, студийный монитор стал играть гораздо более важную роль в процессе записи. Когда не было оригинального исполнения, кроме того, что было на ленте, монитор стал пробным камнем всех инженерных и производственных решений. В результате точность и прозрачность стали иметь первостепенное значение, а консерватизм, очевидный в сохранении модели 604 в качестве стандарта на протяжении более двадцати лет, начал уступать место новым технологическим разработкам. Несмотря на это, 604-е продолжали широко использоваться – главным образом потому, что многие инженеры и продюсеры были настолько знакомы с их звуковой подписью, что не хотели меняться.

1960-е и 1970-е годы

[ редактировать ]

В официальном документе BBC, опубликованном в январе 1963 года, авторы исследовали двухканальную стереофонию и отметили, что она находится в невыгодном положении по сравнению с многоканальной стереофонией, которая уже была доступна в кинотеатрах, поскольку «полный предполагаемый эффект очевиден только для наблюдателей». расположен в запретной зоне перед громкоговорителями». Авторы выразили сомнения по поводу дисперсии и направленности в двухканальных системах, отметив, что «система прослушивания лицом к лицу» не может обеспечить приемлемое представление для наблюдателя, находящегося в центре, в домашних условиях. [6] В документе сделан вывод:

Однако достижение подходящих характеристик направленности в рамках эстетических и экономических ограничений, применимых к бытовому оборудованию, потребует гораздо больших исследовательских усилий, чем корпорации или радиопромышленность до сих пор могли посвятить этому вопросу. [6]

В дополнение к своим более крупным двусторонним мониторам для студийного использования BBC разработала небольшой динамик для мониторинга ближнего поля в диапазоне частот от 400 Гц до примерно 20 кГц для мониторинга внешнего вещания. Основными ограничениями были пространство и ситуации, когда использование наушников было неудовлетворительным, например, в передвижных радиовещательных фургонах. Основываясь на тестах масштабирования, проведенных в 1968 году, и детальной работе со звуком с LS5/8 – большим «монитором класса I», уже использовавшимся в то время – и с живыми источниками, исследовательский отдел BBC разработал LS3/5, который стал знаменитый LS3/5A , который использовался с 1975 года по большую часть 1990-х годов и далее как BBC, так и аудиофилами. [7] [8] [9]

В конце 1960-х годов компания JBL представила два монитора, которые помогли ей занять лидирующее положение в отрасли. Модель 4320 была прямым конкурентом Altec 604, но была более точной и мощной акустической системой и быстро превзошла отраслевые стандарты. Однако именно более компактная модель 4310 произвела революцию в мониторинге, представив идею мониторинга ближнего или «ближнего поля». (Звуковое поле, находящееся очень близко к источнику звука, называется «ближним полем». Под «очень близким» подразумевается преимущественно прямое, а не отраженное звуковое поле. Динамик ближнего поля — это компактный студийный монитор, предназначенный для прослушивание на близких расстояниях (от 3 до 5 футов (от 0,9 до 1,5 м)), поэтому теоретически влияние плохой акустики помещения значительно снижается.)

4310 был достаточно маленьким, чтобы его можно было разместить на записывающей консоли и слушать с гораздо более близких расстояний, чем традиционные большие основные мониторы, закрепленные на стене (или «потолке»). В результате проблемы со студийной акустикой были сведены к минимуму. Небольшие студии нашли 4310 идеальным, и этот монитор, а также его преемник 4311 стали студийными приборами на протяжении 1970-х годов. По иронии судьбы, 4310 был разработан, чтобы воспроизвести звуковые особенности Altec 604, но в меньшем корпусе, чтобы удовлетворить технические потребности того времени.

Модель 4311 была настолько популярна среди профессионалов, что JBL представила отечественную версию для растущего рынка домашнего аудио. Этот динамик JBL L-100 (или «Century») имел огромный успех и за несколько лет стал самым продаваемым динамиком Hi-Fi за всю историю. К 1975 году JBL обогнал Altec в качестве монитора для большинства студий. Крупнейшие студии продолжали использовать огромные настенные конструкции, способные воспроизводить потрясающий уровень звукового давления и басы.

Эта тенденция достигла своего апогея, когда The Who использовали дюжину мониторов JBL 4350, каждый из которых имел мощность 125 дБ и содержал два пятнадцатидюймовых низкочастотных динамика и двенадцатидюймовый среднечастотный динамик. Однако большинство студий также использовали более скромные устройства мониторинга, чтобы проверить, как записи будут звучать через автомобильные динамики и дешевые домашние системы. Любимым монитором-гротом, использованным таким образом, был Auratone 5C, грубое устройство с одним динамиком, которое давало разумную копию типичного звука lo-fi.

Однако вскоре последовала обратная реакция на монитор-гиганта. С появлением панка , новой волны , инди и лоу-фай в моду вошли высокотехнологичные записи и создание больших студий корпоративного стиля, а также методы записи «сделай сам». Небольшим, менее дорогим студиям звукозаписи требовались меньшие по размеру и менее дорогие мониторы, и Yamaha NS-10 , модель, представленная в 1978 году по иронии судьбы на рынке домашнего аудио, стала предпочтительным монитором для многих студий в 1980-х годах. [10] Хотя качество его звука часто высмеивается даже теми, кто осуществляет мониторинг через него, NS-10 продолжает использоваться и по сей день, и за последние двадцать пять лет с его помощью было сделано гораздо больше успешных записей, чем с любым другим монитором. . [11] [12]

1980–1990-е годы

[ редактировать ]
Студийный монитор Little Gold Monitor ( около 1990 г. ) от Tannoy с двухполосной коаксиальной конструкцией , то есть высокочастотный динамик для частот от 1400 Гц и выше расположен независимо в центре 30-см басового динамика.
Студийные мониторы Tannoy, Dynaudio, Genelec и K+H

К середине 1980-х годов монитор ближнего поля стал постоянным атрибутом. В более крупных студиях все еще были большие основные мониторы, закрепленные на потолке, но продюсеры и инженеры проводили большую часть своего времени, работая с ближним полем. Распространенными большими мониторами того времени были мониторы Eastlake / Westlake с двумя 15-дюймовыми басовыми динамиками, деревянным среднечастотным рупором и высокочастотным динамиком с рупором. UREI 813 также был популярен. Основан на почти нестареющем Altec 604 с пассивным кроссовером Time-Align. Сеть, разработанная Эдом Лонгом , включала в себя схему задержки для выравнивания акустических центров низкочастотных и высокочастотных компонентов. Мониторы Fostex «Laboratory Series» использовались в нескольких студиях высокого класса, но с ростом затрат на производство они стали редкими. Некогда доминирующая компания JBL постепенно впала в немилость.

Одной из самых ярких тенденций стал рост популярности мониторов с мягким куполом. Они работали без динамиков с звуковым сигналом. Рупоры, хотя и обладают преимуществами в переходных характеристиках и эффективности, обычно их трудно слушать в течение длительного времени. Отсутствие искажений в высококлассных купольных среднечастотных и высокочастотных динамиках облегчило работу с ними в течение всего дня (и ночи). Типичные системы с мягким куполом были созданы Роджером Квестедом, ATC, Нилом Грантом и PMC и активно управлялись стойками активных кроссоверов и усилителей. Другие дизайнеры мониторов и студий, такие как Том Хидли, Фил Ньюолл и Сэм Тойошима, продолжили исследования интерфейса динамик/комната и руководили разработками в области дизайна комнаты, улавливания, поглощения и распространения звука для создания последовательной и нейтральной среды мониторинга.

Брюс Гил в студии мастеринга (слева виден студийный монитор ближнего поля.)

Основной тенденцией после выхода NS-10 стало почти повсеместное признание активных мониторов, в которых корпус динамика содержит усилители мощности. Пассивным мониторам требуются внешние усилители мощности для их управления, а также провод динамика для их подключения. Активные мониторы, напротив, представляют собой сравнительно более удобные и рациональные одиночные устройства, которые, кроме того, маркетологи заявляют о ряде технических преимуществ. Интерфейс между динамиком и усилителем может быть оптимизирован, возможно, обеспечивая больший контроль и точность, а достижения в конструкции усилителей значительно уменьшили размер и вес электроники. В результате пассивные мониторы стали гораздо менее распространены, чем активные мониторы в проектных и домашних студиях.

В 2000-е годы возникла тенденция сосредоточиться на «переводе». Инженеры, как правило, выбирали мониторы не столько из-за их точности, сколько из-за их способности «переводить» — чтобы записи звучали хорошо на различных системах воспроизведения, от штатных автомобильных радиоприемников и стандартных бумбоксов до эзотерических аудиофильских систем. инженер по сведению Крис Лорд-Алдж Как отметил :

Девяносто пять процентов людей слушают музыку в машине или на дешевой домашней стереосистеме; 5 процентов могут иметь лучшие системы; и, возможно, у 1 процента есть стереосистема за 20 000 долларов. Итак, если что-то маленькое звучит не очень хорошо, какой в ​​этом смысл? Вы можете микшировать перед этими огромными, красивыми, безупречными мониторами стоимостью 10 000 долларов все, что захотите. Но таких мониторов больше ни у кого нет, так что у вас, скорее всего, возникнут проблемы с переводом». [13]

Но неясно, какие инструменты помогают переводу. Некоторые производители утверждают, что точность по-прежнему является лучшей гарантией. Если продюсер или звукоинженер слушает записанные треки и микширует треки, используя «привлекательный» мониторный динамик, они могут упустить тонкие проблемы с микрофоном или качеством записи, которые может выявить более точный монитор. Другие производители считают, что мониторы должны имитировать домашнюю аудиосистему и автомобильные динамики, поскольку именно через них слушает музыку большинство потребителей. Еще больше людей считают, что мониторы должны быть беспощадно нелестными, поэтому продюсер и инженер должны усердно работать, чтобы записи звучали хорошо.

Сравнение с Hi-Fi колонками

[ редактировать ]
Поздняя модель ( ок. 1998 г. ) BBC LS3/5A, произведенная по лицензии компанией Spendor.

Ни одна колонка, монитор или звуковая система Hi-Fi , независимо от принципа конструкции и стоимости, не имеет полностью ровной частотной характеристики; все динамики в той или иной степени окрашивают звук. Предполагается, что динамики монитора должны быть максимально свободны от окраски . Хотя жесткого различия между потребительскими колонками и студийными мониторами не существует, производители обычно подчеркивают разницу в своих маркетинговых материалах. Как правило, студийные мониторы физически прочны, способны выдерживать большую громкость и физические удары, которые могут возникнуть в студии, и используются для прослушивания на более коротких расстояниях (например, в ближнем поле), чем акустические системы Hi-Fi, хотя ничто не мешает им быть используется в домашних условиях. В одном известном журнале звукозаписи Sound on Sound количество обзоров студийных мониторов с самоусилением (активными) значительно превышает количество обзоров пассивных мониторов за последние два десятилетия, что указывает на то, что студийные мониторы преимущественно имеют самоусиление, хотя и не исключительно. [14] Динамики Hi-Fi обычно требуют внешнего усиления. [15]

Мониторы используются практически всеми профессиональными продюсерами и звукоинженерами. Заявленное преимущество студийных мониторов заключается в том, что звук лучше транслируется на другие звуковые системы. [16] В 1970-х годах отечественный аналог JBL 4311, L-100, использовался во многих домах, а Yamaha NS-10 в 1980-е годы служил как дома, так и профессионально. Несмотря на то, что BBC изначально не была «коммерческим продуктом», она лицензировала производство монитора LS3 / 5A, который использовался внутри компании. За двадцать с чем-то лет своего существования он имел коммерческий успех. [9] [17] », миниатюрный спикер BBC собрал «восторженных, целеустремленных и… преданных последователей». По словам Пола Сейдора в книге «Абсолютный звук с 1975 по примерно 1998 год . [18] Оценки их продаж различаются, но обычно они составляют около 100 000 пар. [18] [19]

Профессиональные аудиокомпании, такие как Genelec , Neumann (ранее Klein + Hummel), Quested и M&K, продают свою продукцию почти исключительно студиям звукозаписи и продюсерам , которые составляют ключевых игроков на рынке профессиональных мониторов. Большинство производителей бытовой аудиотехники ограничиваются поставкой динамиков для домашних Hi-Fi-систем. Компании, которые охватывают оба мира, такие как Amphion Loudspeakers , ADAM , Dynaudio , Focal/JM Labs , JBL, PMC , surrounTec и Tannoy, склонны четко разграничивать свои линейки мониторов и Hi-Fi.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Жить по-крупному» . Миксонлайн . 1 ноября 2007 года . Проверено 29 июня 2022 г.
  2. ^ Рой, Гаутам (3 августа 2018 г.). «Студийные мониторы ближнего и дальнего поля [Полное руководство]» . База записи . Проверено 18 января 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и «Разработка высококачественных контрольных громкоговорителей: обзор прогресса» (расширенная версия статьи I.EoE. Прочитана 23 апреля 1958 г.). Отчет № L-041 (1958/31), Британская радиовещательная корпорация.
  4. ^ Сейдор, Пол. «Монитор Би-би-си» . Иллюстрированная история высококачественного звука от The Absolute Sound стр. 306
  5. ^ Jump up to: а б «Конструкция студийных мониторных громкоговорителей типов LS5/5 и LS5/6» . Отчет № PH13 (1967/57), ноябрь 1967 г., Британская радиовещательная корпорация.
  6. ^ Jump up to: а б «Влияние направленности и ориентации громкоговорителя на эффективную зону аудитории при двухканальном стереофоническом воспроизведении» , инженерный отдел BBC, январь 1963 г.
  7. ^ Пракель, Дэвид (август 1979 г.). «Домашняя служба BBC» , Hi-Fi Answers , стр. 67–9 (любезная ссылка)
  8. ^ HD Харвуд, бакалавр наук, М.Э. Уоттон, C.Eng., MIEE и RW Mills. (Октябрь 1976 г.) «Проектирование миниатюрного контрольного громкоговорителя типа LS3/5A» , Исследовательский отдел инженерного отдела Британской радиовещательной корпорации.
  9. ^ Jump up to: а б Аткинсон, Джон (апрель 2007 г.). «Стирлинг LS3/5a V2, 2007 г.» . Стереофил (Том 30 №4).
  10. ^ Фил Уорд, «История Yamaha NS10» . Звук на звуке , сентябрь 2008 г.
  11. Гардинер, Брайан (15 сентября 2010 г.). «NS-10 от Yamaha: самый важный динамик, о котором вы никогда не слышали» . Гизмодо
  12. ^ PR Ньюэлл, KR Holland и JP Newell. «Yamaha NS10M: двадцать лет эталонного монитора. Почему?» . отчет по заказу Sound on Sound
  13. Валет, Брайан (1 июня 2001 г.) «Хорошие рекомендации» , музыкант .
  14. ^ "проверьте поисковый запрос "Монитор" " . Звук на звуке . 1994–2016 гг.
  15. ^ «Выбор лучших студийных мониторов для вашей музыки» . www.soundref.com . 2 мая 2022 г. Проверено 14 июня 2022 г.
  16. ^ http://www.topstudiogear.com/difference-between-monitors-and-speakers/ [ мертвая ссылка ]
  17. ^ «Хронология производства LS3/5A» . Ls351.com
  18. ^ Jump up to: а б Сейдор, Пол (2 декабря 2008 г.). «Громкоговоритель Stirling Broadcast LS3/5a V2» . Абсолютный звук .
  19. ^ Кесслер, Кен (июнь 2001 г.) «Перестрелка LS3/5A» . HiFi News (любезная ссылка на воспроизведенный контент)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4e1b5b9433ca01efb5ee72752637d34f__1721681760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/4f/4e1b5b9433ca01efb5ee72752637d34f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Studio monitor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)