Берта Кал

Берта Дайк Калека по прозвищу Кал (10 ноября 1913 - 25 апреля 2015) была французским сопрано и музыкальным педагогом 20-го века. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Каль, дочь русских и литовских иммигрантов, родилась в Париже и в шесть лет приехала изучать музыку, изучая игру на фортепиано и теорию музыки.
Обладая большой вокальной легкостью и абсолютным слухом , она, естественно, обратилась к пению, которым сначала практиковалась в хоре, в Парижском народном хорале. [ 2 ]
Лишь в 1948 году она взяла свои первые уроки у Лизы Дэниэлс. [ 3 ]
Затем она поступила в Schola Cantorum de Paris, чтобы изучать гармонию , контрапункт и вокальную технику у Ирен Иоахим, позже у Джейн Батори .
С 1952 года она была нанята в качестве солистки ORTF , чтобы провести там большую часть своей карьеры, участвуя в многочисленных музыкальных программах ( Plaisirs de la musique Ролана Мануэля ; Livre d'or о культуре Франции ), концертах и радиопередачах. У нее была возможность выступать под руководством Пьера Булеза , Жильбера Эми , Шарля Брука , Пьера Капдевиеля , Мариуса Константа , Бруно Мадерны , Мануэля Розенталя и Мишеля Плассона и других.
По рекомендации Джейн Батори, в 1957 году она присоединилась к «Обществу музыки прошлого». [ 4 ] основан графиней Женевьевой Тибо де Шамбур для концертов под руководством Ивонны Гуверне до 1968 года.
С 1960 по 1965 год она вместе с Владимиром Янкелевичем участвовала в серии концертов-конференций в Париже, посвященных музыкальному романтизму в России, в рамках конференций Connaissance de l'URSS , организованных Ассоциацией France-URSS . Эти благотворительные мероприятия дали философу возможность проявить себя за игрой на фортепиано.
Кал познакомился с Надей Буланже в 1961 году во время концерта в Ницце для принца Монако Ренье, затем в 1964 году принял участие в уроках музыкальной интерпретации произведений Моцарта в ее квартире на улице Баллю ( 9-й округ Парижа ). В том же году Надя Буланже пригласила ее дать два сольных концерта французских мелодий в Fondation Singer-Polignac , затем в школах Фонтенбло .
Известная своими читательскими качествами, Мануэль Розенталь , в то время профессор класса дирижерства Парижской консерватории , регулярно приглашал ее принять участие с 1962 по 1968 год в классе композиции Prix de Rome , таким образом знакомясь с большим разнообразием музыкальных произведений. языки.
Как отмечает Хесус Агила, Берта Каль — один из немногих специалистов современного репертуара 1960-х годов; она принадлежит к кругу таких певиц, как Кэти Бербериан , Хельга Пиларчик , Этель Семсер, [ 5 ] Мари-Тереза Кан, [ 6 ] которые участвуют в создании мюзикла Domaine . [ 7 ]
Она также сотрудничала с композитором Жоржем Делерю над музыкой для фильмов и появилась в фильме «Обещание на рассвете » (1970) Жюля Дассена .
Берта Каль умерла в Париже в возрасте 101 года.
Награды
[ редактировать ]- 1957: Премия Мориса Равеля за французскую мелодию
- 1963: Премия Моцарта на конкурсе UFAM.
Премьеры
[ редактировать ]Неисчерпывающий список
Жак Кастеред «Кур чудес» , 1956. Оркестр RTF, руководитель: Тони Обен
Камерная опера Жермен Тайлефер «Русалочка» (La Reine de la mer) в трех действиях, 30 сентября 1960 года в Париже, зал Эрар , в исполнении Лирического оркестра RTF. Дирижер: Пьер-Мишель Ле Конте .
Макс Пинчард Trois Chorales Du Signe De La Croix для 4 смешанных голосов на стихи Жерара Мюраля , 16 марта 1961 года, ОРТФ
Поль Мефано «Параболы» , 1965, мюзикл «Домен». Режиссер: Бруно Мадерна
Бетси Джолас На вакантном забеге , 26 января 1965 года. ОРТФ. Дирижер: Гилберт Эми
Жан-Жак Вернер Записи, сделанные в Нью-Йорке , 19 мая 1965 года, на первом прослушивании в Société Nationale de Musique, Salle Cortot. С Жоржем Дельвалле в роли пианиста.
Эдисон Денисов Le Soleil des Incas , 24 ноября 1965 года. Французская постановка мюзикла Domaine в Театре де л'Одеон. Дирижер: Бруно Мадерна
Жан Барраке Chant après chant , 23–28 июня 1966 года на Международном фестивале в Страсбурге с Андре Крастом в роли пианиста и Les Percussions de Strasbourg , Шарль Брук. дирижирует
Дариус Мийо Посвящение Коменскому op. 421 , 15 ноября 1966 г., ЮНЕСКО. Режиссер: Мануэль Розенталь
Пьер Мариетан Реси, а затем Легенда , для сопрано и семи инструментов, 25 января 1967 года в Театре де л'Одеон. Дирижер: Анджей Марковский
Инаугурация Жан-Жака Вернера Л'уазо состоялась 22 мая 1970 года камерным оркестром ОРТФ. Режиссер: Жан-Жак Вернер
Дискография
[ редактировать ]- Богуслав Мартину , Джульетта, или Ключ к мечте (Маленький араб). Лирический оркестр РТФ, дирижер: Чарльз Брук . (Песня мира LDC 278995.96)
- Богуслав Мартину , Александр бис (Филомена). Лирический оркестр RTF, руководитель: Жан Дюссар (Le Chant du Monde LDC 278994)
- Франсуа-Адриан Буэльдье Моя тетя Аврора, или Импровизированный роман (Мартон). Камерный оркестр РТФ, дирижер: Марсель Куро. (Филипс 456 655–2).
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Записки о депешах от 28 апреля 2015 г. на France Musique .
- ^ Популярный хор Парижа
- ^ Лиз Дэниелс на data.bnf.fr
- ^ «Музыкальное общество прошлых лет» на data.bnf.fr
- ^ Дискография Этель Семсер на Discogs
- ^ Мари-Тереза Кан на Discogs
- ^ Хесус Агила, Музыкальная область , Файард (1992) ISBN 978-2213029528