Честерская концессия

Честерская концессия , одобренная съездом новообразованной Турецкой Республики 10 апреля 1923 года, [ нужна ссылка ] позволило бы Соединенным Штатам развивать нефть и железные дороги. Сенат Соединенных Штатов отказался ратифицировать договор, и, как следствие, Турция аннулировала уступку. [ 1 ]
Эта награда имела большое значение и ознаменовала приток американского капитала первый крупный на Ближний Восток . Соглашение того же типа ( Багдадская железная дорога ) было основной причиной беспокойства, которое привело Османскую империю к Первой мировой войне . Германия получила концессии от Османской империи , которые позволили немецким компаниям строить железные дороги .

Американская корпорация будет иметь права на все минеральные ресурсы , включая нефтяные месторождения , находящиеся в пределах 20-километровой зоны по обе стороны от железнодорожных линий, а также привилегию ведения вспомогательной деятельности, такой как прокладка трубопроводов , использование гидроэнергии для строительства, строительства портовых и терминальных сооружений на Черном море и Александреттском заливе . Корпорация могла использовать ресурсы государственных земель, включая песчаные и гравийные карьеры , карьеры и древесину , без компенсации и получала освобождение от налогообложения . Контр-адмирал в отставке Колби Митчелл Честер возглавил американский синдикат , поэтому использовалось название «Честерская концессия» , хотя официальное название синдиката было « Османско-американская компания развития» . [ 2 ]
Несмотря на желание турецкого правительства быть свободным от внешнеэкономического влияния (которое привело к значительной потере автономии их османскими предшественниками), уступка была одобрена, поскольку она гарантировала поддержку США в Лозаннском договоре , где велись переговоры относительно отношений между новым турецким государством и европейскими державами. [ 3 ] Также фактором была прагматическая потребность турецкого правительства в развитии, которая преодолела страхи перед империализмом. Грант на строительство железной дороги применялся к продлению старой Анатолийской железной дороги от Ангоры (ныне Анкара ) до Сиваса с ответвлением к порту Самсун на Черном море; линия от Сиваса до Эрзурума и далее до персидской и российской границ с ответвлениями к черноморским портам Тиреболу и Трапезунду (ныне Трабзон ); линия от Улукишла на Багдадской железной дороге до Сиваса через Кайсери ; железная дорога от Сиваса до Харпута и оттуда до Мосула с ответвлениями на Битлис и Ван ; и железная дорога от Харпута до Юмурталыка , порта в заливе Искендерун .
Было подсчитано, что для реализации плана потребуется 300 миллионов долларов. Сделка сорвалась частично из-за проблем с финансированием со стороны США, а частично из-за того, что она предусматривала развитие железной дороги в провинцию Басра , которая не перешла под контроль Турции (Басра стала частью британского мандата), [ 4 ] и контролируемая Великобританией Турецкая нефтяная компания . Министерство иностранных дел Франции от имени граждан, чьи претензии противоречили гранту Честера, направило правительству Ангоры ноту, в которой охарактеризовало всю процедуру как намеренно недружественную. [ 2 ] В 1923 году Ассамблея Ангоры внезапно заявила, что срок действия концессии истек из-за невыполнения концессионерами в отведенный срок определенных условий гранта; но Кеннет Эдгар Клейтон-Кеннеди, как представитель синдиката, лично отправился в Ангору и, как сообщалось в 1924 году, сумел вновь поднять этот вопрос. [ 5 ]
Отрицание геноцида армян
[ редактировать ]Турецкие официальные лица использовали эту уступку, чтобы исправить негативный имидж Турции, возникший в результате недавнего геноцида армян . В 1922 году Честер опубликовал статью, в которой утверждал, что христиан Анатолии не убивали. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Манго, Эндрю (2002). Ататюрк: Биография основателя современной Турции . Не обращайте внимания на прессу . п. 388 . ISBN 1-58567-334-Х .
- ^ Jump up to: а б Новая Международная Энциклопедия
- ^ Карпат, Кемаль . Политика Турции . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1959. (85, сноска 16).
- ^ Барлас, Дилек. Этатизм и дипломатия в Турции: экономические и внешнеполитические стратегии в нестабильном мире . Лейден: Брилл, 1998 (90)
- ^ «Честерские разногласия» . Время . 22 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 22 декабря 2008 г.
- ^ Чорбаджян, Левон (2016). « Они навлекли это на себя, и этого никогда не произошло»: Отрицание 1939 года». Наследие Геноцида армян . Пэлгрейв Макмиллан . п. 175. ИСБН 978-1-137-56163-3 .