Люди Уолла Уолла
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2008 г. ) |
![]() Иллюстрация представителей племени сахаптин в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1890 году. | |
Общая численность населения | |
---|---|
383 (2010) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() | |
Языки | |
Английский , сахаптинский диалект (находится под угрозой исчезновения) | |
Религия | |
Традиционная религия (Вашат), [ 2 ] Христианство (в т.ч. синкретические формы) | |
Родственные этнические группы | |
Сахаптиноязычные Уматилла , Кайюсе , Якама |
Уолла Уолла ( / ˌ w ɒ l ə / ), Валавалалама («Люди региона Валула вдоль реки Уолла Уолла »), иногда Валулапам , являются коренными народами сахаптин Северо-Западного плато . Дублирование в их названии выражает уменьшительно-ласкательную форму. Имя Уолла Уолла переводится по-разному, но чаще всего как «много вод». [ 3 ]
Многие из валла-валла живут в составе конфедеративных племен индейской резервации Уматилла . Они делят землю и правительственную структуру с Кайюсе и племенами Уматилла как часть Конфедеративных племен Уматилла. Резервация , расположена в районе Пендлтона, штат Орегон США , недалеко от Голубых гор . Некоторые Уолла Уолла также зачислены в признанные на федеральном уровне Конфедеративные племена и банды нации якама .
История
[ редактировать ]Эти люди представляют собой племя, говорящее на сахаптинском языке , которое традиционно населяло внутренний регион реки Колумбия на современном северо-западе Соединенных Штатов. За столетия до прихода европейских поселенцев Уолла-Уолла, состоящая из трех основных групп, занимала территорию вдоль реки Уолла-Уолла (названной в их честь) и вдоль слияния рек Снейк и Колумбия на территории, которая сейчас является частью северо-восточных штатов Орегон и юго-восточных штатов Вашингтон. В этой зоне валла-валла следовали образцу сезонного существования, аналогичному образу жизни племен якама, палусе, уматилла и ванапум. [ 4 ]
Контакт с европейцами
[ редактировать ]Первой встречей Уолла Уолла с евроамериканцами стала экспедиция Льюиса и Кларка . На первой встрече в 1805 году американцы пообещали вождю Уолла Уолла Йеллепиту , что посетят народ после того, как увидят Тихий океан . Группа вернулась в апреле 1806 года и остановилась в деревне Йеллепита, расположенной на реке Колумбия , недалеко от устья реки Уолла-Уолла . [ 5 ] Во время сделки Йеллепит подарил Кларку белую лошадь в обмен на медный чайник. Однако у американцев их не было, поэтому Кларк дал Йеллепиту свой собственный меч, а также некоторое количество пороха и мушкетных пуль. [ 6 ] Льюис и Кларк также подарили Йеллепиту медаль мира с выгравированным портретом президента Томаса Джефферсона , которую можно было носить на шее, и небольшой флаг Соединенных Штатов. Йеллепит, штат Вашингтон, позже был назван в честь вождя.
Дэвид Томпсон из Канадско-Британской Северо-Западной компании (NWC) был следующим европейцем, прибывшим на земли Уолла-Уолла в 1811 году. Примерно в пяти милях вверх по реке от деревни Йеллепит, в месте слияния рек Снейк и Колумбия, Томпсон приказал установить столб. размещен. В приложенном к столбу письме утверждалось, что территория принадлежит Британской Короне , и говорилось, что NWC намеревается построить торговый пост на этом месте . Шест и письмо Томпсона предназначались торговцам Pacific Fur Company , американского конкурента NWC. Продолжая движение вниз по реке, Томпсон остановился в деревне Йеллепит и обнаружил флаг и медаль, оставленные американцами. Томпсон нашел Йеллепита очень дружелюбным и умным, и вождь поддержал план открытия поблизости торгового поста. [ 7 ]
По разным причинам пост не был построен до 1818 года, когда NWC основал форт Нез-Персес в устье реки Уолла-Уолла. Летом 1811 года Томпсон также встретился с главным вождем Уолла Уолла, Туматапумом, и его равным по рангу Квиллквиллсом Тукапестеном, главным вождем Нимипу; Олликотт, главный вождь Кайюса; и, вероятно, Кепован, главный вождь Палуса; и Илим-Спокани, главный вождь Спокана.
В конце концов Уолла Уолла переняли практику содержания стад крупного рогатого скота. Известно, что в 1844 году они отправились в Новую Гельвецию в Калифорнии, чтобы добыть дополнительный скот. Примерно 40 валла-валла, нез-персе и кайюс под командованием вождя валла-валла Пиупиумаксмакса отправились в экспедицию на юг. По пути группа собрала бездомных лошадей, не подозревая, что их украли.
Переговоры в Новой Гельвеции проходили между одним из сыновей Пиупиумаксмакса, Тоаяхну, и сотрудником Саттера. Двое мужчин вступили в спор, и Тоаяхну был убит. [ 8 ] Несмотря на опасения возмездия среди сотрудников Саттера со стороны Валла Уолла, Пиупиумаксмакс вернулся с небольшим отрядом воинов и семей в 1846 году и заявил о мирных намерениях. [ 9 ] Когда эта группа вернулась на северную территорию, они обнаружили, что некоторые ее члены заразились корью , к которой у коренных американцев не было иммунитета. Эпидемия начала распространяться по плато Колумбия , истребляя коренное население. [ 10 ] оспа В этот район также были завезены и другие болезни, что привело к сокращению численности населения Уолла-Уолла. Несмотря на это, Уолла Уолла по-прежнему владели обширными табунами лошадей, которые составляли «главное богатство» племени. [ 11 ]
Валла-Валла были одной из племенных наций на Совете Уолла-Валла 1855 года (наряду с Кайюсе , Нез-Персе , Уматилла и Якама ), подписавшим Договор Уолла-Валла. [ 12 ]
Известный Уолла Уолла
[ редактировать ]- Пиупиумаксмакс (Желтый Ястреб) (ум. 1855), главный вождь Валла Уоллас
- Джеймс Лавадур (р. 1951), художник и гравер.
- Дэн Хендерсон (р. 1970), олимпийский борец и боец смешанных единоборств.
- Чарльз Сэмс (род. около 1970 г.), директор Службы национальных парков США (с 2021 г. по настоящее время)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сводный файл переписи населения американских индейцев и коренных жителей Аляски 2010 года» . Американский FactFinder . Бюро переписи населения США. Архивировано из оригинала 14 февраля 2020 года . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ "О нас" . Конфедеративные племена индейской резервации Уматилла . Архивировано из оригинала 20 сентября 2020 года . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ «Индийские названия мест» . Глоссарий коренных американцев . Архивировано из оригинала 3 сентября 2011 года . Проверено 24 марта 2011 г. [ самостоятельный источник ]
- ^ Лозар, Патрик Стивен. «Тревожное желание самосохранения»: колониализм, переходный период и идентичность индейской резервации Уматилла, 1860–1910 (магистерская диссертация). Университет Орегона. hdl : 1794/13277 . [ нужна страница ]
- ^ «Индейцы Уолла Уолла» . Льюис и Кларк. ПБС . Архивировано из оригинала 13 октября 2017 года . Проверено 5 сентября 2018 г.
- ^ Аллен, Каин (2004). «Йеллеппит и Уолла Уолла» . Проект истории Орегона . Историческое общество Орегона . Архивировано из оригинала 7 сентября 2024 года . Проверено 5 сентября 2018 г.
- ^ Нисбет, Джек (1994). Истоки реки: отслеживание Дэвида Томпсона на западе Северной Америки . Книги Саскватча. стр. 202–203. ISBN 1-57061-522-5 .
- ^ Хейзер, Роберт Флеминг (1942). «Индийские экспедиции Уолла Уолла в долину Сакраменто». Ежеквартальный журнал Калифорнийского исторического общества . 21 (1): 1–7. дои : 10.2307/25160976 . JSTOR 25160976 .
- ^ Хасси, Джон Адам; Эймс, Джордж Уолкотт младший (1942). «Подготовка к встрече с вторжением в Уолла-Уолла, 1846 год». Ежеквартальный журнал Калифорнийского исторического общества . 21 (1): 9–21. дои : 10.2307/25160977 . JSTOR 25160977 .
- ^ Пол, Кейн (1859). Странствия художника по индейцам Северной Америки . Лондон: Лонгман, Браун, Грин и Робертс. п. 283.
- ^ Отчеты об исследованиях и изысканиях для определения наиболее практичного и экономичного маршрута железной дороги от реки Миссисипи до Тихого океана (Отчет). Том. 1. Вашингтон, округ Колумбия: Беверли Такер. 1855. с. 403.
- ^ Трафцер, Клиффорд Э. (осень 2005 г.). «Наследие Совета Уолла-Уолла, 1955 год» . Исторический ежеквартальный журнал Орегона . 106 (3): 398–411. дои : 10.1353/ohq.2005.0006 . ISSN 0030-4727 . Архивировано из оригинала 26 июня 2007 года.