Бартоломеу де Гужман
Бартоломеу де Гужман | |
---|---|
![]() Портрет Бартоломеу де Гужмана работы Бенедито Каликсто | |
Рожденный | декабрь 1685 г. |
Умер | 18 ноября 1724 г. Толедо , Испания | (38 лет)
Национальность | португальский |
Известный | Дизайн дирижабля |
Заметная работа | Воздушный шар , Пассарола, Система подъема воды |
Подпись | |
![]() |
Бартоломеу Лоуренсу де Гужман (декабрь 1685 - 18 ноября 1724) был португальским священником и натуралистом из колониальной Бразилии , который был пионером легче воздуха конструкции аэростата и был одним из первых ученых того времени, постигших принципы работы горячего воздушный шар и построить функциональный прототип такого устройства. Он также является одним из главных героев романа , лауреата Нобелевской премии Хосе Сарамаго « Бальтасар и Блимунда» .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Гужман родился в Сантосе , который в то время был частью португальской колонии Бразилии .
Он начал свое послушничество в Обществе Иисуса в Баии , когда ему было около пятнадцати лет, но покинул орден в 1701 году. Он отправился в Португалию и нашел покровителя в Лиссабоне в лице маркиза Абрантиша . Он завершил курс обучения в Университете Коимбры , посвятив свое внимание преимущественно филологии и математике , но получил звание доктора канонического права (связанного с теологией). Говорят, что он обладал замечательной памятью и прекрасным знанием языков.
Дирижабль
[ редактировать ]В 1709 году он подал петицию королю Португалии Жуану V , добиваясь королевской благосклонности за изобретение дирижабля, в чем выразил величайшее доверие. Содержание этой петиции сохранилось вместе с изображением и описанием его дирижабля . Развивая идеи Франческо Лана де Терци , [ нужна ссылка ] SJ, Гужман хотел накинуть огромный парус на похожее на лодку тело, подобное крышке транспортной повозки; сама лодка должна была содержать трубки, по которым в отсутствие ветра воздух с помощью мехов нагнетался в парус. Судно должно было приводиться в движение с помощью магнитов, заключенных в два полых металлических шара. [ нужна ссылка ] Публичное испытание машины, назначенное на 24 июня 1709 года, не состоялось.

Известно, что Гужман работал над этим принципом на публичной выставке, которую он устроил перед двором 8 августа 1709 года в зале Дома Индии в Лиссабоне, когда он запустил небольшой воздушный шар на крышу, используя горение пламени. Король наградил изобретателя, назначив его на должность профессора в Коимбре и сделав каноником . Он также был одним из пятидесяти избранных членами Реальной Академии Истории , основанной в 1720 году; а в 1722 году он был назначен придворным капелланом. Гужман также занимался другими изобретениями, но тем временем продолжал работу над схемами дирижаблей, идею которых он, как говорят, задумал, будучи новичком в Баии. В его проекты входил корабль для плавания по воздуху, состоящий из треугольной газонаполненной пирамиды, но он умер, не добившись прогресса.

Преследование
[ редактировать ]Один отчет о работе Гужмана предполагает, что португальская инквизиция запретила ему продолжать исследования в области воздухоплавания и преследовала его из-за них, но это, вероятно, более позднее изобретение. Однако он датируется, по крайней мере, концом 18 века, как поясняет следующая статья в London Daily Universal Register (позже The Times ) от 20 октября 1786 года:
Сообщения из Лиссабона уверяют нас, что вследствие проведенных там экспериментов с воздушным шаром Монгольфье португальские литераторы были побуждены к проведению многочисленных исследований по этому предмету; вследствие чего они заявляют, что честь изобретения принадлежит Португалии. Говорят, что в 1720 году бразильский иезуит по имени Бартоломью Гусмао, обладавший способностями, воображением и ловкостью, с разрешения Иоанна V изготовил воздушный шар в месте, прилегающем к Королевскому дворцу, и однажды в присутствии Их Величеств и огромная толпа зрителей поднялась с помощью огня, зажженного в машине, до карниза здания; но по небрежности и неопытности державших веревки машина приняла косое направление и, задев карниз, лопнула и упала.
Воздушный шар был в форме птицы с хвостом и крыльями. Изобретатель предложил провести новые опыты, но, огорченный насмешками простого народа, называвшего его волшебником, и напуганный инквизицией, он последовал совету друзей, сжег свои рукописи, замаскировался и бежал в Испанию. где он вскоре умер в больнице.
Они добавляют, что несколько ученых людей, французов и англичан, которые были в Лиссабоне, чтобы проверить этот факт, навели справки в монастыре кармелитов, где у Гужмана был брат, который сохранил некоторые из его рукописей о способах создания аэростатических машин. . Различные живые люди утверждают, что они присутствовали при экспериментах иезуита и что он получил прозвище Воадор , или Летающий человек.
Современные документы подтверждают, что инквизиции была представлена информация против Гужмана, но по совершенно другому обвинению. Изобретатель бежал в Испанию и заболел лихорадкой, от которой умер в Толедо. Он написал: Manifesto summário para os que ignoram poderse navegar pelo elemento do ar ( Краткий манифест для тех, кто не знает, что можно плыть сквозь стихию воздуха , 1709 г.); и Vários modos de esgotar sem gente as naus que fazem água ( Несколько способов осушения без людей кораблей, которые пропускают воду , 1710 г.); некоторые из его проповедей также были напечатаны.
Наследие
[ редактировать ]В 1936 году был построен аэропорт Бартоломеу де Гужман в Рио-де-Жанейро , Бразилия , компанией Luftschiffbau Zeppelin для работы с жесткими дирижаблями Graf Zeppelin и Hindenburg . В 1941 году она была передана ВВС Бразилии и переименована в базу ВВС Санта-Крус . В настоящее время аэропорт, обслуживающий Араракуару , носит название Аэропорт Бартоломеу де Гужман .
В популярной культуре
[ редактировать ]- «Восстание Пассаролы», автор Ажар Абиди
- Бальтасар и Блимунда Хосе Сарамаго
См. также
[ редактировать ]- Список новинок в авиации
- Аделир Антонио де Карли , он же Падре Балоэйро, бразильский священник, погибший во время попытки запуска кластерного воздушного шара в 2008 году.
- Список ученых католического духовенства
Ссылки
[ редактировать ]- Daily Universal Register ( «Таймс» ), пятница, 20 октября 1786 г.; п. 2; Исс. 560; колонка C
- Гусмао, Бартоломеу де. Факсимильная репродукция рисунка пером с его описанием и петицией, адресованной Иоанну V. (Португалии) на латыни и в современном письме (1709 г.), недавно найденном в архивах Ватикана на знаменитом самолете Гужмана Португальского «летающего человека» Бартоломеу Лоуренсу. родился в Бразилии (1685–1724), предшественник воздушных навигаторов и первый изобретатель аэростатов. 1917 (Лозанна: Impr. Réunies SA) на французском и латыни.
- Бартоломеу Лоуренсу де Гужман 1685–1724 «Перевод статьи, появившейся на странице Бартоломеу Лоуренсу де Гужмана на веб-сайте ВВС Бразилии».
