Таматеа Урхеа
Таматеа Урехаеа, также известный как Таматеа Покаи-венуа и Таматеа Покаи-моана, был племенной арики (вождем) маори конфедерации Такитиму и предком Нгати Кахунгуну иви , который, вероятно, жил в пятнадцатом веке. [ 1 ] Он известен как исследователь, обогнувший оба острова Новой Зеландии. После того, как его изгнали со своей базы в Кайтайе , он поселился в Хокс-Бей , но продолжил исследовать Северный остров.
В традиции Нгати Кахунгуну он отличается от своего деда Таматеа Арикинуи, который был капитаном каноэ Такитиму на его пути с Гавайских островов в Новую Зеландию . Традиции Нортленда и Тауранги говорят, что это был один и тот же человек. [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Отцом Таматеи был Ронгокако , который сам был сыном Таматеи Арикинуи, который был капитаном каноэ Такитиму на его пути с Гавайских островов в Новую Зеландию . Его матерью была Муривенуа. [ 3 ] В некоторых версиях говорится, что он родился на Гавайях . [ 4 ] Свое второе имя Уреяя («обрезанный пенис») он получил, потому что был обрезан . [ 5 ]
Кругосветное плавание по Новой Зеландии
[ редактировать ]Когда Таматеа достиг совершеннолетия, он нанял мастера Каури построить для него каноэ в Вангароа , которое он назвал Такитиму в честь судна своего деда. Он собрал команду из семидесяти человек и отправился в кругосветное плавание по Новой Зеландии. Большую часть кругосветного плавания Таматеа чередовал гребу на каноэ и прогулку по берегу, в то время как его товарищи плыли на каноэ. Он отправился из залива Тауранга, к востоку от Вангароа. Оттуда он проследовал вдоль восточного побережья до Те Вангануи а Тара ( гавань Веллингтона ), где пересек Раукаву ( пролив Кука ) и путешествовал вдоль восточного побережья Южного острова, пока не достиг Мурихику , повернул на запад и отправился вверх на запад. побережье до мыса Прощания . Оттуда он поплыл прямо через море в Уонгануи . Затем он отправился на север мимо Порт-Вайкато . [ 6 ] Согласно традициям Нортленда, он исследовал Кайпара и Хокианга . гавани [ 6 ] [ 7 ] Обогнув мыс Нордкап , он вернулся в залив Тауранга. За эти подвиги он получил имя Покаи-моана («исследователь морей»). Генри Мэтью Стоуэлл (Харе Хонги) называет его «самым известным мореплавателем в чисто истории маори» после Тамаререти . [ 6 ]

Согласно рассказам маори Южного острова, Таматеа потерпел кораблекрушение в заливе Те-Ваэваэ , когда он обогнул Мурихику, и его каноэ превратилось в горы Такитиму . Затем он пошел на север, в Кайапои , где обратился за помощью к горе Тонгариро . Огромный огонь спустился с горы вдоль реки Уонгануи и пролива Кука, выкипив воду, так что Таматеа смог пройти весь путь обратно до центральной части Северного острова. Таматеа взял огонь с собой и оставил его в разных местах восточного побережья Южного острова. [ 7 ] По другой версии, он построил новое каноэ и отплыл на нем в Вангануи. [ 8 ]
Изгнание с Севера
[ редактировать ]
После кругосветного плавания Таматеа отправился в близлежащую гавань Рангауну и женился на трех дочерях Иры и Текеру-вахе: Те Онооно-и-вахо, Ивипупу и Те Моана-и-кауиа. [ 9 ] Таматеа основал поселение под названием Тинотино в Оронготеа, где он и его люди охотились на керэру в таком большом количестве, что это место было переименовано в Кайтайа , что означает «еда в изобилии». ребенка у него родился сын Кахунгуну, он похоронил пуповину рядом с тремя вату-кура (священными камнями), чтобы это было ихо-венгуа , звено, которое привяжет к нему землю. Эти действия разозлили местных жителей, которые объединились под руководством Руакерепети, чтобы изгнать его из региона. Они построили крепости в Вангапе , Рангауну, Херекино , Ахипаре , Хукатере и Рангиаохии, окружив Таматею. [ 1 ] В ответ Таматеа вырыл огромную траншею, предназначенную либо для того, чтобы затопить территорию Кайтайи морской водой, либо водой из ручья Кайтайя, тем самым сделав землю бесполезной для кого-либо. Однако инструменты продолжали ломаться, и ему пришлось отказаться от задания. Следы его усилий все еще отмечались по состоянию на 1944 год. [ 6 ] С этим каналом связаны две традиционные поговорки: E Kauri E! Топоры сломаны! («О Каури! Эти тесла сломаны!») и Waiho ra kia wathi ana, e wathi ana ki mahi lau a tama a Tawake («Пусть они сломаются. Они сломаются во многих задачах сына Таваке»). . [ 6 ]
Миграция на восточное побережье и исследование внутренних территорий
[ редактировать ]
Отправившись из Кайтайи, Таматеа отправился в Те Аурере в Мангонуи гавани . Местные жители уговаривали его поселиться там, но он отказался, сказав маори: He rangai maomao ka taka ki tua o Nukutaurua e korene a muri e hokia («стая рыб маомао, которая выходит за пределы Нукутауруа, никогда не возвращается»), что стало пресловутый. Нукутаурия — скала в устье гавани Мангонуи. [ 10 ] Вместо этого он поселился в старом поселении своего деда Маунгатава в Кавай-нуи. [ 10 ] В конце концов он уехал, оставив поселение своему сыну Рангинуи. [ 7 ]

Отсюда он отправился в Опотики . [ 10 ] Он оставался там до тех пор, пока не услышал, что его сын Кахунгуну женился на Ронгомаи-вахине на полуострове Махия и что она беременна. Он собрал подарки и отправился благословлять новорожденного. Он путешествовал вверх по реке Вайоэка , где его домашнее животное кароро ( морская чайка ) превратилось в камень. Каменная птица оставалась местной достопримечательностью с 1944 года. Когда Таматеа приехал в Мумукай, деревню недалеко от Морере , он получил известие о том, что Ронгомаи-вахине родила девочку, которая была ребенком ее предыдущего мужа, а не Кахунгуну. Таматеа в гневе выбросил подарки и отправился на остров Тапу-те-ранга в лагуне Уонгануи-а-роту (ныне Нейпир ). В результате девочку назвали Хине-Рауири («девушка-потерпевшая кораблекрушение»). [ 11 ]

Исследуя внутреннюю часть страны, он определил маршрут через хребты Ахиманава и Уиарау , ведущий вверх по реке Отаматеа , названной в его честь. [ 7 ] Путешествуя вверх по реке Мангакопикопико , он чуть не умер от голода в Похокуре в хребте Руахине , но продолжил путь по суше до озера Таупо . Во время другого путешествия он поднялся вверх по реке Нгаруроро через хребет Руахине в Вайуру и Тайхапе . Достигнув реки Моаханго , он наполнил ее курой (пресноводными раками). [ 7 ] За это второе путешествие он получил имя Покай-венуа («исследователь земли»). [ 7 ] [ 10 ]

Из Моаханго Таматеа отправился в последнее исследовательское путешествие через Северный остров, направляясь вверх по реке Уонгануи , а затем направляясь по суше к озеру Таупо . Озера Тама между Вулканическим плато и озером Таупо были названы в его честь Нга Пуна а Таматеа («Родники Таматеи»). [ 8 ] Из Таупо он отплыл в реку Вайкато и был убит бурной водой у водопада Хука или порогов Аратиатия . [ 12 ] [ 13 ] Другая версия гласит, что он выжил, перейдя водопад, и вернулся в Таурангу. [ 7 ]
Семья
[ редактировать ]Таматеа женился на трех дочерях Иры и Текерау-ваине, потомке Пайкеи , [ 14 ] в Рангауну, и от всех них у них были дети.
От Те Онооно-и-вахо у него был сын: [ 9 ]
- Мать: [ 15 ]
- Радио
- Юг
- Поу-варекура вышла замуж за своего пожилого двоюродного дедушку Кахунгуну.
От Ивипупу у него был сын: [ 9 ]
- Кахунгуну , предок Нгати Кахунгуну .
От Те Моана-и-Кауия у него были дочь и сын: [ 9 ]
- Хауманга, которая вышла замуж за Тунануи Харуатаи и поселилась с ним в Опотики , где у нее было два сына:
- Тутамуре от мужа [ 16 ]
- Таматаипуноа , рабыня ее мужа Ахукавы. [ 17 ] Он женился на Таухей-кури, дочери Кахунгуну, и имел двух сыновей: [ 18 ]
-
- Хине-пуа, вышедшая замуж за Тама-конохи:
- Массы:
- Хикаиро , предок Нгати Хикаиро .
- Махаки , предок Те Айтанга-а-Махаки . [ 19 ]
- Рангинуи, предок Нгати Рангинуи . [ 7 ]
Кроме того, он был отцом:
- Тамакопири, предок Нгати Тама из Нгати Тухаретоа . [ 21 ]
- Те-Папа-вака-ири, отец Моэ-пуиа, отец Вана-а-ранги, отец Апакура, который женился на и стал Ватихуа Тайнуи предком Нгати Апакура . [ 22 ]
Источники
[ редактировать ]История Таматеи рассказана Дж. Х. Митчеллом в «Такитиму» . [ 23 ] Он черпает историю первого кругосветного плавания у Генри Мэтью Стоуэлла (Харе Хонги) из Нгапухи . Отчет о смерти Таматеи в верховьях реки Вайкато предоставлен Томасом Ламбертом . [ 13 ]
День памяти
[ редактировать ]Среди многочисленных мест, названных в честь Таматеа, — река Отаматеа , озера Тама и Тауматавакатангихангауауотаматеатурипукапикимаунгахоронукупокайвенуакитанатаху , один из кандидатов на самый длинный топоним в мире, который напоминает случай, когда он играл на флейте для своей возлюбленной.
Таматею вспоминают во многих сооружениях по всей Новой Зеландии. Дом собраний Нгати Кахунгуну ки Вайрарапы в Пуакани Мараэ в Мангакино называется Таматеа Покаи Венуа в его честь. [ 24 ] Дом собраний Нгати Рангинуи хапу Нгаи Тамаравахо в Хурия Мараэ в Иудее также называется Таматеа Покаивенуа. [ 25 ] [ 26 ] Средняя школа Таматеа в Нейпире также названа в его честь. [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Митчелл 2014 , с. 57.
- ^ Таонуи 2005 , с. 6.
- ^ Митчелл 2014 , стр. 54–55.
- ^ Фостер 1966 .
- ^ Митчелл 2014 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Митчелл 2014 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Таонуи 2007 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Коуэн 1935 , с. 250.
- ^ Перейти обратно: а б с д Митчелл 2014 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с д Митчелл 2014 , с. 59.
- ^ Митчелл 2014 , с. 79.
- ^ Митчелл 2014 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1925 , с. 259.
- ^ Митчелл 2014 , с. 273.
- ^ Митчелл 2014 , с. вкладка. 3.
- ^ Митчелл 2014 , с. 75.
- ^ Митчелл 2014 , с. 80.
- ^ Митчелл 2014 , с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б Митчелл 2014 , с. 116.
- ^ Митчелл 2014 , с. вкладка. 19.
- ^ Грейс 1959 , с. 115.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , с. 85.
- ^ Митчелл 2014 , стр. 56–60.
- ^ «Пукани Мараэ» . pouakanimarae.nz . Благотворительный фонд Пукани.
- ^ «Справочник Те Кахуи Мангай» . tkm.govt.nz. Лагерь действий .
- ^ «Природные карты» . maorimaps.com . Детский национальный фонд.
- ^ «История Таматеи» . Средняя школа Таматеа .
Библиография
[ редактировать ]- Коуэн, Джеймс (1935). Истории героев Новой Зеландии . Гарри Х. Томбс.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Фостер, Бернард Джон (1966). «Таматеа-Покаи-Венуа» . Энциклопедия Новой Зеландии .
- Грейс, Иоанн Великий (1959). Тухаретоа: История народа маори округа Таупо . Окленд [Новая Зеландия]: AH и AW Reed. ISBN 9780589003739 .
- Джонс, Пей Те Хурунуи; Биггс, Брюс (2004). Традиционная история народа Тайнуи . Окленд [Новая Зеландия]: Издательство Оклендского университета. ISBN 1869403312 .
- Ламберт, Томас (1925). История старого Вайроа и района Восточного побережья, Северного острова, Новая Зеландия, или Прошлое, настоящее и будущее: отчет о более чем пятидесятилетнем прогрессе . Данидин: Кулс Сомервилл Уилки.
- Митчелл, Дж. Х. (2014). : История крови Такиетиму Международные книги. ISBN 978-1-877514-72-2 .
- Таонуи, Равири (2005). «Каноэ-традиции» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии .
- Таонуи, Равири (2007). « 'Nga waewae Tapu - Исследование маори - Восточное побережье» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии .