Магрибский ребаб
Другие имена | Марокканский рабаб, мавританская скрипка, скрипка, ребеб, рбеб, рбаб [1] |
---|---|
Классификация | смычковый струнный инструмент |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 321.71 (Инструменты, в которых звук производится одной или несколькими колеблющимися струнами, в которых резонатор и струнодержатель физически соединены и не могут быть разделены без разрушения инструмента, в которых струны проходят в плоскости, параллельной звуковому столу, в которых струны звучат с помощью смычка) |
Развитый | Разработан в Андалузской Испании / Северной Африке, вероятно, с применением смычка к щипковой лютне с кожаной декой, такой как рубаб или гамбус , или более ранний уд или барбат. |
Связанные инструменты | |
Магрибский ребаб или магрибский ребаб — это смычковая лютня, на которой сейчас играют в основном в Северной Африке. Он вписывается в более широкие традиции ребабов арабского мира, но также разветвляется на европейскую музыкальную традицию в Испании, Сицилии и Священной Римской империи. В позднем средневековье развился европейский ребек . на основе этого инструмента (и родственной ему византийской лиры ) [2] Ребаб Магриба был описан музыковедом как «преобладающий» ребаб Северной Африки, хотя на момент публикации в 1984 году этот инструмент находился в упадке среди молодых поколений. [1]
Название ребаб ( рабаб, рабаба, рубаб, арабское ربابة) относится к группе существенно разных струнных инструментов, щипковых или смычковых лютней в регионах, находящихся под влиянием ислама. В Северо-Западной Африке и Аль-Андалусе на Пиренейском полуострове была разработана лютня с короткой шеей, на которой играли смычком. Он сохранился и сегодня как часть классической музыки Андалузии .
Взаимодействие мусульман и европейцев
[ редактировать ]Омейяды завоевали Испанию в 711 году и создали Андалусию . В VIII и IX веках в Иберию стекались многие музыканты и художники со всего исламского мира. [3] К 11 веку мусульманские районы Испании, или Аль-Андалус , стали центром производства инструментов. Эти товары постепенно распространились в Прованс , оказав влияние на французских трубадуров и труверов и в конечном итоге достигнув остальной Европы. В то время как в Европе развивалась лютня, уд оставался центральной частью арабской музыки, а также более широкой османской музыки, претерпев ряд преобразований. [4]
Помимо появления лютни в Испании маврами, еще одним важным местом передачи лютней и ребабов из арабской культуры в европейскую была Сицилия , куда ее привезли либо византийцы, либо позже мусульманские музыканты. [5] При дворе Палермо были певцы-лютнисты после завоевания острова нормандцами у мусульман, а лютня широко изображена на потолочных росписях королевской палатинской капеллы Палермо , посвященной норманнскому королю Сицилии Роджеру II в 1140 году. [5] Сицилийское влияние возросло, когда тосканские поэты посетили Сицилию в 13 веке, чтобы приобщиться к местной культуре. [5] Его Гогенштауфенов внук Фридрих II, император Священной Римской империи (1194–1250), продолжал интегрировать мусульман в свой двор, в том числе мавританских музыкантов. [6] К 14 веку лютни распространились по всей Италии, и, вероятно, из-за культурного влияния королей и императоров Гогенштауфенов, базирующихся в Палермо, лютня также совершила значительное проникновение в немецкоязычные страны.
Когда мусульмане были изгнаны из Испании , они нашли убежище в странах за Средиземным морем, в Африке. Из тех, кто был навсегда изгнан, большинство в конечном итоге поселилось на Берберийском побережье ( Магриб ), а другие — во Франции, Сицилии, Италии и Константинополе. [7] Магрибский ребаб сохранился в странах Магриба , даже несмотря на то, что европейцы продолжали развивать свои скрипки в ребек и виэль (которые, в свою очередь, стали виолончелью и виуэлой ) .
Описание
[ редактировать ]Ребаб Северо-Западной Африки состоит из двух соединенных частей: удлиненного инструмента в форме ладьи (Марокко) или грушевидной формы (Алжир и Тунис) и загнутой назад настроечной головки. Тело до головки полое; Резное тулово длиной 48–60 см, шириной 9–12 см, глубиной 8 см изготовлено из древесины ореха или кедра. Он разделен на две части: кожная дека закрывает нижнюю часть, инструмент постепенно сужается в полую шейку, в которой есть звуковые отверстия и к которой наконец присоединяется головка грифа. Часть, обтянутая кожей, изогнута с обеих сторон для облегчения изгиба. Другая часть, ближе к голове, покрыта тонкой красной медной пластинкой, пронизанной круглыми розетками и окаймленной декоративной каймой. Подобно старым арабским лютням, ее головка имеет длину 12 см, загнута назад почти под прямым углом и имеет две большие, расположенные по бокам настроечные клавиши. На стыке тела и головы имеется костное седло. [2]
Инструмент имеет две жильные струны, которые начинаются снизу инструмента, проходят через струнодержатель (сделанный из куска трости, разделенной пополам) и доходят до бриджа. Струны проходят над медной пластиной, закрывающей верхнюю часть корпуса, на такой высоте, что их нельзя прижать к грифу, как у скрипки: инструмент не имеет грифа. Вместо этого музыкант ногтями останавливает струны на разных нотах. Две струны настроены на пятый интервал, например G-d или d-a. Лук небольшой, изогнутый, металлический, между концами натянут конский волос. [2]
Голос инструмента, богатый овергармониками, используется для подчеркивания вокала в инструментальном ансамбле. Во время игры головка инструмента находится у левого плеча музыканта, нижняя часть опирается на правое колено или стоит вертикально между ног музыканта. Левая рука почти всегда находится в исходном положении, она редко меняет положение. Как обычно для восточных струнных инструментов, струна, удерживаемая в руке ладонью наружу, играет на верхней струне, изредка касаясь нижней. Сейчас инструментом пользуется только старшее поколение. [2]
- Панель алтаря Санта-Мария-ла-Майор-де- Альбалате-дель-Арсобиспо , сейчас находится в музее Сарагосы.
- Ребаб с восточной лютней с короткой шеей из рукописи Кантигас-де-Санта-Мария , Кодекса музыкантов.
- Мусульманские музыканты, потолок Палатинской капеллы ( Палермо, Сицилия ). Мусульманские музыканты играли при дворе Рожера II Сицилийского .
- Женщина, играющая ребаба, Палатинская капелла (Палермо, Сицилия).
- Ребаб в форме лодки, 19 век. [8]
- Ребаб в музее музыкальных инструментов в Брюсселе.
- Ребаб конца 19 века, алжирский или марокканский, в коллекции Метрополитен-музея.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Сэди, Стэнли, изд. (1984). «Рабаб, раздел 3, скрипки с короткой шеей». Словарь музыкальных инструментов New Grove . стр. 180–181. Том 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сэди, Стэнли, изд. (1984). «Ребек». Словарь музыкальных инструментов New Grove . п. 201. Том 3.
- ^ Мария Роза Менокаль; Раймонд П. Шейндлин; Майкл Энтони Селлс, ред. (2000), Литература Аль-Андалуса , издательство Кембриджского университета
- ^ «Путешествия османских удов» . эмиграции . 08.03.2016 . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Колин Лоусон и Робин Стоуэлл, Кембриджская история музыкального исполнения , издательство Кембриджского университета, 16 февраля 2012 г.
- ^ Роджер Боас, Происхождение и значение куртуазной любви: критическое исследование европейских ученых , Manchester University Press, 1977, стр. 70–71.
- ^ Боас, Роджер (4 апреля 2002 г.). «Изгнание мусульман из Испании». История сегодня . 52 (4).
Большинство из тех, кто был навсегда изгнан, поселились на Магрибе или Берберийском побережье , особенно в Оране, Тунисе, Тлемсене, Тетуане, Рабате и Сале. Многие отправились во Францию по суше, но после убийства Генриха Наваррского Равальяком в мае 1610 года они были вынуждены эмигрировать в Италию, Сицилию или Константинополь.
- ^ Фетис, стр.146
Справочники
[ редактировать ]- Музыкальный лексикон Брокгауза Римана III. (ИКРА). Эд. Карл Дальхаус, Ганс Генрих Эггебрехт. Будапешт: Музыкальное издательство. 1985. ISBN 9633305723.
- Фетис, Франсуа-Жозеф. Общая история музыки. Книжный магазин Фирмена Дидо Frères, Fils et Cie (1869 г.)