Jump to content

Фундаментальные статьи (теология)

«Фундаментальные статьи» ( articulifundales fidei ) — термин, использовавшийся ранними протестантскими богословами, которые хотели отличить некоторые существенные части христианской веры от несущественных доктрин. Тогда существовал ряд причин для установления такого различия. Отдельные церкви могут принимать или отвергать части доктрины, не теряя при этом права считаться частью вселенской Церкви. Поэтому богословы могли бы найти догматическую основу для объединения отдельных церквей. Также на доводы католиков можно было ответить полемически. Для протестантов фундаментальными статьями являются те, в которые христиане должны верить, чтобы спастись. [ 1 ]

Нападки католиков на эту концепцию основывались на том, что она бессвязна.

Шестнадцатый век

[ редактировать ]

Первым, кто выдвинул эту теорию, по-видимому, был Джордж Кассандр (1513–1566 гг.), католик по вероисповеданию. В своей работе «De officio pii ac publicae quietitatis vere amantis viri in hoc religis dissidio» (1561) он утверждал, что статьи Апостольского Символа веры содержат истинные основы Веры; и что те, кто принимает эти доктрины и не имеет желания отделить себя от остального христианского мира, являются частью истинной Церкви. Он считал, что таким образом можно будет найти способ воссоединения католиков, греков и протестантов. Но это предложение не встретило одобрения ни с одной стороны. Лувенские профессора Гесселиус и Равестейн утверждали, что эта теория несовместима с католической теологией, а Жан Кальвин не менее яростно отвергал эту систему.

Однако среди протестантов эта точка зрения вскоре появилась снова в качестве ответа на два возражения, с которыми им постоянно приходилось встречаться. Когда католики сказали им, что их полная неспособность прийти к согласию между собой сама по себе является доказательством того, что их система ложна, они могли ответить, что, хотя и расходятся во второстепенных вопросах, они пришли к согласию в основных вопросах. И когда их спросили, как можно утверждать, что весь христианский мир на протяжении веков был погряз в заблуждениях, они отвечали, что, поскольку эти заблуждения не разрушили основы веры, спасение было возможно еще до того, как было проповедано Евангелие. Утверждают, что первым, кто занял эту точку зрения, был Антонио де Доминис , некогда архиепископ Спалатро , который во время правления Якова I прожил несколько лет в Англии. Конечно, с этого периода это различие становится признанной чертой в полемике англиканской церкви , в то время как, с другой стороны, римско-католические писатели изо всех сил стараются показать его бесполезность.

Нотт и Поттер

[ редактировать ]

Эта концепция занимает важное место в споре между иезуитом Эдвардом Ноттом и лаудийцем Кристофером Поттером . В то время термин «основные» понимался как обозначающий те доктрины, которые в виде явной веры необходимы для спасения. Поттер [ 2 ] говорит:

«Под фундаментальными доктринами мы подразумеваем такие католические истины, в которые должен ясно верить каждый христианин, который будет спасен».

Нотт показал, насколько противоречивыми были взгляды ведущих протестантов на то, что является фундаментальным. Его атака заставила его противников сменить позицию. Уильям Чиллингворт , который ответил ему: [ 3 ] определяя фундаментальные статьи аналогично Поттеру, он признал, что невозможно составить какой-либо список фундаментальных доктрин. На самом деле он утверждал, что это не имеет большого значения, поскольку Библия представляет собой религию протестантов, и тот, кто принимает Библию, знает, что он принял все основы Веры. [ 4 ]

Основополагающему учению суждено было стать известным не только в Англии, но также в Германии и Франции. В Германии оно приобрело известность в связи с спором о синкретистах . Основателем синкретистской школы был выдающийся лютеранский богослов Георг Каликст (1586–1656). Человек широкой культуры и миролюбивого нрава, он хотел добиться примирения между католиками, лютеранами и кальвинистами. В трактате, озаглавленном «Desiderium et studium concordiae ecclesiasticae» (1650 г.), он утверждал, что Апостольский Символ веры, который приняла каждая из этих трех религий, содержит фундаментальные доктрины христианской веры и что пункты, по которым они расходятся, не были непреодолимым препятствием для объединения. Эти разногласия, по его мнению, можно было бы устранить, если бы было решено принять как открытую истину все, что содержится в Писании, а также все, чему учили отцы первых пяти веков. Этот эйреникон навлек на себя самые яростные нападки со стороны крайней партии его единоверцев, прежде всего со стороны Каловий , представитель жесткого лютеранства. Это горячо обсуждалось, но оказалось безуспешным.

Боссюэ и Жюрье

[ редактировать ]

Самым известным из споров по этому поводу был спор между Боссюэ и кальвинистом Жюрье . Книга Жюрье «Le Vray Système de l'Eglise» (1686) знаменует собой особый этап в развитии протестантского богословия; в то время как работа, в которой ему ответил Боссюэ, была эффективной. «Le Vray Systeme» была попыткой продемонстрировать право французских протестантов считаться членами Вселенской церкви. С этой целью Жюрье выдвинул совершенно новую теорию относительно основной конституции Церкви. По его словам, все без исключения секты являются членами Тела Христова. Для этого не нужно ничего, кроме как «принадлежать к общей конфедерации, исповедовать Иисуса Христа Сыном Божьим, Спасителем мира и Мессией и принять Ветхий и Новый Заветы как правило и Закон христиан». (Система, стр. 53).

Среди различных частей Церкви он выделяет четыре класса:

  1. Секты, сохранившие все истины, изложенные в Священном Писании.
  2. Секты, которые, сохраняя наиболее важные истины, примешивали к ним суеверия и заблуждения.
  3. Секты, сохранившие фундаментальные истины, но добавившие несовместимые с ними доктрины.
  4. Секты, которые полностью отбросили фундаментальные истины

Этот последний класс — мертвые члены мистического тела (там же, с. 52). Те, кто сохранил основные догматы веры, все без исключения являются живыми частями Церкви. Когда Жюрье приходит к точному определению того, какие доктрины являются фундаментальными, а какие нет, он предлагает нам обратиться к правилу Винсента Леринского : Quod semper, quod ubique, quod ab omnibus . Везде, где все христианские объединения все еще существуют и имеют какое-то значение в мире и соглашаются принять догму, это согласие представляет собой критерий, который можно считать непогрешимым. Среди истин, гарантированных таким образом, — учение о Троице, Божественности Иисуса Христа, Искуплении, удовлетворении, первородном грехе, творении, благодати, бессмертии души, вечности наказания (там же, 236-237). За этой работой в 1688 году последовала другая, озаглавленная «Трактат о единстве церкви и фундаментальных статей», написанная в ответ на критику Николь. В том же году появилась «История вариаций протестантских церквей» Боссюэ. Епископ Мо отметил, что это третья другая теория Церкви, выдвинутая протестантскими богословами для защиты своей позиции. Первые реформаторы приняли библейское учение о безупречной видимой Церкви. Когда было продемонстрировано, что это учение совершенно несовместимо с их осуждением дореформационного христианства, их последователи нашли убежище в теории невидимой Церкви. Было ясно, что это противоречит четким словам Священного Писания; и их полемисты, как следствие, были вынуждены искать новую позицию. Это Жюрье представил в своей теории церкви, основанной на фундаментальных статьях.

Жюрье ответил; он выступал против основного тезиса «вариаций», утверждая, что изменения догм были характерны для христианской церкви с самых первых дней ее существования. Боссюэ в своей работе «Avertissement aux Protestants sur les lettres de M. Jurieu» сказал, что если бы это было правдой, то принцип Quod semper, quod ubique, quod ab omnibus — по мнению Жюрье, критерий фундаментальной статьи — перестал бы существовать. иметь наименьшую ценность. (Авертисмент, I, № 22.)

Что касается отношения фундаментальных доктрин к спасению, Жюрье согласен с уже процитированными английскими богословами. «Под фундаментальными моментами, — говорит он, — мы понимаем некоторые общие принципы христианской религии, четкая вера и вера в которые необходимы для спасения» («Трактат», стр. 495). Точно такую ​​же точку зрения высказывает Джон Локк в своей «Разумности христианства». Перечислив то, что он считает фундаментальными догматами веры, он говорит: «Ясная вера в них абсолютно необходима от всех тех, кому проповедуется Евангелие Иисуса Христа и предлагается спасение через его имя» (Труды, под ред., 1740, I, 583).

Дэниел Уотерленд (1683–1740)

[ редактировать ]

«Рассуждения об основах» Дэниела Уотерленда — единственная работа англиканского богослова, явно посвященная этой теме. Его заявленная цель - определить основу для общения между различными христианскими организациями. Он датируется 1734-1735 годами и занимает линию Высокой церкви . [ 5 ]

Лечение вполне академическое. Уотерленд перечисляет не менее десяти различных взглядов на выбор статей, которые он отвергает как неадекватные. «У нас, — говорит он, — почти столько же различных правил определения основных принципов, сколько существует различных сект или партий».

Никто не мог решить, каким должен быть принцип отбора. С этого времени протестантские писатели уделяли этой теме меньше внимания, поскольку в семнадцатом веке она заняла важное место в протестантском богословии.

Католический взгляд

[ редактировать ]

Согласно католическому учению, суть веры заключается в полном и безоговорочном принятии всего депозита на том основании, что это открытое слово Божие. Сознательного отказа от одной-единственной статьи этого депозита достаточно, чтобы объявить человека виновным в ереси . Вопрос не в относительной важности предмета, о котором идет речь, а исключительно в том, была ли она открыта Богом человеку. Об этом ясно говорит Фома Аквинский в Summa Theologica II-II:5:3:

«У еретика, отвергающего хоть один догмат веры, остается добродетель веры, соединенная ли с милосердием [formata] или отделенная от милосердия [informis]... Формальным объектом веры является Высшая Истина в таком насколько это открыто в Священном Писании и в том учении Церкви, которое исходит из Высшей Истины. Следовательно, если кто-то не придерживается учения Церкви как непогрешимого и божественного правила, ... он не обладает добродетелью. веры».

Католическая церковь не отрицает, что некоторые истины более важны, чем другие. Есть некоторые, относительно которых важно, чтобы все верующие обладали ясным знанием. В отношении других явных знаний не требуется. Но оно отрицает, что любой христианин может отвергать или подвергать сомнению любую истину, малую или великую, открытую Богом.

Единственное и единственное испытание Католической Церкви для решения вопроса о принадлежности к Телу Христову заключается не в принятии того или иного конкретного учения, а в общении с апостольской иерархией . Он утверждает, что теория, которая считает единственным необходимым принятие ряда фундаментальных статей, является новинкой и не имеет поддержки со стороны отцов церкви .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Дидро, Дени (1757). Энциклопедия или обоснованный словарь наук, искусств и ремесел . стр. Полет. 7, с. 63–64.
  2. В своей книге «Недостаток милосердия», справедливо обвиняемой в адрес всех католиков, которые осмеливаются утверждать, что протестантство разрушает спасение (1633), с. 211.
  3. ^ В «Религии протестантов» безопасный путь к спасению 1637 г.). в. iii.20.
  4. ^ В «Религии протестантов» безопасный путь к спасению 1637 г.). в. III, н. 59.
  5. ^ Пол Авис, Англиканство и христианская церковь (2002), стр. 146-7.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 56f54151845ac4c8c16fb7c384edb05d__1711124460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/5d/56f54151845ac4c8c16fb7c384edb05d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fundamental articles (theology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)