Артавазд Пелешян
Артавазд Пелешян | |
---|---|
![]() Пелешян в 2008 году | |
Рожденный | 22 февраля 1938 г. | ( 86 лет)
Национальность | Армянский |
Альма-матер | Всесоюзный государственный институт кинематографии |
Род занятий | режиссер, документалист, сценарист, теоретик кино |
Годы активности | 1964 – настоящее время |
Заметная работа | Времена года |
Супруг | Аида Галстян |
Награды | Народный артист Армянской ССР. Заслуженный артист РФ. |
Артавазд Пелешян ( арм . Артавазд (Артур) Пелешьян , латинизированный : Артавазд (Артур) Пелешян ; также Пелечян, Пелешян ; родился 22 февраля 1938) — армянский режиссёр фильмов-эссе , документалист в истории киноискусства. , сценарист и теоретик кино. [ 1 ] Он известен разработкой стиля кинематографической перспективы, известного как монтаж на расстоянии, сочетающего восприятие глубины с приближающимися объектами, такими как бегущие стаи антилоп или орды людей. Кинорежиссер Сергей Параджанов назвал Пелешьяна «одним из немногих подлинных гениев в мире кино». Пелешяну было присвоено звание Заслуженного артиста Армянской ССР в 1979 году, Заслуженного артиста Российской Федерации в 1995 году. [ 2 ]
Его фильмы описываются как находящиеся на границе между документальным и художественным фильмом, чем-то напоминающие работы таких авангардных режиссеров, как Брюс Коннер , а не обычные документальные фильмы. Однако было отмечено, что его работы, в отличие от работ Майи Дерен , не принадлежат твердо к авангарду и не пытаются исследовать абсурд . Фильмы Пелешьяна можно охарактеризовать как «поэтический взгляд на жизнь, перенесенный на кино».
Он широко использовал архивные материалы и впервые использовал только оригинальные кадры в своем самом знаменитом фильме « Времена года» , снятом оператором Михаилом Вартановым . Телеобъективы часто используются для получения «скрытых» снимков людей, выполняющих повседневные задачи.
Большинство фильмов Пелешьяна короткие, продолжительностью от 6 до 60 минут, без диалогов. Однако музыка и звуковые эффекты играют в его фильмах почти такую же важную роль, как и визуальные образы, внося свой вклад в художественное целое. Почти все его фильмы были сняты в черно-белом режиме.
Работает
[ редактировать ]Ранние фильмы Пелешьяна, снятые, когда он еще был студентом ВГИКа , были отмечены несколькими премиями. Известно о существовании двенадцати фильмов Пелешьяна. «Начало» ( армянский : Սկիզբը Скизбе ) (1967) — кинематографическое эссе об Октябрьской революции 1917 года. Один из уникальных визуальных эффектов, использованных в этом фильме, достигается за счет удерживания фрагментов фильма на одном кадре, а затем их продвижения только на один кадр. секунду или две, прежде чем снова сделать паузу на другом, что приводит к заиканию визуального эффекта.
Другими важными его фильмами являются » ( армянский : Մենք Menq ) (1967), поэтически рассказанная история Армении и ее народа, и » « Обитатели Мы ( « 1970), размышление об отношениях между дикой природой и людьми.
Самым значительным фильмом Артавазда Пелешяна многие критики считают «Времена года» ( арм . Тарва междулый Tarva yeghanaknere ) (1975), снятый оператором Михаилом Вартановым . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Это взгляд на противоречие и гармонию между человеком и природой, и это было последнее сотрудничество между Пелешяном и Вартановым, двумя наиболее важными авторами документальных фильмов Армении, которые впервые работали вместе над «Осенней пасторалью» ( арм . Ашнанайн ховвергутиюн Ашнанайин ховвергутюн ) (1971). [ 6 ]
автором ряда теоретических работ, таких как книга 1988 кино « Моё года » Пелешян также является .
Будучи выходцем из страны, удаленной от международно-значимых кинематографических кругов, усилия Пелешьяна поначалу не получили должного признания критиков мирового кино . После распада Советского Союза он снял еще два короткометражных фильма: « Жизнь» ( армянский : Կյանք Kyanq ) (1993) и «Конец» (1994). Сейчас он живет в Москве. Его последний фильм «Природа» ( фр . La Nature ) был смонтирован в ZKM | Институт кино Карлсруэ в 2005–2006 годах, премьера состоялась в 2020 году.
Персональный комментарий
[ редактировать ]В 1998 году Пелешян задумался о своем подходе к кинопроизводству и кинематографии:
«Речь идет о том, к чему я стремлюсь, к чему мы все стремимся - каждый человек, человечество [...] желания и стремления людей возвыситься, превзойти [...] Я думал обо всем. Дело не в временах года или людях: это все [...] Монтаж у Эйзенштейна был линейным, как цепочка. Дистанционный монтаж создает вокруг пленки магнитное поле [...] Иногда я не называю свой метод. «монтаж». Я вовлечен в процесс. создания единства. В каком-то смысле я устранил монтаж: создавая фильм посредством монтажа, я уничтожил монтаж. В тотальности, в целостности одного из моих фильмов нет ни монтажа, ни коллизии, и в результате. монтаж разрушен. У Эйзенштейна каждый элемент что-то значит. Для меня отдельные фрагменты уже ничего не значат. Только весь фильм имеет значение [...] Для меня дистанционный монтаж открывает тайны движения. Вселенная, я чувствую, как все создано и соединено воедино; я чувствую ее ритмичное движение». [ 7 ]
Фильмография
[ редактировать ]Как директор
[ редактировать ]- Горное бдение (1964)
- Земля людей (1966)
- Начало (1967)
- Мечта (1968)
- Мы (1969)
- Жители (1970)
- Звездная минута (1972)
- Времена года (1975)
- Наш век (1982)
- Бог в России (1984)
- Конец (1992)
- Жизнь (1993)
- Природа (2020) [ 8 ]
Как сценарист
[ редактировать ]- Осенняя пастораль (1971) (режиссер Михаил Вартанов )
- Мудрец (1979)
- Пустыня (1984) [ 9 ]
Как актер
[ редактировать ]- Мы и наши горы (1969) (как Реваз)
- Молчание Пелешьяна (2011) (сам)
Библиография
[ редактировать ]- Михаил Вартанов . «Артавазд Пелешян», журнал «Гарун», Армения, 1971 год.
- Пелешян, Артавазд. «Моё Кино», Советакан грох, Армения, 1988 год.
- Пелешян, Артавазд. «Дистанционный монтаж и кино Артавазда Пелешьяна» - на итальянском языке. Эд. в Италии, 1989 год.
- Пелешян, Артавазд. «НАШ ВЕК» — на немецком и английском языках. Ред. в Австрии и Германии, 2004 г.
- Пелешян, Артавазд. «Дистанционный монтаж и теория расстояния» - на испанском и английском языках. Эд. в Мексике, 2011 г.
- Пелешян, Артавазд. «Материя и пространство — фильмы Артавазда Пелешьяна» — на испанском и французском языках. Эд. в Колумбии и во Франции, 2011 г.
- Пелешян, Артавазд. «Удаленный монтаж Артавазда Пелешьяна» - на чешском языке. Эд. в Чехии, 2016 г.
- Пелешян, Артавазд. «Поймая время // статьи, очерки, пресс-конференции, мастер-классы, творческие встречи, теория кино, нереализованные проекты / сборник материалов из двух частей» - Ереван: Тигран Мец, 2016.
- Пелешян, Артавазд. «Симфония мира» — на французском языке. Эд. во Франции, 2017 год.
- Пелешян, Артавазд. «Моя вселенная и единая теория поля» - на русском языке. Эд. в Армении, 2017.
- Пелешян, Артавазд. «Моя Вселенная и единая теория поля» — на английском языке. Эд. в Армении, 2018.
- Артавазд Пелешян, Джеральд Мэтт, Анджела Стиф, Фонд Урсулы Бликл. Наш век. — Билефельд, Кербер. - Нью-Йорк, Вена: Издательство Distributed Art, Кунстхалле, 2004.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питер Роллберг (2009). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 523–524. ISBN 978-0-8108-6072-8 .
- ^ «Известному армянскому кинорежиссеру сегодня исполняется 73 года» . epress.com . НПО «Сеть независимых журналистов». 22 февраля 2011 г. Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ IDFA - Международный фестиваль документального кино в Амстердаме.
- ^ Институт Параджанова-Вартанова
- ^ Журнал «Арт-обзор»
- ^ Институт Параджанова-Вартанова на Пелешяне
- ^ Макдональд, Скотт (1998). Критическое кино 3: Интервью с независимыми кинематографистами . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Грей, Кармен (25 ноября 2020 г.). «Визионерское кино Артавазда Пелечяна» . АртРевью . Архивировано из оригинала 25 декабря 2021 года . Проверено 22 мая 2022 г.
- ↑ Письмо Пелешяна Вартанову.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- IDFA - Международный фестиваль документального кино в Амстердаме
- Марко Мюллер с Венецианского кинофестиваля о Параджанове, Вартанове, Пелешяне
- Журнал «Арт-обзор» о Пелешяне, Вартанове, Параджанове
- Взгляд сверху: фильмы Артавазда Пелешяна
- Горное бдение на YouTube (1964)
- Начало на YouTube (1967)
- Мы на YouTube (1968)
- Жители на YouTube (1970)
- Времена года на YouTube (1972)
- Наш век на YouTube (1982)
- Страница «Времена года» в Институте Параджанова-Вартанова (1975).