Jump to content

Артавазд Пелешян

Артавазд Пелешян
Пелешян в 2008 году
Рожденный 22 февраля 1938 г. ( 1938-02-22 ) ( 86 лет)
Leninakan , Shirak Province , Armenian SSR , USSR
(современный Гюмри, Армения )
Национальность Армянский
Альма-матер Всесоюзный государственный институт кинематографии
Род занятий режиссер, документалист, сценарист, теоретик кино
Годы активности 1964 – настоящее время
Заметная работа Времена года
Супруг Аида Галстян
Награды Народный артист Армянской ССР.
Заслуженный артист РФ.

Артавазд Пелешян ( арм . Артавазд (Артур) Пелешьян , латинизированный : Артавазд (Артур) Пелешян ; также Пелечян, Пелешян ; родился 22 февраля 1938) — армянский режиссёр фильмов-эссе , документалист в истории киноискусства. , сценарист и теоретик кино. [ 1 ] Он известен разработкой стиля кинематографической перспективы, известного как монтаж на расстоянии, сочетающего восприятие глубины с приближающимися объектами, такими как бегущие стаи антилоп или орды людей. Кинорежиссер Сергей Параджанов назвал Пелешьяна «одним из немногих подлинных гениев в мире кино». Пелешяну было присвоено звание Заслуженного артиста Армянской ССР в 1979 году, Заслуженного артиста Российской Федерации в 1995 году. [ 2 ]

Его фильмы описываются как находящиеся на границе между документальным и художественным фильмом, чем-то напоминающие работы таких авангардных режиссеров, как Брюс Коннер , а не обычные документальные фильмы. Однако было отмечено, что его работы, в отличие от работ Майи Дерен , не принадлежат твердо к авангарду и не пытаются исследовать абсурд . Фильмы Пелешьяна можно охарактеризовать как «поэтический взгляд на жизнь, перенесенный на кино».

Он широко использовал архивные материалы и впервые использовал только оригинальные кадры в своем самом знаменитом фильме « Времена года» , снятом оператором Михаилом Вартановым . Телеобъективы часто используются для получения «скрытых» снимков людей, выполняющих повседневные задачи.

Большинство фильмов Пелешьяна короткие, продолжительностью от 6 до 60 минут, без диалогов. Однако музыка и звуковые эффекты играют в его фильмах почти такую ​​же важную роль, как и визуальные образы, внося свой вклад в художественное целое. Почти все его фильмы были сняты в черно-белом режиме.

Работает

[ редактировать ]

Ранние фильмы Пелешьяна, снятые, когда он еще был студентом ВГИКа , были отмечены несколькими премиями. Известно о существовании двенадцати фильмов Пелешьяна. «Начало» ( армянский : Սկիզբը Скизбе ) (1967) — кинематографическое эссе об Октябрьской революции 1917 года. Один из уникальных визуальных эффектов, использованных в этом фильме, достигается за счет удерживания фрагментов фильма на одном кадре, а затем их продвижения только на один кадр. секунду или две, прежде чем снова сделать паузу на другом, что приводит к заиканию визуального эффекта.

Другими важными его фильмами являются » ( армянский : Մենք Menq ) (1967), поэтически рассказанная история Армении и ее народа, и » « Обитатели Мы ( « 1970), размышление об отношениях между дикой природой и людьми.

Самым значительным фильмом Артавазда Пелешяна многие критики считают «Времена года» ( арм . Тарва междулый Tarva yeghanaknere ) (1975), снятый оператором Михаилом Вартановым . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Это взгляд на противоречие и гармонию между человеком и природой, и это было последнее сотрудничество между Пелешяном и Вартановым, двумя наиболее важными авторами документальных фильмов Армении, которые впервые работали вместе над «Осенней пасторалью» ( арм . Ашнанайн ховвергутиюн Ашнанайин ховвергутюн ) (1971). [ 6 ]

автором ряда теоретических работ, таких как книга 1988 кино « Моё года » Пелешян также является .

Будучи выходцем из страны, удаленной от международно-значимых кинематографических кругов, усилия Пелешьяна поначалу не получили должного признания критиков мирового кино . После распада Советского Союза он снял еще два короткометражных фильма: « Жизнь» ( армянский : Կյանք Kyanq ) (1993) и «Конец» (1994). Сейчас он живет в Москве. Его последний фильм «Природа» ( фр . La Nature ) был смонтирован в ZKM | Институт кино Карлсруэ в 2005–2006 годах, премьера состоялась в 2020 году.

Персональный комментарий

[ редактировать ]

В 1998 году Пелешян задумался о своем подходе к кинопроизводству и кинематографии:

«Речь идет о том, к чему я стремлюсь, к чему мы все стремимся - каждый человек, человечество [...] желания и стремления людей возвыситься, превзойти [...] Я думал обо всем. Дело не в временах года или людях: это все [...] Монтаж у Эйзенштейна был линейным, как цепочка. Дистанционный монтаж создает вокруг пленки магнитное поле [...] Иногда я не называю свой метод. «монтаж». Я вовлечен в процесс. создания единства. В каком-то смысле я устранил монтаж: создавая фильм посредством монтажа, я уничтожил монтаж. В тотальности, в целостности одного из моих фильмов нет ни монтажа, ни коллизии, и в результате. монтаж разрушен. У Эйзенштейна каждый элемент что-то значит. Для меня отдельные фрагменты уже ничего не значат. Только весь фильм имеет значение [...] Для меня дистанционный монтаж открывает тайны движения. Вселенная, я чувствую, как все создано и соединено воедино; я чувствую ее ритмичное движение». [ 7 ]

Фильмография

[ редактировать ]

Как директор

[ редактировать ]
  • Горное бдение (1964)
  • Земля людей (1966)
  • Начало (1967)
  • Мечта (1968)
  • Мы (1969)
  • Жители (1970)
  • Звездная минута (1972)
  • Времена года (1975)
  • Наш век (1982)
  • Бог в России (1984)
  • Конец (1992)
  • Жизнь (1993)
  • Природа (2020) [ 8 ]

Как сценарист

[ редактировать ]

Как актер

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Михаил Вартанов . «Артавазд Пелешян», журнал «Гарун», Армения, 1971 год.
  • Пелешян, Артавазд. «Моё Кино», Советакан грох, Армения, 1988 год.
  • Пелешян, Артавазд. «Дистанционный монтаж и кино Артавазда Пелешьяна» - на итальянском языке. Эд. в Италии, 1989 год.
  • Пелешян, Артавазд. «НАШ ВЕК» — на немецком и английском языках. Ред. в Австрии и Германии, 2004 г.
  • Пелешян, Артавазд. «Дистанционный монтаж и теория расстояния» - на испанском и английском языках. Эд. в Мексике, 2011 г.
  • Пелешян, Артавазд. «Материя и пространство — фильмы Артавазда Пелешьяна» — на испанском и французском языках. Эд. в Колумбии и во Франции, 2011 г.
  • Пелешян, Артавазд. «Удаленный монтаж Артавазда Пелешьяна» - на чешском языке. Эд. в Чехии, 2016 г.
  • Пелешян, Артавазд. «Поймая время // статьи, очерки, пресс-конференции, мастер-классы, творческие встречи, теория кино, нереализованные проекты / сборник материалов из двух частей» - Ереван: Тигран Мец, 2016.
  • Пелешян, Артавазд. «Симфония мира» — на французском языке. Эд. во Франции, 2017 год.
  • Пелешян, Артавазд. «Моя вселенная и единая теория поля» - на русском языке. Эд. в Армении, 2017.
  • Пелешян, Артавазд. «Моя Вселенная и единая теория поля» — на английском языке. Эд. в Армении, 2018.
  • Артавазд Пелешян, Джеральд Мэтт, Анджела Стиф, Фонд Урсулы Бликл. Наш век. — Билефельд, Кербер. - Нью-Йорк, Вена: Издательство Distributed Art, Кунстхалле, 2004.
  1. ^ Питер Роллберг (2009). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 523–524. ISBN  978-0-8108-6072-8 .
  2. ^ «Известному армянскому кинорежиссеру сегодня исполняется 73 года» . epress.com . НПО «Сеть независимых журналистов». 22 февраля 2011 г. Проверено 28 мая 2016 г.
  3. ^ IDFA - Международный фестиваль документального кино в Амстердаме.
  4. ^ Институт Параджанова-Вартанова
  5. ^ Журнал «Арт-обзор»
  6. ^ Институт Параджанова-Вартанова на Пелешяне
  7. ^ Макдональд, Скотт (1998). Критическое кино 3: Интервью с независимыми кинематографистами . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.
  8. ^ Грей, Кармен (25 ноября 2020 г.). «Визионерское кино Артавазда Пелечяна» . АртРевью . Архивировано из оригинала 25 декабря 2021 года . Проверено 22 мая 2022 г.
  9. Письмо Пелешяна Вартанову.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 56c8d4e6a1a08fffa6d76cea16c0e379__1722849480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/79/56c8d4e6a1a08fffa6d76cea16c0e379.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Artavazd Peleshyan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)