Антон Эберл

Антон Франц Йозеф Эберль [ 1 ] (13 июня 1765 г. - 11 марта 1807 г.) [ 2 ] австрийский композитор , педагог и пианист классического периода . Он был учеником Сальери и Моцарта . Его также считали ранним другом и соперником Бетховена .
Биография
[ редактировать ]Эберл родился в Вене, Австрия , в 1765 году в семье богатого имперского чиновника. Он был одаренным пианистом, с восьми лет давал сольные концерты в Вене. В конце концов семья столкнулась с финансовыми трудностями, поэтому Эберл не смог продолжить курсы и стажировку в качестве юриста. Вместо этого он получил возможность продолжить обучение музыке. Эберля, возможно, обучал Моцарт примерно с 1781 года, когда знаменитый композитор прибыл в Вену. Стилистическое сходство с Моцартом привело к тому, что несколько произведений Эберла были ошибочно опубликованы под именем Моцарта. Кантата Эберла «Bei Mozarts Grabe», законченная всего через шесть дней после смерти Моцарта в декабре 1791 года, вполне может представлять собой дань уважения ученика своему учителю и наставнику. Эберль поддерживал прочные связи с семьей Моцартов, исполнив фортепианный концерт Моцарта, продвигаемый женой Моцарта Констанцей в 1794 году, и сопровождая ее и ее сестру Алоизию Ланге в турне по Германии зимой 1795–96 годов. Одна из учениц Моцарта Йозефа Ауэрнхаммер. , посвятил ей сочинение Эберла. 16 Соната для фортепиано до мажор. 25 марта 1803 года она исполнила один из фортепианных концертов Эберла, возможно, его соч. 32 до мажор, а 2 марта 1804 года она исполнила Концерт для фортепиано с оркестром Эберла ми-бемоль, соч. 40. Кларнетист Антон Стадлер , друг Моцарта, для которого композитор написал свой квинтет для кларнета К. 581 и концерт для кларнета К. 622, был одним из исполнителей на том же концерте, играя на соч. 43 Трио Адальберта Гировца . Очевидно, что Эберль свободно перемещался в кругу Моцарта.
Эберль женился на Марии Анне Шеффлер весной 1796 года после возвращения из гастролей с Констанцей Моцарт и Алоизией Ланге . Затем Эберлы отправились в Санкт-Петербург в России , где композитор работал капельмейстером, пианистом и учителем. Он оставался там до 1799 года и заработал прекрасную репутацию. В список подписчиков Санкт-Петербурга входят князья, принцессы, графы и другие важные дворяне. Вернувшись в Вену, одним из подписчиков Эберла был один из самых важных композиторов того времени, Антонио Сальери , который был капельмейстером при императорском дворе, который в свою очередь давал Эберлу продвинутые уроки музыки. Около двух пятых венских подписчиков были представителями знати, в основном любители музыки, артисты-любители и меценаты, в том числе многие писатели и поэты. Эберль покинул Россию в конце 1799 года и к 1800 году вернулся в Вену. Он попробовал свои силы, сочинив два сценических произведения: «Эрвин фон Штайнхайм» и «Konigen der schwarzen Inseln». Однако обе эти попытки оказались не очень успешными. К 1802 году Эберль посвятил себя сочинению симфоний, концертов и камерной музыки. За этот пятилетний период он пользовался особым признанием критиков. Однако крупный концертный тур по Германии в первой половине 1806 года оказался последним для Эберла. Начиная с В Праге он побывал в Дрездене , Берлине , Лейпциге , Веймаре , Готе , Франкфурте и Мангейме . Он вернулся в Вену, но в начале 1807 года Эберль заболел скарлатиной и умер 11 марта 1807 года. В длинном некрологе, появившемся на первой странице Wiener Zeitung 18 марта 1807 года, говорилось: «Каким он был как художник, каким был богатство, глубина и изобилие характеризовали его сочинения – все это было определено критиками. Но как прекрасно его сердце, как ясен его ум, как непритязательна культура его. произведения были – все это могут знать лишь те, кто хорошо знал его и кто любил в нем человека, как уважал художника». В другой публикации, «Allgemeine Musikalische Zeitung» от 1 апреля 1807 г., говорилось следующее: «Хотя Эберль и невысокого роста, он был хорошо сложенным, красивым человеком... он был исключительно добродушен, искренен и обладал благородной моралью; его манеры были безупречными, но не затронутый. Если у него и был недостаток, достойный порицания, то это была его избыток доброты и простодушия, заставлявший его всегда думать о людях только лучше... Он был человеком. образцовый муж, непоколебимый друг и популярный персонаж любого собрания, редко когда ранняя смерть художника вызывала такое всеобщее сожаление».
Стиль
[ редактировать ]В начале своей карьеры произведения Эберла часто выдавались за сочинения Моцарта. Удивительно, но это не вызвало протеста Моцарта против использования его имени в сочинениях Эберля. [ нужна ссылка ] После смерти Моцарта Эберль опубликовал в широко читаемой немецкой газете заметку, в которой говорилось: «Как бы лестно ни было, что даже знатоки были способны судить об этих произведениях как о произведениях Моцарта, я никоим образом не могу допустить, чтобы музыкальная публика была остался под этим заблуждением». [ нужна ссылка ] Ценность сочинений Эберля была широко признана современниками, а его произведения упоминаются наряду с произведениями Йозефа Гайдна , Моцарта и Бетховена в современных обзорах концертов. [ нужна ссылка ] Симфония Эберла ми-бемоль мажор (соч. 33), премьера которой состоялась на том же концерте 7 апреля 1805 года, что и «Героическая симфония » Бетховена и написанная в той же тональности, получила значительную похвалу, хотя произведение Бетховена было признано трудным и проблематичным. Спектакль Эберла «был необычайно приятен, и действительно в нем так много прекрасного и мощного, исполненного с таким гением и искусством, что вряд ли его эффект мог отсутствовать в любом спектакле, в котором он был хорошо отрепетирован». [ нужна ссылка ] Однако после его смерти Эберл впал в безвестность, и его музыка мало исполнялась. [ 3 ]
Влияние
[ редактировать ]Эберль был очень близким другом Людвига ван Бетховена , чьи симфонии демонстрируют следы влияния Эберла. Например, код финала симфонии ми-бемоль Эберла, исполненный на одном и том же концерте между Первой и недавно сочиненной Третьей Бетховена («Героическая» в той же тональности ми-бемоль; см. ниже), вызвал высокую оценку со стороны рецензент, который (отражая типичную современную консервативную критику) гораздо меньше думал о «Героике» (из-за ее радикальной длины и в остальном продвинутого стиля), заканчивается нисходящей темой сигнала горна в пунктирном ритме ми-бемоль, которая более или менее идентична заключительной теме первой части монументальной Девятой симфонии Бетховена (изложенной си-бемоль в конце экспозиции, ведущей к развитию, и ре минор в конце репризы, ведущей к коде). Шуберт исполнял пьесы Эберля на своей Шубертиаде .
Композиции
[ редактировать ]- op 1: Соната для фортепиано до минор (1792)
- соч. 4: Шесть немецких песен для сопрано и фортепиано (1796)
- соч. 5: Сонатина для фортепиано до мажор (1796)
- ор 6: Вариации ре мажор на андантино: Фрейдин саутер Герценстрибе из Диттерсдорфа (1798)
- op 7: 2 сонаты для фортепиано в 4 руки: до мажор и фа мажор (1797)
- соч. 8: 3 трио для фортепиано, скрипки и виолончели: 1 ми-бемоль мажор, 2 си-бемоль мажор, 3 до минор (1797)
- ор 9: Тема и 11 вариаций ля минор на песню «Ascouta Jeannette» из комедии Николя Далайрака «Два маленьких савойя» (1799).
- соч. 10: 2 трио-сонаты для фортепиано, скрипки или кларнета и виолончели ad libitum ля минор и си мажор (1799)
- соч. 11: Глория д'Именео, кантата для солистов, хора и оркестра (1799)
- соч. 12: Большая характерная соната для фортепиано фа минор (1801)
- соч. 13: 3 струнных квартета ми-бемоль, ре мажор и соль минор (1801)
- соч. 14: Соната для фортепиано и скрипки ре минор (1801)
- соч. 15: Фантазия и рондо для фортепиано си-бемоль мажор (1802)
- соч. 16: Большая соната до мажор (1802)
- ор 17: Вариации на русскую тему для виолончели и фортепиано до минор (1802)
- соч. 18: Квартет для фортепиано, скрипки, альта и виолончели до мажор (1802)
- соч. 19: Полонез для фортепиано в четыре руки си-бемоль мажор (1803)
- соч. 20: Соната для фортепиано и скрипки ре мажор (1803)
- соч. 21: Каприс и рондо ми-бемоль мажор (1803)
- соч. 23: Шесть песен для сопрано и фортепиано (1804)
- соч. 24: Полонез ре мажор для фортепиано в 4 руки (1804)
- соч. 25: Квартет для скрипки, альта, виолончели и фортепиано соль минор (1809)
- соч. 26: Большой дуэт для фортепиано и виолончели (или скрипки) ля мажор (1804)
- соч. 27: Большая соната соль минор (1805)
- соч. 28: Фантазия для фортепиано ре минор (1805)
- соч. 29: Соната для флейты и фортепиано соль минор (1804)
- соч. 30: Развлечение ми-бемоль мажор (1805)
- соч. 31: Прелюдия, за которой следуют VIII вариации для двух фортепиано соль мажор (1804)
- соч. 32: Концерт для фортепиано с оркестром до мажор (1803)
- соч. 33: Симфония ми-бемоль мажор (1803)
- соч. 34: Симфония ре минор (1804)
- соч. 35: Соната для фортепиано и скрипки си-бемоль мажор (1805)
- соч. 36: Большое трио для кларнета, виолончели и фортепиано ми-бемоль мажор (1806)
- соч. 37: Серенада для четырехголосного хора, кларнета, альта и виолончели (1807)
- соч. 38: Каприс и рондо (то же, что соч. 21) (1803)
- соч. 39: Большая соната соль минор (1806)
- соч. 40: Концерт для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор (т. 1803)
- соч. 41: Квинтет для кларнета, скрипки, 2-х альтов и фортепиано соль минор (1801)
- соч. 42: Каприс и рондо для фортепиано в 4 руки ре мажор (1803)
- соч. 43: Большая соната до мажор (1806)
- соч. 44: Трио Пот-Пурри для фортепиано, кларнета и виолончели (1803)
- соч. 45: Концерт для 2-х фортепиано с оркестром си-бемоль мажор (т. 1803)
- соч. 46: Токката для фортепиано до минор (1806)
- соч. 47: Секстет для фортепиано, скрипки, альта, валторны и кларнета ми-бемоль мажор (1796)
- соч. 48: Квинтет для фортепиано, гобоя, скрипки, альта и виолончели до мажор (1805)
- соч. 49: Соната для фортепиано и скрипки фа мажор (1792)
- соч. 50: Соната для фортепиано и скрипки си-бемоль мажор (1795)
- Тема, вариации и пасторальное рондо для арфы на тему аллегро из Дивертисмента К 563 Моцарта.
- 12 вариаций на тему Bei Mannern, sucht die Liebe of the Magic Flute, для фортепиано (выиграно 3)
- 10 вариаций на тему «Зу Штеффен говорил во сне» (приписывается Моцарту) (выиграно 2)
- 12 вариаций на тему «Нежное сердце» Фрейдина (приписывается Моцарту) (выиграно 4)
- Трио для фортепиано, скрипки и виолончели до мажор (приписывается Моцарту) (1797)
- Концерт для блокфлейты с оркестром соль мажор.
- Концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор (выиграл 9 1793 г.)
- Симфонии ре мажор (Вон 5), соль мажор (Вон 6) до мажор Вон 7) (1783/85)
- Квартет для фортепиано и струнных соль минор (1804)
- «Грабе» Бэя Моцарта, кантата для солистов, хора и оркестра (8 вон, 1791 г.)
- В этой темноте наступила ариетта для голоса и фортепиано (WoO 10, 1807)
- 12 немецких танцев, 12 менуэтов для клавира (1805)
- Март (1807 г.)
Оперы
[ редактировать ]- Les Bohémiens (Цыгане), комическая опера в трех действиях выиграла 22 (1781), проиграла
- Граф Болдуин, комическая опера в двух действиях выиграла 20 (1785), проиграла
- Маршан мод, Зингшпиль в трех действиях выиграл 19 (не позднее 1787 г.), либретто сохранилось.
- Ведьма Мегара, выиграла 21 (1790 г.), проиграла
- Пирам и Фисба, мелодрама в одном действии выиграла 23 (1794), либретто сохранилось.
- Храм бессмертия, Аллегорический пролог выиграл 24 (1799 г.), проиграл
- Волшебная опера в двух действиях «Королева Черных островов» выиграла 1 (1801).
- Эрвин фон Штайнхайм, пародия в трех действиях выиграла 25 (1801 г.); Либретто получено
Записи
[ редактировать ]Многие из 200 композиций Эберла утеряны. Его камерная музыка продолжает получать современное исполнение. Три его симфонии были записаны Concerto Köln в 1999 году. Два его фортепианных концерта, op 32 и 40, были записаны в 2011 году для CPO группой Die Kölner Akademie под управлением Михаэля Александра Вилленса с Паоло Джакометти и Рико Фукуда в качестве солистов. Его концерт для двух фортепиано ор. 45 был записан тем же ансамблем и выпущен в 2018 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рэндел, Дон Майкл (1996). Гарвардский биографический словарь музыки . Белнап Пресс. стр. 238 . ISBN 9780674372993 .
- ^ Эйзен, Клифф (2006). Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 152 . ISBN 0-521-85659-0 . OCLC 60245611 .
- ^ Харлоу, Мартин (2013). Два квинтета: Большой квинтет для кларнета или скрипки, альта, виолончели и фортепиано, соч. Блестящий квинтуор для гобоя, скрипки, альта, виолончели и фортепиано, соч . AR-издания. ISBN 9780895797704 .
- ^ «Антон Эберль (1765–1807): Еще один Моцарт?» . 12 октября 2023 г.
- Словарь музыки и музыкантов New Grove, Macmillan, 1980.
- Фортепиано в камерном ансамбле, М. Хинсон, издательство Индианского университета, 1978 г.
- Статья для Ramee Records, Ван Брюгген и др., 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1765 рождений
- 1807 смертей
- Австрийские композиторы классического периода
- Австрийские классические пианисты
- Австрийские классические пианисты-мужчины
- Композиторы для фортепиано
- Музыканты из Вены
- Музыканты-мужчины XVIII века
- Австрийские композиторы-мужчины-классики
- Музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы Священной Римской империи.