Jump to content

Александр Григорьев (художник)

Александр Григорьев
Александр Григорьев
Portrait by Sergey Malyutin , 1923
Рожденный 28 мая 1891 г.
Пертнуры, Козьмодемьянский уезд , Казанская губерния , Российская империя.
(now Gornomariysky District , Mari El , Russia)
Умер 25 августа 1961 г. ( 1961-08-25 ) (70 лет)
Национальность советский
Образование Московское училище живописи, ваяния и зодчества
Казанское художественное училище
Известный Живопись, Рисунок, Академик
Движение Реализм
Супруг Евгения Бакланова

Alexander Vladimirovich Grigoriev (Russian: Александр Владимирович Григорьев ; 28 May 1891 – 25 August 1961), was a Mari Soviet artist, public figure and academician . [ 1 ] Его считают первым прославленным и крупнейшим марийским художником, внесшим вклад в развитие и становление изобразительного искусства Марийского края .

Григорьев учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких художников, как Илья Машков и Абрам Архипов ; он путешествовал по Советскому Союзу вместе с Ильей Юрьевичем Репиным , помогая таким великим художникам, как Николай Фешин . Григорьев посвятил свою жизнь искусству. Следуя движению реализма , Григорьев писал жанровые картины , портреты , пейзажи и натюрморты .

Благодаря своим национальным инициативам Григорьев стал одной из самых значительных фигур советского искусства 1920-х годов. Будучи основателем Ассоциации художников революционной России , он оказывал влияние на искусство СССР на протяжении всего его существования. ; Художественно-исторический музей А.В. Григорьева Частью его наследия является его мечтой было сделать из нее «Малую Третьяковскую галерею ».

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Григорьев родился 28 мая 1891 года в деревне Петнуры Козьмодемьянской области в семье сельских интеллигентов. Его отец был учителем из крестьянской семьи, который, понимая важность образования, позволил сыну продолжить начальное образование в губернской Казани . Сначала это была учительская семинария. С ранних лет Александр Григорьев начал проявлять большой интерес к изобразительному искусству . Это был период становления национального изобразительного искусства . Художественное образование было довольно редким среди марийских художников ; Григорьев был одним из первых марийских художников, получивших изобразительное образование .

Александра, обнаружившего в нем большую тягу к живописи, привлекало искусство, а не учительская стезя. Поэтому он поступил в Казанское художественное училище (1910–1915), главное место образования и художественной культуры Волго -Вятского края . Учился под руководством своих учителей П. П. Бенькова и известного художника Николая Фешина . В этот период Александр участвовал в первой выставке в 1914 году.

Дальнейшее художественное образование Григорьев получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1915–1917). За это время будущий художник учится в мастерских известных художников, в том числе Ильи Машкова , Константина Коровина , Абрама Архипова и Василия Мешкова. Крепкие связи не раз объединят художника с его учителями: Григорьев, занявший впоследствии руководящие должности в Москве, всегда будет готов помочь и поддержать старую художественную интеллигенцию .

Вернулся на родину

[ редактировать ]

В 1919 году Григорьев вернулся в Козьмодемьянск со своей молодой женой, москвичкой Евгенией Баклановой. Он сразу стал активистом района. Будучи заведующим волостным отделом народного образования, он способствовал открытию мастерской декоративного искусства. Была организована первая местная художественная выставка и художественная школа создана .

Григорьев считал, что его соотечественникам необходимо художественное просвещение, и поэтому планировал посвятить свою жизнь искусству. небольшую версию Третьяковской галереи Он также хотел открыть в родном городе . Увидев картины Волго-Камской выставки, Григорьев решил организовать в городе музей, который стал первым музеем, открытым в Волго-Вятском регионе в послереволюционные годы. [ 2 ]

За время работы в Марийском крае Григорьев проявил себя прекрасным рисовальщиком, мастером карандашного портрета. Это проявилось в портретах близких ему людей и общественных деятелей («Портрет отца» - 1919, «Портрет С. Локтева», «Портрет Алафузова» - 1920).

Народный артист занимается

[ редактировать ]
А.В. Григорьев в 1926 году с членами АХРР.

В 1922 году Григорьева вызвали в Москву. Государство Советского Союза восстанавливало принципы нового искусства, образования и музеев. Григорьев работал в отделе музеев и охраны произведений искусства и памятников старины Наркомата просвещения.

В том же году Григорьев вместе с председателем Передвижного общества и рядом других единомышленников основал Ассоциацию художников революционной России (ААРР), оказавшую важное влияние на искусство советского периода. С 1923 по 1927 год Григорьев избирался председателем АХРР, оказавшей впоследствии влияние на все советское искусство. В 1928 году Григорьев основал Союз советских художников и стал его председателем до 1932 года. [ 3 ]

Живя в столице, Григорьев приобрел для Козьмодемьянского музея 50 картин известных художников, скульптуру и фарфор. Близкое знакомство Григорьева с Николаем Фешиным способствовало приобретению его произведений. В 1923 году, во время отъезда Фешина в Америку, Александр купил у него несколько работ для Козьмодемьянского музея, а Фешин подарил ему эскизы к «Черемисовой свадьбе». [ 4 ]

Поворотный момент

[ редактировать ]

В начале 1930-х годов А. Григорьев был заместителем директора Третьяковской галереи , художественным редактором Госиздата , членом Союза художников СССР с 1932 года.

1934 года Григорьев жил с семьей в городе Таруса Калуги С . В том же году он был председателем Всероссийского союза кооперативных объединений произведений изобразительного искусства , который взял на себя организацию материальной и творческой поддержки художников, организацию творческих командировок и выставок. Несмотря на эту функцию, в его автобиографии « С 1934 по 1938 годы художник, творчество является основным занятием ». Григорьев провел выставку своих работ в 1934 году, но в этот период его здоровье начало ухудшаться. [ 3 ]

В это время репрессии 1930-х годов продолжали набирать обороты. В начале 1937 года были арестованы многие военачальники, учёные и деятели культуры. Угроза нависла и над Союзом советских художников . Однажды ноябрьской ночью 1937 года Григорьев был арестован и осужден за антисоветскую деятельность. Григорьев провел почти 9 лет в карагандинском трудовом лагере , в одном из совхозов НКВД . Ярлык «враг народа» резко изменил его жизнь. Имя Григорьева на десятилетия было удалено из Козьмодемьянского музея и из книг, и даже его лицо было удалено с фотографий, которые были опубликованы в литературе об АХРР. Григорьев знал многих государственных деятелей Советского Союза, в том числе Маршала Советского Союза Климента Ворошилова . Попав под репрессии, он написал Ворошилову с просьбой о пересмотре его дела, но это не принесло никаких результатов.

Начинается новая жизнь

[ редактировать ]

После освобождения Григорьева в 1946 году ярлык «враг народа» с него не был снят. Несмотря на то, что его семья жила в Москве, ему по-прежнему был запрещен выезд из столицы, поэтому он уехал в Калужскую область, в Тарусу , где прожил десять лет и был забыт практически всеми, за исключением нескольких его друзей и художников, которые пытались помощь, потому что Григорьев бедствовал.

В середине 1947 года Григорьев отправил письмо Лизе Анцелович , женщине, с которой он познакомился в Карлаге, о том, что он поселился в Тарусе, недалеко от Москвы. Он написал; «Друзья, говорят, помогли оборудовать цех, предоставили все необходимое, чтобы можно было снова работать. Пытаюсь начать жизнь сначала… Все просто: взяли, замучили и отпустили. Живи, коль ты уже выжил..." Григорьев говорил о себе: "Курилка жива - плоть слаба, но дух бодр". [ 5 ]

Несколько лет Григорьев жил там, в полуразрушенном немцами доме, зарабатывая тем, что писал вывески для закусочных и кафе.

Легитимность и признание со стороны своей нации

[ редактировать ]

Ярлык «враг народа» преследовал Григорьева до начала 1950-х годов. В одной из книг об Илье Юрьевне Репине вместо сидящего рядом с Репиным Григорьева запечатлена ваза. Художник был реабилитирован в 1954 году.

После XX съезда Коммунистической партии Советского Союза переживших сталинизм ждала реабилитация, пожизненная или посмертная; «Постановлением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 16 июня 1954 года Григорьев А.В. реабилитирован по судимости 1939 года», — говорится в справке ФСБ РФ . [ 6 ] Позже Григорьева восстановили в рядах КПРФ.

После реабилитации о Григорьеве открыто вспомнили как о председателе АХРР, и пригласили на расширенное заседание Академии художеств СССР . В 1956 году Григорьеву была назначена пожизненная пенсия общесоюзного значения; в том же году он был избран делегатом 1-го съезда советских художников. [ 3 ] В августе 1960 года Григорьеву было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств Марийской АССР . [ 7 ]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Александр Григорьев скончался 25 августа 1961 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Здесь же похоронена его жена и подруга Евгения Григорьева. Не забывал Григорьев и о своей «Малой Третьяковской галерее», фонд которой пополнялся с его помощью. Так продолжалось до 1961 года, последнего года в жизни художника. Впоследствии музей продолжал поддерживаться. Ему передали работы как официальные органы, так и художники. 14 октября 1966 года его имя, отнятое в годы репрессий, было возвращено музею в Козьмодемьянске. В его память установлен скульптурный бюст Григорьева.

Сегодня Государственная премия Республики Марий Эл в области изобразительного искусства носит имя Александра Григорьева. Его работы можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском музее , [ 8 ] и в музеях России, Италии, Франции, Великобритании и других стран.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Со своей будущей женой Евгенией Баклановой, москвичкой, Александр Григорьев познакомился во время работы в Земском союзе , будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества .

В течение восьми лет его пребывания в карагандинском трудовом лагере вся его семья защищала его невиновность. Его жена написала ходатайства Лаврентию Берии в НКВД . В 1938 году его старший сын Вениамин, которому исполнилось 19 лет, написал письмо вождю Иосифу Сталину "и рассказал о славном прошлом отца на благо государства, прося помочь "ускорить правдивый анализ дела отца". . [ 9 ]

Евгения не изменила мужу, бросив его, а поверив в его невиновность и пытаясь поддержать его в переписке; «Ведь я тебя знаю все и верю, верю твердо, верю, что я не только ничего не мог, но и думать не мог... Ты, Шурка, мужайся, береги свое здоровье, когда это возможно. я твердо убежден». [ 9 ]

Политические взгляды

[ редактировать ]

По воспоминаниям Софьи Красильниковой, козьмодемьянской комсомолки 1920-х годов, молодой человек «первое революционное боевое крещение получил в Казани и испытал на себе жестокости провинциальной тюрьмы...». За участие в революционных демонстрациях 1909 года Григорьев был исключен из учительской семинарии и отправлен домой под надзор полиции, а затем восстановлен в должности. [ 10 ]

Хотя Григорьев говорил в 1940 году: «Я не был членом партии эсеров, и когда я был молодым человеком, я встречался, виделся, разговаривал с ними и пользовался их подпольной литературой, среди которой была и марксистская литература». И все же с 1909 года художник был членом Эсеров . [ 11 ]

Григорьев встретил обе революции 1917 года — Февральскую и Октябрьскую революции в Москве. Сельский житель глубинки, он встал на сторону реформ, поддерживая идеи социал-демократии, большевизма и смены власти. Раньше веря в силу революции, Григорьев тогда, вероятно, не согласился со словами Николая Бердяева о том времени: «Русская революция была концом русской интеллигенции...» [ 12 ]

После Октябрьского переворота Григорьев участвовал в разгоне руководства земского союза во главе с князем Трубецким . В декабре 1917 года Григорьев стал членом реформированного Главного комитета Земского союза , в котором работал статистиком до его ликвидации в конце 1918 года. С декабря 1918 года Григорьев был членом РКП (б) , став одним из первые советские художники-коммунисты, имеющие к 1938 году уже 20-летний партийный стаж.

Слава и репутация

[ редактировать ]

Григорьев сыграл большую художественную и политическую роль в развитии советского искусства , поднял уровень культурного образования в Марийском крае . К. Ворошилов поддержал идею Григорьева организовать поездку к Илье Репину . Его целью было рассказать мастеру о жизни молодого советского государства и о том, чтобы картины Репина и других передвижников не были уничтожены.

«Он был святым человеком души, как я, — писала о Григорьеве Репин, — верил в светлое будущее новой страны, которую он строил вместе со своими единомышленниками». [ 13 ]

Почти все, что Григорьев передал Художественно-историческому музею имени А.В. Григорьева, было передано им в дар. В трудные времена, когда коллеги-художники нуждались в моральной и материальной поддержке, Григорьев всегда старался им помочь. Вместе с поэтом П. А. Радимовым, бывшими учениками Николая Фешина , они помогли Фешину получить в Москве необходимые документы, позволяющие ему поехать в США.

Художник Александр Васильевич Куприн говорил Григорьеву: «Вы - редкое явление. Вы, единственный художник, доброжелательно относитесь к старшим товарищам, и многим помогли. Я помню А. Архипова , В. Бакшеева, К. Богаевского . Жизнь так трудна, что, когда мысленно останавливаешься на таком положительном явлении, как помощь достойным старым художникам, на душе становится легче, и обстановка уже не кажется унылой. Одним словом, твоя фигура вселяла бодрость». [ 14 ]

Евгений Алексеевич Кацман писал: "Григорьев - фанатик коммунизма и реализма. Партийная работа и Ахрр - два термина, сумма - Григорьев". [ 15 ] По словам Д. Мощевитина, сокурсника А. Григорьева по ХШШ; «Страстотерпцы, в древности канонизированные заживо». [ 16 ] Художник И. Михайлович Пландин в письме к вдове А. В. Григорьеву добавлял: «Наш музей будет служить ему памятником на многие поколения». [ 16 ]

Публичные коллекции

[ редактировать ]
  1. ^ Александр Григорьев Wikipedia RU
  2. ^ "Чернышев. Сирень. Подробное описание экспоната, аудиогид, интересные факты. Официальный сайт Artefact" .
  3. ^ Перейти обратно: а б с http://xn--80aaoidbpfp2az5a1g9b.xn--p1ai/lichnosti/grigorev-aleksandr-vladimirovich/
  4. ^ "100 ЛЕТ МАРИЙ ЭЛ. Достояние республики: Козьмодемьянскому художественно-историческому музею имени А. В. Григорьева – 100 лет | Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна Республики Марий Эл" .
  5. ^ К. Н. Сануков Судьба художника. - Эд. 2-е доп. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2011. - 160 с. + 24с. в т.ч.: ил.
  6. ^ Справка ФСБ РФ от 15.08.05 - 2 пф1, оп.4, д. 1190. Документ предоставлен Архивом Международного общества "Мемориал".
  7. ^ https://seamen.com/artist-alexander-grigoriev-personal-biography/
  8. ^ "ArtMuseum.ru - Учитель и его ученики. Живопись и графика Н.И. Фешина и А.В. Григорьева" .
  9. ^ Перейти обратно: а б Архив Козьмодемьянского художественно-исторического музея. АВ Григорьев. Документальный фонд. АВ Григорьев.
  10. Архив Козьмодемьянского художественно-исторического музея имени А.В. Григорьева. Документальный фонд. С. Красильникова. Рукопись. КП-1483/233-234.
  11. Архив Козьмодемьянского художественно-исторического музея имени А.В. Григорьева. Документальный фонд. АВ Григорьев. Документ (рукопись) «Несколько слов из моей биографии и среды, в которой я воспитывался и перемещался». 25 апреля 1940 г. Из личного дела № 178239. КП-8984/137.
  12. ^ Там же. АВ Григорьев. Письмо А.В. Григорьевой Е.Д. Кардовской.
  13. ^ Кузнецова Е. Карлаг: отмечена одной мета: коллекция. - [Б. м.]: Копирайт, 2010. – 337 с.
  14. ^ Archive of the Kozmodemyansk Art and History Museum. A.V. Grigoriev. Documentary fund. A.V. Grigoriev. Letter to A.V. A. V. Kuprina Grigoriev. 05/02/1948
  15. ^ Сануков К. Н. Судьба художника. - Эд. 2-е доп. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2011. - 160 с. + 24с. в т.ч.: ил.
  16. ^ Перейти обратно: а б Архив Козьмодемьянского художественно-исторического музея. АВ Григорьев.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Первичные источники

  • Kudryavtsev, V.G. Alexander Vladimirovich Grigoriev: Documents. Articles. Letters. Memories. Yoshkar-Ola, 1992. 94pp.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5829f9cf7de17aba0059df8f76a570a1__1697823240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/a1/5829f9cf7de17aba0059df8f76a570a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alexander Grigoriev (artist) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)