Гидроформинг

Гидроформовка — это способ формования пластичных металлов, таких как алюминий , латунь , низколегированная сталь и нержавеющая сталь , в легкие, структурно жесткие и прочные детали. Одним из крупнейших применений экономичной гидроформовки является автомобильная промышленность, которая использует сложные формы, ставшие возможными благодаря гидроформовке, для производства более прочных, легких и жестких цельных конструкций транспортных средств. высокого класса Этот метод особенно популярен в индустрии спортивных автомобилей , а также часто используется при формовании алюминиевых трубок для велосипедных рам.
Гидроформовка — это специализированный тип штамповки , при котором используется гидравлическая жидкость под высоким давлением для прессования рабочего материала при комнатной температуре в штамп. Чтобы гидроформовать алюминий в направляющую рамы автомобиля, полую алюминиевую трубку помещают внутрь негативной формы, которая имеет форму желаемого результата. Гидравлические насосы высокого давления затем впрыскивают жидкость под очень высоким давлением внутрь алюминиевой трубки, что заставляет ее расширяться до тех пор, пока она не достигнет формы. Затем гидроформованный алюминий извлекают из формы. Гидроформовка позволяет формовать сложные формы с вогнутостями, что было бы затруднительно или невозможно при стандартной штамповке цельным штампом . Гидроформованные детали часто могут быть изготовлены с более высоким соотношением жесткости к весу и с более низкой себестоимостью единицы продукции, чем традиционные штампованные или штампованные и сварные детали. Практически все металлы, пригодные для холодной штамповки, могут подвергаться гидроформовке, включая алюминий, латунь, углеродистую и нержавеющую сталь, медь и высокопрочные сплавы. [ объяснить ] [1]
Электрогидравлическая формовка использует электроды для взрывного испарения жидкости в дуге для деформации рабочего материала.
Основные варианты процесса
[ редактировать ]Листовая гидроформовка
[ редактировать ]Этот процесс основан на патенте 1950-х годов на гидроформование, выданном Фредом Лойтессером-младшим и Джоном Фоксом из компании Schaible из Цинциннати, штат Огайо , США. [2] Первоначально он использовался при изготовлении кухонных изливов. Это было сделано потому, что помимо упрочнения металла гидроформовка также позволяла получать менее «зернистые» детали, что позволяло облегчить финишную обработку металла. [3] При гидроформовке листов различают формование баллона (когда есть баллон, содержащий жидкость; жидкость не контактирует с листом) и гидроформинг, при котором жидкость контактирует с листом (баллон отсутствует). Формирование мочевого пузыря иногда называют флексформированием. [4] Флексформинг в основном используется для мелкосерийного производства, например, в аэрокосмической отрасли. [5] Формовка с жидкостью, находящейся в непосредственном контакте с деталью, может выполняться либо с помощью охватываемого цельного пуансона (этот вариант иногда называют гидромеханической глубокой вытяжкой). [6] ) или с охватывающей твердой матрицей. При гидромеханической глубокой вытяжке заготовка помещается на тянущее кольцо (держатель заготовки) над пуансоном, затем гидравлическая камера окружает заготовку, и относительно низкое начальное давление прижимает заготовку к пуансону. Затем пуансон поднимается в гидравлическую камеру, и давление увеличивается до 100 МПа (15000 фунтов на квадратный дюйм), которое образует деталь вокруг пуансона. Затем давление сбрасывается, пуансон втягивается, гидравлическая камера поднимается, и процесс завершается.
Среди этих методов гидравлическое испытание на выпуклость позволяет повысить упрочнение листового материала за счет особых операций растяжения и обеспечивает лучшую точность формы сложных деталей. Следовательно, выбрав правильный материал и параметры формования для исследования гидравлического выпучивания листа, можно определить предельные кривые формования (FLC). [1]
Значение
- Гидравлическое испытание на выпуклость более подходит для операций формовки листового металла, поскольку режим деформации является двухосным, а не одноосным. Также он предоставляет кривые течения для материалов с расширенным диапазоном уровней пластической деформации до 70% до возникновения разрыва.
- Полезно сгенерировать FLC, которые будут надежным эталонным входным сигналом для явного решателя, такого как LS-DYNA. Эти полученные FLC используются в качестве входных данных кривой нагрузки для таких решателей для анализа.
- FLC также лучше всего подходят для определения точной зоны для операций формования, не затрагивая при этом локализованные образования шейки и другие возможные дефекты.
- Гидравлическое испытание на выпуклость было бы полезно для расчета коэффициента деформационного упрочнения - «n» (т.е. коэффициента деформационного упрочнения) материала, чтобы определить способность материала к формованию.
- Простой и универсальный подход.
- Контролируемое распределение давления по поверхности детали во время формовки можно использовать для «контроля» толщины листа и предотвращения возникновения локализованных образований шейки.
- Использование только одной формы поверхностной оснастки, что экономит время и затраты на изготовление оснастки. Отсутствие жесткого контакта инструмента с одной поверхностью также снижает поверхностное трение и, следовательно, дефекты поверхности, что приводит к хорошему качеству поверхности.
Альтернативные названия, другие варианты и подобные процессы
[ редактировать ]- Hydromec (Гидромеханическая глубокая вытяжка)
- Аквадрайв
- Формирование выпуклостей
- Взрывное формование
- Для крупных деталей взрывная гидроформовка может создать давление формования путем простого взрыва заряда над деталью (вместе с вакуумированной формой), которая погружена в бассейн с водой. Инструменты могут быть намного дешевле, чем те, которые потребуются для любого процесса прессования. Процесс гидроформовки в форму также работает, используя только ударную волну в воздухе в качестве среды давления. В частности, когда взрывчатое вещество находится близко к заготовке, эффекты инерции усложняют результат, чем формовка только за счет гидростатического давления.
- Формирование резиновой подушки
Гидроформинг труб
[ редактировать ]При гидроформовке труб существует два основных метода: высокое давление и низкое давление . При использовании процесса высокого давления трубка полностью закрывается в штампе перед подачей давления в трубку. При низком давлении трубка слегка сжимается до фиксированного объема во время закрытия матрицы (раньше это называлось процессом Variform). Исторически этот процесс был запатентован в 50-х годах. [7] но промышленное распространение он получил в 1970-х годах для производства крупных Т-образных соединений для нефтегазовой промышленности. Сегодня он в основном используется в автомобильном секторе, где можно найти множество промышленных применений. [8] [9] С появлением электрических велосипедов этот метод стал предпочтительным для производителей электронных велосипедов. В частности, нижняя и верхняя трубы предпочтительно изготавливаются методом гидроформовки, чтобы вместить аккумулятор для электрического велосипеда. Новейшим применением в велосипедной промышленности теперь являются гидроформованные рули для улучшения аэродинамики и эргономики. При гидроформовке трубок давление прикладывается к внутренней части трубы, которая удерживается штампами желаемого сечения и формы. Когда матрицы закрыты, концы трубок герметизируются осевыми пуансонами и трубка заполняется гидравлической жидкостью . Внутреннее давление может достигать нескольких тысяч бар, что приводит к калибровке трубки по матрицам. Жидкость впрыскивается в трубку через один из двух осевых пуансонов. Осевые пуансоны подвижны, и их действие необходимо для обеспечения осевого сжатия и подачи материала к центру выпучиваемой трубы. В формовочную матрицу также могут быть встроены поперечные контрпуансоны для формирования выступов с малым соотношением диаметр/длина. Поперечные контрпуансоны также можно использовать для пробивания отверстий в заготовке в конце процесса формовки.
Проектирование процесса в прошлом было сложной задачей, поскольку первоначальное аналитическое моделирование возможно только для ограниченных случаев. [10] Достижения последних лет в области FEA и FEM позволили более широко разрабатывать процессы гидроформовки для различных деталей и материалов. Часто необходимо выполнить моделирование FEM , чтобы найти возможное технологическое решение и определить правильные кривые нагрузки: зависимость давления от времени и осевая подача от времени. [11] В случае более сложных деталей, изготовленных методом гидроформовки, трубку необходимо предварительно согнуть перед загрузкой в головку для гидроформовки. Гибка выполняется последовательно по длине трубы, при этом труба сгибается вокруг гибочных дисков (или матриц) по мере подачи длины трубы. Гибка может выполняться с оправками или без них. Эта дополнительная сложность процесса еще больше увеличивает зависимость от FEM при проектировании и оценке производственных процессов. Осуществимость процесса гидроформовки должна учитывать исходные свойства материала трубы и возможность его изменения, а также процесс гибки, гидравлическое давление на протяжении всего процесса формования, с включением осевой подачи или без него, чтобы спрогнозировать формуемость металла.

Типовые инструменты
[ редактировать ]Инструменты и пуансоны можно заменять в зависимости от требований к деталям. Одним из преимуществ гидроформинга является экономия на инструментах. Для листового металла требуется только волочильное кольцо и пуансон (металлообработка) или матрица. В зависимости от формируемой детали пуансон может быть изготовлен из эпоксидной смолы, а не из металла. Сама камера гидроформы действует как матрица, что исключает необходимость ее изготовления. Это позволяет вносить изменения в толщину материала без необходимости внесения изменений в инструмент. Однако штампы должны быть тщательно отполированы, а при гидроформовке труб требуется двухсекционный штамп, позволяющий открывать и закрывать.
Произведенная геометрия
[ редактировать ]Еще одним преимуществом гидроформинга является то, что сложные формы можно изготовить за один этап. При гидроформовке листов, где камера действует как охватываемая матрица, можно изготавливать практически неограниченные геометрические формы. Однако этот процесс ограничен очень высокой силой закрытия, необходимой для герметизации штампов, особенно для больших панелей и толстых твердых материалов. Маленькие вогнутые угловые радиусы трудно полностью откалибровать, т.е. заполнить, поскольку потребуется слишком большое давление. Фактически, сила закрытия матрицы может быть очень высокой, как при гидроформовании труб, так и листов, и может легко преодолевать максимальный тоннаж формовочного пресса. Чтобы поддерживать силу закрытия матрицы в заданных пределах, необходимо ограничить максимальное внутреннее давление жидкости. Это снижает калибровочные возможности процесса, т. е. уменьшает возможность формования деталей с малыми радиусами вогнутости. Ограничения процесса гидроформовки листов обусловлены риском чрезмерного утончения, разрушения, образования складок и строго связаны с формуемостью материала и правильным выбором параметров процесса (например, зависимости гидравлического давления от времени). Гидроформовка труб также позволяет создавать множество геометрических вариантов, уменьшая необходимость в операциях по сварке труб. Аналогичные ограничения и риски можно перечислить как при гидроформовке листов; однако максимальная сила закрытия редко является ограничивающим фактором при гидроформовке труб. [12]
Допуски и качество поверхности
[ редактировать ]Гидроформовка позволяет производить детали с жесткими допусками, включая допуски для самолетов, где общий допуск для деталей из листового металла находится в пределах 0,76 мм (1/30 дюйма). Гидроформовка металла также обеспечивает более гладкую поверхность, поскольку устраняются следы, образующиеся при традиционном методе прессования охватывающей и охватывающей матриц.
Хотя пружинение долгое время было темой дискуссий при обработке листового металла, в гораздо меньшей степени это была тема исследований при гидроформовке труб. Частично это может быть результатом относительно низкого уровня упругого возврата, естественно возникающего при деформации трубок с получением их геометрии закрытого сечения. Трубчатые гидроформованные секции по своей природе закрытых секций очень жесткие и не демонстрируют высокой степени упругой деформации под нагрузкой. По этой причине вполне вероятно, что отрицательное остаточное напряжение, возникающее во время гидроформовки труб, может быть недостаточным для упругой деформации детали после завершения формования. Однако, поскольку все больше и больше трубчатых деталей производится с использованием высокопрочной стали и усовершенствованной высокопрочной стали, [13] При проектировании и изготовлении гидроформованных деталей из труб закрытого сечения необходимо учитывать упругую отдачу.
Примеры
[ редактировать ]Яркие примеры включают:
Листовая гидроформовка
[ редактировать ]- Спутниковые антенны диаметром до 6 метров, такие как те, которые используются в телескопической решетке Аллена . [14]
- Корпус светильника и отражатель
Гидроформование труб
[ редактировать ]- Многие автомобили имеют компоненты, изготовленные с использованием гидроформованных трубок, причем первым серийным автомобильным компонентом стала опорная балка приборной панели для минивэна Chrysler 1990 года. [15]
- Методика широко используется при изготовлении люлек двигателей. Первый серийный экземпляр был выпущен для Ford Contour и Mystique в 1994 году. [15] Другие из длинного списка включают Pontiac Aztek , [16] Хонда Аккорд [17] и рама по периметру вокруг двигателя мотоцикла Harley Davidson V-Rod . [18]
- Другие важные применения гидроформовки в автомобилестроении включают компоненты подвески, [ который? ] и опоры радиатора.
- Различные компоненты рамы автомобиля, самым ранним серийным из которых был Chevrolet Corvette 1997 года выпуска . [19] Среди многих примеров можно выделить текущие версии трех основных пикапов США — Ford F-150 , Chevrolet Silverado и Ram — все они имеют гидроформованные направляющие рамы. [19] 2006 года Понтиак Солнцестояние [20] и стальная рама внутри внедорожника John Deere HPX Gator. [21]
- В последнее время этот процесс стал популярным при производстве алюминиевых рам и ободьев для колясок, что делает коляску более жесткой и легкой, а ободья для рук — более эргономичными. [22]
- Этот процесс стал популярным при производстве алюминиевых велосипедных рам. Самым ранним серийно выпускаемым велосипедом был велосипед Giant Manufacturing Revive, впервые появившийся на рынке в 2003 году.
- Медная трубка Yamaha саксофонов . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Процесс гидроформинга» . Джонс Металл Продактс . Проверено 21 июня 2011 г.
- ^ «первый патент на HF» . Проверено 17 июля 2012 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Патент США 2713314.
- ^ Хатипоглу, Х. Али; Полат, Наки; Коксал, Ариф; Теккая, А.Эрман (1 января 2007 г.). «Моделирование процесса гибкого формования (формования жидкостных ячеек) с помощью метода конечных элементов». Ключевые инженерные материалы . 344 : 469–476. дои : 10.4028/www.scientific.net/KEM.344.469 . S2CID 137151717 .
- ^ Страно, М. (2006). «Оптимизация в условиях неопределенности процессов обработки листового металла методом конечных элементов». Труды Института инженеров-механиков, Часть B: Журнал машиностроительного производства . 220 (8): 1305–1315. дои : 10.1243/09544054JEM480 . S2CID 108843522 .
- ^ Дачан, Канг; Ю, Чен; Юнчао, Сюй (2005). «Гидромеханическая глубокая вытяжка чашек из суперсплавов». Журнал технологии обработки материалов . 166 (2): 243–246. дои : 10.1016/j.jmatprotec.2004.08.024 .
- ^ «Первый патент» . Проверено 17 июля 2012 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Гидроформовка для современного производства, Под ред. М. Коч, 2009 г. Woodhead Publishing Limited
- ^ Технология гидроформинга. (отчет конференции): Advanced Materials & Processes (Refereded): 1 мая 1997 г.: ASM International: v151: n5: p50(4)
- ^ Аснафи, Надер (1999). «Аналитическое моделирование гидроформовки труб». Тонкостенные конструкции . 34 (4): 295–330. дои : 10.1016/S0263-8231(99)00018-X .
- ^ Странно, Мэтью; Джиратхеаранат, Суват; Шр, Шиуань-Гуан; Алтан, Тайлан (2004). «Разработка виртуального процесса гидроформовки труб». Журнал технологии обработки материалов . 146 (1): 130–136. дои : 10.1016/S0924-0136(03)00853-7 .
- ^ «Гидроформинг» .
- ^ Хертелл (11 мая 2015 г.). «Великий дизайн из стали, 2015» (PDF) . Autosteel.org .
- ^ Вайнреб, Сандер (8–11 июля 2003 г.). Недорогие наземные микроволновые терминалы для космической связи (PDF) . 5-й Международный симпозиум по снижению стоимости наземных систем и эксплуатации космических аппаратов. Пасадена, Калифорния: НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 20 марта 2009 года . Проверено 21 ноября 2008 г.
- ^ а б Харджиндер Сингх (2003). Основы гидроформинга . МСП. п. 4. ISBN 978-0-87263-662-0 .
- ^ Тони Свон (июль 2000 г.). «Pontiac Aztek 2001 года — обзор первой поездки» . Caranddriver.com . Проверено 5 декабря 2008 г.
- ^ Эрик Лундин (24 июля 2003 г.). «Поставщик первого уровня строит четырехэтапную конкурентную стратегию» . Фабрикатор . Проверено 5 декабря 2008 г.
- ^ «Harley Davidson V-Rod Muscle 2009 года» . thekneeslider.com . Проверено 5 декабря 2008 г.
- ^ а б «Ремонт рамы гидроформованием» . I-Car Advantage онлайн . 13 сентября 2004 г. Архивировано из оригинала 21 октября 2012 г. Проверено 5 декабря 2008 г.
- ^ «Технология гидроформовки листового металла Pontiac Solstice, 2006 г.» . Автоканал . Проверено 5 декабря 2008 г.
- ^ «Коммунальный автомобиль имеет стальную раму, полученную гидроформованием» . ТомасНет . 5 декабря 2003 года . Проверено 5 декабря 2008 г.
- ^ Сильва, округ Колумбия; Пасчоарелли, LC; Медола, ФО (2019). «Оценка двух моделей ободьев рук в инвалидных колясках: распределение контактного давления по прямым и кривым траекториям» . Эргономика . 62 (12): 1563–1571. дои : 10.1080/00140139.2019.1660000 . PMID 31446854 . S2CID 201748187 .