Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф
Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф | |
---|---|
![]() Портрет Иоганна Фридриха Августа Тишбейна (1796 г.) | |
Рожденный | 18 мая 1736 г. |
Умер | 9 марта 1800 г. | (63 года)
Национальность | немецкий |
Род занятий | архитектор , архитектурный теоретик |
Фридрих Вильгельм Фрайгер фон Эрдмансдорф (18 мая 1736 — 9 марта 1800) — немецкий архитектор и теоретик архитектуры , один из наиболее значительных представителей раннего немецкого неоклассицизма в эпоху Просвещения . Его работа включала дворец Верлиц в современном садовом королевстве Дессау-Вёрлиц , одно из самых ранних палладианских зданий на европейском континенте. Самым известным его учеником был Фридрих Гилли , учитель Карла Фридриха Шинкеля .
Жизнь
[ редактировать ]Эрдмансдорф родился в Дрездене в семье саксонского придворного барона Эрнста Фердинанда фон Эрдмансдорфа и его жены Генриетты Маргарет, урожденной фон Хесслер.

После первых этапов обучения у Якоба Мовийона в Лейпциге и в Дрезденской рыцарской академии с 1750 по 1754 год Эрдмансдорф поступил в Виттенбергский университет в 1754–1758 годах, где познакомился с принцем Францем фон Ангальт-Дессау , на службу к которому он поступил в 1758 году. позже известность пришла к его работам для принца на его увеселительной площадке в Верлице недалеко от Дессау Резиденция . В возрасте двадцати трех лет Эрдмансдорф стал масоном и 23 августа 1759 года был посвящен в прославленную ложу Минерва Зу Ден Дрей Пальмен (Минерва с тремя пальмами).
В соответствии с просветительскими идеалами Просвещения принц имел целью реорганизовать окружающие его земли в единое «Садовое царство» ( Gartenreich ) в стиле английского пейзажного сада . Помимо благоустройства ландшафта, предполагалось возвести и сделать доступными для всех желающих коттеджи различных архитектурных стилей, античные храмы, мосты и мемориалы. Франц нанял своего друга и архитектора Эрдмансдорфа для проектирования архитектурного оформления территории.
Между 1761 и 1775 годами во время нескольких грандиозных туров по Италии, Голландии, Англии, Франции и Швейцарии Эрдмансдорф собирал идеи архитектурного оформления территории Верлица. Сопровождая принца, он познакомился со стилем шотландских архитекторов Роберта и Джеймса Адамов ( стиль Адамса ). В то же время на него произвел впечатление архитектор Уильям Чемберс . В Риме Эрдмансдорф познакомился с археологом Иоганном Иоахимом Винкельманом и художником Шарлем Луи Клериссо , а также связался с мастером-строителем Джованни Баттистой Пиранези и художником Якобом Филиппом Хаккертом .
Современное искусство и культура Англии произвели особое впечатление на Эрдмансдорфа, а также на принца Франца. Палладианскую архитектуру в Англии, вдохновленную Палладианскими виллами 16-го века, можно увидеть воспроизведенной в более поздних творениях Эрдмансдорфа, и она оказала самое сильное влияние на его творчество наряду с архитектурой и дизайном интерьера Древнего Рима. В этом художественном контексте он спроектировал, среди прочего, дворец Верлиц, построенный с 1769 по 1773 год для принца Франца и его супруги Луизы Бранденбург-Шведтской .
Хотя Эрдмансдорф отдавал предпочтение именно этому архитектурному стилю, он также создавал здания в неоготическом стиле, предпочитаемом принцем Францом. Среди прочего, он преобразовал влияние, полученное им во время поездки в Англию, в строительство Готического дома на территории Верлица.
Во время своего пребывания в Ангальт-Дессау Эрдмансдорф женился на Вильгельмине фон Ахлимб в 1781 году, от которой у него родилось две дочери.
В 1786 году король Пруссии Фридрих Вильгельм II обратился к нему с просьбой отремонтировать спальню и кабинет своего предшественника Фридриха Великого во дворце Сан-Суси в Потсдаме , а также ряд комнат в Берлинском городском дворце (Берлинский городской дворец). Следовательно, первый последовательно классический интерьер дворцов Потсдама и Берлина был построен по спецификациям Эрдмансдорфа. Во время своего пребывания в Берлине и Потсдаме, продолжавшегося до 1789 года, он стал почетным членом Королевской академии искусств и механических наук в Берлине. Помимо этой работы, он прежде всего работал консультантом в области искусства, культуры и образования в Бранденбурге.
Между 1789 и 1790 годами Эрдмансдорф снова остался в Италии. В Риме он познакомился с художниками Анжеликой Кауфман и Якобом Филиппом Хакертом , а также скульпторами Александром Триппелем , Антонио Кановой и Бартоломео Кавачеппи . После поездки в Веймар в 1791 году с принцем Францем он посетил дворы Готы , Касселя и Карлсруэ . В 1796 году он взял на себя художественное руководство Chalkographische Gesellschaft в Дессау, основанном в 1795 году, целью которого была популяризация художественных произведений посредством офортов. В это время он также работал преподавателем в Берлинской архитектурной школе, где, преподавал Фридриху Гилли в частности, .
Эрдмансдорф умер в Дессау в возрасте 64 лет. Его могилу можно найти на Новом кладбище ( Neuer Begräbnisplatz , сегодня известном как Историческое кладбище I) в Дессау.
Работает
[ редактировать ]



Здания в Верлице и на территории Верлица
[ редактировать ]- 1767-1768 Нимфеум
- 1769–1773 Дворец Верлиц
- 1770–1772 Кухонный корпус с Летним залом.
- 1769 г. Дом сторожа «Конь» на дамбе Эльбы.
- 1772 г. Дом Красного Дозорного на дамбе Эльбы.
- 1773+1813 Готический дом
- 1785–1787 Трактир «Дубовый венок».
- 1787–1790 Синагога Верлица
- 1788 Мост Фредерики
- 1791–1794 Вилла Гамильтон (Рок-остров «Каменный»)
- 1792–1795 Ратуша
- 1794 г. Храм Венеры
- 1795–1797 Пантеон
- 1796 Пробстей
- 1797–1798 Храм Флоры.
а также ряд других садовых безумств.
Дессау
[ редактировать ]- 1767 г. Кабинет принцессы и большой бальный зал во дворце Дессау.
- 1774–1778 Луизиум Загородный дом
- Загородный дом 1780 года в Джорджии
- 1775 г. Павильоны в дворцовом саду.
- 1777 Дворцовый театр
- нач 1780 г. Дом незнакомца и различные мелкие детали в парке Джорджиум
- до дома 1780 г. на Постштрассе, 11/12
- после 1780 г. Дом на Шлоссштрассе, 3
- после 1780 г., Цербстер штрассе, 52
- 1787 г. Новое кладбище и кладбищенское крыльцо.
- 1790–1791 Ипподром.
- 1792 г. Конюшни и резиденция придворного конюшего
- 1793 г. Оранжерея и главная гвардия
- 1796 г. Дома на мосту Мульде
- Дом 1798 г. на Цербстерштрассе, 69.
- 1798 г. Придворный театр
- 1798 г. Дом на Вальштрассе, 10
Потсдам
[ редактировать ]- 1786 г. Переустройство спальни и кабинета Фридриха Великого в классическом стиле во Сан-Суси . дворце
Берлин
[ редактировать ]- 1787–1789 Переоборудование нескольких залов в Berliner Stadtschloss (Раллийный зал, Большой колонный зал, Синие французские палаты, Зеленые французские палаты, Банкетный зал).
Примечания
[ редактировать ]Что касается личных имен: Фрейхерр был титулом до 1919 года, но теперь считается частью фамилии. Переводится как Барон . До отмены дворянства как юридического класса в августе 1919 года титулы предшествовали полному имени ( граф Гельмут Джеймс фон Мольтке ). С 1919 года эти титулы вместе с любой дворянской приставкой ( фон , цу и т. д.) могут использоваться, но рассматриваются как зависимая часть фамилии и, таким образом, идут после любых данных имен ( Хельмут Джеймс Граф фон Мольтке ). Титулы и все зависимые части фамилий при сортировке по алфавиту игнорируются. Женские формы — Freifrau и Freiin .
Ссылки
[ редактировать ]- Ризенфельд, Эрих Пауль (1913). Ф. В. фон Эрдмансдорф, главный строитель герцога Леопольда Фридриха Франца Ангальт-Дессау . Берлин.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Алекс, Рейнхард, изд. (1986). Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф 1736-1800 . Верлиц.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Кадац, Ханс-Иоахим (1986). Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф. Пионер немецкого раннего классицизма в Ангальт-Дессау. Издательство для строительства . Берлин. ISBN 3-345-00024-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Роде, август (1994). Жизнь г-на Фридриха Вильгельма фон Эрдмансдорфа . Верлиц: Кеттманн.
- Пфайфер, Инго (2004). Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф. Архитектор Царства Садов . Мюнхен / Берлин: Арт-путеводитель DKV № 562/4.
- Мейнерт, Гюнтер (1957), «Фридрих Вильгельм Эрдмансдорф» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 3, Берлин: Duncker & Humblot, стр. 572–572.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Королевские палаты Фридриха Вильгельма II (на немецком языке)
- Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф в Немецкой национальной библиотеки каталоге