Адаптивное поведение
![]() | Эта статья нуждается в более надежных медицинских ссылках для проверки или слишком сильно полагается на первоисточники . ( май 2020 г. ) | ![]() |
Адаптивное поведение – это поведение , которое позволяет человеку (обычно используется в контексте детей) справляться с окружающей средой с наибольшим успехом и с наименьшим количеством конфликтов с другими. Этот термин используется в области психологии и специального образования. Адаптивное поведение относится к повседневным навыкам или задачам, которые способен выполнить «средний» человек, аналогично термину « жизненные навыки » .
Неконструктивное или разрушительное социальное или личное поведение иногда может быть использовано для достижения конструктивного результата. Например, постоянное повторяющееся действие может быть переориентировано на что-то, что что-то создает или строит. Другими словами, поведение можно адаптировать к чему-то другому.
Напротив, дезадаптивное поведение — это тип поведения, который часто используется для уменьшения тревоги, но результатом является дисфункциональное и непродуктивное преодоление трудностей . Например, избегание ситуаций из-за нереалистичных страхов может первоначально уменьшить вашу тревогу, но в долгосрочной перспективе это непродуктивно для облегчения реальной проблемы. Дезадаптивное поведение часто используется как индикатор отклонения от нормы или психической дисфункции , поскольку его оценка относительно свободна от субъективизма . Однако многие виды поведения, считающиеся моральными , могут быть неадаптивными, например, инакомыслие или воздержание .
Адаптивное поведение отражает социальную и практическую способность человека удовлетворять потребности повседневной жизни.
Поведенческие модели меняются в ходе развития человека, жизненных условий и социальных конструкций, эволюции личных ценностей и ожиданий других. Важно оценить адаптивное поведение, чтобы определить, насколько хорошо человек функционирует в повседневной жизни: профессионально, социально и образовательно.
Примеры
[ редактировать ]- У ребенка, рожденного с церебральным параличом , скорее всего, будет форма гемипареза или гемиплегии (ослабление или потеря работоспособности одной стороны тела). Чтобы адаптироваться к окружающей среде, ребенок может использовать эти конечности в качестве помощников, а в некоторых случаях даже адаптировать использование рта и зубов в качестве инструмента, используемого не только для еды или разговора.
- Разочарование из-за неспособности выразить свои потребности в словах может привести к истерикам . Кроме того, это может привести к использованию знаков или языка жестов для сообщения о своих потребностях.
Основные проблемы
[ редактировать ]Ограничения в навыках ухода за собой и социальных отношениях, а также поведенческие эксцессы являются общими характеристиками людей с психическими отклонениями . Людей с психическими отклонениями, которым требуется обширная поддержка, часто обучают базовым навыкам ухода за собой, таким как одевание, прием пищи и гигиена. Прямое обучение и поддержка окружающей среды, такая как дополнительные подсказки и упрощенные процедуры, необходимы для того, чтобы дефицит этих адаптивных областей не ограничивал качество жизни.
Большинство детей с более легкими формами психических нарушений учатся заботиться о своих основных потребностях, но им часто требуется обучение навыкам самоуправления, чтобы достичь уровня работоспособности, необходимого для возможной независимой жизни . Установление и поддержание личных отношений представляет собой серьезную проблему для многих людей с психическими расстройствами. Ограниченные навыки когнитивной обработки, плохое речевое развитие и необычное или ненадлежащее поведение могут серьезно препятствовать взаимодействию с другими людьми. Обучение учащихся с психическими отклонениями необходимым социальным и межличностным навыкам является важной функцией специального образования. Учащиеся с психическими отклонениями часто демонстрируют проблемы с поведением, чем студенты, не имеющие подобных нарушений. Некоторые виды поведения, наблюдаемые учащимися с психическими отклонениями, включают трудности с принятием критики, ограниченный самоконтроль и неадекватное поведение. Чем тяжелее психические отклонения, как правило, тем выше частота поведенческих проблем. [ нужна ссылка ]
Проблемы с оценкой долгосрочной и краткосрочной адаптации
[ редактировать ]Одна из проблем с оценкой адаптивного поведения заключается в том, что поведение, которое кажется адаптивным в краткосрочной перспективе, может оказаться неадаптивным в долгосрочной перспективе, и наоборот. Например, в случае группы, правила которой настаивают на употреблении вредных количеств алкоголя, как воздержание, так и умеренное употребление алкоголя (умеренное, определяемое фактическими последствиями для здоровья, а не социально созданными правилами) может показаться неадекватным, если оценки носят строго краткосрочный характер, но оценка, ориентированная на долгосрочное выживание, вместо этого обнаружит, что оно было адаптивным и что именно подчинение правилу употребления алкоголя было неадаптивным. Некоторые исследователи утверждают, что такие различия между краткосрочными эффектами и долгосрочными эффектами в контексте вредных последствий краткосрочного соблюдения деструктивных правил показывают, что оценка адаптивного поведения не так беспроблемна, как это часто предполагает психиатрия. [ 1 ]
Адаптивное поведение в образовании
[ редактировать ]В образовании адаптивное поведение определяется как то, что (1) отвечает потребностям сообщества заинтересованных сторон (родителей, учителей, сверстников и впоследствии работодателей) и (2) отвечает потребностям учащегося сейчас и в будущем . В частности, это поведение включает в себя, например, такие вещи, как эффективная речь, самопомощь, использование денег, приготовление пищи и чтение.
Обучение адаптивному поведению является ключевым компонентом любой образовательной программы, но критически важно для детей с особыми потребностями. Министерство образования США выделило миллиарды долларов (12,3 миллиарда долларов в 2008 году) на программы специального образования, направленные на улучшение результатов обучения и раннего вмешательства для детей с ограниченными возможностями. В 2001 году Национальный исследовательский совет США опубликовал всеобъемлющий обзор вмешательств для детей и взрослых с диагнозом аутизм . Обзор показывает, что вмешательства, основанные на прикладном поведенческом анализе, оказались эффективными в отношении этих групп. [ нужна ссылка ]
Адаптивное поведение включает социально ответственное и независимое выполнение повседневной деятельности. Однако конкретные необходимые действия и навыки могут отличаться в зависимости от ситуации. Когда учащийся идет в школу, школьные и академические навыки адаптируются. Однако некоторые из этих же навыков могут оказаться бесполезными или неадекватными в условиях работы, поэтому переход от учебы к работе требует пристального внимания.
Конкретные навыки
[ редактировать ]Адаптивное поведение включает в себя соответствующее возрасту поведение, необходимое людям для того, чтобы жить независимо и безопасно и правильно функционировать в повседневной жизни. Адаптивное поведение включает в себя жизненные навыки, такие как уход за собой, одевание, безопасность, обращение с едой, работа, управление финансами, уборка, приобретение друзей, социальные навыки и личная ответственность, ожидаемая от их возраста, социальной группы и группы достатка. Особое значение имеют навыки доступа к сообществу, а также навыки равного доступа и удержания, а также модели поведения, которые служат барьерами для такого доступа. Они перечислены ниже.
Навыки доступа к сообществу
[ редактировать ]- Поездка на автобусе [ 2 ]
- Самостоятельная ходьба [ 3 ]
- Суммирование монет [ 4 ]
- Заказ еды в ресторане [ 5 ]
- Использование торгового автомата [ 6 ]
- Прием пищи в общественных местах [ 7 ]
- Безопасность пешеходов [ 8 ]
Одноранговый доступ и удержание
[ редактировать ]- Навыки выбора одежды [ 9 ]
- Соответствующее поведение во время еды [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
- Навыки игры в игрушки и игровые занятия [ 13 ] [ 14 ]
- Гигиена полости рта и чистка зубов [ 15 ] [ 16 ]
- Игра в футбол [ 17 ]
Считается, что адаптивное поведение меняется в зависимости от культуры и окружения человека. Профессорам приходится углубляться в технические навыки и навыки понимания студентов, чтобы измерить, насколько адаптивно их поведение. [ 18 ]
Барьеры для доступа к сверстникам и сообществам
[ редактировать ]Адаптивные навыки
[ редактировать ]Каждый человек должен освоить набор навыков, которые будут полезны для окружающей среды и сообществ, в которых он живет. Адаптивные навыки являются ступеньками на пути к получению доступа к местным или удаленным сообществам и получению ими выгод. Это означает, что в городских условиях, чтобы пойти в кино, ребенку придется научиться ориентироваться в городе или ездить на автобусе, читать расписание фильмов и платить за фильм. Адаптивные навыки позволяют проводить более безопасные исследования, поскольку они позволяют учащемуся лучше осознавать свое окружение и изменения в контексте, что требует новых адаптивных реакций для удовлетворения требований и опасностей этого нового контекста. Адаптивные навыки могут создать больше возможностей для участия в значимом социальном взаимодействии и принятии. Адаптивные навыки социально приемлемы и желательны в любом возрасте и независимо от пола (за исключением половых биологических различий, таких как навыки ухода за менструальными циклами ).
Обучение адаптивным навыкам
[ редактировать ]Адаптивные навыки охватывают целый ряд повседневных ситуаций и обычно начинаются с анализа задачи . Анализ задачи выявит все шаги, необходимые для выполнения задачи в естественной среде. Было задокументировано использование процедур поведенческого анализа у детей, подростков и взрослых под руководством поведенческих аналитиков. [ 23 ] и контролируемые поведенческие техники. Список приложений имеет широкий охват и постоянно расширяется по мере проведения новых исследований в области прикладного анализа поведения (см. Журнал прикладного анализа поведения , Анализ вербального поведения ).
Практикопоэтическая теория
[ редактировать ]Согласно практикопоэтической теории , [ 24 ] Создание адаптивного поведения предполагает особые, поэтические взаимодействия между разными уровнями организации системы. Эти взаимодействия описываются на основе кибернетической теории, в частности, хорошего регулятора теоремы . В практикопоэтических системах более низкие уровни организации определяют свойства более высоких уровней организации, а не наоборот. Это гарантирует, что более низкие уровни организации (например, гены) всегда обладают кибернетически более общими знаниями, чем более высокие уровни организации — знания на более высоком уровне являются частным случаем знаний на более низком уровне. На самом высоком уровне организации лежит открытое поведение. Когнитивные операции лежат в средних частях этой иерархии, над генами и под поведением. Чтобы поведение было адаптивным, необходимо как минимум три адаптивных обхода.
См. также
[ редактировать ]- Адаптивное поведение - журнал
- Характер
- Эволюционное несоответствие
- Шкала социальной зрелости Вайнленда
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Психометрия и психологическая оценка, Карина Кулакоглу, Дональд Саклофске, опубликовано 20 июня 2017 г.
- ^ Ниф, АН; Ивата, бакалавр; Пейдж TJ et al. (1978). Навыки общественного транспорта. Обучение in vivo по сравнению с обучением в классе . Журнал прикладного анализа поведения , 11, 331–4.
- ^ Грубер, Б.; Ризер Р.; Рид, Д.Х. (1979). Обеспечение менее ограничительной среды для умственно отсталых людей путем обучения навыкам самостоятельной ходьбы. Журнал прикладного анализа поведения , 12, 285–97.
- ^ Лоу, М.Л. и Куво, А.Дж. (1976). Обучение умственно отсталых людей суммированию монет. Журнал прикладного анализа поведения , 9, 483–9.
- ^ Харинг, Томас Г.; Кеннеди, Крейг Х.; Адамс, Мэри Дж.; Питтс-Конвей, Валери (1987). «Обучение аутичной молодежи обобщению навыков совершения покупок в различных условиях сообщества с использованием видеомоделирования» . Журнал прикладного анализа поведения . 20 (1): 89–96. дои : 10.1901/jaba.1987.20-89 . ISSN 0021-8855 . ПМЦ 1285955 . ПМИД 3583966 .
- ^ Спраг, младший; Хорнер, Р. Х. (1984). «Влияние одиночного, множественного и общего обучения на общее использование торговых автоматов учащимися с ограниченными возможностями средней и тяжелой степени» . Журнал прикладного анализа поведения . 17 (2): 273–278. дои : 10.1901/jaba.1984.17-273 . ISSN 0021-8855 . ПМК 1307940 . ПМИД 6735957 .
- ^ Ван ден Пол, РА; Ивата, бакалавр; Иванчич МТ; Пейдж, Ти Джей; Ниф Н.А. и Уитли (1981). Обучение инвалидов питанию в общественных местах: приобретение, обобщение и поддержание ресторанных навыков. ДЖАБА . 14, 61–9.
- ^ Пейдж, Ти Джей; Ивата, бакалавр; Ниф, Н.А. (1976). «Обучение умственно отсталых пешеходов навыкам ходьбы: обобщение уроков на природную среду» . Журнал прикладного анализа поведения . 9 (4): 433–444. дои : 10.1901/jaba.1976.9-433 . ISSN 0021-8855 . ПМК 1312038 . ПМИД 1002631 .
- ^ Наттер Д. и Рид Д.Х. (1978). Обучение умственно отсталых женщин навыкам выбора одежды с использованием общественных норм. Журнал прикладного анализа поведения , 11, 475–87.
- ^ МакГрат, А.; Бош, С.; Салливан, К.; Фукуа, RW (2003). Обучение взаимному социальному взаимодействию между дошкольниками и ребенком с диагнозом аутизм. Журнал позитивных поведенческих вмешательств , 5, 47–54.
- ^ О'Брайен, Ф.; Бьюгл, К. и Азрин Н.Х. (1972). Обучение и поддержание правильного питания умственно отсталого ребенка. ЖАБА , 5, 67–72.
- ^ Уилсон, PG; Рид, Д.Х.; Филлипс, Дж. Ф. и Бурджио, Л. Д. (1984). Нормализация режима питания в учреждениях для лиц с глубокой умственной отсталостью . Эффекты и негативные последствия обучения семейному обеду. ЖАБА , 17, 189–201.
- ^ Харинг, Т.Г. (1985). Обучение между классами, обобщение игрушечного игрового поведения для детей с ограниченными возможностями. ДЖАБА , 18, 127–139.
- ^ Лифтер, К.; Зульцер-Азаров, Б.; Андерсон, С.Р. и Каудери, Дж.Е. (1993) Обучение играм детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями: важность аспектов развития. Журнал раннего вмешательства , 17, 139–159.
- ^ Сингх, Нью-Йорк; Мэннинг, П.Дж. и Энджелл, М.Дж. (1982). Влияние процедуры наказания за гигиену полости рта на хроническое размышление и побочное поведение у монозиготных близнецов. ЖАБА , 15, 309–14.
- ^ Хорнер, Р.Д. и Кейлиц, И. (1975). Обучение умственно отсталых подростков чистке зубов. ЖАБА , 8, 301–309.
- ^ Луйбен, ПД; Фанк, ДМ; Морган, Дж. К.; Кларк, Калифорния; Делулио, Д.В. (1986). «Командные виды спорта для людей с серьезной умственной отсталостью: тренировка футбольного паса с боковой стороны стопы с использованием стратегии быстрого сокращения от максимального к минимальному» . Журнал прикладного анализа поведения . 19 (4): 431–436. дои : 10.1901/jaba.1986.19-431 . ISSN 0021-8855 . ПМК 1308094 . ПМИД 3804877 .
- ^ «Психология: адаптивное поведение» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2011 года . Проверено 2 октября 2011 г.
- ^ Блаунт, РЛ; Драбман, Р.С.; Уилсон, Н.; Стюарт Д. (1982). Уменьшение тяжелого дневного бруксизма у двух женщин с глубокой умственной отсталостью. ДЖАБА , 15, 565–71.
- ^ Холенберг (1970). Наказание за постоянную рвоту: пример . Журнал прикладного анализа поведения , 3, 241–245.
- ^ Раст, Дж.; Джонстон, Дж. М.; Драм К. и Корин Дж. (1981). Связь количества еды с поведением, связанным с пережевыванием пищи. Журнал прикладного анализа поведения , 14, 121–130.
- ^ Мейс, ФК; Найт, Д. (1986). «Функциональный анализ и лечение тяжелой пикатуры» . Журнал прикладного анализа поведения . 19 (4): 411–416. дои : 10.1901/jaba.1986.19-411 . ISSN 0021-8855 . ПМК 1308091 . ПМИД 3804874 .
- ^ Профессиональная практика анализа поведения
- ^ Николич, Данко (2015). «Практикопоэз: Или как жизнь воспитывает разум». Журнал теоретической биологии . 373 : 40–61. arXiv : 1402.5332 . Бибкод : 2015JThBi.373...40N . дои : 10.1016/j.jtbi.2015.03.003 . ПМИД 25791287 . S2CID 12680941 .