Скрипки Сен-Жака
Скрипки Сен-Жака | |
---|---|
Опера Малкольма Уильямсона | |
Либреттист | Уильям Чаппелл |
Язык | Английский |
На основе | Патрика Ли Фермора Роман |
Премьера | 29 ноября 1966 г. Театр Сэдлерс Уэллс , Лондон |
«Скрипки Сен-Жака» — опера в трёх действиях Малкольма Уильямсона на английское либретто Уильяма Чаппелла по роману Патрика Ли Фермора 1953 года . [ 1 ]
Впервые он был исполнен в театре Сэдлерс Уэллс в Лондоне 29 ноября 1966 года оперой Сэдлерс Уэллс в постановке Чаппелла. [ 2 ] и был возрожден там и в лондонском Колизее в последующие годы. [ 3 ]
Хотя в опере изображены зрелищные сцены на берегу океана, креольский карнавал и извергающийся вулкан, сюжет по сути представляет собой «интимную романтическую драму о влюбленных молодых людях, тем более пронзительную из-за своей бессмысленности». [ 3 ] Музыкальные моменты включают квартет «Я должен показать тебе другой мир» и арию Берты «Каждый день, когда обморочный ветерок остывает и угасает» (записано Шерил Баркер ), [ 3 ] в Акте 1; «Позволь мне однажды вернуться» Жозефины, любовный дуэт Состена и Берты «Мы встретимся в Босежуре» и вальсы вечеринки Марди-гра во втором акте; и ария Агенора «Я люблю этот час» в третьем акте. [ 4 ] В либретто предусмотрено противостояние двух групп персонажей: квартета серьезных любовников (Берта, Состен, Жозефина, Марсель) и еще одной комической группы (Аженор, Матильда, Жубер), что дает Уильямсону широкий простор для музыкального портретирования. [ 5 ]
Опера была заказана совместно с Фондом Галуста Гюльбенкяна . [ 6 ]
История выступлений
[ редактировать ]Произведение, пятая опера композитора, имело успех во время его открытия в постановке Сэдлера Уэллса, а также возрождения в Лондонском Колизее и национального турне по Великобритании. [ 3 ] Радиореле BBC транслировалось 8 декабря 1966 года, а выступление декабря 1968 года транслировалось 5 июня 1969 года.
Критический прием был неоднозначным. Журнал Opera отметил, что опера «похоже, разделила критические мнения более резко, чем любое современное произведение за последние несколько лет». [ 7 ] The Spectator защищал композитора от тех, кто критиковал его за то, что он частично писал мелодии на « идиоме Штрауса - Пуччини », а также хвалил характерную музыку Уильямсона, танцы и за наличие «собственного акцента и отпечатков ладоней». [ 4 ] The Musical Times выразила разочарование и сравнила его «романтическое размах» со «Звуками музыки» и раскритиковала авторов за слишком низкие цели. [ 8 ] Гроув называет это произведение «самым впечатляющим оперным достижением Уильямсона». [ 1 ] Стивен Уолш считал, что второй акт был лучшим, потому что композитору удалось объединить номера в своем «общем динамичном замысле». [ 5 ] С другой стороны, другие предпочли вступительный акт: «Весь акт представляет собой цельное симфоническое излияние, столь же запоминающееся, как и все в английской опере». [ 3 ]
Постановка австралийской оперы транслировалась по каналу ABC в 1974 году. [ 9 ] включая появление Памелы Стивенсон .
Эскизы костюмов Питера Райса сейчас хранятся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. [ 10 ]
Роли
[ редактировать ]Роль [ 11 ] | Тип голоса | Премьера актерского состава, 29 ноября 1966 г. [ 12 ] (Дирижер: Вилем Тауски ) |
---|---|---|
Берта, племянница графа Сериндана | сопрано | Эйприл Кантело |
Агенор, граф де Сериндан | бас | Оуэн Брэнниган |
Матильда, графиня Сериндан | сопрано | Дженнифер Вивиан |
Жозефина, дочь графа и графини | меццо-сопрано | Патрисия Керн |
Состен, сын графа и графини | тенор | Дэвид Хиллман |
Маман Зели, жрица вуду | меццо-сопрано | Энн Робсон |
Шокка, губернатор | тенор | Эмиль Белкорт |
Мадам Шокка | сопрано | Венди Болдуин |
Марсель Шокка, их сын | баритон | Дэвид Боуман |
Капитан Анри Жубер | тенор | Джон Фрайетт |
Франсуа де Шамбинс | ||
Гонтран-де-Шамбин | ||
Джентилиен, дворецкий графа | бас | Джеймс Синглтон |
Пьеро | Норман Милн | |
Старый рыбак | бас | Дерек Хэммонд-Страуд |
Баскетмен, первый и второй сетевик, первый и второй гребец | Брайан О’Киф, Пол Янсен, Питер Трейси, Хэндел Томас, Дональд Соломон, Теренс Холл | |
Припев: |
Инструментарий
[ редактировать ]3 флейты (2 двойных пикколо), 2 гобоя и английский рожок, 2 кларнета и бас-кларнет, 2 фагота и контрфагот, 4 валторны, 4 трубы, 3 тромбона, 1 туба, литавры, перкуссия, орган, 2 арфы, струнные
Сценическая музыка: флейта, кларнет, две валторны, четыре трубы, три скрипки, один контрабас. [ 13 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]- Время: Настоящее время (Пролог) и Марди Гра, 1902 год (остальная часть оперы)
- Место: Карибы
Пролог и Акт 1
[ редактировать ]В прологе, действие которого происходит в наши дни, группа рыбаков в Карибском море, закидывая сети, слышит вдалеке звуки скрипок. Старый рыбак рассказывает остальным легенду о затопленном острове, который поднимается из моря под призрачные звуки карнавальных скрипок в Масленичный вторник, в день, когда он был разрушен вулканом. Рыбаки уплывают.
Сцена меняется на джунгли на острове, а остальная часть оперы изображает события того рокового дня. Состен, сын графа де Сериндана, недавно вернулся из Франции и выражает радость по поводу возвращения на остров и особенно страстное желание снова увидеть свою кузину Берту; однако она все еще смотрит на него как на ребенка. Встречаются сестра Состена Жозефина и сын губернатора Марсель Шокка, у которых тайный роман. Состен злится на выбор любовника своей сестры, а Берту раздирает собственная любовь к Жозефине.
Акт 2
[ редактировать ]Действие второго акта происходит во время карнавала Марди Гра, на балу, устроенном графом на его колониальной вилле. Он и его жена ждут гостей. В их число входят щеголь капитан Жубер, два брата, Франсуа и Гонтран де Шамбины (оба пьяные), а также губернатор Шокка, его жена и сын. Развлечением вечера станет не только труппа танцоров в масках, но и сверкающий вдалеке вулкан, которому салютует группа. Цыганка Маман Зели предсказывает катастрофу еще до наступления ночи. Жозефина и Марсель теперь собираются вместе покинуть остров и отправиться в Париж и ускользнуть с вечеринки. Однако Состен узнал, что Марсель уже женат; и он отмечает их отсутствие. Он убеждает Берту покинуть виллу, решив найти влюбленных и остановить их побег.
Следующая сцена происходит на берегу гавани. Гуляки поют Маман Зели, чтобы она произнесла заклинания. Когда входят Жозефина и Марсель, их беззаботное настроение сменяется сожалением, но Марселю не терпится, чтобы они реализовали свой план, и он утаскивает ее. Приходят Состен и Берта, она беспокоится об опасности, исходящей от вулкана. Состен велит ей плыть к кораблю, пришвартованному у берега, на случай, если убегающие любовники планируют отправиться туда; тем временем он будет искать их на лошади, и таким образом они смогут помешать Жозефине покинуть остров. Когда он еще раз признается в любви, Берта начинает чувствовать пробуждение любви к мужчине, которого она до сих пор отвергала.
Акт 3
[ редактировать ]Состену удалось поймать беглецов, и они втроем возвращаются на виллу, все еще живые от веселья. Раскрывается существующий брак Марселя, и ему запрещают снова видеться с Жозефиной. Состен утешает сестру, а остальные надеются, что все пройдет хорошо. Затем вулкан извергается, и все паникуют.
Берта, которая, как и планировалось, отправилась в гавань, чтобы перехватить двух беглецов, теперь является единственным живым человеком, и в финальной сцене на рассвете она вспоминает Сен-Жака и оплакивает всех, кого любила.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ковелл, Р. Скрипки Сен-Жака. В: Оперный словарь New Grove . Макмиллан, Лондон и Нью-Йорк, 1997.
- ↑ Страница галереи Тейт, посвященная Уильяму Чаппеллу, по состоянию на 18 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Уэббер, К. Виновные удовольствия? Кристофер Уэббер приводит аргументы в пользу Малкольма Уильямсона. Опера , август 2013 г., 988-991.
- ^ Jump up to: а б Рид, Чарльз. Опера - Определение мелодии. Зритель , 9 декабря 1966 г., стр. 18.
- ^ Jump up to: а б Уолш, С. Память о скрипках . Опера , 1966, стр851-855.
- ^ Брошюра по программе тура ENO 1984 по США, стр. 79.
- ^ Блит, А. Обзор первого возрождения « Скрипок Сен-Жака» в октябре 1967 года. Opera , 1967, стр. 1018-19.
- ^ Musical Times , том 108, № 1487, январь 1967 г., стр. 52.
- ↑ ABC TV в Гор-Хилл в пятидесятые годы, по состоянию на 13 ноября 2013 г.
- ^ Коллекция Виктории и Альберта. По состоянию на 19 ноября 2013 г.
- ^ Веб-сайт Opera Scotland.Org по состоянию на 16 ноября 2013 г.
- ^ Розенталь, HD. Рецензия на премьеру «Скрипок Сен-Жака» . Опера , январь 1967 г., стр. 73–75.
- ^ Веб-сайт Josef Weinberger Ltd.
См. также
[ редактировать ]- Гора Пеле
- Фотографии оригинального актерского состава (Эйприл Кантело, Дэвид Хиллман, Дженнифер Вивиан, Венди Болдуин, Оуэн Брэнниган, Энн Робсон) на Getty images