Храм Браманте
![]() | Вы можете помочь дополнить этот раздел текстом, переведенным из соответствующей статьи на голландском языке . (Январь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
![]() | Вы можете помочь расширить этот раздел текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (Январь 2024 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |


Так называемый Темпьетто ( букв. « маленький храм » ) — небольшая памятная гробница ( мартириум ), спроектированная Донато Браманте , возможно, построенная еще в 1502 году во дворе Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме , Италия . построенный по заказу Фердинанда и Изабеллы Испанских, Темпьетто, считается шедевром Высокого Возрождения итальянской архитектуры . [1]
Проведя свои первые годы в Милане, Браманте переехал в Рим, где его признал кардинал Джулиано делла Ровере , будущий Папа Юлий II . В Риме Браманте смог воочию изучить античные памятники. Храм Весты в Тиволи был одним из прецедентов Темпьетто . Другие античные прецеденты, которые Браманте смог изучить в Риме, включают круглый храм на берегу Тибра, Храм Геркулеса Виктора , который в то время считался храмом Весты. Однако круглые церкви уже использовались ранними христианами для мартириумов, как, например, Санта-Костанца в Риме. Браманте должен был знать об этих раннехристианских прецедентах, и в результате Темпьетто имеет круглую форму.
Темпьетто — одно из самых гармоничных зданий эпохи Возрождения. Храм построен из несущей кладки . Круглый храм поддерживает классический антаблемент и обрамлен тенистой аркой монастыря . Это самый ранний образец тосканского ордера эпохи Возрождения. Тосканский ордер — это форма дорического ордера , хорошо подходящая для сильных богов-мужчин (таких как Геркулес ), поэтому тосканский орден хорошо подходил для собора Святого Петра. Он призван отметить традиционное точное место мученичества Святого Петра и является важным предшественником восстановления Браманте собора Святого Петра.
Учитывая все последующие преобразования Рима эпохи Возрождения и барокко, сейчас трудно ощутить влияние, которое это здание оказало в начале 16 века. Это почти скульптура, поскольку она не имеет большого архитектурного значения. Здание во многом отражало Брунеллески стиль . Совершенно пропорциональный, он состоит из стройных тосканских колонн , дорического антаблемента, созданного по образцу античного театра Марцелла , и купола. Браманте планировал окружить здание концентрическими кольцами колоннад , колонны которых должны были быть радиально выровнены с колоннами Темпьетто , но этот план так и не был реализован. [1] [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Декер, Генрих (1969) [1967]. Эпоха Возрождения в Италии: Архитектура • Скульптура • Фрески . Нью-Йорк: Викинг Пресс. п. 283.
- ^ Гравюра в Себастьяно Серлио . Книге III