Искусство любить
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Эрих Фромм |
---|---|
Язык | Английский |
Издатель | Харпер и братья |
Дата публикации | 1956 |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | 133 |
«Искусство любви» — книга психоаналитика и социального философа Эриха Фромма , вышедшая в 1956 году . Первоначально он был опубликован как часть серии « Мировые перспективы» под редакцией Рут Нанды Аншен . [1] В этой работе Фромм развивает свой взгляд на человеческую природу из своих более ранних работ «Бегство от свободы» и «Человек для себя» — принципы, к которым он возвращается во многих других своих крупных работах. Он критикует популярную концепцию любви и утверждает, что «любовь — единственное условие разумного и приносящего удовлетворение человеческого существования». [2]
Фон
[ редактировать ]В 1930 году Фромм был принят во Франкфуртскую школу Максом Хоркхаймером . [3] Фромм сыграл центральную роль в раннем развитии школы. [4] Он покинул школу в конце 1930-х годов после «горького и спорного» ухудшения его отношений с Хоркхаймером и Теодором Адорно . [4] В 1956 году, в год выхода «Искусства любви» , отношения Фромма с Гербертом Маркузе , также членом Франкфуртской школы, также ухудшились. Инакомыслие опубликовало дебаты между ними, и хотя позже ученые пришли к выводу, что аргументы Маркузе слабее, чем аргументы Фромма, аргументы Маркузе были лучше приняты при их жизни, а репутация Фромма в левых кругах была навсегда испорчена. [5] [6]
Книга была вдохновлена «новым, освобождающим ощущением жизненных возможностей» Фромма, когда он ухаживал за своей женой Аннис. [7]
Краткое содержание
[ редактировать ]«Искусство любви» разделено на четыре главы и предисловие ; заголовки глав: I. Является ли любовь искусством? , II. Теория любви , III. Любовь и ее распад в современном западном обществе , и IV. Практика любви . [8] помещен эпиграф , состоящий из цитаты Парацельса о соотношении любви и познания Во вступительной части . [9]
Предисловие
[ редактировать ]В предисловии Фромм заявляет, что книга не дает инструкций по тому, что он называет «искусством любви», а скорее утверждает, что любовь, а не чувство, является художественной практикой. Любая попытка полюбить другого обречена на провал, если человек не посвятит всю свою личность обучению и практике любви. Он утверждает, что «индивидуальной любви нельзя достичь без способности любить ближнего, без истинного смирения, мужества, веры и дисциплины». Он также заявляет, что идеи, которые он выражает в «Искусстве любви», аналогичны тем, которые он уже изложил в «Побеге от свободы» , «Человек для себя» и «Здоровое общество» . [10]
I. Является ли любовь искусством?
[ редактировать ]Фромм открывает первую главу критикой места любви в западном обществе. Он говорит, что, хотя люди думают, что любовь важна, они думают, что им нечему учиться о любви, и такое отношение, по мнению Фромма, ошибочно. По мнению Фромма, основным фактором развития такого отношения является то, что большинство людей «видят проблему любви прежде всего как проблему быть любимыми , а не как проблему любви , как проблему своей способности любить». [11] В результате люди сосредотачиваются на том, чтобы быть привлекательными, а не на любви к другим, и в результате то, что в западном обществе подразумевается под «быть привлекательным», по сути является смесью популярности и сексуальной привлекательности. [11]
Вторая проблема, которую Фромм выделяет в отношении людей к любви, заключается в том, что они думают о «проблеме любви» как о «объекте», а не как о навыке. [12] Другими словами, они считают, что любить просто, но найти подходящего человека, которого можно любить или быть любимым, сложно. [12] Он считает, что это приводит к созданию культуры, в которой человеческие любовные отношения напоминают рынок труда, где люди ищут «выгодную сделку» на романтического партнера: человека высокой социальной ценности, который желает их взамен, принимая во внимание «ограничения их собственные меновые ценности». [13]
Фромм также указывает на путаницу между первоначальным опытом « влюбленности » и тем, что он называет «стоянием» в любви, или «постоянным состоянием влюбленности». [13] Он говорит, что влюбленность по самой своей природе непродолжительна, и поэтому, если люди не прикладывают усилий, чтобы сохранить любовь вместе, по мере того, как они «хорошо знакомятся, их близость все больше и больше теряет свой чудесный характер». пока их антагонизм, их разочарования, их взаимная скука не убьют все, что осталось от их первоначального волнения». [13] Более того, люди считают интенсивность чувства при влюбленности в кого-либо доказательством силы их любви друг к другу, тогда как для Фромма это «может лишь доказывать степень их предшествующего одиночества». [13]
Фромм завершает главу заявлением, что «вряд ли существует какая-либо деятельность, какое-либо предприятие, которое начинается с такими огромными надеждами и ожиданиями и, тем не менее, так регулярно терпит неудачу, как любовь». [14] Фромм утверждает, что это происходит из-за вышеуказанного отношения к любви и пренебрежения любовью как формой искусства, что, по его словам, означает, что она состоит как из теории, так и из практики. Однако для того, чтобы овладеть любовью, требуется нечто большее, чем просто изучение теории и применение практики, но «мастерство искусства должно быть вопросом высшей важности; в мире не должно быть ничего более важного, чем искусство». [14] Он вкратце заявляет, что, хотя большинство людей жаждут любви, их стремление к успеху, престижу, деньгам и власти, как это желательно в капиталистическом обществе, придаёт любви меньшее значение для них, и именно поэтому большинство людей не могут по-настоящему любить других. . [15]
II. Теория любви
[ редактировать ]1. Любовь – ответ на проблему человеческого существования
[ редактировать ]Фромм открывает эту главу заявлением, что «Любая теория любви должна начинаться с теории человека, человеческого существования». [16] По мнению Фромма, ключевой чертой человека является его способность рассуждать . До того, как люди развили способность рассуждать, мы были частью животного царства и находились в состоянии гармонии. Чтобы восстановить это состояние гармонии, мы не можем вернуться к идиллии животного царства, а, скорее, человечество должно перейти к новой гармонии, развивая свою способность рассуждать. [16] Эта способность рассуждать делает человечество « жизнью, осознающей себя », и отделяет нас от всех других существ. [16] Это разделение является для Фромма «источником всех тревог». [17] Он говорит, что, поняв историю Адама и Евы , люди смогут понять препятствия на пути к любовной связи. Для Фромма, когда мужчина и женщина осознают свое отличие друг от друга, они остаются чужими, и это является источником стыда, вины и тревоги, и именно воссоединение через любовь позволяет людям преодолеть это чувство различия. [17]
Для Фромма фундаментальный вопрос, стоящий перед человечеством, - это «вопрос о том, как преодолеть разделенность, как достичь единства, как выйти за пределы своей индивидуальной жизни и найти единение». [18] Другими словами, люди фундаментально изолированы и стремятся к союзу с другими, чтобы преодолеть это чувство изоляции. Он развивает эту идею, заявляя, что в разных культурах и религиях использовались разные методы достижения этой цели, и приводит пять примеров того, как достигаются такие союзы. Он описывает « оргиастические состояния », в которых «отдельность» смягчается приемом наркотиков , участием в сексуальных оргиях или тем и другим. [19] По мнению Фромма, проблема такого подхода в том, что чувство единства временно и мимолетно. [19]
Далее он утверждает, что в современном капиталистическом обществе люди находят союз в конформизме. [20] Значение равенства для Фромма изменилось со значения « единство » на значение « тождественность ». Результатом реализации концепции Просвещения l’âme ne pas de sexe (буквально «душа не имеет пола») является исчезновение полярности полов, а вместе с ней и эротической любви. [21] Он критикует эффект, который союз по конформизму оказывает на людей, превращая их в «девяти-пяти человек», которые жертвуют своей самореализацией вне работы из-за своего стремления выполнять трудовую роль. [22]
Третий способ, с помощью которого Фромм предлагает людям искать единения, — это то, что он называет « симбиотическим союзом », который он делит на садизм и мазохизм . [23] В этой парадигме и мазохист, и садист зависят друг от друга, что, по его мнению, снижает целостность каждого. [24]
Фромм предполагает, что самый вредный способ объединения людей — это доминирование, которое является крайней формой садизма. Он приводит пример ребенка, разрывающего бабочку, чтобы понять, как она функционирует. [25]
Фромм противопоставляет симбиотический союз зрелой любви, последнему способу, которым люди могут искать союза, союза, в котором оба партнера уважают целостность другого. [24] Фромм утверждает, что «Любовь — активная сила в человеке». [26] и что в общем смысле активный характер любви — это прежде всего « отдача» . [27] Далее он описывает то, что он считает четырьмя основными принципами любви: забота, ответственность, уважение и знание. [28] Он определяет любовь как заботу, заявляя, что « Любовь — это активная забота о жизни и развитии того, что мы любим» , и приводит пример матери и ребенка, говоря, что никто не поверит, что мать любит ребенка, нет. неважно, что она сказала, если она не позаботилась о том, чтобы накормить, искупать или утешить его. [28] Далее он говорит: «Человек любит то, ради чего трудится, и человек трудится ради того, что любит». [29]
Второй принцип любви, по мнению Фромма, — это ответственность. Он противопоставляет свое определение ответственности определению долга, заявляя, что ответственность - это добровольное желание реагировать на потребности своего партнера. Без своего третьего принципа любви и уважения, предупреждает Фромм, ответственность может перерасти в эксплуатацию. Фромм говорит, что в любовных отношениях люди обязаны не эксплуатировать своих партнеров. [29] Он объясняет, что L'amour est l'enfant de la liberté (буквально «любовь - дитя свободы»), и что любовь должна желать роста партнера такими, какие они есть, а не такими, какими вы можете хотеть, чтобы они росли. Таким образом, для Фромма «уважение возможно только в том случае, если я достиг независимости». [29] По мнению Фромма, чтобы уважать кого-то, мы должны его знать, и поэтому знание является его четвертым принципом любви. [29] По мнению Фромма, достижение этих четырех установок возможно только у зрелого человека, «который хочет иметь только то, ради чего он работал, кто отказался от нарциссических мечтаний о всеведении и всемогуществе, кто приобрел смирение, основанное на внутренней силе». которое может дать только подлинная производительная деятельность». [30] Он завершает главу, критикуя Зигмунда Фрейда за понимание секса . недостаточное [31]
2. Любовь между родителями и ребенком
[ редактировать ]Фромм открывает этот раздел, выдвигая гипотезу о любви глазами ребенка по отношению к своей матери. В этой динамике ребенок интуитивно понимает, что « меня любят таким, какой я есть », или, скорее, « меня любят, потому что я есть ». Эта любовь безусловна: «ее не нужно приобретать, ее не нужно заслужить». [32] Безусловный аспект материнской любви, благословение, если оно присутствует, сам по себе порождает проблему: если эта любовь отсутствует, ребенок ничего не может сделать, чтобы создать ее. [32] Фромм считает, что до того как вырасти до возраста от восьми с половиной до десяти лет, дети испытывают любовь, но сами не начинают любить. На этом этапе ребенок начинает практиковать любовь, делая подарок одному из своих родителей. [32]
Фромм утверждает, что требуется много лет, чтобы эта форма любви переросла в зрелую любовь. [33] Он противопоставляет разницу, основная из которых заключается в том, что тот, кто любит зрело, считает, что любить доставляет больше удовольствия, чем получать любовь. Практикуя любовь и, таким образом, производя любовь, человек преодолевает зависимость от того, чтобы его любили, и ему приходится быть «хорошим», чтобы заслужить любовь. Незрелым фразам « Я люблю, потому что я любим » и « Я люблю тебя, потому что ты мне нужен » он противопоставляет зрелые выражения любви: « Меня любят, потому что я люблю » и « Ты мне нужен, потому что я люблю тебя ». [33]
Он противопоставляет материнскую любовь отцовской любви. Фромм утверждает, что матери и отцы представляют противоположные полюса человеческого существования: мать представляет мир природы, а отец воплощает мир мысли, рукотворных вещей и приключений. [34] В отличие от материнской любви, отцовская любовь для Фромма условна, ее можно заслужить. [35] Фромм утверждает, что в младенчестве люди больше заботятся о материнской любви, а в более позднем детстве они жаждут отцовской любви. [34] Достигнув зрелости, хорошо адаптированный человек достигает синтеза материнской и отцовской любви внутри своего существа; они становятся их собственным источником для обоих. [36] Фромм считает, что получение недостаточного баланса как материнской, так и отцовской любви приводит к различным формам неврозов у взрослых. [37]
3. Объекты любви
[ редактировать ]Фромм открывает этот раздел заявлением, что ошибочно полагать , что любовь к одному человеку и ни к кому другому является свидетельством силы этой любви. Он предполагает, что по-настоящему любить человека можно только в том случае, если он способен любить кого-либо. [38] В этом разделе Фромм подразделяет любовь на пять различных категорий, а именно: братская любовь , материнская любовь, эротическая любовь , себялюбие и любовь к Богу. [8]
Фромм объясняет то, что он называет «парадоксальной логикой» — способностью примирить противоположные принципы в одном и том же случае. Он выделяет парадоксальную логику в разделах, посвященных любви Божией и эротической любви.
а) Братская любовь
[ редактировать ]Братская любовь, по мнению Фромма, — это не любовь между братьями и сестрами, а скорее любовь, которую человек испытывает к ближнему, берущая начало в их общем человеческом опыте. Это любовь между равными, хотя «даже будучи равными, мы не всегда «равны»; поскольку мы люди, мы все нуждаемся в помощи. Сегодня я, завтра ты». [39] Начало братской любви описывается как любовь к беспомощному, бедному и страннику. Он сравнивает братскую любовь с Исходом 22:21: «Ты знаешь сердце чужого, ибо ты был пришельцем в земле Египетской», добавляя: « Итак любите чужеземца! » [40]
(б) Материнская любовь
[ редактировать ]В этом разделе Фромм расширяет свое предыдущее описание материнской любви, включив в него элемент, выходящий за рамки минимальной заботы и ответственности, необходимых для поддержания жизни и роста ребенка. [40] Он говорит, что на матери лежит обязанность привить своим детям любовь к жизни, и сравнивает эти две формы ответственности с молоком и медом. Здесь молоко символизирует первое из двух: ответственность заботы и утверждения. [41] Мед символизирует сладость жизни, любовь и радость от жизненного опыта, которые может привить своим детям только по-настоящему счастливая мать. В отличие от братской любви (а позже и эротической любви), материнская любовь по своей природе не делится между равными. [41] Фромм утверждает, что большинству матерей удается проявлять материнскую любовь, когда их дети еще младенцы, но истинным испытанием материнской любви для Фромма является продолжение любви по мере того, как ребенок растет, взрослеет и в конечном итоге отказывается от своей зависимости от матери. [42]
(с) Эротическая любовь
[ редактировать ]Этот раздел посвящен романтической любви между мужчиной и женщиной, которые относятся друг к другу как к равным. Эротическая любовь для Фромма — это жажда полного слияния с другим человеком, и он считает сексуальный союз жизненно важной частью этого слияния. [43] Секс, говорит Фромм, может быть слепым и стимулироваться любой сильной эмоцией, а не только любовью. Однако когда два человека, которые по-настоящему любят друг друга, занимаются сексом, этот акт лишен жадности и определяется нежностью. Поскольку в западном обществе понятие сексуального желания часто путают с любовью, такое желание часто ошибочно считают признаком любви к кому-то. Хотя секс с кем-то может создать иллюзию единства, без любви этот акт оставит участников такими же чужими друг другу, как и раньше, и может вызвать чувство стыда или ненависти к другому. Фромм критикует неверное истолкование исключительной природы эротической любви как собственнической привязанности. Он утверждает, что обычно встречаются два человека, которые считают себя влюбленными друг в друга, но не испытывают любви ни к кому другому. Фромм считает это «эгоизмом на двоих », поскольку нужно любить все человечество любовью своего романтического партнера. [44] Фромм завершает раздел, критикуя взгляды на то, что любовь — это либо исключительно чувство, либо исключительно волевой акт, заявляя, что она находится где-то между ними. [45]
(г) Любовь к себе
[ редактировать ]Фромм начинает этот раздел с критики «широко распространенного» в западной мысли убеждения, что «любить других добродетельно, но любить самого себя греховно». [46] Он критикует выводы Жана Кальвина и, в частности, Фрейда и утверждает, что любовь к себе не следует путать ни с нарциссизмом, ни с обращением либидо внутрь. [46] Фромм утверждает, что это логическая ошибка — любить ближнего ради его человечности и не любить себя по той же причине. [47]
Фромм утверждает, что «любовь к другим и любовь к самому себе не являются альтернативами. Наоборот, любовное отношение к себе будет обнаружено у всех тех, кто способен любить других. Любовь в принципе неделима, поскольку связь Речь идет о «предметах» и самом себе . Подлинная любовь является выражением продуктивности и предполагает заботу, уважение, ответственность и знание». [47] По этому признаку он классифицирует любовь как «активное стремление к росту и счастью любимого человека» и поэтому относит такое действие к добродетельным. [47]
Фромм утверждает, что «любовь к человеку» (то есть любовь, которую человек питает к данному индивидууму ради его человечности) не вытекает из любви к конкретному человеку, а скорее служит основой любви к конкретному человеку. индивидуальный. Из этого утверждения, утверждает Фромм, следует, что личность является таким же объектом любви, как и любой другой. Далее он утверждает, что человек, который может любить только других, а не себя, вообще не может любить по-настоящему. [48]
Фромм противопоставляет себялюбие эгоизму, говоря о них, что « Эгоизм и себялюбие далеко не тождественны, а на самом деле являются противоположностями ». [48] Он утверждает, что проблема эгоистичных людей не в том, что они любят себя слишком сильно, а в том, что они слишком мало любят себя: в недостатке любви и заботы о себе, что, в свою очередь, проистекает из недостатка продуктивности, из-за чего они чувствуют себя опустошенными, разочарованными, несчастными и несчастными. или тревожно. [48] По мнению Фромма, « эгоистичные люди не способны любить других, но они не способны любить и себя ». [49]
Фромм завершает раздел, противопоставляя эгоистичного человека тем, кто испытывает «невротическое «бескорыстие»». Это бескорыстие обычно не беспокоит пострадавшую сторону, а скорее проявляется наряду с такими симптомами, как депрессия, усталость, отсутствие продуктивности, неудачи в романтических отношениях и другие. Фромм утверждает, что невротически бескорыстные люди не только не обеспокоены этой чертой характера, но и могут ею гордиться, а некоторые считают ее своей единственной искупительной чертой характера. Фромм утверждает, что такие люди могут смутиться, обнаружив, что, несмотря на отсутствие у них эгоизма, они несчастны, а их отношения с другими неудовлетворительны. Лекарство, говорит Фромм, состоит в том, чтобы рассматривать эту черту как часть ряда симптомов, лечением которых является устранение скрытого недостатка продуктивности человека. [49] Он завершает раздел примером разрушительного воздействия этого бескорыстного поведения на других, представленным в образе «бескорыстной матери», которая полностью отдает себя своим детям. Фромм утверждает, что дети, воспитанные невротически бескорыстными матерями, «не демонстрируют счастья людей, которые убеждены, что их любят; они тревожны, напряжены, боятся неодобрения матери и стремятся оправдать ее ожидания». Далее он утверждает, что «эффект «бескорыстной» матери не слишком отличается от эффекта эгоистичной; на самом деле, он часто даже хуже, потому что бескорыстие матери не позволяет детям критиковать ее». [50]
(д) Любовь к Богу
[ редактировать ]Наконец, Фромм приходит к любви к Богу, религиозной форме любви. По мнению Фромма, тип богов и то, как их любят или поклоняются, зависят от уровня зрелости, которого достигли люди, причем это касается как уровня общества, так и уровня личности. [ нужна ссылка ]
III. Любовь и ее распад в современном западном обществе
[ редактировать ]Общее представление о любви в современном западном обществе Фромм называет égoïsme à deux — отношениями, в которых каждый человек полностью сосредоточен на другом, в ущерб другим окружающим людям. В настоящее время считается, что пара должна быть слаженной командой, сексуально и функционально, работающей над достижением общей цели. Это контрастирует с описанием истинной эротической любви и близости, данным Фроммом, которое предполагает умышленное обязательство, направленное на одного уникального человека. Невозможно по-настоящему любить другого человека, если не любишь все человечество, включая себя.
IV. Практика любви
[ редактировать ]Фромм начинает последнюю главу «Практика любви» словами: «[...] многие читатели этой книги ожидают, что им будут даны рецепты того, «как сделать это с собой» [...]. Я боюсь, что любой, кто подойдет к этой последней главе в этом духе, будет серьезно разочарован». Он говорит, что для того, чтобы овладеть искусством любви, нужно практиковать дисциплину, концентрацию и терпение во всех аспектах своей жизни.
Прием
[ редактировать ]«Искусство любви» — бестселлер Фромма, проданный миллионным тиражом. [51] Газета Washington Post писала, что книга «имела огромную популярность в кампусах в 1960-е годы, и доктор Фромм стал в то время чем-то вроде культовой фигуры среди большого числа студентов». [52] Это также усилило восприятие Фромма как популяризатора, писателя, который упрощает свою работу, чтобы привлечь более широкую аудиторию. [51]
На момент выхода он вызвал критику в левых кругах как не носящий эмансипаторского характера. [53]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Список серий «Мировые перспективы»» . Серия «Мировые перспективы» . Библиотечная вещь . Проверено 1 декабря 2011 г.
- ^ «ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ» . Обзоры Киркуса .
- ^ Тиц 2020 .
- ^ Перейти обратно: а б Маклафлин 1999 , с. 109.
- ^ Маклафлин 1998 , с. 226.
- ^ Рикерт 1986 , с. 385.
- ^ Эберле, Скотт (13 февраля 2013 г.). «Искусство любви и дух игры» . Психология сегодня .
- ^ Перейти обратно: а б Фромм 1995 , с. в.
- ^ Фромм 1995 , с. iv.
- ^ Фромм 1995 , с. VII.
- ^ Перейти обратно: а б Фромм 1995 , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Фромм 1995 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фромм 1995 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Фромм 1995 , с. 4.
- ^ Фромм 1995 , с. 4-5.
- ^ Перейти обратно: а б с Фромм 1995 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Фромм 1995 , с. 7.
- ^ Фромм 1995 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Фромм 1995 , с. 9.
- ^ Фромм 1995 , с. 13.
- ^ Фромм 1995 , с. 12.
- ^ Фромм 1995 , с. 13-14.
- ^ Фромм 1995 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Фромм 1995 , с. 15-16.
- ^ Фромм 1995 , с. 23-24.
- ^ Фромм 1995 , с. 16.
- ^ Фромм 1995 , с. 17-18.
- ^ Перейти обратно: а б Фромм 1995 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фромм 1995 , с. 22.
- ^ Фромм 1995 , с. 25-26.
- ^ Фромм 1995 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с Фромм 1995 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Фромм 1995 , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Фромм 1995 , с. 33.
- ^ Фромм 1995 , с. 34.
- ^ Фромм 1995 , с. 34-35.
- ^ Фромм 1995 , с. 35.
- ^ Фромм 1995 , с. 36-37.
- ^ Фромм 1995 , с. 37-38.
- ^ Перейти обратно: а б Фромм 1995 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Фромм 1995 , с. 39.
- ^ Фромм 1995 , с. 39-41.
- ^ Фромм 1995 , с. 41-43.
- ^ Фромм 1995 , с. 43.
- ^ Фромм 1995 , с. 44-45.
- ^ Перейти обратно: а б Фромм 1995 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б с Фромм 1995 , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б с Фромм 1995 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Фромм 1995 , с. 48.
- ^ Фромм 1995 , с. 49.
- ^ Перейти обратно: а б Маклафлин 2015 , с. 243.
- ^ Смит, Дж. (19 марта 1980 г.). «Умер психоаналитик и философ Эрих Фромм» . Вашингтон Пост .
- ^ Рубин 1956 .
Источники
[ редактировать ]- Фромм, Эрих (1995) [1956]. Искусство любить . Дублин: Торсонс. ISBN 978-1-85538-505-4 .
- Камау-Митчелл, Кэролайн (февраль 2012 г.). «Об Эрихе Фромме: почему он покинул Франкфуртскую школу». Возвращение к Франкфуртской школе: очерки по культуре, средствам массовой информации и теории . Эшгейт. стр. 185–206.
- Маклафлин, Нил (июнь 1998 г.). «Как стать забытым интеллектуалом: интеллектуальные движения, взлет и падение Эриха Фромма» . Социологический форум . 13 (2): 215–246. дои : 10.1023/А:1022189715949 . JSTOR 684883 – через JSTOR.
- — (1999). «Мифы о происхождении социальных наук: Фромм, Франкфуртская школа и появление критической теории» . Канадский журнал социологии / Cahiers Canadiens de Sociologie . 24 (1): 109–139. дои : 10.2307/3341480 . JSTOR 3341480 – через JSTOR.
- — (2015). «Обзор: критическая теория Эриха Фромма: пророческая, научная или революционная?» . Канадский журнал социологии / Cahiers Canadiens de Sociologie . 40 (2): 241–250 – через JSTOR.
- Рикерт, Джон (май 1986 г.). «Возвращение к дебатам Фромма-Маркузе» . Теория и общество . 15 (3): 351–400. дои : 10.1007/BF00172233 . JSTOR 657323 – через JSTOR.
- Рубин, Лоуэлл Дж. (27 октября 1956 г.). «Фромм критикует современную любовь» . Гарвардский малиновый . Проверено 4 декабря 2022 г.
- Титц, Табеа (23 марта 2020 г.). «Эрих Фромм и Франкфуртская школа критической теории» . Блог SciHi . Проверено 30 ноября 2022 г.