Jump to content

Принцесса Фарельнисса Зейд

Принцесса Фарельнисса Зейд
Рожденный Фахрунисса Шакир
( 1901-01-07 ) 7 января 1901 г.
Остров Буюкада , Стамбул, Османская империя.
Умер 5 сентября 1991 г. ) ( 1991-09-05 ) ( 90 лет
Амман , Иордания
Супруги
Иззет Мелих Деврим
( м. 1920; див. 1934)
( м. 1934; умер в 1970 г.)
Проблема
Отец Шакир Паша
Мать г-жа Сара Исмет
Известный Живопись, коллаж , скульптура

Принцесса Фахрелнисса Зейд ( араб . فخر النساء زيد , Фахр ун-Ниса или Фахр-Эль-Нисса , урожденная Фахрунисса Шакир ; 7 января 1901 — 5 сентября 1991) была турецкой художницей, наиболее известной своими крупномасштабными абстрактными картинами с калейдоскопическими узорами, такими как а также ее рисунки, литографии и скульптуры. Зейд была одной из первых женщин, поступивших в художественную школу в Стамбуле. [1]

Она жила в разных городах и стала частью авангардной сцены в Стамбуле 1940-х годов и послевоенном Париже, став там частью новой Парижской школы . Ее работы выставлялись в различных учреждениях Парижа, Нью-Йорка и Лондона, включая Институт современного искусства в 1954 году. [2] В 1970-х годах она переехала в Амман, Иордания, где открыла художественную школу. В 2017 году галерея Тейт Модерн в Лондоне организовала крупную ретроспективу и назвала ее «одной из величайших художниц ХХ века». [3] Ее самая крупная работа, проданная на аукционе, «Навстречу небу» (1953), в 2017 году ушла за чуть менее миллиона фунтов. [4] [5] [6] Ее рекордом является продажа ее картины «Разрыв атома и растительной жизни» (1962) на аукционе Christie's за 2 741 000 долларов США в 2013 году.

В 1920 году Шакир вышла замуж за Иззет Деврим, от которой у нее родилось трое детей: Фарук, Неджад и Ширин. Шакир развелась с Девримом в 1934 году. В том же году она вышла замуж за принца Зейда бин Хусейна , члена хашимитской королевской семьи Ирака. Они были родителями принца Раада бин Зейда .

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Фахрунисса Шакир (сидит слева) со своей семьей, Буюкада (ок. 1910 г.)

Фахрунисса Шакир родилась в 1901 году в османской семье Шакир на острове Бююкада в Стамбуле. Ее дядя Ахмед Джавад-паша служил великим визирем Османской империи с 1891 по 1895 год, а другой дядя, Джеват Чобанлы , был героем Первой мировой войны . Отец Фахруниссы, Шакир-паша, был назначен послом в Греции, где он встретил ее мать Сару Исмет Ханым. [7] В 1913 году ее отец был смертельно ранен, а ее брат Джеват Шакир Кабаагачлы предстал перед судом и был признан виновным в его убийстве.

Шакир начал рисовать и рисовать в молодом возрасте. Ее самая ранняя известная сохранившаяся работа — портрет ее бабушки, написанный, когда ей было 14 лет. [8] В 1919 году она поступила в Академию изящных искусств для женщин в Стамбуле.

В 1920 году в возрасте девятнадцати лет Шакир женился на писательнице Иззет Мелих Деврим. [9] познакомилась с европейскими традициями живописи . Во время медового месяца Деврим отвез Шакир в Венецию, где она впервые [10] У них было трое детей. Ее старший сын Фарук (1921 г.р.) умер от скарлатины в 1924 г. Ее сын Неджад Деврим (1923 г.р.) стал художником, а дочь Ширин Деврим (1926 г.р.) стала актрисой.

Шакир поехала в Париж в 1928 году и поступила в Академию Рансона , где училась у художника Роже Биссьера . По возвращении в Стамбул в 1929 году она отказалась от академической фигуративной практики и обратилась к экспрессионистскому фигуративизму и поступила в Стамбульскую академию изящных искусств. [11]

Брат Шакира Джеват, более известный как Галикарнасский рыбак, был писателем. Под ее опекой ее сестра Алие Бергер стала крупным художником-модернистом. [12] и гравер, а ее племянница Фурея Корал стала новаторским художником по керамике.

Принцесса Фахрелнисса Зейд с детьми Ширин и Раадом , Берлин (1937)
Фарельнисса с мужем принцем Зейдом бин Хусейном , дочерью Ширин и сыном Раадом, Багдад (1938 г.)

Шакир развелась с Девримом в 1934 году и вышла замуж за принца Ирака Зейда бин Хусейна , который был назначен первым послом Королевства Ирак в Германии в 1935 году. Пара переехала в Берлин, где Фахрелнисса в качестве жены посла проводила множество общественных мероприятий. После аннексии Австрии в марте 1938 года принц Зейд и его семья были отозваны в Ирак и поселились в Багдаде .

Фарельнисса Зейд впала в депрессию в Багдаде и по совету венского врача Ганса Хоффа через короткое время вернулась в Париж. [13] Следующие годы своей жизни она провела, путешествуя между Парижем, Будапештом и Стамбулом, пытаясь погрузиться в живопись и выздороветь. [14] К 1941 году она вернулась в Стамбул и сосредоточилась на своей живописи.

Зейд стал сотрудничать с группой D в Стамбуле, авангардной группой художников, работавших в недавно образованной Турецкой Республике . [15] Хотя ее сотрудничество с группой было недолгим, работа с D Group с 1944 года вселила в Зейд уверенность в том, что она сможет начать выставляться самостоятельно. [12]

В 1945 году Зейд освободила гостиную своей квартиры в Мачке в Стамбуле и провела свою первую персональную выставку. [16] В 1946 году, после еще двух персональных выставок в Измире в 1945 году и в Стамбуле в 1946 году, Зейд переехал в Лондон, где принц Зейд аль-Хусейн стал первым послом Королевства Ирак при дворе Святого Иакова . Зейд продолжала рисовать, превратив комнату в посольстве Ирака в свою студию. [17]

С 1947 года практика Зейд стала более сложной, и ее работы перешли от фигуративной живописи к абстракции. На нее повлияли абстрактные стили, пришедшие из Парижа в послевоенный период.

Королева Елизавета посетила выставку Зейда в галерее Святого Георгия в Лондоне в 1948 году. Искусствовед Морис Коллис сделал рецензию на эту выставку, и они с Зейдом стали друзьями. Видный французский искусствовед и куратор Шарль Эстьен стал главным сторонником творчества Зейда. Она участвовала в учредительной выставке Новой школы Парижа, организованной Этьеном в 1952 году в галерее Babylone.

В течение следующего десятилетия, живя между Лондоном и Парижем, Зейд создала некоторые из своих самых сильных работ, экспериментируя с монументальными абстрактными полотнами, которые погружают зрителя в калейдоскопические вселенные благодаря интенсивному использованию линий и ярких цветов. [18] Зейд выставлялась в Galerie Dina Vierny в 1953 году, демонстрируя свои последние абстрактные работы, такие как «Осьминог Тритона » и «Саргассово море» . Выставка побывала в Институте современного искусства в Лондоне в 1954 году, что сделало ее первой женщиной любой национальности, принявшей участие в выставке модернизма. На пике своей карьеры она подружилась с группой художников со всего мира, таких как Жан-Мишель Атлан , Жан Дюбюффе и Серж Полякофф , которые экспериментировали с жестовой абстракцией. [19] Фарельнисса Зейд также часто выставлялась вместе с другими членами Nouvelle Ecole de Paris на небольших групповых выставках, а также участвовала в Salon des Realites Nouvelles Salon des Réalités Nouvelles .

В 1958 году Зейд убедила своего мужа не возвращаться в Багдад в качестве исполняющего обязанности регента , как он обычно делал, пока его внучатый племянник король Фейсал II взял отпуск. Пара отправилась в свой новый дом для отдыха на острове Искья в Неаполитанском заливе . 14 июля 1958 года в Ираке произошел военный переворот , в результате которого была убита вся королевская семья. Принц Зейд и его семья чудом избежали смерти, и им дали всего 24 часа, чтобы покинуть посольство Ирака в Лондоне. [20] Переворот остановил карьеру Зейда как художника и хозяйки в Лондоне.

Зейд и ее семья переехали в квартиру в Париже, и в возрасте пятидесяти семи лет она приготовила свой первый обед. [20] Этот опыт побудил ее начать рисовать на куриных костях, а позже создать скульптуры из костей, отлитых в смоле, называемые палеокристалосами . 1960-е годы были для Зейда периодом обновления и оглядывания назад. Она погрузилась в обновление своей портретной практики наряду с абстрактной работой. В то же время у нее было две масштабные ретроспективы возвращения на родину в Турции в 1964 году, в Стамбуле и Анкаре. Она готовилась к большой выставке в Париже в конце 1960 года после встречи с Андре Мальро, но этого так и не произошло после увольнения Мальро Жака Жожара , который координировал ее работу, и последующих событий в мае 1968 года ( май 68) . Тем не менее Зейд продолжал выставляться в Париже до 1972 года.

В 1960-х годах младший сын Зейда, принц Раад , женился и переехал в Амман , Иордания. В 1970 году принц Зейд умер в Париже, и Фахрелнисса Зейд переехала к своему сыну в Амман в 1975 году. В 1976 году она основала Королевский национальный иорданский институт изящных искусств Фахрелниссы Зейд и в течение следующих пятнадцати лет, вплоть до своей смерти в 1991 году, преподавала и была наставником. группа молодых женщин. [21]

Ретроспективы и наследие

[ редактировать ]

Музей Людвига провел первую ретроспективу Зейда на западе в 1990 году. [22]

В октябре 2012 года Bonhams продал на аукционе несколько картин Зейда на общую сумму 2 021 838 фунтов стерлингов, установив мировой рекорд для художника. [23]

В 2017 году галерея Tate Modern в Лондоне организовала крупную ретроспективу Фахрелниссы Зейд. [3] Согласно статье в The Guardian , выставка была призвана вывести художницу «из безвестности, чтобы гарантировать, что она не станет еще одной художницей, забытой историей». [1] В центральной галерее выставки были представлены крупномасштабные абстрактные картины Зейд конца 1940-х и 1950-х годов, в том числе ее пятиметровая работа « Мой ад» (1951). Последняя галерея была посвящена портретам, над которыми Зейд сосредоточилась в последние годы своего пребывания в Аммане, а также скульптурам из смолы. [24] Все работы на выставке были взяты из международных коллекций, а галерея Tate Modern приобрела одну из картин, «Без названия C» , «чтобы теперь она могла стать частью нашего повествования», по словам директора Tate Modern Фрэнсис Моррис. [1] В конце 2017 года выставка побывала в Deutsche Bank KunstHalle. [25] выставку Fahrelnissa Zeid с работами из своей коллекции, сосредоточив внимание на произведениях, созданных в период с 1940-х по 1970-е годы. Istanbul Modern предоставил восемь работ для ретроспективной выставки, а также организовал весной 2017 года [26] Директор «Стамбул Модерн» Левент Чалыкоглу заявил: «Запоздалый интерес западных музеев и художественного сообщества к работам Зейд... восстанавливает ту ценность, которую она заслуживает». [27]

В 2019 году память Зейда была отмечена дудлом Google . [28] Работы Зейда были включены в выставку « Женщины в абстракции» 2021 года в Центре Помпиду . [29]

При жизни и даже после ее смерти творчество Зейд было окружено востоковедными оценками, согласно которым она соединила исламские и византийские влияния с модернизмом. Выставки 2017 года. которые стремились поместить ее в повествования о транснациональных абстрактных практиках искусства середины двадцатого века, подверглись критике за их «евроцентристскую» структуру. Одновременная публикация биографии художницы «Фарельнисса Зейд: художница внутренних миров» , написанной Адилой Лаиди-Ханиех , бывшей ученицей Зейда, была воспринята как расстраивающая те повествования, которые объясняли ее искусство с «ориенталистской» точки зрения таким образом, что это совершенно отстраненно. от самой художницы. [30] Зейд часто выражала свои модернистские взгляды. Ее склонность была к более универсалистскому, элементарному видению искусства. В 1952 году она сказала искусствоведу Жюльену Альвару : «Я — средство для достижения цели. Я перемещаю космические, магнетические вибрации, которые управляют нами… Я не полюс, не центр, не я, не кто-то. Я выступаю каналом для того, что должно и может быть перенесено мной… живопись для меня — это поток, движение, скорость, встречи, отклонения, расширение, не знающее границ».

Книга Адилы Лаиди-Хание «Фареленисса Зейд: художница внутренних миров» предлагает ревизионистский и исчерпывающий отчет как о ее жизни, так и о карьере, а также подчеркивает важность ее погружения в европейскую культуру и изменения ее психического состояния в ее художественном видении и постоянном обновлении смелой практики. Он по-новому определяет Фахрелниссу Зейд как одного из самых важных модернистов двадцатого века. [31]

Красочная семейная жизнь Зейд описана в книге ее дочери Ширин Деврим « Турецкий гобелен: Шакиры Стамбула» , изданной в 1994 году. [32]

Основные работы

[ редактировать ]
  • Борьба с абстракцией , 1947 год.
  • Решенные проблемы , 1948 год.
  • Мой ад , 1951 год.
  • Навстречу небу , 1953 год.
  • Кто-то из прошлого , 1980
  1. ^ Jump up to: а б с Эллис-Петерсен, Ханна (12 июня 2017 г.). «Фареленисса Зейд: Тейт Модерн воскрешает забытого историей художника» . Хранитель . Проверено 12 марта 2018 г.
  2. ^ «Полный список выставок ICA с 1948 г. по настоящее время – июль 2017 г.» (PDF) . ИКА . Проверено 16 марта 2018 г.
  3. ^ Jump up to: а б Тейт. «Фареленисса Зейд – выставка в галерее Тейт Модерн | Тейт» . Тейт . Проверено 12 марта 2018 г.
  4. ^ Дель Валле, Габи (31 октября 2018 г.). «Почему искусство такое дорогое?» . vox.com . Проверено 2 ноября 2018 г.
  5. ^ Sotheby's - Фарельнисса Зейд, К небу
  6. ^ Сотбис (19 апреля 2017 г.). «Картина, которая была слишком большой для лондонского ICA» . sothebys.com . Проверено 9 ноября 2018 г.
  7. ^ Деврим, Ширин (1996). Турецкий гобелен: Шакиры Стамбула . Лондон: Квартет. п. 11. ISBN  0704380358 .
  8. ^ Гринберг, Керрин (2017). «Эволюция художника». В Гринберге, Керрин (ред.). Фарельнисса Зейд . Лондон: Издательство Тейт. п. 11. ISBN  9781849764568 .
  9. ^ Деврим, Ширин (1996). Турецкий гобелен: Шакиры Стамбула . Лондон: Квартет. п. 38. ISBN  0704380358 .
  10. ^ Гринберг, Керрин (2017). «Эволюция художника». В Гринберге, Керрин (ред.). Фарельнисса Зейд . Лондон: Издательство Тейт. п. 12. ISBN  9781849764568 .
  11. ^ Гринберг, Керрин (2017). «Эволюция художника». В Гринберге, Керрин (ред.). Фарельнисса Зейд . Лондон: Издательство Тейт. п. 13. ISBN  9781849764568 .
  12. ^ Jump up to: а б «Istanbul Modern демонстрирует яркое, красочное искусство Фахрелниссы Зейд» . Дейли Сабах . Проверено 15 марта 2018 г.
  13. ^ Деврим, Ширин (1996). Турецкий гобелен: Шакиры Стамбула . Лондон: Квартет. п. 127. ИСБН  0704380358 .
  14. ^ Гринберг, Керрин (2017). «Эволюция художника». В Гринберге, Керрин (ред.). Фарельнисса Зейд . Лондон: Издательство Тейт. п. 18. ISBN  9781849764568 .
  15. ^ Гринберг, Керрин (2017). «Эволюция художника». В Гринберге, Керрин (ред.). Фарельнисса Зейд . Лондон: Издательство Тейт. п. 19. ISBN  9781849764568 .
  16. ^ Гринберг, Керрин (2017). «Эволюция художника». В Гринберге, Керрин (ред.). Фарельнисса Зейд . Лондон: Издательство Тейт. п. 20. ISBN  9781849764568 .
  17. ^ Деврим, Ширин (1996). Турецкий гобелен: Шакиры Стамбула . Лондон: Квартет. п. 167. ИСБН  0704380358 .
  18. ^ Гринберг, Керрин (2017). «Эволюция художника». В Гринберге, Керрин (ред.). Фарельнисса Зейд . Лондон: Издательство Тейт. п. 22. ISBN  9781849764568 .
  19. ^ Тейт. « Без названия», Фарельнисса Зейд, около 1950-х | Тейт» . Тейт . Проверено 15 марта 2018 г.
  20. ^ Jump up to: а б Деврим, Ширин (1996). Турецкий гобелен: Шакиры Стамбула . Лондон: Квартет. п. 210. ИСБН  0704380358 .
  21. ^ Лаиди-Хание, Адила (2017). «Поздний стиль». В Гринберге, Керрин (ред.). Фарельнисса Зейд . Лондон: Издательство Тейт. п. 131. ИСБН  9781849764568 .
  22. ^ «Fahrelnissa Zeid: Deutsche Bank Kunsthalle, Берлин - kulturnews.de» (на немецком языке). 25 октября 2017 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2018 г. Проверено 15 марта 2018 г.
  23. ^ «Bonhams устанавливает новый мировой рекорд для турецкой художницы Фахрелниссы Зейд» . Бонэмс. 2 октября 2012 г.
  24. ^ Спенс, Рэйчел (28 июня 2017 г.). «Фареленисса Зейд, Тейт Модерн, Лондон — путешествие в абстракцию» . Файнэншл Таймс . Проверено 12 марта 2018 г.
  25. ^ «Фареленисса Зейд» . Музейный портал Берлина . Проверено 15 марта 2018 г.
  26. ^ ИСКУССТВО, СТАМБУЛ МОДЕРН, СТАМБУЛЬСКИЙ МУЗЕЙ МОДЕРНА. «Фахрелнисса Зейд - Современный Стамбул» . www.istanbulmodern.org . Проверено 15 марта 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  27. ^ «Фареленисса Зейд в Стамбуле Модерн» . Хюрриет Дейли Ньюс . Проверено 15 марта 2018 г.
  28. ^ «118 лет со дня рождения Фахрелниссы Зейд» . Google . 7 января 2019 г.
  29. ^ Женщины в абстракции . Лондон: Нью-Йорк, Нью-Йорк: Thames & Hudson Ltd.; Thames & Hudson Inc., 2021. с. 170. ИСБН  978-0500094372 .
  30. ^ «Озпинар, Серен. «Почему бы не увидеть дальше и не расширить зрительный шар»: возвращение к Фахрелниссе Зейд » . Третий текст .
  31. ^ «Фареленисса Зейд: Художник внутренних миров» . АРТБУК . Проверено 28 июля 2024 г.
  32. ^ Деврим, Ширин (1994). Турецкий гобелен: Шакиры Стамбула . Лондон: Книги квартета. ISBN  9780704370630 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Беккер, Вольфганг. Фар-эль-Нисса Зейд: между Востоком и Западом, картины и рисунки . Нью-Йорк: Новая галерея, 1990.
  • Гринберг, Керрин, изд. Фарельнисса Зейд . Лондон: Издательство Тейт, 2017.
  • Лаиди-Хание, Адила. Фарельнисса Зейд: Художник внутренних миров . Лондон: Искусство/Книги, 2017. ISBN   978-1-908970-31-2 .
  • Лаиди-Хание, Адила. Амманский портрет Фахрелниссы Зейд: ритуалы дружбы и переосмысления . Современное и современное ближневосточное искусство Бонэма. Ноябрь 2018. (2017)
  • Парино, Андре и Шоман, Суха. Фарельнисса Зейд. Амман: Королевский национальный иорданский институт изящных искусств Фахрелниссы Зейд, 1984.
  • Заид, Фарельнисса. Фарельнисса Зейд: портреты и абстрактные картины. Париж: Галерея Гранофф, 1972.
[ редактировать ]
  • 1 произведение принцессы Фахрелниссы Зейд или после нее на Art UK сайте
  • Лаиди-Хание, Адила (2021). Фахрелниса Зейд 1901-1991 гг. BarjeelFoundation.org. [1]
  • Фахрелнисса Зейд в AWARE: Архивы женщин-художниц, исследования и выставки [2]
  • Аввад, Сальма (30 октября 2013 г.). «Работа стоимостью 2,7 миллиона долларов побивает мировой рекорд среди женщин-художниц Ближнего Востока». Арабский бизнес. Получено 16 января 2021 г.
  • Деврим, Ширин (1996). Турецкий гобелен: Шакиры Стамбула. Лондон: Квартет. ISBN   0704380358 .
  • Гамбург, Лидия. «50-е годы в Париже 1945/1965» Applicat-Prazan.com. [3]
  • Эллис-Петерсен, Ханна (12 июня 2017 г.). «Фареленисса Зейд: галерея Tate Modern воскрешает забытого историей художника». Хранитель. Проверено 12 марта 2018 г.
  • Ойкономопулос, Василис (2017). «Множественные измерения космополитического модерниста». В Гринберге, Керрин (ред.). Фарельнисса Зейд. Лондон: Издательство Тейт. стр. 45–46. ISBN   9781849764568 .
  • Каябали, Яман. «Фареленисса Зейд и проблема европоцентризма в истории искусства» Муфта. ( https://muftah.org/fahrelnissa-zeid-problem-eurocentrism-art-history/#.YDpcTGgzY2x )
  • Озпынар, Серен. «Почему бы не увидеть дальше и не расширить сферу зрения: возвращение к Фахрелниссе Зейд». Третий текст. [4]
  • Родити, Эдвард. Диалоги об искусстве. Лондон, Мартин Секер и Варбург, 1960. С.196. ISBN   9780915520213
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 60c5c7e03a10387a6d93066b0921b3ad__1722118080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/ad/60c5c7e03a10387a6d93066b0921b3ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Princess Fahrelnissa Zeid - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)