Jump to content

Хронософия

Хронософия — это неологистическое обозначение, данное ученым Джулиусом Томасом (Дж.Т.) Фрейзером «междисциплинарному и нормативному изучению времени sui Generis ». [ 1 ]

Этимология

[ редактировать ]

Фрейзер получил этот термин от древнегреческого : χρόνος, хронос , «время» и σοφία, София , «мудрость». Таким образом, хронософия определяется как «специфическое человеческое умение или знание... относящиеся ко времени... [которыми] все люди, кажется, обладают в той или иной степени...». [ 1 ]

Фрейзер сформулировал цель дисциплины хронософии в пяти целях:

  1. поощрять поиск новых знаний, связанных со временем;
  2. установить и применять критерии относительно того, какие области знаний способствуют пониманию времени и какой вклад они могут внести;
  3. оказывать помощь в эпистемологических исследованиях, особенно в тех, которые связаны со структурой знания;
  4. спровоцировать общение между гуманитарными и естественными науками, используя время как общую тему; и
  5. помочь нам узнать больше о природе времени, предоставляя каналы для прямой конфронтации множества точек зрения.

Предположения

[ редактировать ]

По мнению Фрейзера, любое стремление к хронософским знаниям обязательно предполагает два предположения:

  1. Когда специалисты говорят о «времени», они имеют в виду различные аспекты одной и той же сущности.
  2. Указанная сущность поддается изучению методами науки, может стать значимым предметом созерцания рефлексивного ума и может использоваться в качестве подходящего материала для интуитивной интерпретации творческим художником.

Фрейзер назвал эти два предположения единством времени . Вместе они сводятся к предположению, что все мы, работая по отдельности, тем не менее, движемся к одной и той же центральной идее (т. е. хронософии ).

В отличие от вышесказанного, Фрейзер постулирует разнообразие времени : существование множества его проявлений, которое «вряд ли нуждается в доказательствах; оно слишком очевидно». [ 2 ]

Таким образом, продолжающееся качественное и количественное опосредование неразрешимого конфликта между единством и многообразием времени будет единственным методологическим критерием измерения хронософского прогресса. Этот конфликт проявляется не столько между гуманитарными и естественными науками (хотя эта интерпретация является убедительной и удачной), сколько между ощущаемым знанием (т. е. страстью ) и понимаемым знанием (т. е. собственно знанием ). Фрейзер считает, что общая креативность общества зависит от эффективности «гармоничного диалога между двумя великими ветвями знания». Он замечает (перефразируя Джордано Бруно ): «Творческая деятельность ума состоит в поиске одного во многих, простоты в многообразии. Нет лучшей и более фундаментальной проблемы, чем проблема времени, по отношению к которой такие [ а] поиск может быть проведен. Он всегда присутствует и всегда мучителен, это основной материал рациональных и эмоциональных исследований человека». [ 3 ] [ нужна страница ] Точно так же, как зрелый человек может примирить внутри себя единство и разнообразие повседневного умного существования, так и зрелая социальная концепция времени может опосредовать разницу между единством и разнообразием времени и, возможно, в конечном итоге примирить их.

Организация

[ редактировать ]

Хронософия бросает вызов систематической организации, поскольку, как и философия , это своего рода пра-дисциплина, включающая в себя все другие дисциплины посредством предлагаемой объединяющей характеристики: временности . (Следовательно, остается возможность создания отрасли знания, лишенной временного значения, например, [возможно] онтологии и/или метафизики ; однако «вневременность» по-прежнему, по определению, является временной категорией: наступает регресс.)

Фрейзер писал, что успешное изучение времени «поощрит коммуникацию, выходящую за традиционные границы систем знаний, и позволит найти структуру, которая... может позволить взаимодействие опыта и теоретизирования, связанных со временем, безотносительно к источникам опыта и теории». [ 1 ] Таким образом, единственное методологическое обязательство, которое должен взять на себя хронософ, — это междисциплинарность .

пренебрегает разработкой систематической хронософской методологии Хотя Фрейзер в «Голосах времени» , он предлагает набор идиоматически междисциплинарных категорий, чтобы стимулировать исследования будущих ученых:

  • обзоры исторических и современных представлений о времени в естественных и гуманитарных науках;
  • исследования отношения времени к идеям концептуальных пределов, таких как а) к движению и покою, б) к атомарности и непрерывности, в) к пространственно очень большому и очень малому и г) к количествам единичного и многих;
  • сравнительный анализ тех свойств времени, которые различные области обучения и интуитивные выражения беспроблемно обозначают как «природу времени»;
  • исследование процессов и методов, с помощью которых человек учится воспринимать, приступает к измерению и пытается рассуждать о времени;
  • исследование роли времени в передаче мыслей и эмоций;
  • поиск понимания связи времени с личностью и смертью;
  • исследования, касающиеся времени и органической эволюции, времени и психологического развития человека, а также роли времени в развитии цивилизаций; и
  • определение статуса хронософии по отношению к традиционным системам знания. [ 1 ]

Природа вышеуказанных категорий требует, чтобы хронософия рассматривалась как самостоятельная система опытных, экспериментальных и теоретических знаний о времени.

Общие характеристики

[ редактировать ]

В целом хронософские занятия характеризуются

  1. расширение или отказ от [традиционных областей] специализации, и
  2. поддержка междисциплинарных или пандисциплинарных методологий;

(1) является слабым критерием, а (2) – сильным.

Ни один из вышеупомянутых критериев не касается времени или временности; поскольку, хотя онтологическая возможность вневременного знания всегда должна сохраняться, признание этой возможности вызывает вопрос ( petitio principii ): например, какую форму принимает вневременное знание? как бы это пришло к нам? как мы вообще можем быть отделены от такого знания? и так далее до тошноты . Таким образом, это признание является парадоксом (сродни « седьмому положению Витгенштейна в Логико-философском трактате» : «О чем нельзя говорить, о том следует молчать»). Мы должны заключить, что предположение о возможности вневременного познания одновременно необходимо и бессмысленно, являясь концептуальным аналогом тавтологической природы понятия времени. Если бы мы пришли к познанию того, что находится «под» или «за» временем (или, альтернативно, пришли к выводу, что никогда не могли утратить владение этим), не было бы заметной необходимости в дальнейших хронософских исследованиях — перед лицом таких Вечная истина, вместо этого была бы хронософия в ее нынешнем понимании, которая казалась бы одновременно необходимой и бессмысленной.

Следовательно: все дисциплины обязательно хронософичны (пока не доказано обратное).

Предостережение: ради логики будущие проявления хронософии могут более напоминать одни методы познания, чем другие; однако из-за характера «проблемы» времени ни одно хронософское исследование не может быть полностью очищено от междисциплинарных перспектив: удовлетворительная теория времени обязательно должна удовлетворять широкому спектру спецификаций (т.е. по определению удовлетворительная или достаточная хронософия будет вместить все области человеческого знания, относящиеся к предмету и времени). [ 1 ]

Отправка

[ редактировать ]

Почему мы должны предоставлять времени такой привилегированный статус среди наших спекулятивных и эмпирических начинаний?

Хронософ Фрейзера утверждал бы, что посредничество в проблеме(ах) времени необходимо для создания и сохранения индивидуальной и социальной идентичности. Следовательно, до тех пор, пока мы — как отдельные личности и как социальные группы — продолжаем участвовать в процессе прояснения и определения нашей индивидуальной и коллективной идентичности в сравнении с идентичностями мира (полностью или частично) вокруг нас, неизбежно одновременное прояснение и определение проблемы(й) времени должно, в более широком смысле ( mutatis mutandis ), быть универсальным и непрерывным.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Фрейзер, Дж. Т. (1981). Голоса времени: совместный обзор взглядов человека на время, выраженных в науках и гуманитарных науках (2-е изд.). Амхерст: Издательство Массачусетского университета. стр. 590–2 . ISBN  0-87023-337-8 .
  2. ^ Фрейзер 1981 , с. XXI.
  3. ^ Фрейзер 1981 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 62885a6eef1c13eb895cd0d581693567__1687623840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/67/62885a6eef1c13eb895cd0d581693567.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chronosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)