Хронософия
Хронософия — это неологистическое обозначение, данное ученым Джулиусом Томасом (Дж.Т.) Фрейзером «междисциплинарному и нормативному изучению времени sui Generis ». [ 1 ]
Обзор
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Фрейзер получил этот термин от древнегреческого : χρόνος, хронос , «время» и σοφία, София , «мудрость». Таким образом, хронософия определяется как «специфическое человеческое умение или знание... относящиеся ко времени... [которыми] все люди, кажется, обладают в той или иной степени...». [ 1 ]
Цель
[ редактировать ]Фрейзер сформулировал цель дисциплины хронософии в пяти целях:
- поощрять поиск новых знаний, связанных со временем;
- установить и применять критерии относительно того, какие области знаний способствуют пониманию времени и какой вклад они могут внести;
- оказывать помощь в эпистемологических исследованиях, особенно в тех, которые связаны со структурой знания;
- спровоцировать общение между гуманитарными и естественными науками, используя время как общую тему; и
- помочь нам узнать больше о природе времени, предоставляя каналы для прямой конфронтации множества точек зрения.
Предположения
[ редактировать ]По мнению Фрейзера, любое стремление к хронософским знаниям обязательно предполагает два предположения:
- Когда специалисты говорят о «времени», они имеют в виду различные аспекты одной и той же сущности.
- Указанная сущность поддается изучению методами науки, может стать значимым предметом созерцания рефлексивного ума и может использоваться в качестве подходящего материала для интуитивной интерпретации творческим художником.
Фрейзер назвал эти два предположения единством времени . Вместе они сводятся к предположению, что все мы, работая по отдельности, тем не менее, движемся к одной и той же центральной идее (т. е. хронософии ).
В отличие от вышесказанного, Фрейзер постулирует разнообразие времени : существование множества его проявлений, которое «вряд ли нуждается в доказательствах; оно слишком очевидно». [ 2 ]
Таким образом, продолжающееся качественное и количественное опосредование неразрешимого конфликта между единством и многообразием времени будет единственным методологическим критерием измерения хронософского прогресса. Этот конфликт проявляется не столько между гуманитарными и естественными науками (хотя эта интерпретация является убедительной и удачной), сколько между ощущаемым знанием (т. е. страстью ) и понимаемым знанием (т. е. собственно знанием ). Фрейзер считает, что общая креативность общества зависит от эффективности «гармоничного диалога между двумя великими ветвями знания». Он замечает (перефразируя Джордано Бруно ): «Творческая деятельность ума состоит в поиске одного во многих, простоты в многообразии. Нет лучшей и более фундаментальной проблемы, чем проблема времени, по отношению к которой такие [ а] поиск может быть проведен. Он всегда присутствует и всегда мучителен, это основной материал рациональных и эмоциональных исследований человека». [ 3 ] [ нужна страница ] Точно так же, как зрелый человек может примирить внутри себя единство и разнообразие повседневного умного существования, так и зрелая социальная концепция времени может опосредовать разницу между единством и разнообразием времени и, возможно, в конечном итоге примирить их.
Организация
[ редактировать ]Хронософия бросает вызов систематической организации, поскольку, как и философия , это своего рода пра-дисциплина, включающая в себя все другие дисциплины посредством предлагаемой объединяющей характеристики: временности . (Следовательно, остается возможность создания отрасли знания, лишенной временного значения, например, [возможно] онтологии и/или метафизики ; однако «вневременность» по-прежнему, по определению, является временной категорией: наступает регресс.)
Фрейзер писал, что успешное изучение времени «поощрит коммуникацию, выходящую за традиционные границы систем знаний, и позволит найти структуру, которая... может позволить взаимодействие опыта и теоретизирования, связанных со временем, безотносительно к источникам опыта и теории». [ 1 ] Таким образом, единственное методологическое обязательство, которое должен взять на себя хронософ, — это междисциплинарность .
пренебрегает разработкой систематической хронософской методологии Хотя Фрейзер в «Голосах времени» , он предлагает набор идиоматически междисциплинарных категорий, чтобы стимулировать исследования будущих ученых:
- обзоры исторических и современных представлений о времени в естественных и гуманитарных науках;
- исследования отношения времени к идеям концептуальных пределов, таких как а) к движению и покою, б) к атомарности и непрерывности, в) к пространственно очень большому и очень малому и г) к количествам единичного и многих;
- сравнительный анализ тех свойств времени, которые различные области обучения и интуитивные выражения беспроблемно обозначают как «природу времени»;
- исследование процессов и методов, с помощью которых человек учится воспринимать, приступает к измерению и пытается рассуждать о времени;
- исследование роли времени в передаче мыслей и эмоций;
- поиск понимания связи времени с личностью и смертью;
- исследования, касающиеся времени и органической эволюции, времени и психологического развития человека, а также роли времени в развитии цивилизаций; и
- определение статуса хронософии по отношению к традиционным системам знания. [ 1 ]
Природа вышеуказанных категорий требует, чтобы хронософия рассматривалась как самостоятельная система опытных, экспериментальных и теоретических знаний о времени.
Общие характеристики
[ редактировать ]В целом хронософские занятия характеризуются
- расширение или отказ от [традиционных областей] специализации, и
- поддержка междисциплинарных или пандисциплинарных методологий;
(1) является слабым критерием, а (2) – сильным.
Ни один из вышеупомянутых критериев не касается времени или временности; поскольку, хотя онтологическая возможность вневременного знания всегда должна сохраняться, признание этой возможности вызывает вопрос ( petitio principii ): например, какую форму принимает вневременное знание? как бы это пришло к нам? как мы вообще можем быть отделены от такого знания? и так далее до тошноты . Таким образом, это признание является парадоксом (сродни « седьмому положению Витгенштейна в Логико-философском трактате» : «О чем нельзя говорить, о том следует молчать»). Мы должны заключить, что предположение о возможности вневременного познания одновременно необходимо и бессмысленно, являясь концептуальным аналогом тавтологической природы понятия времени. Если бы мы пришли к познанию того, что находится «под» или «за» временем (или, альтернативно, пришли к выводу, что никогда не могли утратить владение этим), не было бы заметной необходимости в дальнейших хронософских исследованиях — перед лицом таких Вечная истина, вместо этого была бы хронософия в ее нынешнем понимании, которая казалась бы одновременно необходимой и бессмысленной.
Следовательно: все дисциплины обязательно хронософичны (пока не доказано обратное).
Предостережение: ради логики будущие проявления хронософии могут более напоминать одни методы познания, чем другие; однако из-за характера «проблемы» времени ни одно хронософское исследование не может быть полностью очищено от междисциплинарных перспектив: удовлетворительная теория времени обязательно должна удовлетворять широкому спектру спецификаций (т.е. по определению удовлетворительная или достаточная хронософия будет вместить все области человеческого знания, относящиеся к предмету и времени). [ 1 ]
Отправка
[ редактировать ]Почему мы должны предоставлять времени такой привилегированный статус среди наших спекулятивных и эмпирических начинаний?
Хронософ Фрейзера утверждал бы, что посредничество в проблеме(ах) времени необходимо для создания и сохранения индивидуальной и социальной идентичности. Следовательно, до тех пор, пока мы — как отдельные личности и как социальные группы — продолжаем участвовать в процессе прояснения и определения нашей индивидуальной и коллективной идентичности в сравнении с идентичностями мира (полностью или частично) вокруг нас, неизбежно одновременное прояснение и определение проблемы(й) времени должно, в более широком смысле ( mutatis mutandis ), быть универсальным и непрерывным.
См. также
[ редактировать ]- Время
- Временность
- Джулиус Томас Фрейзер
- Натуральная философия
- Философия пространства и времени
- Часовое искусство
- Космология
- Эсхатология
- Онтология
- Метафизика
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Фрейзер, Дж. Т. (1981). Голоса времени: совместный обзор взглядов человека на время, выраженных в науках и гуманитарных науках (2-е изд.). Амхерст: Издательство Массачусетского университета. стр. 590–2 . ISBN 0-87023-337-8 .
- ^ Фрейзер 1981 , с. XXI.
- ^ Фрейзер 1981 .