Факультативный протокол об участии детей в вооруженных конфликтах
![]() государства-участники
государства, подписавшие, но не ратифицировавшие
государства, которые не подписали | |
Подписано | 25 мая 2000 г. [ 1 ] |
---|---|
Расположение | Нью-Йорк [ 1 ] |
Эффективный | 12 февраля 2002 г. [ 1 ] |
Состояние | 10 ратификаций |
Подписавшиеся | 180 [ 1 ] |
Вечеринки | 173 [ 1 ] |
Депозитарий | Генеральный секретарь ООН |
Языки | арабский, китайский, английский, французский, русский и испанский |
Полный текст | |
![]() |
Часть серии о |
Дети-солдаты |
---|
Основные статьи |
Проблемы |
Экземпляры (примеры) |
Юридические аспекты |
Движение за прекращение использования детей-солдат |
Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (OPAC), также известный как договор о детях-солдатах , представляет собой многосторонний договор, в соответствии с которым государства соглашаются: 1) запретить призыв в армию дети до 18 лет; 2) обеспечить призывников в армию не моложе 16 лет; 3) не допускать непосредственного участия в боевых действиях призывников в возрасте 16 или 17 лет. Договор также запрещает негосударственным вооруженным группировкам вербовать лиц моложе 18 лет для любых целей.
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла этот договор в качестве дополнительного протокола к Конвенции о правах ребенка резолюцией 54/263 от 25 мая 2000 года. [ 2 ] Протокол вступил в силу 12 февраля 2002 года. Договор состоит из тринадцати статей.
По состоянию на январь 2023 года участниками протокола являются 173 государства. Еще семь государств подписали, но не ратифицировали его. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Конвенция о правах ребенка (1989 г.) определяет ребенка как любое лицо в возрасте до 18 лет.
На протяжении всей истории и во многих культурах дети активно участвовали в военных кампаниях. [ 3 ] В Первую мировую войну в Великобритании в армию успели пойти 250 000 мальчиков до 18 лет. [ 4 ] Во время Второй мировой войны дети-солдаты сражались по всей Европе, в Варшавском восстании , [ 5 ] в еврейском сопротивлении , [ 6 ] и в Советской Армии . [ 7 ] После окончания « холодной войны» число вооруженных конфликтов возросло, а использование детей в военных целях возросло, от чего к концу 1990-х годов ежегодно затрагивалось до 300 000 детей во всем мире. [ 8 ]
Прогресс в прекращении использования детей в военных целях был медленным, отчасти потому, что многие национальные вооруженные силы полагались на детей для пополнения своих рядов. [ 9 ] [ 10 ] [ 8 ] Первые попытки ограничить участие детей в вооруженных конфликтах начались с принятия в 1977 году Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 года (ст. 77.2). [ 11 ] Новые Протоколы запрещали военную вербовку детей в возрасте до 15 лет и их прямое участие в боевых действиях, но по-прежнему разрешали государственным вооруженным силам и негосударственным вооруженным формированиям вербовать детей в возрасте от 15 лет и использовать их в боевых действиях. [ 12 ] Кроме того, Протоколы не запрещали воюющим сторонам использовать детей младше 15 лет в военных действиях, когда их участие не было «прямым»; например, в качестве разведчиков, носильщиков, информаторов, шпионов, носителей сообщений и других вспомогательных функций.
Когда те же ограниченные стандарты были включены в Конвенцию о правах ребенка (КПР) в 1989 году, защитники прав детей остались разочарованы, полагая, что договор, устанавливающий основные права детей, должен защищать их от всех форм военного вмешательства. [ 8 ] Чтобы добиться этого, небольшая группа борцов за права человека и сочувствующие им правительства начали глобальную кампанию за новый договор, который был принят в 2000 году как Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах ( ОПАК). [ 8 ]
Кампания за новый договор
[ редактировать ]Первоначальные переговоры
[ редактировать ]К 1994 году, через пять лет после принятия Конвенции о правах ребенка , защитники прав детей и сочувствующие ей правительства убедили международное сообщество создать рабочую группу Комиссии ООН по правам человека . [ 8 ] [ 13 ] Его мандат заключался в том, чтобы начать переговоры по новому протоколу к Конвенции, который повысит стандарты использования детей в военных целях.
В то время как подавляющее большинство государств, участвовавших в переговорах по протоколу, были готовы положить конец вербовке в армию детей в возрасте до 18 лет (так называемый принцип «прямых 18 лет»), небольшое количество государств выступило против: Бангладеш , Куба , Израиль , Южная Корея. , Кувейт , Пакистан , Великобритания (Великобритания) и США (США). По словам Джо Беккера, правозащитницы, активно участвовавшей в переговорах: [ 14 ]
Правительства начали серию ежегодных переговоров в Женеве , но к 1998 году переговоры зашли в тупик, поскольку стало ясно, что правительства, которые долгое время использовали детей младше восемнадцати лет в своих национальных вооруженных силах, особенно Соединенные Штаты и Великобритания, не желают поддерживать новую стандарт, который противоречил их национальной практике.
По словам Беккера, хотя некоторые государства, выступавшие против изменения, заявили, что не будут его блокировать, США настаивали на своей позиции. [ 8 ]
Инструментом для получения поддержки договора на высоком уровне стало предложение защитников прав детей о проведении масштабного исследования влияния вооруженных конфликтов на детей. [ 13 ] Исследование было предложено Комитетом по правам ребенка по заказу Генеральной Ассамблеи ООН и подготовлено Грасой Машел в 1996 году: Влияние вооруженных конфликтов на детей . [ 15 ] В докладе особое внимание уделялось использованию детей младшего возраста в качестве участников вооруженных конфликтов , и были представлены доказательства того, что многие тысячи детей ежегодно убивают, калечат и получают психические травмы во всем мире. Он также призвал положить конец вербовке детей всеми вооруженными силами. [ 15 ]
Коалиция за прекращение использования детей-солдат
[ редактировать ]Поскольку переговоры по новому договору в 1998 году зашли в тупик, шесть правозащитных и гуманитарных организаций ( Amnesty International , Human Rights Watch , International Federation Terre des Hommes , Иезуитская служба беженцев , Квакерское отделение ООН (Женева) и организация «Спасти детей» ). [ 8 ] С целью включения в новый договор принципа «18 человек» Коалиция быстро создала национальные членские организации в более чем тридцати странах. [ 8 ] Коалиция работала в союзе с небольшой группой государств, активно отстаивающих принцип «18 человек» на международном уровне: Канада , Дания , Эфиопия , Финляндия , Япония , Мозамбик , Норвегия , Португалия , Южная Африка , Швеция и Швейцария . [ 8 ]
При первоначальном финансировании со стороны канадского правительства Коалиция организовала серию межправительственных региональных конференций; Африканские и латиноамериканские конференции решительно поддержали принцип «18 человек». [ 8 ] Европейская конференция поддержала прекращение участия детей в вооруженных конфликтах, но не их вербовку, из-за противодействия со стороны Австрии , Франции , Германии , Люксембурга , Нидерландов и Великобритании , которые вербовали детей в возрасте 16 или 17 лет в свою армию. вооруженные силы. [ 8 ] (По состоянию на 2023 г. [update], все, кроме Люксембурга, все еще делали это.) [ 16 ]
К 1999 году принцип «18 лет подряд» пользовался поддержкой подавляющего большинства государств, а также Комитета по правам ребенка , Международного комитета Красного Креста , Международной организации труда , Европейского парламента , Организации Африканское единство и Всемирный совет церквей . [ 8 ] [ 13 ]
Заключительные переговоры
[ редактировать ]На заключительных переговорах только пять государств все еще выступали против принципа «18 человек»: Египет , Кувейт , Сингапур , Великобритания и, что наиболее резко, США . [ 17 ] США при поддержке Великобритании продолжали настаивать на том, что они не будут поддерживать договор, запрещающий им отправлять 17-летних в бой. [ 8 ] [ 17 ] По словам Беккера, США уступили после вмешательства госсекретаря Мадлен Олбрайт , хотя США и Великобритания продолжали настаивать на своем праве вербовать детей в возрасте от 16 (Великобритания) и 17 (США) лет. [ 8 ]
Это изменение позволило достичь компромиссного консенсуса между сторонами переговоров, согласно которому новый договор не будет запрещать государствам вербовать детей в свои вооруженные силы с 16 или 17 лет, но потребует принятия «всех возможных мер» для обеспечения того, чтобы дети не участвовать «непосредственно» в боевых действиях.
Степень ратификации и положение «прямых 18»
[ редактировать ]Договор OPAC был широко ратифицирован. По состоянию на 2023 год [update]173 государства ратифицировали договор или присоединились к нему; еще семь государств подписали его, но еще не ратифицировали ( Гаити , Иран , Ливан , Либерия , Науру , Сомали и Замбия ). [ 1 ]
После принятия OPAC количество штатов, которые по закону ограничивают призыв на военную службу взрослыми старше 18 лет, существенно увеличилось с 83 в 2001 году до 155 в 2023 году, что составляет 78 процентов государств-членов ООН. [ 9 ] [ 16 ] К ним относятся несколько штатов, где вербовка детей была обычным явлением, в том числе Колумбия и Сьерра-Леоне . [ 8 ] Около 60 негосударственных вооруженных группировок также заключили соглашения о прекращении или сокращении использования детей. [ 18 ]
Несмотря на эту тенденцию, организация Child Soldiers International сообщает, что вербовка детей для военных целей по-прежнему широко распространена, в том числе вооруженными силами в трех наиболее густонаселенных странах – Китае , Индии и США – и наиболее экономически мощных (все страны Большой семерки , за исключением Италии) и Япония). [ 10 ] Большое количество негосударственных вооруженных группировок также регулярно вербуют и используют детей, особенно после недавнего всплеска вербовки детей воинствующими исламистскими движениями в Африке и на Ближнем Востоке , а также противостоящими им ополченцами. [ 9 ] [ 19 ]
«OPAC исполняется 18 лет»: 18-летие, 2018 г.
[ редактировать ]21 февраля 2018 года в ООН прошла встреча, посвященная 18-летию договора. [ 20 ] На встрече, спонсируемой организацией Children Soldiers International, ЮНИСЕФ и правительствами Бельгии, Канады, Колумбии, Франции и Сьерра-Леоне, присутствовало около 100 делегатов. Специальный представитель Генерального секретаря ООН по вопросам детей и вооруженных конфликтов Вирджиния Гамба сообщила о прогрессе, достигнутом и еще предстоит достичь с момента принятия договора:
Мы действительно прошли долгий путь. Сегодня, 18 лет спустя, мы должны отметить достигнутый количественный прогресс. Проблема детей и вооруженных конфликтов заняла прямое место в повестке дня международного мира и безопасности. С 2000 года по меньшей мере 130 000 детей-солдат были освобождены благодаря коллективным усилиям организаций, занимающихся защитой детей. Тысячи других были избавлены от испытания вербовки и использования – потому что их страна присоединилась к OPAC и приняла меры для их защиты. Крайне важно обеспечить всем освобожденным мальчикам и девочкам, а их сообществам доступ к полноценной реинтеграции – чтобы помочь им преодолеть мучительный опыт, через который они прошли. Но это остается огромной проблемой.
Положения договора OPAC
[ редактировать ]Основные обязательства
[ редактировать ]Основные обязательства договора OPAC заключаются в следующем: [ 21 ]
- Ни одно государство-участник не может принимать на работу лиц, которые еще не достигли минимального возраста, установленного государством (в обязательной декларации, сданной на хранение в ООН при ратификации), и во всех случаях минимальный возраст не должен быть ниже 16 лет.
- Государства-участники, вооруженные силы которых вербуют детей в возрасте 16 или 17 лет, должны:
- не принуждать детей вступать в свои вооруженные силы;
- обеспечить предоставление «надежных доказательств возраста» перед зачислением;
- обеспечить перед призывом на военную службу, чтобы дети-заявители были «полностью информированы» об обязанностях военной службы, что их выбор призыва был «действительно добровольным» и что их родители или законные опекуны дали свое «информированное согласие»; и
- «принять все возможные меры» для обеспечения того, чтобы дети-рекруты не принимали непосредственного участия в боевых действиях;
- Негосударственные вооруженные группировки «ни при каких обстоятельствах не должны вербовать или использовать в военных действиях» любого ребенка в возрасте до 18 лет (однако юридическая сила этого не определена). [ 13 ] [ 22 ] [ 18 ] ).
- Государства-участники договора должны периодически отчитываться о его выполнении перед Комитетом по правам ребенка .
Прочие положения
[ редактировать ]Другие положения договора включают следующее:
- Государства-участники должны сотрудничать друг с другом в осуществлении договора и оказывать финансовую и техническую поддержку «в реабилитации и социальной реинтеграции» лиц, которые были незаконно завербованы в детстве.
- Любое государство может выйти из договора с уведомлением за год, но не в том случае, если в это время оно участвует в вооруженном конфликте.
- Договор не запрещает государствам управлять военными школами, которые распространены во многих странах. [ 9 ] при условии, что они соответствуют юридическим требованиям, регулирующим образование, предусмотренным Конвенцией о правах ребенка .
- Договор дает государствам возможность повысить минимальный возраст призыва в армию в любой момент и передать обновленную обязательную декларацию по этому поводу в Организацию Объединенных Наций; любое государство, делающее это, будет связано пересмотренным минимальным возрастом и не сможет его снизить.
Комментарий Международного комитета Красного Креста
[ редактировать ]Предложение «Государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы военнослужащие их вооруженных сил, не достигшие 18-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях» было адаптировано из статьи 77.2 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям. от 12 августа 1949 года и касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, принятый в 1977 году с изменением с пятнадцати лет на восемнадцать лет и некоторыми другими незначительными изменениями. («Стороны, находящиеся в конфликте, примут все возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях и, в частности, воздержались от вербовки их в свои вооруженные силы». )
Комментарий МККК к Протоколу I ясно дает понять, что он не требует полного запрета на использование детей в конфликтах. МККК предложил, чтобы Протокол требовал от сторон «принятия всех необходимых мер», но в окончательном тексте используется формулировка «принять все возможные меры», что не является полным запретом на это. Более того, отказ от вербовки детей в возрасте до пятнадцати лет не исключает детей, которые добровольно идут на военную службу. В ходе переговоров по пункту «принимать участие в боевых действиях» было добавлено слово «непосредственно», что открывало возможность косвенного участия детей-добровольцев в боевых действиях, сборе и передаче военной информации, помощи в транспортировке оружия и боеприпасов. , обеспечение расходными материалами и т. д. [ 12 ]
Национальные меры реагирования (примеры)
[ редактировать ]Австралия
[ редактировать ]следуют Курсанты Сил обороны Австралии Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся участия детей в вооруженных конфликтах, но по-прежнему принимают курсантов в возрасте от 13 до 18 лет (кроме персонала) и иногда доставляют их на базы АДС.
Великобритания
[ редактировать ]Как отмечалось выше, во время переговоров OPAC Великобритания присоединилась к США, активно сопротивляясь мнению большинства участвующих в переговорах государств о том, что 18 лет должны быть минимальным возрастом для всех форм призыва на военную службу. [ 8 ] Тогда, как и сейчас, Великобритания разрешала призыв в свои вооруженные силы с 16 лет и позволяла детям подавать заявления в возрасте 15 лет и 7 месяцев. [ 23 ] [ 24 ]
При ратификации договора в обязательном заявлении Соединенного Королевства говорилось о том, что оно понимает, что, хотя оно будет стараться не использовать детей-рекрутов в военных действиях, протокол «... не будет исключать размещение членов ее вооруженных сил в возрасте до 18 лет для принимать непосредственное участие в боевых действиях, если: а) существует реальная военная необходимость перебросить свое подразделение или корабль в район, где ведутся военные действия, и б) по характеру и срочности ситуации: i) это; практически невозможно вывести таких людей до развертывания; или ii) это подорвет оперативную эффективность их корабля или подразделения и тем самым поставит под угрозу успешное завершение военной миссии и/или безопасность другого персонала». [ 25 ]
По данным организации Child Soldiers International , в период с 2003 по 2010 год Великобритания направила 22 военнослужащих в возрасте до 18 лет в Ирак и Афганистан. [ 26 ] Комитет по правам ребенка призвал Великобританию изменить свою политику, чтобы гарантировать, что дети не смогут принимать участие в военных действиях ни при каких обстоятельствах. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]- Дети в армии , Призыв в армию , Обучение рекрутов и Военнослужащие
- Конвенция о правах ребенка и Комитет по правам ребенка
- Международный комитет Красного Креста
- Список международных документов, касающихся наихудших форм детского труда
- Конференция «Свободные дети от войны» (и Парижские принципы)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Страны, подписавшие и даты ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах » . ООН. Архивировано из оригинала 25 апреля 2016 года . Проверено 23 мая 2016 г.
- ^ Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций сессии 54 Резолюция 263 . Факультативные протоколы к Конвенции о правах ребенка, касающиеся участия детей в вооруженных конфликтах и торговли детьми, детской проституции и детской порнографии A/RES/54/263, 25 мая 2000 г. Проверено 20 июля 2008 г.
- ^ Вессельс, Майкл (1997). «Дети-солдаты». Бюллетень ученых-атомщиков . 53 (4): 32. Бибкод : 1997БуАтС..53ф..32В . дои : 10.1080/00963402.1997.11456787 .
- ^ «Как Британия позволила 250 000 несовершеннолетним солдатам сражаться в Первой мировой войне?» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 21 марта 2018 года . Проверено 4 февраля 2018 г.
- ^ Норман Дэвис , Rising '44: Битва за Варшаву, Архивировано 6 февраля 2016 г. в Wayback Machine Pan Books, 2004 г., стр.603.
- ^ Дэвид М. Розен (январь 2005 г.). Армии молодых: дети-солдаты на войне и терроризме . Издательство Университета Рутгерса. стр. 54–55. ISBN 978-0-8135-3568-5 . Архивировано из оригинала 6 февраля 2016 года . Проверено 4 февраля 2018 г.
Участие еврейских детей и молодежи в войне было обусловлено сочетанием необходимости, чести и морального долга.
- ^ Кучеренко, Ольга (13 января 2011 г.). Маленькие солдатики: Как советские дети шли на войну, 1941–1945 гг . ОУП Оксфорд. п. 3. ISBN 978-0-19-161099-8 . Архивировано из оригинала 6 февраля 2016 года . Проверено 4 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Беккер, Дж (2013). «Кампания за прекращение использования детей-солдат». Борьба за справедливость: Защита прав человека на практике . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. стр. 11–31. ISBN 9780804774512 . OCLC 837635842 .
- ^ Jump up to: а б с д Международная организация детей-солдат (2017). «Где дети-солдаты?» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 года . Проверено 25 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Международная организация детей-солдат (2012). «Громче, чем слова: программа действий по прекращению использования государством детей-солдат» . Архивировано из оригинала 8 марта 2019 года . Проверено 19 января 2018 г.
- ^ Международный комитет Красного Креста (1977 г.). «Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 7 марта 2017 года . Проверено 28 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Комментарий МККК к Протоколу I: Статья 77. Архивировано 13 октября 2007 г. на Wayback Machine веб-сайте МККК, № 3183–3191, а также № 3171. Архивировано 13 октября 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д Бретт, Р. (2005). «Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (OP/CAC)» (PDF) . Международный совет по политике в области прав человека и Международная комиссия юристов . Архивировано из оригинала 16 апреля 2012 года . Проверено 4 февраля 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Беккер, Дж (2013). Борьба за справедливость: Защита прав человека на практике . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 14. ISBN 9780804774512 . OCLC 837635842 .
- ^ Jump up to: а б Машел, Г. (1996). «Воздействие вооруженного конфликта на детей» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 8 июля 2017 года . Проверено 28 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Прекращение использования детей в военных целях» . КРИН . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Олсон, Элизабет (2000). «США борются с волной повышения возраста военной службы» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 5 февраля 2018 года . Проверено 4 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Международная организация детей-солдат (2016). «Закон для себя? Борьба с вербовкой детей вооруженными группировками» . Архивировано из оригинала 8 марта 2019 года . Проверено 19 января 2018 г.
- ^ Генеральный секретарь ООН (2017 г.). «Доклад Генерального секретаря: Дети и вооруженный конфликт, 2017» . www.un.org . Архивировано из оригинала 25 января 2018 года . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ Международная организация детей-солдат (2018). «OPAC исполняется 18 лет и это большой успех в ООН» . Архивировано из оригинала 24 марта 2018 года . Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ Управление Верховного комиссара по правам человека (2000 г.). «Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка» . www.ohchr.org . Архивировано из оригинала 2 мая 2013 года . Проверено 4 февраля 2018 г.
- ^ Женевский звонок (2012). «Привлечение негосударственных вооруженных группировок к защите детей: на пути к стратегической взаимодополняемости» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 марта 2015 года . Проверено 28 января 2018 г.
- ^ Ну и дела, Дэвид; Тейлор, Рэйчел (1 ноября 2016 г.). «Контрпродуктивно ли призывать несовершеннолетних в армию?». Журнал РУСИ . 161 (6): 36–48. дои : 10.1080/03071847.2016.1265837 . ISSN 0307-1847 . S2CID 157986637 .
- ^ Британская армия (2018). "Возраст" . мод.uk. Архивировано из оригинала 4 декабря 2017 года . Проверено 5 февраля 2018 г.
- ^ Организация Объединенных Наций (2018). «Сборник договоров Организации Объединенных Наций: 11. b Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2018 года . Проверено 5 февраля 2018 г.
- ^ Международный союз детей-солдат. «Письмо министра обороны Великобритании по поводу использования детей до 18 лет в боевых действиях» . Международная организация детей-солдат . Архивировано из оригинала 18 апреля 2018 года . Проверено 5 февраля 2018 г.
- ^ Комитет ООН по правам ребенка (2008 г.). «Рассмотрение докладов, представленных государствами-участниками в соответствии со статьей 8 Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка об участии детей в вооруженных конфликтах. Заключительные замечания: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии» . Архивировано из оригинала 24 октября 2015 года . Проверено 5 февраля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст этого договора
- Список ратификаций
- Руководство к Факультативному протоколу об участии детей в вооруженных конфликтах. Архивировано 2 июня 2021 г. в Wayback Machine ЮНИСЕФ, Коалиция за прекращение использования детей-солдат, 2003 г.
- Конвенция о правах ребенка
- Дети в армии
- договоры ООН
- Договоры, заключенные в 2000 году
- Договоры о детском труде
- Договоры вступили в силу в 2002 году.
- Минимальный возраст
- Договоры Временной администрации Афганистана
- Договоры Албании
- Договоры Алжира
- Договоры Андорры
- Договоры Анголы
- Договоры Аргентины
- Договоры Армении
- Договоры Австралии
- Договоры Австрии
- Договоры Азербайджана
- Договоры Багамских Островов
- Договоры Бахрейна
- Договоры Бангладеш
- Договоры Беларуси
- Договоры Бельгии
- Договоры Белиза
- Договоры Бенина
- Договоры Бутана
- Договоры Боливии
- Договоры Боснии и Герцеговины
- Договоры Ботсваны
- Договоры Бразилии
- Договоры Брунея
- Договоры Болгарии
- Договоры Буркина-Фасо
- Договоры Бурунди
- Договоры Камеруна
- Договоры Камбоджи
- Договоры Канады
- Договоры Кабо-Верде
- Договоры Чада
- Договоры Чили
- Договоры Китайской Народной Республики
- Договоры Колумбии
- Договоры Республики Конго
- Договоры Коста-Рики
- Договоры Кот-д'Ивуара
- Договоры Хорватии
- Договоры Кубы
- Договоры Кипра
- Договоры Чешской Республики
- Договоры Демократической Республики Конго
- Договоры Дании
- Договоры Джибути
- Договоры Доминики
- Договоры Доминиканской Республики
- Договоры Эквадора
- Договоры Египта
- Договоры Сальвадора
- Договоры Эритреи
- Договоры Эстонии
- Договоры Эфиопии
- Договоры Финляндии
- Договоры Франции
- Договоры Габона
- Договоры Грузии (страны)
- Договоры Германии
- Договоры Ганы
- Договоры Греции
- Договоры Гренады
- Договоры Гватемалы
- Договоры Гвинеи
- Договоры Гвинеи-Бисау
- Договоры Гайаны
- Договоры Святого Престола
- Договоры Гондураса
- Договоры Венгрии
- Договоры Исландии
- Договоры Индии
- Договоры Индонезии
- Договоры Ирака
- Договоры Ирландии
- Договоры Израиля
- Договоры Италии
- Договоры Ямайки
- Договоры Японии
- Договоры Иордании
- Договоры Казахстана
- Договоры Кении
- Договоры Кирибати
- Договоры Кувейта
- Договоры Кыргызстана
- Договоры Лаоса
- Договоры Латвии
- Договоры Лесото
- Договоры Ливийской Арабской Джамахирии
- Договоры Лихтенштейна
- Договоры Литвы
- Договоры Люксембурга
- Договоры Мадагаскара
- Договоры Малави
- Договоры Малайзии
- Договоры Мальдив
- Договоры Мали
- Мальтийские договоры
- Договоры Маврикия
- Договоры Мексики
- Договоры Федеративных Штатов Микронезии
- Договоры Монако
- Договоры Монголии
- Договоры Черногории
- Договоры Марокко
- Договоры Мозамбика
- Договоры Намибии
- Договоры Непала
- Договоры Нидерландов
- Договоры Никарагуа
- Договоры Новой Зеландии
- Договоры Нигера
- Договоры Нигерии
- Договоры Норвегии
- Договоры Омана
- Договоры Пакистана
- Договоры Государства Палестина
- Договоры Панамы
- Договоры Парагвая
- Договоры Перу
- Договоры Филиппин
- Договоры Польши
- Договоры Португалии
- Договоры Катара
- Договоры Южной Кореи
- Договоры Молдовы
- Договоры Румынии
- Договоры России
- Договоры Руанды
- Договоры Сент-Люсии
- Договоры Самоа
- Договоры Сан-Марино
- Договоры Саудовской Аравии
- Договоры Сенегала
- Договоры Сербии и Черногории
- Договоры Сейшельских островов
- Договоры Сьерра-Леоне
- Сингапурские договоры
- Договоры Словакии
- Договоры Словении
- Договоры Южной Африки
- Договоры Южного Судана
- Договоры Испании
- Договоры Шри-Ланки
- Договоры Сент-Винсента и Гренадин
- Договоры Республики Судан (1985–2011 гг.)
- Договоры Эсватини
- Договоры Швеции
- Договоры Швейцарии
- Договоры Сирии
- Договоры Таджикистана
- Договоры Таиланда
- Договоры Северной Македонии
- Договоры Восточного Тимора
- Договоры Того
- Договоры Туниса
- Договоры Турции
- Договоры Туркменистана
- Договоры Уганды
- Договоры Украины
- Договоры Соединенного Королевства
- Договоры Танзании
- Договоры Соединенных Штатов
- Договоры Уругвая
- Договоры Узбекистана
- Договоры Вануату
- Договоры Венесуэлы
- Договоры Вьетнама
- Договоры Йемена
- Договоры Зимбабве
- 2000 год в Нью-Йорке
- Договоры, принятые резолюциями Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций
- Договоры распространены на Нидерландские Антильские острова
- Договоры распространены на Фарерские острова
- Договоры распространены на Гренландию
- Договоры распространены на Гонконг
- Договоры распространены на Макао
- Договоры распространены на Арубу
- Договоры распространены на Джерси