Влияние войны на детей
Часть серии о |
Дети-солдаты |
---|
Основные статьи |
Проблемы |
Экземпляры (примеры) |
Юридические аспекты |
Движение за прекращение использования детей-солдат |
Число детей в зонах вооруженных конфликтов составляет около 250 миллионов. [ 1 ] Они сталкиваются с физическим и психическим вредом, причиненным военным опытом.
«вооруженный конфликт» определяется двумя способами В соответствии с международным гуманитарным правом : «1) международные вооруженные конфликты, в которых противостоят два или более государств, 2) немеждународные вооруженные конфликты между правительственными силами и неправительственными вооруженными группами или только между такими группами. " [ 2 ]
Дети в зонах боевых действий могут выступать в качестве преступников, становясь детьми-солдатами . По оценкам, в мире насчитывается около 300 000 детей-солдат, и 40 процентов из них — девочки. [ 3 ] [ 4 ] Дети также становятся жертвами вооруженных конфликтов. Они вынуждены эвакуироваться, [ 5 ] страдают заболеваниями, передающимися половым путем , и лишены возможности получения образования. [ 6 ]
Фон
[ редактировать ]Присутствие детей на войне может восходить к средневековью и наполеоновским войнам . Дети участвовали в Гражданской войне в США и внесли значительный вклад в битву при Нью-Маркет , которая произошла в Вирджинии (15 мая 1864 года). [ 7 ] Дети также сражались во Второй мировой войне , особенно как «Гитлерюгенд». [ 4 ] Однако в наши дни число детских жертв увеличивается, поскольку увеличивается и доля жертв среди гражданского населения. В XVIII, XIX и начале XX веков около половины жертв войны составляли мирные жители, а к концу 1980-х годов эта цифра составила почти 90 процентов. [ 8 ] Дети составляют значительную часть населения, пострадавшего от войн, данные Американской психологической ассоциации показывают, что 95 процентов мирных жителей, погибших в последние годы в результате современных вооруженных конфликтов, примерно 50 процентов из них были детьми. [ 5 ]
По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) , оценочные потери детей за последнее десятилетие составили: «2 миллиона убиты, 4–5 миллионов стали инвалидами, 12 миллионов остались без крова, более 1 миллиона остались сиротами или разлучены со своими родителями, а некоторые 10 миллионов психологически травмированных». [ 8 ] В настоящее время более двух миллионов детей-беженцев бегут из Сирии и более 870 000 беженцев из Сомали . [ 9 ] Среди 100 000 человек, погибших в Сирии, по меньшей мере 10 000 были детьми. [ 10 ]
Потенциальные факторы риска войны против детей
[ редактировать ]Прямое воздействие насилия
[ редактировать ]Смерть и травмы
[ редактировать ]Подвергаясь непосредственному насилию, такому как бомбардировки и боевые действия, дети погибают во время конфликтов. Только в 2017 году в мире произошло 1210 террористических атак, в основном в регионе Ближнего Востока, в результате которых погибло 8074 человека. [ 11 ] В зонах конфликтов произошло девять террористических инцидентов, в результате которых погибло более ста человек. Кроме того, дети чаще получают ранения от мин . Двадцать процентов жертв мин – это дети в странах, пострадавших от мин. [ 12 ] Их часто интригует красочный вид мин и взрывчатых веществ. Дети могут потерять зрение или слух; потерять части тела; страдают от травмы. [ 12 ] По меньшей мере 8605 человек погибли или получили ранения от наземных мин в 2016 году и 6967 человек получили ранения в 2015 году. [ 13 ] Большинство из них были гражданскими лицами, и 42 процента жертв среди гражданского населения составили дети, а число детских жертв в 2016 году составило не менее 1544 человек. [ 13 ]
Сексуальное насилие
[ редактировать ]Организация Объединенных Наций определяет термин «сексуальное насилие, связанное с конфликтом» как «изнасилование, сексуальное рабство, принудительная проституция , принудительная беременность , принудительный аборт , принудительная стерилизация , принудительный брак и любая другая форма сексуального насилия сопоставимой тяжести, совершаемая в отношении женщин, мужчин». , девочек или мальчиков, что прямо или косвенно связано с конфликтом». [ 14 ] С 1992 года в Боснии изнасиловали более 20 000 мусульманских девочек и женщин. Многие случаи в Руанде показывают, что каждая выжившая девочка-подросток была изнасилована. [ 15 ] Сексуальное насилие заболеваний, передающихся половым путем, таких как ВИЧ/СПИД . также приводит к распространению [ 16 ] Одним из факторов является участие в вооруженных силах, которые подвергают девочек и женщин сексуальному насилию и эксплуатации во время конфликтов. [ 6 ] Кроме того, поскольку ВИЧ-положительные матери рожают ВИЧ-инфицированных детей без антиретровирусных препаратов, распространенность ВИЧ/СПИДа имеет тенденцию быстро распространяться. [ 6 ]
Неудовлетворенные основные потребности во время войны
[ редактировать ]Война нарушает снабжение детей и их семей всем необходимым, таким как еда, вода, жилье, медицинское обслуживание и образование. [ 5 ] Отсутствие доступа к этим основным потребностям может лишить детей их физического, социально-эмоционального и психологического развития. В случае с Южным Суданом постоянные жестокие конфликты наряду с климатическими потрясениями нанесли серьезный ущерб экономике, основанной на сельском хозяйстве. [ 17 ] В результате более 1,1 миллиона детей страдают от острой нехватки продовольствия. [ 17 ] В странах Африки и Ближнего Востока более 2,5 миллионов детей страдают от острого недоедания. [ 17 ] Экономические санкции, такие как торговые ограничения со стороны международного сообщества и организаций, могут сыграть роль в серьезных экономических трудностях и ухудшении инфраструктуры в зонах вооруженных конфликтов. [ 6 ] Это чрезвычайно затрудняет выживание детей, поскольку они обычно находятся на самом нижнем уровне социально-экономического статуса. По прогнозам, по состоянию на 2001 год около полумиллиона иракских детей погибнут из-за режима санкций. [ 6 ]
Вредное поведение родителей также может повлиять на развитие ребенка. В условиях войны семьи и общины не могут создать условия, способствующие развитию детей. [ 5 ] Майк Уэсселс, доктор философии, профессор психологии колледжа Рэндольф-Мейкон Объяснил с обширным опытом работы в зонах боевых действий; «Когда война эмоционально влияет на родителей, это меняет их способность должным образом заботиться о своих детях. Военный стресс увеличивает насилие в семье, создавая модель, которая затем передается, когда дети становятся родителями». [ 18 ] Нехватка ресурсов увеличивает когнитивную нагрузку, что влияет на концентрацию внимания, когнитивные способности и исполнительный контроль, которые являются критически важными способностями рассуждать и решать проблемы. [ 19 ] Снижение умственных и эмоциональных способностей, вызванное стрессом, вызванным войной, может ухудшить их родительские способности и негативно изменить поведение по отношению к детям. [ 5 ]
Нарушение образования происходит и при разрушении школ во время войн. [ 20 ] Во время кризиса человеческие и финансовые ресурсы подвергаются риску. Организация Объединенных Наций сообщила, что более 13 миллионов детей лишены возможности получения образования, а более 8850 школ были разрушены из-за вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке. [ 21 ] [ 22 ] Согласно отчету ЮНИСЕФ, в 2015 году в Йемене 1,8 миллиона детей не посещали образование. [ 22 ] В период с 2014 по 2015 год почти полмиллиона детей в секторе Газа не смогли ходить в школу из-за ущерба, нанесенного школам. [ 22 ] В Судане более трех миллионов детей не могут ходить в школу из-за конфликтов. [ 22 ] В Мозамбике во время конфликта было разрушено около 45 процентов начальных школ. [ 6 ] Страх и нестабильность мешают детям и учителям сосредоточиться на образовании. [ 23 ] Это порождает образовательный разрыв, лишая детей необходимого образования, развития социально-эмоциональных навыков и, таким образом, реинтеграции в общество. Кроме того, гендерное равенство также может быть поставлено под угрозу, поскольку нарушение образования в зонах вооруженных конфликтов обычно исключает девочек. [ 24 ]
Влияние на психологическое развитие детей
[ редактировать ]Развитие мозга
[ редактировать ]Опыт раннего детства составляет большую часть развития человеческого мозга. Нейронные связи, отвечающие за сенсорные способности, речь и когнитивные функции, активно формируются в течение первого года жизни ребенка. [ 25 ] Пластичность и податливость, которые относятся к гибкости мозга, наиболее высоки в первые годы его развития. [ 25 ] Следовательно, мозг может быть легко изменен окружающей средой детей. В этом смысле дети в зонах вооруженных конфликтов могут быть более восприимчивы к психическим проблемам, таким как тревога и депрессия, а также к физиологическим проблемам в иммунной и центральной нервной системах.
Стресс в раннем детстве может препятствовать развитию мозга детей, что приводит к проблемам как с физическим, так и с психическим здоровьем. [ 26 ] Здоровому мозгу и физическому развитию может препятствовать чрезмерная или длительная активация систем реагирования на стресс. [ 26 ] Хотя и адреналин , и кортизол помогают подготовить организм к борьбе со стрессорами, когда они привыкают к длительному и неконтролируемому стрессу, эта система реакции на стресс может привести к ухудшению как психического, так и физического здоровья. [ 26 ]
Отсутствие базовых ресурсов также может препятствовать развитию детского мозга. детства Социально-экономический статус влияет на развитие нервной системы и влияет на когнитивные способности и психическое здоровье на протяжении всей взрослой жизни. [ 27 ] [ 28 ] В частности, считается, что бедность ухудшает когнитивные способности. Многие исследования показали, что бедность в раннем детстве может быть вредной, поскольку бедным семьям не хватает времени и финансовых ресурсов для инвестирования в развитие ребенка. [ 29 ] [ 30 ] Это говорит о том, что серьезное лишение ресурсов в зонах вооруженных конфликтов крайне вредно для когнитивного развития детей во время войны.
Окаша и Элхоли (2012) предположили, что психологическая иммунизация может помочь детям, которые часто подвергаются конфликтам, лучше адаптироваться к стрессовым факторам войны. [ 31 ]
Теория привязанности
[ редактировать ]Дети, оторванные от семьи в раннем возрасте, могут испытывать проблемы с привязанностью. [ 32 ] Дети до пяти лет чаще подвержены большему риску депрессии и тревоги по сравнению с подростками. Теория привязанности предполагает, что способность ребенка создавать привязанность может сдерживаться девиантными условиями окружающей среды и отраженным опытом общения с опекунами. [ 33 ] [ 34 ] Различные типы привязанностей могут формироваться при разных воспитателях и среде воспитания. Кроме того, известно, что различные переживания привязанности в детстве связаны с проблемами психического здоровья во взрослом возрасте. [ 33 ] [ 34 ]
Другие психологические воздействия
[ редактировать ]Дети в зонах боевых действий становятся свидетелями и участниками ужасающих насильственных действий, которые могут привести к развитию психологических расстройств, таких как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). [ 6 ] [ 35 ] [ 36 ] К 2017 году 3 миллиона детей из Сирии стали непосредственными свидетелями последствий войны. [ 37 ] У 80% из 94 иракских детей, пострадавших от взрыва 13 февраля 1991 года, наблюдались симптомы посттравматического стрессового расстройства. Кроме того, исследование показывает, что 41 процент палестинских детей из сектора Газа страдает посттравматическим стрессовым расстройством. [ 38 ] Частота последствий войны варьируется от 10 до 90 процентов с точки зрения развития посттравматического стрессового расстройства, депрессии и поведенческих проблем. [ 39 ] Известно, что посттравматическое стрессовое расстройство имеет последствия для поколений. [ 40 ]
Вопросы реабилитации
[ редактировать ]Реинтеграция в общество детей-солдат
[ редактировать ]насчитывается около 300 000 детей-солдат . В мире [ 41 ]
Программы разоружения, демобилизации и реинтеграции (РДР) проводятся для реабилитации детей-солдат и детей, пострадавших от войны. [ 42 ] Создание ГДР в Сьерра-Леоне было возглавлено ЮНИСЕФ в 1999 году. Однако разоружение постоянно не удавалось привлечь женщин-комбатантов, которые были вынуждены предоставлять сексуальные услуги, поскольку они слишком боялись сделать шаг вперед для процесса демобилизации. [ 43 ]
Дети-солдаты часто подвергаются стигматизации и дискриминации со стороны общества. [ 44 ] Реинтеграция и реабилитация зависят от уровня насилия, произошедшего в регионе, принятия со стороны семьи и общества, а также таких ресурсов, как программы образования и профессиональной подготовки для восстановления молодежи, пострадавшей от войны. [ 44 ] Парижские принципы предлагают обширные и подробные рекомендации по реинтеграции детей, связанных с вооруженными силами или вооруженными группами. [ 45 ]
Процесс психологического лечения
[ редактировать ]Психологическое лечение считается более сложным после пятилетнего возраста. [ 34 ] Это связано с тем, что пластичность мозга снижается после пяти лет, поскольку большая часть развития мозга происходит до шести лет. [ 46 ] Во многих случаях требуется длительное психологическое лечение. Некоторые дети развивают устойчивость и способны преодолевать серьезные невзгоды. [ 47 ] Считается, что благоприятное окружение в обществе и стабильные лица, осуществляющие уход, способны создать способность восстанавливаться после неблагоприятного детского опыта . [ 47 ]
Программы вмешательства для детей в зонах боевых действий
[ редактировать ]Нарративная экспозиционная терапия
[ редактировать ]Нарративная экспозиционная терапия — это краткосрочное индивидуальное вмешательство для лечения посттравматического стрессового расстройства, основанное на когнитивно-поведенческой экспозиционной терапии. KidNET — это повествовательная экспозиционная терапия, используемая с детьми в возрасте 12–17 лет, пострадавшими от войны. При этом специалист в области психического здоровья побуждает пациентов описывать события своей жизни – от рождения до настоящего времени. Улучшения благодаря KidNET наблюдаются у детей-беженцев в Восточной Европе, детей, пострадавших от геноцида в Руанде, и детей в Шри-Ланке.
Психотерапия свидетельств – это еще одно краткосрочное индивидуальное лечение для людей, пострадавших от войны, при котором они записывают свой опыт травм. Эти записи затем анализируются врачами вместе с пациентами, чтобы понять, как личный опыт связан с травмой. [ 48 ]
Психосоциальная поддержка диады
[ редактировать ]Диадическая психосоциальная поддержка — это лечение на уровне семьи для матерей и детей, пострадавших от войны, направленное на эмоциональное и психологическое развитие детей. Один из примеров программы был реализован в Боснии в течение 5 месяцев, в ходе которых еженедельно проводились встречи матерей для обсуждения развития их детей, механизмов преодоления трудностей и травм. [ 49 ] Эта программа показала чистые положительные результаты с точки зрения «психического здоровья матери, увеличения веса детей, а также психосоциального функционирования и психического здоровья детей». [ 48 ]
Программа вмешательства по обеспечению готовности молодежи
[ редактировать ]Программа вмешательства по обеспечению готовности молодежи (Сьерра-Леоне) направлена на молодежь, участвующую в войне, для решения эмоциональных и психологических проблем и привития им просоциального поведения. [ 48 ] Исследование Бетанкура и соавт. оценивает результаты из Сьерра-Леоне. [ 50 ] Он сообщает о положительных результатах.
См. также
[ редактировать ]- Исследование неблагоприятного детского опыта
- Дети в армии
- Психология развития
- Стресс в раннем детстве
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Конфликт» . ЮНИСЕФ США . Архивировано из оригинала 06 марта 2018 г. Проверено 08 марта 2018 г.
- ^ «Как термин «Вооруженный конфликт» определяется в международном гуманитарном праве? - МККК» . www.icrc.org . 17 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 08 марта 2018 г.
- ^ «4 из 10 детей-солдат — девочки» . Региональный информационный центр Организации Объединенных Наций для Западной Европы (UNRIC) . Архивировано из оригинала 08 марта 2018 г. Проверено 08 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Молодые солдаты, используемые в конфликтах по всему миру» . 2001-11-30. Архивировано из оригинала 07 марта 2018 г. Проверено 07 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Смит, Дебора (сентябрь 2001 г.). «Дети в пылу войны» . Американская психологическая ассоциация . Архивировано из оригинала 20 февраля 2018 г. Проверено 20 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Машел Дж., Сальгадо С. (2001). Влияние войны на детей: обзор прогресса со времени публикации Доклада Организации Объединенных Наций о влиянии вооруженных конфликтов на детей 1996 года . ЮНИСЕФ. ISBN 978-1-85065-485-8 .
- ^ Певец, Питер В. (12 июня 2006 г.). «Молодые солдаты, используемые в конфликтах по всему миру» . Брукингс . Архивировано из оригинала 07 марта 2018 г. Проверено 08 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Дети на войне» . Детский фонд ООН . Архивировано из оригинала 20 февраля 2018 г. Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ «Ситуация беженцев» . Агентство ООН по делам беженцев . Архивировано из оригинала 19 февраля 2018 г. Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ «ЮНИСЕФ» . Архивировано из оригинала 9 марта 2018 г. Проверено 08 марта 2018 г.
- ^ «Террористические атаки» . Архивировано из оригинала 06 марта 2018 г. Проверено 08 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Дети и мины: смертоносное наследие» (PDF) . ЮНИСЕФ. Архивировано (PDF) из оригинала 5 сентября 2009 г. Проверено 08 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Landmine Monitor (PDF) . Международная кампания за запрет наземных мин – Коалиция по кассетным боеприпасам. 2017. С. 55–100. ISBN 978-2-9701146-2-8 . Архивировано (PDF) из оригинала 28 февраля 2018 г. Проверено 08 марта 2018 г.
- ^ Гутерриш А (15 апреля 2017 г.). «Доклад генерального секретаря о сексуальном насилии в условиях конфликта» (PDF) . Объединенные Нации . Архивировано (PDF) из оригинала 28 марта 2018 г. Проверено 08 марта 2018 г.
- ^ «Сексуальное насилие как оружие войны» . www.unicef.org . Архивировано из оригинала 20 марта 2018 г. Проверено 08 марта 2018 г.
- ^ Хик С. (1 мая 2001 г.). «Политическая экономия детей, пострадавших от войны». Анналы Американской академии политических и социальных наук . 575 (Sage Publications, Inc. совместно с Американской академией политических и социальных наук): 106–121. дои : 10.1177/000271620157500107 . S2CID 146478651 .
- ^ Jump up to: а б с «Голод и продовольственный кризис» . ЮНИСЕФ США . Архивировано из оригинала 9 марта 2018 г. Проверено 08 марта 2018 г.
- ^ «Дети в пылу войны» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2018 г. Проверено 01 марта 2018 г.
- ^ Геннетян Л.А., Шафир Э (1 сентября 2015 г.). «Сохранение бедности в контексте финансовой нестабильности: поведенческая перспектива». Журнал политического анализа и управления . 34 (4): 904–936. дои : 10.1002/pam.21854 . ISSN 1520-6688 . S2CID 152532488 .
- ^ «Международная конференция по детям, пострадавшим от войны, Виннипег, Канада, 10–17 сентября 2000 г.». Ежеквартальный опрос беженцев . 23 (2): 287–313. 1 июля 2004 г. doi : 10.1093/rsq/23.2.287 . ISSN 1020-4067 .
- ^ «ООН: войны на Ближнем Востоке затронули 13 миллионов школьников» . www.aljazeera.com . Архивировано из оригинала 08 марта 2018 г. Проверено 08 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Образование под огнем: как конфликт на Ближнем Востоке лишает детей возможности учиться» (PDF) . ЮНИСЕФ . 03 сентября 2015 г. Архивировано (PDF) из оригинала 16 сентября 2015 г. Проверено 6 марта 2015 г.
- ^ Портер, Лиззи. «Нападения на школы направлены на «разрушение идентичности Сирии» » . www.aljazeera.com . Архивировано из оригинала 08 марта 2018 г. Проверено 08 марта 2018 г.
- ^ Обучение детей в зонах конфликтов: исследования, политика и практика системных изменений: дань уважения Джеки Кирку . Кирк, Джеки, 1968–2008 гг., Манди, Карен Э. (Карен Элизабет), 1962–, Драйден-Петерсон, Сара. Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа. 2011. ISBN 9780807752432 . OCLC 730254052 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Кратко: Наука о раннем детском развитии» . Центр развития ребенка Гарвардского университета . Архивировано из оригинала 20 февраля 2018 г. Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Национальный научный совет по развитию ребенка. (2005/2014). Чрезмерный стресс нарушает архитектуру развивающегося мозга: рабочий документ 3 . Обновленное издание. http://www.developingchild.harvard.edu. Архивировано 9 января 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Хэкман Д.А., Фара М.Дж., Мини М.Дж. (сентябрь 2010 г.). «Социально-экономический статус и мозг: механистические выводы из исследований на людях и животных» . Обзоры природы. Нейронаука . 11 (9): 651–9. дои : 10.1038/nrn2897 . ПМК 2950073 . ПМИД 20725096 .
- ^ Мани А., Муллайнатан С., Шафир Э., Чжао Дж. (август 2013 г.). «Бедность препятствует когнитивной функции». Наука . 341 (6149): 976–80. Бибкод : 2013Sci...341..976M . CiteSeerX 10.1.1.398.6303 . дои : 10.1126/science.1238041 . ПМИД 23990553 . S2CID 1684186 .
- ^ Аки Р.К., Коупленд В.Е., Килер Дж., Анголд А., Костелло Э.Дж. (январь 2010 г.). «Доходы родителей и результаты детей: квазиэксперимент» . Американский экономический журнал: Прикладная экономика . 2 (1): 86–115. дои : 10.1257/app.2.1.86 . ПМЦ 2891175 . ПМИД 20582231 .
- ^ Дункан Г.Дж., Магнусон К., Вотруба-Дрзал Э. (2014). «Повышение семейного дохода для содействия развитию детей» . Будущее детей . 24 (1): 99–120. дои : 10.1353/foc.2014.0008 . ПМИД 25518705 . S2CID 14903273 .
- ^ Окаша Т., Элхоли Х. (июнь 2012 г.). «Краткий обзор недавних влиятельных статей, опубликованных в психиатрических журналах (2010–2011 гг.) В арабском мире». Азиатский журнал психиатрии . 5 (2): 175–8. дои : 10.1016/j.ajp.2012.05.001 . ПМИД 22813663 .
- ^ Русби Дж. С., Таскер Ф (май 2009 г.). «Долгосрочные последствия британской эвакуации детей во время Второй мировой войны на их психическое здоровье взрослых». Старение и психическое здоровье . 13 (3): 391–404. дои : 10.1080/13607860902867750 . ПМИД 19484603 . S2CID 23781742 .
- ^ Jump up to: а б Фостер Д., Дэвис С., Стил Х. (сентябрь 2003 г.). «Эвакуация британских детей во время Второй мировой войны: предварительное расследование долгосрочных психологических последствий» (PDF) . Старение и психическое здоровье . 7 (5): 398–408. дои : 10.1080/1360786031000150711 . ПМИД 12959810 . S2CID 13449100 .
- ^ Jump up to: а б с Смайк А.Т., Зина Ч.Х., Фокс Н.А., Нельсон К.А., Гатри Д. (январь 2010 г.). «Помещение в приемную семью повышает качество привязанности среди маленьких детей, помещенных в специальные учреждения» . Развитие ребенка . 81 (1): 212–23. дои : 10.1111/j.1467-8624.2009.01390.x . ПМК 4098033 . ПМИД 20331663 .
- ^ Фрех, FM; Чанг, MC; Даллос, Р. (2013). «Фре Ф.М., Чунг М.К., Даллос Р. (2013) В тени террора: посттравматический стресс и сопутствующие психиатрические заболевания после бомбардировки в Ираке: роль разрушенных мировых представлений и измененных способностей». Журнал психиатрических исследований . 47 (2): 215–225. doi : 10.1016/j.jpsychires.2012.10.008 . ПМИД 23186645 .
- ^ Донован Б.С., Падин-Ривера Э., Дауд Т., Блейк Д.Д. (апрель 1996 г.). «Детские факторы и стресс в зоне боевых действий при хроническом посттравматическом стрессе». Журнал травматического стресса . 9 (2): 361–8. дои : 10.1007/BF02110668 . ПМИД 8731554 . S2CID 189939928 .
- ^ «Сирийские дети, получившие травму от войны» . Немецкая волна . Архивировано из оригинала 07 марта 2018 г. Проверено 07 марта 2018 г.
- ^ Парсонс М (2008). Дети: невидимые жертвы войны: междисциплинарное исследование . Питерборо: DSM. ISBN 978-0-9547229-4-4 . OCLC 921229141 .
- ^ Олвуд Массачусетс, Белл-Долан Д., Хусейн С.А. (апрель 2002 г.). «Детские травмы и реакции адаптации к насильственному и ненасильственному опыту войны». Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . 41 (4): 450–7. дои : 10.1097/00004583-200204000-00018 . ПМИД 11931602 .
- ^ Бауэрс М.Э., Иегуда Р. (январь 2016 г.). «Передача стресса у людей из поколения в поколение» . Нейропсихофармакология . 41 (1): 232–44. дои : 10.1038/нпп.2015.247 . ПМЦ 4677138 . ПМИД 26279078 .
- ^ «Десять фактов о детях-солдатах, которые должен знать каждый» . Независимый . 23 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 20 февраля 2018 г. Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ «Что такое ГДР?» . www.unddr.org . Архивировано из оригинала 9 апреля 2017 г. Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ Руководство к факультативному протоколу об участии детей в вооруженных конфликтах . Нью-Йорк: ЮНИСЕФ. 2003. с. 19.
- ^ Jump up to: а б Бетанкур Т.С., Агнью-Бле Дж., Гилман С.Е., Уильямс Д.Р., Эллис Б.Х. (январь 2010 г.). «Ужасы прошлого, нынешняя борьба: роль стигмы в связи между военным опытом и психосоциальной адаптацией среди бывших детей-солдат в Сьерра-Леоне» . Социальные науки и медицина . 70 (1): 17–26. doi : 10.1016/j.socscimed.2009.09.038 . ПМЦ 3756934 . ПМИД 19875215 .
- ^ «Парижские принципы» (PDF) . ЮНИСЕФ . 2007. Архивировано (PDF) из оригинала 30 октября 2016 г. Проверено 4 марта 2018 г.
- ^ Браун Т.Т., Джерниган Т.Л. (декабрь 2012 г.). «Развитие мозга в дошкольном возрасте» . Обзор нейропсихологии . 22 (4): 313–33. дои : 10.1007/s11065-012-9214-1 . ПМЦ 3511633 . ПМИД 23007644 .
- ^ Jump up to: а б "Устойчивость" . Центр развития ребенка Гарвардского университета . Архивировано из оригинала 20 февраля 2018 г. Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Бетанкур Т.С., Мейерс-Оки С.Е., Чарроу А.П., Тол В.А. (2013). «Вмешательства для детей, пострадавших от войны: экологический взгляд на психосоциальную поддержку и психиатрическую помощь» . Гарвардский обзор психиатрии . 21 (2): 70–91. дои : 10.1097/HRP.0b013e318283bf8f . ПМК 4098699 . ПМИД 23656831 .
- ^ Дибдал, Рагнхильд (2001). «Программа психосоциальной поддержки детей и матерей на войне». Клиническая детская психология и психиатрия . 6 (3): 425–436. дои : 10.1177/1359104501006003010 . S2CID 146561046 .
- ^ Разработка группового вмешательства в области психического здоровья молодежи, пострадавшей от войны . Академические работы CUNY.