Нордический черный

Скандинавский нуар , также известный как скандинавский нуар , — это жанр криминальной фантастики, обычно написанный с точки зрения полиции и действие которого происходит в Скандинавии или странах Северной Европы . Скандинавский нуар часто использует простой язык, избегая метафор , и обычно действие происходит в мрачных пейзажах. Это приводит к мрачному и морально сложному настроению , в котором изображается напряжение между явно неподвижной и безвкусной социальной поверхностью и моделями убийств, женоненавистничества , изнасилований и расизма, которые, как изображает жанр, лежат под ними. Это контрастирует со стилем детективов, таких как детективное убийство в английском загородном доме .
Среди самых известных скандинавских авторов нуара — Йо Несбё из Норвегии , Хеннинг Манкелл , Стиг Ларссон и Камилла Лэкберг из Швеции , Юсси Адлер-Олсен из Дании и Арнальдур Индридасон из Исландии . Популярность скандинавского нуара распространилась на экран благодаря таким сериалам, как «Убийство» , «Мост» , [ 1 ] [ 2 ] В ловушке , [ 3 ] [ 4 ] и Бордертаун . [ 5 ]
Происхождение
[ редактировать ]Существуют разные точки зрения на происхождение, но большинство комментаторов сходятся во мнении, что к 1990-м годам этот жанр прочно утвердился как литературный жанр; Шведский писатель Хеннинг Манкелл , которого иногда называют «отцом скандинавского нуара», [ 6 ] отмечает, что Мартине Беке серия романов Май Сьёваля и Пера Валёэ о «порвала с прежними тенденциями в криминальной фантастике» и положила начало новому стилю: «Они находились под влиянием и вдохновением американского писателя Эда Макбейна . неизведанная территория, на которой криминальные романы могут стать основой для рассказов, содержащих социальную критику». [ 7 ] Керстин Бергман отмечает, что «что отличало романы Шёваля и Валёэ от предыдущих криминальных произведений - и что сделало их такими влиятельными в последующие десятилетия - это, прежде всего, сознательное включение критического взгляда на шведское общество». [ 8 ]
Книги Хеннинга Манкелла о « Курте Валландере » сделали этот жанр массовым явлением в 1990-е годы. Книги норвежской писательницы Карин Фоссум об «Инспекторе Сейере» также имели большое влияние и широко переводились. [ 9 ] Британский писатель Барри Форшоу предположил, что Питера Хёга « атмосферный роман Чувство снега мисс Смиллы» оказал «огромное влияние» как истинный прародитель «скандинавской новой волны» и, поместив его противоречивую героиню в Копенгаген и Гренландию, положил начало нынешней Скандинавская волна криминальной литературы. [ 10 ]
Один критик считает: «Скандинавская криминальная фантастика имеет более респектабельный характер… чем художественная литература аналогичного жанра, созданная в Великобритании или США». [ 11 ] Язык, герои и обстановка — три общие черты этого жанра, отличающегося простым, прямым стилем письма без метафор . [ 12 ] Романы часто носят полицейско-процессуальный характер и сосредоточены на монотонной, повседневной работе полиции, часто связанной с одновременным расследованием нескольких преступлений. [ 13 ] В качестве примеров можно привести, в частности, детективный сериал Хеннинга Манкеля о Курте Валландере , а также Майа Шёваля и Пера Валёэ о Мартине Беке . романы [ 14 ]
До 2010-х годов этот жанр не имел особого названия, но иногда его описательно называли «скандинавской криминальной фантастикой» или «скандинавской криминальной фантастикой». В самих скандинавских странах ситуация по-прежнему сохраняется. Термины «скандинавский нуар» и «скандинавский нуар» в английском языке в основном используются как синонимы. В англоязычном мире термин «скандинавский нуар» был придуман скандинавским факультетом Лондонского университетского колледжа и получил дальнейшее распространение в британских СМИ в 2010-х годах, начиная с выхода в эфир документального фильма BBC The под названием « Северный нуар: Nordic Noir: The». История скандинавской криминальной фантастики . [ 15 ] The Guardian также назвал «Убийство » скандинавским нуаром. [ 15 ] [ 16 ] Эти факторы подчеркивают, что этот термин считается типичным для явления, которое рассматривается как объединение точки зрения иностранного глаза с узнаваемым скандинавским контекстом. [ 15 ] Скандинавский нуар остается иностранным термином, поскольку он обычно не используется в скандинавских странах и не имеет равнозначного эквивалента в скандинавских или других языках скандинавских стран.
Функции
[ редактировать ]Некоторые критики объясняют успех этого жанра самобытным и привлекательным стилем, «реалистичным, простым и точным… лишенным ненужных слов». [ 12 ] Их главные герои, как правило, угрюмые детективы. [ 17 ] или измученные заботами и далеко не просто героические. [ 12 ] Таким образом, жизнь главных героев проливает свет на пороки общества, выходящие за рамки самого преступления. [ 18 ] Это связано с тем, как этот жанр часто раскрывает тайну убийства, связанную с несколькими сюжетными линиями и темами, такими как исследование темной изнанки современного общества. [ 19 ] Это продемонстрировано на примере фильмов «Бессонница» , в которых рассказывается о раскрытии преступлений, связанных с упадком скандинавского государства всеобщего благосостояния. [ 20 ]
В описании скандинавского нуара отмечается, что для него характерна тускло освещенная эстетика, сочетающаяся с медленным и меланхоличным темпом, а также многослойные сюжетные линии. [ 19 ] Он часто представляет собой смесь мрачного натурализма и безутешных локаций с акцентом на ощущение места, где могут произойти плохие вещи. [ 17 ] Это были отличительные эмоции сериала «Пограничный город» , которые в дальнейшем сочетались с атмосферой, возникающей из страха перед Россией . [ 17 ]
Работы также чем-то обязаны политической системе Скандинавии, где кажущееся равенство, социальная справедливость и либерализм скандинавской модели скрывают темные тайны и скрытую ненависть. Трилогия Стига Ларссона «Миллениум» , например, посвящена женоненавистничеству и изнасилованиям, а «Безликие убийцы » Хеннинга Манкелла фокусируются на неспособности Швеции интегрировать свое иммигрантское население. [ 12 ] [ 21 ]
Телевидение
[ редактировать ]Термин «скандинавский нуар» также применяется к фильмам и телесериалам этого жанра, как к адаптациям романов, так и к оригинальным сценариям. Яркими примерами являются «Убийство» , «Мост» , [ 22 ] В ловушке , Пограничный город , [ 1 ] Мертвый ветер [ 23 ] и Убийства на берегу озера . [ 24 ]
Критик Бойд Тонкин предположил, что на британских, но находящихся под сильным скандинавским влиянием Шетландских островах и Внешних Гебридских островах появились авторы, придерживающиеся родственных, если не совершенно идентичных традиций. [ 25 ] Среди экспонентов - Энн Кливс , чьи книги о Шетландских островах были адаптированы для телевидения , и Питера Мэя о трилогия Льюисе . Относительно медленный темп повествования в британских криминальных драмах «Бродчерч» , «Пропавший без вести» и «Река» также объясняется влиянием «скандинавского нуара». [ 26 ]
Оригинальные программы с субтитрами оказались более популярными среди британской аудитории. [ нужна ссылка ] Международные адаптации, такие как французско-британский сериал Sky Television «Туннель» (адаптированный из шведско-датского «Мост» ), имеют свою индивидуальность, сохраняя при этом стилистическую и тематическую близость к оригинальному сериалу. В то время как американское кино представило англоязычную версию фильма « Девушка с татуировкой дракона» мировой аудитории, получив аплодисменты и имевшую кассовый успех, американские адаптации, такие как «Убийство», оказались менее успешными у критиков. [ 27 ] и оказались менее популярными с точки зрения реакции аудитории, чем оригинальные постановки, примером может служить устойчивый интерес к сериалу Арне Даля «Межкриминальные преступления » , первоначально называвшемуся «Команда А» , и его телевизионным адаптациям.
В феврале и марте 2021 года британская компания BBC Four транслировала финский психологический триллер «Человек в комнате 301» ( фин . «Huone 301»). [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
Авторы
[ редактировать ]Среди авторов, внесших свой вклад в создание и становление этого жанра: [ 10 ]
финский
[ редактировать ]исландский
[ редактировать ]датский
[ редактировать ]норвежский
[ редактировать ]- Алекс Даль
- Кьелл Ола Даль
- Томас Энгер
- Карин Фоссум
- Энн Холт
- Йорн Лиер Хорст
- Ганс Олав Лалум
- Кристер Мьосет
- Да, Несбё
- Пернилле Ригг
- Гуннар Стаалесен
- Фроде Сандер Ойен (Сэмюэль Бьорк)
- Йорген Брекке
Шведский
[ редактировать ]- Ян Арнальд (Арне Даль)
- Карин Альвтеген
- Майгулл Аксельссон
- Анника Брин
- Кристофер Карлссон
- ЛизаЛотта Дивелли
- Эйк Эдвардсон
- Керстин Экман
- Кьелл Эрикссон
- Бёрге Хелльстрем
- Анна Янссон
- ПК Джерсилд
- Мари Юнгстедт
- Монс Каллентофт
- Роберт Карьел
- Камилла Лэкберг
- Йенс Лапидус
- Стиг Ларссон
- Оса Ларссон
- Горан Лундин
- Хеннинг Манкелл
- Лиза Марклунд
- Андерс де ла Мотт
- Хокан Нессер
- Лейф Г.В. Перссон
- Андерс Рослунд
- Карл-Йохан Валлгрен
- Май Шёваль и Пер Валё
- Йохан Теорин
- Хелен Турстен
- Ларс Кеплер
фарерский
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- «Детектив Варг Серия » - беззаботные истории, действие которых происходит в Швеции и описывается как «Сканди Блан».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хейл, Майк (24 октября 2017 г.). «В трёх сериалах потокового скандинавского нуара женщины-следователи борются с холодом» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ «Netflix представляет нордический нуар с новым шведским триллером» . 8 сентября 2017 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Хейл, Майк (17 февраля 2017 г.). «Обзор: как скандинавский нуар? В «Ловушке» прохладно и затягивает» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ «Последние новости: знаменитый исландский сериал «В ловушке» получает продолжение и выходит на Netflix | TheFutonCritic.com» . www.thefutoncritic.com . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ «Больше нордического нуара: финский сериал «Пограничный город» | The Spokesman-Review» . www.speaker.com . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ «Скандинавский автор нуара Хеннинг Манкелл проигрывает битву с раком» .
- ^ Манкелл, Хеннинг (2006). Знакомство с Розанной . ХарперКоллинз. ISBN 0-00-743911-3 .
- ^ Бергман, Керстин (2014). Шведская криминальная фантастика: создание скандинавского нуара . Мимесис Интернешнл. ISBN 978-88-575-1983-8 .
- ^ Барри Форшоу, Северный нуар: Карманный путеводитель по скандинавской криминальной фантастике, кино и телевидению , Oldcastle Books, 2013.
- ^ Jump up to: а б Форшоу, Барри (2013). Нордический нуар . Карманные предметы первой необходимости. ISBN 978-1-84243-987-6 .
- ^ Форшоу, Барри (8 июля 2011 г.). «Новые звезды скандинавского нуара: норвежские авторы обсуждают волну преступности в своей стране» . Независимый . Лондон. Архивировано из оригинала 21 июня 2022 г. Проверено 5 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Скандинавская криминальная фантастика – Инспектор Норс – Почему скандинавские детективные романы так успешны?» . Экономист . 11 марта 2010 года . Проверено 5 сентября 2011 г.
- ^ Миллер, Лаура (15 января 2010 г.). «Странная история северных сыщиков» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 5 сентября 2011 г.
- ^ «Нордический нуар и государство всеобщего благосостояния» . Идеи (блог). Нью-Йорк Таймс . 19 марта 2010 года . Проверено 5 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Гарсия, Альберто (2016). Эмоции в современных сериалах . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 138. ИСБН 9781349849369 .
- ^ Фрост, Вики (3 ноября 2011 г.). «Возвращение убийства» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 18 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Мрозевич, Анна Эстера (2018). За пределами восточного нуара: переосмысление России и Восточной Европы в скандинавских кинотеатрах . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. 17. ISBN 9781474418102 .
- ^ Хансен, Ким Тофт; Пикок, Стивен; Тернбулл, Сью (2018). Криминальная драма европейского телевидения и не только . Пэлгрейв Макмиллан. п. 27. ISBN 9783319968865 .
- ^ Jump up to: а б Хансен, Ким; Вааде, Энн (2017). В поисках скандинавского нуара: от Бека до моста . Чам: Пэлгрейв Макмиллан. п. 17. ISBN 9783319598147 .
- ^ Хьорт, Метте; Линдквист, Урсула (2016). Компаньон скандинавского кино . Молден, Массачусетс: John Wiley & Sons. п. 444. ИСБН 9781118475256 .
- ↑ Марк Сидвелл, «Швеция переворачивает страницу, и скандинавский нуар объясняет, почему». Архивировано 7 января 2014 г. в Wayback Machine , City AM, 28 августа 2012 г.
- ^ «Скандинавский нуар и не только» . НордикНуарТВ . Проверено 15 апреля 2016 г.
- ^ Паттон, Ребекка (23 августа 2018 г.). «Не волнуйтесь, на подходе определенно еще больше «мертвых ветров», но это может занять некоторое время» . Суета .
- ^ Лехтинен, Нина (26 ноября 2021 г.). "Криминальная драма Коскинен заставляет краснеть от удовольствия Босоногого Тамперера - Мы заранее посмотрели новый сериал, снятый в районе Тампере, эти места можно увидеть" [Криминальная драма Коскинен заставляет Босоногого Тамперера краснеть от удовольствия - Мы заранее посмотрели новые серии сняты в регионе Тампере, эти места можно увидеть]. Утренняя газета .
- ^ Тонкин, Бойд (29 декабря 2012 г.). «Новая волна «скандинавского» нуара пришла из Великобритании» . Независимый . Независимые газеты. Архивировано из оригинала 21 июня 2022 г. Проверено 28 апреля 2016 г.
- ^ Лоусон, Марк (15 марта 2017 г.). «Сканди-нуар мертв» . Хранитель . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ Хейл, Майк (28 марта 2012 г.). «Датчане убивают по-другому» . Нью-Йорк Таймс — Телевидение . Проверено 30 апреля 2016 г.
- ^ «NORDIC NOIR BBC Four приобретает новый финский сериал Huone 301» . 2 января 2021 г.
- ^ «Четверка BBC — Мужчина в номере 301, серия 1, серия 1» . Би-би-си .
- ^ Кролл, Бен (14 октября 2020 г.). « Сценаристка «Человека в номере 301» Кейт Эшфилд ломает границы семейного триллера» .
- ^ «ТВ сегодня вечером: начинается финский триллер «Человек в номере 301»» . Хранитель . 27 февраля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бергман, Керстин (2014). Шведская криминальная фантастика: создание скандинавского нуара . Мимесис Интернешнл. ISBN 978-88-575-1983-8
- Форшоу, Барри (2013). Северный нуар: Карманный путеводитель по скандинавской криминальной фантастике, кино и телевидению . Харпенден: Карманные предметы первой необходимости. ISBN 978-1-84243-987-6 .
- Лессер, Венди (2020). Скандинавский нуар: в поисках тайны . Фаррар, Штраус и Жиру.
- Нестинген, Эндрю и Арвас, Паула, ред. (2011). Скандинавская криминальная фантастика . Издательство Уэльского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]по скандинавскому нуару от Wikivoyage Путеводитель