Джованни Филиппо Аполлони
Джованни Филиппо Аполлони | |
---|---|
Рожденный | в. 1620 |
Умер | 15 мая 1688 г. | (67 лет)
Род занятий | Поэт и либреттист |
Джованни Филиппо Аполлони ( ок. 1620 — 15 мая 1688) — итальянский поэт и либреттист. [ 1 ] [ а ] Он родился в Ареццо , его иногда называли «Джованни Аполлонио Аполлони», но второе имя вымышленное. [ 2 ] С 1653 по 1659 год он служил придворным поэтом Фердинанда Карла, эрцгерцога Австрии в Инсбруке . По возвращении в Италию он поступил на службу к кардиналу Волумнио Бандинелли. После смерти Бандинелли в 1667 году Аполлони находился на службе у семьи Киджи всю оставшуюся жизнь в Риме и Сиене. Он написал либретто для ряда опер, наиболее известными из которых были Антонио Чести , «Аргиа» и «Дори» а также несколько ораторий и тексты кантат Чести и Алессандро Страделлы .
Биография
[ редактировать ]
Аполлони родился в Ареццо в семье, известной в истории города. Мало что известно о его молодости, но, согласно Кэролин Джантурко в ее биографии Алессандро Страделлы, Аполлони был наемником , прежде чем обратиться к поэзии. [ 1 ] В 1640-х годах он был членом Академии Перкосси во Флоренции. Основанная Сальватором Розой , ее члены состояли из интеллектуальной и художественной элиты города, в их число входили Джачинто Андреа Чиконьини , Антонио Чести , Антонио Абати и Лоренцо Липпи . [ 3 ] В 1653 году по рекомендации покровителя Розы кардинала Джанкарло Медичи Аполлони был назначен придворным поэтом Фердинанда Карла, эрцгерцога Австрии в Инсбруке . Там он написал либретти для трех произведений Антонио Чести: опер «Аргиа» (1655 г.) и «Дори» (1657 г.) и куртуазного развлечения «Марс и Адонис» (1655 г.). И «Аргия» , и «Марс и Адонис» исполнялись во время недельных торжеств в ноябре 1655 года, приветствующих шведскую королеву Кристину во время ее путешествия в Рим. [ 2 ] Для оперы Чести «Оронтея» , исполненной в Инсбруке в 1656 году, Аполлони переработал оригинальное либретто Чиконьини и написал новый пролог, включающий дискуссию между философией и любовью. [ б ]
В 1659 году Аполлони вернулся в Италию и вскоре после этого поступил на службу к кардиналу Волумнио Бандинелли (1598–1667), который был членом Академии Перкосси. После смерти Бандинелли он присоединился к семье Киджи в Риме, работая сначала на кардинала Сигизмондо Киджи , а затем на двоюродного брата Сигизмондо кардинала Флавио Киджи . [ 1 ] Семьи Колонна . и Киджи, резиденции которых располагались на площади Санти Апостоли в Риме, имели тесные социальные, политические и культурные связи друг с другом Они совместно спонсировали создание нескольких опер на либретти Аполлони, в том числе «Алькасты», написанной Бернардо Пасквини и посвященной королеве Кристине. Именно благодаря этой расширенной сети Аполлони начал работать с Алессандро Страделлой. [ 5 ] [ 6 ] В 1672 году Флавио и Агостино Киджи основали Accademia degli Sfaccendati (Академию бездельников). Его члены были их близкими соратниками и все разделяли интерес к театру. В их число входили Аполлони, королева Кристина (покровительница театра Тординона в Риме), Филиппо Аччаиуоли (импресарио Тординоны), Джулиано Капраника, чья семья управляла Театром Капраника , и Алессандро Капизукки . Основной целью Sfaccendati было создание опер для исполнения во дворце Киджи в Аричче на окраине Рима. Аполлони и Аччайуоли были соавторами либретто для двух опер, которые исполнялись там: «Тиринто» и «Адалинда» . Однако высокая стоимость постановки опер вдали от центра Рима сделала «Адалинду» последней из этих «загородных опер». Последней оперой, либретто к которой Аполлони написал, была «Сила любви» Бернардо Пасквини. Небольшая пасторальная работа всего с тремя персонажами, она была исполнена во Флоренции на вилле Пратолино в 1679 году. [ 7 ]

Аполлони оставался на службе у семьи Киджи до своей смерти в 1688 году. Его самыми устойчивыми произведениями остаются две инсбрукские оперы, которые он написал для Антонио Чести в 1650-х годах — «Дори» и «Аргиа» . Замысловатые полукомические истории о многочисленных маскировках и ошибочных личностях, оба они были чрезвычайно популярны в свое время, и при жизни Аполлони в Италии было поставлено множество постановок. L'Argia впервые в наше время выступила на Инсбрукском фестивале старинной музыки в 1996 году с последующими выступлениями в Лозанне и Париже. [ 8 ] Ла Дори несколько раз возрождалась в 20 веке, включая постановки в 1983 году на фестивале Спиталфилдс в Лондоне, 1990 году в Музыкальном колледже Маннеса в Нью-Йорке и 1999 году в Cittadella Musicale в Ареццо. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Работает
[ редактировать ]Оперы и другие сценические произведения
[ редактировать ]- «Аргия» (опера в прологе и 3-х действиях), постановка Антонио Чести, Инсбрук, [ 12 ]
- «Марс и Адонис» ( театральное действо ), также известное как Marte placato ), поставленное Антонио Чести, Инсбрук, 1655 год; в сокращенной версии действие Алессандро Скарлатти является прологом к « Африканскому ципионе» Кавалли , Рим, 1671 г. [ 6 ]
- Новый пролог и изменения к «Оронтее» , поставленные Антонио Чести на либретто Джачинто Андреа Чиконьини , Инсбрук, 1656 г. [ 4 ]
- «Дори» (опера в прологе и 3-х действиях), поставленная Антонио Чести, Инсбрук, 1657 г.; также установлен Алессандро Скарлатти, Неаполь, [ 12 ]
- Иль Джирелло (опера в трех действиях с прологом), в соавторстве с Филиппо Аччаиуоли , постановка Якопо Мелани с прологом, поставленным Алессандро Страделлой, Рим, 1668 г. [ 7 ]
- Цирцея ( серенада в трех частях), поставленная Алессандро Страделлой, исполненная на вилле Альдобрандини в честь кардинала Леопольдо Медичи , Фраскати, 1668 г. [ 13 ]
- L'empio Punito (опера в 3-х действиях), в соавторстве с Филиппо Аччаиуоли, постановка Алессандро Мелани , Рим, 1669 г. [ 7 ]
- Новый пролог и изменения к «Джазоне» , первоначально написанные Франческо Кавалли на либретто Чиконьини и премьера которых состоялась в 1649 году. Новый пролог и дальнейшие изменения Аполлони к либретто и Алессандро Страделлы к партитуре были сделаны для его возрождения в Риме под названием «Иль». новелла Джазоне 1671 года. [ 7 ] [ 14 ]
- Давайте, напечатаем красивую работу , и Влюбленные, что вы думаете? ( интермецци ), установленный Алессандро Скарлатти и интерполированный в возрожденном «Африканском ципионе» Кавалли , Рим, 1671 г. [ 12 ]
- «Алькаста» (опера в 3-х действиях), постановка Бернардо Пасквини , Рим, 1673 г. [ 7 ]
- Астиаж (опера в 3-х действиях), адаптированная Маттео Норисом на основе оригинального либретто Аполлони по постановке Джованни Буонавентуры Вивиани , Венеция, 1677 г. [ 15 ]
- «Тиринто» (опера в 3-х действиях), в соавторстве с Филиппо Аччаиуоли, постановка Бернардо Пасквини , Аричча , 1672 г. [ 7 ]
- «Адалинда» (опера в 3-х действиях), в соавторстве с Филиппо Аччиайуоли, постановка Пьетро Симоне Агостини , Аричча, 1673 г. [ 7 ]
- La forza d'amore (опера в 3-х действиях), постановка Бернардо Пасквини, Флоренция, 1679 г. [ 7 ]
Оратории
[ редактировать ]- Авель Каин и , действие Пасквини Бернардо [ 6 ]
- Иеффай ( Иеффай ), установленный Антонио Мазини в 1675 году и Джован Баттистой Томази в 1689 году. [ 16 ]
- Жертвоприношение Авраама , действие Антонио Мазини в 1675 году. [ 16 ]
- Авессалом , установленный 1681 году. Паоло Петти в [ 16 ]
Кантаты
[ редактировать ]- Установить Антонио Чести
- Установить Алессандро Страделла
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уокер указывает год рождения как ок. 1635 г., но это сделало бы Аполлони очень молодым подростком в то время, когда он уже был признанным поэтом и членом Академии Перкосси, и ему было всего 18 лет, когда он был назначен придворным поэтом эрцгерцога Австрийского. [ 2 ] [ 3 ]
- ↑ Либретто Чиконьини для «Оронтеи» было впервые исполнено в Венеции в 1649 году, хотя среди учёных ведутся споры о том, написал ли Чести или Франческо Лучио музыку для этой версии. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Джантурко, Кэролин (1994). Алессандро Страделла, 1639–1682: Его жизнь и музыка , с. 23. Кларендон Пресс . ISBN 0198161387
- ^ Jump up to: а б с Уокер, Томас (2001). «Аполлоний, Джованни Филиппо» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 21 июня 2016 г. (для полного доступа требуется подписка).
- ^ Jump up to: а б Хоар, Александра (2010). «Свобода в дружбе: Сальватор Роза и Академия Перкосси» в книге С. Эберта-Шифферера, Х. Лэнгдона и К. Вольпи (ред.) Salvator Rosa e il suo tempo 1615–1673 , стр. 3342. Кампизано Эдиторе.
- ^ Jump up to: а б Кимбелл, Дэвид Р.Б. (1994). Итальянская опера п. 164. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521466431
- ^ Гликсон, Бет (2011). «Джулия Масотти, Венеция и восхождение Примадонны» . Журнал музыки семнадцатого века , том. 17, нет. 1. Проверено 21 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Де Лукка, Валерия (весна 2011 г.). «Л'Алькаста и возникновение коллективного патронажа в Риме середины семнадцатого века» . Журнал музыковедения , вып. 28, выпуск 2, стр. 195–230. Проверено 21 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рирдон, Коллин (2016). Момент общения: опера и праздничная культура в Сиене в стиле барокко , стр. 56; 97; 142; 253; 276; 285. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0190496304
- ↑ Стивенс, Дэвид (27 октября 1999 г.). «Рене Джейкобс находит драгоценный камень в пещерах оперы в стиле барокко: в Париже разворачивается богатая «Аргия»» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ Форчун, Найджел (редактор) (2005). Музыка и театр: Очерки в честь Уинтона Дина , 382. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521619289
- ↑ Холланд, Бернард (22 мая 1990 г.). «Радость 17-го века, Дори Чести » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 июня 2016 г.
- ^ Пульяро, Джорджио (2009). Опера 2009. Ежегодник оперы Италии , с. 358. ЭДТ срл. ISBN 8860404975
- ^ Jump up to: а б с Казалья, Герардо (2005). «Исполнение произведений Джованни Филиппо Аполлони» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ^ Национальная библиотека Франции . Цирцея . Проверено 24 июня 2016 г. (на французском языке).
- ^ ОСЛК 873990402
- ^ Пьетропаоло, Доменико и Паркер, Мэри Энн (2011). Либретто в стиле барокко: итальянские оперы и оратории в библиотеке Томаса Фишера Университета Торонто , с. 97. Университет Торонто Пресс. ISBN 1442641630
- ^ Jump up to: а б с Морелли, Арнальдо (1997). «Распространение итальянского ораторского искусства в семнадцатом веке». Музыкальные исследования , XXVI год, вып. 1, стр. 105–118. Национальная академия Санта-Сесилия
- ^ Если не указано иное, все записи в этом списке взяты из Mechelli, P. (2003). «Джованни Филиппо Аполлони: размышления над текстами кантат Чести» в М. Деллаборре (ред.) . Фигура и творчество Антонио Чести в Европе семнадцатого века . Записные книжки итальянского журнала музыковедения ( аннотация )
- ^ Jump up to: а б Обзор старинной музыки (август 2006 г.). « Иль Нероне », выпуск 114, с. 3.
- ^ Если не указано иное, все записи в этом списке взяты из Servizio Bibliotecario Nazionale (Итальянская национальная библиотечная служба). Аполлони Джованни Филиппо