Ассоциативная память (психология)
В психологии ассоциативная память определяется как способность изучать и запоминать взаимосвязи между несвязанными между собой предметами. Это может включать, например, запоминание чьего-либо имени или аромата определенных духов. [1] Этот тип памяти занимается конкретно отношениями между этими различными объектами или понятиями. Обычная задача на ассоциативную память включает в себя тестирование участников на запоминание пар несвязанных предметов, например пар имен. [2] Ассоциативная память представляет собой декларативную структуру памяти и имеет эпизодическую основу. [3]
Кондиционирование
[ редактировать ]Двумя важными процессами обучения ассоциациям и, таким образом, формирования ассоциативных воспоминаний являются оперантное обусловливание и классическое обусловливание . Оперантное обусловливание относится к типу обучения, при котором поведение контролируется факторами окружающей среды, которые влияют на поведение субъекта при последующих воздействиях стимулов. Напротив, классическое обусловливание - это когда реакция обусловлена несвязанным стимулом.
Расположение и схема
[ редактировать ]Нейроанатомические структуры , управляющие ассоциативной памятью, расположены в медиальной височной доле и функционально связанных областях коры. Основными местами локализации являются гиппокамп и окружающие его структуры энторинальной , периринальной и парагиппокампальной коры . Совсем недавно париетально-гиппокампальная сеть была идентифицирована как ключевая цепь ассоциативной памяти. [4] медиальной височной доли Было обнаружено, что у людей с обширными поражениями наблюдаются нарушения памяти на распознавание различных типов стимулов. [5] Гиппокамп также оказался основным местом консолидации памяти , особенно в отношении эпизодической памяти . Входные данные от этих несвязанных стимулов собираются в этом месте, и настоящие синаптические связи создаются и укрепляются. [6] Кроме того, вовлечение префронтальной коры , [7] [8] лобные двигательные области, [9] а полосатое тело было показано в формировании ассоциативных воспоминаний. Ассоциативная память не считается локализованной в одной цепи, поскольку разные типы подмножеств ассоциативной памяти используют разные схемы. [7]
Биологическая основа
[ редактировать ]изучают Ассоциации, возникающие в процессе обучения, имеют биологическую основу, которую неврологи на протяжении последних нескольких десятилетий. Конвергенция биологически важной информации стимулирует нейронную пластичность , которая лежит в основе формирования ассоциативной памяти. [7]
Исследования и будущая работа
[ редактировать ]Ассоциативная память с возрастом ухудшается у человека. Кроме того, было показано, что она не коррелирует с функцией памяти одного элемента (неассоциативной). [10] Неинвазивные методы стимуляции мозга стали многообещающими инструментами для улучшения ассоциативной памяти. Транскраниальная стимуляция постоянным током префронтальной коры улучшила выполнение задач ассоциативной памяти. [2] но недавние исследования, которые стимулировали заднюю теменную кору, показали более надежные эффекты. [11] [12] пациентов с болезнью Альцгеймера хуже развиты множественные формы ассоциативной памяти. Было показано, что у [13]
Математические модели
[ редактировать ]Начиная с работы Хопфилда , [14] математическое моделирование формирования и воспроизведения памяти было в центре внимания. Долгое время способность устанавливать взаимосвязь между несвязанными элементами рассматривалась как новая особенность больших нелинейной динамики нейронных сетей . [15] Более позднее экспериментальное открытие так называемых концептуальных или бабушкиных клеток приписывает некоторые функции эпизодической памяти отдельным нейронам. [16] Математическое моделирование бабушкиных клеток подтверждает, что отдельные нейроны действительно могут реализовывать ассоциативную память. [17] Ассоциативное свойство возникает в больших группах одиночных нейронов, получающих многомерный синаптический сигнал от афферентных популяций, и синаптическая пластичность подчиняется правилу Хеббиана .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сузуки, Венди А. (февраль 2005 г.). «Ассоциативное обучение и гиппокамп» . Программа психологической науки . Американская психологическая ассоциация .
- ^ Jump up to: а б Матцен, Лаура Э., Майкл К. Трамбо, Райан К. Лич и Эрик Д. Лешикар. «Влияние неинвазивной стимуляции мозга на ассоциативную память». Исследования мозга 1624 (2015): 286–296.
- ^ Деннис, Нэнси А., Индира К. Терни, Кристина Э. Уэбб и Эми А. Оверман. «Влияние знакомства предметов на нейронные корреляты успешного кодирования ассоциативной памяти». Когнитивная, аффективная и поведенческая нейронаука 15.4 (2015): 889-900.
- ^ Вагнер А.Д., Шеннон Б.Дж., Кан И., Бакнер Р.Л. «Вклад теменной доли в восстановление эпизодической памяти». Тенденции в когнитивных науках 9.9 (2005): 445-53.
- ^ Ранганатх, Чаран и Морин Ричи. «Две корковые системы для поведения, управляемого памятью». Nature Reviews Neuroscience 13.10 (2012): 713-26.
- ^ Коэн, Нил Дж., Дженнифер Райан, Кэролайн Хант, Лорен Ромин, Трейси Всалек и Кортни Нэш. «Гиппокампальная система и декларативная (реляционная) память: обобщение данных функциональных исследований нейровизуализации». Гиппокамп 9.1 (1999): 83-98.
- ^ Jump up to: а б с Фанселоу, Майкл С.; Пулос, Эндрю М. (30 августа 2004 г.). «Нейронаука ассоциативного обучения млекопитающих». Ежегодный обзор психологии . 56 (1): 207–234. doi : 10.1146/annurev.psych.56.091103.070213 . ISSN 0066-4308 . ПМИД 15709934 .
- ^ Беккер, Нина, Эрика Дж. Лаукка, Грегория Калпузос, Моше Наве-Бенджамин, Ларс Бекман и Ивонн Бремер. «Структурные корреляты мозга ассоциативной памяти у пожилых людей». НейроИмидж 118 (2015): 146-53.
- ^ Брастед П.Дж., Басси Т.Дж., Мюррей Э.А., Wise SP (2002). «Перерез свода ухудшает условное зрительно-моторное обучение при выполнении задач, связанных с непространственно дифференцированными реакциями». Журнал нейрофизиологии 87: 631-633.
- ^ Беккер, Нина, Эрика Дж. Лаукка, Грегория Калпузос, Моше Наве-Бенджамин, Ларс Бекман и Ивонн Бремер. «Структурные корреляты мозга ассоциативной памяти у пожилых людей». NeuroImage 118 (2015): 146-153.
- ^ Бьекич Дж., Вулич К., Живанович М., Вуйчич Дж., Любисавлевич М. и Филипович С.Р. «Немедленные и отсроченные эффекты одиночного сеанса tDCS в задней теменной коре на ассоциативной памяти слов» . Поведенческие исследования мозга, 2019 366: 88-95».
- ^ Бьекич Дж., Чолич М.В., Живанович М., Миланович С.Д. и Филипович С.Р. «Транскраниальная стимуляция постоянным током (tDCS) над теменной корой улучшает ассоциативную память». Нейробиология обучения и памяти, 2019, 157: 114 -120.
- ^ Бастин, Кристина, Мохамед Али Бахри, Фредерик Мьевис, Кристиан Лемэр, Фабьен Коллетт, Сара Генон, Джессика Саймон, Бенедикт Гийом, Рэйчел А. Диана, Эндрю П. Йонелинас и Эрик Салмон. «Ассоциативная память и ее церебральные корреляты при болезни Альцгеймера: свидетельства явного дефицита реляционной и конъюнктивной памяти». Нейропсихология 63 (2014): 99-106.
- ^ Хопфилд Дж. Дж. Нейронные сети и физические системы с возникающими коллективными вычислительными способностями . Proc Natl Acad Sci USA 79, 2554–2558 (1982).
- ^ Герни К. Введение в нейронные сети , Тейлор и Фрэнсис, Лондон, Нью-Йорк, 2014.
- ^ Куиан Кирога Р. Концептуальные клетки: строительные блоки декларативных функций памяти. Nat Rev Neurosci 13, 587 (2012).
- ^ Горбань, Александр Н.; Макаров Валерий А.; Тюкин, Иван Юрьевич (июль 2019 г.). «Необоснованная эффективность небольших нейронных ансамблей в многомерном мозге» . Обзоры физики жизни . 29 : 55–88. arXiv : 1809.07656 . Бибкод : 2019PhLRv..29...55G . дои : 10.1016/j.plrev.2018.09.005 . ПМИД 30366739 .