Jump to content

Раджпуты в Бихаре

Раджпуты в Бихаре — члены общины раджпутов , проживающей в восточно-индийском штате Бихар . Они традиционно составляли часть феодальной элиты общества Бихари. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] На раджпутов оказали давление отмена Заминдари и движение Бхудан в Индии после обретения независимости; наряду с другими передовыми кастами , они потеряли свое значительное положение в аграрном обществе Бихара, что привело к возникновению других отсталых классов (OBC).

С 1200 г. н. э. многие группы раджпутов двинулись на восток, к равнинам Восточного Ганга , образовав свои собственные вожди. [ 5 ] Эти незначительные королевства раджпутов были разбросаны по равнинам Ганга на территории современных Уттар-Прадеша и Бихара . [ 6 ] В ходе этого процесса происходили мелкие столкновения с коренным населением, а в некоторых случаях образовывались союзы. [ 5 ] Среди этих вождей раджпутов были Бходжпура. заминдары [ 7 ] и талуки Авада . [ 8 ]

Иммиграция вождей кланов раджпутов в эти части Гангских равнин также способствовала сельскохозяйственному присвоению ранее лесных территорий, особенно в Южном Бихаре. [ 9 ] Некоторые историки связывают эту экспансию на восток с началом вторжения Гуридов на Запад. [ 9 ]

В число этих групп входил Уджайния клан пармарских раджпутов . [ 10 ] Гаджпати Уджайния из того же клана был вождем и командиром армии Шер Шаха Сури . [ 11 ] В начале 18 века Кунвар Дхир , раджпут-заминдар из района Бходжпур, восстал и воевал против империи Великих Моголов . [ 12 ]

В средние века переселенцы-раджпуты в регион Бихар основали Гидхаур Радж , Део Радж и Харагпур Радж . [ 13 ] В тот же период клан раджпутов Гандхавария контролировал значительную часть Северного Бихара. [ 14 ] Сонбарса Радж также принадлежал к этому клану. [ 15 ] Успех этим индуистским князьям принесла сильная клановая организация, на которой они опирались. [ 16 ]

С 16 века солдаты-раджпуты из восточных регионов Бихара и Авада вербовались в качестве наемников для раджпутов на западе, особенно в регионе малва . [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] В Великом восстании 1857 года участвовала часть раджпутов под руководством Кунвара Сингха , который был главным лидером революции в Бихаре. [ 20 ]

Вир Кунвар Сингх и его спутники Джагдишпур Радж.

В традиционном аграрном обществе Бихара в период до обретения независимости раджпуты входили в число высших каст, которые контролировали сельскохозяйственное производство посредством прав заминдари . Некоторые представители высших каст также были приняты на работу на нижний уровень администрации при британских правителях. Раджпуты, менее грамотные родственники других высших каст, играли ограниченную роль в государственном управлении и были в основном владельцами собственности. [ 21 ] Было отмечено, что между 1900 и 1920 годами раджпуты составляли значительную часть населения некоторых регионов южного Бихара. [ нужны разъяснения ] В регионе Шахабад , где раджпуты были широко распространены, они мало или совсем не интересовались интеллектуальными занятиями. Уровень грамотности в регионе и Бихаре в целом также находился в нестабильном состоянии. [ 22 ] [ нужны разъяснения ]

В Индии после обретения независимости под давлением отмены Заминдари и движения Бхудана раджпуты и другие высшие касты потеряли свое видное место в аграрном обществе Бихара. [ 23 ] [ 24 ]

Оливер Мендельсон и Марика Вичиани заявили, что «неприкасаемые», составлявшие низ общества в Бихаре, столкнулись с общинами, в том числе ядавами и курми в среднем сегменте, а раджпуты, бхумихары и брахманы - в верхнем сегменте общества. Авторы определили контроль над землей как главную характеристику оппонентов, а не кастовую идентичность. По мнению Мендельсона и Вичиани, эксплуататоры неприкасаемых не имеют одинаковой кастовой идентичности во всем регионе, и конфликты не ограничивались Бихаром. [ 25 ] То, что раджпуты и бхумихары, а не брамины и каястхи, являются основными землевладельцами среди высших каст, также подтверждается исследованием социолога Бадри Нараяна. [ 26 ] В районе Шахабад некоторые землевладельцы Раджпутов и Бхумихаров часто насиловали женщин из низших каст, и к 1930-м годам Тривени Сангх предоставила подвергшимся насилию женщинам платформу, чтобы выразить свое разочарование. [ 27 ]

В опросе, проведенном [ когда? ] в нескольких деревнях Бходжпура изнасилование женщин низших каст из каст Мусахар и Чамар землевладельцами Раджпутами и Бхумихарами было основной причиной страданий до появления наксалистов . [ 28 ] [ 29 ]

По словам Фернандо Франко, в некоторых частях центрального Бихара, который описывает положение женщин, работающих в сельском хозяйстве; «Даже в 1970-х годах изнасилование женщин из низших каст [некоторыми] раджпутами/бхумихарами [землевладельцами] почти стало традицией, признанным социальным злом, судьбой, которую многие безоговорочно понесли». [ 30 ]

Ранабир Самаддар привел пример деревни Анва, в которой раджпуты из высшей касты практиковали Дола Пратху ; молодожены далитов и безземельные рабочие должны были провести одну ночь с домовладельцем, прежде чем заняться сексом со своим мужем. [ 31 ] Согласно сообщению из деревни Сонатола в Бихаре, в соседней деревне Берат, некоторые далиты заявили, что, когда женщины из низших каст отвергли предложение домовладельца о сексуальных контактах, домовладельцы обычно ложно обвиняли членов своих семей мужского пола и их членов семьи. родственники по уголовным делам. Помимо сексуальных посягательств, представителям низших каст было запрещено черпать воду из деревенских колодцев и ходить по тропинкам рядом с землевладельцами в этой деревне. [ 32 ] К 1960-м годам большинству распространенных феодальных практик пришел конец из-за активности Кисан Сабхас , организации, возглавляемой кастами среднего крестьянства, которая также выступала за права и достоинство женщин и позволяла женщинам, работающим в сельском хозяйстве, говорить за себя. [ 32 ] : 72–73 

Позже в Бихаре произошло утверждение многих левых организаций, наиболее заметной среди которых был Маоистский коммунистический центр Индии (МКЦ), который вел войны против помещиков за интересы низших каст. В Бихаре главной целью этой организации были раджпуты, против которых было совершено большинство массовых убийств по кастовому признаку. События в «Дармиане» и Далельчак-Бхагауре , среди прочего, считаются насилием на кастовой основе, совершенным против раджпутов со стороны MCC. [ 33 ]

В 1990-х годах приход Лалу Прасада Ядава на пост премьер-министра Бихара привел к социально-экономическим изменениям в феодальном обществе штата. Под руководством Ананда Мохана Сингха кампания против Комиссии Мандал в штате была предпринята . Движение также выступало против правления Лалу Прасада Ядава. Паппу Ядав , соратник Ядава и лидер Джанта Дала , возглавил кампанию насилия против «высших каст». [ 34 ]

Политика

[ редактировать ]

Во время независимости раджпуты и другие высшие касты обладали монополией в Индийском национальном конгрессе (ИНК) и политике штата Бихар. Со временем в ИНК возник конфликт внутри групп высших каст, и раджпуты и бхумихары стали основными претендентами на доминирование касты Каястха . В этот период бхумихары стали наиболее значительной кастовой группой внутри ИНК; Чтобы противостоять бхумихарам, раджпуты объединились с каястхами, что привело к интенсивным межкастовым конфликтам на всех уровнях политики в Бихаре и росту политического покровительства на основе каст, что нанесло ущерб политике штата в последующие годы. [ 35 ]

По словам Санджая Кумара, до 1990-х годов доминирование высших каст, таких как раджпуты, брамины, бхумихары и каястхи, в обществе, политике, судебной системе и бюрократии Бихари препятствовало проведению земельных реформ в штате, которые могли бы помочь зарегистрированным кастам и бюрократии. Отсталые касты . На постмандальском этапе курми , коэри и ядав — три отсталые касты, составляющие высшую ОБК новой политической элитой государства стали благодаря своему выгодному положению в социально-экономической сфере аграрного общества. Одной из причин этого изменения стало ослабление ИНК в государстве, в котором долгое время доминировали высшие касты. Восходящие кулаки из верхней части ОБК поддержали политическую партию Лок Дал в ее освобождении и вступили в борьбу с бывшей политической элитой, высшими кастами. По словам Санджая Кумара, после долгой и длительной борьбы высшие касты приняли на этом этапе руководство OBC. [ 36 ]
Однако в последнее десятилетие высшие касты вернулись в структуру власти, заняв видные позиции. [ 37 ]

Некоторые из лидеров сообщества также сыграли важную роль в Раштрия Джаната Далом правительстве, возглавляемом , в которое входит Рагхуванш Прасад Сингх , который разработал концепцию MNREGA , крупнейшей схемы борьбы с бедностью в Индии. [ 38 ] Радхе Мохану Сингху приписывают рост БДП в штате, когда он был главой штата с 2006 по 2009 год. [ 39 ]

Текущие обстоятельства

[ редактировать ]

Раджпуты Бихара были социально доминирующим сообществом, поскольку они достаточно представлены в законодательном собрании и законодательном совете Бихара, несмотря на возросшую враждебность по отношению к высшим кастам. [ 40 ] Это сообщество также имеет наибольшее представительство в депутатах Лок Сабха и Раджья Сабха от Бихара. [ 41 ] Согласно отчету Института исследований человеческого развития, брамины превысили средний доход на душу населения - 28 093 рупий; У раджпутов средний доход на душу населения составляет 20 655 рупий, за ними следуют среднеаграрные касты, такие как кушавы и курми , которые заработали 18 811 и 17 835 рупий соответственно в качестве среднего дохода на душу населения. Напротив, доход Ядавса является одним из самых низких среди OBC и составляет 12 314 рупий, что немного меньше, чем у остальных OBC (12 617 рупий). Несмотря на политическую мобилизацию отсталых каст в период после Мандалы, раджпуты по-прежнему относятся к группе с высокими доходами в Бихаре. Согласно этому отчету, экономические выгоды политики Мандал. можно увидеть [ кем? ] как затрагивающее несколько отсталых каст аграрного происхождения, что приводит к их восходящей мобильности. [ 42 ]

Королевства и вожди, основанные раджпутами в Бихаре

[ редактировать ]
Дворец Сонбарса Раджа

Известные люди

[ редактировать ]
  1. ^ Хира Сингх (4 марта 2014 г.). Изменение касты: от священного к профанному . Издательство SAGE, Индия. п. 4. ISBN  9789351504030 . Проверено 17 декабря 2018 г.
  2. ^ Генри К. Харт (4 марта 2019 г.). Индия Индиры Ганди . Рутледж. ISBN  978-0-429-72607-1 .
  3. ^ Кэролин Браун Хайнц (3 июня 2013 г.). Питер Бергер; Франк Хайдеманн (ред.). Современная антропология Индии: этнография, темы и теория . Рутледж. ISBN  978-1-134-06118-1 . Четыре доминирующие группы высших каст (передовые касты) — брахманы, бхумихары, раджпуты и каястхи — вместе составляют около 12 процентов населения. Это старая элита, из числа которой произошли основные заминдары и касты землевладельцев. Так называемые отсталые касты, составляющие примерно половину населения Бихара, вскоре после обретения независимости были далее разделены на верхнеотсталых и нижнеотсталых (Blair 1980). Верхние отсталые — Баниа, Ядав, Курми и Койри — составляют около 19 процентов населения и в настоящее время включают в себя большую часть растущего кулацкого класса успешных крестьян, которые приобрели землю, переняли улучшенные сельскохозяйственные технологии и стали мощной силой в политике Бихара. . Это верно, прежде всего, в отношении Ядавов. К низшим отсталым относятся касты шудр, такие как Бархи, Дханук, Кахар, Кумхар, Лохар, Малла, Тели и т. д., около 32 процентов населения. Крупнейшими компонентами зарегистрированных каст (14 процентов) являются Дусад, Чамар и Мусахар, группы далитов, которые во многих частях штата ведут борьбу за землю, прожиточный минимум и прожиточный минимум с богатыми крестьянами и помещиками передовых стран. и высшие отсталые касты
  4. ^ Сейед Хосейн Зархани (3 сентября 2018 г.). Управление и развитие в Индии: сравнительное исследование Андхра-Прадеша и Бихара после либерализации . Рутледж. стр. 183, 210. ISBN.  978-1-351-25518-9 .
  5. ^ Jump up to: а б Калифорния Бэйли (19 мая 1988 г.). Правители, горожане и базары: североиндийское общество в эпоху британской экспансии, 1770–1870 гг . Архив Кубка. стр. 18–19. ISBN  978-0-521-31054-3 .
  6. ^ Барбара Н. Рамусак (8 января 2004 г.). Индийские принцы и их государства . Издательство Кембриджского университета. стр. 14–15. ISBN  978-1-139-44908-3 .
  7. ^ Кумкум Чаттерджи (1996). Купцы, политика и общество в Индии раннего Нового времени: Бихар, 1733–1820 гг . БРИЛЛ. стр. 35–36. ISBN  90-04-10303-1 .
  8. ^ Ричард Габриэль Фокс (1971). Род, клан, раджа и правление: отношения между государствами в доиндустриальной Индии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 68–69. ISBN  978-0-520-01807-5 .
  9. ^ Jump up to: а б с Гьян Пракаш (30 октября 2003 г.). Кабальные истории: генеалогия трудового рабства в колониальной Индии . Издательство Кембриджского университета. стр. 64–66. ISBN  978-0-521-52658-6 .
  10. ^ Ахмад, Имтиаз (2008). «Формирование государства и консолидация под властью раджпутов Удджайния в средневековом Бихаре: свидетельства устных традиций, записанных в Таварих-и-Удджайния » . Ин Сингх, Суриндер; Гаур, И.Д. (ред.). Популярная литература и досовременные общества в Южной Азии . Пирсон Образовательная Индия. стр. 76–77. ISBN  978-81-317-1358-7 . Проверено 2 января 2012 г.
  11. ^ Сингх, Суриндер; Гаур, И.Д. (2008). Популярная литература и домодернистские общества в Южной Азии . Пирсон Образовательная Индия. п. 80. ИСБН  978-81-317-1358-7 .
  12. ^ Ризави, Сайяда Наджамула Раза (2004). Заминдары и фермеры Восточного Уттар-Прадеша: от Великих Моголов к колониальному правлению . Анамика Паб и дистрибьюторы. п. 76. ИСБН  978-81-7975-053-7 .
  13. ^ Пракаш, Гьян (30 октября 2003 г.). Кабальные истории: генеалогия трудового рабства в колониальной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 64. ИСБН  978-0-521-52658-6 .
  14. ^ Радхакришна Чоудхари. «Митхила в эпоху Видьяпати» . Чаухамбха Восточная. стр. 131–132 . Проверено 14 января 2019 г.
  15. ^ Бхагвант Сахаи (1984). Журнал Бихара Пуравид Парисад, 1983 г., том. Вий и Виии . стр. 414, 418.
  16. ^ Бэйли, Калифорния (2012). Правители, горожане и базары: североиндийское общество в эпоху британской экспансии 1770–1870 гг . п. 18.
  17. ^ Фаруки, Амар (2007). «Покорение государства Синдия» . В Эрнсте, Вальтрауд; Пати, Бисвамой (ред.). Княжества Индии: люди, князья и колониализм . Рутледж. п. 57. ИСБН  978-1-134-11988-2 .
  18. ^ Дирк Х.А. Колфф (1990). Наукар, Раджпут и Сипай . Издательство Кембриджского университета. п. 87. ИСБН  978-0-521-52305-9 .
  19. ^ Джадунатх Саркар (1960). Военная история Индии . Ориент Лонгманс (оригинал из Университета Вирджинии). стр. 56–61. ISBN  9780861251551 . Проверено 18 августа 2020 г.
  20. ^ Томас Р. Меткалф (2015). Последствия восстания: Индия 1857-1970 гг . Издательство Принстонского университета. п. 299. ИСБН  978-1400876648 . Проверено 28 мая 2022 г.
  21. ^ Биндешвар Рам (1997). Земля и общество в Индии: аграрные отношения в колониальном Северном Бихаре . Ориент Блэксван. стр. 12–13. ISBN  8125006435 .
  22. ^ Шридхар Нараян Пандей (1975). Образование и социальные изменения в Бихаре, 1900-1921: обзор социальной истории Бихара от лорда Керзона до движения отказа от сотрудничества . Мотилал Банарсидасс. стр. 11–12. ISBN  0842609865 . Проверено 22 декабря 2020 г.
  23. ^ Нира Юваль-Дэвис; Калпана Каннабиран; Ульрике Витен (2006). Расположенная политика принадлежности . МУДРЕЦ. п. 131. ИСБН  1412921015 . Проверено 27 мая 2022 г.
  24. ^ Ранабир Самаддар (3 марта 2016 г.). Правительство мира: социальное управление, безопасность и проблематика мира . Рутледж. стр. 168–. ISBN  978-1-317-12538-9 .
  25. ^ Мендельсон, Оливер; Вичиани, Марика (30 апреля 1998 г.). Неприкасаемые: подчинение, бедность и государство в современной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 58. ИСБН  978-0-521-55671-2 . Что касается каст, находящихся в нижнем слое общества Бихари, особенно неприкасаемых, они также действуют исходя из классовой и кастовой логики. Так что их враги далеко не постоянны с точки зрения кастовой идентичности: неприкасаемые ожесточенно сталкивались с курми и ядавами из среднего слоя, а также с бхумихарами, раджпутами и браминами из верхнего слоя. Ключевой характеристикой их противников была не кастовая идентичность, а, скорее, контроль над землей: в конкретном регионе, где жестокие конфликты стали эндемичными, неприкасаемые, как правило, вступали в конфликт с теми кастами, которые контролируют землю. И это не просто феномен Бихари: по всей Индии поступали сообщения о том, что неприкасаемые вступают в конфликт с вновь возникающими крестьянскими общинами, а не просто с их традиционными эксплуататорами из высших каст.
  26. ^ Бадри Нараян (30 мая 2013 г.). Субхадра Митра Чанна; Джоан П. Менчер (ред.). Жизнь далита: взгляды снизу на касты в Индии . Издательство SAGE, Индия. п. 420. ИСБН  9788132118022 . Так называемые передовые касты преимущественно состоят из общин брахманов, бхумихаров, раджпутов и каястхов. Среди них бхумихары и раджпуты являются доминирующими землевладельческими кастами, которые когда-то управляли различными частями штата.
  27. ^ Винита Дамодаран (1992). Нарушенные обещания: народный протест, индийский национализм и партия Конгресса в Бихаре, 1935–1946 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 75. ИСБН  978-0-19-562979-8 . Изнасилование женщин из низших каст землевладельцами раджпутов и бумихаров было обычным явлением в Шахабаде, где к 1930-м годам гнев и негодование по поводу частого насилия над женщинами открыто выражались на платформе Трибени Сангх.
  28. ^ Каушал Кишор Шарма; Прабхакар Прасад Сингх; Ранджан Кумар (1994). Крестьянская борьба в Бихаре, 1831-1992: от спонтанности к организации . Центр крестьянских исследований. п. 247. ИСБН  9788185078885 . По их словам, до появления наксализма и последующего сопротивления со стороны этих несчастных людей «изнасилование женщин из низших каст со стороны землевладельцев раджпутов и бумихаров вызывало столько страданий среди низших категорий, которые из-за своей в бедственном положении, не могли осмелиться им противостоять, «в рамках социальных ограничений подавленный сексуальный голод господствующих каст часто находил неограниченный выход среди бедняков, низших слоев населения». каста Бходжпура, особенно чамары и мушары.
  29. ^ Э.М. Раммохун; Амритпал Сингх; АК Агарвал (2012). Маоистское восстание и архитектура внутренней безопасности Индии . Vij Books India Pvt Ltd. с. 18. ISBN  978-9381411636 . Проверено 12 июня 2022 г. Рассмотрим притеснение низших каст в Бихаре. В районе Бходжпур штата Бихар представители низших каст жили в крайней нищете и также подвергались социальной эксплуатации. Калян Мукерджи и Раджендер Сингх Ядав описали, что угнетение низших каст со стороны высших каст проистекает не из численного превосходства, а, скорее, из ниш в экономической иерархии, связанных с собственностью на землю и монополией на рабочую силу. Более того, культура насилия гарантировала, что чамары и мусахары никогда не поднимут головы в знак протеста. Хотя бедар ушел в прошлое, банихар часто работал даром. Ношение чистого дхоти, пребывание сидя в присутствии мастера, даже на койке возле его собственной хижины, ходьба прямо были табу. Когда наступали вечера или на одиноких участках поля, изнасилования его женщин плетями и отпрысками землевладельца дополняли картину необузданного Бумихара, верховного раджпута.
  30. ^ Фернандо Франко (2002). Боль и пробуждение: динамика идентичности далитов в Бихаре, Гуджарате и Уттар-Прадеше . Индийский социальный институт. п. 52. ИСБН  9788187218463 .
  31. ^ Ранабир Самаддар (2009). Состояние правосудия в Индии. Проблемы социальной справедливости . Публикации SAGE Индия. стр. 46, 65. ISBN.  978-8132104193 . Проверено 22 января 2021 г.
  32. ^ Jump up to: а б Келкар, Говинд (1989). «Движения за права женщин и земельные права» . Тематические исследования по усилению координации между неправительственными организациями и государственными учреждениями в содействии социальному развитию . Организация Объединенных Наций (Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана). Разд. «Кисан Сабха и Кисан Самити: крестьянские движения и женщины (Индия)», стр. 72–73.
  33. ^ Бхавани Сингх; Вибхути Сингх Шехават (2007). Конфессиональный террор – линия смерти . Анамика Паб и дистрибьюторы. п. 235.ISBN  978-8179751756 . Проверено 28 мая 2022 г.
  34. ^ С.К. Гош; Шриканта Гош (2000). Бихар в огне . Издательство АПХ. стр. 52–53. ISBN  8176481602 . Проверено 15 декабря 2020 г.
  35. ^ Ашвани Кумар (2008). Государство воинов сообщества, крестьянские и кастовые армии в Бихаре Гимн Пресс Индия. стр. 100-1 60–61. ISBN  978-1843317098 . Проверено 23 июня 2022 г.
  36. ^ Санджай Кумар (2018). Пост-мандальская политика в Бихаре: изменение избирательных моделей . Издательство SAGE, Индия. стр. 27–28. ISBN  978-9352805860 . Проверено 22 января 2021 г.
  37. ^ «Высшее кастовое государство» . Перспективы. 20 августа 2021 г.
  38. ^ Сумит Панде (ред.). «Мозг, стоящий за крупнейшей схемой борьбы с бедностью, как RJD отодвинул на второй план Рагхуванш Прасад» . Новости18 . Проверено 28 мая 2022 г.
  39. ^ «Радха Мохан Сингх, Восточный Чампаран» . Экономические времена . 26 мая 2014 г.
  40. ^ «Состав собрания Бихара» . Прокрутка.в . Проверено 11 сентября 2022 г.
  41. ^ «Члены парламента от Бихара» . Новости18 . Проверено 11 сентября 2022 г.
  42. ^ Кристоф Жаффрело ; Калайярасан А. (ред.). «Низшие касты в Бихаре обладают политической властью, а не экономическим прогрессом» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 22 января 2021 г.
  43. ^ Бхагвант Сахаи (1984). Журнал Бихара Пуравид Парисад, 1983 г., том. Вий и Виии . стр. 414, 418.
  44. ^ Jump up to: а б с д Тахир Хусейн Ансари (20 июня 2019 г.). Администрация Великих Моголов и заминдары Бихара Тейлор и Фрэнсис. стр. 100-1 22–28. ISBN  978-1-00-065152-2 .
  45. ^ ДЖАРХАНД САМАГРА (Прабхат Пракашан) (на хинди). Прабхат Пракашан. 21 марта 2020 г.  978-93-90101-16-0 .
  46. ^ Нараин, Джай Пракаш; Нараян, Джаяпракаш (1980). Поиски революционера: избранные сочинения Джаяпракаша Нараяна . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-561204-2 .
  47. ^ Хартвелл, Николь (2021). «Образование добычи колониальной войны:« захваченная »spolia opima Кунвара Сингха» . Журнал истории коллекций . дои : 10.1093/jhc/fhab042 .
  48. ^ {{цитировать книгу | url= https://books.google.com/books ? Государство Ассам
  49. ^ Ф. Томассон Джаннузи (2014). Аграрный кризис в Индии: случай Бихара . Издательство Техасского университета. ISBN  9781477300145 . Проверено 6 января 2019 г.
  50. ^ Парамита Махаратна (2012). «Заминдары Бихара: их сопротивление колониальному правлению между 1765-1781 годами». Труды Индийского исторического конгресса . 73 : 1435. JSTOR   44156363 .
  51. ^ Ансари, Тахир Хусейн (2014). «Политическая биография вождя Уджайнии Бходжпура: Раджа Гаджпати» . Каратоя . 7 : 40–48.
  52. ^ «Универсиаду БН приходится жить с грязью» . Таймс оф Индия . 6 января 2002 г. ISSN   0971-8257 . Проверено 20 августа 2024 г.
  53. ^ «Махараджа Камаль Сингх, последний выживший член первого Лок Сабхи, скончался в возрасте 94 лет» . Журнал свободной прессы . Проверено 14 июля 2022 г.
  54. ^ «Васундхара посещает Гидхаур, оплакивает Дигвиджая | Новости Патны — Times of India» . Таймс оф Индия . ТНН. 3 июля 2010 г. Проверено 14 июля 2022 г.
  55. ^ «Коллекционер Сингх Кесари обогатил природу раго пением на хинди» . Дайник Бхаскар (на хинди). 19 сентября 2018 года . Проверено 14 июля 2022 г.
  56. ^ «Кто такой Радж Кумар Сингх?» . Индийский экспресс . 3 сентября 2017 г. Проверено 14 июля 2022 г.
  57. ^ «Претенденты на билеты в супертяжелом весе поставили JMM в затруднительное положение в Джамшедпуре - Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 14 июля 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6c2e18e1494df238ae92968f90f33e51__1721396640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/51/6c2e18e1494df238ae92968f90f33e51.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rajputs in Bihar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)