Раджпуты в Бихаре
Раджпуты в Бихаре — члены общины раджпутов , проживающей в восточно-индийском штате Бихар . Они традиционно составляли часть феодальной элиты общества Бихари. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] На раджпутов оказали давление отмена Заминдари и движение Бхудан в Индии после обретения независимости; наряду с другими передовыми кастами , они потеряли свое значительное положение в аграрном обществе Бихара, что привело к возникновению других отсталых классов (OBC).
История
[ редактировать ]С 1200 г. н. э. многие группы раджпутов двинулись на восток, к равнинам Восточного Ганга , образовав свои собственные вожди. [ 5 ] Эти незначительные королевства раджпутов были разбросаны по равнинам Ганга на территории современных Уттар-Прадеша и Бихара . [ 6 ] В ходе этого процесса происходили мелкие столкновения с коренным населением, а в некоторых случаях образовывались союзы. [ 5 ] Среди этих вождей раджпутов были Бходжпура. заминдары [ 7 ] и талуки Авада . [ 8 ]
Иммиграция вождей кланов раджпутов в эти части Гангских равнин также способствовала сельскохозяйственному присвоению ранее лесных территорий, особенно в Южном Бихаре. [ 9 ] Некоторые историки связывают эту экспансию на восток с началом вторжения Гуридов на Запад. [ 9 ]
В число этих групп входил Уджайния клан пармарских раджпутов . [ 10 ] Гаджпати Уджайния из того же клана был вождем и командиром армии Шер Шаха Сури . [ 11 ] В начале 18 века Кунвар Дхир , раджпут-заминдар из района Бходжпур, восстал и воевал против империи Великих Моголов . [ 12 ]
В средние века переселенцы-раджпуты в регион Бихар основали Гидхаур Радж , Део Радж и Харагпур Радж . [ 13 ] В тот же период клан раджпутов Гандхавария контролировал значительную часть Северного Бихара. [ 14 ] Сонбарса Радж также принадлежал к этому клану. [ 15 ] Успех этим индуистским князьям принесла сильная клановая организация, на которой они опирались. [ 16 ]
С 16 века солдаты-раджпуты из восточных регионов Бихара и Авада вербовались в качестве наемников для раджпутов на западе, особенно в регионе малва . [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] В Великом восстании 1857 года участвовала часть раджпутов под руководством Кунвара Сингха , который был главным лидером революции в Бихаре. [ 20 ]
В традиционном аграрном обществе Бихара в период до обретения независимости раджпуты входили в число высших каст, которые контролировали сельскохозяйственное производство посредством прав заминдари . Некоторые представители высших каст также были приняты на работу на нижний уровень администрации при британских правителях. Раджпуты, менее грамотные родственники других высших каст, играли ограниченную роль в государственном управлении и были в основном владельцами собственности. [ 21 ] Было отмечено, что между 1900 и 1920 годами раджпуты составляли значительную часть населения некоторых регионов южного Бихара. [ нужны разъяснения ] В регионе Шахабад , где раджпуты были широко распространены, они мало или совсем не интересовались интеллектуальными занятиями. Уровень грамотности в регионе и Бихаре в целом также находился в нестабильном состоянии. [ 22 ] [ нужны разъяснения ]
В Индии после обретения независимости под давлением отмены Заминдари и движения Бхудана раджпуты и другие высшие касты потеряли свое видное место в аграрном обществе Бихара. [ 23 ] [ 24 ]
В этом разделе может быть придан чрезмерный вес определенным идеям, происшествиям или противоречиям . Пожалуйста, помогите создать более сбалансированную презентацию . Обсудите и решите эту проблему, прежде чем удалять это сообщение. ( июнь 2022 г. ) |
Оливер Мендельсон и Марика Вичиани заявили, что «неприкасаемые», составлявшие низ общества в Бихаре, столкнулись с общинами, в том числе ядавами и курми в среднем сегменте, а раджпуты, бхумихары и брахманы - в верхнем сегменте общества. Авторы определили контроль над землей как главную характеристику оппонентов, а не кастовую идентичность. По мнению Мендельсона и Вичиани, эксплуататоры неприкасаемых не имеют одинаковой кастовой идентичности во всем регионе, и конфликты не ограничивались Бихаром. [ 25 ] То, что раджпуты и бхумихары, а не брамины и каястхи, являются основными землевладельцами среди высших каст, также подтверждается исследованием социолога Бадри Нараяна. [ 26 ] В районе Шахабад некоторые землевладельцы Раджпутов и Бхумихаров часто насиловали женщин из низших каст, и к 1930-м годам Тривени Сангх предоставила подвергшимся насилию женщинам платформу, чтобы выразить свое разочарование. [ 27 ]
В опросе, проведенном [ когда? ] в нескольких деревнях Бходжпура изнасилование женщин низших каст из каст Мусахар и Чамар землевладельцами Раджпутами и Бхумихарами было основной причиной страданий до появления наксалистов . [ 28 ] [ 29 ]
По словам Фернандо Франко, в некоторых частях центрального Бихара, который описывает положение женщин, работающих в сельском хозяйстве; «Даже в 1970-х годах изнасилование женщин из низших каст [некоторыми] раджпутами/бхумихарами [землевладельцами] почти стало традицией, признанным социальным злом, судьбой, которую многие безоговорочно понесли». [ 30 ]
Ранабир Самаддар привел пример деревни Анва, в которой раджпуты из высшей касты практиковали Дола Пратху ; молодожены далитов и безземельные рабочие должны были провести одну ночь с домовладельцем, прежде чем заняться сексом со своим мужем. [ 31 ] Согласно сообщению из деревни Сонатола в Бихаре, в соседней деревне Берат, некоторые далиты заявили, что, когда женщины из низших каст отвергли предложение домовладельца о сексуальных контактах, домовладельцы обычно ложно обвиняли членов своих семей мужского пола и их членов семьи. родственники по уголовным делам. Помимо сексуальных посягательств, представителям низших каст было запрещено черпать воду из деревенских колодцев и ходить по тропинкам рядом с землевладельцами в этой деревне. [ 32 ] К 1960-м годам большинству распространенных феодальных практик пришел конец из-за активности Кисан Сабхас , организации, возглавляемой кастами среднего крестьянства, которая также выступала за права и достоинство женщин и позволяла женщинам, работающим в сельском хозяйстве, говорить за себя. [ 32 ] : 72–73
Позже в Бихаре произошло утверждение многих левых организаций, наиболее заметной среди которых был Маоистский коммунистический центр Индии (МКЦ), который вел войны против помещиков за интересы низших каст. В Бихаре главной целью этой организации были раджпуты, против которых было совершено большинство массовых убийств по кастовому признаку. События в «Дармиане» и Далельчак-Бхагауре , среди прочего, считаются насилием на кастовой основе, совершенным против раджпутов со стороны MCC. [ 33 ]
В 1990-х годах приход Лалу Прасада Ядава на пост премьер-министра Бихара привел к социально-экономическим изменениям в феодальном обществе штата. Под руководством Ананда Мохана Сингха кампания против Комиссии Мандал в штате была предпринята . Движение также выступало против правления Лалу Прасада Ядава. Паппу Ядав , соратник Ядава и лидер Джанта Дала , возглавил кампанию насилия против «высших каст». [ 34 ]
Политика
[ редактировать ]Во время независимости раджпуты и другие высшие касты обладали монополией в Индийском национальном конгрессе (ИНК) и политике штата Бихар. Со временем в ИНК возник конфликт внутри групп высших каст, и раджпуты и бхумихары стали основными претендентами на доминирование касты Каястха . В этот период бхумихары стали наиболее значительной кастовой группой внутри ИНК; Чтобы противостоять бхумихарам, раджпуты объединились с каястхами, что привело к интенсивным межкастовым конфликтам на всех уровнях политики в Бихаре и росту политического покровительства на основе каст, что нанесло ущерб политике штата в последующие годы. [ 35 ]
По словам Санджая Кумара, до 1990-х годов доминирование высших каст, таких как раджпуты, брамины, бхумихары и каястхи, в обществе, политике, судебной системе и бюрократии Бихари препятствовало проведению земельных реформ в штате, которые могли бы помочь зарегистрированным кастам и бюрократии. Отсталые касты . На постмандальском этапе курми , коэри и ядав — три отсталые касты, составляющие высшую ОБК новой политической элитой государства стали благодаря своему выгодному положению в социально-экономической сфере аграрного общества. Одной из причин этого изменения стало ослабление ИНК в государстве, в котором долгое время доминировали высшие касты. Восходящие кулаки из верхней части ОБК поддержали политическую партию Лок Дал в ее освобождении и вступили в борьбу с бывшей политической элитой, высшими кастами. По словам Санджая Кумара, после долгой и длительной борьбы высшие касты приняли на этом этапе руководство OBC. [ 36 ]
Однако в последнее десятилетие высшие касты вернулись в структуру власти, заняв видные позиции. [ 37 ]
Некоторые из лидеров сообщества также сыграли важную роль в Раштрия Джаната Далом правительстве, возглавляемом , в которое входит Рагхуванш Прасад Сингх , который разработал концепцию MNREGA , крупнейшей схемы борьбы с бедностью в Индии. [ 38 ] Радхе Мохану Сингху приписывают рост БДП в штате, когда он был главой штата с 2006 по 2009 год. [ 39 ]
Текущие обстоятельства
[ редактировать ]Раджпуты Бихара были социально доминирующим сообществом, поскольку они достаточно представлены в законодательном собрании и законодательном совете Бихара, несмотря на возросшую враждебность по отношению к высшим кастам. [ 40 ] Это сообщество также имеет наибольшее представительство в депутатах Лок Сабха и Раджья Сабха от Бихара. [ 41 ] Согласно отчету Института исследований человеческого развития, брамины превысили средний доход на душу населения - 28 093 рупий; У раджпутов средний доход на душу населения составляет 20 655 рупий, за ними следуют среднеаграрные касты, такие как кушавы и курми , которые заработали 18 811 и 17 835 рупий соответственно в качестве среднего дохода на душу населения. Напротив, доход Ядавса является одним из самых низких среди OBC и составляет 12 314 рупий, что немного меньше, чем у остальных OBC (12 617 рупий). Несмотря на политическую мобилизацию отсталых каст в период после Мандалы, раджпуты по-прежнему относятся к группе с высокими доходами в Бихаре. Согласно этому отчету, экономические выгоды политики Мандал. можно увидеть [ кем? ] как затрагивающее несколько отсталых каст аграрного происхождения, что приводит к их восходящей мобильности. [ 42 ]
Королевства и вожди, основанные раджпутами в Бихаре
[ редактировать ]- Сонбарса Радж основан раджпутами Гандхаварией в средневековье. [ 43 ]
- Харагпур Радж, основанный в 16 веке Кинваром Раджпутом. [ 44 ]
- Намудаг основан в 16 веке гаурским раджпутом как часть Ранка раджа. [ 44 ]
- Вождь Гидхаур, основанный в 14 веке Чанделом Раджпутом. [ 44 ]
- Джагдишпур Радж и Думраон Радж, основанные Удджайния раджпутами [ 44 ]
- Део Радж основан в 15 веке Сисодиа Раджпутом в Бихаре. [ 9 ]
- Рамгарх Радж в районе плато Чхота Нагпур . [ 45 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Харихар Сингх - девятый главный министр Бихара [ 46 ]
- Кунвар Сингх - заминдар и военачальник, участвовавший в индийском восстании 1857 года. [ 47 ]
- Бхишма Нараин Сингх - он принадлежит к штату Намудаг и был бывшим губернатором Ассама. [ 48 ]
- Анугра Нараян Синха - индийский государственный деятель-националист, известный как Бихар [ 49 ]
- Раджа Нараин Сингх - вождь поместья Серис и Кутумба в районе Аурангабад и участник восстания 1781 года в Бихаре. [ 50 ]
- Гаджпати Уджайния - командующий армией Империи Сур под командованием Шер Шаха Сури. [ 51 ]
- КБН Сингх - главный судья Высокого суда Патны и Мадраса, исполнял обязанности губернатора Бихара. Из прославленной семьи Кулхария Радж. [ 52 ]
- Камаль Сингх - последний махараджа Думраона Раджа ( Удджайния Раджпут ) и член парламента. [ 53 ]
- Дигвиджай Сингх - представитель королевской семьи Гидхаур , несколько раз был министром Союза. [ 54 ]
- Коллекционер Сингх «Кесари» - поэт и писатель из бывшего района Шахабад. [ 55 ]
- Р.К. Сингх - министр энергетики и возобновляемых источников энергии из Бходжпура. [ 56 ]
- Малхан Сингх - несколько раз был MLA из Джамшедпура. [ 57 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хира Сингх (4 марта 2014 г.). Изменение касты: от священного к профанному . Издательство SAGE, Индия. п. 4. ISBN 9789351504030 . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ Генри К. Харт (4 марта 2019 г.). Индия Индиры Ганди . Рутледж. ISBN 978-0-429-72607-1 .
- ^ Кэролин Браун Хайнц (3 июня 2013 г.). Питер Бергер; Франк Хайдеманн (ред.). Современная антропология Индии: этнография, темы и теория . Рутледж. ISBN 978-1-134-06118-1 .
Четыре доминирующие группы высших каст (передовые касты) — брахманы, бхумихары, раджпуты и каястхи — вместе составляют около 12 процентов населения. Это старая элита, из числа которой произошли основные заминдары и касты землевладельцев. Так называемые отсталые касты, составляющие примерно половину населения Бихара, вскоре после обретения независимости были далее разделены на верхнеотсталых и нижнеотсталых (Blair 1980). Верхние отсталые — Баниа, Ядав, Курми и Койри — составляют около 19 процентов населения и в настоящее время включают в себя большую часть растущего кулацкого класса успешных крестьян, которые приобрели землю, переняли улучшенные сельскохозяйственные технологии и стали мощной силой в политике Бихара. . Это верно, прежде всего, в отношении Ядавов. К низшим отсталым относятся касты шудр, такие как Бархи, Дханук, Кахар, Кумхар, Лохар, Малла, Тели и т. д., около 32 процентов населения. Крупнейшими компонентами зарегистрированных каст (14 процентов) являются Дусад, Чамар и Мусахар, группы далитов, которые во многих частях штата ведут борьбу за землю, прожиточный минимум и прожиточный минимум с богатыми крестьянами и помещиками передовых стран. и высшие отсталые касты
- ^ Сейед Хосейн Зархани (3 сентября 2018 г.). Управление и развитие в Индии: сравнительное исследование Андхра-Прадеша и Бихара после либерализации . Рутледж. стр. 183, 210. ISBN. 978-1-351-25518-9 .
- ^ Jump up to: а б Калифорния Бэйли (19 мая 1988 г.). Правители, горожане и базары: североиндийское общество в эпоху британской экспансии, 1770–1870 гг . Архив Кубка. стр. 18–19. ISBN 978-0-521-31054-3 .
- ^ Барбара Н. Рамусак (8 января 2004 г.). Индийские принцы и их государства . Издательство Кембриджского университета. стр. 14–15. ISBN 978-1-139-44908-3 .
- ^ Кумкум Чаттерджи (1996). Купцы, политика и общество в Индии раннего Нового времени: Бихар, 1733–1820 гг . БРИЛЛ. стр. 35–36. ISBN 90-04-10303-1 .
- ^ Ричард Габриэль Фокс (1971). Род, клан, раджа и правление: отношения между государствами в доиндустриальной Индии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 68–69. ISBN 978-0-520-01807-5 .
- ^ Jump up to: а б с Гьян Пракаш (30 октября 2003 г.). Кабальные истории: генеалогия трудового рабства в колониальной Индии . Издательство Кембриджского университета. стр. 64–66. ISBN 978-0-521-52658-6 .
- ^ Ахмад, Имтиаз (2008). «Формирование государства и консолидация под властью раджпутов Удджайния в средневековом Бихаре: свидетельства устных традиций, записанных в Таварих-и-Удджайния » . Ин Сингх, Суриндер; Гаур, И.Д. (ред.). Популярная литература и досовременные общества в Южной Азии . Пирсон Образовательная Индия. стр. 76–77. ISBN 978-81-317-1358-7 . Проверено 2 января 2012 г.
- ^ Сингх, Суриндер; Гаур, И.Д. (2008). Популярная литература и домодернистские общества в Южной Азии . Пирсон Образовательная Индия. п. 80. ИСБН 978-81-317-1358-7 .
- ^ Ризави, Сайяда Наджамула Раза (2004). Заминдары и фермеры Восточного Уттар-Прадеша: от Великих Моголов к колониальному правлению . Анамика Паб и дистрибьюторы. п. 76. ИСБН 978-81-7975-053-7 .
- ^ Пракаш, Гьян (30 октября 2003 г.). Кабальные истории: генеалогия трудового рабства в колониальной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 64. ИСБН 978-0-521-52658-6 .
- ^ Радхакришна Чоудхари. «Митхила в эпоху Видьяпати» . Чаухамбха Восточная. стр. 131–132 . Проверено 14 января 2019 г.
- ^ Бхагвант Сахаи (1984). Журнал Бихара Пуравид Парисад, 1983 г., том. Вий и Виии . стр. 414, 418.
- ^ Бэйли, Калифорния (2012). Правители, горожане и базары: североиндийское общество в эпоху британской экспансии 1770–1870 гг . п. 18.
- ^ Фаруки, Амар (2007). «Покорение государства Синдия» . В Эрнсте, Вальтрауд; Пати, Бисвамой (ред.). Княжества Индии: люди, князья и колониализм . Рутледж. п. 57. ИСБН 978-1-134-11988-2 .
- ^ Дирк Х.А. Колфф (1990). Наукар, Раджпут и Сипай . Издательство Кембриджского университета. п. 87. ИСБН 978-0-521-52305-9 .
- ^ Джадунатх Саркар (1960). Военная история Индии . Ориент Лонгманс (оригинал из Университета Вирджинии). стр. 56–61. ISBN 9780861251551 . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Томас Р. Меткалф (2015). Последствия восстания: Индия 1857-1970 гг . Издательство Принстонского университета. п. 299. ИСБН 978-1400876648 . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ Биндешвар Рам (1997). Земля и общество в Индии: аграрные отношения в колониальном Северном Бихаре . Ориент Блэксван. стр. 12–13. ISBN 8125006435 .
- ^ Шридхар Нараян Пандей (1975). Образование и социальные изменения в Бихаре, 1900-1921: обзор социальной истории Бихара от лорда Керзона до движения отказа от сотрудничества . Мотилал Банарсидасс. стр. 11–12. ISBN 0842609865 . Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ Нира Юваль-Дэвис; Калпана Каннабиран; Ульрике Витен (2006). Расположенная политика принадлежности . МУДРЕЦ. п. 131. ИСБН 1412921015 . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Ранабир Самаддар (3 марта 2016 г.). Правительство мира: социальное управление, безопасность и проблематика мира . Рутледж. стр. 168–. ISBN 978-1-317-12538-9 .
- ^ Мендельсон, Оливер; Вичиани, Марика (30 апреля 1998 г.). Неприкасаемые: подчинение, бедность и государство в современной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 58. ИСБН 978-0-521-55671-2 .
Что касается каст, находящихся в нижнем слое общества Бихари, особенно неприкасаемых, они также действуют исходя из классовой и кастовой логики. Так что их враги далеко не постоянны с точки зрения кастовой идентичности: неприкасаемые ожесточенно сталкивались с курми и ядавами из среднего слоя, а также с бхумихарами, раджпутами и браминами из верхнего слоя. Ключевой характеристикой их противников была не кастовая идентичность, а, скорее, контроль над землей: в конкретном регионе, где жестокие конфликты стали эндемичными, неприкасаемые, как правило, вступали в конфликт с теми кастами, которые контролируют землю. И это не просто феномен Бихари: по всей Индии поступали сообщения о том, что неприкасаемые вступают в конфликт с вновь возникающими крестьянскими общинами, а не просто с их традиционными эксплуататорами из высших каст.
- ^ Бадри Нараян (30 мая 2013 г.). Субхадра Митра Чанна; Джоан П. Менчер (ред.). Жизнь далита: взгляды снизу на касты в Индии . Издательство SAGE, Индия. п. 420. ИСБН 9788132118022 .
Так называемые передовые касты преимущественно состоят из общин брахманов, бхумихаров, раджпутов и каястхов. Среди них бхумихары и раджпуты являются доминирующими землевладельческими кастами, которые когда-то управляли различными частями штата.
- ^ Винита Дамодаран (1992). Нарушенные обещания: народный протест, индийский национализм и партия Конгресса в Бихаре, 1935–1946 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 75. ИСБН 978-0-19-562979-8 .
Изнасилование женщин из низших каст землевладельцами раджпутов и бумихаров было обычным явлением в Шахабаде, где к 1930-м годам гнев и негодование по поводу частого насилия над женщинами открыто выражались на платформе Трибени Сангх.
- ^ Каушал Кишор Шарма; Прабхакар Прасад Сингх; Ранджан Кумар (1994). Крестьянская борьба в Бихаре, 1831-1992: от спонтанности к организации . Центр крестьянских исследований. п. 247. ИСБН 9788185078885 .
По их словам, до появления наксализма и последующего сопротивления со стороны этих несчастных людей «изнасилование женщин из низших каст со стороны землевладельцев раджпутов и бумихаров вызывало столько страданий среди низших категорий, которые из-за своей в бедственном положении, не могли осмелиться им противостоять, «в рамках социальных ограничений подавленный сексуальный голод господствующих каст часто находил неограниченный выход среди бедняков, низших слоев населения». каста Бходжпура, особенно чамары и мушары.
- ^ Э.М. Раммохун; Амритпал Сингх; АК Агарвал (2012). Маоистское восстание и архитектура внутренней безопасности Индии . Vij Books India Pvt Ltd. с. 18. ISBN 978-9381411636 . Проверено 12 июня 2022 г. Рассмотрим притеснение низших каст в Бихаре. В районе Бходжпур штата Бихар представители низших каст жили в крайней нищете и также подвергались социальной эксплуатации. Калян Мукерджи и Раджендер Сингх Ядав описали, что угнетение низших каст со стороны высших каст проистекает не из численного превосходства, а, скорее, из ниш в экономической иерархии, связанных с собственностью на землю и монополией на рабочую силу. Более того, культура насилия гарантировала, что чамары и мусахары никогда не поднимут головы в знак протеста. Хотя бедар ушел в прошлое, банихар часто работал даром. Ношение чистого дхоти, пребывание сидя в присутствии мастера, даже на койке возле его собственной хижины, ходьба прямо были табу. Когда наступали вечера или на одиноких участках поля, изнасилования его женщин плетями и отпрысками землевладельца дополняли картину необузданного Бумихара, верховного раджпута.
- ^ Фернандо Франко (2002). Боль и пробуждение: динамика идентичности далитов в Бихаре, Гуджарате и Уттар-Прадеше . Индийский социальный институт. п. 52. ИСБН 9788187218463 .
- ^ Ранабир Самаддар (2009). Состояние правосудия в Индии. Проблемы социальной справедливости . Публикации SAGE Индия. стр. 46, 65. ISBN. 978-8132104193 . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Келкар, Говинд (1989). «Движения за права женщин и земельные права» . Тематические исследования по усилению координации между неправительственными организациями и государственными учреждениями в содействии социальному развитию . Организация Объединенных Наций (Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана). Разд. «Кисан Сабха и Кисан Самити: крестьянские движения и женщины (Индия)», стр. 72–73.
- ^ Бхавани Сингх; Вибхути Сингх Шехават (2007). Конфессиональный террор – линия смерти . Анамика Паб и дистрибьюторы. п. 235.ISBN 978-8179751756 . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ С.К. Гош; Шриканта Гош (2000). Бихар в огне . Издательство АПХ. стр. 52–53. ISBN 8176481602 . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ Ашвани Кумар (2008). Государство воинов сообщества, крестьянские и кастовые армии в Бихаре Гимн Пресс Индия. стр. 100-1 60–61. ISBN 978-1843317098 . Проверено 23 июня 2022 г.
- ^ Санджай Кумар (2018). Пост-мандальская политика в Бихаре: изменение избирательных моделей . Издательство SAGE, Индия. стр. 27–28. ISBN 978-9352805860 . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ «Высшее кастовое государство» . Перспективы. 20 августа 2021 г.
- ^ Сумит Панде (ред.). «Мозг, стоящий за крупнейшей схемой борьбы с бедностью, как RJD отодвинул на второй план Рагхуванш Прасад» . Новости18 . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ «Радха Мохан Сингх, Восточный Чампаран» . Экономические времена . 26 мая 2014 г.
- ^ «Состав собрания Бихара» . Прокрутка.в . Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ «Члены парламента от Бихара» . Новости18 . Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ Кристоф Жаффрело ; Калайярасан А. (ред.). «Низшие касты в Бихаре обладают политической властью, а не экономическим прогрессом» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Бхагвант Сахаи (1984). Журнал Бихара Пуравид Парисад, 1983 г., том. Вий и Виии . стр. 414, 418.
- ^ Jump up to: а б с д Тахир Хусейн Ансари (20 июня 2019 г.). Администрация Великих Моголов и заминдары Бихара Тейлор и Фрэнсис. стр. 100-1 22–28. ISBN 978-1-00-065152-2 .
- ^ ДЖАРХАНД САМАГРА (Прабхат Пракашан) (на хинди). Прабхат Пракашан. 21 марта 2020 г. 978-93-90101-16-0 .
- ^ Нараин, Джай Пракаш; Нараян, Джаяпракаш (1980). Поиски революционера: избранные сочинения Джаяпракаша Нараяна . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-561204-2 .
- ^ Хартвелл, Николь (2021). «Образование добычи колониальной войны:« захваченная »spolia opima Кунвара Сингха» . Журнал истории коллекций . дои : 10.1093/jhc/fhab042 .
- ^ {{цитировать книгу | url= https://books.google.com/books ? Государство Ассам
- ^ Ф. Томассон Джаннузи (2014). Аграрный кризис в Индии: случай Бихара . Издательство Техасского университета. ISBN 9781477300145 . Проверено 6 января 2019 г.
- ^ Парамита Махаратна (2012). «Заминдары Бихара: их сопротивление колониальному правлению между 1765-1781 годами». Труды Индийского исторического конгресса . 73 : 1435. JSTOR 44156363 .
- ^ Ансари, Тахир Хусейн (2014). «Политическая биография вождя Уджайнии Бходжпура: Раджа Гаджпати» . Каратоя . 7 : 40–48.
- ^ «Универсиаду БН приходится жить с грязью» . Таймс оф Индия . 6 января 2002 г. ISSN 0971-8257 . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ «Махараджа Камаль Сингх, последний выживший член первого Лок Сабхи, скончался в возрасте 94 лет» . Журнал свободной прессы . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ «Васундхара посещает Гидхаур, оплакивает Дигвиджая | Новости Патны — Times of India» . Таймс оф Индия . ТНН. 3 июля 2010 г. Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ «Коллекционер Сингх Кесари обогатил природу раго пением на хинди» . Дайник Бхаскар (на хинди). 19 сентября 2018 года . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ «Кто такой Радж Кумар Сингх?» . Индийский экспресс . 3 сентября 2017 г. Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ «Претенденты на билеты в супертяжелом весе поставили JMM в затруднительное положение в Джамшедпуре - Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 14 июля 2022 г.