Серве-Теодор Пинкаерс
Серве-Теодор Пинкаерс ОП ( Льеж , 30 октября 1925 г. — Фрибур , 7 апреля 2008 г.) был известным теологом- моралистом , римско-католическим священником и членом Доминиканского ордена (Ордена проповедников). Он оказал особое влияние на обновление богословского и христологического подхода к христианской этике добродетели . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Серве Теодор Пинкаерс родился в Льеже, Бельгия, в 1925 году и вырос в деревне Вонк (ныне часть муниципалитета Бассенж Бельгии ) в Валлонском регионе . В 1945 году он вступил в Доминиканский орден и продолжил обучение богословию в бельгийской доминиканской студии в Ла Сарте в Юи , получив лицензию по теологии (1952) под руководством Жерома Хамера и написав диссертацию на тему Анри де Любака . «Сюрнатюрель» . Он продолжил обучение в докторантуре в Pontificium Athenaeum Internationale Angelicum , будущем Папском университете Святого Фомы Аквинского, посещая занятия таких выдающихся людей, как Реджинальд Гарригу-Лагранж , Поль Филипп и Марио Луиджи Чаппи . Его диссертация, написанная под руководством Луи-Бертрана Жиллона, представляла собой исследование средневековой теологии надежды под названием «La vertu d'espérance de Pierre Lombard à Saint Thomas» (1954). [ 4 ]
По завершении учебы Пинкаерс вернулся в Доминиканскую студию в Ла Сарте, чтобы преподавать моральное богословие в 1954–1965 годах. (Он был в Ла-Сарте, когда в 1958 году один из монахов общины, Доминик Пир , получил Нобелевскую премию мира за свои труды в интересах многочисленных военных беженцев Европы ( перемещенных лиц ). Именно в Ла-Сарте Пинкерс предпринял свою первые попытки обновить современное понимание морального богословия, предвещавшие призыв Ватиканского собора к обновлению на несколько лет. Плоды этих трудов были опубликованы в виде статей в различных изданиях. места, были впоследствии собраны воедино в его новаторском исследовании Le renouveau de lamorale (1964; предисловие Мари-Доминик Шеню ). Именно в Ла Сарте он написал текстовый анализ и комментарии к вопросам с 6 по 21 Prima Secundae. (т. е. трактат Фомы Аквинского о человеческих действиях) для выпущенного Revue des Jeunes . двуязычного издания (на латыни и французском языке) Summa Theologiae, (1961 и 1965) Пинкэрс называл свое время в Ла Сарте, будучи студентом, а затем профессором, временем, когда он достиг прозрений, которые он впоследствии представил и развил в своих более поздних работах. Этими центральными идеями для обновления морального богословия являются главенство Слова Божьего как живого Слова, обращающегося к каждому поколению и которое выше любого просто человеческого слова; основополагающее значение отцов Церкви, особенно Августин ; и непреходящая ценность метода и идей Святого Фомы. [ 5 ]
После Студии закрытия в Ла Сарте в 1965 году Пинкэрс отправился в доминиканский монастырь в Льеже и занимался пастырским служением в течение следующих восьми лет, лет, которые сформировали пастырскую заботу, выраженную в большей части его работы. В 1975 году его пригласили занять кафедру французского языка по фундаментальной моральной теологии во Фрибурском университете в Швейцарии , где он преподавал в течение следующих двадцати пяти лет. В качестве почетного профессора он оставался во Фрибурге , в резиденции международного доминиканского монастыря Святого Альберта Великого (Альбертинум), до своей смерти 7 апреля 2008 года в возрасте восьмидесяти двух лет. [ 6 ]
Карьера
[ редактировать ]Его самая известная работа на английском языке — «Источники христианской этики» (1995), которая была хорошо принята различными слоями церкви в Америке и в англоязычных странах. [ 7 ] Другие работы на английском языке включают: его введение в моральную мысль под названием «Мораль: католический взгляд» (2001; с предисловием Аласдера Макинтайра ); Читатель Пинккерса: Обновление томистической моральной теологии (2005), сборник его наиболее значительных эссе, последовавший за публикацией « Источников христианской этики» . Кроме того, особый интерес представляют эссе «Источники этики св. Фомы Аквинского» (в книге «Этика Аквинского» , 2002) и его популярное изложение христианского призыва к процветанию через заповеди блаженства « В поисках счастья»: Жизнь по блаженству (1998).
Пинкаерс старался продемонстрировать полное видение католического богословия. Он утверждал, что академическая ведомствализация богословских дисциплин рискует фальсифицировать природу богословия. Возвращаясь к модели и идеям Фомы Аквинского, опираясь на библейские, святоотеческие, авторитетные и современные источники, он утверждал, что взаимосвязь философских, моральных, духовных и теологических точек зрения необходима для того, чтобы отдать должное христианской деятельности и взаимодействию природы и природы. благодать, закон и благоразумие, человеческое и божественное взаимодействие в стремлении к христианскому процветанию. Поскольку внимание обращено на полностью христианскую моральную свободу, его 25 книг и более 300 статей ориентированы как на академическую, так и на популярную аудиторию.
Его более академические работы включают большое количество статей (в таких журналах, как Nova et Vetera и Revue Thomiste ) и следующие книги: Ce qu’on ne sais pas. Вопрос о злых по своей сути действиях: история и обсуждение (1986); Евангелие и мораль (1991); Католическая мораль (1991); и Жизнь согласно Духу: Очерк духовного богословия согласно святым Павлу и святому Фоме Аквинскому (1996). В 2001 году он опубликовал новый текстовый анализ и комментарии к первым пяти вопросам Prima Secundae (то есть трактата Фомы Аквинского о счастье) для второго издания двуязычного издания Revue des Jeunes (на латыни и французском языке) Summa Theologiae. (Блаженство [Ia-IIae, qq. 1–5]).
Его наиболее популярные работы включают еще большее количество статей для таких журналов, как «Источники» и «Керит» , а также следующие книги: « La голод де л'Еванджиль» (1977); В поисках счастья (1979); Евангелическое правосудие (1986); Христианская молитва (1989). Список книг и подборка его статей приведены ниже.
После периода бездействия после сердечного приступа Пинккерс опубликовал A la découverte de Dieu dans les Confessions (2002), первое из двухтомного исследования Августина, общее название которого: En promenade avec Saint Augustin . Второй том. еще предстоящий в 2015 году, находится на Троице. Он также опубликовал « Plaidoyer pour la vertu» (2007), которое стало одним из трех произведений, получивших почетное упоминание и занявших второе место на Гран-при католической литературы в 2007 году. За год до своей смерти Пинккерс подготовил для публикации несколько текстов, в том числе Страсти и любовь (2009). [ 8 ]
Почести
[ редактировать ]Пинккерс также работал в нескольких комиссиях Ватикана , включая комиссию, написавшую « Катехизис Католической церкви» , вносящую вклад в моральный раздел, и подготовительные комиссии для энциклики Veritatis Splendor . [ 9 ] С 1989 по 2005 год он был консультантом Конгрегации католического образования . С 1992 по 1997 год он был членом Международной теологической комиссии . [ 10 ]
В 1990 году ему было присвоено звание Magister Sacrae Theologiae — высшая академическая награда, присуждаемая Доминиканским орденом. В 2000 году он получил почетную докторскую степень по теологии брака и семьи Папского Латеранского университета в Риме . [ 11 ]
Хронологический обзор
[ редактировать ]- 1925: Родился в Льеже (30 октября). Вырос в деревне Вонк (ныне часть Бассенжа ) в Валлонии, Бельгия.
- 1945: Принял доминиканский орден в Бельгии (после года обучения в епархиальной семинарии).
- 1946–1952: Изучал философию и теологию в Доминиканском богословском колледже в Ла Сарте, Уи , Бельгия.
- 1951–1952: Лицензиат священного богословия (STL) под руководством Жерома Хамера . Название: « Сюрнатюрель дю П. Де Любак»
- 26 марта 1951 г. (Пасхальный понедельник): рукоположен в священники доминиканского монастыря Ла Сарт.
- 1952–1954: учился на доктора священного богословия в Папском университете Святого Фомы Аквинского (Ангеликум) в Риме.
- 1954: Закончил диссертацию под руководством Луи-Бертрана Жиллона на тему: «Достоинство надежды Пьера Ломбарда на святого Фому Аквинского» (Рим: Ангеликум, по STD ). диссертация
- 1954–1965: профессор фундаментальной моральной теологии, Доминиканский колледж, Ла Сарт, Уи.
- 1965–1972: Пасторская работа (проповедь и духовное руководство) в доминиканском монастыре в Льеже.
- Настоятель общины 1966–1972 гг.
- 1972–1973: приглашенный профессор ( выдающийся профессор ) папского теологического факультета Фрибурского университета .
- 1973–1975: Возвращение к пастырской работе в доминиканском монастыре в Льеже.
- 1975–1997: профессор фундаментального морального богословия (кафедра французского языка) папского богословского факультета Фрибурского университета.
- 1975: Соучредитель Sources вместе с Ги Бедуэлем , Жоржем Коттье и Рафаэлем Окслином. [ 6 ]
- 1983–1990 и 1996–1999: настоятель Альбертинума.
- 1989–1991: декан теологического факультета Фрибурского университета.
- 1989–2005: консультант Конгрегации католического образования (названной Папой Иоанном Павлом II в июне 1989 года).
- Работал в комиссии по разработке Катехизиса Католической церкви (1992 г.), внося вклад в моральный раздел.
- Работал в комиссиях по подготовке энциклики Veritatis Splendor (1993).
- 1990: присвоено звание Magister Sacrae Theologiae — высшая академическая награда, присуждаемая Доминиканским орденом.
- 1990: Фестиваль к его 65-летию, Novitas et Veritas Vitae: К истокам обновления христианской морали (под редакцией Карлоса-Жосафата Пинту де Оливейра, ОП, Фрибур/Париж: Ed. Universitaires/Cerf, 1991)
- 1992–1997: член Международной богословской комиссии , Ватикан.
- 20 июня 1996 г.: Прощальная конференция, Фрибурский университет.
- Будучи почетным профессором, он продолжал преподавать в университете до тех пор, пока его преемник ( Жан-Луи Брюге , ОП, позже архиепископ, архивариус Ватикана и библиотекарь ) не занял кафедру осенью 1997 года.
- 2000: Почетный доктор «Теологии брака и семьи» Папского Латеранского университета , Рим (в присутствии кардинала Камилло Руини , великого канцлера университета, и кардинала Анджело Содано , государственного секретаря Ватикана).
- 2005: Коллоквиум в честь его 80-летия «Совершаем все новое во Христе». Festschrift: Обновите все во Христе. Vers un renouveau Thomiste de la theologie мораль. Hommage à Servais Pinckaers, OP (под редакцией Майкла Шервина, OP, и Крейга Стивена Титуса, Фрибур: Academic Press, 2009)
Работает
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Примечания и приложения из: С. Фома Аквинский, Деяния человека (Summa Theologica, Ia–IIae, 6–17), vol. I. Издания La Revue des Jeunes, Париж, Серф, 1961.
- Обновление нравственности. Исследования морали, верной своим истокам и своей нынешней миссии , Предисловие доктора Чену, Турне, Кастерман, 1964.
- Перевод и комментарии: С. Фома Аквинский, Human Acts (Ia–IIae, 18–21), vol. II. Издания La Revue des Jeunes, Париж, Серф, 1965.
- Жажда Евангелия , Париж, Теки, 1977.
- В поисках счастья , Париж, Теки, 1979 год.
- Английский перевод: В поисках счастья — Божий путь: жить в соответствии с блаженствами , Нью-Йорк, Alba House, 1998.
- Мораль: сумма обязанностей? закон любви? (пер. П. Коццуполи), Рим, Edizioni "La Guglia", 1982.
- Истоки христианской морали. Его метод, его содержание, его история , Фрибур, Editions Universitaires, 1985/1993.
- Английский перевод: Источники христианской этики (пер. М.Т. Нобл), Вашингтон, округ Колумбия, Издательство Католического университета Америки , 1995.
- Евангелическое правосудие , Париж, Теки, 1986 год.
- Чего ты никогда не сможешь сделать. Вопрос о по своей сути злых деяниях . История и обсуждение, Фрибур, Editions Universitaires, 1986.
- Английский перевод гл. II: «Исторический взгляд на по сути злые действия [1982]», гл. 11, в: The Pinckaers Reader , стр. 185–235. [ 12 ]
- Христианская молитва , Фрибур, Editions Universitaires, 1989.
- Благодать Марии. Комментарий к «Аве Марии» , Париж, Médiaspaul, 1989.
- Евангелие и мораль , Фрибур, Editions Universitaires, 1989.
- Католическая мораль , Париж, Серф, 1991.
- Английский перевод: Мораль: католический взгляд (предисловие Аласдера Макинтайра ; перевод Майкла Шервина), Саут-Бенд, Индиана, St. Augustine's Press, 2001/2003.
- Для чтения Veritatis Splendor , Париж, Cahiers de l'Ecole Cathédrale, Маме, 1995.
- Английский перевод: «Энциклика для будущего: Veritatis Splendor», в: Veritatis Splendor and the Renewal of Moral Theology (JA DiNoia и Romanus Cessario, ed.), Чикаго: Scepter, 1999.
- Жизнь по Духу. Очерк духовного богословия согласно святым Павлу и святому Фоме Аквинскому , Люксембург, Сен-Поль, 1996.
- Прекрасная песня о любви. Страсти по Матфею , Сен-Мору, Parole et Silence, 1997.
- В сердце Евангелия, «Отче наш» , Сен-Мор, Parole et Silence, 1999.
- Духовность мученичества , Версаль, издания Saint-Paul, 2000.
- Английский перевод: Духовность мученичества , пер. Патрик М. Кларк и Энни Хонсоку. Вашингтон, округ Колумбия, Издательство Католического университета Америки, 2016.
- В школе восхищения , Версаль, Editions Saint-Paul, 2001.
- Перевод и комментарии: С. Фома Аквинский, Блаженство (Somme theologique, Ia – IIae, 1–5), Editions de La Revue des Jeunes, Париж, Серф, 2001.
- На прогулке со святым Августином. Открывая Бога в исповедях , Париж, Parole et Silence, 2002.
- Читатель Пинкэрса: обновление томистической моральной теологии (Дж. Беркман и К.С. Титус, изд.), Вашингтон, округ Колумбия, The Catholic University of America Press, 2005.
- Призыв к добродетели , Париж, Parole et Silence, 2007.
- Страсти и добродетель , Париж, Parole et Silence, 2009.
- Английский перевод: Страсти и добродетель , пер. Бенедикт М. Гевен OSB. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 2015.
- На прогулке со святым Августином . Из Тринитата. Том 2. Слово и молчание, готовится к выпуску.
- Притяжение слова: на путях христианской нравственности . Слово и молчание, Скоро.
Статьи (подборка с 1990 г.)
[ редактировать ]- «Страсть и мораль», РСПТ, 1990, с. 379–391.
- пер.: «Переприсвоение рассказа Фомы Аквинского о страстях [1990]», гл. 13, в: The Pinckaers Reader , стр. 273–287.
- «Богословский метод и современная мораль», Семинариум 29:2, 1991, стр. 313–327.
- «Живое пламя любви у св. Иоанна Креста и св. Фомы Аквинского», Кармель 63:4, 1991, стр. 3–21.
- «L'instinct et l'Esprit au coeur de l'éthique chrétienne», в: Novitas et Veritas vitae. Aux Sources du Renouveau de la Morale Chrétienne (CJ Pinto de Oliveira, ed.), Фрибур, 1991, стр. 213–223.
- пер.: «Мораль и движение Святого Духа: Учение Фомы Аквинского об инстинктах [1991]», гл. 20, в: The Pinckaers Reader , стр. 385–395.
- «Nature-surnature chez Saint Thomas d'Aquin», в: Ethique et Natures (Э. Фукс и М. Хуньяди, изд.), Женева, Fides et Labor, 1992, стр. 19–28.
- пер.: «Фома Аквинский о природе и сверхъестественном [1992]», гл. 18, в: The Pinckaers Reader , стр. 359–368.
- «La voie Spirituelle du bonheur», в: Орден мудрости и любви . (CJ Пинто де Оливейра, ред.), 1993.
- пер.: «Стремление Фомы Аквинского к блаженству: из комментария к предложениям к Summa Theologiae», гл. 6, в: The Pinckaers Reader , 2005, стр. 93–114.
- «Учение морального богословия и Святой Фома», в: Святой Фома в 20 веке. Материалы столетней конференции Revue Thomiste , Париж, Сен-Поль, 1993 г.
- «La совесть и ошибка», Причастие 18 июля 1993 г., стр. 23–35.
- «Преподавание морального богословия во Фрибуре», Revue Thomiste , 93, 1993, стр. 430–442.
- пер.: «Доминиканское моральное богословие в ХХ веке [1993]», гл. 5, в: The Pinckaers Reader , стр. 73–89.
- «Вновь открывая добродетель», Sapientia 51, 1996, стр. 151–163.
- пер.: «Роль добродетели в моральном богословии [1996]», гл. 14, в: The Pinckaers Reader , стр. 288–303.
- «Ангелы, гаранты духовного опыта согласно святому Фоме», Rivista teologica di Lugano 1, 1996, стр. 179–191.
- «Линии евангельского обновления морали», Annales theologi 10, 1996, стр. 3–68.
- «Слово Божие и мораль», Приложение «Духовная жизнь» 200, март 1997 г., стр. 21–38.
- «Тереза Младенца Иисуса, Учитель Церкви», Revue Thomiste 97, июль 1997 г., стр. 512–524.
- пер.: «Тереза Младенца Иисуса, Доктора Церкви», Josephinum Journal of Theology 5 [зима – весна 1998 г.]: стр. 26–40.
- «Человеческая мораль и христианская мораль», Cahiers Saint-Dominique 250, декабрь 1997 г., стр. 15–24.
- «Новый Закон, краткое изложение христианской морали, согласно энциклике «Истины великолепие » , в: Иисус Христос, Живой и Личный Закон Святой Церкви. Материалы IX Международного теологического коллоквиума Лугано , Лугано,
- пер.: «Новый закон в «Veritatis splendor»», Josephinum Journal of Theology 3 [1996].
- «Совесть и добродетель благоразумия», в: Кризис совести (Джон Хаас, редактор), Нью-Йорк, 1996.
- пер.: «Совесть и добродетель благоразумия [1996]», гл. 17, в: The Pinckaer Reader , стр. 342–355.
- «Защита Капреолом учения С. Фомы о добродетелях», в: Jean Capreolus et son temps Paris: Cerf, 1997.
- пер.: «Защита Фомы Аквинского Капреолом: средневековые дебаты о добродетелях и дарах [1997]», гл. 15, в: The Pinckaers Reader , стр. 304–320.
- «Интервью с отцом Серве Пинкаерсом», Монмартр, июнь – июль 1998 г., стр. 21–24.
- «Желание счастья как путь к Богу», Отчеты Университета Мейнута , 1998. стр. 33–48.
- пер.: «Блаженство и блаженство в Summa Theologiae Фомы Аквинского [1998]», гл. 7, в: Читатель Пинкэрса , стр. 115–129.
- «Возвращение нового Закона в морали», в: Praedicando et docendo: смеси, предложенные отцу Лиаму Уолшу (Б. Халленслебен и Г. Вергаувен, ред.), Фрибург, Editions Universitaires, 1998, 281–293.
- пер.: «Возвращение нового закона к моральному богословию [1998]», The Irish Theological Quarterly , 64, 1999, стр. 3–15 и гл. 18, в: The Pinckaers Reader , стр. 369–384.
- «Желание счастья и Бога», в: Бог, хорошие новости (Международная теологическая комиссия, изд.), Париж, Les éditions du Cerf, 1999, стр. 21–28.
- «Опыт Бога в христианской жизни», в: Бог, благая весть (Международная теологическая комиссия, изд.), Париж, Les éditions du Cerf, 1999, стр. 107–121.
- «Место философии в моральном богословии», L'Osservatore Romano , 16 июня 1999 г., стр. 14–15.
- отредактированная версия): «Место философии в моральном богословии», в: Вера и разум (Тимоти Л. Смит, редактор) Саут-Бенд, Индиана, St. Augustine Press, 2001, стр. 10–20; и гл. 4, в: The Pinckaers Reader , стр. 64–72.
- «Мои источники», Communio 26, 1999, стр. 913–915.
- «Нравственность и церковное Тело Христово», Revue Thomiste , 100, 2000, стр. 239–258.
- пер.: «Тело Христово. Евхаристический и церковный контекст этики Фомы Аквинского [2000]», гл. 2, в: The Pinckaers Reader , стр. 26–45.
- «Источники этики св. Фомы Аквинского», в: «Этика св. Фомы Аквинского» (Стивен Дж. Поуп, изд.), Вашингтон, округ Колумбия: Georgetown University Press, 2002, стр. 17–29.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крейг Титус, «Сервайс Пинкаерс и обновление католической моральной теологии», Журнал моральной теологии , 1 (2012): 43–54. ( [1] По состоянию на 18 марта 2014 г.)
- ^ Аласдер Макинтайр, «Предисловие», в книге Сервайс Пинккерс, Мораль, католический взгляд (Саут-Бенд, Индиана: St. Augustine's Press, 2001/2003), vii-viii.
- ^ Романус Чессарио, «На месте Сервайса Пинкаерса († 7 апреля 2008 г.) в обновлении католического богословия», Thomist 73 (2009): 1–27.
- ↑ Майкл Шервин, ОП «Похвальная речь П. Серве Пинкаерса, соч.» Nova et Vetera 84 (2009): стр.% 20133–134.
- ^ См.: Пинккерс, Серве-Теодор. «Мои источники» , Communio (американское издание) 26 (1999): стр.% 20913–915.
- ^ Jump up to: а б Жак Берсе, «Фрибур: смерть доминиканца Серве Пинкаерса, бывшего декана богословского факультета» APIC .
- ^ Романус Чессарио, «Посвящение отцу Сервайсу Пинкаерсу, соч.: Важность его работы», в книге « Обновление всего во Христе». К томистическому обновлению морального богословия. Посвящение Серве Пинкаерсу, ОП (Фрибур: Academic Press, 2009), 16–18.
- ^ Майкл С. Шервин, ОП «Биография Серве Пинкаерса», соч. , Домашняя страница кафедры фундаментального морального богословия Фрибурского университета.
- ^ Крейг Титус, «Servais Pinckaers и обновление католической моральной теологии», Journal of Moral Theology , 1 (2012): стр. 57–58, n. 74. ( [2] По состоянию на 18 марта 2014 г.)
- ^ Романус Чессарио, «На месте Сервайса Пинкаерса († 7 апреля 2008 г.) в обновлении католического богословия», Thomist 73 (2009): 1.
- ^ Крейг Титус, «Servais Pinckaers и обновление католической моральной теологии», Journal of Moral Theology , 1 (2012): стр. 55, н. 62. ( [3] По состоянию на 18 марта 2014 г.)
- ^ Беркман, Джон Р. Читатель Пинкеров: обновление католической моральной теологии .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Посвящение отцу Серве-Теодору Пинкаерсу, ОП: Значение его работы». Романус Чессарио, OP Nova et Vetera (английское издание) 5 (2007): 1–16.
- «Eulogie pour le P. Servais Pinckaers, op» Майкла С. Шервина, OP Nova et Vetera 84 (2009): стр. 133–136.
- «Фрибур: смерть доминиканца Серве Пинкаерса, бывшего декана богословского факультета», APIC-Международная католическая пресс-служба .
- «В память: отец Теодор-Серве Пинкэрс ОП», Фрибурский университет .
- «Введение в читателя Пинкэрса» (2005) Джона Беркмана.
- Томист , том, посвященный работам С. Пинкаерса 73 (2009).
- Nova et Vetera (английское издание) , эссе в честь творчества С. Пинкаерса (2009, готовится к публикации).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сервайс Пинкаерс, «Мои источники» , Фрибурский университет.
- Полная библиография Серве Пинкаерса во Фрибурском университете.
- Карло Легет, «Фома Аквинский, революционер в морали?» Газетная страница (2000), Институт Томаса в Утрехте
- Коллоквиум Пинкаерса, программа «Сотворение всего нового во Христе» (PDF)
- Публикации Пинкаерса на WorldCat
- Кафедра фундаментальной моральной теологии , Фрибурский университет
- Сайт Фрибурского университета
- Сайт Ордена проповедников
- Бельгийские доминиканцы
- Бельгийские римско-католические богословы XX века
- Академический состав Фрибурского университета
- Бельгийские римско-католические священники XX века
- 1925 рождений
- смертей в 2008 г.
- Международная теологическая комиссия
- Христианские специалисты по этике
- Духовенство из Льежа
- Выпускники Папского университета Святого Фомы Аквинского
- Римско-католические теологи-моралисты