Ноготь
![]() Логотип, объединяющий колесо со спицами и пропеллер самолета, был принят ок. 1915 год | |
Промышленность | Автомобильная промышленность Авиация |
---|---|
Основан | 1880 |
Основатель | Якобус и Хендрик-Ян Спейкер |
Несуществующий | 1926 |
Судьба | Банкротство |
Штаб-квартира | Нидерланды |
Ключевые люди | Якобус и Хендрик-Ян Спейкер, основатели |
Продукты | автобусы, коляски, автомобили и самолеты ручной сборки |
Spyker или Spijker — голландский производитель карет, автомобилей и самолетов, основанный в 1880 году кузнецами Якобусом и Хендриком-Яном Спийкерами. Первоначально расположенная в Хилверсюме , компания переехала в Тромпенбург, Амстердам , в 1898 году.
Известными продуктами Spyker были постройки Golden Coach для государственных церемоний для голландской королевской семьи В 1903 году гоночный автомобиль Spyker мощностью 60 л.с. стал первым в мире полноприводным автомобилем компоновки F4 , шестицилиндровая двигатель в котором впервые использовалась в 1898 году . . -цилиндровый двигатель , а также первая четырехколесная тормозная система. C1 «Аэрокок» 1919 года был одним из первых в мире автомобилей с аэродинамически обтекаемым кузовом. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]
В 1880 году голландские братья Хендрик Ян и Якобус Спийкер, кузнецы по профессии, основали свою компанию по производству и обслуживанию карет в Хилверсюме, Нидерланды.
В 1898 году компания Spyker изготовила « Золотую карету », которая до сих пор используется в качестве одной из двух главных церемониальных государственных карет голландской монархии .
В 1899 году они начали строить автомобили , а в 1900 году выставили на обозрение свои первые модели, двухцилиндровые мощностью 3 л.с. и 5 л.с., аналогичные Benz .
Четырехцилиндровые модели были представлены в 1903 году вместе с шестицилиндровым Spyker мощностью 60 л.с. , гоночным автомобилем, который стал первым в мире полноприводным автомобилем с одним двигателем. [1] и четырехколесные тормоза . [2] Это был первый автомобиль с передним расположением двигателя и полным приводом , а его шестицилиндровый двигатель также был первым в мире. [3]
Автомобили 1905 года имели круглую решетку радиатора, которая стала характерной чертой многих довоенных автомобилей. В 1907 году модель мощностью 18 л.с. участвовала в гонке монстров из Пекина в Париж протяженностью 15 000 км , заняв второе место в самой изнурительной гонке своего времени. [4]
Хендрик-Ян Спейкер умер в 1907 году на обратном пути из Англии, когда паром SS Berlin , на котором он находился , затонул, и эта потеря привела к банкротству первоначальной компании. Группа инвесторов купила компанию и возобновила производство, но Якобус Спейкер больше в ней не участвовал.
В 1913 году у компании снова возникли финансовые проблемы, и в 1915 году она перешла во владение новых владельцев и переименована в Nederlandsche Automobiel en Vliegtuigfabriek Trompenburg (Голландская автомобильная и авиационная компания). При новых владельцах предыдущий сложный модельный ряд был упрощен и представлен новый автомобиль 13/30 C1; продажи были разочаровывающими.
В 1914 году Spyker объединилась с Dutch Aircraft Factory NV, и девизом компании стало Nulla Tenaci invia est на латыни, что означает «Для стойких нет непроходимых дорог». Во время Первой мировой войны, в которой Нидерланды были нейтральными, около 100 истребителей Spyker и 200 авиационных двигателей . было произведено [5]
В 1919 году, после Первой мировой войны, впервые был показан двухместный автомобиль C1 «Aerocoque» с аэродинамически обтекаемым кузовом, вдохновленным конструкцией самолета. Он задумывался как шоу-кар, но выпускался в очень ограниченном количестве. [4] Кузов автомобиля с покатыми крыльями и самолетным хвостом, вдохновленный знаниями компании в области аэродинамики самолетов, был в основном разработан Яапом Тьяардой ван Стеркенбургом, братом Джона Тьяарда и дядей Тома Тьяарда , которые также являются автомобильными дизайнерами. [6]
27 ноября 1920 года был выпущен первый Spyker 30/40HP C4 с 6-цилиндровым двигателем Maybach объемом 5742 куб.см (350,4 куб.дюйма). Автомобиль получил прозвище «Tenax» (с латыни «стойкий») и улучшил рекорд выносливости на дальние расстояния на 15 000 миль (24 000 км), установленный с 1907 года Rolls -Royce Silver Ghost, примерно на 6 000 км. C4 преодолел 30 360 км в голландскую зимнюю погоду всего за месяц. [5]
В 1922 году автогонщик Селвин Эдж отправился в Бруклендс на Spyker C4 с обтекаемым гоночным кузовом, установив новый мировой рекорд средней скорости «Double 12», преодолев 1782 мили (2868 км) со средней скоростью 120 км/ч (75 км/ч). миль в час) для 24-часовой совокупности двух 12-часовых периодов. [7] [5]
Также в 1922 году компания снова обанкротилась и была приобретена дистрибьютором Spyker в Великобритании, который переименовал компанию в Spyker Automobilefabriek . Производство продолжалось, цены падали, но компания продолжала снижаться. Окончательным производством были двухтонный грузовик C2 и автомобиль C4, которые продолжались до 1926 года, когда средства наконец закончились.
По оценкам, общий объем производства автомобилей Spyker составил не более 2000 автомобилей.
В 1999 году была основана новая компания Spyker Cars , не имеющая отношения к первоначальной компании, но имеющая название бренда, девиз и логотип.
Лицензионное производство и прокат автомобилей
[ редактировать ]Перед смертью Хендрика-Яна Спийкера у него и его брата сложились особые отношения с пионером голландской электротехники Ренто Хофстеде Круллом . [8] Братья Спийкер знали Хофстеде Крулля еще в 1880-х годах, когда он был молодым человеком, участвовавшим в гонках на велосипедах в Нидерландах и Германии, когда он учился на инженерного факультета сначала в Митвайде, а затем в Ганновере в Высшей технической школе. У Хофстеда Крулла уже был свой первый автомобиль в 1890-х годах. За первое десятилетие он накопил коллекцию автомобилей, в которую входил ряд гоночных моделей Spijker. Он разместил коллекцию в одном из крыльев Химафа . [9] одна из компаний, которые он основал. Хотя поначалу для него это было хобби, он начал собирать Spijkers в Heemaf с одобрения братьев Спийкер, а затем и тех, кто взял на себя руководство Spijker. Он предоставил им усовершенствования автомобилей. Совет директоров Heemaf [10] жаловался, что Хофстеде Крулл использовал часть фабрики в качестве своего личного гаража и автостоянки. Чтобы обойти критику, он основал компанию Spijker Automobiel Verhuur Maatschappij , которая вместе с амстердамской компанией Trompenburg Bedrijf стала первой компанией по прокату автомобилей в Нидерландах. [11] Одной из других его компаний была American Refined Motor Company , которая помогала совершенствовать механические детали двигателей. Все это произошло из-за автомобильной аварии, которую он, Хофстеде Крулл и его шофер, человек по имени Поортуис, попали в 1909 году, когда они впоследствии обнаружили дефект в рулевом механизме Спийкера. [12] который он улучшил.
Модели автомобилей
[ редактировать ]


Транспортное средство | Год | Подробности |
---|---|---|
Гвоздь 3 хп | 1900–1902 | 2-цилиндровый |
Гвоздь 5 хп | 1900-1900 | |
Гвоздь 5 хп | 1900-1900 | оппозитный двигатель |
Гвоздь 6 хп | 1902-1902 | двигатель с водяным охлаждением. |
Гвоздь 10/12 | 1903-1903 | 2-цилиндровый |
Гвоздь 20/24 | 1903–1904 | 4-цилиндровый |
Гвоздь 36/50 | 1903-1903 | 6-цилиндровый 5073 куб.см (309,6 куб.дюйма) |
Гвоздь 60/80 | 1903–1907 | 6-цилиндровый 8821 куб.см (538,3 куб.дюйма) |
Гвоздь 16/20 | 1903–1907 | 4-цилиндровый |
Гвоздь 30/36 | 1903–1907 | |
Гвоздь 14/18 | 1904–1907 | 4-цилиндровый, 2544 куб. См (155,2 куб. Дюймов) |
Гвоздь 20/28 | 1904–1907 | 4-цилиндровый |
Гвоздь 25/36 | 1904–1905 | 4-цилиндровый двигатель объемом 7964 куб.см (486,0 куб.дюйма). Вариант с полным приводом. |
Гвоздь 32/40 | 1904–1905 | 4-цилиндровый. Вариант с полным приводом. |
Гвоздь 15/22 | 1905–1907 | 4-цилиндровый двигатель объемом 3456 куб.см (210,9 куб.дюйма). |
Гвоздь 10/15 | 1907-1907 | 4-цилиндровый. |
Гвоздь 15/22 | 1907-1907 | 4-цилиндровый двигатель объемом 2799 куб.см (170,8 куб.дюйма). |
Гвоздь 20/30 | 1907-1907 | 4-цилиндровый двигатель объемом 4562 куб. См (278,4 куб. Дюймов). |
Гвоздь 30/42 | 1907-1907 | 4-цилиндровый двигатель объемом 6902 куб.см (421,2 куб.дюйма). |
Гвоздь 40/80 | 1907-1907 | 4-цилиндровый двигатель объемом 10 603 куб. См (647,0 куб. Дюймов). |
Гвоздь 15/22 | 1907–1910 | 4-цилиндровый двигатель объемом 2799 куб.см (170,8 куб.дюйма). |
Гвоздь 60/80 | 1909-1909 | 4-цилиндровый. |
Гвоздь 10/15 | 1910–1912 | 4-цилиндровый. Фургон доставки. |
Гвоздь 15/25 | 1910–1912 | 4-цилиндровый. Фургон доставки. |
Гвоздь 12 | 1910–1914 | 4-цилиндровый. |
Гвоздь 16 | 1910–1912 | 4-цилиндровый. |
Гвоздь 18 | 1910–1912 | 4-цилиндровый. |
Гвоздь 25 | 1910–1912 | 4-цилиндровый. 4589 куб.см (280,0 куб.дюйма). |
Гвоздь 25/30 | 1911–1912 | 6-цилиндровый. |
Гвоздь 20 | 1912–1916 | 4-цилиндровый. 3435 куб.см (209,6 куб.дюйма). |
Гвоздь 30 | 1912–1916 | 4-цилиндровый. 6082 куб.см (371,1 куб.дюйма). |
Гвоздь 40 | 1912–1916 | 6-цилиндровый. 7238 куб.см (441,7 куб.дюйма). |
Гвоздь 14 | 1913–1916 | 4-цилиндровый. |
Гвоздь 12 | 1914–1916 | 4-цилиндровый. 1795 куб.см (109,5 куб.дюйма). |
Спайкер 13/30 C1 | 1916–1921 | 4-цилиндровый. 3560 куб. См (217 куб. Дюймов). |
Спайкер 14/34 C1 | 1920–1921 | 4-цилиндровый. 3562 куб.см (217,4 куб.дюйма). |
Спайкер С2 | 1916–1926 | 4-цилиндровый. 4607 куб.см (281,1 куб.дюйма). Двухтонный грузовик. |
Спайкер 30/40 С4 | 1920–1926 | 6-цилиндровый Майбах двигатель . 5742 куб.см (350,4 куб.дюйма). |
Самолет
[ редактировать ]- Spijker V.1 - одноместный истребитель 1917 г.
- Spijker V.2 - тренер 1917 г.
- Spijker V.3 - одноместный истребитель 1919 г.
- Spijker V.4 - двухместный самолет-разведчик, строительство прекращено до завершения.
Спайкер на марках и в кино
[ редактировать ]Оба автомобиля марки Spyker изображены на голландских почтовых марках ( первый день выпуска : 10 мая 2004 г.).
Автомобиль, которым управляет Кеннет Мор в фильме 1953 года «Женевьева» о забеге ветеранов из Лондона в Брайтон , представляет собой Spyker 1905 года выпуска с двигателем Double Phaeton 12/16 л.с. Автомобиль зеленого цвета дважды перекрашивался в желтый цвет : сначала для фильма, а затем для Забега 2023 года в ознаменование 70-летия его кинематографического выхода. [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Малкольм Маккей (март 2008 г.). «Полный привод – Знания» . Журнал Октан. Архивировано из оригинала 3 мая 2009 г. Проверено 24 мая 2009 г.
- ^ Джорджано, GN Автомобили: ранние и винтажные, 1886-1930 гг . (Лондон: Grange-Universal, 1985)
- ^ Генри, А. Полный привод: формула неудачи гонок? . (Лондон: Макмиллан, 1975)
- ^ Jump up to: а б Наследие – Гвоздькары
- ^ Jump up to: а б с Интересная история Спайкера - Autobahnbound.com
- ^ «Представлены картины Арауна Гордина Spyker» [Представлены картины Арауна Гордина Spyker]. AutoZine (на голландском языке). 25 июня 2012 г. Архивировано из оригинала 26 ноября 2017 г. Проверено 27 ноября 2017 г.
- ↑ The Manchester Guardian , 21 июля 1922 г., стр. 7.
- ^ nl: Ренто Хофстеде Крулл
- ^ ru: Химаф
- ^ Heemaf была публичной компанией.
- ^ Яап Туик. Особенно энергичный предприниматель — Ренто Вольтер Хендрик Хофстеде Крулл (1863-1938): пионер электроснабжения в Нидерландах — №3: Релаксация: велосипед и автомобиль как хобби . Зутфен, Нидерланды: Исторический центр Оверэйсел и Вальбург, Перс., 2009. стр.: 25–31. ISBN 90-5730-640-9
- ^ «Holechistorie.nl» .
- ^ «Женевьева в стиле пин-ап вновь обретает свой образ кинокумира», RM Sotheby's London to Brighton Veteran Car Run, пятница, 28 июля 2023 г. Проверено 20 октября 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Хазевинкель, Харм Дж. (октябрь 2003 г.). «Нейкер: Le premiers Hollandais volants» [Нейкер: Первый голландский самолет]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (407): 40–50. ISSN 0757-4169 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ноготь
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1880 году.
- Производственные компании в Амстердаме
- Автопроизводители Нидерландов
- Компании по производству автомобилей прекратили свое существование в 1926 году.
- Закрытие 1926 года в Нидерландах
- Производители автобусов из Нидерландов
- Голландские компании, основанные в 1880 году.
- Несуществующие авиапроизводители Нидерландов