Растение-людоед
![]() Изображение человека, съеденного плотоядным деревом Ятевео («Я вижу тебя»), найденным как в Африке, так и в Центральной Америке, из Море и земля », 1887 г. книги Дж. У. Буэля « | |
Впервые засвидетельствовано | 1874 |
---|---|
Область | Африка и Центральная Америка |
Подробности | Обитает в лесах Африки и Центральной Америки. |
Растение -людоед — легендарное хищное растение, достаточно большое, чтобы убить и съесть человека или другое крупное животное. Различные подобные мифы и вымышленные сказки существуют во всем мире.
Мадагаскарское дерево
[ редактировать ]Самое раннее известное сообщение о растении-людоеде возникло как литературная выдумка, написанная журналистом Эдмундом Спенсером для New York World . [ 1 ] Статья Спенсера впервые появилась в ежедневном выпуске New York World 26 апреля 1874 года и снова появилась в еженедельном выпуске газеты два дня спустя. [ 2 ] В статье было опубликовано письмо предполагаемого немецкого исследователя по имени «Карл Лече» (в более поздних отчетах также пишется как Карл или Карл Личе), который сообщил о встрече с человеческим жертвоприношением , совершенным «племенем Мкодо» на Мадагаскаре : [ 3 ] Эту историю подхватили многие другие газеты того времени, в том числе South Australian Register от 27 октября 1874 года, [ 4 ] где он получил еще большую известность. [ 5 ] Описывая дерево, в рассказе говорилось:
Тонкие тонкие щупики с яростью голодной змеи на мгновение задрожали над ее головой, а затем словно инстинкт с демоническим разумом внезапно обвились вокруг ее шеи и рук; затем, пока ее ужасные крики и еще более ужасный смех дико поднимались, чтобы мгновенно снова задушиться в булькающий стон, усики одно за другим, как большие зеленые змеи, с жестокой энергией и адской быстротой поднимались, втягивались и обхватывали ее вокруг себя. складка за складкой, постоянно сжимаясь с жестокой быстротой и диким упорством анаконд, цепляющихся за свою добычу. [ 6 ]
Мистификация получила дальнейшую огласку в , «Мадагаскар: Земля дерева-людоеда» книге Чейза Осборна , бывшего губернатора Мичигана . Осборн утверждал, что и племена, и миссионеры на Мадагаскаре знали об ужасном дереве, повторил приведенный выше рассказ лича и признал: «Я не знаю, существует ли это тигриное дерево на самом деле или леденящие кровь истории о нем — чистый миф. Этого достаточно для того, чтобы моя цель, если ее история сосредоточит ваш интерес на одном из наименее известных мест мира». [ 7 ]
В своей книге 1955 года «Саламандры и другие чудеса» писатель-научный писатель Вилли Лей определил, что племя мкодо, Карл Личе и мадагаскарское дерево-людоед — все это были выдумки: «Факты к настоящему времени довольно ясны. дерева не существует. Нет такого племени». [ 8 ]
Остальные
[ редактировать ]В книге Джеймса У. Бюэля « Море и земля » (1889 г.) [ 9 ] Растение Ятевео описывается как произрастающее в Африке и Южной Америке , названное так из-за шипящего звука, похожего на испанскую фразу ya te veo ( букв. « Я уже вижу тебя » ), и обладающего ядовитыми «шипами», напоминающими «множество огромные змеи в гневной дискуссии, время от времени мечущиеся из стороны в сторону, как будто нанося удары по воображаемому врагу», которые хватают и пронзают любое существо, попадающее в пределах досягаемости. [ 10 ]
Вампирская лоза
[ редактировать ]Уильям Томас Стед , редактор журнала Review of Reviews , опубликовал в октябре 1891 года краткую статью, в которой обсуждалась история, найденная в журнале «Люцифер» , описывающая растение в Никарагуа, которое туземцы называли «ловушкой дьявола». Это растение обладало способностью «высасывать кровь любого живого существа, попадающего в зону его смертельного прикосновения». Согласно статье:
Г-н Данстан, натуралист, недавно вернувшийся из Центральной Америки, где он провел почти два года, изучая флору и фауну страны, рассказывает о находке необычного растения в одном из болот, окружающих великие озера. Никарагуа. Он занимался охотой за ботаническими и энтомологическими образцами, когда услышал издалека, словно в агонии, крик своей собаки. Бегу к тому месту, откуда доносился крик животного. Мистер Данстан нашел его окутанным идеальной сетью, похожей на тонкую, похожую на веревку ткань корней и волокон... ловушка», и были полны историй о его смертоносной силе. Ему удалось очень мало узнать о природе растения из-за трудности обращения с ним, поскольку его можно оторвать только с потерей кожи и даже плоти; но, насколько мог установить мистер Данстан, его всасывающая способность заключена в множестве бесконечно малых ртов или маленьких присосок, которые, обычно закрытые, открываются для приема пищи. Если вещество животное, кровь отбирают, а труп или отходы затем выбрасывают. [ 11 ]
Расследование рецензии Стеда установило, что такая статья не была опубликована в октябрьском номере «Люцифера» , и пришло к выводу, что статья в «Обзоре обзоров», по всей видимости, была сфабрикована редактором. [ 12 ] Эта история появилась в сентябрьском номере журнала. [ 13 ] ей предшествовала более длинная версия в газете 1889 года, описывающая Данстана как «известного натуралиста» из Нового Орлеана. [ 14 ]
Литература и кино
[ редактировать ]- «Дерево-людоед» (1881) Фила Робинсона (вошедшее в его книгу « Под Пункахом ») описывает «дерево-людоеда», найденное в Нубии . [ 15 ]
- индийского писателя Маллади Венката Кришны Мурти В биологическом триллере «Натталостуннайи Джагратта» рассказывается о дереве-людоеде на Мадагаскаре.
- «Цветение странной орхидеи» (1894) Герберта Уэллса (первоначально опубликовано в Pall Mall Budget от 2 и 9 августа 1894 года) об орхидее, способной успокаивать и истощать кровь человека. [ 16 ]
- В «Пурпурном терроре» (1899) Фреда М. Уайта представлены паразитические лозы с фиолетовыми цветками, известные как «Дьявольский мак», которые захватывают и отравляют животных. [ 17 ]
- В «Испанской мести» (1906) изображен «Ятевео» в Мексике , напоминающий большой кактус с множеством длинных колючих рук, который нападает на техасского путешественника. [ 18 ]
- В двух рассказах комикса «Дик Трейси » («Мистер Криминал» и «лейтенант Тиво») рассказывается о растениях-людоедах.
- В фильме «Людоед Гидры» (1967) рассказывается о безумном ученом ( Кэмерон Митчелл ), который выводит гибриды плотоядных и вампирических растений.
- В книге Get Smart " Что такого в Элджи?" (1970) Агент KAOS Алджернон Де Грасс ( Джон Ван Дрилен ) пытается убить Максвелла Смарта с помощью дерева-людоеда.
- В «Конане-пирате» (1971) черное племя амазонок использует рощу деревьев-людоедов под названием «Куламту» в качестве особенно жестокого метода казни. [ 19 ]
- «Враг мина» — фильм 1985 года, в котором показаны двое выживших в авиакатастрофе, живущих на негостеприимной планете, населенной растениями, питающимися животными.
- «Магазинчик ужасов» — фильм 1960 года режиссёра Роджера Кормана о растении-людоеде. Был также мюзикл, еще один фильм и мультсериал по мотивам фильма, в котором также фигурировало растение-людоед.
- Магазинчик ужасов (мюзикл) — мюзикл 1982 года по мотивам фильма 1960 года.
- Магазинчик ужасов (фильм) — экранизация мюзикла 1986 года, режиссёр Фрэнк Оз.
- «Маленький магазин» — мультсериал 1991 года, спин-офф фильма 1986 года, созданного Фрэнком Озом.
- «Ребенок-полынь» (2008) Анни Пру (рассказ в журнале Fine Just the Way It Is ) представляет собой полынь , которая вырастает, чтобы поедать животных и людей после того, как ее «вырастила» и накормила бездетная пара из Вайоминга . [ 20 ] [ 21 ]
- «Оттенки серого: Дорога к высокому шафрану» (2012) Джаспера Ффорде изображает хищное дерево ятевео. В целях продвижения романа на YouTube был выпущен видеоролик «Peril Infoganda» под названием «Как не быть съеденным Ятевео». [ 22 ] [ 23 ] История ятевео вернулась в продолжении 2024 года Red Side Story.
- Гарри Поттер и философский камень Книга Джоан Роулинг « » включала в себя растение- удавчик , известное как «Ловушка дьявола», которое опутывает и раздавливает все, что демонстрирует движение в пределах досягаемости его усиков. Дьявольская ловушка, по-видимому, не поедает свою добычу, поскольку по крайней мере в одном случае жертву обнаруживают целой после того, как ее убило растение.
- «Дне триффидов В » Джона Уиндема центральным антагонистом является одноименный триффид, плотоядное растение, способное к передвижению, которое ловит и поедает людей.
- «Голод Септопа» ( Septopus er Khide ) Сатьяджита Рэя представляет собой хищное растение с семью стволами и ртом, которое родом из Никарагуа , было привезено обратно и в конечном итоге выращено в Калькутте .
- «Жизнь Пи» Книга Янна Мартела , опубликованная в 2001 году, включает в себя хищное дерево на плавучем острове.
- «Руины » по рассказу Скотта Смита , снятого Картером Смитом , — это фильм 2008 года о виноградной лозе, которая убивает и поедает людей.
- «Пожиратель женщин» (1958) — британский фильм ужасов, основанный на описанной выше популярной легенде о племени, приносящем женщин в жертву плотоядному дереву, которое приобретает сумасшедший учёный, который должен кормить его, пытаясь раскрыть его секреты.
- «Теплица» — научно-фантастический роман Брайана Олдисса 1962 года. Он описывает далекое будущее Земли, где преобладает растительная жизнь, причем многие виды растений всеядны.
- В эпизоде «Люди дерева» (6 сезон, 9 серия) сериала « , или Гримм» появляется Киношимобе слуга дерева. Киношимобы, находящиеся в симбиотических отношениях с деревьями Дзюбокко , представляют собой гуманоидных элементалей, состоящих из растительного материала с хлорофиллом вместо крови. Они заманивают своих жертв в ловушку лозами, а затем используют одну из своих лоз, чтобы заколоть их до смерти. Они могут заставить лозы вырастать как из рук, так и из ног. Это медлительные, но сильные существа, способные поднять взрослого человека.
См. также
[ редактировать ]- Плотоядное растение - Растения, питающиеся животными.
- Человеческий каннибализм - практика поедания людьми других людей.
- Дзюбокко - дерево ёкай в японском фольклоре, которое, как говорят, живет за счет человеческой крови.
- Людоед - животное или мифическое существо, питающееся человеческой плотью.
- Старик Уиллоу - злой персонаж в произведениях Толкина.
- Puya chilensis - Бромелия, по слухам, способна убивать птиц и овец.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Спенсер, Эдмунд (август 1888 г.). Сомерс, Фредерик Максвелл (ред.). «Чудесные истории: Дерево-людоед» . Современная литература . Том. 1, нет. 2. п. 109 154–155.
- ^ Спенсер, Эдмунд (26–28 апреля 1874 г.). «Криноида Даджиана, Дерево-людоед Мадагаскара» (PDF) . Нью-Йоркский мир . Проверено 1 июля 2013 г.
- ^ Рон Салливан и Джо Итон (27 октября 2007 г.). «Грязь: Мифы о растениях-людоедах – есть над чем пожевать» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 26 октября 2007 г.
- ^ Спенсер, Эдмунд (27 октября 1874 г.). «Дерево-людоед Мадагаскара» . Южно-Австралийский регистр . Проверено 1 июля 2013 г.
- ^ Поллак, Майкл (15 августа 2014 г.). «Отвечая на вопрос о сказке о человеческом жертвоприношении дереву» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ Тайсон, Питер. «Лес, полный страхов, часть 2» . Дикие земли Мадагаскара . Нова Онлайн.
- ^ Осборн, Чейз Сэлмон (1924). Мадагаскар: Страна Дерева-людоеда . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательская компания Republic. стр. 3-9 .
- ^ Лей, Вилли (1955). Саламандры и другие чудеса: еще больше приключений натуралиста-романтика . Викинг Пресс. стр. 178–182.
- ^ Ричард Астро (1976). Литература и море: материалы конференции, состоявшейся в Центре морских наук, Ньюпорт, Орегон, 8 мая 1976 г. Университет штата Орегон, программа Sea Grant College.
- ^ Бюэль, Джеймс Уильям (1887). Море и земля: иллюстрированная история чудесных и любопытных явлений природы, существовавших до и после Потопа . Филадельфия, Пенсильвания: Историческое издательство. стр. 475–477 .
- ^ Стед, Уильям, изд. (октябрь 1891 г.). «Вампирская лоза» . Обзор обзоров . IV (22). Лондон: Mobray House: 391 . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ «Растение-каннибал» . Западный аптекарь . XIV (3). Чикаго: GP Englehard & Co.: 93 марта 1892 г .. Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ Безант, Анни, изд. (15 сентября 1891 г.). «Любопытная история» . Люцифер . Том. 9, нет. 49. Лондон, Англия. п. 20.
- ^ Специальная телеграмма (9 декабря 1889 г.). «Кровососущее растение» . Таймс . № 5196. Филадельфия, Пенсильвания. п. 2 – через Newspapers.com .
- ^ Робинсон, Фил (1881). «Дерево-людоед». Под Пункой (3-е изд.). Лондон, Англия: Сэмпсон Лоу, Марстон, Сирл и Ривингтон. стр. 1–13 .
- ^ Уэллс, Х.Г. (1904) [1895]. Украденная бацилла и другие происшествия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: MacMillan and Co., стр. 17–35 – через Интернет-архив .
- ^ Уайт, Фред М. (сентябрь 1899 г.). «Пурпурный террор» . Журнал «Стрэнд» . Том. 18, нет. 105. С. 243–251 – через Интернет-архив .
- ^ Штатный писатель (1 сентября 1906 г.). «Испанская месть» . Канзас-Сити Газетт . Том. 48, нет. 8. Канзас-Сити, Канзас: Печать и издательство газет. п. 7.
- ^ Спраг-де-Камп, Лион ; Картер, Лин (1971). «16 Пожирающее дерево». Конан-буканьир . Нью-Йорк: Lancer Books.
- ^ Маундер, Патрисия (21 января 2009 г.). «Прекрасно, как есть: Энни Пру (обзор)» . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 18 марта 2010 г.
- ^ Рон Карлсон (7 сентября 2008 г.). «Истинная хватка» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 марта 2010 г.
- ^ Ффорде, Джаспер (2009). Оттенки серого: Дорога к высокому шафрану . Лондон, Англия: Ходдер и Стоутон. ISBN 978-1-84894-584-5 .
- ^ Ффорде, Джаспер (Издатель) (8 февраля 2010 г.). Оттенки серого - Инфоганда 3 - Ятевео (видео на YouTube). Ффорде, Джаспер.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мичелл, Джон; Рикард, Боб (2007). Грубый путеводитель по необъяснимым явлениям (2-е изд.). Грубые гиды . стр. 319–321 . ISBN 978-1-84353-708-3 .
- Миллер, Т.С. (2012). «Жизнь растений-монстров: месть овощей в эпоху исследований на животных». Журнал фантастического в искусстве . 23 (3): 460–479.