Блюдо с одной ложкой
« Блюдо с одной ложкой», также известное как «Одно блюдо и одна ложка», — это закон, используемый коренными народами Америки по крайней мере с 1142 года нашей эры. [ 1 ] для описания соглашения о разделе охотничьей территории между двумя или более странами. Люди все едят из одной тарелки, то есть все охотятся на общей территории. Одна ложка означает, что все народы, живущие на этой территории, должны ограничить добычу, которую они добывают, чтобы оставить достаточно для других, а также для дальнейшего изобилия и жизнеспособности охотничьих угодий в будущем. [ 2 ] [ 3 ] : 37 Иногда слово на языке коренных народов переводится на английский язык как миска или чайник, а не как блюдо. [ 4 ] : 210
Фраза «Блюдо одной ложкой» также используется для обозначения самого договора или соглашения. В частности, договор, заключенный между народами Анишинаабе и Хауденосауни в Монреале в 1701 году. [ 5 ] : 614–621 В рамках Великого Монреальского мира обычно называют договором «Блюдо с одной ложкой», а связанный с ним пояс вампума — вампум «Блюдо с одной ложкой». [ 4 ] : 217–218 Договорная территория включает часть провинции Онтарио между Великими озерами и простирается на восток вдоль северного берега реки Св. Лаврентия до границы Квебека . [ 4 ] : 218 Некоторые утверждают, что сюда также входят части Нью-Йорка и Мичигана . [ 6 ] : 210
Другие ссылки
[ редактировать ]Коренные народы с незапамятных времен заключали соглашения с соседними народами о совместном использовании охотничьих угодий. [ 4 ] : 210 однако самая ранняя документированная ссылка на эту концепцию встречается в Великом законе мира Хауденосауни , который можно назвать основополагающей конституцией Конфедерации Хауденосауни. [ 2 ] [ 7 ] : 30–45 [ 8 ] : 454–57 Устная традиция Хауденосауни утверждает, что это основание произошло с незапамятных времен. [ 9 ] Однако ученые Барбара Манн и Джерри Филдс связывают ряд устных историй с датами солнечных затмений и приходят к выводу, что Конфедерация была образована 31 августа 1142 года. кукуруза поддерживает дату между 900–1200 годами нашей эры. [ 1 ] В Великом Законе Мира есть особая просьба «не иметь ножа возле нашей тарелки». [ 2 ] чтобы раздел гарантированно был без кровопролития. Упоминание «Блюдо одной ложкой» в Великом законе мира прямо предписывает сохранять дичь, бродящую по охотничьим угодьям, а также требует ее совместного использования. [ 7 ] [ 8 ] : 456–57 Он также содержит обещание поровну разделить урожай с полей. [ 7 ] : 43
В конце 18 века оджибве и дакота , традиционные враги, договорились встречаться каждый год в начале зимы, выкуривать трубку мира, а затем на протяжении всего охотничьего сезона обмениваться дружескими визитами и охотиться на общей территории, не причиняя друг другу вреда. [ 10 ] : 267–68 Южнее, в нынешнем штате Джорджия , в середине 18-го века крики и чероки заключили мирный договор на условиях «Блюда одной ложкой» с той небольшой разницей, что в нем была указана разделительная линия между их охотничьими территориями, а некоторые части были посвящены охотничьим угодьям. каждой нации. [ 11 ] : 121
События, предшествовавшие заключению договора
[ редактировать ]Торговля мехом вызвала огромный спрос на бобровые меха, особенно на меха из северных стран, которые были более желательны, поскольку были более толстыми. Хауденосауни хотел, чтобы европейские товары были доступны в торговле, поэтому они почти постоянно воевали с народами на этих территориях. [ 12 ] : 539 Монтанье, Алгонкин и некоторые народы Хауденосауни заключили мир в 1624 году в Труа-Ривьере и Квебеке , чтобы разделить территорию для охоты. [ 13 ] Французским и голландским колониальным властям не нравился этот мир, в котором они не участвовали, поскольку он предвещал уменьшение их экономической мощи. Таким образом, они способствовали недоверию среди коренных народов, которым удалось нарушить мир в течение нескольких лет. [ 4 ] : 212 В сентябре 1645 года Вендат , Кичесипирини , Монтанье и могавк заключили еще один мир в Труа-Ривьер, чтобы разделить территорию для охоты. [ 14 ] : 39 и возобновил его в феврале 1646 г. [ 4 ] : 214 Этот мир был нарушен почти сразу же, когда Пяти Наций совершили набег на север и запад на территорию Вендата. осенью 1646 года воины [ 4 ] : 214 Вполне вероятно, что Пять Народов сделали это не только из-за превосходных шкурок, но и потому, что они почти полностью вымерли бобра на своей родной территории к югу от озера Онтарио . [ 6 ] : 211 Набеги пяти наций продолжались и усиливались до 1680-х и 90-х годов, когда французы предприняли против них серьезное военное наступление. [ 6 ] : 212–215 В 1640-х годах народность анисинаабе, народ Миссиссогас , в ответ на набеги хауденосауни и во избежание эпидемий оспы, опустошающих оседлые земледельческие племена, с которыми они делили землю, покинула свою традиционную территорию на северном берегу озера Онтарио и реки Святого Лаврентия и бежала. север и запад. В 1670-х годах с помощью одава и чиппева они вернулись и способствовали растущему давлению со стороны французов на хауденосауни. [ 5 ] : 565–577 [ 15 ] : 10–13
Договор
[ редактировать ]Колониальные документы Нью-Йорка показывают, что в конце 1690-х годов различные племена встречались в своих охотничьих угодьях, чтобы начать обсуждение мира. [ 4 ] : 216 а летом 1700 года представители различных Анисинаабе и других западных стран встретились с советом Хауденосауни в Онондаге, чтобы обсудить мир. На этой встрече западные страны попросили стать частью Цепи Завета и разделить охотничьи угодья в соответствии с принципом «Блюдо одной ложкой». [ 6 ] : 217–218 За этим последовала встреча вождей Пяти Наций и 19 других стран в Монреале в сентябре, на которой был представлен пояс вампума, описанный как «делающий один общий чайник, когда мы встретимся», скорее всего, пояс «Блюдо с одной ложкой». от Хауденосауни. [ 4 ] : 217 Все стороны договорились о более широкой встрече в Монреале в следующем году, на которой 4 августа был подписан Великий Монреальский мир. [ 4 ] : 217 [ 6 ] : 229–230 За пару недель до этого, 19 июля, Хауденосауни заключили соглашение с британцами в Олбани, по которому, пытаясь обеспечить защиту британцев, они передали им всю территорию. Ученые утверждают, что обе стороны имели разное понимание условий передачи: Хауденосауни ожидали только британской защиты территории, а британцы рассчитывали, что смогут расширить на нее Нью-Йорк. [ 6 ] : 227–229
После договора
[ редактировать ]Монреальский договор оказался долговечным, и в исторических записях есть много упоминаний о нем и о вампуме «Блюдо с одной ложкой». Несколько примеров:
В 1765 году Дэниел Клаус, заместитель генерального суперинтенданта по делам индейцев, написал сэру Уильяму Джонсону, британскому суперинтенданту по делам индейцев, напомнив ему о договоре 1701 года, в котором французский губернатор сообщил согласившимся коренным народам, что «леса и охотничьи угодья не может быть ничем иным, как общим и свободным как для одной нации, так и для другой». [ 4 ] : 219
В 1793 году вождь Шести наций Джозеф Брант написал суперинтенданту по делам индейцев Александру Макки, объясняя, что утверждение Департамента по делам индейцев о том, что некоторая часть страны возле Гранд-Ривер принадлежит Шести нациям, ошибочно, поскольку примерно сто лет назад существовало соглашение о делить земли с другими коренными народами для охотничьих целей, [ 4 ] : 220 и есть вампум «Блюдо с одной ложкой», который поддерживает его позицию. [ 16 ] Заявление Бранта подтверждается устной традицией Миссиссоги, в которой говорится, что земля к северу от восточного озера Эри , все озеро Онтарио и западно-северный берег реки Святого Лаврентия были территорией Миссиссоги с незапамятных времен, и они согласились разделить ее в Договор «Блюдо с одной ложкой». [ 5 ] : 1636
В 1824 году вождь вендатов Цауэнхохи сообщил Законодательному собранию Нижней Канады, что около двухсот лет назад семь стран заключили договор, согласно которому можно есть одной и той же ложкой из одной миски. [ 17 ] Учитывая, что с момента заключения Монреальского договора прошло всего 123 года, неясно, имел ли в виду Цауэнхохи его или один из более ранних договоров середины 17 века.
Во время заключения договора в 1840 году хранитель вампумов Шести Наций Джон Сканавати Бак [ 18 ] [ сомнительно – обсудить ] подарил четыре пояса вампума, в том числе один в честь Блюда с одной ложкой. [ 4 ] : 221–222 Бак заявил, что это первый договор о разделении охотничьих угодий, заключенный между Анишинаабе и Шестью Нациями много лет назад в Монреале. [ 19 ] Устная традиция Миссиссоги иная, утверждая, что договор был заключен только с могавками. [ 5 ] : 613 Пояс хранился в «Шести нациях Гранд-Ривер» до его смерти в 1893 году. Баком [ 4 ] : 225 [ 20 ] : 222–223 после этого находящиеся в его владении пояса были разбросаны, а некоторые проданы торговцам и коллекционерам. Позже было зарегистрировано, что пояс принадлежал Эвелин Х.К. Джонсон, которая подарила его Королевскому музею Онтарио в 1922 году. [ 4 ] : 225 [ 20 ] : 224–226
В 1915 году Сет Ньюхаус , вождь онондага , написал королю Георгу V, протестуя против того, что ограничительные законы провинции Онтарио не позволяют его народу получать достаточно средств к существованию от охоты, и просил короля прислать им фотографию сам держит документ договора, чтобы они могли использовать его, чтобы бросить вызов этим законам. Департамент по делам индейцев перехватил письмо, но оно не было доставлено. [ 4 ] : 224–225
Сегодня
[ редактировать ]Для некоторых организаций в Канаде теперь принято признавать на собраниях и других мероприятиях, что мероприятие происходит на территории, которая была и может оставаться территорией коренных народов . [ 21 ] «Блюдо с одной ложкой» было включено во многие территориальные благодарности организаций и учреждений в районе Торонто , включая Совет университетов Онтарио. [ 22 ] и служения Конференции Объединенной церкви Канады в Торонто . [ 21 ] Сегодня некоторые рассматривают договор как соглашение, которое распространяется на всех, кто живет в Южном Онтарио , включая коренные народы, не участвовавшие в первоначальном договоре, а также поселенцев и вновь прибывших. [ 23 ] [ 24 ]
В настоящее время пояс находится в Королевском музее Онтарио. [ 3 ] : 41 В основном оно состоит из раковин белых трубачей с небольшим участком фиолетовых раковин моллюсков куахог в центре пояса, изображающего блюдо. [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Манн, Барбара А.; Филдс, Джерри Л. (1997). «Знак в небе: знакомство с Лигой Хауденосауни». Журнал о культуре и исследованиях американских индейцев . 21 (2): 105–163. дои : 10.17953/aicr.21.2.k36m1485r3062510 .
- ^ Jump up to: а б с Гибсон, Джон Артур; Гольденвейзер, Александр (1992). Вудбери, Ханни; Генри, Редж; Вебстер, Гарри (ред.). О Лиге: Традиция Лиги ирокезов, продиктованная Онондагой . Виннипег: алгонкинская и ирокезская лингвистика. стр. 457–460.
- ^ Jump up to: а б Симпсон, Линн (2008). «Забота о Гду-нааганинаа: доколониальные дипломатические и договорные отношения Нишнабега». Обзор Wíčazo Ša . 23 (2): 29–42. дои : 10.1353/wic.0.0001 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Литвин, Виктор П. (1997). «Блюдо одной ложкой: Соглашение об общих охотничьих угодьях в районе Великих озер и долины Святого Лаврентия» . Документы двадцать восьмой Алгонкинской конференции . 28 : 210–227.
- ^ Jump up to: а б с д Уильямс, Дуг (2018). Мичи Саагиг Нишнабег: Это наша территория (изд. Kindle). Виннипег: Книги ARP. ISBN 9781927886090 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж БРАНДО, Хосе Антонио; Старна, Уильям (1996). «Договоры 1701 года: триумф ирокезской дипломатии». Этноистория . 43 (2): 210. дои : 10.2307/483396 . JSTOR 483396 .
- ^ Jump up to: а б с Хилл, Сьюзен М. (2017). Глина, из которой мы сделаны: землевладение Хауденосауни на Гранд-Ривер . Виннипег, Манитоба: Издательство Университета Манитобы. ISBN 978-0-88755717-0 .
- ^ Jump up to: а б Кинг, Джойс Текахнавиякс (2007). «Ценность воды и значение водного права для коренных американцев, известных как хауденосауни». Корнельский журнал права и государственной политики . 16 : 454–59.
- ^ «Конфедерация Хауденосауни» . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ Уоррен, Уильям В. (1984). оджибвеев История народа Сент-Луис Пол: Историческое общество Миннесоты. стр. 100-1 267–68 . ISBN 087351162X .
- ^ Моултон, Гэри Э., изд. (1985). Документы вождя Джона Росса . Том. 1. Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс.
- ^ Рихтер, Дэниел (1983). «Война и культура: опыт ирокезов». Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри . 40 (4): 539. дои : 10.2307/1921807 . JSTOR 1921807 .
- ^ Шамплен, Самуэль де (1933). Биггар, HP (ред.). Произведения Самуэля де Шамплена т. 5: 1620-1629 . Торонто: Общество Шамплейн. ISBN 9781442617810 .
- ^ Трелиз, Аллен В. (1962). «Ирокезы и западная торговля мехом: проблема интерпретации». Исторический обзор долины Миссисипи . 49 (1): 32–51. дои : 10.2307/1889464 . JSTOR 1889464 .
- ^ Джонстон, Дарлин (2006). Соединение людей с местом: история аборигенов Великих озер в культурном контексте . Рочестер, Нью-Йорк: Сеть исследований социальных наук. ССНР 1864900 .
- ^ Симко, Джон Грейвс. Крукшанк, EW (ред.). Переписка вице-губернатора Джона Грейвса Симко . Том. 5. Торонто: Издательство Университета Торонто. п. 67.
- ^ Сиуи, Жорж Э. (1992). Для индейской автоистории: очерк основ социальной этики . МКУП. п. 90. ИСБН 9780773563667 .
- ^ Fine-Dare, Кэтлин Сью (2002). Серьезная несправедливость: движение за репатриацию американских индейцев и НАГПРА . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. стр. 93 . ISBN 9780803269088 .
- ^ Джонс, Питер (Какевакуонаби) (1861). История индейцев оджебвея: с особым упором на их обращение в христианство . Лондон: А.В. Беннетт. стр. 118–119 .
- ^ Jump up to: а б Тукер, Элизабет (1998). «Записка о возвращении одиннадцати поясов вампумов Конфедерации ирокезов шести наций на Гранд-Ривер, Канада». Этноистория . 45 (2): 219–236. дои : 10.2307/483059 . JSTOR 483059 .
- ^ Jump up to: а б «Территориальные признания» . Конференция Объединенной церкви Канады в Торонто . Проверено 13 августа 2017 г.
- ^ «Признание традиционной земли» . Совет университетов Онтарио . Проверено 13 августа 2017 г.
- ^ «Признание земли» . Школа журналистики Райерсона . Проверено 13 августа 2017 г.
- ^ «Восстановление/переименование» . Огимаа Микана . Проверено 13 августа 2017 г. - через Tumblr.
- ^ Навегабоу, Барб (2014). «Вампум обладает силой самых ранних соглашений» . Ветроговоритель . 32 (1). Аммса.