Конституция Пруссии (1920 г.)
Прусская конституция 1920 года ( нем . Verfassung von Preußen 1920 ) сформировала правовую основу для Свободного государства Пруссия , составного государства Веймарской республики , с 1918 по 1947 год. Она была основана на демократических парламентских принципах и заменила Конституцию 1848 года. /50 . В эпоху национал-социалистов он был размыт до такой степени, что стал неактуальным, а после мировой войны потерял юридическую силу, когда государство Пруссия было упразднено союзниками Второй в 1947 году.
Конституция предусматривала создание Ландтага (парламента), избираемого по пропорциональной системе при всеобщем избирательном праве как для мужчин, так и для женщин, и Государственного совета ( Staatsrat ), избираемого местными парламентами для представления интересов провинций Пруссии . Исполнительная власть принадлежала государственному министерству, возглавляемому министром-президентом, который избирался Ландтагом и был ответственным перед ним . Он назначал и руководил другими министрами и отвечал за определение политики. В отличие от Веймарской конституции , прусская конституция 1920 года не предусматривала президента. Пока он оставался в силе, Пруссия была одним из самых стабильных и демократических государств Веймарской республики.
Историческая справка
[ редактировать ]До немецкой революции 1918–1919 годов Пруссия управлялась Конституцией 1850 года Королевства Пруссия . Это была измененная версия Конституции 1848 года , которую король Фридрих Вильгельм IV ввёл после немецких революций 1848–1849 годов . Он установил конституционную монархию с двухпалатным парламентом и включил перечень основных прав, но король, который мог наложить вето на любой закон, обходить судебную систему и контролировать армию, оставался самой сильной властью в государстве. Самой спорной особенностью Конституции, которую социал-демократы, в частности, критиковали во времена существования Германской империи , было трехклассовое избирательное право , которое взвешивало голоса в зависимости от суммы уплаченных налогов. [1]
После революции существующие законы первоначально продолжали применяться, за исключением тех случаев, когда они явно противоречили новому демократическому порядку. Прусская Палата представителей и Палата лордов были распущены. Поэтому 15 ноября 1918 года [2] Трехклассная избирательная система также была заменена всеобщим избирательным правом для мужчин и женщин. Прусское государственное собрание, которое должно было разработать новую конституцию Пруссии, было избрано на основе расширенного избирательного права 26 января 1919 года. [3]
Прусское государственное собрание
[ редактировать ]Решение об избрании собрания для обсуждения будущей демократической прусской конституции было принято на заседаниях революционного прусского Совета народных депутатов 12 и 14 декабря 1918 года, когда Отто Браун , Пауль Хирш и Ойген Эрнст из Социал-демократической партии большинства (MSPD) ) удалось заставить более радикальную Независимую социал-демократическую партию (НСДПГ) отказаться от своей оппозиции. Выборы должны были состояться за неделю до выборов в Веймарское национальное собрание , которое должно было принять национальную конституцию Германии. Гуго Пройс , который впоследствии написал проект Веймарской конституции для Национального собрания, выступал за разделение государства Пруссия из-за его размера (почти две трети как населения Германии, так и территории) и поэтому хотел иметь Пруссию. Государственное собрание собирается только после принятия фундаментальных решений на национальном уровне. [4] Дата досрочного голосования была частью попытки временного прусского правительства предотвратить распад государства.
Выборы и состав
[ редактировать ]Выборы в Государственное собрание состоялись 26 января 1919 г. [3] через неделю после (а не до) выборов в Веймарское национальное собрание. Это были первые общегосударственные выборы в Пруссии, которые проводились на основе всеобщего, равного и тайного избирательного права для мужчин и женщин вместо трехклассной системы. Из 401 избранного депутата 26 были женщинами. Явка избирателей составила около 74%.
Следующие партии набрали достаточно голосов, чтобы получить хотя бы одно место: [5]
Вечеринка | Голоса | % | Сиденья | |
---|---|---|---|---|
Социал-демократическая партия (СДПГ) | 6,278,291 | 36.38 | 145 | |
Центристская партия | 3,834,953 | 22.22 | 93 | |
Немецкая демократическая партия (ДДП) | 2,796,359 | 16.20 | 65 | |
Немецкая национальная народная партия (DNVP) | 1,936,939 | 11.22 | 48 | |
Независимая социал-демократическая партия (НСДПГ) | 1,280,803 | 7.42 | 24 | |
Немецкая народная партия (ДВП) | 981,665 | 5.69 | 23 | |
Немецко-ганноверская партия (DHP) | 84,975 | 0.49 | 2 | |
Демократия фермеров и сельскохозяйственных рабочих земли Шлезвиг-Гольштейн (SHBLD) | 61,565 | 0.36 | 1 |
Ассамблея собралась на свою учредительную сессию 13 марта 1919 года. [3] Всего в конституционный комитет, ответственный за разработку конституции, было выбрано 27 членов. Одиннадцать были от MSPD, шесть от Центристской партии , четыре от Немецкой демократической партии (DDP), четыре от Немецкой национальной народной партии (DNVP) и по одному от USPD и Немецкой народной партии (DVP).
События и резолюции
[ редактировать ]20 марта 1919 года Государственное собрание приняло «Закон о временном порядке государственной власти в Пруссии». Он регулировал наиболее важные организационные вопросы как своего рода переходную конституцию до тех пор, пока не была принята официальная конституция. [6] В первых дебатах консервативная ДНВП выступала за сильного президента во главе государства в качестве противовеса парламенту. Эрнст Хайльманн из MSPD выступал против ДНВП и в то же время выступал за унитарное немецкое государство. ДДП поддержала его, в то время как ДВП также выступала за сильного президента штата. НСПГ хотела упомянуть свержение монархии и упоминание рабочих советов. Через несколько дней после принятия временного закона, при воздержании Центристской партии, Государственное собрание приняло резолюцию против возможного распада государства, такую как предложил Хьюго Пройс в первоначальных проектах национальной конституции.
Согласно временному закону, коллегиальное правительство возглавлял министр-президент (аналог премьер-министра), а не президент, как это было в других немецких землях. Министр-президент не имел полномочий издавать директивы, как это было в более поздней официальной конституции, но его голос имел решающее значение в случае равенства голосов в кабинете министров. Правительство в целом имело права, ранее принадлежавшие королю. Президент Государственного собрания ( Роберт Лейнерт из MSPD) имел право назначать министра-президента и остальных министров.
25 марта 1919 года Лейнерт назначил коалиционный кабинет, состоящий из членов MSPD, Центристской партии и DDP под руководством Пола Хирша (MSPD). [7] После неудавшегося Капповского путча 13–18 марта 1920 года правительство ушло в отставку, и 29 марта был сформирован первый кабинет Отто Брауна (MSPD).
В апреле 1920 года Ассамблея одобрила образование Большого Берлина , что значительно увеличило размеры и население прусской столицы. 23 июня 1920 г. был принят закон об отмене статусных привилегий дворянства (который также был частью Веймарской конституции). Попытка укрепить политическую независимость провинций Пруссии провалилась.
Обсуждение Конституции
[ редактировать ]Из-за прошлых тесных связей между Рейхом и Пруссией, а также из-за размера и важности Пруссии, необходимо было дождаться, пока будут определены основные положения Конституции Рейха, прежде чем предпринимать какие-либо действия. [8] Государственному собранию Пруссии было выгодно, чтобы практический опыт, полученный в ходе его взаимодействия с новым правительством в Берлине, мог быть учтен при разработке конституции. Ассамблея также смогла извлечь уроки из конституций других штатов и национальной конституции.
Министерство внутренних дел Пруссии подготовило первый проект конституции, который был направлен Государственному собранию 25 февраля 1920 года. [9] Капповский путч вызвал дальнейшую задержку. Именно Карл Северинг из MSPD наконец представил проект Ассамблее 26 апреля 1920 года. [10] В принципе должен был быть однопалатный парламент. Интересы провинций, особенно в финансовых вопросах, должны были учитываться финансовым советом. То, что дебаты будут нелегкими, дал понять представитель MSPD, который выдвинул ряд поправок, включая критику запланированного правительством права распустить парламент штата. Консервативные партии вновь подняли вопрос о президенте штата и второй палате.
Обсуждения в конституционном комитете начались 16 июня 1920 г. [11] к этому времени политическая обстановка на национальном уровне существенно изменилась в результате Капповского путча. Партии Веймарской коалиции (МСДПГ, ДДП и Центр) потеряли значительное количество мест на выборах в Рейхстаг 6 июня в пользу правых политических сил (ДНВП и ДВП) и более крайних левых (НСДПГ). В результате коалиция в Государственном собрании почувствовала необходимость пойти на компромисс, чтобы стабилизировать правительство в Пруссии. В общей сложности в трех обсуждениях комитетов партнеры по коалиции пришли к приемлемому для всех компромиссу: строго парламентская система без президента. Министр-президент должен был определять направления политики и занимать позицию силы, аналогичную позиции британского премьер-министра . Помимо Государственного собрания ( Ландтага ), Государственный совет ( Стаатсрат эквивалентом второй палаты был ), представляющий провинции.
После работы в комитете пленум рассмотрел проект, часть которого была сильно изменена, в трех чтениях. 30 ноября 1920 года новая Конституция Свободного Государства Пруссия была принята 280 голосами от MSPD, Центристской партии, DDP и DVP против 60 голосов от DNVP и USPD. [12] при этом немецко-ганноверская партия воздержалась.
Принятая конституция в конечном итоге оказалась фактором политической стабильности Пруссии. [13]
Содержание
[ редактировать ]Конституция началась с заявления о том, что Пруссия является республикой и членом Германского рейха.
Носителем государственной власти был народ в целом. Они могли осуществлять свои права напрямую через плебисциты (референдумы) или косвенно через своих представителей в Ландтаге (парламенте). Государственное министерство, состоящее из министра-президента и министров штатов, было высшим исполнительным органом. Не было президента или президентского эквивалента. Судебная власть состояла из независимых судов, подчиняющихся только закону.
Избирательная система в Ландтаге была пропорциональной . С некоторыми ограничениями голосовать было разрешено всем немецким гражданам старше двадцати лет, проживающим в Пруссии, как мужчинам, так и женщинам. Право голоса было «всеобщим и равным» и осуществлялось тайно и напрямую. Депутаты не были связаны инструкциями или приказами – то есть не было императивного мандата . Продолжительность законодательного периода составляла четыре года. Ландтаг имел право на самороспуск, а также мог быть распущен комитетом, состоящим из министра-президента и председателей Государственного совета и Ландтага , а также путем референдума. Ландтаг . принял законы на основе Конституции и утвердил бюджет Поправки к Конституции могут быть внесены Ландтагом большинством в две трети голосов. Он должен был созваться по требованию не менее одной пятой депутатов или по требованию Государственного министерства. В отличие от периода до 1918 года, Ландтаг имел право на самосоздание и мог самостоятельно определять свое закрытие и возобновление созыва.
Государственный совет представлял провинции и давал им право голоса в законодательстве и управлении. Члены избирались местными парламентами или, в случае Берлина, городским советом. Государственное министерство должно было информировать Государственный совет о государственных делах. Государственный совет имел право на консультативное заключение по предлагаемому законодательству. Через государственное министерство Государственный совет мог вносить законопроекты в ландтаг . Государственный совет имел право возражать против постановлений парламента. Затем Ландтагу пришлось снова рассмотреть закон и принять его большинством в две трети , несмотря на возражения Государственного совета.
Государственное министерство состояло из президента-министра, избираемого Ландтагом , и государственных министров. Министр-президент назначал министров, имел полномочия определять политику и отвечал за нее в Ландтаге . В пределах своих полномочий министры работали независимо и также были подотчетны Ландтагу . Министр-президент председательствовал в государственном министерстве и руководил его деятельностью. Для того чтобы отозвать доверие к Государственному министерству в целом или к отдельным министрам, необходимо было согласие не менее половины депутатов при поименном голосовании. В целях поддержания общественной безопасности или в случае чрезвычайного положения государственное министерство могло издавать указы в период, когда парламент не заседал, в сотрудничестве с постоянным комитетом парламента, но оно должно было получить последующее одобрение после Парламент собрался. Если в согласии было отказано, постановление утрачивало силу.
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]Впоследствии в Конституцию несколько раз вносились поправки, первая из которых была внесена в 1921 году после плебисцита Верхней Силезии , который привел к созданию провинции Верхняя Силезия . Дальнейшие поправки последовали в 1924 и 1928 годах. Прусский государственный переворот 1932 года фактически упразднил прусское правительство, а в начале национал-социалистов правления Gleichschaltung законы от марта и апреля 1933 года еще больше подорвали эффективность Конституции. Формально он оставался в силе и не был отменен до 1947 года, когда прусское государство было распущено Законом № 46 союзников Контрольного совета .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Пруссия: Королевство с 1815 по 1918 год» . Британская энциклопедия . Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ Государственное министерство, Управление (7 декабря 1918 г.). «Прусский юридический сборник. 1918, № 38 (7 декабря)» [Прусский юридический сборник. 1918, № 38 (7 декабря)]. Biblioteka Jagiellońska, 408452 III (на немецком языке): 191 . Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фогельс, Алоис (1921). Конституция Пруссии ( на немецком языке). Берлин: Издательство Франца Валена. п. 3.
- ^ Гизе, Фридрих; Фолькманн, Эрнст (1926). от 30 ноября 1920 г. . Конституция Пруссии (на немецком языке) Берлин: Карл Хейманнс Верлаг. п. 20.
- ^ «Свободное государство Пруссия: выборы в Государственное собрание 1919 года» [Свободное государство Пруссия: выборы в Государственное собрание 1919 года]. gonschior.de (на немецком языке) . Проверено 11 апреля 2023 г.
- ^ Фогельс 1921 , с. 4.
- ^ Шульце, Герхард, изд. Acte Borussica New Episode (PDF) (на немецком языке). Том 11/1. Хильдесхайм: Олмс-Вайдманн. п. 14.
- ^ Гизе и Фолькманн 1926 , с. 19.
- ^ Фогельс 1921 , с. 6.
- ^ Фогельс 1921 , с. 8.
- ^ Фогельс 1921 , с. 9.
- ^ Болдт, Ганс (1980). «Прусская конституция от 31 января 1850 года: проблемы ее толкования». История и общество (на немецком языке). 6, Специальное издание, Обзор Пруссии: 87.
- ^ Хейманн, Зигфрид (2011). Государственный парламент Пруссии 1899–1947 (на немецком языке). Берлин: Ссылки. п. 197. ИСБН 9783861536482 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Конституция Свободного государства Пруссия (Текст конституции на немецком языке)