Ван Чжэньи (астроном)
Ван Чжэньи ( упрощенный китайский : 王尊义 ; традиционный китайский : 王尊义 ; пиньинь : Ван Чжэньи ; 1768–1797; стиль Дэцин (德清), также известный как женщина-историк Цзиньлин и Цзяннин (金灵女史)) был китайским ученым из династии Цин. династия . [1] Она нарушила феодальные обычаи того времени, которые препятствовали правам женщин, работая над изучением таких предметов, как астрономия, математика, география и медицина. [2] Она была хорошо известна своим вкладом в астрономию, математику и поэзию. Она была признанным ученым: «Выдающаяся женщина Китая XVIII века». [3]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Родовой дом Ван находится в провинции Аньхой , но семья ее деда переехала в Цзяннин или современный Нанкин . [1] [2] В детстве она очень любила читать и была очень умной. [1]
Ее семья состояла из дедушки, бабушки и отца. Ее дедушка Ван Чжэфу ( 王者辅 ) был бывшим губернатором уезда Фэнчэнь и района Сюаньхуа . Он обладал широким и глубоким интеллектом, глубокой любовью к чтению и имел коллекцию из более чем семидесяти пяти книжных полок. Ее отец Ван Сичэнь провалил императорский экзамен и вместо этого изучал медицину и записал свои открытия в четырехтомном сборнике под названием «Ифан Яньчао» («Сборник медицинских рецептов»). [1] Девичья фамилия ее бабушки была Донг. Ее дедушка был ее первым учителем астрономии; ее бабушка была ее учительницей поэзии; а ее отец преподавал ей медицину, географию и математику. [4]
С 9 лет ее учили писать стихи и эссе, проявляя острую чувствительность к социальным и человеческим условиям, а также обладая уникальными мыслями и пониманием социальных реалий. После смерти Ван Чжэфу она вместе со своей бабушкой Дун и отцом отправилась скорбеть за пределы Великой стены и четыре года жила в Цзилине, где училась у госпожи Бу Цяньяо. Ван Чжэфу умер в 1782 году, и семья отправилась в Цзилин (недалеко от Великой стены) на его похороны. Они пробыли в этом регионе пять лет, где Чжэньи получила обширные знания, читая коллекцию книг своего деда, а также обучаясь навыкам верховой езды , стрельбе из лука и боевым искусствам у жены монгольского генерала по имени Аа. [1] В возрасте одиннадцати лет Ван Чжэньи сопровождала свою бабушку в Цзилинь, чтобы оплакать дедушку. Она прожила в префектуре Сюаньхуа пять лет. Позже она также путешествовала со своей бабушкой и отцом в различные места, включая Пекин, Шэньси, Хубэй, Гуандун и Аньхой. Во время этих путешествий она посетила множество исторических мест, получив обширный опыт и познакомившись с различными аспектами жизни общества. [5]
В возрасте шестнадцати лет Ван Чжэньи вместе со своим отцом путешествовала к югу от реки Янцзы , пока не вернулась в столицу. Она смогла увидеть такие места, как Шэньси, Хубэй и Гуандун, что расширило ее кругозор и обогатило ее опыт. [1] Когда ей было восемнадцать, она подружилась с учеными-женщинами в Цзяннине благодаря своим стихам и начала заниматься астрономией и математикой, большая часть которых была самоучкой. [4] В двадцать пять лет она вышла замуж за Чжан Мэй из Сюаньчэна в провинции Аньхой. После замужества она стала более известна благодаря своей поэзии и знаниям в области математики и астрономии, которые она когда-то преподавала некоторым студентам-мужчинам. [4] Ван Чжэньи умер в возрасте двадцати девяти лет и не имел детей. [1]
Академические достижения
[ редактировать ]Хотя Ван Чжэньи дожила всего до двадцати девяти лет, она добилась больших успехов в академическом мире. Она преуспела в астрономии и математике . Одним из ее вкладов была возможность описать свои взгляды на небесные явления в статье «Спор о процессии равноденствий». Она смогла объяснить и просто доказать, как движутся точки равноденствия , а затем как рассчитать их движение. Она написала множество других статей, таких как «Спор о долготе и звездах», а также «Объяснение лунного затмения». Она прокомментировала количество звезд; направление вращения Солнца, Луны и планет Венера, Юпитер, Марс, Меркурий и Сатурн; а также описание связи между лунными и солнечными затмениями . [1] Она не только изучала исследования других астрономов, но и смогла провести собственное оригинальное исследование. Продолжателей в области новых астрономических календарных знаний в то время было немного. Более того, из-за того, что система экзаменов на государственную службу фокусировалась на восьминогом эссе , ученые не хотели изучать естественные науки, такие как календарная астрономия, опасаясь ее сложности и затруднений. В результате изучение календарной астрономии чуть не стало «потерянным искусством» той эпохи. Кроме того, ограничения на изучение женщинами астрономических календарей были еще более строгими, поскольку им считалось неуместным учиться в уединении. Однако Ван Чжэньи глубоко понимал социальную значимость астрономических исследований. Она смело пошла против течения, настойчиво углубляясь как в китайские, так и в западные астрономические знания, и написала несколько работ на эту тему. Из ее работ сохранилось лишь около десяти работ, таких как «Объяснение лунных затмений» и «Объяснение звездного неба». [6]
Один из ее экспериментов по изучению лунного затмения включал размещение в садовом павильоне круглого стола, выполнявшего роль глобуса; к потолочным балкам она повесила на шнуре хрустальную лампу, изображающую солнце. Затем на одной стороне стола у нее было круглое зеркало, похожее на луну. Она переместила эти три объекта, как если бы это были солнце, земля и луна, в соответствии с астрономическими принципами. Ее выводы и наблюдения были очень точными и записаны в ее статье «Объяснение солнечного затмения». [1]
В области математики Чжэньи владел тригонометрией и знал теорему Пифагора . Она написала статью под названием «Объяснение теоремы Пифагора и тригонометрии», в которой правильно описала треугольник и взаимосвязь между более коротким катетом прямоугольного треугольника, длинным катетом и гипотенузой треугольника. [1]
Она восхищалась математиком Мэй Вэндингом (1633–1721 гг. н.э.). [1] Он был известен в начале династии Цин и написал книгу « Принципы расчета». Ван Чжэньи стал мастером этой книги, переписав ее более простым языком и сделав доступной для других под названием « Необходимость расчета». Она смогла упростить умножение и деление, чтобы облегчить изучение математики начинающим. [1] Она очень усердно изучала математику и написала книгу под названием «Простые принципы вычислений» в двадцать четыре года . Учиться ей было трудно, и однажды она сказала: «Были моменты, когда мне приходилось откладывать ручку и вздыхать. Но я люблю этот предмет и не сдаюсь». [1]
«Объяснение лунных затмений» Ван Чжэньи в первую очередь анализирует причины лунных затмений с использованием теорий, соответствующих современным астрономическим принципам. В своей работе она обобщила различные астрономические теории от Юй Си до Го Шоуцзина и привела их в соответствие с исламским, западным и современным календарями. Она исправила заблуждения о движении небесных тел и установила постепенное смещение звезд на протяжении десятилетий — концепцию, почти точную для реальных условий.
Ван Чжэньи также уточнил концепции календарных эпох и методов, различая отправную точку создания календаря и методы вычислений, включая арифметику , диаграммы и инструменты. Она утверждала, что изменения в календарях разных династий касались эпох, а не методов.
В «Теории округлости Земли» Ван Чжэньи опроверг тысячелетнюю концепцию плоской Земли с круглым небом, применив астрономические и географические термины для защиты концепции сферической Земли и раскрыв идею относительного пространственного положения. , что является значительным шагом вперед по сравнению с традиционными верованиями.
Ее работы, в том числе рассуждения о движении звезд и планет, в доступной форме затрагивали сложные вопросы, существенно исправляя заблуждения и продвигая астрономические знания.
Ван Чжэньи сравнила китайские и западные астрономические знания, применив в своих исследованиях сравнительный подход. Она выявила как сходства, так и ключевые различия в китайских и западных методах, способствуя интеграции этих систем знаний в 18 веке.
Несмотря на ограниченность экспериментальных инструментов, Ван Чжэньи проводила простые эксперименты, например, использовала свой новаторский подход к пониманию лунных затмений с использованием лампы, стола и зеркала. Ее наблюдательные навыки также распространились на метеорологию , где она записывала погодные условия и делала точные прогнозы.
Вклад Ван Чжэньи в медицину, хотя и не изложен в конкретной книге, очевиден в предисловиях к медицинским трудам ее отца и ее практических медицинских знаниях. Она подчеркнула точность диагностики, профилактическую медицину и индивидуальные стратегии лечения, продемонстрировав свое глубокое понимание и практический опыт в медицинских науках.
Работы и подход Ван были новаторскими для ее времени, сочетая китайские и западные научные знания, пропагандируя сравнительные исследования и применяя инновационные методы как в астрономии, так и в математике. Ее наследие является свидетельством ее вклада в науку и культуру Китая XVIII века. [7]
Поэзия
[ редактировать ]Опыт путешествий, а также академические исследования дали ей множество идей и материала для стихов. Своей литературой она оставила неизгладимое впечатление. Она оставила тринадцать томов «Си» (поэзий) , прозы, а также предисловий и постскриптумов, написанных к другим произведениям. [1] Знаменитый ученый династии Цин Юань Мэй прокомментировал поэзию Вана, сказав, что она «имеет привкус великого пера, а не поэтессы». [1] Поэзия Чжэньи была известна отсутствием цветистых слов, которые в то время считались характерными для женских черт. [4] Ее поэзия включала ее понимание классики и истории, а также опыт во время путешествий, например, пейзажи и жизнь простолюдинов, с которыми она познакомилась.
Некоторые примеры ее работ:
«Транзитный перевал Тонг»
Так важен дверной проем,
захватив горло горы
Глядя вниз с небес,
Солнце видит течение Желтой реки. [1]
«Восхождение на гору Тай»
Облака заволокли холмы,
Солнце купается в море. [1]
Она также изобразила тяжелую жизнь простолюдинов, особенно женщин-работниц, в таких стихотворениях, как «Женщина, разводящая шелкопряд» и «Стирка одежды». Кроме того, она изобразила коррупцию и полярный контраст между жизнью богатых и бедных в таких стихотворениях, как «Поэма из восьми строк», которая содержала:
В деревне нет дыма от готовки,
Богатые семьи позволяют хранящемуся зерну разлагаться;
В полыни разбросаны жалкие изголодавшиеся тела,
Жадные чиновники все же настаивают на взимании сельскохозяйственных сборов. [1]
Поэзия Ван Чжэньи известна своей простотой, прямотой и эмоциональной глубиной. Ее стихи часто отражают социальные реалии, проливая свет на условия и настроения ее времени. Она использовала поэзию как средство выражения своих мыслей на различные темы, включая положение женщин в обществе, ценность образования и свою любовь к научным исследованиям. Ее творчество отличается сочетанием традиционных литературных форм с прогрессивными идеями, что делает ее уникальным голосом в литературе династии Цин. Ее поэтическое наследие, хотя и частично сохранившееся, остается свидетельством ее интеллекта, сочувствия и новаторского духа как женщины-ученого в эпоху, когда доминировали мужчины.
Смерть
[ редактировать ]Ван Чжэньи умер в возрасте двадцати девяти лет. Точных сведений о том, как она умерла, нет. Когда она узнала, что умирает, она отдала свои работы и рукописи своей лучшей подруге, госпоже Куай (1763–1827 гг. н.э.), которая в конечном итоге передала их своему племяннику Цянь Ицзи (1783–1850 гг. н.э.), известному исследователю время. [1] Он объединил ее работу в Шусуань Цзяньцунь или Простые принципы расчета. [1] Он описал Ван Чжэньи как «женщину-учёную номер один после Бань Чжао ». [1]
На втором году правления Цзяцин у Ван Чжэньи случился рецидив малярии , и он серьезно заболел. Во время болезни она и ее муж Чжан Цюань разбирали ее сочинения, «многое удаляя и сжигая, так что сохранилось лишь около двадцати-тридцати процентов». Перед смертью она поручила мужу передать оставшиеся рукописи леди Куай, выразив желание, чтобы леди Куай почтила память ее после ее кончины. К сожалению, последние пожелания Ван Чжэньи не были полностью реализованы. На четвертом году эпохи Цзяцин (1799 г.) Ван Чжэньи умерла в возрасте 30 лет. Несколько лет спустя неожиданно умер и ее муж Чжан Цюань, не оставив детей. [7]
Во времена династии Цин женщинам было чрезвычайно трудно учиться и тем более преуспевать в естественных науках, таких как астрономия, математика и медицина, которые считались исключительно редкими областями обучения. [8] Молодые женщины-ученые, такие как Ван Чжэньи, были крайне редки в феодальном обществе. Ученый Цин Цянь Ицзи похвалил ее в предисловии к «Шу Суан Цзянь Цунь», сравнив ее с Бань Чжао, выдающейся ученой древнего Китая. Ван Чжэньи был не только специалистом в области естественных наук, но и прогрессивным мыслителем. С юных лет она посвящала каждую минуту учёбе и чтению, полагая, что «стремление к обучению не знает границ, и каждый момент драгоценен». Путешествия с отцом расширили ее кругозор и расширили ее кругозор. Однако в феодальном обществе такие женщины, как она, несмотря на свои амбиции, имели ограниченные возможности для самовыражения. Она выразила резкое недовольство отказом феодального общества в возможностях образования и обучения для женщин и протестовала против социальной нормы недооценки женщин в академических кругах. Она жаждала свободы и надеялась, что женщины смогут вместить в себя амбиции и интеллект мужчин. К сожалению, многие из ее научных работ не были признаны обществом и даже не поняты ее родственниками, некоторые из которых высмеивали ее занятия. Большинство ее научных работ были утеряны, и остались лишь некоторые из ее сочинений, предназначенных для широкого круга читателей. Ван Чжэньи обладал разносторонним талантом, достигшим успехов в литературе, истории, поэзии и лирике, в основном самоучкой. Более поздние ученые описали ее как разностороннюю как в литературе, так и в боевых искусствах, преуспевшую в широком спектре предметов и не имеющую себе равных в ее обширных знаниях, особенно в астрономии и понимании как китайских, так и западных методов. [6]
Наследие
[ редактировать ]Ван Чжэньи верил в равенство и равные возможности как для мужчин, так и для женщин. В одном из своих стихотворений она написала:
Это заставило поверить,
Женщины такие же, как и мужчины;
Вы не убеждены,
Дочери тоже могут быть героическими? [1]
Я проехала тысячи миль и написала тысячи книг, но мои амбиции выше, чем у моего мужа!
Она была довольна своим браком и считала, что социальные феодальные ценности неуместны, «когда речь идет об обучении и науках, люди не думают о женщинах», она сказала, что «женщины должны только готовить и шить, и что их не следует беспокоить о женщинах». писать статьи для публикаций, изучать историю, сочинять стихи или заниматься каллиграфией». [1] [Мужчины и женщины] «все люди, у которых одна и та же причина учиться». [1]
В 1994 году Рабочая группа Международного астрономического союза (МАС) по номенклатуре планетных систем одобрила название кратера на Венере Ван Чжэньи в ее честь. [9]
Наследие Ван Чжэньи отмечено ее выдающимися достижениями как женщины-ученого, поэтессы и ученого во времена династии Цин, периода, когда образование женщин было сильно ограничено. Она бросила вызов общественным нормам, преуспев в областях, где традиционно доминировали мужчины, таких как астрономия, математика и медицина. Ее преданность обучению и обширные путешествия позволили ей получить широкий кругозор и глубокое понимание различных предметов. Несмотря на проблемы, с которыми она столкнулась как женщина в феодальном обществе, Ван Чжэньи упорствовала в своих начинаниях и выражала свои мысли о гендерном равенстве и важности образования для женщин. Ее стихи и несколько сохранившихся научных работ отражают ее интеллектуальную глубину и прогрессивное мышление. Ван Чжэньи известна как новатор в истории Китая, ее помнят за ее вклад в науку и литературу, а также как вдохновляющий пример способностей женщин в научной и научной областях. Ее жизнь и работа бросили вызов гендерным нормам своего времени и создали прецедент для будущих поколений.
Воспоминание
[ редактировать ]Ван Чжэньи, известную ученую из династии Цин, до сих пор помнят и чтят за ее вклад в различные области. Некоторые важные примеры ее современных воспоминаний включают:
- Название кратера на Венере: В 1994 году Международный астрономический союз (МАС) признал достижения Ван Чжэньи в астрономии, назвав в ее честь кратер на Венере. Этой чести удостаиваются умершие женщины, внесшие выдающийся вклад в свои области, особенно в астрономию. [10]
- Интерес к женской истории и науке. По мере роста исследований женской истории и вклада женщин в науку такие личности, как Ван Чжэньи, получают признание, которого они заслуживают. Ее историю и достижения все чаще называют вдохновляющими примерами преодоления социальных барьеров и внесения значительного вклада в науку и литературу. [11]
- Культурное и литературное влияние: жизнь и творчество Ван Чжэньи повлияли на современную литературу и часто упоминаются в дискуссиях о роли женщин в науке и обществе. Ее новаторский дух и интеллект продолжают вдохновлять многих, особенно в контексте исторического вклада женщин в области, в которых традиционно доминировали мужчины.
Эти дани и упоминания подчеркивают непреходящее наследие Ван Чжэньи как первопроходца в науке и символа интеллектуальных способностей женщин, особенно в историческом контексте, где такие достижения были выдающимися. Ее история продолжает вдохновлять и прославляться в различных формах, способствуя более глубокому пониманию роли женщин в науке и истории.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Петерсон, Барбара Беннетт (2000). Известные женщины Китая: династия Шан до начала двадцатого века . Нью-Йорк: МЭ Шарп. стр. 341–345. ISBN 9780765619297 .
- ^ Перейти обратно: а б Шен, Ю Ву (2011). -ученые в династии Цин : Zhejiang Education Press. Женщины 978-7-5338-8976-0 .
- ^ Ли, Цзыган (1982). История Аньхой , стр. 631.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ли, Лили Сяо Хун; А.Д. Стефановская. Клара Вин-Чунг Хо (ред.). Биографический словарь китайских женщин: период Цин, 1644–1911 (т. 1 изд.). ME Sharpe, Inc., стр. 230–231. ISBN 0-7656-0043-9 .
- ^ «Ван Чжэньи - Интернет-версия третьего издания «Энциклопедии Китая»» www.zgbk.com Проверено 14 ноября 2023 г. .
- ^ Перейти обратно: а б «Де фэн Тин Чу Цзи; Де фэн Тин Цзи; Де Фэн Тин Чу Цзи; Де Фэн Тин Цзи; 13 цзюаней; 13 томов» . Китайские редкие книги — цифровые коллекции CURIOSity , получено 14 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шен (2004). «О Ван Чжэньи, молодой женщине-ученом из династии Цин» . Журнал Ханчжоуского педагогического университета (издание по естественным наукам) 3 ( 003): 213–216. doi : 10.3969/j.issn.1674-. 232Х.2004.03.019 .
- ^ «Рукопись текстового электронного проекта по истории Цин и китайской философии» . ctext.org (на китайском языке (Китай)) . Проверено 14 ноября 2023 г. .
- ^ «Названия планет: Кратер, кратеры: Ван Чжэньи на Венере» . Справочник планетарной номенклатуры . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ Мехта, Деванг (3 ноября 2017 г.). «Плодотворная жизнь Ван Чжэньи, самоучки, астронома и поэта» . Массивная наука . Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ «Крутые дамы: китайский математик и астроном Ван Чжэньи» . Мир китайцев . Проверено 14 ноября 2023 г.
Другие источники
[ редактировать ]- «Предварительная коллекция павильона Дефэн» Ван Чжэньи
- История династии Цин, 508-й том: Биография Ван Чжэньи
- Биографии 700 известных личностей династии Цин, книга четвертая, биография Ван Чжэньи, написанная Цай Гуаньлуо
- Дополнительный сборник биографий на каменных табличках : 509-й том: Биография Ван Чжэньи Мин Эрчана
- «Третье издание биографий, седьмой том, Чжу Кебао.
- «Предварительный сборник секретных чтений династии», 228-й том.
- Текстуальное исследование произведений женщин-писателей-историков , седьмой том, Ху Вэнькай