Jump to content

Ван Чжэньи (астроном)

Ван Чжэньи ( упрощенный китайский : 王尊义 ; традиционный китайский : 王尊义 ; пиньинь : Ван Чжэньи ; 1768–1797; стиль Дэцин (德清), также известный как женщина-историк Цзиньлин и Цзяннин (金灵女史)) был китайским ученым из династии Цин. династия . [1] Она нарушила феодальные обычаи того времени, которые препятствовали правам женщин, работая над изучением таких предметов, как астрономия, математика, география и медицина. [2] Она была хорошо известна своим вкладом в астрономию, математику и поэзию. Она была признанным ученым: «Выдающаяся женщина Китая XVIII века». [3]

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и семья

[ редактировать ]

Родовой дом Ван находится в провинции Аньхой , но семья ее деда переехала в Цзяннин или современный Нанкин . [1] [2] В детстве она очень любила читать и была очень умной. [1]

Ее семья состояла из дедушки, бабушки и отца. Ее дедушка Ван Чжэфу ( 王者辅 ) был бывшим губернатором уезда Фэнчэнь и района Сюаньхуа . Он обладал широким и глубоким интеллектом, глубокой любовью к чтению и имел коллекцию из более чем семидесяти пяти книжных полок. Ее отец Ван Сичэнь провалил императорский экзамен и вместо этого изучал медицину и записал свои открытия в четырехтомном сборнике под названием «Ифан Яньчао» («Сборник медицинских рецептов»). [1] Девичья фамилия ее бабушки была Донг. Ее дедушка был ее первым учителем астрономии; ее бабушка была ее учительницей поэзии; а ее отец преподавал ей медицину, географию и математику. [4]

С 9 лет ее учили писать стихи и эссе, проявляя острую чувствительность к социальным и человеческим условиям, а также обладая уникальными мыслями и пониманием социальных реалий. После смерти Ван Чжэфу она вместе со своей бабушкой Дун и отцом отправилась скорбеть за пределы Великой стены и четыре года жила в Цзилине, где училась у госпожи Бу Цяньяо. Ван Чжэфу умер в 1782 году, и семья отправилась в Цзилин (недалеко от Великой стены) на его похороны. Они пробыли в этом регионе пять лет, где Чжэньи получила обширные знания, читая коллекцию книг своего деда, а также обучаясь навыкам верховой езды , стрельбе из лука и боевым искусствам у жены монгольского генерала по имени Аа. [1] В возрасте одиннадцати лет Ван Чжэньи сопровождала свою бабушку в Цзилинь, чтобы оплакать дедушку. Она прожила в префектуре Сюаньхуа пять лет. Позже она также путешествовала со своей бабушкой и отцом в различные места, включая Пекин, Шэньси, Хубэй, Гуандун и Аньхой. Во время этих путешествий она посетила множество исторических мест, получив обширный опыт и познакомившись с различными аспектами жизни общества. [5]

В возрасте шестнадцати лет Ван Чжэньи вместе со своим отцом путешествовала к югу от реки Янцзы , пока не вернулась в столицу. Она смогла увидеть такие места, как Шэньси, Хубэй и Гуандун, что расширило ее кругозор и обогатило ее опыт. [1] Когда ей было восемнадцать, она подружилась с учеными-женщинами в Цзяннине благодаря своим стихам и начала заниматься астрономией и математикой, большая часть которых была самоучкой. [4] В двадцать пять лет она вышла замуж за Чжан Мэй из Сюаньчэна в провинции Аньхой. После замужества она стала более известна благодаря своей поэзии и знаниям в области математики и астрономии, которые она когда-то преподавала некоторым студентам-мужчинам. [4] Ван Чжэньи умер в возрасте двадцати девяти лет и не имел детей. [1]

Академические достижения

[ редактировать ]

Хотя Ван Чжэньи дожила всего до двадцати девяти лет, она добилась больших успехов в академическом мире. Она преуспела в астрономии и математике . Одним из ее вкладов была возможность описать свои взгляды на небесные явления в статье «Спор о процессии равноденствий». Она смогла объяснить и просто доказать, как движутся точки равноденствия , а затем как рассчитать их движение. Она написала множество других статей, таких как «Спор о долготе и звездах», а также «Объяснение лунного затмения». Она прокомментировала количество звезд; направление вращения Солнца, Луны и планет Венера, Юпитер, Марс, Меркурий и Сатурн; а также описание связи между лунными и солнечными затмениями . [1] Она не только изучала исследования других астрономов, но и смогла провести собственное оригинальное исследование. Продолжателей в области новых астрономических календарных знаний в то время было немного. Более того, из-за того, что система экзаменов на государственную службу фокусировалась на восьминогом эссе , ученые не хотели изучать естественные науки, такие как календарная астрономия, опасаясь ее сложности и затруднений. В результате изучение календарной астрономии чуть не стало «потерянным искусством» той эпохи. Кроме того, ограничения на изучение женщинами астрономических календарей были еще более строгими, поскольку им считалось неуместным учиться в уединении. Однако Ван Чжэньи глубоко понимал социальную значимость астрономических исследований. Она смело пошла против течения, настойчиво углубляясь как в китайские, так и в западные астрономические знания, и написала несколько работ на эту тему. Из ее работ сохранилось лишь около десяти работ, таких как «Объяснение лунных затмений» и «Объяснение звездного неба». [6]

Один из ее экспериментов по изучению лунного затмения включал размещение в садовом павильоне круглого стола, выполнявшего роль глобуса; к потолочным балкам она повесила на шнуре хрустальную лампу, изображающую солнце. Затем на одной стороне стола у нее было круглое зеркало, похожее на луну. Она переместила эти три объекта, как если бы это были солнце, земля и луна, в соответствии с астрономическими принципами. Ее выводы и наблюдения были очень точными и записаны в ее статье «Объяснение солнечного затмения». [1]

В области математики Чжэньи владел тригонометрией и знал теорему Пифагора . Она написала статью под названием «Объяснение теоремы Пифагора и тригонометрии», в которой правильно описала треугольник и взаимосвязь между более коротким катетом прямоугольного треугольника, длинным катетом и гипотенузой треугольника. [1]

Она восхищалась математиком Мэй Вэндингом (1633–1721 гг. н.э.). [1] Он был известен в начале династии Цин и написал книгу « Принципы расчета». Ван Чжэньи стал мастером этой книги, переписав ее более простым языком и сделав доступной для других под названием « Необходимость расчета». Она смогла упростить умножение и деление, чтобы облегчить изучение математики начинающим. [1] Она очень усердно изучала математику и написала книгу под названием «Простые принципы вычислений» в двадцать четыре года . Учиться ей было трудно, и однажды она сказала: «Были моменты, когда мне приходилось откладывать ручку и вздыхать. Но я люблю этот предмет и не сдаюсь». [1]

«Объяснение лунных затмений» Ван Чжэньи в первую очередь анализирует причины лунных затмений с использованием теорий, соответствующих современным астрономическим принципам. В своей работе она обобщила различные астрономические теории от Юй Си до Го Шоуцзина и привела их в соответствие с исламским, западным и современным календарями. Она исправила заблуждения о движении небесных тел и установила постепенное смещение звезд на протяжении десятилетий — концепцию, почти точную для реальных условий.

Ван Чжэньи также уточнил концепции календарных эпох и методов, различая отправную точку создания календаря и методы вычислений, включая арифметику , диаграммы и инструменты. Она утверждала, что изменения в календарях разных династий касались эпох, а не методов.

В «Теории округлости Земли» Ван Чжэньи опроверг тысячелетнюю концепцию плоской Земли с круглым небом, применив астрономические и географические термины для защиты концепции сферической Земли и раскрыв идею относительного пространственного положения. , что является значительным шагом вперед по сравнению с традиционными верованиями.

Ее работы, в том числе рассуждения о движении звезд и планет, в доступной форме затрагивали сложные вопросы, существенно исправляя заблуждения и продвигая астрономические знания.

Ван Чжэньи сравнила китайские и западные астрономические знания, применив в своих исследованиях сравнительный подход. Она выявила как сходства, так и ключевые различия в китайских и западных методах, способствуя интеграции этих систем знаний в 18 веке.

Несмотря на ограниченность экспериментальных инструментов, Ван Чжэньи проводила простые эксперименты, например, использовала свой новаторский подход к пониманию лунных затмений с использованием лампы, стола и зеркала. Ее наблюдательные навыки также распространились на метеорологию , где она записывала погодные условия и делала точные прогнозы.

Вклад Ван Чжэньи в медицину, хотя и не изложен в конкретной книге, очевиден в предисловиях к медицинским трудам ее отца и ее практических медицинских знаниях. Она подчеркнула точность диагностики, профилактическую медицину и индивидуальные стратегии лечения, продемонстрировав свое глубокое понимание и практический опыт в медицинских науках.

Работы и подход Ван были новаторскими для ее времени, сочетая китайские и западные научные знания, пропагандируя сравнительные исследования и применяя инновационные методы как в астрономии, так и в математике. Ее наследие является свидетельством ее вклада в науку и культуру Китая XVIII века. [7]

Опыт путешествий, а также академические исследования дали ей множество идей и материала для стихов. Своей литературой она оставила неизгладимое впечатление. Она оставила тринадцать томов «Си» (поэзий) , прозы, а также предисловий и постскриптумов, написанных к другим произведениям. [1] Знаменитый ученый династии Цин Юань Мэй прокомментировал поэзию Вана, сказав, что она «имеет привкус великого пера, а не поэтессы». [1] Поэзия Чжэньи была известна отсутствием цветистых слов, которые в то время считались характерными для женских черт. [4] Ее поэзия включала ее понимание классики и истории, а также опыт во время путешествий, например, пейзажи и жизнь простолюдинов, с которыми она познакомилась.

Некоторые примеры ее работ:

«Транзитный перевал Тонг»

Так важен дверной проем,
захватив горло горы
Глядя вниз с небес,
Солнце видит течение Желтой реки. [1]

«Восхождение на гору Тай»

Облака заволокли холмы,
Солнце купается в море. [1]

Она также изобразила тяжелую жизнь простолюдинов, особенно женщин-работниц, в таких стихотворениях, как «Женщина, разводящая шелкопряд» и «Стирка одежды». Кроме того, она изобразила коррупцию и полярный контраст между жизнью богатых и бедных в таких стихотворениях, как «Поэма из восьми строк», которая содержала:

В деревне нет дыма от готовки,
Богатые семьи позволяют хранящемуся зерну разлагаться;
В полыни разбросаны жалкие изголодавшиеся тела,
Жадные чиновники все же настаивают на взимании сельскохозяйственных сборов. [1]

Поэзия Ван Чжэньи известна своей простотой, прямотой и эмоциональной глубиной. Ее стихи часто отражают социальные реалии, проливая свет на условия и настроения ее времени. Она использовала поэзию как средство выражения своих мыслей на различные темы, включая положение женщин в обществе, ценность образования и свою любовь к научным исследованиям. Ее творчество отличается сочетанием традиционных литературных форм с прогрессивными идеями, что делает ее уникальным голосом в литературе династии Цин. Ее поэтическое наследие, хотя и частично сохранившееся, остается свидетельством ее интеллекта, сочувствия и новаторского духа как женщины-ученого в эпоху, когда доминировали мужчины.

Ван Чжэньи умер в возрасте двадцати девяти лет. Точных сведений о том, как она умерла, нет. Когда она узнала, что умирает, она отдала свои работы и рукописи своей лучшей подруге, госпоже Куай (1763–1827 гг. н.э.), которая в конечном итоге передала их своему племяннику Цянь Ицзи (1783–1850 гг. н.э.), известному исследователю время. [1] Он объединил ее работу в Шусуань Цзяньцунь или Простые принципы расчета. [1] Он описал Ван Чжэньи как «женщину-учёную номер один после Бань Чжао ». [1]

На втором году правления Цзяцин у Ван Чжэньи случился рецидив малярии , и он серьезно заболел. Во время болезни она и ее муж Чжан Цюань разбирали ее сочинения, «многое удаляя и сжигая, так что сохранилось лишь около двадцати-тридцати процентов». Перед смертью она поручила мужу передать оставшиеся рукописи леди Куай, выразив желание, чтобы леди Куай почтила память ее после ее кончины. К сожалению, последние пожелания Ван Чжэньи не были полностью реализованы. На четвертом году эпохи Цзяцин (1799 г.) Ван Чжэньи умерла в возрасте 30 лет. Несколько лет спустя неожиданно умер и ее муж Чжан Цюань, не оставив детей. [7]

Во времена династии Цин женщинам было чрезвычайно трудно учиться и тем более преуспевать в естественных науках, таких как астрономия, математика и медицина, которые считались исключительно редкими областями обучения. [8] Молодые женщины-ученые, такие как Ван Чжэньи, были крайне редки в феодальном обществе. Ученый Цин Цянь Ицзи похвалил ее в предисловии к «Шу Суан Цзянь Цунь», сравнив ее с Бань Чжао, выдающейся ученой древнего Китая. Ван Чжэньи был не только специалистом в области естественных наук, но и прогрессивным мыслителем. С юных лет она посвящала каждую минуту учёбе и чтению, полагая, что «стремление к обучению не знает границ, и каждый момент драгоценен». Путешествия с отцом расширили ее кругозор и расширили ее кругозор. Однако в феодальном обществе такие женщины, как она, несмотря на свои амбиции, имели ограниченные возможности для самовыражения. Она выразила резкое недовольство отказом феодального общества в возможностях образования и обучения для женщин и протестовала против социальной нормы недооценки женщин в академических кругах. Она жаждала свободы и надеялась, что женщины смогут вместить в себя амбиции и интеллект мужчин. К сожалению, многие из ее научных работ не были признаны обществом и даже не поняты ее родственниками, некоторые из которых высмеивали ее занятия. Большинство ее научных работ были утеряны, и остались лишь некоторые из ее сочинений, предназначенных для широкого круга читателей. Ван Чжэньи обладал разносторонним талантом, достигшим успехов в литературе, истории, поэзии и лирике, в основном самоучкой. Более поздние ученые описали ее как разностороннюю как в литературе, так и в боевых искусствах, преуспевшую в широком спектре предметов и не имеющую себе равных в ее обширных знаниях, особенно в астрономии и понимании как китайских, так и западных методов. [6]

Наследие

[ редактировать ]

Ван Чжэньи верил в равенство и равные возможности как для мужчин, так и для женщин. В одном из своих стихотворений она написала:

Это заставило поверить,
Женщины такие же, как и мужчины;
Вы не убеждены,
Дочери тоже могут быть героическими? [1]

Я проехала тысячи миль и написала тысячи книг, но мои амбиции выше, чем у моего мужа!

Она была довольна своим браком и считала, что социальные феодальные ценности неуместны, «когда речь идет об обучении и науках, люди не думают о женщинах», она сказала, что «женщины должны только готовить и шить, и что их не следует беспокоить о женщинах». писать статьи для публикаций, изучать историю, сочинять стихи или заниматься каллиграфией». [1] [Мужчины и женщины] «все люди, у которых одна и та же причина учиться». [1]

В 1994 году Рабочая группа Международного астрономического союза (МАС) по номенклатуре планетных систем одобрила название кратера на Венере Ван Чжэньи в ее честь. [9]

Наследие Ван Чжэньи отмечено ее выдающимися достижениями как женщины-ученого, поэтессы и ученого во времена династии Цин, периода, когда образование женщин было сильно ограничено. Она бросила вызов общественным нормам, преуспев в областях, где традиционно доминировали мужчины, таких как астрономия, математика и медицина. Ее преданность обучению и обширные путешествия позволили ей получить широкий кругозор и глубокое понимание различных предметов. Несмотря на проблемы, с которыми она столкнулась как женщина в феодальном обществе, Ван Чжэньи упорствовала в своих начинаниях и выражала свои мысли о гендерном равенстве и важности образования для женщин. Ее стихи и несколько сохранившихся научных работ отражают ее интеллектуальную глубину и прогрессивное мышление. Ван Чжэньи известна как новатор в истории Китая, ее помнят за ее вклад в науку и литературу, а также как вдохновляющий пример способностей женщин в научной и научной областях. Ее жизнь и работа бросили вызов гендерным нормам своего времени и создали прецедент для будущих поколений.

Воспоминание

[ редактировать ]

Ван Чжэньи, известную ученую из династии Цин, до сих пор помнят и чтят за ее вклад в различные области. Некоторые важные примеры ее современных воспоминаний включают:

  1. Название кратера на Венере: В 1994 году Международный астрономический союз (МАС) признал достижения Ван Чжэньи в астрономии, назвав в ее честь кратер на Венере. Этой чести удостаиваются умершие женщины, внесшие выдающийся вклад в свои области, особенно в астрономию. [10]
  2. Интерес к женской истории и науке. По мере роста исследований женской истории и вклада женщин в науку такие личности, как Ван Чжэньи, получают признание, которого они заслуживают. Ее историю и достижения все чаще называют вдохновляющими примерами преодоления социальных барьеров и внесения значительного вклада в науку и литературу. [11]
  3. Культурное и литературное влияние: жизнь и творчество Ван Чжэньи повлияли на современную литературу и часто упоминаются в дискуссиях о роли женщин в науке и обществе. Ее новаторский дух и интеллект продолжают вдохновлять многих, особенно в контексте исторического вклада женщин в области, в которых традиционно доминировали мужчины.

Эти дани и упоминания подчеркивают непреходящее наследие Ван Чжэньи как первопроходца в науке и символа интеллектуальных способностей женщин, особенно в историческом контексте, где такие достижения были выдающимися. Ее история продолжает вдохновлять и прославляться в различных формах, способствуя более глубокому пониманию роли женщин в науке и истории.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Петерсон, Барбара Беннетт (2000). Известные женщины Китая: династия Шан до начала двадцатого века . Нью-Йорк: МЭ Шарп. стр. 341–345. ISBN  9780765619297 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Шен, Ю Ву (2011). -ученые в династии Цин : Zhejiang Education Press. Женщины  978-7-5338-8976-0 .
  3. ^ Ли, Цзыган (1982). История Аньхой , стр. 631.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Ли, Лили Сяо Хун; А.Д. Стефановская. Клара Вин-Чунг Хо (ред.). Биографический словарь китайских женщин: период Цин, 1644–1911 (т. 1 изд.). ME Sharpe, Inc., стр. 230–231. ISBN  0-7656-0043-9 .
  5. ^ «Ван Чжэньи - Интернет-версия третьего издания «Энциклопедии Китая»» www.zgbk.com Проверено 14 ноября 2023 г. .
  6. ^ Перейти обратно: а б «Де фэн Тин Чу Цзи; Де фэн Тин Цзи; Де Фэн Тин Чу Цзи; Де Фэн Тин Цзи; 13 цзюаней; 13 томов» . Китайские редкие книги — цифровые коллекции CURIOSity , получено 14 ноября 2023 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Шен (2004). «О Ван Чжэньи, молодой женщине-ученом из династии Цин» . Журнал Ханчжоуского педагогического университета (издание по естественным наукам) 3 ( 003): 213–216. doi : 10.3969/j.issn.1674-. 232Х.2004.03.019 .
  8. ^ «Рукопись текстового электронного проекта по истории Цин и китайской философии» . ctext.org (на китайском языке (Китай)) . Проверено 14 ноября 2023 г. .
  9. ^ «Названия планет: Кратер, кратеры: Ван Чжэньи на Венере» . Справочник планетарной номенклатуры . Проверено 9 сентября 2020 г.
  10. ^ Мехта, Деванг (3 ноября 2017 г.). «Плодотворная жизнь Ван Чжэньи, самоучки, астронома и поэта» . Массивная наука . Проверено 14 ноября 2023 г.
  11. ^ «Крутые дамы: китайский математик и астроном Ван Чжэньи» . Мир китайцев . Проверено 14 ноября 2023 г.

Другие источники

[ редактировать ]
  • «Предварительная коллекция павильона Дефэн» Ван Чжэньи
  • История династии Цин, 508-й том: Биография Ван Чжэньи
  • Биографии 700 известных личностей династии Цин, книга четвертая, биография Ван Чжэньи, написанная Цай Гуаньлуо
  • Дополнительный сборник биографий на каменных табличках : 509-й том: Биография Ван Чжэньи Мин Эрчана
  • «Третье издание биографий, седьмой том, Чжу Кебао.
  • «Предварительный сборник секретных чтений династии», 228-й том.
  • Текстуальное исследование произведений женщин-писателей-историков , седьмой том, Ху Вэнькай
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 791b8afea524a18b492279f4b1543fd2__1721534400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/d2/791b8afea524a18b492279f4b1543fd2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wang Zhenyi (astronomer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)